Глава 36. Какой день является днем Господним?

Перед нами еще одна проблема, которая сегодня волнует очень многих. Где-то в тайниках своего сердца эти люди чувствуют, что должны соблюдать и чтить один день недели как святой, но времена и обычаи изменились, и они в сомнении, какой из семи дней недели является днем Господним.

Их дилемма усложняется еще и тем, что пятидневная рабочая неделя представляет заманчивую возможность провести досуг за городом, на рыбалке, на лодочных прогулках и различных спортивных состязаниях. С вечера в пятницу и до раннего утра понедельника миллионы людей сначала лихорадочно готовятся к предстоящей поездке, а потом, уже возвратившись домой, приходят в себя. Практически у них не остается свободного времени хотя бы для краткого общения с Богом.

Многие из тех, которые до сих пор посещают церковь по воскресеньям, судя по всему, считают, что этот благочестивый ритуал содержит в себе все их духовные обязанности по отношению к этому дню. Это подтверждает тот факт, что множество людей успевают сочетать визит в церковь с посещением магазинов. Как не заметить хорошо одетых людей, которые до или после посещения церкви разгуливают по супермаркетам? Эти «праведные» стараются объединить два вида своей деятельности и тем самым сэкономить время и бензин.

Другим источником растерянности для людей является тот факт, что тысячи христиан разных конфессий теперь начинают соблюдать как святой день субботу и работать в воскресенье, первый день недели. Правы они или заблуждаются?

Не удивительно, что и многие истинные христиане испытывают такое беспокойство! Может быть, и вы тоже. Может быть, вы говорите себе: «Мне хотелось бы, чтобы Бог понятно объяснил мне, чего Он от меня хочет».

Не волнуйтесь, ваши сомнения скоро оставят вас. Вы получите ясный, как день, ответ из Библии.

Суббота принадлежит к самым древним из всех известных человеку установлении. Она была торжественно установлена Самим Богом всего в нескольких мгновениях после того, как Он повенчал Адама и Еву в Едемском саду.

Для этой удивительной пары их первый закат означал наступление первой субботы, а их первый восход солнца знаменовал для них первое субботнее утро.

«И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмый день, и освятил его» (Быт. 2:2,3).

Обратите внимание на то, какой именно день Он освятил. Это был седьмой день. Не первый, не четвертый и не шестой. Седьмой. Этот особый день Он освятил, отделив его от других для святого употребления.

Начиная с этого момента и впредь все любящие Бога поклонялись Ему в этот святой день. Еженедельно по субботам они вспоминали Его, общались с Ним, восхваляли Его.

Но на протяжении столетий по причине умножения греха многие забыли о субботе. Но Бог помнил о ней и не изменял Своего дня.

Когда Он вывел Израиль из Египта, то напомнил ему самым наглядным способом о жизненно важном значении этого дня.

Сорок лет Он кормил израильтян в пустыне манной небесной, которая самым таинственным образом появлялась шесть раз в неделю. На шестой день выпадала двойная «порция», но в седьмой день не было ничего (Исх. 16:26).

И это продолжалось около двух тысяч недель! Таким образом, если кто-то из израильтян, покинув Египет, выражал сомнение в отношении того, какой день следует считать днем Господним, то к концу своего странствования в пустыне у него исчезли всякие сомнения.

Когда манна небесная все еще появлялась, Бог объявил о Своей воле Израилю и всему человечеству в Своих Десяти Заповедях. И в центре Своего священного закона Он поместил такое повеление: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, И делай всякие дела твои; а день седьмый — суббота Господу Богу твоему» (Исх. 20:8—11).

Теперь каждый израильтянин отлично знал, какой из дней является днем поклонения. Это был седьмой день и никакой другой. Люди не всегда соблюдали его как должно, но это не было им, знающим истину, извинением.

Когда Израиль отступал от Его постановлений, благочестивые служители Божьи призывали людей возвратиться на путь праведности, включая соблюдение святой субботы в седьмой по счету день недели.

Около 700 года до Р.Хр. пророк Исаия призвал современников удержать ногу свою ради субботы и не угождать своим прихотям в этот святой день (см. Ис. 58:13).

Почти два столетия спустя Неемия напомнил этому народу, который возвратился в Иерусалим из вавилонского плена, о чем Бог говорил им на горе Синай: Он «дал им суды справедливые, законы верные, уставы и заповеди добрые. И указал им святую Твою субботу» (Неем. 9:13,14). Но этим он не ограничился. Неемия приказал закрывать городские ворота каждую субботу, чтобы не впускать торговцев (см. Неем. 13:19).

Таким образом, вплоть до середины пятого столетия до Р.Хр., когда одни стали забывать о субботе, а другие соблюдали ее формально, ни у кого не было сомнения в отношении того, какой день недели свят.

Не возникало никаких вопросов по этому поводу и во время пришествия Христа. Иисус Сам святил субботу. Религиозные руководители настолько неукоснительно и пунктуально соблюдали этот день, что не хотели в субботу и пальцем пошевелить даже ради оказания помощи заболевшему. Когда они увидели человека, несущего в этот день свою постель, они рассматривали его как преступника закона, совершившего непростительный грех.

Несмотря на то, что их отношение к субботе было в корне неверным, они правы относительно определения самого дня поклонения. Это как и прежде, был седьмой день еженедельного цикла, который Бог установил с самого начала. Если бы это было не так, то, несомненно, Иисус сказал бы об этом.

А каково было Его личное отношение к этому дню, который Он Сам установил вечным памятником творению? (См. Пс. 134:13).

Он соблюдал его как святой день. Об этом нам рассказывает Лука. В самом начале Своего служения, сразу же после искушения в пустыне. Он «пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать» (Лк. 4:16).

Никто не был удивлен, увидев Его здесь. Для Него было вполне естественно присутствовать на служении, принимать в нем участие. Он посещал эту синагогу с детства. Несомненно, Он приходил туда со своей матерью сотни раз. Он, вероятно, так хорошо знал дорогу туда, что мог бы отыскать ее и в кромешной темноте. Точно так же Он знал, в какой именно день следует туда идти.

Невозможно себе представить, чтобы Иисус мог ошибиться в точности дня поклонения. Однажды Он сказал, обращаясь к фарисеям: «Посему Сын Человеческий есть господин и субботы» (Мк. 2:28). Этими словами Он провозгласил Себя Творцом, учредителем субботы. Свое полное знание ее смысла и цели.

Из всего этого следует, что, несмотря на все превратности четырехтысячелетней истории, несмотря на все испытания и муки, через которые прошли иудеи в Египте, в пустыне, в Палестине и Вавилоне, истинная суббота — седьмой день недели — самым чудесным образом сохранилась до Его прихода в наш мир, где Он благословил святой день Своим личным примером. Временами не вполне верно соблюдаемая, но никогда до конца не утраченная суббота вновь была подтверждена Самим ее Господином.

Иисус не изменил этот день. В Библии нет ни слова о какой-либо перемене. Иисус только восстановил его изначальный смысл и первоначальную цель.

«И случилось Ему в субботу проходить засеянными полями, и ученики Его дорогою начали срывать колосья. И фарисеи сказали Ему: смотри, что они делают в субботу, чего не должно делать. Он сказал им: неужели вы никогда не читали, что сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним? Как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и

дал и бывшим с ним? И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2:23—27).

Этими словами Он ни в коем случае не умалил важности соблюдения субботы. Напротив, Он возвеличивал ее. Суббота была установлена для человека — для его счастья, благосостояния, духовного подъема. Божественного вдохновения. Чем тщательнее будет соблюдаться этот день, тем больше благословений получит человек. Но если рассматривать субботу как тягостную обязанность или подходить к ее соблюдению законнически, полностью теряется ее цель и назначение.

«И пришел опять в синагогу; там был человек, имевший иссохшую руку. И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его. Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину. А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? Но они молчали. И воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая» (Мк. 3:1—5).

По такому же случаю, рассказывает нам Матфей, Он спросил у фарисеев: «Кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы! Итак можно в субботы делать добро» (Мф. 12:11—12).

Вновь и вновь во время Своего краткого пребывания среди людей Он подчеркивал этот принцип как Своей заповедью, так и Своим примером. Он демонстрировал людям, как Бог любви хотел, чтобы они соблюдали Его день. Но Он никогда не изменял этого святого дня.

«Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков, — сказал Он Своим ученикам, — не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Мф. 5:17—19).

Таким образом, совершенно ясно, что Иисус не отменил четвертую заповедь, не нарушил ее и не изменил. А если Он не изменил, то кто мог это сделать?

Может, Он попросил Своих учеников сделать это после Его смерти? Ничего подобного. Напротив, в Библии говорится, что даже тогда, когда Он лежал в гробнице Иосифа, женщины, которые хотели набальзамировать Его тело, «в субботу остались в покое по заповеди» (Лк. 23:56).

Но разве Его ученики не собрались вместе на следующий день, чтобы приветствовать Его после Его воскресения и тем самым положить начало новому дню отдыха? Да, они на самом деле собрались вместе, но это было сделано «из опасения от иудеев» (Ин. 20:19). Когда Иисус предстал перед ними, они смутились и испугались (Лк. 24:37). Потребовалось время, чтобы они поверили, что Он воскрес из мертвых.

Еще три текста (Мф. 28:1; Лк. 24:1; Ин. 20:1) сообщают о первом дне недели в связи с воскресением Иисуса, но ни в одном из них не говорится, что это был новый святой день. Что до двух других текстов, касающихся первого дня, которые вы найдете в Библии (1 Кор. 16:2; Деян. 20:7), то в одном говорится о необходимости «в первый день недели откладывать дары для бедняков» у себя дома (Вульгата), а во втором извещается о собрании вечером после субботнего дня согласно времяисчислению, принятому тогда повсеместно.

. Ну, а что произошло позже? Первый Собор христианской церкви изменил этот день? Ничего подобного. Отчет об этом Соборе приводится в Деяниях в главе 15, но здесь вы не найдете ни единого слова по этому вопросу. Если бы кто-нибудь из присутствующих предложил нечто, имеющее столь важное значение, как изменение субботы и перенесение этого дня на какой-либо другой, то об этом, несомненно, было бы сообщено.

Павел присутствовал на этом соборе, и он действительно не слыхал ничего подобного. В Библии отмечена запись о его посещении города. «В день же субботний мы вышли за город к реке, где по обыкновению был молитвенный дом, и севши разговаривали с собравшимися там женщинами» (Деян. 16:13).

В следующей главе рассказывается о том, как Павел пришел в Фессалонику, где, по обыкновению, «пошел в синагогу» и «три субботы говорил с ними из Писаний» (Деян. 17:2). Когда враги Павла обвиняли его в том, что он «возмутитель» (ст. 6), никто из них не упрекал его в попытках изменить субботний день.

А что можно сказать о других апостолах? Поддерживали ли они такое изменение? Об этом нет ни слова. Правда, апостол Иоанн говорит: «Я был в духе в день Господень» (Откр. 1:10)» Но какой день — день Господень? Это, должно быть, седьмой день, ибо Господь называет его «Мой святой день» (Ис. 58:13) и заявляет, что Он — «Господин субботы» (Мк. 2:28).

Если у вас все же остаются сомнения по этому вопросу, возьмите Симфонию и просмотрите все приведенные там ссылки о субботе, седьмом дне, дне Господнем, первом дне и прочие близкие к этому варианты. На это у вас уйдет немало времени, но вдумчивое изучение стоит того. В результате вы раз и навсегда убедитесь в том, что говорит Библия по этому очень важному вопросу, а о чем она не свидетельствует. Это поможет вам принять верное решение о субботнем дне.

Исследуя Библию, вы не найдете ни одного текста, в котором содержится намек на то, что Бог замышлял или предполагал какое-то изменение Своего дня. В конечном итоге вам придется смириться с простым и неопровержимым фактом, что седьмой день и сегодня остается «субботой Господа, Бога твоего».

Ну, а что можно сказать о календарных изменениях? Может, они привели к такой путанице, что уже невозможно с уверенностью заявить, какой же день недели является седьмым днем? Ничего подобного. Хотя в календарь вносились изменения, они не касались последовательности дней недельного цикла. Юлий Цезарь, папа Григорий XIII пересматривали календарь, но ни один из них не менял недельного цикла. Седьмой день недели и сейчас остается тем же, каким он был во времена Христа, когда Он пришел на землю, а обращаться к более давним временам не имеет смысла.

Поэтому, если вы примете решение следовать во всем Божьему руководству и соблюдать Его день, постарайтесь больше не путать церковь с супермаркетом и уделяйте Богу не один только час в сутки. Пусть это будет целиком Его день — «от вечера до вечера» (Лев. 23:3; Мк. 1:32). Пусть он будет во всей полноте своей Святым днем, когда вы, отбросив все второстепенные дела, будете размышлять только о духовном. Пусть он будет днем молитвы, прославления Бога и изучения Библии.

Старайтесь соблюдать субботу не в законническом духе, но движимые благоговейной любовью. Проводите этот день с Богом, потому что вы любите Его и Он любит вас. И этот день, несомненно, станет самым счастливым днем недели, и все обещанные субботние благословения станут вашим достоянием (Ис. 58:13,14).

В синодальном переводе «воскресный», что не соответствует оригиналу.