Глава 37. Как узнать истинную церковь?

По данным Всемирного альманаха, только в Северной Америке на день, когда пишутся эти строки, насчитывается 258 различных религиозных объединений, большая часть из них номинально является христианскими. Вера этих объединений отличается широким спектром — от крайних либералов до крайних консерваторов.

Некоторые из них — это крупные организации, в которых миллионы членов, другие — небольшие «отколовшиеся» группы, насчитывающие сравнительно немного сторонников. У всех них, правда, есть нечто общее. Каждая из этих религий и сект считает, что только она является основной, если не исключительной, хранительницей истины, а поэтому имеет порученную Богом миссию продолжать свое особое свидетельство. Некоторые из них открыто провозглашают себя истинной церковью Иисуса Христа и рассчитывают при этом на приоритет в Его благах.

В такой обескураженной ситуации неудивительно, что многие люди — как внутри, так и вне этих организаций — задаются вопросом: какая же из групп представляет истинную церковь? Быть может, и вас интересует этот вопрос.

Иногда говорят, что истинная церковь невидима, что она состоит из людей всех вероисповеданий, которые искренне любят Бога и стремятся служить Ему наилучшим образом согласно их пониманию благовествования. В этом, конечно, есть доля истины. Тем не менее, нет никаких особых причин для того, чтобы истинная церковь оставалась невидимой. Библия ясно говорит, что придет такое время, когда искренние верующие будут повсюду выходить из своих церквей и вероучений, присоединяясь к церкви, наиболее точно соответствующей Божьим идеалам в нынешнем мире зла (см. Откр. 18:4).

Предположим, что вы уже сегодня захотели отыскать такую церковь. Что вы надеетесь увидеть в ней? Чему она Должна учить? Каковы должны быть ее принципы?

И здесь снова Библия может стать тем светильником, который осветит перед вами путь. На ее страницах вы найдете все особые черты для быстрого и легкого определения истинной церкви.

1. Она должна познавать любовь Божью. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). Любовь превыше всего. Любая группа верующих, в которой царят критические настроения, склонность к осуждению и законничеству, не может быть истинной церковью. «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8). Так говорит апостол Иоанн. «Возлюбленные, — добавляет он, — будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога» (ст. 7). И вновь, в стихе 16: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем».

В своей великой главе, посвященной любви, апостол Павел говорит, что если какая-то группа людей имеет апостолов, пророков, учителей и даже чудотворцев, но нет в ней любви, то это лишь «медь звенящая, или кимвал звучащий» (см. 1 Кор. 12:28—13:1).

Другими словами, любовь, выраженная в доброте, милосердии и сострадании, является наиболее убедительным признаком истинной церкви.

2. Она должна восхвалять Иисуса как Сына Божьего. Однажды, когда Иисус разговаривал со Своими учениками. Он просил их сказать, за кого они Его принимают. «Симон же Петр отвечая сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живого». Иисус ответил: «Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:16—18).

«На сем камне» Иисус строит Свою церковь, — не на Петре, разумеется, но на славном утверждении апостола Петра о божественности Христа. Вера в такую истину должна быть фундаментальной. Как объяснил Павел, «ибо, если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» (Рим. 10:9).

«Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись», — говорит Петр (Деян. 4:12).

А Иоанн заявляет: «Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге» (1 Ин. 4:15). Эта истина относится как лично к каждому, так и к церкви. Если церковь не восхваляет Иисуса Христа как Сына Божьего и не исповедует Его божественность перед людьми, то она не может быть истинной церковью (см. Мф. 10:32, 33).

3. Она должна почитать Библию как Слово Божие. Во Втором послании к Тимофею апостол Павел говорит: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим. 3:16).

Прощаясь с христианами в Ефесе, он сказал: «И ныне предаю вас, братия. Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными» (Деян. 20:32).

Разъясняя ту же мысль, он обращается к Римлянам: «А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду» (Рим. 15:4).

Петр говорит, что слово Божье живое и пребывает вовек. (1 Петр. 1:23) и что написавшие — «святые Божий человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Петр. 1:21). Таково было отношение ранних христиан к Священному Писанию. Они почитали его как богодухновенное Слово. Также будет поступать и истинная церковь сегодня.

4. Она будет считать Десять Заповедей святым законом Божьим. «А что мы познали Его, — говорит апостол Иоанн, — узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем. Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал» (1 Ин. 2:3—6).

Таким образом, если «мы познали Его» и если мы «в Нем», то должны соблюдать Его заповеди и поступать так, как Он поступал.

А как поступал Иисус? Конечно, согласно Десяти Заповедей. «Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его

любви», — говорит Он (Ин. 15:10). И снова: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17).

Одной из главных целей Его первого пришествия было «возвеличить и прославить закон» (Ис. 42:21), и таковой должна оставаться цель истинной Его церкви во все века. Ведь сказано о Его народе в последние дни земной истории: «Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божий и веру в Иисуса» (Откр. 14:12).

5. Она должна соблюдать седьмой день как субботу Господню. Нельзя представить себе, чтобы истинная Божья церковь соблюдала какой-то иной день, кроме Его дня. А Его день, как о том ясно говорится в Библии, седьмой.

Соблюдение седьмого дня, по сути дела, является определяющим признаком истинной церкви. «Ибо — это знамение между Мною и вами в роды ваши, — говорит Бог, — дабы вы знали что Я Господь, освящающий вас» (Исх. 31:13).

Таким образом, истинная суббота является не только памятником творения, но и освящения. Суббота предназначена, чтобы напоминать народу Божьему о Его силе творить и спасать. Соответственно, это наиболее убедительный признак Его истинной церкви в каждом веке, из поколения в поколение.

6. Она будет следовать библейскому методу крещения. Это явственно следует из повеления, данного Иисусом Своим ученикам: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19).

Крещение в библейские времена осуществлялось не путем окропления, а путем погружения в воду. Вы найдете пример этого в Деяниях 8:38, когда Филипп и ефиопский евнух «сошли оба в воду», и затем «они вышли из воды». И в таком виде крещения таится глубокий смысл, как о том говорит апостол Павел в своем послании к Римлянам:

«Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6:3,4).

Позволяя погрузить себя под воду, новый член церкви тем самым подчеркивал свое желание и готовность умереть

для своей прежней греховной жизни. Поднимаясь из воды, он тем самым свидетельствует о своей решимости жить отныне новой жизнью во Христе.

Это подобающее величию момента, вполне достойное вступление в истинную церковь, и вся ценность такого вступления не изменилась с годами.

7. Она должна скромно отмечать вечерю Господню. Вот что говорит апостол Павел, обращаясь к Коринфянам: «Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и возблагодарив преломил и сказал: «приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание»». Также и чашу после вечери, и сказал: «сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание». Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1 Кор. 11:23—26).

Именно так и должна поступать истинная церковь до скончания времени. Не требуется никакой величественной и помпезной церемонии, а лишь благоговейное принятие хлеба и вина, в воспоминание о страданиях и жертве Иисуса Христа.

О том, насколько скромным и простым было первое такое служение, рассказывается в Евангелии от Матфея 26:20—30; от Луки 22:7—20; от Марка 14:17—25; а Иоанн добавляет к этому еще трогательный рассказ о том, как при подготовке к торжественному служению Иисус смиренно опустился на колени и омыл ноги Своих учеников. «Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги Друг другу, — говорит Он. — Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам… Если это знаете, блаженны вы когда исполняете» (Ин. 13:14—17).

Истинная церковь будет следовать совету и примеру Иисуса.

8. Она должна обладать дарами Духа. Когда Святой Дух сошел на раннюю церковь, Он принес «различные дары» (1 Кор. 12:4). «Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания тем же Духом… иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков» (ст. 8—11).

Каждый из этих даров предназначался для пользы и благословения церкви. Получившие их должны были трудиться в полном единстве для назидания всех членов церкви, не допуская возвышения над другими.

Повторяя такую же мысль в своем послании к Ефесянам, Павел говорит: «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова» (Еф. 4:11—13).

Поскольку все эти дары должны оставаться с церковью, покуда она не придет «в меру полного возраста Христова», вполне разумно предположить, что некоторые из них, если не все, доступны и сегодня для истинной церкви. Где проявляются они с большей очевидностью, там и следует искать истинную церковь.

9. Она должна быть скромной по виду и кроткой по духу. Церковь смиренного Галилеянина никак не совместима с бросающимся в глаза расточительством, пышными церемониями и дорогостоящей экстравагантностью. Такие вещи ни в ‘коей мере не- могут гармонировать с Его смиренным, святым и самоотверженным служением другим.

Вот что по сути говорит апостол Петр, вспоминая благословенные дни, проведенные в Галилее: «По примеру Призвавшего вас Святого и сами будьте святы во всех ваших поступках». Затем он дает наставление женщинам: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Петр. 3:3—4). Обращаясь к мужчинам, он говорит «Будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры; не воздавайте злом за зло, или ругательством за ругательство» (1 Петр. 3:8—9).

Именно такую церковь хочет видеть сегодня Бог. Ее члены должны проявлять такой же прекрасный дух как в своей личной жизни, так и в общественной деятельности.

10. Церковь будет отличаться чистотой жизни, честностью, благородством, готовностью помочь во всяком добром деле.

Благодать Божия учит нас, — говорит апостол Павел, — чтобы мы, отвергнувши нечестие и мирские похоти, цело

мудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ибо не по иным причинам Иисус «дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам» (Тит. 2:12,13).

Таким же образом Петр описывает последователей Иисуса: «царственное священство, народ святый, люди взятые в удел» (1 Петр. 2:9).

«Прошу вас, как пришельцев и странников, — взывает он к ним, — удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они… увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения» (1 Петр. 2:11,12).

Членов истинной церкви, постоянно стремящихся через Божественную благодать следовать совершенному примеру своего Учителя, можно отличить по достоинству и благородству их жизни, готовности прийти на помощь нуждающимся. Когда людей постигнет какое-либо бедствие, — будь то пожар, наводнение или голод — они всегда будут в первых рядах добровольных помощников ближним.

11. Она всем сердцем ожидает возвращения Христа.

Успешное благовествование будет зависеть от твердой веры вестников в скорое личное возвращение Иисуса. Церковь, которая ревностна к добрым делам, будет с упованием ожидать исполнения главного пророчества и «явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит. 2:13).

Она будет бережно хранить в памяти обетование учителя: «И когда пойду, приду опять» (см. Ин. 14:1—3).

Она будет внимательно следить за обещанными знамениями Его возвращения (см. Лк. 21:25—27).

Помня о том, что Он дал торжественное предостережение «бодрствовать» и быть всегда готовыми к Его возвращению (Мф. 24:42), ее постоянной молитвой будет следующая: «Ей, гряди. Господи Иисусе» (Откр. 22:20).

Вера во Второе пришествие Христа — один из важнейших признаков истинной церкви.

12. Истинная церковь имеет всемирную программу евангелизации. Иначе и быть не может. Постоянно в ушах

христиан будет звучать повеление, данное им Учителем: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16:15). Не должны забывать они и Его предсказание: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф. 24:14).

В свете этих важных мест Священного Писания истинная церковь не может ограничить свою деятельность какой-то определенной местностью или границами одной страны, даже континентом. Ее глаза должны видеть весь мир. Ее видение и сострадание адресованы «всякому племени и колену, и языку и народу» (Откр. 14:6).

Располагая всемирной миссионерской программой, члены такой церкви будут посвящать себя провозглашению «вечного Евангелия», чтобы их возлюбленный Господь мог вскоре возвратиться в славе Своей. Спокойно, мужественно, доверительно они будут возвещать твердым «громким голосом», обращаясь ко всему человечеству: «Убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его; и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод» (Откр. 14:7).

Если вы услышите весть, обратите внимание на ее вестников и их образ жизни. Тщательно проверьте их верительные грамоты в свете Библии. Убедитесь, что они соответствуют тем двенадцати принципам отождествления истинной церкви, которые изложены в этой главе. Если это так, то пусть ваше сердце забьется сильнее от радости. Вы обнаружили истинную церковь — духовный дом, который искали.

Проверьте ваше знание Библии

(вопросы к шестому разделу)

Ответьте на следующие вопросы и проверьте правильность ответов по тексту.

1. Приведите три причины, объясняющие, почему на некоторые молитвы нет ответа.

2. Назовите пять возможных причин страдания.

3. Если кто-то страдает из-за своего свидетельства об Иисусе Христе, что ему надлежит делать?

4. Как на земле появился грех? Под какими личинами он действует?

5. Что Бог намерен сделать с дьяволом и всеми его последователями?

6. Когда человек умирает, знает он больше или меньше того, что знал при жизни?

7. Какое счастливое событие произойдет при возвращении Иисуса в славе?

8. Через сколько лет после воскресения праведных воскреснут нечестивые?

9. Есть ли в Библии какой-нибудь текст, дающий право изменить еженедельный день почитания Бога, провозглашенный на Синае и соблюдаемый Иисусом? 10. Назовите, по меньшей мере, пять признаков истинной церкви Божьей.