Введение

Внимание! Помните: думая о конце света, вы можете навредить своему здоровью

Время: 28 февраля 1993 года.

Место: город Уэйко, штат Техас.

«Настоящая война разразилась между представителями федерального правительства Соединенных Штатов Америки и хорошо вооруженной религиозной сектой, состоящей из сторонников человека, который в своем исследовании Библии пришел к убеждению, что он — Христос и что конец мира близок. Руководитель секты, назвавший себя Дэвидом Корешом, считает, что он — агнец семи печатей из Книги Откровение. Он считает также, что, согласно Книге Откровение, только он имеет власть «снять печати», то есть дать ход определенным катастрофическим событиям, которые приведут к концу мира. Похоже, что около ста человек готовы связать жизнь с его толкованиями».

Эта новость облетела мир в начале 1993 года, заставив многих содрогнуться. Противостояние федеральным властям в конце концов превратилось в огненный апокалипсис. Трагедия, разыгравшаяся в Уэйко, подтвердила обоснованность заголовка, который я вынес во введение к этой книге и который по иронии судьбы написал буквально за несколько дней до случившегося: «Думая о конце света, вы можете навредить своему здоровью!» Вероятность такого исхода увеличивается, когда люди, занявшиеся этим вопросом, исследуют его в группе, где в результате использования искаженных методов толкования Библии один человек, вполне подверженный заблуждениям, наделяется почти неограниченным авторитетом.

В свете всего вышесказанного может показаться, что гораздо лучше было бы позабыть о Библии и о том, что она говорит о конце мира. Однако на самом деле сегодня число людей, занятых этим вопросом, постоянно растет, и их раздумья никак не связаны с исследованием Библии ([1] См. гл. 2.). Если эта Книга при правильном ее понимании действительно содержит верную информацию о конце мира, то в равной мере было бы рискованно как пренебрегать ее словами, так и искажать их в духе упомянутого Кореша.

Я считаю, что при правильном понимании Библии она может научить нас думать о конце мира, не сходя с ума. Похоже, что по мере приближения к 2000 году таких людей, как Кореш, будет все больше, однако правильное осмысление библейского учения поможет другим избежать сектантской паутины превратного толкования.

О некоторых нездоровых установках

Сегодня среди адвентистов и других христиан бытует три основных взгляда на конец мира, и, несмотря на широкую распространенность их, ни один из них нельзя назвать духовно здоровым.

Представителями первого являются те, кто не желает слушать проповеди и читать книги об этом. Некоторые «заболевают» событиями наподобие того, которое случилось в Уэйко. Другие же просто устают от бесконечного, как им кажется, ожидания конца света. Вспоминаю о старшем пресвитере одной нью-йоркской церкви, в которой я проработал около двадцати лет. Он был втрое старше меня и избирался на служение руководителя церкви вот уже 25 лет подряд. «Сынок, — сказал он мне однажды (а я, кстати, всегда очень не любил, когда ко мне так обращались), — сынок, я никогда не думал, что успею состариться». После пятидесяти лет ожидания он начал уставать от него.

Конечно, жить, ожидая конца света со дня на день, это все равно что бежать стометровку. Можно, конечно, «рвануть», если ты уверен, что скоро финиш. Но если вдруг эти сто метров превращаются в марафонскую дистанцию, вас охватывает беспокойство. Так же и христиане: черпая энергию в постоянном предвосхищении конца света, они рано или поздно начинают уставать и уже не хотят о нем слушать. Волнение проходит. Они «сгорают» от ожидания, и это не минует даже пасторов.

Наблюдая явные признаки угасания эсхатологических настроений, представители второй группы пытаются «подхлестнуть» себя и поэтому начинают высчитывать точную дату конца света. Точные выкладки относительно времени его наступления возникают в результате творческой переработки библейского материала, осмысления стихийных бедствий и прочих катастроф и даже подсчета логарифмов, основанных на исследовании пирамид! Независимо от того, правильны эти рассуждения или нет, сам факт их существования в конце концов отрицать невозможно, и предсказатели свидетельствуют о большом духовном интересе, который эти прогнозы вызывают. Проблема, однако, в том, что, когда проходит «самый последний» назначенный срок, воцаряется еще более худшая духовная апатия.

Сторонники третьего взгляда стремятся отыскать людей, которых можно было бы обвинить в том, что Второе пришествие откладывается из-за них. Обвиняют «беспутную» молодежь и «либеральных богословов», которые «задерживают» его, так как не живут в эсхатологическом ожидании конца. Осуждающий перст указует на тех, кто не соблюдает должным образом субботу, у кого иной взгляд на человеческую природу Христа и кто использует современную музыку в церковном богослужении. С их точки зрения, конец не наступает потому, что церкви заполонило «отступничество». Если сторонники «арифметического» подхода стремятся возродить в людях горячее ожидание конца, то «обвинители» стараются упреками загнать их в угол.

Подход этой книги

Существует, однако, более здравый способ размышлений о приближающемся конце, и он изложен в Писаниях, особенно в Новом Завете. Я считаю, что в новозаветном понимании конца света содержится противоядие не только от апатии, но и от ложного волнения и обвинений. Полностью осмыслив это новозаветное учение, мы сможем предвосхищать конец света, не «сгорая», и бежать марафон, не впадая в отчаяние. Цель этой книги — разъяснить библейское учение и тем самым помочь людям, живущим в нашу секулярную эпоху, научиться думать о конце мира, не сходя при этом с ума.

Размеры книги налагают на нее определенные ограничения. Я не пытался обсуждать многочисленные небиблейские сочинения о конце мира, в том числе и сочинения Елены Уайт, которая своими весьма уместными и актуальными замечаниями оказала влияние на миллионы людей. Тем, кто интересуется ее взглядом на эту проблему, рекомендую обратиться к книге Марвина Мура (Марвин Мур, Кризис последнего времени).

Несмотря на то, что в этой книге я упоминаю о недавних известных событиях, она не дает исчерпывающей картины взаимосвязей между ними и свидетельством Писаний. В то же время хочу сказать, что интересный взгляд на текущую политическую, духовную и экономическую жизнь содержится в книге Дуэйта Нельсона (Dwight Nelson, Countdown to the Showdown).

Я же хотел не столько давать объяснение бурному водовороту современных событий, сколько акцентировать внимание на самом библейском тексте. Обоснованность всего того, что Библия говорит о конце света, поможет нам думать о нем не теряя головы.

Кроме того, хочется отметить, что и Елена Уайт призывает нас больше уделять внимания Слову и не слишком увлекаться современными событиями и поисками виновников. Вот что она пишет по этому поводу: «Будьте осторожны. Неся благовестив, не делайте выпадов против других церквей и даже против римско-католической церкви. В различных деноминациях ангелы Божьи видят многих, до кого можно дотянуться, только соблюдая максимальную осторожность. Поэтому будем осторожны в том, что мы говорим. Не дадим, чтобы, разоблачая «тайны беззакония», наши служители шли на поводу у своих собственных пристрастий. В таких вопросах молчание говорит само за себя. Многие разочарованы. Говорите истину с любовью, подыскивайте для нее слова любви. Прославляйте Христа. Утверждайте истину. Никогда, ради того, чтобы упрекнуть кого-либо, не покидайте прямого пути, намеченного Богом, ибо этот упрек может принести много вреда и никакой пользы. Он может погасить уверенность во многих умах. Пусть Слово Божье, которое есть истина, поведает о непоследовательности тех, кто пребывает в заблуждении» (Евангелизм, с. 576; курсив наш. — Дж. П.).

«Надо гораздо обстоятельнее исследовать Слово Божье; как никогда ранее надо уделить внимание Книге пророка Даниила и Откровению. Пусть мы чего-то не скажем о папстве и власти Рима, однако нам надо обратить внимание на то, что написали пророки и апостолы, водимые Святым Духом Божьим- (Testimonies for Ministers, p. 112; курсив наш. — Дж. П.).

Как библейское исследование эта книга, помимо прочего, имеет и ограничения пространственного характера. Много, очень много можно было бы сказать об адвентистском понимании Библии и о нашем осмыслении конца мира. В Теологической адвентистской семинарии, где я имею честь преподавать, по крайней мере, четыре предмета непосредственно связаны с исследованием библейского понимания конца мира. Данная книга содержит лишь двадцать процентов этого материала, и, следовательно, некоторые другие соображения, касающиеся прочих эсхатологических особенностей, еще ждут публикации.

В этой книге я пытался следовать перспективе изложения. Во-первых, я обращаю внимание на тройной спектр библейского представления о конце мира, стараясь вместе с тем не погрязнуть в деталях, уводящих от смыслового ядра библейского текста. Все, что содержится в этой книге, представляет собой как бы начальное пособие, предназначенное для того, чтобы познакомить читателя с основными принципами библейского подхода к данной проблеме.

Во-вторых, я обращаю внимание на то, какое влияние оказывали библейские тексты на читателей на каждом этапе формирования библейского канона. Такой подход помогает понять многие «проблемные тексты», а также дает свежую перспективу в осмыслении того, каким образом надо подходить к эсхатологической проблематике сегодня.

И наконец, я сосредотачиваю внимание на самом конце света, то есть на самых последних событиях земной истории. В результате такого подхода о многих частях Писаний, которые обычно изучаются в курсе библейской эсхатологии, говорится относительно немного. Например, хронологические пророчества Книги пророка Даниила и первой половины Откровения не столько говорят о самом конце света, сколько повествуют о большом периоде человеческой истории, подготавливающем его наступление(С точки зрения многих христиан, в том числе и некоторых адвентистов, печати и трубы полностью относятся к событиям последнего времени. Я не разделяю эту точку зрения. Со многими моими доводами заинтересованный читатель может познакомиться в 10-й и 11-й главах «Симпозиума по Книге Откровение», кн. 1 {Symposium on Revelation, Book 1).. Несмотря на то, что в какой-то мере я излагаю ветхозаветные апокалипсические воззрения, а также воззрения представителей раннего иудаизма, особое внимание уделено Новому Завету, повествующему о конце света в соотнесении с образом Иисуса Христа.

Молю Бога о том, чтобы эта книга научила читателей без страха смотреть в будущее. Такая решимость возникает только благодаря живой связи с Тем, Кому оно подвластно. Радостно сознавать, что Тот, Кто повелевает будущим, делится с нами в Библии всем тем, что необходимо о нем знать.