Глава 12 Начертание зверя

Адвентисты охотно говорят о воскресных законах, потому что для нас это один из самых явных признаков близкого конца. К сожалению, некоторые из нас умудряются извлечь из каких-то незначительных сообщений о воскресном законе гораздо больший смысл, чем есть на самом деле, и нередко мы забываем, что начертание зверя включает в себя далеко не только законы о воскресном дне. Воскресные законы, когда они будут приняты, окажутся лишь внешним, видимым проявлением гораздо более глубокой реальности. Выше мы обсуждали воскресные законы, и я указывал, что на протяжении почти всей истории нашей Церкви адвентисты учили: начертание зверя — это соблюдение воскресенья, навязанное законом. В этой главе мы обсудим духовную подоплеку этого феномена конца времени.

Одно из самых ясных библейских учений о последнем времени утверждает: к моменту возвращения Иисуса в мире останутся только две группы людей: те, кто верен Богу, и те, кто верен сатане. В настоящее время существуют три группы людей: те, кто верен Богу, те, кто верен сатане, и те, кто еще не сделал выбор. Поскольку лишь Бог может читать в сердцах людей, только Ему и известно точно, кто к какому лагерю принадлежит. Многие люди, постоянно посещающие церковь, считают себя приверженцами Бога, однако на самом деле они — сторонники сатаны. Других же, которых мы числим грешниками, Бог считает Своими детьми. И, конечно же, даже те, кто сейчас верен Богу, могут нарушить свою верность прежде, чем умрут, или прежде, чем вернется Иисус. Пока дверь благодати открыта, у людей еще есть возможность перейти из лагеря в лагерь. Но когда наступит кризис последнего времени, весь мир будет вынужден выбрать одного из двух господ, и оба лагеря окажутся разграничены очень четко.

Духовная жизнь людей, имеющих начертание зверя

В одной из предыдущих глав я указывал, что в нескольких Своих притчах Иисус ясно говорит: в конце времени все люди будут принадлежать к одной из двух групп. Я не собираюсь снова повторять здесь все свои доводы. Скорее мне хотелось бы вместе с вами вникнуть в духовный смысл этих притч. Обратимся к следующим притчам.

Сеятель и семя (Мф. 13:3—9,18—23). Верный и неверный раб (Мф. 24:45—51). Мудрые и неразумные девы (Мф. 25:1—13). Человек с талантами (Мф. 25:14—30). Овцы и козлы (Мф. 25:31—46).

Сеятель и семя. Иисус не соотнес притчу о сеятеле с последним временем, однако я рассматриваю ее здесь, потому что в ней идет речь о людях, разделенных на две группы, и тем самым четко определяется духовное состояние тех, кто отвергает Бога. На первый взгляд кажется, что в этой притче люди разделены на четыре группы. Однако вы должны заметить, что семя, падающее при дороге, на камни и в тернии, символизирует либо нехристиан, либо христиан-отступников. Лишь семя, упавшее на добрую почву, является образом истинных праведников. Следовательно, эта притча, учитывая то особое внимание, которое уделяется в ней отвергающим Бога, помогает понять духовное состояние тех, кто получит начертание зверя.

Обратите внимание на то, как Иисус использует эти символы.

• Семя при дороге. Эти люди настолько безразличны ко всему духовному, что Святой Дух Божий не может разбудить в их сердце осознание собственной греховности.

• Семя на каменистой почве. Эти люди любят истину, но им не удается установить глубокие взаимоотношения с Иисусом, и, когда наступают трудные времена, они отрекаются от своей веры.

• Семя в терниях. Возможно, у этих христиан какое-то время были тесные взаимоотношения с Иисусом, но постепенно интересы мира подчинили их себе.

Напрашивается вывод, что семя, падающее на твердую придорожную почву, олицетворяет в основном людей неверующих. Однако начертание зверя получат и очень религиозные люди. Это будут верные прихожане, не пропускающие ни одного воскресного богослужения.

Но ведь я-то соблюдаю истинную субботу, скажете вы.

Замечательно! Однако берегитесь. Вы один из первых кандидатов на получение начертания зверя. Помните семя, упавшее при дороге? Оно символизирует людей, которые слышат Слово, но не понимают его. Они слышат увещевания Святого Духа, но не обращают на них никакого внимания. Зачастую Святому Духу труднее всего достучаться именно до религиозных людей, потому что они уверены в своей непогрешимости. И зачастую менее всего податливыми оказываются те, кто думает, что они особо призваны Богом!

Семена, упавшие на каменистую почву и в тернии, символизируют христиан, которым не удается беззаветно следовать за Иисусом. В жизни столько неотложных дел и важных встреч, что, как правило, в обычный день не находится времени поразмышлять над Библией и помолиться. А некоторые люди и не загружены делами, но для них телепередачи, спорт, автомобиль и зарабатывание денег гораздо интереснее, чем чтение Библии. Ведь еженедельного посещения церкви вполне достаточно, не правда ли?

Если вы узнали себя в одном из этих описаний семени из притчи Иисуса о сеятеле, то вам грозит опасность однажды получить начертание зверя.

Верный раб и неверный раб. В этой притче раб, сохранявший до времени верность своему господину, становится беззаботным и жестоким, когда возвращение его господина откладывается. Он говорит в сердце своем: «Не скоро придет господин мой» и начинает «бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами» (Мф. 24:48, 49).

Но я не бью людей, скажете вы. Может, и не бьете — физически, а как насчет насилия эмоционального? Павел предостерегал галатов:« Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом» (Гол. 5:15). Сплетни и критика — это лишь некоторые формы «битья» своих братьев-христиан;

Обратите внимание также на слова Иисуса о том, что неверный раб стал «есть и пить с пьяницами». Если не искать более глубокого смысла, то здесь имеется в виду употребление алкоголя. И в самом деле, все больше адвентистов седьмого дня употребляют спиртные напитки — одни, возможно, умеренно, другие — не очень. Чем это вызвано — задержкой пришествия Христа? Если вы в числе тех, кто начал употреблять алкоголь или наркотики, пусть даже и умеренно, я настоятельно советую вам с молитвою перечитать притчу о верном и неверном рабах из Евангелия от Матфея.

Я думаю, эта притча касается самых разнообразных проявлений греха, заключающегося в потакании своим желаниям и страстям. Она относится к кино- и телефильмам со сценами насилия и похоти. Она относится к порнографическим журналам и любовным романам. Только Бог знает, сколько христиан состоят во внебрачных связях, совершают грех кровосмешения, подвержены сексуальной распущенности — и посещают при этом каждую субботу церковь, а зачастую даже руководят церковной деятельностью. Эта притча касается всех их.

Мудрые и неразумные девы. Притча о десяти девах служит предостережением для тех христиан, которые думают, что им не грозит опасность, потому что они избегают греховных поступков.

Можно предположить, что в этой притче под словом «уснули» подразумевается духовная леность. Однако обратите внимание: в дремоту погрузились и мудрые девы. Я считаю, что в этой притче сон символизирует неправильное отношение ко всем нашим повседневным обязанностям и делам. Суть притчи Иисуса не в том, что пять неразумных дев уснули, но в том, что они уснули в неурочное время. Они позволили заботам, сопровождающим нашу жизнь, заслонить от них Иисуса.

Нет ничего плохого в том, чтобы убирать дом или косить траву на лужайке. Нет ничего плохого в том, чтобы ходить за покупками, писать письма друзьям или отдыхать после работы. Мы бы совершили ужасную ошибку, если бы не делали этого. Но позволять всем этим нужным делам и заботам заслонять от вас самое важное дело в жизни — ваши взаимоотношения с Иисусом, — значит неразумно тратить свою жизнь.

Люди, наделенные талантами. В жизни Иисуса все было гармонично. Уделяя достаточно времени взаимоотношениям с Богом, мы должны понимать, насколько важно трудиться. Бог рассчитывает на наш упорный труд, и труд этот должен строиться разумно. Чтобы напомнить об этом, Иисус рассказал нам историю о людях и талантах.

Меня всегда интересовала причина, по которой человек, получивший один талант, не стал ничего предпринимать: он испугался (см. Мф. 25:25). Он допустил, чтобы страх и уныние возымели над ним власть. Может быть, эта притча — предостережение тем, кто склонен подчинять свою жизнь эмоциям. Бог хочет, чтобы мы владели своими чувствами, не позволяя страху и депрессии властвовать над собой.

Некоторые люди отказываются занимать какой-либо церковный пост, потому что боятся не справиться со своими обязанностями. Мы поступаем вполне оправданно, если, осознавая свои возможности, отказываем в просьбе сделать то, для чего у нас нет дара. Но если у нас есть способности, а мы отказываемся их использовать из-за неуверенности и боязни, мы виновны, как и человек, получивший один талант.

Овцы и козлы. В Своей заключительной притче о двух группах людей в конце времен Иисус говорит нам, что принявшие сторону врага интересуются собой больше, чем другими. Они так заняты устройством своих дел, что не замечают нужд окружающих людей. Именно об этом и говорят эти люди в притче: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?» (Мф. 25:44). Они не обращали внимания на очевидные нужды других.

Невыполнимые условия?

«Вот это да! — скажете вы. — Я думал, что начертание зверя получат действительно плохие люди. Можно понять, когда начертание зверя дается людям безнравственным и отвергающим истину. Но что касается людей, которые лишь немного небрежны в изучении Библии и молитве, которые любят поболтать и не обращают внимания на нужды других людей, — неужели они получат начертание зверя только за это7»

Прочтите, пожалуйста, следующее высказывание Елены Уайт.

Каково ваше участие, братья, в великой работе приготовления? Соединяющиеся с миром приобретают мирской характер и готовят себя для начертания зверя (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 216).

Обратите внимание, что Елена Уайт в этом отрывке дважды использует разные формы слова готовиться. Во-первых, она полагает, что мы должны готовиться, чтобы оказаться среди праведных во время последнего кризиса. Когда он разразится, никому уже не удастся перебежать на Божью сторону. Мы должны готовиться сейчас, во время отсрочки, когда, казалось бы, совершенно некуда торопиться.

И, во-вторых, Елена Уайт указывает, что те, кто получит начертание зверя, тоже будут к этому готовиться: «Соединяющиеся с миром приобретают мирской характер и готовят себя для начертания зверя».

Пожалуйста, прочтите выделенные слова еще раз: «готовят себя». Глагол использован в настоящем времени. Если вы считали, что начертание зверя станет решением, которое люди примут в будущем, когда выйдут воскресные законы, пожалуйста, обдумайте все еще раз. Пересмотрите свой образ жизни. Что для вас самое интересное — профессиональный успех, зарабатывание денег, модная одежда, вкусная еда, покупка новейшей техники или общение с Богом? Остается ли у вас после всего этого хоть немного времени каждый день, которое можно было бы посвятить Ему? Если нет, то вы готовите себя именно сейчас к. принятию начертания зверя.

«Но все эти условия — они просто невыполнимы! — скажете вы. — Посмотрите, о чем говорил Иисус в Своих притчах, — молитва, усердный труд, внимание к нуждам других людей, не говоря уже о воздержании от алкоголя, безнравственных поступках и пустой трате времени. Этого достаточно, чтобы свести человека с ума».

Успокойтесь!

Условий может быть много, но Бог не просит вас мгновенно избавиться от всех ваших грехов. Преодолев один, спрашивайте Его, от чего вам нужно избавляться в следующий раз. Помните, что обличение — это задача Бога, а не ваша. Ваше дело — просить об обличении. Поэтому не пытайтесь выполнить все эти условия сразу Вы и не должны пытаться выполнить их все. Просите Святого Духа показать вам самый важный ваш недостаток и уделяйте ему с этого момента особое внимание. Если вы будете следовать за Иисусом, Он поможет вам покончить со всеми вашими грехами до закрытия двери благодати. И Он не закроет эту дверь, пока вы не будете готовы. Он не допустит, чтобы вы получили начертание зверя, если вы искренне желаете быть на Его стороне в последнем конфликте и активно участвуете в работе приготовления.

Но самое главное — вы должны помнить: суть проблемы заключается не в вашем поведении, но в вашем сердце, ибо из сердца проистекают ваши дела. И вам, и мне крайне необходимо сегодня возрастание наших сердец. В этой книге уже немало сказано о нашем противоборстве с грехом (в частности см. главу 7), однако борьба с грехом не является главным результатом преображения сердца. Напротив,

преобразив свое сердце, мы вступаем в борьбу с грехом, и степень нашего успеха в этой борьбе напрямую связана с глубиной духовных перемен, пережитых нами. Но основные духовные перемены должны происходить не тогда, когда мы искореняем свои грехи.

Я уверен, вы не хуже меня знаете, что следует сделать, чтобы произошли перемены в сердце, но, думаю, все-таки было бы полезно еще раз это произнести. Прежде всего, наши сердца преображаются благодаря изучению Библии и молитве.

Читаете ли вы свою Библию каждый день или почти каждый день? Я не имею в виду ежедневное чтение «утреннего стража» за завтраком. Я спрашиваю, уделяете ли вы время чтению нескольких библейских глав и размышлению над прочитанным? Пытаетесь ли вы разрешить кажущиеся противоречия в Слове, до тех пор пока не найдете ответ? Анализируете ли вы трудные места, до тех пор пока не поймете их? Изучаете ли вы Библию с молитвой в поиске смысла вашей собственной жизни, дабы лучше понять, как осуществляется Божий план спасения и одерживается победа над грехом? Заучиваете ли вы наизусть библейские главы? На все это требуется время, которое мы зачастую предпочитаем тратить на другие дела.

Что касается молитвы — умеете ли вы молиться дольше пяти минут? Вы когда-нибудь молились полчаса или час, сожалея, что придется остановиться? Вы когда-нибудь испытывали желание отложить все свои дела и поговорить с Господом?

Именно такое изучение Библии и такая молитва преображают сердца. Пожалуйста, не думайте, что сам я все это твердо усвоил и теперь лишь читаю вам нравоучения. Я тоже живу в реальном мире, и он всячески воздействует на меня. Вопрос — чему отдать предпочтение — так же остро стоит передо мной, как и перед вами. Я тоже не всегда делаю правильный выбор, но на своем веку я испытал достаточно перемен, чтобы удостовериться в возможности этих перемен и стремиться к ним.

Еще я чувствую, что, выбирая благочестивый образ жизни, я с новой силой желаю этих перемен, и находить время для этого становится все легче.

Вот что означает развивать взаимоотношения с Иисусом. Вот что значит совершать приготовление сейчас, чтобы сохранить взаимоотношения с Иисусом в самый мрачный час земной истории.

Может показаться, что мы отдалились от темы .главы, посвященной начертанию зверя, но это не так. Начертание зверя — не что иное, как знак для Бога, который означает: «Этот человек не испытал преображения сердца. Этот человек не поддерживает взаимоотношений с Иисусом».

Весть третьего ангела

В «Полном указателе к трудам Е. Уайт» ссылки на «весть третьего ангела» занимают семь страниц. Очевидно, она считала этот предмет очень важным. Вот некоторые из ее в некоторой степени загадочных высказываний.

• «Третий ангел возвещает людям одно из самых грозных предостережений, обращенных когда-либо к смертным» (Великая борьба, с. 449).

• «[Весть третьего ангела] — это последняя весть. Больше… милостивых приглашений не будет» (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 206,207).

• «Весть третьего ангела — это Евангельская весть для нашего, последнего времени» (там же, т. 6, с. 241).

• «Весть третьего ангела — это великая испытующая истина для нашего времени» (там же, с. 128).

• «Это ясная, несущая разделение весть» (там же, т. 7, с.150).

После сессии Генеральной Конференции 1888 года по вопросу о праведности по вере, происходившей в Миннеаполисе, кто-то спросил Елену Уайт, является ли оправдание по вере частью вести третьего ангела. Возможно, этот человек пытался объяснить свою недооценку праведности по вере. Если это так, то он был сильно разочарован, поскольку Елена Уайт не задумываясь ответила, что оправдание по вере «есть весть третьего ангела в истине» (Избранные вести, т. 1, с.372).

Однако, перечитывая эту весть, вы можете задаться вопросом, какое она имеет отношение к праведности по вере? Давайте внимательно прочитаем весть третьего ангела.

И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем; и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его. Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божий и веру в Иисуса (Откр. 14:9-12).

Звучит устрашающе, не правда ли? Нетрудно понять, почему Елена Уайт сказала, что это «одно из самых грозных предостережений, обращенных когда-либо к смертным». Труднее понять, почему она назвала эти слова «оправданием по вере в истине» и «вестью для нашего, последнего времени».

Однако у нее были на то веские причины. Я хотел бы завершить эту главу кратким исследованием этой вести, потому что в ней заключается совокупность всего, о чем мы сейчас говорили.

Вера и дела в Божьем народе будут уравновешены. Обратите внимание, что в вести третьего ангела не все звучит так уж грозно. Заключительный стих гласит: «Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божий и веру в Иисуса» (ст. 12). Как правило, когда Елена Уайт говорите вести третьего ангела в контексте праведности по вере, она имеет в виду 12-й стих. Его содержание можно разбить на три части:

1. Терпение.

2. Соблюдение Божьих заповедей.

3. Сохранение веры в Иисуса.

Такую черту характера, как терпение, особенно трудно развить. Божий народ во время последнего кризиса ждет самое суровое испытание из всех, до сей поры выпадавших на долю Его святых. Вот почему Бог ставит для них столь высокую планку в развитии личности. Иначе они просто не смогут сохранить свои взаимоотношения с Иисусом в самый мрачный час земной истории.

Последние две части 12-го стиха тесно связаны: послушание и вера. На протяжении всей христианской истории Божий народ упорно пытался постичь гармоничное соотношение между верой и делами. Одни придавали особое значение вере, другие подчеркивали значение дел. Адвентисты в конце XIX века были настолько ориентированы на дела, что, по словам Елены Уайт, некоторые из них нуждались «в животворном влиянии Святого Духа, как Гелвуйские холмы нуждались в росе и дожде» (Евангелизм, с. 170). В течение второй половины XX века приоритет отдавался вере, и, возможно, кое-кто из нас слишком сильно отклонил маятник в эту сторону. Согласно вести третьего ангела, Божий народ последнего времени сумеет гармонично сочетать веру и дела, и я считаю, что это применимо не только к нашей теологии, но и к нашему опыту.

Мир, восставший против Бога. В вести третьего ангела отражен яркий контраст между праведными и нечестивыми. Божий народ в то время будет обладать сбалансированным пониманием веры, которое позволит людям установить очень близкие взаимоотношения с Иисусом. Нечестивые отвергнут праведность по вере. Они откажутся от близких взаимоотношений с Иисусом. Вот почему они станут «нечестивыми». Вот почему они получат начертание зверя. Вот почему Елена Уайт, с одной стороны, называет весть третьего ангела «Евангельской вестью для нашего, последнего времени» и «оправданием по вере в истине», а с другой — «одним из самых грозных предостережений, обращенных когда-либо к смертным». Весть третьего ангела является грозным предупреждением о последствиях отвержения вести о праведности по вере, отказа от преображения сердца и взаимоотношений с Иисусом.

Но адвентисты говорят, что начертание зверя — это соблюдение воскресного дня, навязанное законом. Какое отношение это может иметь к праведности по вере и взаимоотношениям с Иисусом?

Дело в том, что вся четвертая заповедь, в сущности, посвящена взаимоотношениям с Иисусом. На развитие любых отношений между разумными существами требуется время. Молодые влюбленные проводят много часов вместе, изучая друг друга. Одна из причин многочисленных разводов после нескольких лет брака, заключается в том, что люди настолько заняты своей работой и другими делами, что у них не остается времени на общение. Они не уделяют времени своим взаимоотношениям.

То же относится и к Богу. Если мы хотим иметь с Ним близкие взаимоотношения, необходимо проводить с Ним время. Мы должны отводить значительное количество времени для молитвенного общения с Ним. Суббота отделяет одну седьмую нашего времени исключительно для духовного роста Божьего народа, чтобы мы могли установить тесные взаимоотношения с Ним и друг с другом.

Люди, проводя время с Иисусом, преобразятся внутренне. Люди, верно соблюдающие субботу, обнаружат, что грубые стороны их натуры смягчились. Безжалостные станут добрыми; вспыльчивые — терпеливыми; похотливые—чистыми. Вот почему Бог сказал израильтянам: «Я Господь, освящающий вас» (Исх. 31:13), и суббота должна быть знамением таких отношений.

Обратите внимание — не суббота освящает нас. Суббота — это знамение того, что Бог освящает нас. Освящение исходит не от соблюдения субботы. Освящение исходит от познания Иисуса. Суббота лишь предоставляет возможность познавать Его. Он Сам дал нам эту возможность, чтобы мы познавали Его. Получающие начертание зверя не просто отказываются от соблюдения субботы. Они отказываются от возможности преобразить свое сердце и установить взаимоотношения с Иисусом — возможности, предоставляемой субботой.

Само собой разумеется, развитие взаимоотношений с Иисусом происходит и в другие дни. Но суббота — это возможность, которую дал нам Сам Бог во время сотворения рода человеческого, которую Он вписал в Свои Десять заповедей. Отказывающиеся соблюдать субботу отказываются от величайшей возможности развивать взаимоотношения с Иисусом, которую предлагает Бог. Короче говоря, начертание зверя — это знак, которым Бог в самый мрачный час земной истории отметит людей, отказавшихся установить взаимоотношения с Иисусом.

Однако, с другой стороны, речь идет вовсе не о том, что Бог каким-то образом повлияет на нас. Все зависит от нас самих. Начертанием Он лишь признает наш выбор. Речь идет не о том, что Он тем или иным образом обозначит нас в будущем. Это выбор, который мы с вами делаем прямо сейчас. Всякий, кто получит начертание зверя завтра, творит его в своем сердце сегодня.

Мы творим начертание зверя сами в своих сердцах. Неудивительно, что Бог уделяет так много места в Книге Откровение, чтобы предостеречь нас от этого!

А теперь задумайтесь, пожалуйста, вот над чем: адвентисты седьмого дня, не стремящиеся к преображению сердца и развитию взаимоотношений с Иисусом сегодня, останутся беззащитными от начертания зверя в самый мрачный чае земной истории именно потому, что их заблаговременно предупредили о воскресных законах. Если вы не развиваете тесных взаимоотношений с Иисусом сейчас, вы можете получить начертание зверя, даже исповедуя веру в субботу. Я подозреваю, что многие из тех, кто получит начертание зверя «на… руку» (Откр. 13:16), окажутся адвентистами седьмого дня, которые все еще верят в субботу, но идут на уступки под давлением силы.

Для Божьего народа сегодня нет ничего важнее, чем познание Иисуса. Если мы не познаем Его, то последствия этого вскоре станут вечными — и ужасными. Нельзя допустить, чтобы отсрочка пришествия убаюкала нас и мы спали до той поры, когда будет уже поздно.