Глава 16 Приготовление к позднему дождю

Те, кто получит поздний дождь, должны быть духовно готовы принять его. Если сейчас мы плывем по течению, не готовя себя духовно, мы не получим поздний дождь, когда придет его пора. В библейские времена, если ранний дождь не давал достаточно влаги, чтобы семя могло пустить корни и начать расти, никакой поздний дождь не мог довести это семя до вызревания. Вызревать было просто нечему.

Подобным образом и развитие нашего христианского характера должно начаться под ранним дождем — иначе позднему дождю нечего будет доводить до зрелости. Елена Уайт сказала:

Если не пройдет ранний дождь, не будет и жизни; зеленый росток не пробьется к свету. Если ранние ливни не совершат свою работу, поздний дождь не сможет довести семя до совершенства (Свидетельства для проповедников, с.506).

Я уже рассуждал о духовном приготовлении на страницах этой книги, и все, что сказано прежде, имеет отношение и к приготовлению к позднему дождю. В этой главе мы рассмотрим три вопроса, которые еще не обсуждались, — все они немаловажны для получения позднего дождя.

Повседневная молитвенная жизнь

Святой Дух входит в сердца христиан главным образом через изучение Библии и молитву. Знамения в окружающем нас мире указывают на то, что конец очень близок, а это значит, что сейчас нет ничего важнее, чем каждодневное изучение Библии и молитва. Речь идет не о десяти минутах по утрам и десяти минутах по вечерам. Каждый из нас должен найти достаточно времени для серьезного изучения Библии и молитвенного общения с Богом.

Мы с супругой, как правило, посвящаем этому утренние часы перед уходом на работу У нас в обыкновении вставать в пять утра, за час до положенного времени. Лично я стараюсь посвятить полчаса чтению и изучению Библии, а другие полчаса — молитве. Иногда я больше времени провожу за чтением Библии, а иногда приходится дольше молиться. В целом же время делится примерно пополам. Каждому христианину необходимо выработать собственную схему молитвенной жизни.

Есть по крайней мере три метода изучения Библии. Прежде всего, можно просто читать ее — так, как вы читаете любую другую книгу. Я давно уже пользуюсь этим методом и нахожу его очень полезным. Еще один метод — можно взять определенный отрывок или даже целую книгу и заняться глубоким его изучением. Применяя такой метод постижения Библии, я предпочитаю вести дневник. Размышляя над определенным стихом или над фразой, а то и над отдельным словом, я записываю мысли, которые возникают у меня по данному случаю. Третий метод заключается в том, чтобы отыскивать все, что говорит Библия по определенной теме, или, другими словами, прослеживать определенную тему во всей Библии. Чаще всего я пользуюсь этим методом, когда сталкиваюсь со сложной проблемой. И тогда Библия становится для меня руководством в моих действиях и поступках.

У некоторых христиан не получается молиться дольше нескольких минут. Могу заверить вас, однако, что, однажды узнав, как это делается, по-настоящему вы ощутите всю. важность молитвы. В своих молитвах я прошу Бога открыть мне то, что мне необходимо знать, чтобы пережить грядущие тяжелые времена. Я молюсь, чтобы Он преобразовал мое сердце и искоренил мои наклонности ко злу.

Еще я люблю молиться о членах моей семьи и о друзьях, о работе, о людях, с которыми работаю. Я молюсь за свою церковь — за общину, в которой состою, а также за всемирную адвентистскую Церковь. Я знаю: моя Церковь далеко не совершенна. Елена Уайт говорит, что мы должны рыдать о грехах Церкви «между притвором и жертвенником». Не могу сказать, что мне доводилось проливать слезы, но я искренне молюсь, чтобы Бог благословил нашу Генеральную Конференцию, дивизион, унион и руководителей местной конференции, о которых я часто молюсь поименно. Я молюсь о руководителях наших лечебных и благотворительных организаций. Я молюсь, чтобы Бог простил грехи нашей Церкви, ибо во многом по нашей вине Его дело совершается далеко не идеально.

Наконец, я часто возношу горячие молитвы о том, чтобы Бог послал поздний дождь и чтобы пришествие Иисуса произошло как можно скорее.

Когда я научился молиться в течение целого часа, оказалось, что это довольно просто!

Хотя суббота бывает только один раз в неделю, ее соблюдение является важной частью нашей духовной жизни. Нам необходима смена повседневного делового ритма на субботний покой, предназначенный для общения с Богом. Нам необходимо единение, возникающее при посещении церкви в субботу утром. Нам необходимо духовное обновление, происходящее благодаря радостному прославлению Бога вместе с братьями и сестрами. Суббота должна быть неотъемлемой частью приготовления каждого адвентиста седьмого дня к позднему дождю.

Мы настолько загружены повседневными делами, что нам трудно выкроить время для содержательной молитвенной жизни. Что касается меня, для того чтобы изыскать возможность выкроить в течение дня время для молитвы и чтения Библии, мне приходится передвигать на час остальные свои дела. Для меня предпочтительнее всего утренние часы, потому что вечером я занят, и мне пришлось бы бросить то, чем я занимаюсь. Проще начать день с молитвенного часа, чем закончить его таким образом. По утрам мы с женой молимся отдельно, а вечером проводим совместное богослужение более короткое.

Одно из основных препятствий для содержательной духовной жизни — это отсутствие интереса. Видимо, так быть не должно, но мы, люди греховные, обычно предпочитаем что-то материальное. То, что мы можем видеть, слышать и ощущать, кажется нам гораздо более важным, чем духовное, недоступное органам чувств. Для себя я вижу единственное решение этой проблемы — просить Бога изменить мое сердце, пробудить во мне любовь к духовному. Я заметил, что, молясь об этом и приучая себя каждый день выделять время для личной духовной жизни, я все больше и больше люблю эти часы, проводимые в общении с Богом.

Личная духовная жизнь, включающая, в себя изучение Библии, молитву и соблюдение субботы, чрезвычайно важна для получения Святого Духа. Мы не получим поздний дождь, если не будем вести активную духовную жизнь.

Единство в Церкви

Еще одним необходимым условием излития Святого Духа на нас как на Церковь является единство. Мы не сможем получить поздний дождь и провозгласить последнее предостережение миру, если не прекратим ссориться друг с другом, как часто бывает в настоящее время. Внутренняя борьба иногда просто раздирает на части местные общины адвентистской Церкви. Такие общины должны преодолеть царящие в них противоречия, иначе поздний дождь обойдет их стороной. Кроме того, мы должны преодолеть и внутрицерковные разногласия, которые ныне разделяют нас. Все порождающие рознь споры по поводу празднующих и непразднующих церквей следует прекратить. Со всеми препирательствами по поводу природы Христа должно быть покончено. Некоторые адвентисты заявляют, что эти спорные теологические и богослужебные вопросы необходимо решить, иначе Церковь может лишиться позднего дождя, — и, естественно, они убеждены, что решать всякую проблему следует в соответствии с их точкой зрения. Не думаю, что все эти разногласия должны быть непременно устранены, но в любом случае делать это нужно в духе доброты и единства, иначе мы останемся без силы позднего дождя. Мы не достигнем совершенства, ради которого утверждаем правоту нашей теологии! Елена Уайт писала:

Пусть христиане устранят все раздоры и предадут себя Богу ради спасения гибнущих. Пусть они просят в вере обетованного благословения [позднего дождя], и оно будет дано (Свидетельства для Церкви, т. 8, с. 21).

После того как Иисус вознесся на небеса, Его ученики десять дней пребывали вместе в горнице. Десять дней — срок небольшой, но этого оказалось достаточно, чтобы они обрели единство, которое было необходимо им для получения раннего дождя. Еще несколько недель назад они препирались и спорили о том, кто из них будет больше в Царстве Божьем. Теперь же со всеми их разногласиями было покончено.

Я уверен, что сегодня народ Божий может достичь подобного единства — и столь же быстро, если только выполнит определенные условия. И вот тогда мы получим Святого Духа в силе позднего дождя.

Покаяние в грехе

Что вызвало резкую перемену в жизни апостолов, сделавшую возможной Пятидесятницу? Можно указать на несколько факторов, но прежде всего мне хотелось бы отметить покаяние в грехе, потому что это один из ключей к достижению и личного духовного здоровья, и нашего церковного единства. Без искреннего покаяния в грехах, особенно в тех грехах, которые нас разделяют, не получится никакого единства и не может быть никакого излития Святого Духа. Покаяние делает нас честными. Оно очищает наши сердца. Оно разрушает барьеры, разделяющие нас.

Покаяние — это один из самых чудесных и в то же время самых трудных моментов жизни христианина. Оно чудесно, потому что снимает напряженность в отношениях, лечит раны и разрушает барьеры. Оно весьма трудно для человека, потому что требует преодоления гордыни плотского сердца.

Я мог бы рассмотреть тему покаяния в какой-нибудь иной части этой книги. Вполне возможно было бы поговорить об этом в других главах. Однако данная тема особенно актуально звучит именно здесь, потому что я уверен — поздний дождь ниспадет только на того, кто желает быть абсолютно честен с самим собой, с другими и с Богом. Если мы воздержимся от покаяния в любом известном нам грехе. Бог не сможет излить на нас Свой поздний дождь.

Я знаю, что многих встревожит сказанное мною. Покаяние разоблачает наши самые мрачные тайны. Для одних покаяние не представляется возможным ни при каких обстоятельствах. Другие охотно исповедуют более или менее допустимые в глазах общества грехи — пользование шпаргалкой на контрольной, кражу в магазине, внезапный приступ гнева. Однако у многих христиан в самых дальних уголках сердца сокрыты поступки, настолько неприемлемые для приличного общества, возможно, даже преступные в глазах закона, что люди эти скорее умрут, чем признаются в них кому-либо, особенно тому, кому они причинили зло.

Некоторых христиан эти тайны тяготят долгие годы. Они никому их не открывают. И все же каждую неделю они ходят в церковь — молятся, улыбаются, прославляют Господа, а многие даже занимают церковные посты. Среди них есть и служители, которые каждую субботу проповедуют о надежде и спасении, но они знают — и Бог знает, — что когда-то в прошлом они совершили мерзкий поступок, о котором крайне сожалеют. О, если бы у них был шанс прожить жизнь сначала! О, если бы у них хватило мужества избежать того греха! Судя по всему, они чувствуют себя ужасными лицемерами.

Зачастую споры и конфликты, раздирающие наши общины, коренятся в глубоко скрытых, тайных, неисповеданных грехах. Думается мне, некоторые из самых острых споров в нашей Церкви в Северной Америке тоже возникают из-за критиков с нечистой совестью.

Если вас мучает неисповеданный грех, пожалуйста, не откладывайте книгу в сторону: у меня есть для вас замечательная новость.

Во-первых, хочу заверить вас, что Бог вас любит. Еще вам необходимо знать, что для Бога нет ничего желаннее, чем видеть вас снова чистыми, свободными и счастливыми. Такой Он задумал вашу жизнь и жаждет осуществить задуманное.

Во-вторых, хочу заверить вас, что если все эти годы вы не находили в себе мужества покаяться, то это еще не значит, что вы не христианин. У этого общего принципа есть два исключения. Если вы приняли осознанное решение ни в коем случае не каяться или если вы снова и снова совершаете один и тот же грех, не предпринимая никаких усилий к его искоренению, вот тогда вам нужно серьезно подумать о том, христианин вы или нет, даже если вы считаете себя таковым. Но если вы упорно стремитесь покончить с этим грехом, Бог принимает ваши старания как лучшее, что от вас можно ожидать на данный момент. Как мне кажется, следующее высказывание Елены Уайт исполнено особого смысла.

Когда в сердце — послушание Богу, когда на это направлены все усилия, Иисус принимает такие усилия и расположение духа как лучшее служение человека и восполняет недостатки Своими собственными Божественными качествами (Моя жизнь сегодня, с. 250).

Нужно быть честным с Богом, а не играть с Ним в прятки. Но если вы по-настоящему хотите освободиться от своего греха и просто не знаете, как подтолкнуть себя к покаянию, значит, вы — христианин и для вас не все потеряно.

Говорю с такой уверенностью, потому что у меня самого были грехи, в которых, как мне казалось, я никогда не смогу признаться, но я нашел выход и знаю, что Бог был со мной на долгом пути к покаянию. В действительности только истинные христиане могут покаяться в своих тайных грехах, потому что в этом деле без Божьей помощи не обойтись, а чтобы получить ее, нужно быть христианином.

К сожалению, некоторые христиане не понимают этого. Как-то раз я беседовал с человеком, который сказал, что, по его мнению, до тех пор, пока грешник не покается в совершённом грехе, он потерян. Это в корне неверно. Все мы получаем гарантию спасения, когда принимаем Иисуса как своего Спасителя, а в этот момент никто из нас не является зрелым христианином. Бог гарантирует нам спасение на каждом этапе процесса возрастания в вере, а не только в конце его. Путь к покаянию составляет часть процесса возрастания, как и все остальное в жизни христианина.

Хотел бы поделиться с вами решением проблемы покаяния в грехе, которое я нашел в тот момент своей жизни, когда мне казалось, что это сделать невозможно.

Много лет назад, еще учась в колледже, я дурно поступил по отношению к своему сокурснику, который жил в соседней комнате в общежитии. Этот человек так и не узнал о моем поступке, но я-то сознавал свою неправоту. Однако время шло, и я все реже и реже вспоминал об этом. Спустя 25 лет я уже не испытывал особых угрызений совести по этому поводу.

Но затем я стал обращаться к Богу с молитвой, которую предложил вам несколько глав назад. Я говорил: «Господи, укажи мне, что я должен знать, чтобы подготовиться к окончанию времени благодати. Укажи мне, что я должен знать, чтобы всецело уподобиться Иисусу».

Прошло два-три года. За это время Бог указал мне на несколько проблем, которые я успешно решил. И вот однажды мне в голову пришла мысль, что следует признаться тому человеку в том, что я сделал много лет назад. К сожалению, меня охватили те же чувства, которые охватывают многих из вас, —• легче умереть, чем признаться в этом грехе. Поэтому я отогнал эту мысль.

Однако Бог не оставил меня в покое. Он продолжал убеждать меня в необходимости исправить положение. В конце концов я сдался: «Хорошо, Господи, я согласен признаться в этом грехе, но Ты знаешь, какая борьба во мне сейчас происходит. Я совершенно неспособен на этот шаг. Если мне действительно нужно сознаться в этом грехе, дабы быть правым пред Тобой, то, пожалуйста, внуши мне желание поговорить с человеком, против которого я согрешил».

В течение еще нескольких месяцев Бог посылал мне другие случаи, которые упрочили мою уверенность в том, что я должен принять правильное решение. В конце концов наступил момент, когда я решил, что сделаю это. В любом случае через несколько недель у меня должна была состояться деловая встреча с этим человеком, поэтому я заблаговременно позвонил ему по телефону и сказал: «Когда мы встретимся, я хотел бы обсудить с вами одно обстоятельство». Пути к отступлению были отрезаны.

Чтобы добраться до места встречи, мне нужно было ехать несколько часов на машине, и я до сих пор помню, что чем ближе я подъезжал, тем тверже становилось мое решение сознаться в содеянном.

Когда наступил момент встречи, я был не только готов говорить об этом — я действительно хотел сознаться в совершенном грехе.

И я сознался.

Невероятно! Но именно так все и происходило.

Давайте вместе проанализируем этот случай.

В одной из предыдущих глав я говорил о том, что Бог преображает наши сердца, искореняя стремление ко греху. Гордыня, удерживающая нас от покаяния, — это просто еще один грех, который Богу нужно исправить. Процесс преобразования моего сердца шел так успешно, что я не только готов был к покаянию, но жаждал его. Я уверен — то же самое Бог сделает и для вас.

Теперь позвольте задать вам вопрос: если вы боретесь со своим скверным характером, то разве не пребываете вы в состоянии спасенного во время преобразовательного процесса? В этом не может быть никаких сомнений. Спасение гарантировано вам в любое время, в том числе и тогда, когда вы пытаетесь избавиться от гордыни, которая препятствует покаянию.

Другие принципы покаяния. Прежде чем закончить эту главу, необходимо рассмотреть еще несколько принципов покаяния.

Во-первых, следует каяться в конкретных грехах. Если вы что-нибудь украли, пойдите к тому человеку, которого вы обокрали, и расскажите ему о том, что конкретно вы взяли. Если вы были нечестны или разгневаны, необходимо сознаться именно в этом грехе. Покаяться в грехе в общем смысле недостаточно. Исключение может быть сделано тогда, когда ваше признание раскрывает конфиденциальные сведения о ком-то еще или когда человек, перед которым вам нужно покаяться, находится в таком эмоциональном состоянии, что неспособен воспринимать информацию. В данной ситуации, перед тем как пойти к такому человеку с признанием, лучше обратиться за советом к пастору или к зрелому христианину, суждениям которого вы доверяете.

Когда я каюсь и прошу о прощении, то предпочитаю по возможности разговор с глазу на глаз. Однако если тот человек живет в другом конце страны, приемлем и телефонный разговор. В некоторых случаях самый подходящий способ решить проблему — это письмо. Впрочем, я не стану писать письмо, если не уверен, что написанное мною не прочтет кто-то другой. Рукописные послания имеют обыкновение попадать не в те руки, даже против воли того, кому они адресованы.

Для разговора с глазу на глаз я рекомендую вам специально выбрать время, чтобы пойти к тому, против кого вы согрешили. Может быть, вам понадобится договориться о встрече. Просите Бога, чтобы она состоялась. Когда наступит назначенное время и вы окажетесь рядом с тем человеком, расскажите ему о своем поступке. Не оправдывайте свой грех и не приуменьшайте его. Не пытайтесь скрыть самое скверное. Расскажите все, как было, пусть даже вам будет очень неловко. Если Бог сделает для вас то же, что и для меня, вам просто захочется все рассказать.

Признайтесь в том, что вы поступили дурно, и просите о прощении. Я стараюсь завершать свое признание такими словами: «Я знаю, что поступил дурно и прошу вас простить меня». Очень важно именно просить о прощении. Если даже человек откажется даровать вам прощение, свой долг вы исполнили.

Если человек в результате вашего греха потерпел ущерб, необходимо по мере возможности его возместить. Если вы взяли вещь, которая вам не принадлежала, следует ее вернуть. В случае невозможности (например, она износилась или потерялась), вы должны заменить ее другой или оплатить ее стоимость. Если вы нанесли вред чьему-то доброму имени, необходимо по возможности известить тех, кого ввели в заблуждение, о причинах, по которым вы так поступили.

Надо покаяться перед всеми, по отношению к кому поступили дурно. Это может быть один человек, а может быть целая община. Кое-кому, вероятно, нужно покаяться даже перед целой конфессией или перед целым народом. Лучше всего сделать это с помощью средств массовой информации.

Когда кто-то кается перед вами. Время от времени к вам будут приходить с покаянием. Вы можете знать, а можете и не знать о совершенном против вас грехе заранее, но на вас лежат две обязанности по отношению к кающемуся.

Во-первых, вы должны простить. Следует сказать: «Я прощаю вас». На первый взгляд, это легко, но бывают случаи, когда такие слова произнести очень тяжело, особенно если этот грех причинил вам немалый ущерб или сильную боль. Если еще до того, как человек покаялся, вы знали, что он причинил вам вред, то, возможно, вы уже даровали ему прощение в своем сердце. Многие христиане способны на это. Однако с неспособностью простить можно бороться столь же долго, сколько согрешивший человек борется с неспособностью покаяться. В подобном случае вам тем более нужно простить кающегося. Вам нужно простить его ради собственной совести — а это необходимо вам в любом случае; кроме того, вам нужно простить ради самого согрешившего. Он нуждается в вашем прощении.

Если вы не знали о причиненном вам зле, до тех пор пока вы не услышали признание, и если вы поражены услышанным, то вероятно предположить вспышку гнева, и тогда незамедлительное прощение может оказаться для вас очень трудным или даже непосильным, по крайней мере, чистосердечное прощение.

Покаявшемуся, возможно, понадобилось немалое время на преобразование сердца, необходимое для покаяния, так и вам может понадобиться время, чтобы вы созрели для прощения. Я полагаю, в данной ситуации надо сказать следующее: «Спасибо за то, что вы признались. Ценю вашу честность. Однако я, в свою очередь, тоже должен быть честен — в данный момент я вне себя от гнева и потому не смогу искренно простить вас. Пожалуйста, дайте мне время, чтобы обсудить это с Господом».

Теперь ваш долг представить это дело Господу в молитве и просить Его преобразовать ваше сердце, дабы вы смогли простить по-настоящему. Если вы не сделаете этого, тогда уже ваше вечное спасение окажется под угрозой.

Кроме того, ваш долг по отношению к человеку, причинившему вам зло, — сохранить ваш разговор в тайне. В том случае, если сведения, о которых вам не было известно раньше, не подлежат разглашению, человек, покаявшийся перед вами, может подвергнуться серьезному риску, сообщив вам все факты. Ни при каких обстоятельствах вы не должны нанести ущерб репутации этого человека или другим его интересам, разгласив доверенную вам тайну Исключение следует сделать лишь в том случае, если сокрытие этих сведений может повредить или подвергнуть опасности кого-то третьего, например, если речь идет о постоянном жестоком обращении с ребенком или супругой. Но даже в такой ситуации вы должны вести себя так, чтобы вред для покаявшегося был сведен к минимуму, а его стремление к духовному росту получило поддержку.

Самое худшее, что вы можете сделать, — воспользоваться признанием этого человека для осуществления мести. Месть подразумевает осуждение. Если покаявшемуся перед вами человеку пришлось ради исправления своей ошибки пронзить себе сердце ножом, то не стоит проворачивать этот нож в ране ради собственного удовлетворения. Покаяние и прощение должны быть всегда искупительными. Тому, кто использует признание другого для отмщения, самому необходимо каяться.

Когда неправы обе стороны, им нужно каяться друг перед другом. Зачастую, когда происходит раскол в большой церкви, покаяние необходимо всем, кто в нем участвует. Там, где разгорелись военные действия, примирение не наступит до тех пор, пока обе стороны не смирят свои сердца и не покаются. Нередко инициатором такого покаяния становится один человек, а другие следуют за ним. Один человек может повести за собой целую церковь к глубокому духовному обновлению.

Труднее всего разрешаются церковные конфликты, вызванные разногласиями по вопросам теологии и образа жизни. Люди по обе стороны абсолютно уверены, что они правы, а оппоненты ошибаются. Покаяться — значит отречься от истины! Это особенно проблематично для тех христиан, которые ведут очень строгий образ жизни. Мы чувствуем свою правоту, осуждая тех, кто менее требователен к себе, и наше недовольство ими кажется нам совершенно оправданным. Но зачастую за этими чувствами скрывается духовная гордыня, от которой тоже нужно избавляться через покаяние.

Иногда особенно трудно начинать подобное покаяние пасторам, потому что пастор, как полагают, должен быть выше гордости и гнева. Однако пасторам необходимо сознавать, что они тоже люди, а их паства должна давать им возможность оставаться людьми. Возможно, пастору надлежит первому покаяться, даже если он считает, что прав. Есть замечательный принцип: тот, кто считает себя наименее виновным в конфликте, должен первым сделать шаг на пути к примирению.

И снова о позднем дожде

Покаяние в грехе имеет большое значение в контексте позднего дождя по двум причинам. Во-первых, Божьему народу нужен поздний дождь, чтобы достичь полного совершенства, которое необходимо для закрытия двери благодати, но получить Святого Духа в полной силе позднего дождя невозможно, пока мы не исповедуем все грехи, которые помним за собой.

Но разве мы только что не узнали о том, что Бог продолжает воздействовать на нас, пока мы возрастаем духовно, обретая способность покаяться в особенно тяжких грехах? Да. Для этого и предназначен ранний дождь.

Вторая причина, по которой покаяние обязательно для получения позднего дождя, заключается в том, что без него мы не сможем достичь единства в наших семьях и в наших общинах. Поздний дождь не прольется на тех, кто все еще разделен из-за неисповеданного греха, и тем более не объединит их, особенно когда эти самые грехи служат причиной разлада. Среди Божьего народа должно воцариться согласие благодаря искреннему покаянию и искреннему прощению, благодаря смирению наших сердец друг перед другом. И тогда и семьи, и общины, и вся Церковь будут объединены Богом силой позднего дождя.