Глава 20 Бедственное время Иакова

Даже Божий народ не будет знать, когда закончится время благодати. Однако я уверен, что вскоре, после того как дверь благодати закроется, мы начнем догадываться о том, что это произошло, ибо увидим излитие семи последних язв. Когда болезнь — Библия говорит, что это будут гнойные раны (см. Откр. 16:2), — начнет поражать весь мир, за исключением Божьего народа, я уверен, мы спросим себя: «А не закончилось ли время благодати?» А когда выйдет всеобщий указ о предании смерти всех соблюдающих субботу, мы уже будем точно знать, что это произошло. Кроме того, это будет означать начало времени скорби Иакова.

Вскоре против чтущих субботу согласно четвертой заповеди издадут указ, который объявит их достойными самых суровых наказаний и предоставит народу свободу после определенного времени предавать их смерти. В наш цивилизованный век отступники-протестанты будут так же поступать с теми, кто чтит Божественную заповедь, как в свое время поступали католики.

Народ Божий тогда будет переносить такое страдание и горе, описанное пророком как бедственное время Иакова (Великая борьба, с. 615, 616),

Адвентисты всегда проводили различие между великим бедственным временем и бедственным временем Иакова.

Весь мир будет переживать время бедствий, включая народ Божий (хотя семь последних язв поразят только нечестивых). Однако бедственное время Иакова станет переживанием исключительно Божьего народа. Это будет наш духовный опыт после закрытия двери благодати.

Прежде чем мы начнем размышлять над этим опытом, вероятно, есть смысл как можно точнее определить его временные рамки. В вышеприведенной цитате Елена Уайт говорит, что бедственному времени Иакова положит начало общемировой указ о предании смерти всех, кто чтит заповеди. Этот указ введут в действие до третьей язвы, поскольку третья язва станет наказанием за него. Нижеследующая цитата подтверждает данное заключение.

Хотя эти бедствия [первая и вторая язвы] ужасны. Бог совершенно справедлив. Ангел Божий заявляет: «Праведен Ты, Господи… потому что так судил; за то, что они пролили кровь святых и пророков, Ты дал им пить кровь: они достойны того» (Откр. 16:2—6). Осуждая народ Божий на смерть, они стали виновниками пролития его крови, как если бы это было совершено их руками (Великая борьба, с. 628).

Из этого я делаю вывод, что смертный приговор святым будет вынесен не позднее окончания второй язвы, и сразу же после этого начнется бедственное время Иакова. Поскольку народ Божий будет избавлен от власти нечестивых Вторым пришествием Христа, то и бедственное время Иакова завершится тогда же’. Мы можем представить эти события в виде следующей схемы:

Обратите внимание, что, согласно этой схеме, бедственное время Иакова заканчивается в начале седьмой язвы. Причина заключается в том, что, по моему мнению, седьмая язва является Вторым пришествием Христа, и избавление Божьего народа от власти нечестивых произойдет в начале этой язвы. Я объясню это в дальнейшем, в главе, посвященной Второму пришествию.

Выражение «бедственное время Иакова» придумано не адвентистами. Его автор — ветхозаветный пророк Иеремия. Когда Иеремия писал следующие строки, он, вероятно, имел в виду надвигающееся разрушение Иерусалима, однако в его словах содержится явный намек на последнее время. Разрушение Иерусалима вавилонянами — это один из самых распространенных библейских прообразов конца света, особенно в Книге Откровение. Вот слова Господа, сказанные Иеремии:

Голос смятения и ужаса слышим мы, а не мира.

Спросите и рассудите: рождает ли мужчина?

Почему же Я вижу у каждого мужчины руки

на чреслах его, как у женщины в родах, и лица

у всех бледные?

О, горе! велик тот день,

не было подобного ему;

это — бедственное время для Иакова, но он будет спасен от него (Иер. 30:5—7).

Иаков был одним из самых знаменитых патриархов Божьих в Ветхом Завете. Мы вполне можем надеяться, что он, как и Авраам и Исаак, окажется среди спасенных в вечном Царстве Божьем. В этом отрывке Иеремия представляет Иакова как прототип Божьего народа, которому предстоит пережить последнее бедственное время в конце истории мира. «Но он будет спасен от него» — вот самые важные слова в этом отрывке, по крайней мере, в том, что касается Божьего народа. Божьим детям придется жить в бедственное время Иакова, но они не будут уничтожены. Они будут «спасены от него».

Это поистине добрая весть!

Почему бедственное время Иакова

Но почему мы называем это время «бедственным временем Иакова»?

Елена Уайт сравнивает положение Иакова, когда он

боролся с ангелом у потока Иавок, с положением Божьего народа в бедственное время.

Ночь душевных страданий Иакова, когда он в молитве боролся за свое избавление от руки Исава (Быт. 32:24—33), показывает переживания, предстоящие народу Божьему во время скорби (Великая борьба, с. 616).

Как вы помните, прошло уже много лет с тех пор, как Иаков обманом добыл у брата право первородства, и вот теперь, на пути в родную землю, он получил известие, что к нему приближается Исав в сопровождении отряда вооруженных людей. Исав все еще пылал гневом на брата и намеревался его убить.

Охваченный страхом Иаков накануне прибытия Исава под покровом ночи пересек поток Иавок и до самого утра неустанно молился. Елена Уайт так описывает эту сцену:

Он исповедал свой грех, возблагодарил Господа за Его милость; с глубоким смирением сослался на завет, заключенный с его отцами, и на обетования, какие были даны ему в ночном видении в Вефиле и в земле изгнания, Наступил критический час его жизни; на карту было поставлено все. Во мраке и одиночестве он продолжал молиться и смирять себя пред Богом (там же, с. 616,617).

Иакову грозила гибель от руки Исава — так и нам будет грозить гибель от рук врагов Божьих. Как Иаков осознал свой грех против брата, так и мы будем осознавать всю греховность нашей жизни, тем более что мы будем знать: время благодати закончилось и Ходатая уже нет в небесном святилище.

Более того, сатана, извечный «клеветник братии наших» (Откр. 12:10), будет тут как тут и постарается усугубить наше чувство собственного недостоинства.

Поскольку сатана обвиняет народ Божий в грехах, Бог позволяет ему подвергнуть их сильнейшим испытаниям… Они вполне сознают свою слабость и свое недостоинство. Сатана старается запугать их мыслью о безнадежности их положения, о невозможности избавиться от скверны пороков. Он надеется подорвать их веру, чтобы они поддались его искушениям и изменили Богу (там же, с. 618, 619).

Приготовление к бедственному времени Иакова

Здесь мы сталкиваемся с одним из ключевых аспектов адвентистской эсхатологии — с вопросом, который мы просто обязаны понимать правильно в преддверии самого мрачного часа земной истории, простирающегося от окончания времени благодати до Второго пришествия Христа. Я считаю, что Бог заранее известил нас о приближении этого времени, дабы мы могли начать готовиться к нему уже сейчас. Мне представляется, что приготовление должно проходить по двум основным направлениям.

Покаяние в грехе. Во-первых, это покаяние в грехе. Я уже говорил о важности покаяния и о том, как оно происходит, в главе «Приготовление к позднему дождю». Если вы пропустили эту главу, настоятельно рекомендую вам прочесть ее сейчас.

Известный вам грех не может быть прощен, пока вы в нем не раскаетесь. Апостол Иоанн писал: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды» (7 Ин. 1:9, курсив мой). Более того, грех не может быть прощен, если в небесном святилище не будет Иисуса, нашего Посредника, Который может даровать это прощение. Иоанн сказал: «Дети мои! сие пишу вам, чтобы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, Праведника» (1 Ин. 2:1).

Вот почему так важно, чтобы мы исповедали все свои грехи сейчас, пока в небесном святилище еще есть Посредник. Если мы отложим покаяние до бедственного времени, прощение уже невозможно будет получить.

Те, кто пытается оправдать или скрыть свои грехи и, следовательно, оставляет их отмеченными в небесных книгах как неисповеданные и непрощенные, станут добычей сатаны… Те, кто откладывает свое приготовление ко дню Господнему, не сделают этого во время скорби или в какое-либо другое время в будущем. Положение их безнадежно (там же, с. 620).

Обратите внимание, что эти предостережения касаются известных нам грехов, которые мы не желаем признавать и исповедовать. Это не значит, что мы погибнем, если не сможем вспомнить все случаи своей неправоты.

Понимание праведности по вере. В бедственное время Иакова ясное понимание разницы между оправданием и освящением также будет играть для нас чрезвычайно важную роль. Если вы читали главу «Духовный опыт 144 тысяч», то должны помнить следующую схему:

Нам совершенно необходимо понимать, что наша принадлежность Богу после закрытия двери благодати — наша уверенность в спасении во время скорби — будет основываться на том же самом фундаменте, что и сегодня: на оправдании, а не на освящении. В этой книге я уже много говорил о значении христианского совершенствования для выживания без Ходатая в бедственное время. Елена Уайт неоднократно подчеркивала этот момент. И вот здесь-то, к сожалению, многие адвентисты впали в заблуждение. Они думают, что оправдание — это то, что дает нам возможность пребывать с Богом до окончания времени благодати, а освящение — совершенство — должно обеспечить нашу принадлежность Богу после окончания времени благодати.

Это совсем не так! Подобное заблуждение причинит вам невыразимую боль и ненужные душевные муки во время скорби. Для сатаны нет ничего желаннее, чем ваша вера в эту ложь.

Я настоятельно прошу вас прочесть главу «Время скорби» в книге «Великая борьба». У Елены Уайт нет ни слова о том, что совершенство характера будет основой для нашей уверенности во спасении в то время. Основой для нашей уверенности тогда, как и сейчас, будет покаяние и исповедание греха и вера в Кровь Иисуса, пролитую во искупление этих грехов.

Если бы Иаков прежде не раскаялся в своем грехе: получении обманным путем права первородства, Бог не услышал бы его молитву и не спас бы его милостивым образом. Так будет и во время скорби: если дети Божьи оставят неисповеданными свои грехи, скорбь и страх одолеют их. Отчаяние подорвет их веру, и они не смогут с уверенностью умолять Бога об избавлении. Но, глубоко сознавая свое недостоинство, они не имеют тайных грехов. Их грехи уже раньше были рассмотрены на суде и изглажены, и они не могут их вспомнить (Великая борьба, с. 6.20, курсив мой).

Представ пред Богом в бедственное время Иакова, мы должны будем молить о том, чтобы Его праведность покрыла наши исповеданные грехи точно так же, как мы делаем это сейчас. И тогда мы будем уверены в спасении точно так же, как сейчас.

Зачем же тогда совершенство?

Вы можете спросить: почему же тогда и Елена Уайт, и Писание так настойчиво говорят о совершенствовании человека как о приготовлении к последнему времени? Это хороший вопрос, и у меня есть два ответа на него.

Во-первых, бедственное время будет самым трагическим периодом в земной истории. Суды Божьи посетят землю, но, кроме того, сатана и нечестивцы будут делать все, от них зависящее, чтобы уничтожить Божий народ. Нечестивцы постараются уничтожить нас физически, а сатана — духовно. Мы будем лишены какой-либо поддержки со стороны людей. Нам придется уповать на Бога и в добывании пищи, и в поиске крыши над головой. В такое время потребуется вера — крепкая вера, а не такая, как у детей Израилевых, пересекавших пустыню. А для этого необходима чрезвычайная духовная стойкость.

Во-вторых, после закрытия двери благодати в небесном святилище не будет Ходатая, Который прощал бы грехи, которые мы можем совершить в бедственное время. На первый взгляд, может показаться, будто я утверждаю, что наша преданность Богу зависит более от добрых качеств нашего характера, чем от нашей веры в Христову праведность, покрывающую наши грехи. Однако прошу принять во внимание два обстоятельства.

Во-первых, что касается меня, то я не собираюсь бессмысленно тревожиться о том, достаточно ли я «хорош», — ни в бедственное время, ни сейчас. Ранее в этой книге, в главе «Приготовление к окончанию времени благодати», я очень подробно разъяснил, что у нас нет никакой возможности узнать, достаточно ли мы «хороши», чтобы пережить бедственное время, и потому нам не стоит беспокоиться об этом сейчас. Если мы делаем все, что от нас зависит, — а я подробно объяснял, в чем состоит наша задача, — то гарантия нашей готовности к окончанию времени благодати — это уже Божье дело, а не наше. Он не закроет дверь благодати до тех пор, пока каждое Его чадо не будет к этому готово. Такого убеждения мы должны придерживаться и до окончания времени благодати, и после.

Во-вторых, печать Божья, какой бы она ни была, запечатлеет людей таким образом, что им уже невозможно будет измениться. Печать Божья сохранит нас в то время от всякого деяния, которое могло бы поставить под угрозу наше пребывание с Богом. Помните, что при закрытии двери благодати Иисус скажет: «Праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще» (Откр. 22:11). Это обетование. Если вы будете запечатлены, то вы не согрешите в то время, поэтому не стоит беспокоиться об этом.

Елена Уайт указывает, что в бедственное время Иакова народ Божий будет отягощен великими сомнениями, но не по поводу своего совершенства, а по поводу того, все ли его грехи исповеданы (см. цитату из книги Великая борьба, с. 620, приведенную выше в этой главе).

Здесь мы имеем дело с еще одним распространенным страхом, присущим современным адвентистам, — относительно закрытия двери благодати и жизни в бедственное время без Ходатая: предположим, что время благодати закончилось, а я обнаруживаю грех, в котором еще не покаялся. Что тогда? Позвольте заверить вас, что на этот вопрос есть замечательный ответ.

В данный момент, когда время благодати еще не закончилось, Святой Дух знает все грехи, в которых нам необходимо покаяться. Более того, именно Его дело — обличать нас в этих грехах. Если мы позабыли какой-то грех, у Него есть недоступные для нашего разумения способы напомнить нам о нем. До тех пор пока мы поддерживаем взаимоотношения с Иисусом, мы можем быть уверены, что Он не допустит, чтобы время благодати закончилось до того, как мы будем обличены в каждом грехе, который нуждается в покаянии, и исправим все надлежащим образом в надлежащее время задолго до окончания времени благодати. Если Он не укажет нам что-то до закрытия двери благодати, значит, нам и не нужно знать об этом. Истинным детям Божьим не грозит обнаружить неисповеданный грех после закрытия двери благодати.

Если дети Божьи оставят неисповеданными свои грехи, скорбь и страх одолеют их… Но, глубоко сознавая свое недостоинство, они не имеют тайных грехов. Их грехи уже раньше были рассмотрены на суде и изглажены, и они не могут их вспомнить (Великая борьба, с. 620,курсив мой).

Обратите внимание — Божий народ не имеет «тайных грехов». Почему? Потому что Бог открыл им все их грехи до окончания времени благодати и они исповедались в них — «уже раньше отправили их на суд». Бог позаботится о том, чтобы все произошло именно таким образом, и произошло вовремя.

Демонстрация совершенства?

Прежде чем завершить эту главу, посвященную духовной борьбе народа Божьего в бедственное время, я хочу обсудить еще один вопрос, вызывающий, как мне кажется, у некоторых адвентистов седьмого дня чрезмерное беспокойство. Я вполне сознаю, что мои слова поставят под сомнение одно из расхожих представлений, но именно его распространенность вынуждает меня бороться с ним.

Я имею в виду то, что сам называю «демонстрационной моделью» бедственного времени Иакова.

Словами «демонстрационная модель» я обозначаю представление, согласно которому в бедственное время Божьи дети будут образцом абсолютного совершенства для Вселенной. На протяжении всей земной истории ни одно человеческое существо, кроме Христа, не достигало совершенства. Один лишь Иисус абсолютно точно придерживался Закона Божьего в течение продолжительного периода времени, выдержав жестокие искушения. Но Иисус не может вернуться, согласно этим рассуждениям, до тех пор пока у Него не будет целого сообщества совершенных святых, которые сумеют продемонстрировать Вселенной — Закон Божий можно исполнить даже во время величайшей скорби, которой еще не знал мир. На карту поставлена чистота Божьего Закона, говорят нам. Вопрос стоит так: возможно ли человечеству соблюсти Закон или нет? Бог говорит — да. Сатана говорит — нет. Святые в бедственное время подтверждают правоту Бога, доказывая, что Его Закон может быть соблюден даже грешными человеческими существами.

У меня есть три причины не соглашаться с этой доктриной. Во-первых, я считаю, что она вполне может привести к духовной гордыне, к такому отношению: «Эй, вы, посмотрите на меня. Я оправдаю Бога! Я докажу Вселенной, что могу соблюсти Его Закон». Не берусь утверждать, что Божий народ не окажется в некотором роде свидетельством для Вселенной. Вероятно, так и произойдет. Просто я не надеюсь, что мы будем отчетливо это сознавать. Сатана поставил под сомнение праведность Иова перед Богом, и Иов продемонстрировал Вселенной, что Бог был прав, а сатана — нет, но Иов и понятия не имел, что в этом заключается смысл его страданий.

Во-вторых, демонстрационной модели практически неизбежно сопутствует представление об абсолютном совершенстве. Некоторые люди чуть ли не бросаются на всякого, кто не верит в абсолютное совершенство после окончания времени благодати. Я весь сжимался всякий раз, когда меня спрашивали, верю ли я в возможность абсолютного совершенства, потому что знал — если скажу «нет», то мой собеседник сочтет меня еретиком. Однако сейчас я уже не боюсь этого вопроса, потому что на него есть очень простой ответ. Он дан в одной из предыдущих глав — «Приготовление к окончанию времени благодати». В этой главе я выделил следующие слова: «Мы не знаем, что такое совершенство или как его достичь, но, когда мы выполняем свою часть работы, Бог берет на Себя ответственность за то, чтобы привести нас к нему».

И вот теперь, когда меня спрашивают, верю ли я в абсолютное совершенство после окончания времени благодати, я отвечаю: мне неизвестно, что значит абсолютное совершенство. Я не могу дать ему определение. Даже если Бог желает для меня абсолютного совершенства, ни у меня и ни у кого другого нет никакой возможности узнать, когда мы достигнем этого состояния. Поэтому не имеет смысла беспокоиться по этому поводу, а тем более использовать этот вопрос в качестве проверки на правоверность.

Если Бог предусмотрел для нас абсолютное совершенство в бедственное время, то я не имею ничего против. Он сделает нас абсолютно совершенными и не замедлит с этим. Если Богом не предусмотрено для нас абсолютного совершенства в бедственное время, это Его дело. Мне известно лишь, что поскольку мы готовы вручить свою жизнь в Божьи руки, то уже от Него зависит, до какого уровня совершенства нас необходимо поднимать. Он знает, когда мы достигнем надлежащего состояния, и не закроет дверь благодати, пока каждый из нас не будет приготовлен. Означает ли наша готовность абсолютное или частичное совершенство — это Божья проблема, а не наша с вами. Я отказываюсь дискутировать по этому вопросу, потому что невозможно обсуждать то, чему никто не может дать точного определения.

Третья причина, по которой я не принимаю «демонстрационную модель» Божьего народа в бедственное время, связана с теологией. Думаю, Иисус уже доказал Вселенной, что Божий Закон можно исполнить. Думаю, Иисус доказал лживость утверждений сатаны, будто падшее человечество не в состоянии его исполнить. Если я не ошибаюсь, те же люди, что верят в «демонстрационную модель» бедственного времени, настаивают и на том, что Иисус был наделен греховной природой, подобно нам с вами, дабы иметь возможность доказать, что греховная человеческая плоть способна исполнять Божий Закон. Но если Иисус уже разрешил такие сомнения, зачем же Божьему народу делать это снова в бедственное время? Или Иисус не был в достаточной мере подобен нам, чтобы развеять все сомнения?

Как мне кажется, «демонстрационная модель», если я правильно понял то, что мне о ней говорили, возлагает на нас с вами ту работу, которую уже совершил Иисус. Мне это совершенно непонятно.

Бог вывел израильтян из Египта и сказал им, что они будут Его особым народом, которому Он даст особое поручение к миру В это было легко поверить, когда язвы избавили их от египетского рабства, и трудно поверить, когда перед ними оказалось Чермное море, по обеим сторонам — горы, а позади — египетская армия, жаждущая мщения. Но Бог избавил их.

И вот, по прошествии лишь нескольких дней, столкнувшись с угрозой погибнуть от жажды, они позабыли о Боге и начали роптать. А еще через несколько дней, сочтя, что им грозит голодная смерть, они возроптали и об этом. Всякий раз, когда израильтянам выпадало очередное испытание, они полностью утрачивали веру относительно миссии, порученной им Богом. Бог вел их по пустыне в землю обетованную, но, когда путь становился труден, они обвиняли Моисея в том, что это он виновен в их бедах, и жалели о том, что не остались в Египте (см. Чис. 14:1—4; 21:5).

Бог и нас будет вести по «пустыне» в нашу «землю обетованную». Наши испытания в пустыне по окончании времени благодати будут гораздо более суровыми, какие израильтяне и помыслить могли, но мы должны запастись терпением и сильной верой, которых не было у них. В то время будет непозволителен нетерпеливый ропот и ослабление веры — какой бы ни была мера наших страданий. Вот почему Божьему народу в то время понадобится сила характера, которую редко встретишь в современном мире. Мы должны научиться преодолевать всякий ропот сейчас, до закрытия двери благодати, — в противном случае мы не вынесем грядущих испытаний времени бедствий.

Основным вопросом в заключительном конфликте, думается мне, станет вера, а не послушание. Если у нас будет вера, то будет и послушание. Израильтяне были непокорны, потому что не верили. Я не думаю, что мы будем ощущать себя образцами чего бы то ни было в то время. Однако когда мы попадем на небеса, вполне можем обнаружить, что были образцами всего.

Я считаю, что накануне бедственного времени перед нами стоят два вопроса.

1. Развиваются ли у нас с Иисусом такие взаимоотношения, которые смогут выдержать и усталость, и боль, и промедление с избавлением в самый мрачный час земной истории? Возрастаем ли мы в такой вере, которая останется неизменной, даже когда все доступные человеку средства поддержания жизни будут исчерпаны?

2. Обогащаем ли мы свой опыт, связанный с оправданием? Приступаем ли мы к Нему день за днем с просьбой о том, чтобы Он обличил нас в тех грехах, в которых нам нужно покаяться? А когда Он открывает нам эти грехи, приступаем ли мы к Нему с мольбой об обновлении нашего сердца, чтобы покаяться даже в тех грехах, покаяние в которых нам казалось невозможным?

Могу заверить вас, что всякий, кто развивает подобные отношения с Иисусом, окажется «достаточно хорошим», чтобы выжить после закрытия двери благодати в самый мрачный час земной истории.

Приложение к главе 20

Некоторые адвентисты говорят, что бедственное время Иакова длится лишь на протяжении третьей и четвертой язв и заканчивается в начале пятой. Как вы помните, пятая язва представляет собой великую тьму, которая опустится на престол зверя (см. Откр. 16:10). Вывод о том, что пятая язва знаменует собой окончание бедственного времени Иакова, основывается на следующих выдержках из книги «Великая борьба», из главы под названием «Освобождение народа Божьего».

Когда чтущие заповеди Божьи лишатся всякой защиты гражданской власти, в различных странах одновременно начнется движение, направленное на их уничтожение. И когда приблизится назначенное в указе время, люди составят заговор, чтобы истребить ненавистную секту. Будет решено нанести однажды ночью решительный удар, который навсегда заставил бы умолкнуть обличающий, протестующий голос.

Народ Божий — кто в тюремных камерах, кто в потаенных убежищах лесов и гор — все еще взывает к Божественной защите, а повсюду вооруженные толпы, подстрекаемые бесами, уже готовятся погубить его. И в этот час крайней, наивысшей опасности Бог Израилев вмешивается, чтобы избавить Свой народ… С торжествующими криками, издевками и проклятиями озлобленные толпы готовы напасть на свою добычу, но вот густой мрак, темнее самой темной ночи, покрывает землю. Затем на небе появляется сияющая славой Божьего престола радуга: кажется, что она окружает собой каждую группу молящихся. Свирепые толпы вдруг замирают. Смолкают насмешливые возгласы. Люди забыли о том, что их так разъярило. С ужасным предчувствием надвигающейся опасности они смотрят на символ Божьего завета и желают укрыться от этого всепроницающего блеска (Великая борьба, с. 635,636).

Я согласен, что здесь говорится об окончании бедственного времени Иакова, ибо этот отрывок начинается с описания нечестивых, угрожающих гибелью праведным, и Божьего народа, умоляющего о Божественной защите. Те, кто видит здесь пятую язву, указывают на слова «густой мрак, темнее самой темной ночи, покрывает землю». Они считают, что этот мрак и является мраком пятой язвы.

Я не согласен с данной точкой зрения по двум причинам. Во-первых, мрак пятой язвы опускается лишь на престол зверя, в то время как мрак, описываемый Еленой Уайт, покрывает всю землю. Еще более существен тот факт, что мрак, описанный Еленой Уайт, сковывает толпы. «Люди забыли о том, что их так разъярило. С ужасным предчувствием надвигающейся опасности они смотрят на символ Божьего завета и желают укрыться от этого всепроницающего блеска». В дальнейшем в «Великой борьбе» нет ни малейшего намека на то, что нечестивые продолжат свою борьбу с Богом. А в 16-й главе Книги Откровение последней битве между Богом и нечестивым миром еще предстоит произойти, когда пятая язва уже излита на землю.