Глава 21 Битва Армагеддон

Немногие библейские образы более известны в современной светской культуре, чем битва Армагеддон. Немногие образы из Библии более волнуют христианское воображение, чем этот. И немногие темы вызвали больше споров за 150-летнюю историю существования Церкви адвентистов седьмого дня, чем Армагеддон.

Большинство адвентистов сегодня, вероятно, и не подозревают, что первые 70 лет существования нашей Церкви большая часть пасторов, администраторов, евангелистов и библейских работников считали, что крах Турции, или Оттоманской империи, как она в то время называлась, станет великим знамением близости Второго пришествия Христа. Большинство полагало, что Армагеддон будет конкретной битвой между Турцией и христианскими странами мира. Урия Смит был главным поборником этой идеи в нашей Церкви до последнего дня своей жизни.

В то время как основная часть адвентистских руководителей придерживалась взгляда Смита, меньшинство, включая Джеймса Уайта (до его смерти в 1881 году), заявляло, что Армагеддон будет духовной битвой между силами добра и зла в мире. Это и привело к противостоянию. Какой же битвой будет Армагеддон — физической или духовной? Большинство настаивало на том, что это будет физическая битва. Немногочисленные противники этого взгляда утверждали, что предстоит духовная битва. Настаивавшие на «физической» модели Армагеддона считали, что произойдет битва между противостоящими нациями земли. Проблема состояла в том, чтобы определить, какие нации будут с одной стороны, и какие — с другой.

Смиту повезло, что его уже не было в живых во время и после первой мировой войны. К тому времени Оттоманская империя развалилась, но никакой Армагеддонской битвы, конечно же, не произошло и Христос не вернулся. Смит был избавлен от мучительного присутствия на похоронах своей идеи.

Можно предположить, что кончина идеи Смита должна была ознаменовать собой возрождение «духовной» точки зрения на битву Армагеддон. Ничего подобного. На первый план вышло новое направление в «физической» интерпретации битвы. В начале нашего столетия, по мере того как Япония становилась силой, заставившей считаться с собою весь мир, среди адвентистов распространилось мнение, что Армагеддон будет битвой между Востоком и Западом. В конце концов разве в Откр. 16:12 не говорится, что река Евфрат высохнет, «чтобы готов был путь царям от восхода солнечного»? Внезапно новая вспышка «света» озарила адвентистскую теологию: если с одной стороны окажутся цари востока, то с другой стороны должны быть «цари запада».

Единственным нововведением в этой теории была, конечно, смена «действующих лиц». Представление о том, что Армагеддон станет реальной битвой между народами земли, еще более укоренилось. Можно представить, какого накала достигла армагеддонская лихорадка, когда японцы напали на Перл-Харбор. (Хотя, к чести адвентистских теологов, нужно сказать, что, под воздействием недавних еще воспоминаний о конфузе с развалом Оттоманской империи без ожидаемой битвы Армагеддон, они были более сдержанны в своих высказываниях относительно будущего Японии во время второй мировой войны.)

Поражение Японии в 1945 году положило конец «физическому» взгляду на Армагеддон. Сегодня, 50 лет спустя, это не более чем реликвия в музее адвентистской теологической истории.

Библия и Армагеддон

Что же говорит Библия об Армагеддоне? Есть ли в Писании намек на то, что это будет битва между противостоящими силами на земле? Чтобы прийти к такому выводу, нужно ограничиться Откр. 16:12—16, где описывается шестая язва. Если же расширить поиск сведений о последней битве на земле до глав 17 и 19, то предстанет совсем иная картина.

Откровение, 17. Несколько ранее я указывал, что в 17-й главе Книги Откровение описаны религиозные и политические силы зла в мире после закрытия двери благодати. 17-я глава начинается с описания блудницы, сидящей на багряном звере, символизирующем недозволенный союз Церкви и государства. Мы уже выяснили, что сегодня в Соединенных Штатах наблюдается отчетливая тенденция к такому союзу. 17-я глава показывает нам эту тенденцию в ее завершенном виде в масштабах всего мира.

Зверь имеет десять рогов, и в 12-м стихе сказано, что эти десять рогов суть десять царей. Некоторые приходят к заключению, что рога символизируют страны Западной Европы, которые, в соответствии с пророчеством, планируют заключить экономический союз в 1992 году, с намерением в конечном счете объединиться и политически. Я более склонен полагать, что десять рогов символизируют все основные политические силы мира и что нет необходимости называть именно десять стран. Их число не так важно, как их видное положение в международных делах.

В 17-й главе Книги Откровение сказано, что эти десять рогов присоединятся к зверю в битве.

И десять рогов, которые ты видел, суть десять царей, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час; они имеют одни мысли и передадут силу и власть свою зверю; они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей, и те, которые с Ним, суть званные и избранные и верные (Откр. 17:12—14).

Поскольку это описание последней битвы на земле, оно должно относиться к Армагеддону, даже если он и не назван.

Теперь давайте определим силы, выступающие с каждой стороны. В Откр. 17:13 говорится, что десять рогов «имеют одни мысли и передадут силу и власть свою зверю». Очевидно, десять рогов не ведут борьбу между собой, потому что «имеют одни мысли». Не будут бороться они и со зверем, потому что «передадут силу и власть свою зверю». Таким образом, десять рогов и зверь, символизирующие объединенную религиозную и военную мощь земли, выступят вместе, чтобы «вести брань с Агнцем». А поскольку «званые и избранные и верные» будут «с Ним» (ст. 14), значит, народ Христов на земле, а также и ангелы на небесах составят Его великое войско.

Теперь позвольте спросить вас: позволяет ли 17-я глава Книги Откровение утверждать, что Армагеддон станет физической битвой между противостоящими народами земли? Или же все страны мира, объединившись, выступят против Христа и Его народа?

И кто, согласно Книге Откровение, выйдет победителем в этой битве? «И Агнец победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей» (ст. 14).

Откровение, 19. Последняя битва на земле описывается и в 19-й главе Книги Откровение. На этот раз мы видим Иисуса сходящим с небес на белом коне, а с Ним — воинства небесные, тоже на белых конях (см. ст. 11—14). И с кем же, согласно Книге Откровение, Иисус вступит в сражение?

Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным… На одежде и на бедре Его написано имя: ЦАРЬ ЦАРЕЙ И ГОСПОДЬ ГОСПОДСТВУЮЩИХ (Откр. 19:15, 16).

И снова мы видим, что последняя битва на земле — битва Армагеддон — будет вестись между небесными силами, с одной стороны, и всеми земными народами, объединившимися против Иисуса, — с другой.

Как бы подводя итог битве, ангел, стоящий на солнце, призывает хищных птиц:

Летите, собирайтесь на великую вечерю Божию, чтобы пожрать трупы царей, трупы сильных, трупы тысяченачальников, трупы коней и сидящих на них, трупы всех свободных и рабов, и малых и великих (Откр. 19:17,18).

Обратите внимание, что ангел призывает хищных птиц пожрать трупы военачальников и коней. Речь идет о сражении. О последнем сражении на земле. Об Армагеддоне.

И это еще не все. Читаем дальше:

И увидел я зверя и царей земных и воинства их, собранные, чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его. И схвачен был зверь и с ним лжепророк… оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою; а прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его; и все птицы напитались их трупами (ст. 19—21).

Проще и выразиться невозможно. В последней битве на земле будут сражаться не противостоящие друг другу народы. В Армагеддоне Бог и Его народ будут наодной стороне, а весь мир — сатана и его народ — на другой. И мир окажется побежден. В Откровении говорится, что все нечестивые мира будут либо «живые брошены в озеро огненное, горящее серою», либо «убиты мечом» (Откр. 19:20, 21). Скованный сатана проведет в бездне тысячу лет (см. Откр. 20:1— 3), после чего и его бросят в огненное озеро (см. Откр. 20:10).

Таков грядущий вселенский конфликт между добром и злом, сущность которого мы должны хорошо понимать, дабы сохранить свои взаимоотношения с Иисусом в самый мрачный час земной истории, когда всем остальным будет казаться, что Божий народ — это ничтожное, фанатичное меньшинство, обреченное на крах.

Елена Уайт и Армагеддон

Полный указатель к трудам Е. Уайт содержит всего лишь пять ссылок на слово «Армагеддон», и в одном месте она говорит об этой битве, не называя ее. Однако это вовсе не значит, что ей нечего было сказать по поводу Армагеддона. Просто она не всегда, говоря о нем, использовала именно это название. Гораздо чаще она говорила об Армагеддоне как о «последнем конфликте», «битве великого дня Всемогущего Бога», «последнем сражении» и т. д. Считала ли Елена Уайт Армагеддон битвой между народами земли, половина из которых будет сражаться на одной стороне, а вторая половина — на другой, или же думала, что это битва между добром и злом?

Духовная битва. Нижеследующий отрывок типичен для ее высказываний по поводу битвы Армагеддон и последнего конфликта.

Зло во всех своих проявлениях вдруг активизировалось. Злые ангелы объединяются с нечестивыми людьми, и, приобретя в своих постоянных происках солидный опыт всевозможного обольщения и нападок, накопив значительные силы за многие века существования, они не уступят в последнем великом, столкновении без отчаянной борьбы. Во всем мире произойдет разделение по этому вопросу. Разразится битва Армагеддон, и тот день не должен застать ни одного из нас спящим. Мы должны быть настороже, подобно разумным девам запасаясь маслом для своих светильников…

Сила Святого Духа должна сойти на нас, и Вождь воинства Господнего встанет во главе ангелов небесных, чтобы руководить сражением (Комментарии Е. Уайт. Библейский Комментарий АСД, т. 7, с. 982, курсив мой).

Елена Уайт написала эти слова в 1890 году, когда подавляющее число адвентистов жили в ожидании Армагеддона как конкретной битвы между Турцией и христианскими нациями мира. Тем не менее она явно проигнорировала все это, заявив, что Армагеддон будет духовной битвой между добром и злом. В первой части этого отрывка она говорит о «разного рода зле», «злых ангелах» и «нечестивых людях», а затем добавляет, что «они не уступят в последнем великом столкновении без отчаянной борьбы… Разразится битва Армагеддон». Затем она указывает: «Тот день не должен застать ни одного из нас [праведных] спящим», «сила Святого Духа должна сойти на нас», «Вождь воинства Господнего встанет во главе… чтобы руководить сражением».

Совершенно ясно, что в этом конфликте с одной стороны будет Божий народ, а с другой — приспешники сатаны и «во всем мире произойдет разделение по этому вопросу». Колеблющихся не будет. Следующие два высказывания в той же мере определенны. Одно взято из «Великой борьбы», впервые опубликованной в 1888 году, другое датируется 1901 годом:

Дьявольские духи выйдут к царям земли и ко всему миру, чтобы завлечь их в сети заблуждения и убедить соединиться с сатаной в его последней борьбе против небесного правления (Великая борьба, с. 624, курсив мой).

Две великие противостоящие друг другу силы открываются в последней великой битве. С одной стороны — Творец неба и земли. Все Его последователи несут Его печать. Они послушны Его заповедям. С другой стороны — князь тьмы с теми, кто выбрал отступничество и восстание (Комментарии Е. Уайт. Библейский Комментарий АСД, т.7,с. 982,983).

Обратите внимание, что, согласно первому высказыванию, конфликт произойдет не между народами земли, но между сатаной и его воинством и небесным правлением. И во втором высказывании Елена Уайт четко определяет «две великие противостоящие друг другу силы… в последней великой битве». С одной стороны — «Творец неба и земли», а с другой — «князь тьмы».

Битва народов. Некоторые высказывания Елены Уайт, казалось бы, подразумевают то, что в битве Армагеддон будут участвовать народы мира.

Мы должны видеть, как в истории исполняются пророчества, изучать, как действовало Провидение в великих реформаторских движениях, и понимать развитие событий, в ходе которых народы готовятся к последнему конфликту в великой борьбе (Служение исцеления, с.441,442).

Народы мира жаждут кровопролития, но ангелы обуздывают их устремления. Когда эта сдерживающая сила перестанет действовать, наступит время скорби и мучения… Все, не имеющие духа истины, объединятся под началом сатанинских сил. Но они должны оставаться под контролем до тех пор, пока не придет время для великой Армагеддонской битвы (Комментарии Е. Уайт. Библейский Комментарий АСД, т. 7, с. 967).

Четыре ветра будут удерживаться до тех пор, пока не окажутся запечатлены все рабы Божьи. Затем власти этого мира выстроят свои силы для последней великой битвы (Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 14).

Если истолковывать эти высказывания в свете векового адвентистского спора по поводу того, будет ли Армагеддон конкретной битвой между разными нациями земли или духовной битвой между добром и злом, то Елена Уайт, по всей видимости, поддерживает первую точку зрения. Однако когда мы осознаем, что сказанное ею относится к роли народов в последнем конфликте, кажущееся противоречие исчезает.

Она не говорит о том, что это будет физическая битва между народами, где половина стран займет одну сторону, а половина — другую. Скорее все народы мира объединятся в противоборстве с Божьим народом, который окажется на другой стороне.

Где произойдет Армагеддонская битва ? Один из вопросов, который многие годы занимает умы исследователей библейских пророчеств, касается места Армагеддонской битвы. Где произойдет это сражение? Ответ зависит от того, какого взгляда на его природу придерживается человек. Для тех, кто поддерживал «физическую» точку зрения, место битвы зависело от народа или группы народов, которые, по их мнению, должны были в ней участвовать. Излюбленным местом, конечно же, была долина Мегиддо в Израиле, но адвентистами назывались и другие географические точки, включая Иерусалим (мнение Урии Смита) и Соединенные Штаты (мнение Уильяма Миллера).

Елена Уайт по крайней мере один раз высказалась относительно места Армагеддонской битвы, полностью подтвердив свое убеждение в том, что это будет исключительно духовная битва, где народы мира выступят против народа Божьего. Земле предстоит стать полем битвы — местом последнего столкновения и окончательной победы (Моя жизнь сегодня, с. 308).

Если Армагеддон должен стать битвой между народами земли, то едва ли есть смысл в том, чтобы называть весь мир полем битвы. Народы, как правило, сражаются за землю и собираются для битвы на той территории, за которую они бьются.

Однако если Армагеддон будет духовной битвой между всеми народами земли, с одной стороны, и Богом и Его народом — с другой, то утверждение Елены Уайт, что «земле предстоит стать полем битвы — местом последнего столкновения и окончательной победы», вполне логично. В то время Божьих детей можно будет найти в любой стране мира. Все народы будут преследовать народ Божий на своих землях.

Почему мы не внимали Елене Уайт?

Адвентисты верят, что Елена Уайт получила дар пророчества, и на протяжении целого века, истолковывая Армагеддон главным образом как конкретную битву между народами, мы следовали ее указаниям в большинстве сфер нашей церковной жизни и вероучения. Почему же тогда нам не удавалось различить очевидную разницу между тем, что говорила об Армагеддоне она, и тем, что утверждали мы? Почему мы так долго не внимали Елене Уайт, а тем более Писанию?

Люди, подобно адвентистам, ожидающие, что Иисус вернется «очень скоро», с нетерпением выискивают знамения Его близкого пришествия. Со времен Уильяма Миллера мы схематизировали историю мира, исходя из расцвета и упадка империй в пророчествах Даниила, поэтому нет ничего удивительного в том, что мы попытались обозначить события конца времен, исходя из расцвета и упадка нынешних государств. В конце концов это дает нам нечто осязаемое, некоторую определенность, вселяющую надежды. А надежд —лучше сказать, страхов — у нас предостаточно. В то же время духовные реальности не столь осязаемы. «Духовная» точка зрения не дает нам «схемы», с помощью которой можно было бы определить наш день в череде событий, ведущих ко Второму пришествию. Имея столь неубедительные и неосновательные данные, мы с трудом отказываемся от них ради истины. Нам потребовалось 100 лет и крах двух «физических» сценариев Армагеддона, чтобы отказаться от предпосылки, за которую мы, как за крюк, цепляли наши надежды.

А что, если это и есть одна из тех перемен, которых ждет от нас Бог, чтобы иметь возможность прийти? Елена Уайт высказывалась ясно и определенно: Божьему народу необходимо заняться духовным приготовлением сейчас, если он хочет выжить в тяжких перипетиях Армагеддонской битвы. Но люди, чье внимание полностью поглощено поиском признаков конкретной физической битвы между народами, едва ли будут совершать необходимые приготовления к битве духовной.

Теперь, когда мы отбросили «физическое» истолкование, перед современными адвентистами стоит задача не просто понять, что Армагеддон — битва духовная, но и приготовиться к ней духовно.

Суть Армагеддонской битвы

Каждый адвентист седьмого дня хорошо представляет себе основные этапы великой борьбы между Христом и сатаной. Несколько тысячелетий назад, будучи еще на небесах, сатана отказался признать Христа Сыном Божьим, по праву занимающим более высокое положение, чем он (сатана) сам. В первой главе своей книги «Патриархи и пророки» Елена Уайт описывает конфликт, происшедший на небесах. Среди прочего, она говорит, что Бог Отец собрал вместе всех сотворенных разумных существ во Вселенной. Вот ее описание этого собрания.

Царь Вселенной собрал все небесные воинства, чтобы в их присутствии подтвердить положение Сына и показать Свое отношение ко всем сотворенным существам… Перед всеми собравшимися небожителями Царь Вселенной заявил, что никто, кроме Христа, Единородного от Отца, не может быть вполне посвящен в Его намерения и что Ему надлежит исполнить великие замыслы Господа…

Ангелы с радостью признали верховную власть Христа и пали пред Ним, преисполненные любви и обожания. Люцифер также склонился вместе с ними, но в его сердце происходила необычайно яростная борьба (Патриархи и пророки, с. 36, 37).

Мы знаем, что было дальше. Обуянный гордыней, Люцифер вступил в противоборство со Христом. «Выйдя из непосредственного присутствия Отца, Люцифер начал распространять дух недовольства среди ангелов» (там же, с. 37). Ангелы, да и Сам Христос, пытались указать Люциферу на его ошибку, но он не хотел ничего слушать. Вместо этого он, «упорно отстаивая свои позиции, вступил теперь в открытую борьбу с Творцом» (там же, с. 40).

Изгнанному на землю сатане удалось привлечь на свою сторону Адама и Еву, а через них и весь род человеческий. «Теперь у меня есть плацдарм, — сказал он себе. — Я привлеку на свою сторону весь мир и с этой земли смогу распространить свое восстание на всю Вселенную». Сатана предполагал, что Адам с Евой и их потомки станут его верными последователями навсегда.

Однако Бог приготовил для сатаны сюрприз. Он вступился за человечество неожиданным для сатаны образом. Иисус сказал, что Он Сам понесет наказание за наши грехи и вернет нам благосклонность Божью. Для этого Он пришел на эту землю, чтобы жить и умереть как Человек. Встреча Христа с сатаной в пустыне, последовавшая за 40-дневным постом, была лишь очередным личным столкновением с Его старым врагом на небесах. На кресте решалось, кто победит во вселенском конфликте между добром и злом, конфликте, который продолжался по крайней мере четыре тысячи лет. Иисус прекрасно осознавал это, идя на суд и на распятие. Он понимал, что поддаться давлению в видимом конфликте на этой земле — значит потерпеть поражение в конфликте во всей Вселенной.

Теперь обратите, пожалуйста, внимание на следующее высказывание Елены Уайт о последней битве на земле:

Сатана поставил перед собой цель стереть их [Божий народ] с лица земли, дабы его превосходство не могло быть оспорено (Свидетельства для проповедников, с. 37).

Вот в чем смысл Армагеддонской битвы. Это будет последняя перед Вторым пришествием Христа попытка сатаны удержать мир в своих руках, дабы иметь возможность распространить восстание на остальную Вселенную. Наука с ее передовыми технологиями уже оказалась перед реальностью космических путешествий в другие части Вселенной. Если бы Бог допустил это, нынешнее поколение людей в буквальном смысле попыталось бы построить «башню, высотою до небес», чтобы сделать «себе имя» (Быт. 11:4), как поступили люди вскоре после потопа. Наша башня, однако, сложена не из кирпичей и строительного раствора, но из алюминия и стали, с машинами, способными умчать людей на отдаленные планеты, а в конце концов — и в другие галактики.

Такова цель современных ученых—исследователей космоса. Такова цель и сатаны. Но при завершении Армагеддонской битвы (в то время, когда придет Христос) Бог положит конец этим планам, так же как молния и смешение языков положили конец строительству Вавилонской башни (см. Быт. 11:5— 7; Патриархи и пророки, с.119,120).

Реальность последней битвы

Хотя в последней битве на земле перед противниками будут стоять духовные цели, мы должны понимать, что проявления ее будут физическими в самом буквальном смысле этого слова. Елена Уайт говорила, что «между этими двумя армиями происходит самая настоящая борьба, такая же реальная, как и война армий этого мира» (Пророки и цари, с. 176). Вот как она описывает эту реальность:

Я увидела указ, копии которого были разосланы в разные концы земли; в указе говорилось, что, если святые не откажутся от своей особенной верь1, от субботы и не станут соблюдать первый день недели, людям будет дана свобода после определенного назначенного времени предавать их смерти (Ранние произведения, с. 282, 283).

Вскоре я увидела, что святые находятся в состоянии душевной агонии. Казалось, что со всех сторон их окружали нечестивые жители земли… Затем появилось множество разгневанных нечестивых… чтобы поскорее разделаться со святыми (там же, с. 283).

Народ Божий — кто в тюремных камерах, кто в потаенных убежищах лесов и гор — все еще взывает к Божественной защите, а повсюду вооруженные толпы, подстрекаемые бесами, уже готовятся погубить его (Великая борьба, с. 635).

Елена Уайт говорит о настоящих ружьях и пулях. Армагеддон может быть духовной битвой, но он не будет предметом публичных прений. Я считаю, что сатанинские силы используют в Армагеддонской битве те же самые виды оружия, которые использовала коалиция государств против Ирака во время операции «Буря в пустыне».

«Глупости! — скажете вы. — Коалиция использовала военные корабли, танки и ракеты с лазерным наведением. У Елены Уайт нет ни слова о подобном оружии».

Это верно. Подобное военное снаряжение не существовало в ее время. Так каким же образом мир попытается привести в исполнение смертный приговор, вынесенный нам? Голыми руками? Космический век, в котором мы живем, дает нам все основания предположить, что, когда народ Божий укроется среди скал и гор, враг воспользуется всеми своими спутниками-шпионами и приборами ночного видения, чтобы найти нас. Можно предположить также, что, обнаружив то или иное молитвенное сообщество, они будут посылать управляемую ракету прямо в это место.

Впадаю ли я в крайность или всего-навсего истолковываю Армагеддонскую битву в свете современных военных возможностей?

Я уверен, что вы знакомы с научно-фантастическими фильмами, наводнившими сейчас экраны кинотеатров и телевизоров. Знаете вы, конечно же, и о том, что современные ученые тратят ежегодно миллионы долларов, пытаясь выяснить, существуют ли в других уголках Вселенной разумные существа. Об этом уже говорилось в моей книге.

Я убежден, что перед концом времени ученые установят такие контакты, и когда сатана и его ангелы объявятся на этой земле, они представятся существами из другой галактики. Вы можете назвать это высокотехнологичным спиритизмом. Эти существа будут первыми подстрекать мир к уничтожению Божьего народа, и, как я склонен полагать, по мере приближения конца они начнут предупреждать мир о грядущем вторжении «враждебных инопланетян».

И видел я выходящих из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам: это — бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя (Откр. 16:13, 14, курсив мой).

Сатана и его приспешники не только предупредят мир о грядущем вторжении враждебных инопланетян — они еще и попытаются предотвратить это вторжение. У меня есть все основания предполагать, что при приближении Христа и Его ангелов к земле главнокомандующие во всем • мире приведут в боевую готовность самые совершенные ракеты с ядерными боеголовками и нацелят их на небеса в попытке предотвратить Его Второе пришествие.

Звучит нелепо? Иоанн говорит: «И увидел я зверя и царей земных и воинства их, собранные, чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его» (Откр. 19:19). Откуда же пришел этот Всадник? «И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный» (Откр. 19:11).

В Писании сказано буквально следующее: когда Иисус придет на землю второй раз, правители мира и военачальники и их армии объявят Ему войну. Вы же не думаете, что они воспользуются луками и стрелами или пушками времен гражданской войны, не так ли? Поверьте мне, они употребят те же самые сверхсложные виды вооружений, которые нам известны сегодня, наряду с тем, что сатана и его сообщники помогут им создать в ближайшем будущем.

Армагеддон будет всем звездным войнам звездная война — последняя линия обороны сатаны.

Это будет поистине самый мрачный час в земной истории. Гораздо большую огневую мощь, чем та, что обрушили на Ирак, направят против Бога и Его народа. По человеческому разумению наше положение будет столь же безнадежным, как и положение Христа на судилище и при распятии. В одном из последних стихов, описывающих шестую язву. Книга Откровение говорит нам о том, какова будет наша надежда в то время.

Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его (Откр. 16:15).

В самый мрачный час жизни Иисуса, когда Он висел на кресте, надежда не наполняла Его сердце и Он вовсе не был уверен, что восстанет из могилы (см. Желание веков, с. 753). Он просто верил, что Его Отец поможет Ему преодолеть все искушения. Он полностью доверился Своему Отцу. Это единственное, что Он мог сделать.

Наша единственная надежда в самый мрачный час земной истории будет состоять в том, чтобы сохранить свои взаимоотношения с Иисусом. Когда положение покажется отчаянным, мы должны верить, что Он на нашей стороне, пусть даже все происходящее вокруг говорит нам о том, что мы обречены. Нельзя упускать из виду более масштабное противостояние во Вселенной — противостояние, недоступное для глаз и ушей. Мы должны сохранять веру в то, что Бог держит события в Своих руках и что Он вскоре избавит нас. Мы должны верить, что для Бога, сотворившего Вселенную, все изобретенные человеком инструменты ведения войны не более опасны, чем игрушечное ружье. В последней битве сатаны с Христом и Его народом можно быть абсолютно уверенным в победе, независимо от того, насколько безвыходным покажется наше положение с человеческой точки зрения.

А если однажды на небесах Бог попросит автора Послания к Евреям пересмотреть и дополнить главу, посвященную вере (см. Евр. 11), я уверен, что в нее будут включены имена тех, кто сохранил взаимоотношения с Иисусом в самый мрачный час земной истории.

Я хотел бы оказаться в этом списке, а вы?