Глава 5 Итак, на каком мы этапе?

Представьте себе, что вы пересекаете пешком западную часть Соединенных Штатов. Всякий, кто знаком с этой частью мира, знает, что она представляет собой сочетание гор и пустынь. Предположим, вы идете по жаркой, иссохшей пустыне, мечтая о прохладном горном ветерке. В начале вашего пути стоит знак: «Антилоповы горы — 100 миль».

Одной мысли о подобном походе достаточно, чтобы почувствовать себя усталым, но вы приняли твердое решение совершить его и потому отправляетесь в путь по пустыне. Несколько раз в день вам попадаются ориентиры, с помощью которых вы можете по карте определить свое местоположение, и каждый раз вы открываете ее, чтобы проверить, насколько продвинулись к цели. В конце каждого дня вы спрашиваете себя: «Увижу ли я Антилоповы горы завтра?» Но вы верите, что горы где-то впереди, лишь потому, что об этом говорит карта. Ведь вы еще не видите их.

И вот однажды это происходит. Ближе к концу дня вы вдруг замечаете, что вдали вроде бы видны очертания гор. На следующее утро вы встаете пораньше, желая пройти как можно больше, и к полудню становится совершенно ясно, что впереди действительно горы. Теперь вам не нужно принимать на веру, что они там, потому что так говорит карта. Вы знаете, что они впереди, ибо вы их видите. К концу дня вы даже начинаете различать цвета и тени. По большей части горы имеют темно-синюю окраску, но то там, то здесь попадаются полоски белого и пятна розового цветов. Возможно, белый — это сланец, говорите вы про себя. А розовый, по-видимому, — песчаник. И по мере приближения вы все больше склоняетесь к мнению, что на вершинах лежит снег.

К середине следующего дня вы ясно различаете, что высокие склоны гор покрыты деревьями, — значит то, что казалось снегом, скорее всего облака. На закате вы поднимаетесь на предгорье и теперь можете точно сказать, что по крайней мере одна из этих белых полос является огромным гранитным утесом.

Второе пришествие

Воображаемое путешествие к Антилоповым горам — это иносказательный рассказ о странствиях во времени народа Божьего, ожидающего Второго пришествия Иисуса. Основатели нашего движения, начало которому положено «великим разочарованием», верили, что Второе пришествие Иисуса очень близко, потому что звездопад произошел не более 15 лет назад; с того времени, как потемнело Солнце и Луна стала как кровь, минуло едва ли более 50 лет; а со времени Лиссабонского землетрясения не прошло и 100 лет. Наши основатели не понимали, что эти события были дорожным знаком в самом начале их путешествия, который гласил: «Второе пришествие— 100 миль». Они не знали, что впереди их еще ждет долгий путь, прежде чем они увидят горы.

Я убежден, однако, что сегодня мы видим вдали очертания гор. Это заключение основано на данных, приведенных в предыдущей главе. Ибо почти 150 лет назад адвентисты седьмого дня предсказали, что в самом конце времени, непосредственно перед Вторым пришествием Иисуса, в мире проявятся три важные тенденции:

• Отказ протестантов от принципа отделения Церкви от государства в Америке.

• Расцвет спиритизма как мировой религии.

• Восстановление политической власти папства.

И, как я указывал в предыдущей главе, каждый из этих признаков стал открыто проявляться в мире примерно с 1975 года — с началом последней четверти XX века.

Постепенно продвигаясь к цели, вы в один из дней сказали про себя: «Похоже, впереди Антилоповы горы!» Прошагав еще полдня, вы наконец ясно различили, что впереди действительно горы.

Я прекрасно помню: примерно в 1975 году, выявив каждую из этих тенденций современного мира, я сказал себе:

«Похоже, то, о чем мы все время говорим, начинает исполняться!» Теперь, несколько лет спустя, совершенно очевидно, что если нынешние тенденции сохранятся, то заключительные события в истории Земли действительно уже не за горами.

На протяжении большей части нашей истории нам нужно было верить, что эти события произойдут. Теперь они происходят. Теперь мы видим приближающийся конец.

Вот на каком этапе мы сегодня находимся.

Подобает ли адвентистам седьмого дня истолковывать мировые тенденции, и в частности тенденции в Соединенных Штатах, подобным образом? Я считаю, что мы обязаны это делать. У нас есть карта. Давайте же пользоваться ею! Бог желает, чтобы мы знали, где мы находимся в потоке времени. Вот почему Он дал нам карту

А сейчас давайте рассмотрим эту проблему с иной точки зрения.

Задержка

Проповедуя о Своем Втором пришествии, Иисус рассказал историю о десяти девах. Пять были мудрыми, подчеркнул Он, а пять — неразумными. Вы хорошо знаете эту историю, и едва ли стоит повторять ее здесь. Суть в том, что пять мудрых дев взяли с собой запас масла, чтобы долить в свои светильники, когда они начнут гаснуть, а пять неразумных не взяли. В результате пять неразумных дев не попали на свадебный пир.

Предположим, что девы прибыли туда, где должны были ожидать жениха, около шести часов вечера. Они предполагали встретиться с ним в семь. Однако пробило семь часов, затем восемь, затем девять — а жениха все не было.

Одна за другой девы погрузились в дремоту, и вскоре все десять крепко спали.

Обратите внимание, что жених задержался и не появился вовремя.

По словам Елены Уайт, эта история показывает «что произойдет с Церковью непосредственно перед Его [Христа] Вторым пришествием» (Наглядные уроки Христа, с. 406).

Представьте, что вы поднимаетесь на борт машины времени и попадаете в эпоху, предшествовавшую «великому разочарованию» 1844 года. Вы встречаете Джеймса Уайта и спрашиваете его:

— Джеймс, скоро придет Иисус?

— Да, несомненно!

— Когда же?

— Не пройдет и нескольких лет.

— Скажем, до 1860 года?

— О, гораздо скорее!

Однако и вам, и мне хорошо известно, что наша Церковь к тому времени еще даже не сформировалась.

Итак, вы приходите на сессию Генеральной Конференции 1863 года и обращаетесь с вопросом к Джону Байингтону, первому президенту Генеральной Конференции:

— Пастор Байингтон, когда, по-вашему, придет Иисус?

— О, теперь уже в любой момент.

— Как скоро это произойдет?

— Самое большее — через несколько лет.

— Может быть, к 1900 году?

— Что вы, гораздо раньше!

Однако скоро наступит уже 2000 год, а Иисус все еще не пришел!

Итак, нам приходится признать, что произошла задержка. Это, похоже, смущает некоторых адвентистов. Но отчего же? Ведь Иисус сказал, что задержка произойдет. В притче Иисуса задержка жениха была образом, пророчеством, если угодно, указывающим на положение Церкви в наше время. Вместо того чтобы впадать в уныние по поводу задержки, мы должны возрадоваться, что пророчество исполняется!

В Библии масло символизирует Святого Духа. Урок этой притчи заключается в том, что задержка представляет собой не просто промедление или безразличие Господа. Эта задержка предназначена для того, чтобы народ Божий успел обрести Святого Духа. Возможно, где-то без четверти двенадцать неразумные девы могли бы сбегать за маслом и вернуться как раз вовремя, чтобы попасть на пир.

Вопрос «На каком этапе мы находимся?» имеет решающее значение для тех, кто живет во время задержки, и чем ближе мы ко Второму пришествию, тем более животрепещущим становится этот вопрос. Без четверти двенадцать часы кричат нам: «Проснитесь! Проснитесь! Времени почти не осталось!»

Я не могу гарантировать, что Иисус скоро придет. Однако следует сказать, что наиболее яркие признаки конца, о которых адвентисты проповедуют в течение 150 лет, прямо-таки бросаются в глаза, они становятся все очевиднее, начиная примерно с 1975 года. Эти тенденции — неоспоримый факт, и есть все основания полагать, что они будут развиваться в заданном направлении.

По моему личному убеждению, эти тенденции указывают на то, что конец близок. Я не взялся бы за эту книгу, если бы не был в этом совершенно уверен.

Как сохранить свои взаимоотношения с Иисусом

Хотелось бы, завершая эту главу, поднять самый важный вопрос, который рассматривается в моей книге: как нам сохранить взаимоотношения с Иисусом в самый мрачный час земной истории? И вот мой ответ: мы должны Ц установить взаимоотношения с Иисусом до того, как наступит этот самый мрачный час.

Вы скоро привыкнете к этим словам, поскольку я буду повторять их снова и снова: те, кто не знает Иисуса до наступления последнего времени, так и не узнают Его после. Вот в чем заключается смысл притчи о десяти девах. Елена Уайт не упоминает об этой притче в нижеприведенной цитате, но ее слова исполнены тем же самым смыслом:

Многим в значительной мере не удалось получить ранний дождь [Святой Дух]. Они не воспользовались всеми преимуществами, которые Бог предоставил им. Эти люди рассчитывают, что недостаток будет восполнен поздним дождем. Они намереваются открыть свои сердца для получения благодати, когда она будет весьма щедро излита. Они совершают ужасную ошибку (Свидетельства для проповедников, с. 507).

Знамения скорого пришествия Христа вызывают у адвентистов глубокий интерес. Мы хотим обрести уверенность, что оно вот-вот произойдет. Я рад этому Это значит, что мы начеку. Я полагаю, чем ближе мы к концу, тем больше Бог хочет, чтобы мы знали, где мы находимся в потоке времени. Все эти схемы и таблицы, которые мы составили за долгие годы, весьма полезны.

Но Бог не заинтересован в том, чтобы просто удовлетворять наше любопытство относительно порядка событий последнего времени. Если только в этом предназначение наших таблиц, то они приносят больше вреда, чем пользы. Если эти таблицы не побуждают нас открыть Библию и пасть на колени, если они не побуждают нас развивать близкие взаимоотношения с Иисусом, то нам лучше обойтись без них.

Теперь, когда мы сознаем свое местоположение в потоке времени, я призываю вас присоединиться ко мне и использовать оставшиеся дни или месяцы задержки для той цели, для которой она существует, — пригласить в наши сердца Святого Духа, укрепить и углубить, как никогда прежде, взаимоотношения с Иисусом.