Глава 6 Окончание времени благодати

Когда я учился в колледже, библейский курс у нас вел преподаватель по имени Моррис Льюис — мы его звали «пресвитер», — он пользовался всеобщей любовью студентов. Я изучал у него курс по книгам Даниила и Откровение в тот год, и одним из заданий было подготовить таблицу событий последних дней, основанную и на Библии, и на произведениях Елены Уайт. Этот курс оказал существенное влияние на мое понимание последних событий в истории Земли. В своей книге я поделюсь с вами тем, что узнал тогда, а также тем, что мне удалось узнать с той поры.

Окончание времени благодати представляет собой одну из самых уникальных особенностей адвентистского учения относительно последнего времени. Время благодати — это период, дарованный грешным людям для того, чтобы они выбрали, кому служить: Богу или сатане. Самое простое определение окончания времени благодати таково: это время, когда Иисус завершает Свое посредническое служение в небесном святилище и когда у людей не остается более возможности изменить принятое ими решение — они либо с Богом, либо против Бога.

Время благодати окончится до возвращения Христа

Адвентисты считают, что время благодати окончится незадолго до возвращения Христа, непосредственно перед тем, как начнут изливаться последние семь язв.

Время благодати для тех, кто выбирает греховную жизнь и отвергает предложенное им великое спасение, завершится, когда прекратится служение Христа незадолго до Его явления на облаках небесных (Свидетельства для Церкви, т. 2,с. 691).

Время испытания [благодати] окончится незадолго до Второго пришествия Христа на облаках небесных (Великая борьба, с. 490).

Многие наши представления о последнем времени схожи с представлениями других христиан, но, насколько я знаю, только адвентисты говорят об окончании времени благодати, предваряющем Второе пришествие. И если мы все-таки правы, то миру грозят самые ужасные за всю его историю события — непосредственно перед наступлением бедственного времени прекратится служение Христа в небесном святилище, — а большинство людей даже и не подозревают об этом.

Эти мысли действуют отрезвляюще.

Я предлагаю вам простейшую таблицу событий последних дней, отражающую учение адвентистов. Пожалуйста, постарайтесь запомнить ее, поскольку, несмотря на свою простоту, она будет лежать в основе почти всего, о чем вы прочтете в этой книге.

Окончание времени благодати — это великий пророческий ориентир, который делит человеческую историю на две части. Нет ничего более важного в адвентистском взгляде на события последнего времени, чем окончание времени благодати. Мы разделяем пророческие события по признаку их наступления до или после окончания времени благодати. Это в меньшей степени имеет отношение ко Второму пришествию Христа, поскольку Второе пришествие завершает историю этой Земли в ее нынешнем виде. Но остается еще короткий исторический период после окончания времени благодати, в течение которого у нераскаявшихся грешников не будет никакой возможности принять Христа и получить спасение. Вот почему окончание времени благодати является ориентиром исключительной важности, поворотным пунктом в истории и пророческом толковании.

Библейские свидетельства

Долгие годы я считал, что единственное свидетельство в пользу окончания времени благодати незадолго до Второго пришествия Христа, которым обладают адвентисты Седьмого дня, исходит от Елены Уайт. К счастью, впоследствии мне удалось обнаружить в Писании множество данных, подтверждающих эту концепцию.

Я хотел бы разделить наше обсуждение библейских данных в пользу предваряющего Второе пришествие окончания времени благодати на несколько этапов. Сначала мы исследуем свидетельства, заключенные в притчах Христа. Затем рассмотрим прообразы окончания времени благодати и в Ветхом, и в Новом Завете. И, наконец, изучим данные, содержащиеся в Книге Откровение.

Притчи Христа. Сегодня в мире существуют три категории людей: те, кто принял Христа, те, кто отверг. Его, и те, кто еще не сделал Своего выбора. Однако, согласно адвентистскому вероучению, когда время благодати закончится, останутся только две категории людей — праведные и нечестивые.

Эта концепция о существовании всего лишь двух групп людей в конце времени — праведных и нечестивых — является одним из самых последовательных учений, содержащихся в притчах Христа, а именно:

• Пшеница и плевелы (Мф. 13:24—30, 36—43).

• Рыба в неводе (Мф. 13:47—50).

• Десять дев (Мф. 25:1—13).

• Рабы и таланты (Мф. 25:14—30).

Смысл этих притч заключается в том, что даже члены Церкви разделятся на две группы. Мало1 принять Христа, принять крещение и присоединиться к Церкви. Многие люди, являвшиеся христианами всю свою жизнь, скажут в тот день Иисусу: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И, к несчастью, Иисусу придется ответить им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7:22, 23).

Прообразы окончания времени благодати в Ветхом Завете. Несколько историй и одно пророчество в Ветхом Завете прообразно говорят об окончании времени благодати в конце мира.

• История Ноя. Все люди были разделены на две группы — те, кто служил Богу, и те, кто не служил. Ковчег стал физическим барьером между ними.

• Уничтожение Содома и Гоморры. Прежде чем жители городов оказались разделены на две группы, за них ходатайствовал Авраам (см. Быт. 18:22—33). Это прообраз Христова посреднического служения на небесах. Когда заступничество Авраама прекратилось, города оставались нетронутыми вплоть до следующего утра. Это прообраз посреднического служения, завершающегося накануне окончательного возмездия.

• Иудейский народ. Бог дал иудеям 490 лет испытательного срока (см. Дан. 9:24). Важно, что по окончании семидесяти седмин в 34 году от Р. X. завершилось время испытания для иудейского народа, а не для каждого иудея в отдельности. Это будет особо отмечено далее.

Окончание времени благодати в Книге Откровение

Адвентисты всегда понимали Откр. 22:11 как указание на окончание времени благодати.

Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще.

Этот стих помещен в самом конце Книги Откровение и «заключительными замечаниями». Поскольку в нем говорится о последнем разделении всего человечества на две категории, он определенно указывает на окончание времени благодати. Однако то, что он находится среди «заключительных замечаний» Откровения, не позволяет нам определить, когда произойдет это разделение в ряду прочих событий последнего времени. Чтобы выяснить это, мы должны изучить другие сведения, содержащиеся в Откровении.

Две группы людей. Ранее я указывал, что в притчах Христа говорится о разделении мира в конце времени на две группы, праведных и нечестивых. Откровение говорит нам о том же самом; здесь две группы людей получают либо печать Божью (см. Откр. 7:1—4; 14:1—5), либо начертание зверя (см. главы 13:16, 17; 14:9, 10).

Я думаю, большинство христиан, включая адвентистов седьмого дня, понимают, что семь последних язв непосредственно предваряют Второе пришествие Христа, и Откровение ясно указывает, что нечестивые получат начертание зверя до того, как семь последних язв обрушатся на землю (см. Откр. 14:9, 10; 15:1; 16:2).

Если в конце времени все люди разделятся на две группы, и если язвы падут только на одну из них, то неизбежен логический вывод: обе группы должны быть определены до излития язв. Таким образом, окончание времени благодати — разделение людей на праведных и нечестивых — должно произойти до того, как начнут изливаться семь последних язв, что и произойдет накануне Второго пришествия Христа. Давайте представим это в виде схемы:

Прекращение посреднического служения Христа. В Откр. 15 есть также указание на то, что посредническое служение Христа закончится до того, как начнут изливаться семь последних язв. Отмечу два момента. Прежде всего стих 5: «И после сего я взглянул, и вот, отверзся храм скинии свидетельства на небе». Подобный же текст в Откр. 11:19 гласит: «И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его». Совершенно очевидно, что нашему взору предстало Святое святых небесного святилища.

Когда открылось взорам Святое святых в земном святилище? По смерти Христа, когда храмовая завеса была разорвана надвое невидимой рукой (см. Мф. 27:50, 51). В тот момент службы в земном святилище подошли к концу.

Я считаю, что открытие Святого святых небесного святилища незадолго до излитая семи последних язв указывает на то, что посредническое служение Христа в нем прекратилось.

Другой текст в Откр. 15, предполагающий прекращение служения Христа в небесном святилище до ниспадения язв, — это стих 8.

И наполнился храм дымом от славы Божией и от силы Его, и никто не мог войти в храм, доколе не окончились семь язв семи Ангелов.

У этого текста есть параллельное место в ветхозаветной истории о посвящении храма Соломона.

Когда окончил Соломон молитву, сошел огонь с неба, и поглотил всесожжение и жертвы, и слава Господня наполнила дом. И не могли священники войти в дом Господень, потому что слава Господня наполнила дом Господень (2 Пар. 7:1, 2).

Обратите внимание: и в Откровении, и во Второй книге Паралипоменон сказано, что священники не могли войти в храм, поскольку там пребывала слава Господня. Еще в двух отрывках из Ветхого Завета, касающихся посвящения храма Соломона, говорится то же самое, и даже более определенное.

Тогда дом, дом Господень, наполнило облако, и не могли священники стоять на служении по причине облака; потому что слава Господня наполнила дом Божий (2 Пар. 5:13, 14, курсив мой).

Когда священники вышли из святилища, облако наполнило дом Господень. И не могли священники стоять на служении, по причине облака; ибо слава Господня наполнила храм Господень (3 Цар. 8:10,11, курсив мой).

В обоих этих текстах отмечено, что священники не могли осуществлять свое посредническое служение, пока облако славы Божьей наполняло храм. Эта библейская параллель с Откр. 15:8 ярко свидетельствует о том, что посредническое служение Христа закончится непосредственно перед излитием семи последних язв.

Окончание времени благодати как процесс

Большинство адвентистов всегда думали об окончании времени благодати как о событии, которое произойдет в определенный момент времени. Однако в результате тщательного исследования я пришел к выводу, что окончание времени благодати будет и точкой во времени, и процессом. Позвольте объяснить, что я имею в виду.

Когда адвентисты говорят об окончании времени благодати, они непременно предполагают следующие два обстоятельства.

1. Окончание времени благодати будет тем временем, когда люди во всем мире примут окончательное решение в отношении истины, тем самым определив свою вечную участь.

2. Окончание времени благодати будет тем временем, когда Иисус прекратит Свое посредническое служение в небесном святилище.

Осмелюсь предположить, что каждое из этих событий произойдет в свое время. Иисус прекратит посредническое служение в тот момент, который мы традиционно называем окончание времени благодати. Спасение людей по всему миру будет уже завершено, когда Иисус прекратит Свое служение в небесном святилище.

Позвольте мне объяснить. Мы знаем, что печать Божья и начертание зверя будут означать конец времени благодати для праведных и нечестивых соответственно. Каждый человек получит один из этих знаков в зависимости от своего окончательного выбора в отношении истины. Очевидно, для того чтобы праведные получили печать Божью и были спасены, Иисус должен продолжать Свое служение в небесном святилище в то время, когда они будут принимать решение сохранить верность Ему. Таким образом, окончание времени благодати как окончательного выбора личности «за» или «против» истины будет предшествовать завершению служения Христа. Следующее высказывание Елены Уайт подтверждает эту мысль.

Обращение к опубликованным нами работам покажет нашу веру в то, что живые праведники получат печать Божью до окончания времени благодати (Избранные вести, т. 1, с. 66).

Скорее всего вы предполагали, что именно в момент завершения Своего служения Иисус произнесет судьбоносные слова: «Неправедный пусть еще делает неправду… праведный да творит правду еще» (Откр. 22: II).

Это так. Но обратите внимание, что, согласно словам Самого Иисуса, нечестивые уже будут нечестивыми, а праведные — праведными в то время, когда Он вынесет это решение. Его слова не завершат чье-либо испытание. Испытание завершит каждый человек сам, сделав свой выбор по отношению к истине. Слова Иисуса явятся лишь констатацией того факта, что сделанный людьми выбор сделан навеки, — у них больше никогда не будет возможности перейти на другую сторону.

Окончание времени благодати, как точка во времени, произойдет тогда, когда Иисус прекратит Свое посредническое служение. Однако испытания для каждого человека в отдельности будут завершаться на протяжении всего заключительного кризиса, до того как Иисус прекратит

Таким образом, окончание времени благодати представляет собой как процесс, так и определенную точку во времени. Если то, что я сказал, верно, и одни сделают свой выбор раньше, чем другие, то Иисус не прекратит Свое служение до тех пор, пока выбор не сделает каждый из нас. Следовательно, окончание времени благодати как период, когда и праведные, и нечестивые станут принимать окончательное решение, будет длиться в течение определенного срока. В этом смысле окончание времени благодати окажется процессом.

Елена Уайт ясно указывает на то, что одни люди примут окончательное решение раньше, чем другие.

Время разрушительных судов Божьих — это время милости к тем, кто не имел возможности познать, что есть истина. Господь посмотрит на них взглядом, исполненным нежности. Его милостивое сердце тронуто; Его десница все еще протянута для спасения, в то время как дверь закрыта для тех, кто не захотел войти (Библейский Комментарий АСД, т. 7, с. 979).

Суть же всего вышеизложенного заключается в том, что окончание времени благодати будет одновременно и точкой во времени, и процессом. Смысл моих слов можно проиллюстрировать следующей таблицей.

Как точка во времени окончание времени благодати наступит тогда, когда Иисус прекратит Свое служение в ……. дели и месяцы, когда люди будут получать либо начертание зверя, либо печать Божью.

Кому принимать решение — Богу или нам?

Адвентистское учение о том, что время благодати завершится незадолго до Второго пришествия Христа, породило во многих умах множество беспричинных страхов. Мы боимся, что можем оказаться недостаточно хорошими, когда Бог завершит время благодати, что по истечении времени благодати могут открыться какие-нибудь наши грехи, о которых мы не знали.

Я убежден, что эти страхи не имеют под собой никаких оснований, особенно если учитывать, что окончание времени благодати является процессом. Основной вопрос стоит так: окончание времени благодати наступит в силу Божьего решения или это зависит от нас? Ответ ясен: это будет наше решение. Настоящее окончание времени благодати — время, когда Иисус прекратит Свое служение в небесном святилище, — явится лишь признанием Божьим, что все люди сделали свой окончательный выбор и больше никто не примет решение в пользу Иисуса, больше никто уже не обратится. Если останется хотя бы один не вполне определившийся человек, дверь благодати останется открытой. Невозможна ситуация, когда хотя бы единственная душа, стремящаяся к спасению, оказалась бы не готова к окончанию времени благодати.

Это поразительная новость для адвентистов, которые всегда смертельно боятся, что окажутся «недостаточно хорошими» к окончанию времени благодати!

Я часто представляю себе такую картину: по окончании времени благодати Иисус обращается к Богу и сообщает, что каждый, кто хотел принять Его, — уже сделал это, все же остальные отвергли. Не осталось никого, кто мог бы быть спасен, никого, кому необходимо заступничество Христа. Поскольку Моя задача выполнена, говорит Иисус, думаю, Я должен прекратить Свое посредническое служение…

Конечно, едва ли Иисусу приходилось произносить что-либо горше этих слов — разве что когда Он со слезами на глазах говорил: «хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23:37, 38).

Окончание времени благодати будет вовсе не Божьим решением. Оно будет Божьим признанием нашего решения — коллективного решения всего человечества. Христово служение продолжается до тех пор, пока последний человек не сделает свой окончательный выбор и не пройдет собственный испытательный срок. Иисус не прекратит Свое служение до тех пор, пока каждая душа не определится в своем решении.

Если главное наше стремление — провести вечность на небесах с Иисусом, если мы поддерживаем с Ним отношения и делаем все, что от нас зависит, чтобы служить Ему, Он не завершит время благодати, пока мы не будем готовы.

Суд над живыми

Согласно учению адвентистов седьмого дня, заключительный Божий суд начался на небе в 1844 году и будет продолжаться до окончания времени благодати. У Елены Уайт есть интересные размышления о «суде над мертвыми» и «суде над живыми». Хотя она чрезвычайно скупо высказывалась на эту тему за 70 лет своей деятельности, ее слов вполне достаточно, чтобы понять всю важность данной проблемы. Ниже приведены два ее высказывания.

Дела усопших праведников в настоящее время находятся на рассмотрении у Бога. Когда эта работа завершится, должен быть провозглашен суд над живыми (Избранные вести, т. 1, с. 25).

Уже более 40 лет продолжается суд, рассматривающий дела усопших, и нам неизвестно, когда придет черед дел ныне живущих (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 692).

Первое высказывание подразумевает, что суд над живыми означает приговор, который Господь провозгласит в определенный момент в будущем. Однако второе высказывание Елены Уайт предполагает, что суд над живыми — это процесс, который, подобно суду над мертвыми, будет продолжаться в течение какого-то периода времени. Именно это последнее предположение я и хочу рассмотреть подробнее.

Елена Уайт так и не объяснила разницу между судом над мертвыми и судом над живыми. Однако осмелюсь предположить, что суд над живыми имеет отношение к окончанию времени благодати как к процессу. Начиная с 1844 года Бог, Христос и вся Вселенная вершат последний суд над уже умершими людьми. Но когда начнется суд над живыми, последний приговор будет провозглашен людям живущим. Он будет выноситься по мере завершения людьми их испытательных сроков и окончательного выбора.

Я прихожу к заключению, что суд над живыми и окончание времени благодати как процесс представляют собой, по сути, одно и то же. Разумеется, вы можете не согласиться со мной. Елена Уайт не объяснила, что она имела в виду, говоря о «суде над живыми». Вышеизложенная трактовка отражает мое нынешнее понимание этого вопроса. Я буду упоминать о нем время от времени и включать его в схемы, помещенные в этой книге.

Давайте соединим в одну таблицу различные представления об окончании времени благодати, которые мы обсуждали в этой главе.

Миссия Церкви адвентистов

В наши дни очень часто говорят о целях. Даже светские организации составляют краткие декларации б целях — обычно не более одного абзаца, — обосновывая свои задачи.

Поскольку вы читаете эту книгу, вы, очевидно, являетесь членом Церкви адвентистов седьмого дня, и, следовательно, у вас есть все причины участвовать в составлении декларации о целях этой Церкви. Поэтому позвольте задать вам вопрос: можете ли вы сформулировать в одной фразе задачи, которые стоят перед Церковью адвентистов в этом мире? Я поделюсь с вами своим вариантом, но, прежде чем вы с ним познакомитесь, задумайтесь на минуту — для чего, по вашему мнению, существует Церковь адвентистов? Попробуйте, может быть, вам удастся в одной фразе сформулировать свою декларацию о целях, а затем сравните ее с моей.

Я могу обозначить цели Церкви адвентистов в шести словах: подготовить мир к окончанию времени благодати.

Возможно, вы всегда считали, что наша миссия заключается в том, чтобы подготовить мир ко Второму пришествию Христа, — и это правильно. Но подумайте вот о чем: всякий, кто приготовится к окончанию времени благодати, тем самым будет готов и ко Второму пришествию Иисуса, а всякий, кто не сумеет приготовиться к окончанию времени благодати, окажется не готов и ко Второму пришествию Иисуса. Поэтому наша истинная цель состоит не столько в том, чтобы подготовить людей ко Второму пришествию Иисуса, сколько в том, чтобы подготовить их к окончанию времени благодати.

Адвентисты знают, что грядет последний кризис. Мы сознаем, что скоро наступит время, когда каждый человек должен будет сделать определенный выбор, и этот выбор определит его участь в вечности. Мы также знаем, что сатана с помощью самых изощренных уловок пытается обмануть людей и подтолкнуть их к неверному выбору. Но нам известно, что истина, содержащаяся в нашей вести, особенно учение о субботе и состоянии мертвых, защитит людей от сатанинских происков и убережет их от неверного выбора.

Наша миссия заключается в том, чтобы предупредить мир о грядущем кризисе и поделиться с людьми истинами, которые дадут им возможность сделать правильный выбор во время кризиса, дабы они были готовы к окончанию времени благодати.

Вот почему учение о последнем кризисе и окончании времени благодати имеет такое важное значение.