Глава 7 Приготовление к окончанию времени благодати

В своей книге «Великая борьба» Елена Уайт, объясняя, почему Иисус не вернулся на Землю 22 октября 1844 года, пишет: «Народ еще не был готов встретить своего Господа. Он должен был приготовиться к этому событию» (с. 424, 425). Звучит такое объяснение странно, если принять во внимание тот факт, что эти люди пережили один из самых вдохновляющих духовных подъемов, испытанных когда-либо христианами. Какой же подготовки еще им не хватало? Вот что говорит Елена Уайт:

Те, кто будет жить на земле, когда окончится посредническое служение Христа в небесном святилище, должны будут находиться в присутствии Святого Бога без Заступника. Их одежды должны быть незапятнанными; их характер должен быть очищен от греха кровью кропления. При помощи благодати Божьей и собственных усилий они должны выйти победителями в борьбе со злом. В то время как происходит следственный суд на небесах, когда грехи кающихся грешников удаляются из святилища, среди народа Божьего на земле должна произойти особая работа очищения и оставления греха (Великая борьба, с. 425).

Елена Уайт затем пишет: «Когда эта работа завершится, последователи Хоиста будут подготовлены к Его появлению» (там же). Далее в этой же книге утверждается следующее:

Теперь, когда великий Первосвященник совершает наше примирение, мы должны стремиться стать совершенными во Христе. Наш Спаситель не допускал даже мысли уступить искушению. Сатана находит в человеческом сердце слабости, за которые можно зацепиться; достаточно одного взлелеянного греховного желания, чтобы его искушения возымели силу. Но Христос сказал о Себе: «Идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» (Ин. 14:30). Сатане не удалось найти в Сыне Божьем ничего, что позволило бы одержать над Ним победу. Он хранил верность заповедям Отца Своего, и в Нем не было греха, который дал бы преимущество сатане. В таком же состоянии должны находиться все, кто хочет устоять во время скорби (там же, с. 623, курсив мой).

Тому, кто изучает высказывания Елены Уайт о событиях последнего времени, становится совершенно очевидной ее убежденность в том, что Божий народ должен целеустремленно стремиться к совершенству, чтобы приготовиться к последнему кризису на Земле.

К сожалению, многие адвентисты, превратно понимая смысл сказанного ею и боясь оказаться «недостаточно хорошими», стали одержимыми сторонниками доктрины морального усовершенствования. В этой главе я хочу обсудить проблему совершенствования с позиций высоких критериев Елены Уайт и в то же время избавить вас от страха, сковавшего столь многих людей, полагающих, что приготовление к концу времени есть неосуществимая мечта.

Что такое совершенство?

Первое, что необходимо обсудить, — это природа совершенства. Если нам суждено когда-нибудь достичь его, следует иметь правильное о нем представление.

Приведу три очень полезные аналогии, которые помогут понять значение совершенства.

Аналогия с радугой. Вы когда-нибудь пытались приблизиться к радуге? Допустим, вы стоите на вершине холма и видите радугу, которая опирается «прямо на дерево в долине». И вот вы бежите к дереву, а когда добегаете до него, где оказывается радуга? Она на вершине следующего холма. Тогда вы взбегаете на вершину этого холма, но теперь радуга уже в следующей долине! Вы можете гоняться за радугой по холмам и долинам до захода солнца, но так и не приблизитесь к ней. Вот откуда взялась поговорка о горшке с золотом на конце радуги — это символ недостижимости.

Совершенство подобно радуге. Когда вам кажется, что вы достигли совершенства, взобрались на вершину, — вершина оказывается впереди. Вы можете стремиться к ней до пришествия Господа, и так и не покорите вершину. Я не утверждаю, что совершенство невозможно. Я хочу сказать, что мы никогда не узнаем — достигли ли мы совершенства. Вот что имеется в виду в 1 Ин. 1:8: «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас».

Аналогия с Колумбом. Покинув Испанию на трех маленьких суденышках, Колумб не рассчитывал открыть Америку. Он был озабочен поисками кратчайшего пути в Индию. Высадившись наконец на землю, он решил, что нашел Индию. Он даже назвал туземцев «индейцами». Только через несколько лет Колумб понял, что нашел, он вовсе не Индию. Та земля, которую он обнаружил, лежала на полпути к ней.

Совершенство подобно тому, что произошло с Колумбом. Даже когда вам кажется, что вы достигли его, рано или поздно обнаружится, что на самом деле это не так. Вы все 1еще на полпути до него.

Аналогия с Авраамом. Самым удачным мне кажется сравнение совершенства с путешествием Авраама по Ханаану. ; Впервые посетив Авраама в Уре, Бог велел ему отправиться в страну, которую Он ему укажет (см. Быт. 12:1). Автор Послания к Евреям говорит нам, что, когда Авраам покинул Ур, он не знал, куда идет (см. Евр. 11:8). Давайте попробуем представить себе эту сцену: вот Бог говорит Аврааму: «Я хочу, чтобы ты пошел в землю, которую Я укажу тебе».

Вероятно, Авраам сказал: «Я готов, Боже. Где она находится?» Ответ же Бога был весьма странным: «Я не скажу тебе, где она находится».

Теперь позвольте спросить вас: добрался ли Авраам до обетованной земли?

Конечно, добрался. Но как же ему это удалось, если Бог не сказал, где она находится? Прежде всего, Авраам должен был отправиться в путь. Когда он сделал это, Бог направлял его стопы.

Итак, прошу вас, обратите внимание на этот принцип, ибо он имеет непосредственное отношение ко всему, о чем я буду говорить в следующей главе.

Авраам шел — Бог вел его

Совершенство характера подобно поступку Авраама. Что такое совершенство, мы, собственно, не знаем, да и Бог не объясняет нам, но это не значит, что достичь его невозможно. Подобно Аврааму, мы должны отправиться в путь. Необходимо упорно продвигаться вперед, делая шаг за шагом. И тогда Бог Сам возьмет на Себя ответственность за наше совершенствование.

Некоторым людям хотелось бы, чтобы наш путь к совершенству был подобен тому, как если бы Бог расстелил на полу Авраамова жилища в Уре волшебный ковер и сказал: «Ты и твоя семья ложитесь сегодня вечером спать на этом ковре, а когда утром вы проснетесь, то окажетесь уже на месте». Иными словами, наш путь на небеса, по их мнению, зависит исключительно от Бога.

Другие думают, что наш путь к совершенству подобен тому, как если бы Бог вручил Аврааму карту и сказал: «Вот этой дороги ты должен держаться. Я буду ждать тебя в этом месте». Иными словами, путь на небеса, по мнению этих людей, зависит исключительно от нас самих.

Истина же в том, что только собственные усилия или только усилия Бога не помогли бы Аврааму достичь Ханаана. Авраам должен был делать шаг за шагом и идти. В этом состояла его задача. Божья задача заключалась в том, чтобы …

часть работы, Бог обеспечивал исполнение Своей, и прибытие Авраама в Ханаан было неизбежно.

Это же касается и нашего пути к совершенству. Он не зависит ни исключительно от Бога, ни исключительно от нас. Скорее это совместное предприятие — человека и Господа. Подобно Аврааму, мы не знаем, куда направляемся. Мы так и не узнаем, когда станем совершенными. Но если мы исполняем свою задачу — делаем шаг за шагом, так же как это делал Авраам, — Бог берет на Себя ответственность за наше совершенствование. Это чрезвычайно важный принцип:

Мы не знаем, что есть совершенство и как его достичь, но, если мы выполняем свою часть работы, Бог берет на Себя ответственность за наше совершенствование.

В чем заключается наша задача в достижении совершенства? Я обозначу три этапа — их мы и обсудим сейчас. Это убеждение, обращение и сопротивление. Бог участвует в каждом из этих процессов, впрочем как и мы, и выглядит это примерно так:

 

 

Божьи усилия

Наши усилия

Перемены

Убеждение

 

 

 

Обращение

 

 

 

Сопротивление

 

 

 

 

Что касается крайней правой колонки, шаги, предпринимаемые каждым из нас и направляемые Богом, приведут к определенным переменам в нашем характере. Это особенно важно для понимания двух других этапов.

Однако прежде нужно объяснить еще одну вещь. То, что я буду говорить далее в этой главе, целиком связано с освящением. Я прекрасно знаю, что такое оправдание и……. ющих глав мы подробно поговорим о нем. Если бы эта книга была посвящена доктрине спасения, я сперва рассмотрел бы оправдание, поскольку в христианской жизни оно не только предшествует освящению, но и является необходимым его условием. Однако в центре внимания этой книги — эсхатология, доктрина о конце света, и я уверен, что правильнее будет изложить вопросы оправдания и освящения таким образом, чтобы полнее раскрыть мою основную тему.

Убеждение

Убеждение означает сильное чувство или уверенность по отношению к чему-то. Убеждение — это крепкая вера. Христиане используют слово убеждение, говоря о стремлении Господа убедить их совершить определенное действие или уверовать в определенную идею. Иисус сказал:

«И Он [Святой Дух] придя, обличит [убедит] мир о грехе и о правде и о суде» (Ин. 16:8, курсив мой).

Если бы убеждение было обусловлено какой-то информацией, Бог мог бы легко помочь нам. Но мы, люди, слишком часто считаем, что правда на нашей стороне, а Бог ошибается. К примеру, когда я сержусь на кого-нибудь, у меня не возникает никаких сомнений в том, что я абсолютно прав, мой противник абсолютно неправ, и у меня есть все основания двинуть ему кулаком по носу! Однако уже через два дня мое отношение к этому человеку может существенным образом измениться. Спокойные размышления после того, как я остыну, часто помогают мне понять, что мой гнев на самом деле был довольно безосновательным. Но никто не смог бы разубедить меня в тот момент, когда я пылал гневом.

Богу бывает очень трудно убедить нас, упрямых людей, в нашей неправоте, когда мы так уверены, что мы правы. И если Богу удается это, значит, убеждение — одно из действий, предпринимаемых Богом для развития нашего характера, — имеет большую силу.

Божья задача состоит в том, чтобы, убеждая, показать нам наши грехи. В чем же состоит наша задача? Лучший библейский отрывок, который я нашел на эту тему, — Пс. 140.ТЗ 1/1

Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое;

испытай меня, и узнай помышления мои,

и зри, не на опасном ли я пути,

и направь меня на путь вечный.

Обратите внимание, что Давид просил Бога убедить его. Он, по сути, сказал: «Пожалуйста, загляни мне в душу, испытай мои мысли, и если найдешь какие-то ошибки — скажи мне о них».

Наша задача в обретении убеждения состоит в том, чтобы просить о нем. Мы можем попросить Бога показать нам все, что нам необходимо знать, дабы быть совершенными, и Он сделает это. Именно об этом говорил Павел верующим филиппийцам:

Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе. Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет (Флп. 3:13—15, курсив мой).

Некоторые люди огорчаются, что могут и не вспомнить все грехи, которые нужно исповедовать и победить перед окончанием времени благодати. Они боятся, что вспомнят о своем неисповеданном и непобежденном грехе тогда, когда время благодати уже закончится. Это беспочвенный страх. В тексте, приведенном выше, Павел заверяет нас, что Бог откроет все, что нам необходимо знать. Если Бог не напоминает нам о чем-то, значит, нам нет никакой нужды знать об этом.

Я хочу повторить эту мысль, ибо она очень важна.

Некоторые люди огорчаются, что могут и не вспомнить все грехи, которые нужно исповедовать и победить перед окончанием времени благодати. Они боятся, что вспомнят о своем неисповеданном и непобежденном грехе тогда, когда время благодати уже закончится. Это беспочвенный страх. Бог откроет все, что нам необходимо знать. Если Бог не напоминает нам о чем-то, значит, нам нет никакой нужды знать об этом.

Вот еще одна чрезвычайно важная мысль, которую необходимо понять адвентистам в преддверии окончания времени благодати и жизни без Посредника.

Иисус напомнит нам все грехи, о которых нам необходимо знать, и Он сделает это заранее, дабы мы успели избавиться от них прежде, чем закончится время благодати.

Помните, что окончание времени благодати — это и процесс, и точка во времени. Во время последнего кризиса, когда будет идти процесс окончания времени благодати, Бог напомнит вам все — да, все, — что вам необходимо знать, чтобы подготовиться к жизни без Посредника. Никаких тайных грехов, от которых нужно избавиться до окончания времени благодати, после окончания времени благодати уже не будет.

Теперь давайте заполним первую часть нашей схемы — усилия Бога и человека в убеждении:

 

PRIVATE

Божьи усилия

Наши усилия

Перемены

Убеждение

Показать нам наши грехи

Попросить об этом

В нашем взгляде на самих себя

Обращение

 

 

 

Сопротивление

 

 

 

 

Обращение

Следующий этап, который мы проходим вместе с Богом, — это обращение. Когда Бог сотворил Адама и Еву, они были совершенны. В Библии сказано: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1:31). Елена Уайт говорит:

При сотворении человек был наделен благородными свойствами и уравновешенным умом. Он был совершенным существом и жил в согласии с Богом. Его мысли были чисты, намерения — святы (Путь ко Христу, с. 17).

Адам и Ева были наделены совершенными душами. Всем своим существом они любили Бога и хотели быть послушными Ему. Божий образ жизни был неотделим от их желаний. К сожалению, когда они согрешили, произошла перемена.

Однако из-за непослушания свойства души стали порочными, и себялюбие вытеснило из сердца любовь. Грех настолько ослабил человека, что ему стало не под силу самостоятельно противостоять злу (там же, курсив мой).

Теперь Адам и Ева всем своим существом любили себя. Их желания стали греховными. Вся беда была в том, что они попали в западню. Они оказались в таком положении, из которого не могли найти выход самостоятельно. Мы с вами вполне способны без посторонней помощи спрыгнуть в колодец, но выбраться оттуда нам будет уже не под силу Адам и Ева сами впали в грех, но им нужна была помощь, Ц чтобы преодолеть его, так же как и нам с вами. Вот одно из Ц высказываний Елены Уайт, которое может быть исключительно полезным для понимания этой проблемы:

Мы не можем самостоятельно выбраться из пропасти греха, в которой мы оказались. Зло живет в нас, и мы не в силах изменить себя… Культура, образование, упражнение воли, человеческие усилия хороши в своей сфере, но здесь они бессильны. С их помощью можно добиться внешне верного поведения, но нельзя изменить сердце и очистить источники жизни (там же, с. 18).

Обратите внимание на последнее предложение: «С их Помощью… нельзя… очистить источники жизни». О каких «источниках» жизни идет речь? Источник в природе — это место, где вода выходит на поверхность из земных глубин. Вода из нечистого источника либо горька, либо ядовита — возможно, и то, и другое.

Одной из туристических достопримечательностей в Йеллоустонском национальном парке является горький источник. Однажды я попробовал его воду — вкус был ужа- ….

через слой серы, которая и придает ей горечь. Давайте попробуем представить себе, что президент Соединенных Штатов приказывает инженерным войскам подкопаться под Йеллоустонский парк, удалить серу и очистить этот источник. Это было бы нелепо, не правда ли?

Точно так же невозможно и нам с вами очистить источники своей жизни.

Очевидно, совершенно необходимо понять, что же представляют собой источники нашей жизни. Я полагаю, это глубочайшие побуждения нашей души, наши самые сильные желания, наши основные приоритеты. И только Бог может изменить эти желания. В этом состоит Его задача. Иисус назвал такую перемену «рождением свыше». Вот как Елена Уайт объясняет это понятие:

Спаситель сказал: «Если кто не родится свыше», то есть если человек не получит новое сердце, новые желания, новые цели и побуждения, ведущие его к новой жизни, он «не может увидеть Царствия Божия» (Путь ко Христу, с. 18, курсив мой).

Бог должен изменить в нас то, что мы не можем изменить сами, — наши желания, цели и побуждения. Мы не в состоянии сотворить эти новые желания, цели или побуждения сами в себе. Мы получаем их от Бога.

Давайте сделаем паузу и слегка изменим направление нашей беседы. Я хотел бы познакомить вас с еще одной частью этой головоломки, а затем мы вернемся к вопросу о том, как Бог изменяет наши желания.

В нашей жизни есть две вещи, которые необходимо изменить. Прежде всего — это наши желания, затем — наше поведение. К сожалению, в попытке победить грех большинство христиан путают эти два понятия. Они просят Бога помочь им изменить их греховное поведение, тогда как нужно просить Его изменить их греховные желания. Я отнюдь не утверждаю, что христиане не должны просить Бога о помощи в исправлении их поведения — об этом мы поговорим чуть позже. Я хочу сказать, что не следует начинать с мольбы об этом. Прежде всего надо молиться об из- …….

Однажды я услышал историю, которая может послужить иллюстрацией тщетности попыток победить грех лишь на поведенческом уровне. Одна женщина постоянно молилась: «Господи, пожалуйста, удали паутину греха из моей жизни». День за днем она повторяла одну и ту же молитву, пока наконец ее раздраженный муж не сказал: «Господи, пожалуйста, убей паука».

Пока мы боремся с грехом лишь на поведенческом уровне, рано или поздно мы почти наверняка проиграем, потому что только сметаем паутину Мы не убиваем паука. Убить паука — значит удалить источник греха, желание грешить, укоренившееся в нашем сердце. Но нам это удастся не лучше, чем инженерным частям армии Соединенных Штатов удастся удалить серу, придающую горечь источнику в Йеллоустонском парке. Только Бог может изменить нечестивые желания нашего сердца. Мы начнем одерживать подлинную победу над грехом тогда, когда станем просить Его изменить наши неверные побуждения и желания.

Когда в следующий раз сатана приблизится к вам с самым сильным искушением, не надо говорить: «Господи, помоги мне остановиться и не совершить того-то и того-то», лучше скажите: «Господи, пожалуйста, избавь меня от желания сделать то-то и то-то». Что касается меня, то, произнося эту молитву, я одерживаю победу, а когда забываю о ней — проигрываю.

Однако должен предупредить вас, что очень трудно заставить себя произнести эту молитву. Приведу в качестве примера одного члена Церкви — назовем его Гарри. Гарри ?казал мне однажды: «Пастор, у меня проблема. Я люблю Юфе. И каждое утро, перед работой, люблю выпить чашечку кофе. Все попытки избавиться от этого пристрастия ни к чему не приводят. Вы можете мне помочь?»

Давайте проанализируем слова Гарри. Он сказал, что у его сильная тяга к кофе, который он любит. А затем добавил: «Я просил Бога помочь мне бросить пить его». Гарри просил Бога помочь ему изменить поведение — «помоги мне бросить пить кофе», а ему нужно было просить Бога изменить его желание — «помоги мне больше не хотеть

Я объяснил это Гарри, а затем посоветовал: «Завтра, вместо того чтобы просить Бога помочь вам бросить пить кофе, попытайтесь сказать: «Пожалуйста, помоги мне больше никогда не хотеть кофе»».

Гарри задумался на мгновение, а затем ответил: «Но после такой молитвы я могу больше не получить своей чашки кофе!»

В этом и состоит наша проблема. Мы наслаждаемся

своими грехами и не хотим, чтобы Бог лишал нас этого удовольствия.

Лелеемый грех — это грех, помочь избавиться от которого мы с готовностью просим Бога, когда мы в церкви. Это грех, о котором мы с готовностью молимся во время утренних и вечерних молитв. Но мы не готовы молиться о нем в момент искушения. Он нам слишком дорог. Если Бог отнимет у нас желание совершить его, мы не сможем насладиться им.

Ключ к победе над этими грехами заключается в сознательном выборе в тот момент, когда искушение наиболее сильно. Вы сделаете этот выбор, если произнесете совершенно особую молитву: «Боже, пожалуйста, помоги мне не желать этого греха. Избавь меня от этого желания прямо сейчас».

Что касается меня, то мне неизвестна более тяжелая духовная борьба, чем просьба к Богу пресечь мое желание совершить определенный грех в тот момент, когда я жажду совершить его. Однако я убедился, что, произнося эту молитву в момент наиболее сильного искушения, я одерживаю победу. Я также убедился, что если, сталкиваясь с этим искушением, я всякий раз прошу Бога искоренить мое желание, то в конце концов наступает момент, когда желание исчезает.

Теперь давайте сделаем запись о Божьих и наших усилиях в строке «обращение» в нашей таблице:

 

PRIVATE

Божьи усилия

Наши усилия

Перемены

Убеждение

Показать нам наши грехи

Попросить об этом
Попросить об этом

В нашем взгляде на самих себя
В наших стремлениях

Обращение

Изменить наши стремления

Пожалуйста, обратите внимание, что обращение изменяет стремления человека. Оно не изменяет его поведение. О поведении мы поговорим дальше.

Сопротивление

С одной стороны, неправильно говорить о «сопротивлении», поскольку наиболее упорно мы сопротивляемся тогда, когда в момент искушения просим Бога избавить нас от желания совершить этот грех. Однако молитва об избавлении от желания совершить грех — не совсем то же самое, что молитва о воздержании от греха, и в момент сильнейшего искушения нам необходима помощь и в том, и в другом. Нам необходимо, чтобы Бог избавил нас от желания, и нам нужна Его помощь, чтобы не совершить неправильный поступок. Однако сначала необходимо избавиться от желания, иначе нам придется бороться, чтобы не сделать то, чего мы жаждем. Поэтому прежде всего молитесь об искоренении тех или иных своих желаний. Но как только мы произнесем эту молитву, нам тут же придется иметь дело с самим поступком — неправильным поведением.

«Но если желание прошло, скажете вы, поведение изменится само по себе».

Зачастую так и будет происходить. Я думаю, множество грехов действительно преодолеваются благодаря изменению наших желаний. Однако опыт показывает, что в борьбе с глубоко укоренившимся грехом Божья помощь необходима и в вопросе поведения, даже после того, как я попрошу Господа пресечь мое желание. Ослабленное или видоизмененное желание делает перемену в поведении возможной, но не обязательно неизбежной.

Более того, изменение в нашем поведении происходит в результате совершенно иного процесса, чем изменение желания. Богу приходится изменять наше желание. Мы не можем этого сделать. Но Бог не будет изменять наше поведение. Этот принцип имеет важное значение.

Только Бог может изменить наше желание. Только мы можем изменить свое поведение.

Далее в этом разделе я хочу дать вам некоторые практические советы о том, как добиться, чтобы ваше поведение действительно изменилось.

Некоторым людям хотелось бы, чтобы Бог изменял и их желания, и их поведение. Однако Бог не может изменить наше поведение без насилия над нашей свободной волей. Я даже могу доказать вам, что Бог не станет изменять ваше поведение. Вы когда-нибудь видели, чтобы Бог протянул с небес руку и вынул сигарету изо рта курильщика? Вам когда-нибудь рассказывали, что Бог растащил пару, охваченную похотью? Вы когда-нибудь слышали, чтобы Он хлопал в ладоши перед лицом человека всякий раз, когда тот собирается произнести Его имя всуе? Конечно, нет. Бог избавит нас от желания, а мы должны изменить свое поведение.

К счастью. Бог не говорит нам: «Я дал вам новый набор желаний. Теперь меняйте свое поведение». Он помогает нам справиться и с этим. Божья помощь в изменении нашего поведения описана в очень коротком библейском стихе:

Все могу в укрепляющем меня (Иисусе) Христе [Флп. 4:13).

Заметьте, что в данном случае Павел говорит о поведении. Он говорит: «Все могу» — не кое-что, но все. Это означает, что вы можете победить любой грех, каким бы невозможным это ни казалось.

Все могу, говорит Павел, — но благодаря кому он может? «Все могу в Том, Кто дает мне силу». Павел говорит, что изменяет свое поведение — силою Христа. Таким образом, Божья помощь в изменении нашего поведения заключается в том, что Он дает нам силу.

Что же предстоит сделать нам с вами? Я уверен, что теперь вы догадались: попросить об этом.

 

PRIVATE

Божьи усилия

Наши усилия

Перемены

Убеждение

Показать нам наши грехи

Попросить об этом

В нашем взгляде на самих себя

Обращение

Изменить наши стремления

Попросить об этом
Попросить

В наших стремлениях
В нашем стремлении

 

Наделить праведность

 

Нам нужно рассмотреть еще один аспект этого вопроса о сопротивлении в свете изменения поведения. Я говорю вам об этом потому, что убедился в его эффективности. Лучше всего объяснить его можно с помощью иллюстрации.

Вам приходилось видеть, как ребенок клянчит что-нибудь у своих родителей?

— Пап, можно мне пойти сегодня на речку купаться?

— Нет, сегодня нельзя.

— Но, пап, там будут все ребята.

— Что ж, понимаю, сынок, но мы с мамой не сможем пойти сегодня с тобой, а отпускать тебя одного не хотелось бы.

— Но, пап, все остальные ребята ходят одни. Их родителям не приходится присматривать за ними.

— Да, но мы с мамой считаем, что тебе, пожалуй, больше не стоит купаться.

— Но я буду очень осторожен.

— Гм, да, но мы с мамой не хотели бы…

— Пожалуйста, пап!

— Что ж, гм…

— Ну, последний раз, пап. Обещаю, больше никогда не буду тебя просить.

Уловили суть? Ребенок будет надоедать своему отцу до тех пор, пока ему кажется, что есть хоть малейший шанс добиться своего. Но обратите внимание на следующий сценарий, который срабатывает прекрасно у всех родителей, его использующих:

— Пап, можно мне сегодня пойти купаться?

— Нет, сегодня нельзя.

— Но, пап, там будут все ребята.

— Я понимаю, сынок, но мы с мамой не можем пойти сегодня с тобой, а отпускать тебя одного не хотим.

— Но, пап, все ребята ходят одни. Их родителям не приходится присматривать за ними.

— Ты слышал, что я сказал, сынок?

— Но, пап…

— Я сказал «нет», и хватит. Теперь иди и поиграй во дворе. Можешь позвать Билли, если хочешь.

— Я сказал «нет», и на этом разговор окончен. Марш во двор.

Итак, ребенок спускается во двор, бормоча про себя о том, как несправедливы бывают родители, но пять минут спустя, выглянув в окно, отец видит, что его сын и Билли весело резвятся во дворе, словно никто из них никогда и не помышлял о речке.

Психологическая подоплека этих двух сценариев крайне проста и объясняет поведение взрослых точно так же, как и детей: пока у вас теплится хоть какая-то надежда на возможность совершить желанный грех, вы неодолимо стремитесь к нему. Но если вы признаете тот факт, что ни в коем случае не получите желаемого, ваше вожделение очень скоро исчезнет.

Как-то раз я проводил пятидневную программу по отказу от курения. Ее постоянной посетительницей была женщина по имени Джоан. В первый вечер она рассказала нашей группе, как в прошлом несколько раз бросала курить, но всегда возвращалась к своей привычке. Однако в последний вечер она заявила: «На этот раз я бросаю курить навсегда».

Я сказал: «Джоан, ты рассказывала нам в первый вечер, что уже бросала несколько раз и всегда начинала курить снова. Почему сейчас ты так уверена, что не вернешься к курению?»

Никогда не забуду ее ответ: «В прошлом я всегда знала, что в моей жизни будет еще одна сигарета — может, через месяц, может, через год. Так все и происходило. Но на этот раз я знаю, что в моей жизни больше не будет ни одной сигареты».

Принцип таков: когда ваш разум действительно смиряется с тем фактом, что вы не получите желаемого, ваше вожделение очень скоро пропадает. Когда вы научитесь говорить себе «нет!», точно так же как вы сказали бы «нет» ребенку, который канючит у вас что-нибудь непозволительное, вы обнаружите, что победа достигается гораздо легче. Это очень важный ключ к изменению вашего поведения.

Следующее высказывание Елены Уайт прекрасно ре-…..

Это важный закон сознания — закон, который не следует упускать из виду, — когда предмет вожделения столь твердо запрещен, что нет никакой надежды, человек вскоре прекратит стремиться к нему и займется чем-то иным. Но пока остается хоть какая-та надежда на получение желаемого, попытки завладеть им будут следовать одна за другой (Разум, характер и личность, г. 2, с. 49).

Скажите «нет!» искушению, и вожделение исчезнет гораздо быстрее. Я уже заполнил строку против слова «сопротивление» в нашей таблице, но давайте добавим туда еще кое-что.

 

PRIVATE

Божьи усилия

Наши усилия

Перемены

Убеждение

Показать нам наши грехи

Попросить об этом

В нашем взгляде на самих себя

Обращение

Изменить наши стремления

Попросить об этом

В наших стремлениях

Сопротивление

Наделить нас силой

Попросить об этом
Сказать «нет!»

В нашем поведении

 

Вы можете задаться вопросом: как определить разницу между исчезновением вожделения из-за того, что Бог изменил ваше сердце, и исчезновением вожделения из-за того, что вы сказали себе «нет!»? Это невозможно.

У купальни Вифезда Иисус исцелил парализованного, и этот человек сделал усилие — и пошел (см. Ин. 5:1—9). Парализованный, возможно, не сумел определить причину своего исцеления — вмешательство Господа или собственные усилия, — но он встал на ноги благодаря и тому, и другому

То же самое и с победой в момент искушения. Вы не сможете сказать, какой из этих двух факторов важнее, поскольку они оба важны. Пытаться определить значение . одного из них —все равно что пытаться определить, каким глазом вы смотрите. То, что вы видите, — вы видите двумя , глазами, и нельзя выявить преимущество одного глаза пе- ………

В следующий раз, когда окажетесь перед искушением, произнесите следующие слова: «Господи, измени мое сердце, чтобы я больше не желал совершить этот грех», и сразу же произнесите другую молитву: «Господи, дай мне силы не совершать его». Затем очень твердо скажите себе: «Нет!», как если бы вы говорили «нет!» ребенку, который докучает вам. Возможно, это будет самый трудный выбор, который вам когда-либо приходилось делать, но успеха вы добьетесь. Я знаю. Я испытывал это много раз.

Авраам достиг земли обетованной, делая шаг за шагом на своем пути. Когда Авраам выполнял свою задачу, Бог выполнял Свою. Вы делаете шаг за шагом, прося Бога убедить вас и обратить вас. Вы делаете шаг за шагом, прося, чтобы Бог дал вам силы изменить ваше поведение, и повторяя искушению: «Нет!» Это ваша задача. Раз вы выполняете свою задачу, то Бог берет на Себя ответственность за ваш путь к великой неизвестности под названием «совершенство». Вам не нужно беспокоиться о том, достаточно ли вы хороши. Господь позаботится об этом.

Обращаясь к Святому Духу с прошениями, о которых мы говорили в этой главе, вы обнаружите существенное и зачастую быстрое развитие своего характера. Начните делать эти шаги. Я обещаю вам, что Бог не закроет дверь благодати до тех пор, пока вы не будете готовы.