Глава 5. Омега

«Что было, то и будет; и что делалось, то’ и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем».1

Говорят, что те, кто не учатся урокам истории, виновны в повторении ошибок. Для адвентистов седьмого дня это утверждение не пустая фраза, а несомненный факт.

«Не обманывайтесь, многие отступят от истины, предавшись обольстительным духам и дьявольским учениям. Перед нами Альфа этой опасности. Омега будет отмечена ещё более потрясающими событиями».2

Это заявление было сделано в июле 1904 года, когда в лицо церкви смотрела масса трудностей, которых почти невозможно было вообразить. Потеря самого большого учреждения и ослабление важной медицинской работы. Широкомасштабное отступление произошло среди самых влиятельных людей. Лжеучение было настолько утончённым, что его внедрение прошло незамеченным даже теми, кто вводил его. Законные финансовые операции принесли богатство в некоторых местах в то время, как всемирное поле боролось за своё существование. Приближающееся нападение Велленгера поражало самые основные принципы адвентизма. Это было время, когда энергия каждого преданного члена церкви была необходима, чтобы поддерживать корабль на плаву и всё же во время этого кризиса Е. Уайт нашла время предупредить церковь о грозящей ей опасности в будущем.

«В книге «Живой храм» представлена Альфа смертельного заблуждения», — сказала она. «Омега последует и будет принята теми, кто не принимают данные Богом предупреждения».3

Омега. Ещё произойдёт нечто подобное настоящему кризису, чтобы подтвердить связь двух событий буквами, взятыми из одного алфавита. За исключением этого Божия слуга сказала очень мало.

Это было загадочное предупреждение, произнесенное с ветром разрастающегося кризиса, находящееся почти как бы в стороне, являя дар будущему, данный в тот момент, когда она почти не имела времени для чего-либо, кроме настоящего. И всё же Е. Уайт оставила ключ для расшифровки того, что могла включить в себя Омега отступления и обращая внимание на неотложность её предостережения, явствует, что мы должны стараться сложить вместе эти две буквы алфавита и два олицетворяемых ими события.

Исследуя Дух пророчества, мы можем знать, по крайней мере, три факта, относящиеся к Омеге. Это не является частью отступления, названного Альфой. Оно последует позднее. Оно будет ещё более трагичное, чем Альфа, настолько ужасное, что Е. Уайт «трепетала» за наш народ. И это заблуждение будет принято теми, кто не желают прислушиваться к предупреждениям, записанным Богом. Иными словами, те, кто избирают следовать наставлениям Божиим только тогда, когда это согласуется с их личными интересами и вероятно, будут лёгкой мишенью для отступления, названного Омегой.

Но если мы исследовали выбор, сделанный Е. Уайт в отношении символов, то кажется, что мы можем расшифровать неизвестное. В 1904 году она писала, что видела, что нечто страшное случилось с церковью. Двери, однажды открытые для Евангелия, медленно затворялись. Даже самые основные истины находились под сомнением на каждом шагу. Это страшное переживание, которого она открыто боялась, могло стоить ей жизни и, взирая на будущее, она видела, что то же самое произойдёт вновь при конце времени. Каким-то образом народ Божий должен быть предупреждён и Е. Уайт обращается к образам, чтобы описать два события, разделённые временем, но похожие по природе. Описывая великое отступление в будущем, она не применяет вторую букву греческого алфавита, идущую за альфой — бета. Она не предупреждает о ней и не говорит о «гамме» отступления или даже «дельте». Вместо этого она направляется далеко вперёд к концу алфавита и избирает символ, который применил Христос в связи с концом времени. Альфа и Омега. Ясно то, что здесь подразумевается. То есть, происходят два события, разделённые, но не одинаковые. И если вы поймёте первое, то, несомненно, и второе будет также ясно.

В одном мы можем быть совершенно уверены: Омега — это нападение на основные пункты учения адвентистов седьмого дня. Почти каждое, имевшее место, отступление повсеместно состояло из нападок на три пункта: скинию, следственный суд и Дух пророчества — и всегда под вывеской — ради великого блага церкви, облекаемые в такие выражения, как реформация.

«Враг душ стремится привести к предположению, что в среде адвентистов седьмого дня должна произойти великая реформация и эта реформация будет состоять в отвержении учения, которое является столпом нашей веры, в участии в процессе организации».4

Такое отступление, предупреждала она, может произвести потрясающий эффект, ибо адвентизм является системой высоко взаимосвязанных истин, при нападении на один пункт истины маски начнут сваливаться. «Принципы истины, на которые давно полагалась церковь остатка, будут отвергнуты. «Новая организация» — будет сформирована. Выйдут в свет книги «нового образца». Мудрая философия заменит основополагающие истины церкви. К субботе будут относиться легкомысленно. И новое движение будет возглавляться энергичными людьми, которые ничему не позволят встать на их пути».5

Эта картина вызывает дрожь. Под знаменем «нового света» могущественные силы будут стремиться заставить церковь Божию принять неопределённую новую форму. Они будут действовать во имя реформации, забывая, что реформа, к которой призывает Библия, заключается в изменении жизни, а не установившихся учений, пренебрегая предупреждениями Е. Уайт, что церковь не нуждается в новом свете, как сильно нуждается в том, чтобы жить согласно полученному свету. И в процессе такой реформы они почти несомненно внесут потрясающее замешательство по поводу самого важного вопроса в церкви: как должны жить адвентисты?

В адвентизме нет ничего тайного. Он не нашёптывает миру, но кричит. Адвентизм начался в Библии под образом ангелов, несущих весть с неба. Он заканчивается величайшим землетрясением в истории мира. Обратив на себя внимание мира, он возвышает Божественный закон и провозглашает, что суд уже начался. В такой религии мало места для двойных мыслей, чтобы проповедовать одно, а поступать совершенно по-другому. Божий народ провозглашает, что живёт в великий день прообразного искупления, они живут во время окончательного рассмотрения наших дел перед Богом и одним из величайших воображаемых несчастий было бы дать такую весть, а затем жить так, будто эта весть была неправильной.

И всё же есть неизменный результат нападений на истину о скинии или на следственный суд. Адвентизм создаёт неизбежную проблему для каждого человека, который когда-либо пытался переработать адвентистскую истину. Скиния и освящение, невидимо связаны между собой. Нападая на одно, неизменно подвергаешь уничтожению другое. Удаляя истину о скинии с её величайшей вестью об истинной реформе, вы вскоре оказываетесь блуждающими в массе теологических терминов, пытаясь объяснить, почему же всё таки необходимы дела. Подвергая нападкам освящение, вы никогда не сможете успокоиться полностью до тех пор, пока не удалите преследующий свет истины о скинии.

Есть ли предположение, что это повторится точно так же, как часть Омеги? Возможно. И один из лучших внутренних взоров может быть найден в символике, используемой Божиим Вестником. Помните, что Альфа и Омега — две буквы в разных концах алфавита. Они связаны чем-то общим, но смотрят в противоположные направления. В этом есть значение, которое становится очевидным при внимательном рассмотрении.

Чтобы охватить это, необходимо вернуться назад к теологии Альфы. Всю свою жизнь Келлог стойко провозглашал свою веру в христианство. Смотря поверхностно, даже утверждения в его последней беседе с руководителями в Батл-Крикской церкви звучали как слова посвящённого христианина. И всё же теология Келлога, проводимая до её логического конца, уничтожила нужду в Спасителе. Бог, как заявлял он, был во всём: в воздухе, которым мы дышим (в форме Святого Духа), в солнечных лучах, даже в лужайке, простиравшейся перед его домом. Если Бог был во всём, то Он должен быть и в человеке и, таким образом, каждый поступок человека становится поступком Бога. Божество становится настолько внутренним в человеке, что сама мысль о личности Спасителя становится лишённой смысла.

Нет Спасителя — ничего вне человека, всё только в нём. Если следовать крайности, то, возможно, ни Келлог, ни Велленгер не могли полностью осознать её, это было ультимативной вестью Альфы. Теперь будем следовать логическому символизму этих двух букв, разделяющих предмет общего алфавита, но расположенных в противоположных концах. Если Альфа является ошибкой в отношении роли Христа в спасении и если указывает в одном направлении греческого алфавита, возможно ли, что Омега неправильно представляет работу Христа, хотя указывает в совершенно противоположном направлении? Другими словами, есть ли возможность того, что Омега «смертельной ереси» попытается удалить Христа целиком и полностью из человека, внося таким образом смущение в вопрос освящения, потому что это делает спасение полностью лишь внешним?

Вот это тот вопрос, который заслуживает самого тщательного рассмотрения. Роль Христа и Его работа — основная истина христианства. Допуская сомнение в отношении работы Христа, то ли в небесной скинии или в жизни, как Даниэльс своевременно заметил, «всё оказывается перепутанным». В 1904 году адвентистов просили верить новому учению, в котором спасение делалось полностью внутренним. Это была чрезвычайно явная ошибка в совершенстве приспособления, чтобы привлекать народ в век оптимизма, в котором каждый, начиная с финансистов и кончая служителем, говорил о достижениях человека.

Но что говорить о позднем веке, в котором разочарованный мир, взирая назад на обломки своего столетия, видел только бесконечную войну и великую депрессию. Что можно сказать об адвентистах, утомлённых и разочарованных, готовых для чего-то, что, кажется, предлагает лёгкий выход из бесконечных проблем. Для этой группы людей дьявол никогда не надеялся продать безграничный оптимизм Альфы. Но он мог сделать нечто ещё. В мире, поставленном с ног на голову, он мог извратить Альфу целиком и полностью. Он мог взять тот же предмет и приблизиться к нему с противоположной стороны. Он мог достигнуть конца Альфы и обнаружить Омегу. И эти слова, падающие на измученную церковь, могли звучать подобно музыке. «Расслабляйтесь, работа совершена на столетия. Вашей единственной задачей является верить этому».

Одним росчерком пера архиобманщик бросил адвентизм назад к тому времени, когда его не существовало, представляя Божие движение, как некий период времени, взятый из научно-фантастического романа.

Уникальным даром адвентистов миру является их чувство неотложности, неизменности великих событий, которые требуют великого приготовления. Во время своего рождения адвентизм показал самую великолепную выставку веры и дел со времени Пятидесятницы. Верующие поднимали слово «вера» выше головокружительных вершин, которые Лютер мечтал только достигнуть. Они не только верили во Христа, они ожидали увидеть Его и совершение этого события становилось более реальным для них, чем жизнь на земле. Они верили, что вскоре увидят Его лицо, будут жить с ангелами, будут свидетельствовать непавшим мирам. Человек не мог приближаться к таким ожиданиям с бесконечным безразличием к своему образу жизни. «Мы приготовляемся встретить Его, того, Кто в сопровождении бесчисленного множества ангелов появится на облаках небесных, чтобы дать верным и праведным окончательное прикосновение бессмертия» — написала Елена Уайт, и её слова в совершенстве передали неотложность вести 1844 года. Это было священное время, пример того, что в действительности представляет вера в пришествие Иисуса. Старые ошибки были исправлены. «Многие взыскали Господа с раскаянием и смирением. Любовь, так долго прикованная к земным вещам, теперь была направлена к небесным целям.

Преграды гордости и сдержанности были сметены. Совершились чистосердечные признания и члены семейств трудились для спасения тех, кто был им дорог и близок. Часто слышались звуки искренней молитвы заступничества».7 И какой результат? Сила свидетельства того времени впоследствии имитировалась, но редко достигала тех размеров:

«Огромные толпы с затаённым дыханием слушали в тишине благословенные слова. Небо и земля, казалось, приблизились друг к другу…

Никто из тех, кто присутствовал на этих собраниях, не могли когда-либо забыть те сцены глубокого интереса».8

Будет ли Церковь Божия продолжать идти этим путём? Не было ничего, что невозможно было сделать — дьявол должен был найти пути затормозить эту весть. И для него мало значило, будет ли народ Божий ошибаться, думая, что спасение целиком и полностью внутренняя работа, или они сдадутся, наконец, под собирающимися штормовыми облаками при конце времени, полагаясь на нечто такое, что замаскировано под веру и что окончится поражением. Для него была только одна необходимость: увести народ Божий от пути следования Божественному плану.

Это была ситуация, подобная той, которая произошла с Израилем у Иордана. Когда они были послушны Богу, то были непобедимы. Царь Валак не мог остановить их даже наняв пророка, чтобы проклясть народ, который вынужденно призывал на них благословение. И всё же был найден путь. Божий народ может быть побеждён, если они перестанут действовать, подобно Его народу. Валаам был бессилен проклясть Израиля, но он всё же мог привести их на край гибели такой трудноуловимой уловкой, что ставило их вне защиты закона Божия. Благословения давались бесплатно, но они могли быть отвергнуты.

Точно также было и с адвентистами. Божия церковь стояла теперь на берегу Иордана — весеннего Иордана, переполненного и вышедшего из берегов, направляющегося к Мёртвому морю, который был символом разлившегося мира, через который Его народ должен был пройти на своём пути домой. Не было человеческого пути через эту разбушевавшуюся грозную реку и всё же они могли совершить переход безопасно с ковчегом Божиим, в котором находился Его закон. Это была уникальная весть адвентизма. Величайшие изменения надвигались на мир, стремящийся к последним событиям и ничего не было более важного, как быть готовым. Никакая религиозная группа в современной истории не делала такие заявления, какие сделали адвентисты, заявляя о великом новом внутреннем видении самой глубины небес, где Иисус судил мир по стандартам, названным законом Божиим. Весь смысл адвентизма заключался в этой вести. Пред миром верующие возвысили ковчег и направились к Иордану, и самое безумное из всех несчастий здесь на берегу было бы то, что они каким-либо образом здесь могли бы споткнуться и утопить ковчег.

В этом было сосредоточено всё и здесь сатана решил нанести удар церкви точно так, как об этом сказала Е. Уайт. Нападение на адвентистов всегда, казалось, начиналось в первую очередь с нападок на их уникальные доктрины, поражая Божии высокие стандарты, установленные для Его народа, говоря, что требования были лишними или что они недосягаемы… Здесь Кенрайт потерпел крах, открыто бросив вызов закону о субботе, поставив под вопрос вдохновенность Духа пророчества. Джон Келлог приближался к тому же самому рифу, только в другом направлении, но также потерпел кораблекрушение своей веры с недоказанными идеями, которые исключали следственный суд и помещали Божию скинию внутри человеческого тела. Велленгер, Ваггонер, Джоунс, Маккой, Конради — все следовали одним путём, думая, что увидят ясный свет истины. И поступая так, они невольно демонстрировали роль добрых дел в адвентизме.

Поведение тех, кто отстаивал Альфу, давало некоторые удивительные данные в отношении ложных учений и некоторые крайне полезные сигналы для распознавания их, когда они появляются. Христос Сам сказал, что ересь может быть иногда чрезвычайно трудно определяема, особенно когда она приспосабливается к настроению её века. При конце времени появятся ошибки, способные ввести в заблуждение «избранных», пророчество исполнилось с печальной актуальностью и аккуратностью в Альфе, которая захватила многих из адвентистской умственной элиты. Итак, Бог мудро открыл вторую причину, по которой могут быть определены плоды истины и заблуждения — поведение человека.

Средства и способы, которыми люди возвещали те вести, которые важны для них и эти способы, применяемые «реформаторами» в 1905 году читались, подобно списку предупреждающих сигналов в последнем обмане, названном Омега. В начале списка была та же самая тактика, которую использовал Люцифер, чтобы познакомить человечество с кошмаром греха, она называлась беспечностью.

«Борьба будет становиться всё более ожесточённой». Е. Уайт предупреждала в 1898 году: «Ум будет ополчаться против ума, планы одних — против планов других, принципы небесного происхождения — против принципов сатаны». И затем она предсказала, какую тактику они будут применять. «Существуют люди, учащие истине, которые не совершенствуют своих путей перед Богом, которые пытаются скрыть свои недостатки и воодушевляют отделение от Бога».9

«В среде нас возникнут ложные учителя, предающиеся обольщающим духам, несущим учение сатанинского происхождения. Эти учителя увлекут учеников за собою. Приближаясь к неподозревающим, они будут использовать льстивые слова и произведут искусный подлог, применяя обольстительный такт».10 Почти не переводя дыхание, она сказала, что «ложные теории будут смешаны с каждым опытом и защищаемы с сатанинской ревностью, чтобы захватить умы каждой души, кто не укоренён и не утверждён в полном познании священных принципов Слова».11

Эти предсказания трагически свершились в случае, касающемся доктора Келлога и узкого круга последователей, помогавших маневрировать в Батл-Крике. Глубоко заложенные заговоры были приведены в действие, что некоторое время шло втайне для всех, за исключением заговорщиков и слуги Божия, которая видела их собрания в видении ночью.

В 1905 году их планы почти достигли осуществления. Батл-Крикскому санаторию оставалось краткое время быть учреждением адвентистов седьмого дня и Елена Уайт забила тревогу в церкви. «Я желаю заявить ноту предупреждения для нашего народа вблизи и вдали. Приложены усилия теми, кто находятся во главе медицинской работы в Батл-Крике, чтобы подчинить контролю собственность, на которую, во взоре небесных дворов, они не имеют на это права… Существует обманчивая работа, происходящая, чтобы завладеть собственностью нечестным путём. Это порицается законом Божиим. Я не упоминаю имён. Но есть врачи и служители, которые поддались влиянию гипноза, проявленного отцом лжи. Не взирая на даваемые предостережения, уловки сатаны принимаются точно так же, как их принимали в небесных дворах».12

Ранее она написала трогательное письмо своему сыну, который встретился с яростью Мичиганского отступления. «Доктор, по его словам, прилагал усилия крепко связать медицинские учреждения, подобно тому, как сатана работал в небесных дворах, чтобы связать ангелов, которых он вдохновил объединиться с его партией для того, чтобы разработать планы восстания на небе». А затем добавила: «Мне жалко тебя Вилли. Мне не хотелось бы быть в Батл-Крике. Но стой твёрдо за истину».13

Та же самая тактика теперь распространяется и на другие районы. Келлог и его сотрудники, раскрытые Божиим вестником, повернули свои нападения на неё. Тончайшие сомнения были брошены на подлинность её вестей, часто теми работниками, которые по тактическим или рабочим причинам притворялись, что оказывают свою поддержку.

(Келлог мог продолжать очаровывать людей, рассказывая им истории о том, как он «расставит капканы для сестры Уайт» и как её свидетельства ему были питаемы неправильной информацией, представленной А.Г. Даниэльсом и «плачущим Вилли». В. Уайт).

Всё это Е. Уайт видела и описала с беспристрастной аккуратностью. «Очень искусно некоторые работали, чтобы Свидетельства не производили эффекта предостережения и обличения. Свидетельства выдержали испытание временем в пол столетия. В то же самое время эти люди отвергли, что делали такие вещи».14

Истина. Это самое насущное в мире. Каждый день мы полагаемся на аккуратную информацию в отношении самых простейших вещей, например, цвет сигналов движения или направление стрелки компаса. Без истины нет безопасности ни в духовных, ни в физических чувствах. Это единственный канал, через который Бог держит связь с человеком. Истина подвергается манипуляции людьми, заявляющими, что они имеют весть реформы для церкви Божией, люди, которые не были даже честны в отношении своих истинных намерений.

«До развития недавних событий курс, которым следовал доктор Келлог и его помощники, был ясно изложен предо мной. Он и другие люди планировали, как завоевать симпатию народа. Они будут стремиться создать впечатление, что верят всем пунктам нашей веры и имеют твёрдую уверенность в Свидетельствах. Поэтому многие будут обмануты и встанут в защиту тех, кто отступили от истины».15

Из всего, что вело к другой характеристике Альфы, одно ясно, что Божий народ при конце времени особенно нуждался в предупреждении. Этой тактикой является искусное манипулирование народом. Лидеры Альфы настолько старались изменить церковь, что, казалось, они решили, что цель оправдывает средства. Были разработаны хитрые планы, чтобы ложно представить себя, как верных адвентистов, верящих истине, но имеющих новый свет, который, если бы сестра Уайт имела ясное представление о нём, то так же одобрила бы его. Даже такой человек, как доктор Давид Паульсон, был обманут на время Келлогом, искренне думая, что новая теология поддерживается трудами Е. Уайт. Это была та ошибка, о которой она предупреждала, а Келлог старался успешно это распространять».16 Это было искусно разработанное заблуждение и результатом была группа влиятельных людей, собиравшихся вокруг человека и нового движения, даже если это означало оставление церкви.

Для тех людей, которые следят за событиями в мире и в церкви, очень важно распознать сущность Омеги. Божии истины настолько переплетены, настолько высоко логичны, что уклонение от них почти всегда включало отвлекающие стимулы, например, такие, как людей, обладающих влиянием и обаянием. Среди людей существует сильная тенденция следовать за сильным руководителем, особенно, если этот руководитель обаятельная личность. Целые народы — миллионы людей — шли за человеком во мглу, туда, куда не проникали лучи солнца. Это угроза, от которой не защищён даже народ Божий. Елена Уайт предупреждала, что существует такой класс людей, особенно поддающийся такой тактике.

«Есть многие, не совершенствующие свой христианский характер, их жизнь не сделалась чистой посредством освящения истиной, поэтому они принесут свои несовершенства в церковь, отвергнув свою веру, изберут странные теории, которые будут выдавать за истину».17

(Это та мысль, которую следует рассматривать внимательно. Если ложный руководитель однажды почувствует, что несовершенства в жизни его последователей связывают их более тесно с ним и его теориями, то это будет сильнейшим побуждением для него изобрести такую теологию, которая бы не беспокоила народ, оставляя его в покое их заблуждений).

«Яркие смелые идеи часто зажигаются в уме, на который оказывает влияние великий обманщик. Те, кто слушают и принимают их, восхищаются, подобно Еве, очарованной словами змея. Они не могут в одно и то же время слушать чарующую философию обмана и хранить ясными в своём сознании слова живого Бога».18

Однажды ночью 1904 года перед поездкой из Вашингтона в Беринг Спрингс Е. Уайт было показано собрание в Батл-Крике. «Доктор Келлог выступал с энтузиазмом, говоря о своём предмете… В своём выступлении он кое-как излагал избранную тему, но в действительности представлял… научные теории сродни пантеизму.

После того, как он взглянул на довольные, заинтересованные лица тех, кто слушали, стоящий рядом со мной ангел сказал, что злые ангелы захватили разум говорящего». И Е. Уайт добавила, что была «поражена, увидев, с каким энтузиазмом принимались софистика и ложные теории».19

Существовала опасность даже в понятии и принятии участия в обсуждении таких вопросов с руководителями Альфы, потому что честность этих людей была под вопросом. «Участвуя в обсуждении этих теорий, защитники ложных теорий берут слова участвующих в обсуждении и делают их совершенной противоположностью того, что имел в виду сказать говорящий».20

Другими словами, даже говоря с этими людьми, человек подвергался риску быть ложно понятым или его слова извращались так, что они подтверждали идеи Келлога. Например: конспираторы Альфы могли показать, что множество людей с ними, чего в действительности не было…

Шла смертельная игра по неортодоксальным правилам, которыми не могли пользоваться Божии руководители, игра, ведущаяся за человеческие умы, подобно пешкам на шахматной доске с ультимативными ставками, означавшими контроль над церковью. Одно можно было сказать твёрдо: игра Альфы шла серьёзно и влекла за собой вечные последствия.

Чтобы добиться поставленной цели, Келлог и его последователи использовали некий удивительный психологический фактор. Собрания часто происходили по ночам, а по временам и в ранние утренние часы, когда слушатели были утомлены и едва могли самостоятельно «шевелить мозгами».

Длительные ночные беседы, которые проводил доктор Келлог, были одним из самых эффективных средств для достижения цели. Его бесконечные выступления смущали умы тех, на кого он стремился оказать влияние. Он искажал и ложно применял слова, представляя тех, кто спорили с ним, в таком ложном свете, что сокращалась их сила различия лжи и истины. Он брал их слова и придавал им такое значение, которое оказывалось совершенно противоположным тому, что они говорили».21

Е. Уайт писала ему с болью, напоминая, что та же самая тактика уже использовалась ранее и вызвала падение третьей части ангелов. Люцифер тоже искусно использовал приёмы, идя от одного ангела к другому, вызывая их сделать заявление, которое затем представлял в извращённом свете другим ангелам. Это была разрушительная тактика, дающая представление, что он имеет более поддержки, чем существовало в действительности, хотя в то же самое время это использовалось для дискредитации тех, кто был верен Богу, ослабляя доверие к ним и, таким образом, их влияние в пользу истины. Это была тактика, против которой даже Бог не применял контрмер, за исключением времени и неизменности того дня, когда Люцифер зайдёт слишком далеко и просчитается, раскрыв маскировку, которая скрывала его подлинный характер.

Тактика сплетен, казалось, являлась частью Альфы и является опасностью, за которой Церковь Божия особенно внимательно должна следить. «Даже в наши дни здесь… будут продолжать существовать целые семьи, которые однажды радовались истине, но утратившие веру из-за клеветнических измышлений и лжи, рассказанных им в отношении тех, кого они однажды любили и с кем имели блаженные советы». Их ошибка заключалась в том, что они слушали. «Они открыли свои сердца сеятелю тернов: и драгоценная истина теряла свою силу для них». Иногда, подобно Еве, их экскурсии в эту новую игру сплетен и ложной теологии приносили странное чувство возбуждения: «Ложная ревность сопровождала их новые теории, которые очерствляли их сердца против защитников истины, подобно иудеям против Христа».22

Итак, личное обаяние, искусное распространение неправды о людях, находящихся на стороне истины и призыв следовать личностям, все это — те многие факторы отступления, которое вывело из церкви людей, однажды отдавшихся «всем сердцем» трёхангельской вести.

Была применяема любая уловка, чтобы дать этикетку верности человеку и его показным идеям, и техника исполнения этих уловок совершалась с благоговейным успехом. Эта та угроза, приближение которой Божий народ не должен допустить. Он должен быть постоянно во внимании, чтобы этого не случилось вновь. Тем, кто чувствуют, что привлечены магнетизмом личности, тем, кто заинтригованы новыми идеями, что могут взывать даже к ведущим мыслителям, дано предупреждение в 1905 году: «Я боюсь за тех людей, которые входят в изучение науки, согласно которой сатана вёл войну на небе… Когда эти люди однажды попались на приманку, то оказалось невозможным противостоять тем чарам, которые сатана применил к ним».23

Необходимо помнить то, что настоящей целью этих людей был контроль над церковью. Если достаточно лиц обратить к новой теологии, если церкви смогут послать таких «обращённых» на избирательные собрания, если учреждения будут заполнены людьми, посвящёнными Альфе, то церковь вынуждена будет в конце концов пойти этим путём, невзирая на то, понравится это или нет А.Г. Даниэльсу и Е. Уайт. Есть все причины верить тому, что написано в трудах Е. Вайт: хорошо разработанные и сознательные усилия были приложены, чтобы ниспровергнуть саму организацию церкви. Заметьте избрание выражений в предупреждении, данном ей в июле 1905 года:

«Я должна предупредить все наши церкви остерегаться людей, которые посланы совершать работу шпионов в наших конференциях и церквах — работу, побуждаемую отцом лжи и обмана».24

Повсюду она предупреждала, что в «лагере имеется много предателей в масках, но Христос знает каждого из них. Бог обесчещен неверными подданными… Вы, находящиеся в Батл-Крике, я говорю ради спасения ваших душ, как можно дальше удаляйтесь от борьбы в Батл-Крике и от гибели в ней».25

«Борьба» и «гибель», о которых она упоминала, стали явными в 1906 году. Ещё в 1902 году некоторые члены церкви угрожали в возбуждении судебного дела против церкви, чтобы предотвратить перемещение издательства «Ревью энд Геральд» в Вашингтон. Теперь этот дух борьбы и насилия появился вновь на поверхности. Большая Батл-Крикская «скиния» стала высшей точкой борьбы за контроль в ней, дело было передано в суд в Мичигане, чтобы предотвратить передачу церковной собственности местной адвентистской конференции. Верные члены церкви окончательно одержали победу, но только после захватывающей двухлетней борьбы. Даже в Чикаго газета праздновала триумф по поводу того, что Адвентистская церковь почти готова расколоться «пополам» и возложила большую часть вины на Е. Уайт. Всё это печальное дело служило иллюстрацией другой точки, отождествляющей Альфу: «Где бы она не начиналась, за ней следовало переживание».

Те же самые плоды были видны в отступлении Велленгера. С Британских островов пастор Фарнсворс сообщил, что Велленгер «говорил некоторые вещи, на которые брат Хатчисон из Ирландии начал смотреть точно также, как и он и довольно большое число влиятельных рядовых братьев тоже. Брат Меридит, ответственный за работу в Уэльсе, сказал, что довольное число рядовых братьев в Уэльсе расстроены этими взглядами, а в Северной Англии брат Андрос имеет серьёзные трудности в Бирмингемской церкви и в других местах с руководящими братьями по вопросу святилища… Каким-то образом это тёмное облако отступления сделалось трудным для нас».26

А в Батл-Крике работал за кулисами Келлог в бесплодных, но приносящих трудности, усилиях, чтобы удалить руководство Генеральной конференции из её канцелярии. Во всём этом заключалось преднамеренное настроение, чтобы изменить церковь, если возможно, при помощи политического процесса или, если необходимо, при помощи ниспровержения — Е. Уайт описывала это графически:

«Ничему не будет позволено встать на пути этого нового движения».27 В этом была странная безжалостность, редко, если вообще проявляющаяся до этого времени, в которой давно установившаяся дружба более не имела никакого значения, традиционная верность таинственно исчезла. Джон Келлог помогал финансами существовать медицинской школе, благодаря семье Вайт; теперь он набросился на своих старых друзей с нападками. А.Т. Джонс и Е.И. Ваггонер, которые путешествовали и проповедовали с Е. Уайт, забыли старую дружбу ради новой теологии. Даже Френк Бельден, адвентистский поэт, автор многих псалмов и племянник Е. Уайт, безуспешно пытался обмануть её, опубликовав ложное свидетельство, а затем возбудив судебное дело против верных членов церкви, которые пытались защитить церковную собственность. Повсюду новая теология приносила беду, распространяемая «злобными языками и острыми умами, отточенными долгой практикой извращения истины», которые были «постоянно за работой, чтобы привести в смущение и совершить планы, вдохновлённые врагом».28

Как мы видели ранее, другой характеристикой Альфы было агрессивное преследование молодых людей церкви адвентистов. После того, как книга «Живой храм» была напечатана, Келлог послал её в местные конференции и пытался набрать молодёжь для распространения и продажи. Он также оживил Батл-Крикский колледж, в котором занималось много студентов под руководством блестящих помощников. Принимая студентов в том возрасте, когда более всего обострено восприятие и приводя в классные комнаты, где инструктор обладал высшей степенью доверия, он надеялся воспитать себе последователей среди нового поколения церкви и, таким образом, агитаторы новой теологии имели бы сильную вторую линию атаки. Если они не будут успешны в представлении своих точек зрения в церкви, им необходимо только подождать, терпеливо обучать своих студентов, а затем разослать по всему мирному полю так, чтобы сама структура организованной работы начала незаметно изменяться. И в один прекрасный день диссиденты будут иметь влияние и голос в такой степени, что, возможно, изменение можно будет совершить официально. В некотором роде, это была, возможно, самая опасная тактика из всех. И по этому поводу Е. Уайт приготовилась сделать всё, включая даже риск своей жизнью.

«Бог запрещает, чтобы хоть одно слово воодушевления было произнесено в отношении призвания нашей молодёжи в то место, где они будут находиться под влиянием ложных представлений и обманов в отношении Свидетельств, а также работы и характера служителей Божиих.

Моя весть становится всё более и более существенной, подобно вести Иоанна Крестителя, даже хотя это может стоить мне жизни. Народ не должен быть обманут».29 Иногда делались неприятные замечания, что Е. Уайт не слушает и не ощущает реальностей, смотрящих в лицо молодёжи церкви. Но в 1904 году она была готова умереть за них.

Причины для этого понять не трудно, многие из их лелеемых идей встречали сильнейшую оппозицию в лице Е. Уайт. Под действием Духа Божия их скрытые планы часто вскрывались и открывались пред всеми, о их собраниях она узнавала даже находясь на большом расстоянии. Не имея Божественной истины в своей среде, они стремились найти ей какую-то замену и самым лёгким подходящим шагом они избрали личные нападки на посланника Божия. В этой тактике не было ничего нового, то же самое было и у Кадес Варни, где Израиль, находясь под защитой Божьего облака, обвинял Моисея за трудности, испытываемые ими в путешествии по пустыне. И в результате позднее, как и всегда, была потеря Божьих благословений.