Глава 7. Девять безмолвных пунктов

Мы видели нечто, называемое Альфой отступления, пронёсшееся в начале столетия над Церковью Адвентистов Седьмого Дня. Мы наблюдали эти неутомимые усилия церкви в то время, когда Бог, казалось, открыл мир для Евангелия. И мы слышали предупреждения, что нечто более опасное, чем Альфа отступления, наступит в один прекрасный день. По этой причине чрезвычайно важно, чтобы мы могли проанализировать, что произошло ранее и попытались распознать признаки, сообщающие о приближении последнего великого отступления. Ниже представлены обобщённые важные пункты:

1. Обман

Одной из основных характерных особенностей Альфы был обман. Иногда произносилась неприкрытая ложь. Иногда сообщалась лишь только часть правды и, таким образом, даже истина могла давать ложное впечатление. Однажды Е. Уайт писала доктору Келлогу, давая совет относительно большого здания в Чикаго. Он часто цитировал Свидетельства, как доказательство того, что Е. Уайт заблуждалась: Никогда такого здания не существовало, заявил он самодовольно. Сестра Уайт просто ошибается. Но доктор Келлог не потрудился добавить, что его сторонники в Батл-Крике были полностью подготовлены к строительству здания, так что уже был готов архитектурный план, до того, как этот проект остановился в своём развитии.

Особенно Е. Уайт предупреждала, что некоторые люди нечестны в своём отношении к Духу пророчества и основным доктринам церкви. В видении ей была показана группа людей в Батл-Крике, советующихся и особенно планирующих, как скрыть свою неприязнь к её трудам и некоторым основным доктринам. Отвергая свои истинные чувства, они предполагали, что смогут более эффективно обращаться к адвентистам, которые были в основном верны церкви и кто никогда не будет служить им, если они раскроют с самого начала свои намерения. Вновь и вновь во время Альфы можно было видеть унижение истины ради некоторых поспешных целей. Возможно, Е. Уайт писала об этом более выразительно. «Обманчивые языки и сообразительные умы, отточенные долгой практикой в извращении истины, постоянно находятся за работой, чтобы сеять смущение».1

Во время Альфы эта система также проявила себя в неправильном применении Писаний и Духа пророчества. В 1905 году адвентисты были предупреждены о людях, которые «собирают множество текстов из Писания, как доказательство отстаиваемых ими теорий… А так как Писание — это Слово Божие, то должно уважаться применяющими Его; если такое применение удаляет один столп из основания, которое Бог поддерживает уже пятьдесят лет, то это является большой ошибкой».2

Даже более ярким является предупреждение, которое она дала о будущем неправильном употреблении её трудов. «Будет обнаружено, что те, кто несут ложные вести, не будут иметь высокого чувства чести и честности. Они будут обманывать народ и соединять свои ошибки со Свидетельствами сестры Уайт, используя её имя, чтобы придать вес своим трудам. Они будут делать такие выборки из Свидетельств, думая, что тем самым смогут извращать их для поддержки своих порицаний и помещать их в обрамление лжи так, чтобы их ошибки имели вес и были приняты народом».3

Интересно, что те, кто заняты искажением истины, чувствуют, что абсолютно правы и действуют с убеждением так, что это производит впечатление. Так было в случае с Келлогом. Е. Уайт предупреждала, чтобы руководство Генеральной конференции не дало ему «обманывать себя своими идеями. Некоторые идеи могут быть правильные, некоторые — нет. Он может предположить, что все его утверждения — истина, но вы не должны думать, что он прав и не воодушевлять его верить, что он прав».4

2. Разделение

Альфа раскрывает парадокс человека, провозглашающего некоторые чудесные новые истины и в то же самое время совершающего разделение в церкви там, где провозглашаются его идеи. Национальные границы, кажется, не представляют никакого барьера для этого феномена разделения. Батл-Крикская церковь оказалась в тяжёлом положении. Церкви Англии, Шотландии и Уэльса также переживали беспокойство, когда там были проповедуемы теории, отличающиеся от адвентистских вероучений. Очень мудро Христос дал Своей церкви испытание поведения, при помощи которого может быть открыта истина или ложь нового учения. Следует ли разделяющим элементам Альфы вновь появиться в адвентизме? История предостерегает, что наш народ должен быть особенно начеку.

3. Нападение на основы вероучения

Все основные отступления разделяют общие подходы нападения на самые основные адвентистские убеждения, среди которых находится истина о скинии, следственный суд и богодухновенность трудов Духа пророчества. В начале столетия Е. Уайт могла вспомнить, что за последние пятьдесят лет значительные усилия были прилагаемы, чтобы извратить основы истины в церкви, особенно касающиеся истины о скинии. Для студентов-историков удивительно наблюдать это особое нападение, происходящее периодически, каждый раз с новой яростью точно так, как будто бы происходит это в первый раз. Часто защитники изменения будут использовать рационально тот факт, что даже Е. Уайт побуждала к принятию нового света. Они редко добавляли условия, на которых она побуждала к этому: советы с опытными братьями и если организованная церковь не видит смысла в этой идее, пусть ни в коем случае «новый свет» не уничтожает давным давно установившиеся основы истины. «Мужчины и женщины восстанут, свидетельствуя о том, что имеют новый свет или какое-то новое откровение, их тенденцией является подорвать веру в старые вехи истины… Будут ходить ложные слухи и некоторые будут уловлены этими хитростями. Они поверят этим слухам и в свою очередь, распространяют их дальше… Посредством этих средств многие души будут направляться в ложном направлении».5

Повсюду Е. Уайт включала истину о скинии, трёхангельскую весть, субботу и состояние умерших, как вехи основополагающих доктрин и предупреждала, что сатана будет пытаться убедить Божий народ, что это необходимо изменить, и что они должны сопротивляться «самыми решительными усилиями».6

4. Скрытые нападки на структуру церкви

Одним из самых поразительных выводов, сделанных Е. Уайт, было то, что «шпионы» стремятся извратить даже саму структуру церкви».7 Были заложены тайные планы, чтобы добиться контроля над основными учреждениями. Как она говорила, что угроза нависла над целями конференции. В видениях ей были показаны тайные собрания, на которых мужчины разрабатывали планы, как им лучше добиться контроля, завоевать расположение людей и расшатать структуру церкви и она описала с какой конспирацией люди «соединялись друг с другом, чтобы помогать один другому».8 Можно надеяться, но будет наивным думать, что такая угроза не возникнет вновь. Это особенно смертельная угроза для работы Божией, потому что подрывная работа проходит так незаметно, распространяясь под поверхностью сравнительного спокойствия до того момента, когда что-либо сделать слишком поздно. Если кто-то ищет проявления Омеги, это именно тот фактор, которым невозможно игнорировать. И есть те признаки, на которые история указывает, чтобы мы обратили своё внимание. Политическая борьба внутри церкви или конференции, как это произошло в Батл-Крике, доказательство хорошо организованных действий при комитетах и избирательных собраниях, которые отстаивают идеи, противоположные положению церкви. Широко распространённые нападки на тех, кто призывают к верности организованной церкви и её учению. Манипулирование денежными фондами. (Известная книга, подвергающая нападкам Дух пророчества, вышла из Батл-Крикского санатория, написанная докторами из его штата, финансирование этого проекта происходило при самых таинственных обстоятельствах). И, возможно, самое разочаровывающее знамение из всех, уже видимое в Альфе, это служители, ещё находящиеся на оплате у церкви, которые могут заявить о верности, но чьи действия определяют поддержку движениям, подрывающим церковь. Все эти верные знаки означают что-то гораздо большее. В ярком видении 1904 года Е. Уайт видела церковь, символически представленную кораблём, направляющимся на айсберг. Видно было лишь только верхушку айсберга, но опасность оставалась скрытой под водой. Божественная инструкция гласила: «Вперёд, поразить в голову!» Произойдёт сильнейший удар, все, находящиеся на борту, будут потрясены, но корабль останется на плаву. Производя удар в препятствие, в корабле откроется пробоина, в которую безудержно ворвётся вода. Через восемь лет эта самая иллюстрация будет исполнена в опыте с «непотопляемым» Титаником. Урок символически кристально ясен, многие опасности, которые увидит церковь, скрыты под поверхностью огромного айсберга. Это смертельные опасности, угрожающие всем и в видении Е. Уайт они были встречены, поразив препятствие в голову со всей силой, имевшейся в церкви.

5. Специальные усилия для привлечения молодёжи

«Джон Харвей Келлог написал книгу, в которой изложил идеи, которые могли уничтожить всю христианскую организацию».9 Он настаивал на издании этой книги после того, как Е. Уайт предупредила о наличии в ней утончённости пантеизма после того, как Генеральная конференция проголосовала против издания, после того, как сгорело издательство «Ревью энд Геральд». После издания книги он немедленно обласкал молодёжь церкви, стремясь сделать её союзником в распространении новой теологии. Были приложены все усилия, чтобы вовлечь молодёжь, включая даже открытие вновь Батл-Крикского колледжа, совершая это против Божественного совета, приготавливая специальные брошюры для умов молодых людей и засылая представителей, которые активно записывали желающих в Батл-Крикскую затею. Если бы Келлог оказался успешен в своих планах, то история церкви Адвентистов Седьмого Дня могла бы быть иной. Появление нового ложного «света» для молодёжи — это особая угроза, против которой и современные адвентисты должны быть начеку. Отцы и матери должны внимательно наблюдать, изучив совет Е. Уайт, данный родителям в 1906 году.

«Родители, держите детей подальше от Батл-Крика… Благовидная ересь завладела умами и её угрозы были вплетены в образец личности для подражания. Кто ответственен за это, что даёт молодёжи образование, которое оставляет ложное влияние на их ум? Один отец написал, что его двое детей были посланы в Батл-Крик, один из них стал безбожником, а второй оставил истину.

Письма, подобные этому, приходили из разных мест, от разных людей. Предупреждение, данное мне, чтобы я сообщила его родителям: «Если ваши дети в Батл-Крике, отзовите их домой без промедления».10

Что же было одной из первоначальных причин этого кризиса для молодых людей в Батл-Крике? Ведущие лица в Батл-Крике создавали такое мнение, что особые вести от Бога для адвентистской церкви не заслуживали доверия.

6. Особые нападки на Дух Пророчества

Не многие вопросы в церкви создавали так много жарких споров во время отступления, как это происходило с Духом пророчества. «Самым последним обманом сатаны будет применение всей своей изобретательности, чтобы посредством различных средств поколебать доверие народа Божия остатка в истинность Свидетельств».11 По незначительным событиям стало очевидным, почему это так. Обман при самом конце времени будет чрезвычайно силен и утончённо искусен, но нам дано обетование, что «все, кто верят тому, что Господь говорил через с. Уайт и что Он дал ей весть, будут безопасны от многих заблуждений, которые придут в эти последние дни».12 Было бы удивительно, если бы сатанинские силы не были направлены против этого важного средства помощи для Божьего народа. Но как печально, что он добивается своих союзников в образе адвентистов, которые покидают истину в поисках чего-то нового и которые готовы были сделать это при первом отвержении истины, которую Бог поставил на пути. «Очень искусно некоторые трудились, чтобы Свидетельства не производили никакого влияния, ни предостережения, ни обличения, эти Свидетельства выдержали проверку в течение полувека. В то же самое время они отрицают, что делали эти вещи».13 В этом заключается весь парадокс. Люди искусно уничтожали эффективность Духа пророчества, в то же самое время притворно заявляя, что верят им. Заметьте, что есть большая разница между прямой, открытой оппозицией и хитрыми извращениями, которые «не оставляют эффекта» от Божиих особых вестей. Мы можем быть фактически уверены, что нападки на Дух пророчества, как прямо, так и косвенно, являются частью отступления Омеги при конце времени. Это, кроме всего, «самое последнее обольщение сатаны».

В этом заложена огромная опасность, которая принесёт несчастье в среду народа Божия, ибо вести для этой церкви стоят как барьер между Его народом и многими опасностями. «Одно неизменно: те из адвентистов седьмого дня, которые стоят под знаменем сатаны, первые оставят свою веру в предупреждения и обличения, содержащиеся в Свидетельствах Божьего Духа».14

Это то нападение, которое мы действительно ожидаем увидеть. «Здесь будет ненависть против Свидетельств, исходящая от сатаны… Сатана не может иметь такой яркий путь, чтобы привести и связать души в своём обмане, если предостережения и обличения и советы Духа Божия принимаются и их исполняют».15

7. Атмосфера личных нападок

Много раз в Альфе происходило авторитетное принуждение со стороны тех, кто отстаивали новое учение. Оппозиция их идеям вызывала гнев и возмущение. Защищая свои идеи они отвечали нападками на личности. В описании этой уникальной черты отступления Е. Уайт сказала, что «ничему не будет дозволено встать на путь нового движения».16

Это породило, как мы вспоминаем, инцидент, когда руководителю Генеральной конференции угрожал молодой работник, яростно поддерживающий новую теологию.

Этот джентльмен предупредил брата Даниэльса, что если он не объединится с ними, он будет изгнан из Генеральной конференции и «втоптан в грязь». Многие, включая Келлога, Велленгера, подвергли нападкам Е. Уайт. В противоположность Альфе, кажется, будет сигнал для нападения на любого, включая и высшие слои церковного руководства, которые противостояли им. Это также тот тип поведения, по которому адвентисты могут видеть приближение Омеги.

8. Нападки на церковные стандарты

Идеалы Церкви Адвентистов Седьмого Дня всегда были высоки, весть, основанная на личном поведении членов, свидетельствовала миру, что человечество вскоре встанет перед праведным Богом. Часто эти стандарты подвергались нападкам людей, которые заявляли, что адвентисты — законники, пытающиеся делами проложить себе путь в небо. Когда обвинения приходили из вне, большинство Божьего народа было в состоянии распознать, что это такое. Но каким будет эффект этих нападок, когда они будут исходить из самой церкви? Дух пророчества даёт хладнокровный ответ, содержащийся в словах Люцифера, когда он советовался со своими падшими ангелами, каким лучшим способом уничтожить Церковь Адвентистов Седьмого Дня. «Через тех, которые имеют вид благочестия, но не знают силы благочестия. Мы многих можем достичь, которые в противном случае причинили бы нам много вреда. Любители удовольствий более чем любящие Бога, будут нашими самыми эффективными помощниками. Эти люди, которые более находчивые и умные, будут служить, как приманка, чтобы привлекать других в наши сети. Многие не боятся их влияния, потому что они исповедуют ту же самую веру. Мы, таким образом, приведём их к заключению, что требования Христа не такие строгие, как они думали и верили раньше и что входя в согласие с миром, они окажут величайшее влияние на мирских людей. Таким образом, они отделяются от Христа. Тогда они не будут иметь силы противостоять нашей силе и вскоре будут готовы ослабить свою прежнюю ревность и посвящение».17

9. Требование произвести реформу в церкви

Существует ужасная опасность в неправильном определении этой точки зрения, так как Библия и Дух пророчества ясно показывают, что будет реформа в Божией Церкви: проблема заключается в определении истины и отделении её от лжи. К счастью, на эту проблему есть ответ.

«Враг душ стремится ввести предположение, что великая реформа должна произойти среди адвентистов седьмого дня, и эта реформа состоит в отказе от доктрин, которые стоят, как столпы нашей веры».18 Испытание, поэтому окажется реформой, согласующейся с установленными истинами, в таких случаях истинная реформа имеет место, то есть реформа жизни. Возможно, это та опасность, против которой адвентисты должны быть особенно начеку. Есть люди, у которых вся весть ориентируется на реформу и, поэтому, если враг подойдёт к ним с этой мыслью, то, возможно, они будут обмануты с большой лёгкостью просто потому, что «цель» нового учения покажется им именно тем, к чему они стремились. Очень легко провести испытание нового учения: побуждает ли это новое учение к реформе жизни или изменят установившееся учение?

«Сатана употребил все возможности и средства, чтобы ничто не вошло в нашу среду с целью исправления и порицания нас, побуждая нас удалить все ошибки», — писала Е. Уайт, описывая нужду в истинной реформации. «Но есть народ, который будет носить ковчег Божий. Некоторые выйдут из среды нас, они более не будут носить этот ковчег. Но это не может воздвигнуть барьер, чтобы преградить путь истине: ибо она будет идти вперёд и вперёд до конца».19

В этом заложена надежда для Церкви Божией даже во время сильнейших проявлений Омеги. Нигде нет заверения, что победа достигается легко; но всё время даётся заверение, что победа возможна. «Те, кто находятся в союзе с Богом и кто через веру в Него получают силу противостоять неправде и выступать в защиту правды, будут всегда иметь жесточайшие конфликты и будут очень часто оставаться одни. Но драгоценные победы будут их достоянием, если они сделают Бога своей опорой. Его милость будет их силой. Их моральная чувствительность будет острой и ясной и их моральные силы будут в состоянии устоять перед злым влиянием. Их честность будет подобна честности Моисея, она будет чистейшего характера».20

Омега: таинственная опасность, подстерегающая Церковь при конце времени. Елена Уайт видела её и «трепетала за наш народ». И она оставила нам убедительную надежду, чтобы перенести этот великий вызов.

«Встать в защиту истины и справедливости, когда большинство покинет нас, вести сражение Господне, когда будет мало победителей — вот что будет нашим испытанием».21