Глава 14. Святой Дух дышит в Духе пророчества

Бог предвидел наше страшное время, когда «сатана будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением» настолько извращать и искажать истину, что многие будут принуждены «поверить лжи» (2Фес. 2:9, 11). Он видел великое смущение в виду громких и настойчивых голосов окружающего Вавилона. Бог знал, что сатана будет действовать, чтобы сбить с толку и поразить даже избранных. Он знал, что без ясно звучащего, определенного свидетельства, четко выделяющегося среди богословского шума, остаток народа Божия собьется с пути. Поэтому Он даровал Своего Духа в даре пророчества, чтобы наставить Свой народ на всякую истину, чтобы они могли выровнять и приготовить прямой путь Господу в пустыне (пустыня — местность, где выпадает мало дождя или нет Святого Духа).

Действительно, никакой духовный дар не может так укрепить церковь. История показывает, что для этого дара не было более подходящего времени. «В давние времена Бог говорил к людям через уста пророков и апостолов. В эти дни Он говорит к нам через Свидетельства Своего Духа. Еще никогда Бог с такой серьезностью не наставлял Свой народ, чем теперь, относительно Своей воли и того пути, по которому они должны идти» (СЦ, IV, 147, 148).

Нет таких сложных обстоятельств, когда Бог не мог бы общаться со Своим народом. Когда Ему был нужен человек, чтобы вывести Израильский народ из Египетского рабства, Он призвал Моисея, о котором читаем: «Чрез пророка вывел Господь Израиля из Египта, и чрез пророка Он охранял его» (Ос. 12:13). Исход служил как бы прообразом последнего собирания народа Божия не от одной нации, но от «четырех концов земли». Сегодня мы являемся свидетелями исполнения пророчества Исайи: «Господь снова прострет руку Свою, чтобы возвратить Себе остаток народа Своего» (Ис, 11:11-12). И чтобы совершить [ 107] это, Бог поместил дар пророчества в Своей церкви. Этот дар составляет одну из двух отождествляющих черт церкви, которая возбудит гнев сатаны против церкви остатка (Откр, 12:17,19:10). Божьи вестники часто переносили издевательства и насмешки. Моисей, призванный к пророческому служению, возразил следующими словами: «О, Господи! Человек я неречистый и таков был вчера и третьего дня, и когда Ты начал говорить с рабом Твоим; я тяжело говорю и косноязычен» (Исх. 4:10), но Бог отверг его возражение. Иеремия говорил: «О, Господи Боже!… Я не умею говорить, ибо я еще молод» (Мер. 1:6). Бог возразил ему: «Будешь, как Мои уста» (Игр. 15:19). Возражавшая подобным образом Елена Гармон (позже Уайт), слабейшая из слабых, умоляла освободить ее от этого труда из-за слабости здоровья, но Бог дал ей следующее наставление: «Увещевай из слова Божия. Я сделаю Мое Слово понятным для тебя. Оно не должно быть изложено странным, непонятным языком. Вести, которые Я передам тебе, должны звучать в истинном красноречии, в простом изложении голосом и пером, чтобы их могли услышать те, которые даже никогда не учились в школах. Мой Дух и Моя сила будут с тобою» (РГ, 26 июля 1906 г.).

Чье дыхание мы слышим в даре пророчества? Духа Святого. Неемия говорит: «Ты… напоминал им Духом Твоим через пророков Твоих» (Неем. 9:30). Петр поясняет: «Сущий в них (пророках) Дух Христов… предвозвещал Христовы страдания». И вновь ап. Петр говорит: «Изрекали его святые Божий человеки, будучи движимы Духом Святым» (1 Петр. 1:10-12; 2Петр. 1:21).

Еще до того, как труды Елены Уайт стали доступными всем и братья могли судить об netочнике их богодухновенности из внутренних доказательств истины, Бог предусмотрел открытые видения. Даниил говорит, как вначале им овладело чувство полного изнеможения и он упал. Затем быстро последовало ободряющее сознание сверхъестественной силы. Находясь в состоянии видения, Даниил «не дышал» (Дан. 10:7-19). Внимательное неоднократное исследование физического состояния Елены Уайт во время видения свидетельствует о том, что она не дышала.

Братья не могли ни принять, ни отвергнуть видения, не последовав совету ап. Павла: «Духа не угашайте, пророчества не уничижайте. Все испытывайте, хорошего держитесь» (7 Фес. 5:19-21). [108] Они проверяли содержание ее вестей, чтобы увидеть, не противоречат ли они каким-то образом Библии. Слово «пророк» в те дни ставило клеймо на человека, как на фанатика. Общество, пораженное вседозволенностью заявлявших, что они обладают этим даром, подвергало всех остальных насмешке. Неудивительно поэтому, что Елена Уайт предпочитала скорее определение «вестник», чем «пророк».

Братья не осмеливались принимать или отвергать видения, не удостоверившись в их источнике. Многие рассматривали их слишком хорошими, чтобы быть истинными, и пренебрегали ими. Другие нашли, что в Библии находится руководство для различения истинных и ложных пророков. Они поняли, что лжепророки уводят от основ Библии (Втор. 13:1-5); предсказывают то, что не исполняется (Втор. 18:22); учат поступать противоположно закону Божию (Ис. 8:20); противоречат вестям, данным признанным пророкам древности (Иер. 18:8-9), и не могут обратить грешников от «злых дел их» (Иер. 23:20-22).

Согласно их пониманию, истинный пророк говорит истину без страха или лицеприятия (Лук. 3:19); «исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти» (1Иоан. 4:1-3); «назидает церковь» (1Кор. 14:3-5, 22); проповедует благую весть «Духом Святым, посланным с небес» (1 Петр. 1:10-12); проявляет в своей жизни плод Духа (Иак. 5:10). Они заключили: «Бог говорит! Мы принимаем!»Елена Уайт очень редко говорила о своей роли. Все же, когда один из руководителей церкви АСД стал сомневаться относительно нужды церкви в даре пророчества и его цели, она указала ему на библейское основание. В сущности, она спросила: «Почему книги Нафана, Гада, Ахии и Иоиля — прозорливца (Шар. 29:29; 2Пар. 9:29) и многие другие вдохновенные Писания, упомянутые в Библии, не включены в священный канон? Соломон, к примеру, написал 1005 песней, но в Библию вошли лишь немногие из них».

Елена Уайт поясняет, что полное описание всего, что сделал и сказал Иисус, настолько [109] увеличило бы размер Библии, что сделало бы ее невыразимо тяжелой. Она ссылается на пояснения Иоанна: «Думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Иоан. 21:24-25). Елена Уайт поясняет намерение Иоанна в выборе определенных событий для написания: «Дабы вы уверовали… и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Иоан. 20:30-31).

Пояснив причину таких исключений, она продолжала говорить, что сохранившиеся в каноне книги содержат в себе истину, необходимую всем последующим поколениям. Елена Уайт ясно поясняет, что книги, не вошедшие в священный канон, содержали в себе наставления Духа Святого для определенного периода времени, особую помощь, необходимую им тогда, но ненужную позже. Ссылаясь на свои труды, она говорит, что они могли бы быть бесполезными в предыдущее время, но весьма важны при настоящей нужде. Вестница Божия говорит об этих трудах, как о пророческом водительстве Духа в наше время. Проповедник, которому она дала такой анализ Библии, обрадовался свету истины и стал ревностным и красноречивым защитником пророческого дара.

С самого начала Елена Уайт весьма ясно подчеркивала, что ее труды ни при каких обстоятельствах не должны занимать место Библии. В своем труде «Опыты и видения» она говорит: «Я рекомендую Слово Божие… как правило вашей веры и жизни… Бог в этом Слове обещал дать видения в последние дни не как новое мерило веры, но чтоб утешить Свой народи исправить заблуждающихся» (РП, 78). Другое аналогичное выражение: « Господь дал меньший свет, чтобы привести людей к большему свету» (Еванг., 257).

Елена Уайт утверждает: «Дух пророчества не был дан и никогда не может быть послан для того, чтобы вытеснить Библию». Она возвышает Библию как мерило, по которому мы должны испытывать всякое учение. «Св. Писание должно быть принято как авторитетное, непогрешимое откровение Его воли». Е. Уайт утверждает, что Дух и Слово Божие всегда согласуются между собой: «Невозможно, чтобы учения Св. Духа когда-либо противоречили Слову Божию» (ВБ. Вступ.) [110]В Свидетельствах, т. V, 654-691 стр., Е. Уайт дает полное объяснение природы и влияния «Свидетельств». Она начинает этот раздел со слов, что, по мере приближения к концу для народа Божия очень важно понять, что ее написанные труды «соединены с трехангельской вестью с момента ее возникновения». Она перечисляет определенные шаги, ведущие к отступлению: недовольство по отношению к руководителям церкви, сомнение относительно даров, пренебрежение их наставлениям, скептическое отношение к важнейшим пунктам веры, сомнение относительно Слова Божия — вот путь, ведущий к погибели и к «открытому возмущению, которое уже нельзя исцелить. Такой путь оканчивается гибелью» (СЦ, V, 672).

Бог желает, чтобы Его глашатаи не только проповедовали и учили определенным истинам настоящего времени, но, как стражи на стенах Сиона, трубили тревогу, когда ложные учения угрожают проникнуть в церковь. Сознавая предстоящую опасность, Дух пророчества предостерегает церковь: «Сатана действует через каждого, кто не находится под контролем Духа Божия». «Существует постоянная опасность проникновения в церковь того, что мы можем признать за действие Святого Духа, но что в действительности является плодом фанатизма». «Дух Святой всегда приходит… таким образом, который привлекает к себе суждения людей». «Святость сердца никогда не приведет к непристойным делам». «Дух Святой, действующий на человеческое сердце, сохранит ум хорошо уравновешенным». «Если мы постоянно взираем на Иисуса и воспринимаем Его Дух, мы будем иметь ясное представление» (ИВ, II, 51, 43, 29, 60). Как точно сказано!

Приготовляя людей к первому пришествию Христа, Бог поручил Иоанну Крестителю «устроить все» (Матф: 17:11). Подобным же образом церковь, которой Бог поручает приготовить мир ко Второму пришествию Христа, должна пережить «совершение всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века» (Деян. 3:21). Труды Е. Уайт не только раскрывают истины, представленные библейскими пророками, но, говоря современным языком, она обращается через них к нашему времени. Е. Уайт в своих трудах [111] затрагивает все сферы деятельности человеческих взаимоотношений. Более того, она обращает наше внимание на прошлое, раскрывая причины падения Люцифера. Вестница Божия разоблачает глубину сатанинской злобы в противоположность поразительной любви Христа. Голгофская жертва Христа становится еще более значительной во время Его посреднического служения в небесном Святилище. Ее труды предупреждают нас о скором пришествии Христа и дают панорамное обозрение того, что произойдет после тысячелетнего царства Христа на небе. Она раскрывает время, когда нечестивые будут истреблены, и видит восстановленную землю, где искупленные всех веков наконец приобретут свою родину. Е. Уайт дает нам возможность предвкушать и радоваться этой прекрасной будущности.

Невыразимо ценные советы Е. Уайт содержат необходимые указания относительно организации издательств медицинских и воспитательных учреждений. Свет, посланный ей Богом, руководил братьями в начале проповеди вечного Евангелия в крупных городах земли — на юге страны и в зарубежных миссионерских полях. Больше, чем любой другой духовный дар, дар пророчества внес огромный вклад в единство веры и жизни церкви. Она постоянно увещевала: «Искренне и упорно боритесь за единство. Молитесь об этом, трудитесь ради него. Оно принесет вам духовное здоровье, возвышенность мысли, благородство характера, «ум Христов» и поможет вам победить всякий эгоизм, греховные подозрения и поможет вам выйти более чем победителями» (СЦ, IX, 188). И она заверила: «Христос в нас встретится со Христом в наших братьях, и Святой Дух пошлет единство сердца и действий, которые будут свидетельствовать миру о том, что мы дети Божий» (СЦ, IX, 188). Наше единство веры будет свидетельством об Источнике истинного вдохновения церкви.

Божья вестница к церкви остатка дала ценные советы для завершения еще неоконченной работы. Она сказала, что любовь, явленная в самопожертвовании, откроет тысячи дверей для плодотворного труда» (См. ИВ, I, 882). И снова она подчеркивает, что «если мы смирим себя пред Богом и будем добры и вежливы, отзывчивы и сострадательны, то сотни будут обращаться к истине там, где сегодня обращаются только единицы» (СЦ, IX, 189). Е. Уайт не обвиняет Адвентистов в больших грехах, но говорит, что их великий грех в том, «что они не открывают своего сердца для принятия Святого Духа» (ИВ, II, 57).

Хотя мы, как Адвентисты, отличаемся от других как провозвестники пророчеств, Е. Уайт говорит нам, что мы лучше поняли бы пророчества, если бы дали возможность Духу Божьему [112] больше руководить нашим изучением. «Люди сами должны находиться под влиянием Св. Духа, чтобы понять, что Дух говорит через пророков» (ИВ, II, 114). Каждому, изучающему пророчества, хорошо было бы поразмыслить над этими словами.

Бог чудесным образом благословляет церковь остатка. Она пользуется полнотой света прошлых веков. Иисус спрашивает: «Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего?» (Ис. 5:4). Но неиспользованные духовные дары не приносят никакого благословения, и работа осуждается. «Какую сохраняющую силу имеет Господь, которой Он мог бы достичь тех, кто отвергают Его предостережения и обличения, ставят Свидетельства Духа Божия наряду с человеческой мудростью?.. Вы теперь находитесь под обязанностью верить» (СП, 466).

В то время как великое испытание мира зиждется на послушании или непокорности 4-й заповеди, для членов церкви оно будет основываться на принятии или отвержении Духа пророчества. Давайте рассмотрим этот вопрос: «Самый последний обман сатаны будет направлен на то, чтобы сделать неэффективными Свидетельства Духа Божия» (ИВ, II, 78).

Многие на словах повинуются советам Духа, но, пренебрегая ими на деле, делают их неэффективными в своей жизни. Е. Уайт предостерегает: «Опасность кроется не только в открытом отвержении Свидетельств или же в сомнительном отношении к ним. Не ценить данный свет — означает отвергнуть его» (СЦ, V, 680).

Отношение человека к Свидетельствам влияет на его веру в Библию, ибо Библия предсказывает наличие этого дара в церкви остатка. Е. Уайт предупреждает: «Если вы утратите доверие к Свидетельствам, тогда постепенно, но верно начнете оставлять библейскую, истину… Именно как раз то, что вам меньше всего понравилось, и будет той важной частью, в которой вы нуждаетесь» (СЦ, V, 674). Логичность взаимосвязи не позволяет человеку принимать одно и отвергать другое, ибо «Дух Святой является автором Св. Писания и Духа пророчества» (П, 92, 1900 г.).

Действительная причина потери интереса к Свидетельствам таится в самих людях. «Я» трудно умирает. Собственные эгоистичные интересы возмущаются, когда [113] гордость, мнения или потворство своим слабостям является первопричиной. «Чем больше возвышено наше собственное «я», тем меньше вера в Свидетельства Духа Божьего» (СЦ, V, 134). Извинения, подобно бумажным тиграм, напугают только того, кто хочет выглядеть напуганным. Одно из часто выдвигаемых оправданий подразумевает, что принципы, провозглашенные в ранние годы вести, не могут быть применены сегодня. Но что говорит об этом Е. Уайт? «Наставления, данные в ранние годы вести, должны храниться как надежное руководство, которому мы должны следовать в эти заключительные дни» (ИВ, I, 41).

Труды Е. Уайт отражают глубокую заботу Бога о Его церкви в это время суда. Она говорит: «Господь сказал, что история прошлого повторится, когда мы войдем в заключительную стадию работы. …

Каждый установленный Им столп истины должен быть укреплен. Мы не можем теперь отступить от основания, установленного Богом. Мы не можем теперь вступить в любую новую организацию, ибо это означало бы отступление от истины» (ИВ, II, 390), Некоторые потерпят кораблекрушение в вере, но церковь устоит. «Будет казаться, что церковь вот-вот падет, но она не падет. Она останется стоять, в то время как грешники на Сионе отсеются подобно тому, как плевелы отделяются от драгоценной пшеницы. Это будет ужасное испытание, но тем не менее оно должно прийти» (ИВ, II, 380). Несмотря на мрачные предсказания некоторых, церковь «не падет»!

Через дар Духа пророчества Бог будет давать советы церкви до самого конца времени. «Бог Израилев все еще руководит Своим народом, и Он будет продолжать быть с ним даже до конца времени» (ИВ, II, 406). Церковь Божья устоит! «Мне поручено сказать Адвентистам всего мира, что Бог назвал нас народом, чтобы мы могли быть особенным сокровищем. Он определил, что Его церковь на земле устоит вполне соединенной в Духе и совете Господа Сил до конца времени» (ИВ, II, 397).

Молитвы о Позднем дожде уже многие годы возносятся к престолу Божию, все же обещанные потоки силы еще не излились. Почему? По одной причине: мы не Откликнулись на призывы Духа через дар пророчества и этим пренебрегли Божьими средствами, предусмотренными для пробуждения [114] церкви. Богодухновенная вестница пишет: «Бог недоволен, когда мы пренебрегаем серьезными обязанностями. Мы лишаемся Его благословений потому, что заявляющие о своей вере в Свидетельства не обращают на них должного внимания… Но средства, которые Бог предусмотрел, чтобы пробудить церковь к сознанию их духовной нищеты, остаются без всякого внимания. В обличениях прозвучал голос истинного Свидетеля, но к нему никто не прислушался» (СЦ, V, 719, 720).

Когда мы будем изучать труды Е. Уайт, то же присутствие Св. Духа, которое вдохновило ее, будет проникать в наши сердца, наши семьи и в наши церкви. Царь Иосафат, обращаясь к множеству иудейского народа, провозгласил, в чем заключается секрет великого духовного успеха перед Богом: «Верьте Господу Богу вашему, и будьте тверды; верьте пророкам Его, и будет успех вам» (2Пар. 20:20). А Иисус возвестил: «Кто принимает пророка во имя пророка, получит награду пророка» (Матф. 10:41). Не откажитесь по небрежности от награды пророка!

Эта тайна о Духе, данная в даре пророчества, столь очевидная в прошлом, проявится и в наше время. Она отождествляет народ Божий, названный «остатком». Дар пророчества не только предусматривает средства для возвещения Громкого клича. Адвентистам седьмого дня нет нужды извиняться в том, что они имеют труды Е. Уайт. Скорее нам нужно извиняться в том, что мы не предоставили ее трудам более широкую известность. Приводя слова, записанные в Откр. 14:12, она говорит: «Эта данная Богом весть должна провозглашаться в Громком кличе третьего ангела… Вера в Иисуса и Свидетельство Иисуса объединены вместе. Они должны быть ясно представлены миру» (Спец. сеид. Батл-Крикской церкви, 6 стр.). Пусть мир скорее узнает, как Бог чудесно благословил Свой народ! [115]