Глава16. Христос — наша праведность и громкий клич

Описывая исторический съезд, проходивший в Миннеаполисе, штат Миннесота, с 17 октября по 7 ноября 1888 г., мы упомянем лишь одно слово «кризис». Не стоит вновь останавливать свое внимание на спорных вопросах, угрожавших разделить церковь на части. Поэтому постараемся в духе смирения понять уроки, которыми Бог желает научить нас, и зададим себе вопросы, которые нам необходимо разрешить. Действительно ли церковь понимала, принимала и применяла советы Св. Духа в вопросе «Христос — наша праведность»? Сознаем ли мы, что, если бы братья в 1888 г. с радостью приняли весть оправдания через веру, это отразилось бы в далеко распространяющейся волне возрождения, которая принесла бы благословения всему миру?

Но крайне обманчивое и ужасно порочное человеческое сердце не приняло эту весть. Распятие означает страдание! Е. Уайт, указывая на трудное положение, сказала: «Что такое оправдание через веру? Это работа Божья, превращающая славу человека в прах и совершающая для него то, что он не в силах сделать для себя» (СП, 456).

Но кто-либо спросит: какая взаимосвязь между праведностью через веру и трехангельской вестью? Ответ звучит просто: «Это воистину Трехангельская весть» (Еванг., 190).

За полтора года до Генеральной конференции в Миннеаполисе (22 марта 1887 г.) в. «Ревью энд Геральд» была помещена передовая статья Е. Уайт, первые же строки которой гласили: «Возрождение истинного благочестия в нашей среде является самой великой и неотложной из всех наших нужд. Наша первостепенная задача — искать такого возрождения». Она указала на то, что возрождение [126] не произойдет каким-либо образом, а только в ответ на молитву. Е. Уайт обратила внимание на нужду церкви в присутствии Св. Духа, чтобы Он коснулся наших сердец, и призвала к личному отклику (См. ИВ, I, 121-122).»Сатана и его ангелы ничего так не страшатся, как состояния, когда народ Божий до такой степени очистит путь, устраняя всякое препятствие, что Господь может излить Свой Дух на слабую церковь и раскаявшихся членов… Но его силе возможно противостоять. Когда будет приготовлен путь для Духа Божьего, изольются обильные благословения». Церковь должна приготовиться к излитию Святого Духа; она «должна пробудиться к действию. Дух Божий никогда не может быть излит, пока церковь не приготовит к этому путь» (ИВ, I, 124, 126).

Давайте изучим место Писания, на которое очень часто ссылаются в последние годы в вопросе праведности через веру: «И вы, чада Сиона, радуйтесь и веселитесь о Господе Боге вашем; ибо Он даст вам дождь (учителя праведности) в меру (согласно праведности) и будет ниспосылать вам дождь, дождь ранний и поздний, как прежде» (Иоиль 1:23). Фраза «учитель праведности» может быть истолкована в значении Св. Духа. Фраза «согласно праведности» может означать жизнь Христа в совершенном повиновении десяти заповедям. Братья решили, что Дух Св. является божественным Наставником человека, указывающим на заслуги праведной жизни и заместительной смерти Христа как единственного основания спасительной веры..

ВД888 г. на сессии Генеральной конференции Е. Уайт выступила утром с проповедью. Она не принимала активного участия в дискуссиях на доктринальные темы, но открыто порицала дух разногласия. Е. Уайт обратила внимание церкви на нужду в Духе Святом. Здесь мы представляем выборочные мысли из ее призыва: «Если мы когда-либо нуждались во Святом Духе, чтобы Он пребывал с нами или чтобы проповедовать о проявлении Духа, то это время, несомненно, теперь». «Мы можем быть крещены Св. Духом даже на этом собрании, если пожелаем принять Его». «Мы не должны удовлетворяться… [127] довольствуясь неглубокими проявлениями Духа Божьего». При окончании конференции Е. Уайт обратилась с таким призывом: «Теперь, когда наше собрание приближается к концу и не произошло ни одного исповедания во грехе, не проявилось никакой перемены, позволяющей Духу Божьему войти и пребывать в нас»… «Дух Божий должен быть в нас так же, как кровь в теле». «Когда Дух Божий входит в сердце, любовь занимает место разногласий, ибо Иисус есть любовь» (Е. Уайт, проповеди в Миннеаполисе, в книге А. В. Олсена «От кризиса к победе». Приложение А, стр. 242-302. Издательство «Ревью энд Геральд»).

В своих воспоминаниях о прошлом она писала: «К истинной религии, которая защищает праведность по вере в Сына Божьего, отнеслись ,с пренебрежением… Но праведность через веру — это жизнь Иисуса Христа в душе, это действующий принцип любви, наделяемый Духом Святым. Только Он может сделать душу плодотворной в добрых делах» (Бюл. Ген. конф., 7 февр. 1893 г., стр. 184).

Дух разногласия, проявившийся во время конференции 1888 г., фактически уничтожил влияние богодухновенных Свидетельств. Елена Уайт с сожалением отметила, что Дух Божий, хотя присутствовал в силе, «но не мог быть дарован им, ибо они не открыли своих сердец, чтобы принять Его» (БГК, 28 февр. 1893 г.,419).

Почему проявилось такое нежелание принять Утешителя? Кажется, сатана вселил в человеческие сердца чуждый антагонизм по отношению к Духу Святому. Плотская природа страшилась, как бы Святой Дух не потребовал устранения какого-то любимого идола. «Вновь и вновь Господь страстно желал наделить Своим Духом в обильной мере, но для Него не оказалось места. Он не был признан и оценен в должной мере. Слепота ума и суровость сердца истолковали Его как нечто, чего они должны страшиться. Какое-то скрытое зло притаившееся в сердце, помешало проявлению силы Божьей, и Его Дух не смог снизойти на церковь» (П, 43, 1890 г.).

Современный Израиль, подобно древнему Израилю, не проявившему веры в Кадес-Варне, не смог получить силу, которая могла бы сделать их светом миру. Личные мнения упорно удерживали людей от силы Св. Духа» (См. ИВ, I, 234-235). [128]А каково наше отношение к Духу Святому сегодня? Может быть, мы, подобно фарисеям во дни Христа, довольствуемся тем, что украшаем гробницы пророков? Действуем ли мы со всей серьезностью и ревностью, имея еще больший свет, озаряющий наш путь? «Не повторяем ли мы историю Израиля в нашей работе?.. Как долго это будет продолжаться, пока Слово истины повлияет на нас? Когда наконец вы поверите Свидетельствам Духа Божьего?» (РГ, 18 марта, 1890 г.). Восприняли ли мы урок 1888 года? Оценили ли мы должным образом совет Духа Святого в вопросе праведности через веру? Если бы в какое-либо время после Генеральной конференции в Миннеаполисе церковь явила свою нужду в живом опыте относительно этой фундаментальной истины Евангелия, Бог мог бы наделить их силой Позднего дождя и .

использовать для окончания работы.

Мы не должны забывать уроков прошлого, данных обличений и одержанных побед, но с живой верой сразу же откликнуться на призыв, ибо наш Бог не изменяется» (См. БГК, 2 апр. 1903 г., стр. 55).

В 1889 г., сразу после Генеральной конференции в Миннеаполисе, прозвучало следующее поразительное заявление: «Мы живем в период действия Св. Духа. Мы держим в своих руках обетование о Его Духе. Так пусть же служители будут подготовлены, чтобы провозгласить определенный трубный звук, пробудить спящий народ и побудить их трудиться как для себя, так и для других» (П, 15, 1889г.).

Если мы живем во время излития Св. Духа, проповеди, свидетельствующие о личном присутствии Христа, о Духе Святом, должны всегда быть на повестке дня. «Дух Св. должен быть представлен в каждой проповеди. Какие чудесные слова сказал Христос о Своем Представителе в этом мире! Эта вдохновенная тема должна быть ярко представлена пред народом. Сознавая служение Св. Духа, мы воспринимаем все благословения. Он сделает нас совершенными во Христе» (Р, Vlll, 1898).

Бог имел в виду, чтобы весть: «Христос — [129] наша праведность» под действием Св. Духа озарила всю землю славой нашего Спасителя. Статья, помещенная в «Ревью энд Геральд» 22 октября 1892 г., ясно говорит об этом: «Время испытания коротко, почти истекает, потому что Громкий клич третьего ангела уже начался в проявлении праведности Христа, прощающего грехи Искупителя. Эти и есть начало света того ангела, слава которого наполнит всю землю» (Цитировано в ИВ, I, 363). Трехангельская весть возвещает истины, относящиеся к этому времени, но праведность через веру в Иисуса является главной сущностью всех наших действий. Эта весть о праведности через веру должна пронестись по всей земле. Она завершит работу третьего ангела (См. СЦ, VI, 19).

Обратите внимание на слова, высказанные в 1893 г.: «Если бы каждый воин Христа выполнил свой долг, если бы каждый страж на стенах Сиона издавал определенный трубный звук, мир давно бы услышал весть предостережения. Но работа отстала на многие годы. Какой отчет будет дан Богу за такое замедление?» (БГК, 28 февр. 1893 г., 419). И снова в 1896 г. высказана следующая мысль: «Если бы претендующие на живой опыт в делах Божьих выполнили назначенную им работу, как она определена Богом, то весь мир давно был бы предупрежден об этом и Господь Иисус пришел бы во всей Своей силе и великой славе» (РГ. окт. 1896 г.).

Неверие Израиля удерживало их от входа в Обетованную землю в течение многих лет. Такой же недостаток современного Израиля удерживает их от вступления в небесный Ханаан. В 1901 г. были написаны следующие слова: «Подобно народу Израильскому, мы можем оставаться здесь, в этом мире, еще многие годы из-за своей непокорности» (Еванг., 696).

Со временем наши ряды сомкнутся, и церковь станет единой, действующей вместе, чтобы возвещать вверенные нам истины миллионам жителей земли. Единство, достигнутое после кризиса 1888 г., свидетельствует о водительстве Святого Духа, обличающего, руководящего и ободряющего народ Божий через дар пророчества.

Бог восторжествует через Свой народ. Вся вселенная еще [130] увидит на этой земле народ, который на собственном опыте познает то, что Христос испытал на. Собственном опыте. Исполненные тем же Духом, Который пребывал в Господе, они будут иметь те же победы над грехом, которые Он имел.

Внутренняя работа Св. Духа отразится в жатве душ. Божий Дух, действующий в нас, даст нам ту же любовь к погибающим, которая побудила Господа, Спасителя душ, оставить чудесные небесные дворы. «Те, кто преисполнен Его Духом, будут испытывать сильную любовь к каждому, за кого умер Христос, и будут ревностно трудиться, чтобы принести в небесную житницу жатву спасенных душ. Исполненные Его Духом, мужчины и женщины будут воодушевлены тем же желанием спасать грешников, которое вдохновляло Христа в Его жизненном труде, как Миссионера, посланного Богом» (Р, 130, 1902 г.).

Когда посланники Христа станут новыми сосудами, наполненными новым вином, Бог проявит Себя в силе, и «везде, куда бы ни направились работники, дело Евангелия восторжествует… Все же самый большой интерес и всепоглощающая цель в нашей духовной жизни должны преобладать над всем остальным: Христос — наша праведность» (СДБ, 259). [131]