Глава 17. Призыв к духовному возрождению и преобразованию

1890 годы были свидетелями больших успехов в деле Божьем, особенно в зарубежных миссиях. В конце 1891 г. Е. Уайт уехала в Австралию, где провела 10 лет, помогая организовать работу в этом нуждающемся и ответственном миссионерском поле. За это время она подготовила рукописи книг: «Желание веков», «Наглядные уроки Христа» и «Нагорную проповедь». В этих книгах она повествовала о работе и служении Святого Духа, выделяя практическую сторону праведности через веру.

Вернувшись в Америку, в Батл-Крик, Е. Уайт представила основную весть для реорганизации Генеральной конференции в 1901 г. В этой вести главное место уделялось влиянию Святого Духа. Наступил благоприятный момент для серьезного воззвания к возрождению. Выпуск журнала «Ревью энд Геральд» от 25 февр. 1902 г. призывал к чему-то большему, чем просто возрождению; скорее, к возрождению, соединенному с реформой, или преобразованием, для «возрождения духовной жизни», «воскрешения от духовной смерти» к реорганизации идей и обычаев. Мы читаем: «Бог призывает к духовному возрождению и преобразованию… Возрождение и преобразование должно совершиться под действием Св. Духа… Возрождение означает обновление духовной жизни, воодушевление умственных сил и сердца, воодушевление ума, воскрешение из духовной смерти. Реформа Означает преобразование, изменение в, идее и теории, в обычаях и делах. Но реформа не принесет плодов праведности, пока не будет соединена с возрождением через Духа Святого» (Цитировано в ИВ, I, 128). Дух Св. должен проявиться в каждой фазе вести и в каждой стороне нашей жизни.

Кажется, народ Божий стал небрежным в изучении Библии. Они с удовольствием слушают проповеди, плод изучения проповедника, вместо того чтобы самим глубоко проникнуть в Слово [132] Божье, чтобы узнать, что хочет сказать Бог. Члены церкви с удовольствием слушают опыты, как поступали другие в своих миссионерских трудах, но воздерживаются от личного труда. «Члены полагаются на красноречие кафедры вместо Духа Святого». И какой же результат? Неиспрошенные и неиспользованные духовные дары, уделенные им, сокращаются, превращаясь в незначительные» (ИВ, I, 127).

Каким образом начинается пробуждение и реформа? Переменой отношения. Бог желает, чтобы Его народ обратился от своего мирского духа и от всего сердца искал Бога. Когда в нас происходит реформа, или преобразование, новая, оживляющая любовь вольется в наши сердца. В этой любви мы услышим ответ на нашу молитву. «Бог обличает Свой народ за их грехи, желая смирить их и заставить их искать Его лица. Когда они преобразятся и Его любовь возродится в их сердцах, Его исполненные любовью ответы будут посланы в ответ на их просьбы. Он укрепит их в деле преобразования… Тогда множество людей, не принадлежащих к нашей церкви, видя, что с ними Бог, объединятся в служении Спасителю» (РГ, 25 февр. 1902 г.).

Губительные действия злых сплетен, зависти и недоверия, ведущие к подозрению и выискиванию ошибок, удаляют Дух Божий из церкви и своим действием вновь распинают Сына Божьего. Свет, данный в 1889 г., относится и к нам. «Причиной, почему Св. Дух не действует среди нас… является .

неверие в Бога и потеря доверия друг к другу. Это работа сил тьмы»- заставить нас подозревать наших братьев и стоять в стороне, подобно критикам» (П, VII, 1889).

Много раз вестница Божья к церкви остатка должна была вынимать меч Духа — Слово Божие, чтобы удалить теплоту, самоуверенность и ложные теории. Божье присутствие всегда чувствовалось в нашей среде. Обратите внимание на следующие вдохновенные слова: «Церковь должна увеличивать свою активность и расширять свои связи. Мы должны нести более обширную миссионерскую деятельность и расширять наши границы… Несмотря на жестокое противодействие, чтобы отстаивать наш отличительный характер, все же мы, подобно библейским христианам, [133] всегда продвигались вперед» (ИВ, II, 396, 397):Стоит подумать: мы не сможем пережить духовное возрождение и духовную реформацию, или преобразование, без Святого Духа. Психологическое воздействие, тактичный подход в продвижении своих идей, организационные воздействия и вдохновляющие призывы никогда не заменят места Святого Духа, подобно тому, как сотни ударов плетью, с которыми вы обрушитесь на уставшую лошадь, не смогут дать ей прилив новых сил. Народ Божий нуждается в том, чтобы новое дыхание жизни согрело их души. Только пребывание Святого Духа может восполнить необходимое пробуждение. Люди улавливают наш дух еще до того, как они поймут нашу весть, и они узнают, Дух ли Святой, или дух наемника действует в нас. «Тот, кто принял Св. Духа, проявит Его» (РГ, 5 дек,. 1893). С другой, стороны, тот, «кто старается совершить преобразование характера без помощи возрождающей силы Святого Духа, найдет себя оставленным на произвол судьбы» (Спец. сеид., серия Б, стр. 42).

Когда церковь серьезно примется за осуществление поставленной перед ней задачи? В 1895 г. была высказана следующая мысль: «Нет ни одного из нас среди ста, который делал бы что-либо, кроме своих обычных, мирских занятий» (СЦ, VIII, 148). Пробуждение и возрождение призывают к готовности давать и расходовать сверх зова долга и обязанности; оно призывает совершить второе и третье поприще. Возрождение начинается, когда духовная чувствительность души откликается на побуждение Св. Духа, и продолжает действовать под Его водительством. Не следует забывать, что не мы должны использовать Святой Дух, а Дух Святой должен использовать нас. Нам необходимо преобразоваться. Мы. читаем: «Когда они преобразятся и Его любовь возродится в их сердцах, Его исполненные любовью ответы будут посланы в ответ на их просьбы… Тогда множество людей объединится с ними в служении Спасителю» (РГ,25февр. 1902).

Кто сегодня без фанфар и броской рекламы, но запечатленный Духом Святым скромно предложит себя на служение? «Один член, правильно поступающий, побудит других присоединиться к нему в посредничестве Святого Духа» (СЦ, VIII, 261). «Когда наши общины пробудятся, это произойдет из-за отдельных лиц, искренне стремящихся получить благословение Божье… Тогда другие души пробудятся, [134] чтобы искать подобного благословения, и отрада Святого Духа изольется на многие сердца» (Домашний миссионер, ноябрь, 1890 г.). «Бог призывает тех, кто готов подчиниться водительству Святого Духа, чтобы Он начал в них работу полного преобразования» (БГК, 19 мая, 1913 г., 34 стр.). Бог имеет нечто сделать для вас. Готовы ли вы повиноваться глубоким побуждениям Его Духа?

Как и где начнется это преобразование? Оно начинается тогда, когда человек, стремясь к личному очищению, удаляет от себя «всякую скверну плоти и духа» (2Кор. 7:1). «Истинная реформа начинается в очищении души». «Вначале Божий план должен коснуться сердца». Только те, кто очищены, будут «произносить слова истины и любви, вполне доверяя Господу, что Он даст силу преобразовать… жизнь. Св. Дух поможет отыскать такие слова, которые окажут свое действие на душу, если эти слова будут высказаны в духе любви» (СИ, 180, 157).

Что является основой такого преобразования? «Основанием же прочного преобразования является закон Божий» (СИ, 129). Те, кто будут трудиться в единстве со Святым Духом, превознесут закон Божий. «Сила Святого Духа влечет к Богу всех, кто поддается ее влечению. Он убеждает людей, что заповеди Божьи являются для них вопросом жизни и смерти» (Р, 44, 1900 г.). И тогда «душа, предавшая свое сердце действию Св. Духа, будет живым каналом света… побуждая и других к послушанию заповедям Божиим» (Р, 166, 1897 г.).

Е. Уайт предвидела такое возрождение первоначального благочестия среди народа Божьего, «которого не наблюдалось даже со времен апостолов. Дух и сила Божья изольются на Его детей» (ВБ, 464). Но такое «возрождение первоначальной веры и благочестия» произойдет только тогда, когда народ Божий восстановит закон на его надлежащее место» (Там же, 478). Сам Иисус обратил внимание людей на духовность закона, когда Он порицал иудеев за их скрупулезную точность в уплате десятины с огородной зелени, в то время как они «оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру» (Матф. 23:23). Родители должны знать, что принципы закона Божьего применимы [135] как в физическом, так и в духовном здоровье (См. СИ, 131), ибо работа, совершаемая в семье, несомненно, будет способствовать благосостоянию церкви.

Какую силу предусмотрел Бог для достижения желаемого преобразования? Каждый свидетель теперь должен обладать максимальной силой — силой, которая будет воскрешать мертвых. Как мы можем получить эту силу? «Единственная сила, которая может пробудить сердце к активной деятельности,- это сила, которая дает жизнь мертвым,- Святой Дух Божий… Ухватитесь вашей беспомощной душой за вашего Посредника. Только в Нем и чрез Него вы можете прийти к Богу… Дух Святой является вашей надеждой»(П, 124, 1901 г.).

Присутствие Духа в наших церквах превратит их, образно говоря, в духовную электростанцию. «Если только члены наших общин примутся за порученное им дело, тогда их окружит совершенно иная атмосфера. Благословения и сила будут сопровождать их труды. Их опыт проявится в более высоком духовном состоянии разума и сердца… Эгоизм, связывавший их душу, будет побежден. Их вера превратится в живой принцип. Их молитвы приобретут более пламенный характер. Оживляющее и освящающее влияние Святого Духа будет излито над ними» (СЦ, VI, 267-268).

Дух Святой управляет каждой фазой нашего духовного .

развития. Он действует практическим образом, чтобы умертвить эгоистичную жизнь и дать новую жизненную энергию для развития в нас плода Святого Духа и сделать нас подобными Христу. «Когда Духу Святому будет предоставлена возможность выполнить Свою работу в человеческих сердцах, то «я» будет распято» (П, 270, 1870 г.). «Подчинение Слову Божьему означает восстановление воли. Пусть Христос действует через Свой Святой Дух и пробудит нас из мертвого состояния» (П, VIII, 1896 г.). Итак, верующий, «принявший Святого Духа… исполнит миссию, порученную Богом, не только для того, чтобы оказывать влияние среди других влияний, но обладать особым влиянием от Бога в буквальном смысле этого слова» (Р, 130, 1902 г.). «Если мы примем это… Дух Святой сделает нас святыми, подобными Христу» (П, 178, 1907 г.). Более того, «влияние Святого Духа — это жизнь Христа в душе… Те, кто испытывал присутствие Святого Духа, проявят плод Духа в своей жизни: любовь, радость, мир, долготерпение, кротость, милосердие, веру» (Р, 41, 1896 г.).

Наша церковь слабая сегодня из-за [136] недостатка благочестия и благоговения в доме Божием. Небрежность в Божьем земном святилище бесчестит Правителя всей Вселенной. Как многие с легкомыслием относятся к святому и небесному! Но Дух Святой измелит такое отношение, когда мы будем готовы к излитию Позднего дождя.

Теперь давайте разрешим несколько практических вопросов. Допустим, членство в наших церквах удвоилось или утроилось, или же «сильно умножилось». Можем ли мы в» настоящем духовном состоянии сделать их себе подобными? Можем ли мы научить их благоговению? Примемся ли энергично за поиски, чтобы найти работу для тех, кто остались без нее? Помогут ли наши сестры женам и матерям научиться приготовлять пищу и одеваться, как этого требуют христианские нормы приличия? Будем ли мы учить новых членов, как совершать миссионерскую работу из дома в дом? Увидят ли обращенные какую-то несовместимость в нашей личной жизни? Может быть, телевизионные программы, которые им случится увидеть в нашем доме, поразят их? Может быть, кто-то убедится, действительно ли мы имеем истину, потому что в семье нет семейного алтаря и мы проявляем только внешний интерес к изучению Библии?

Говоря об одной церкви, Е. Уайт писала: «Сотни были убеждены в истине. Но Бог знал материал, из которого состояла церковь. Если души приходили к истине, то не было никого, кто бы питал и заботливо оберегал их и вел дальше к возвышенной жизни» (СЦ, IV, 237). «Господь не действует теперь, чтобы привести много душ к истине, ибо среди членов церкви есть таковые, которые никогда не были обращены, и те, которые однажды были обращены, отступили» (СЦ,У/,371).

Не нужно страшиться относительно грядущего, заключительного состояния церкви. Обещанная сила вскоре будет наполнять и переполнять новой силой верных детей Божьих. Даже в мрачной тени креста Христос радовался, ибо «Он знал, что истина, облеченная во всемогущество Святого Духа, победит в борьбе со злом и обагренное кровью знамя будет победоносно развеваться над Его последователями» (ЖЕ, 679).

Как венчающее служение для церкви, совет и ободрение Е. Уайт стали определяющим фактором, [137] который вел к учреждению нынешних медицинских учреждений нашей церкви. В свое время в Батл-Крике был учрежден наш первый медицинский колледж, но, когда его перевели в Чикаго, он постепенно был преобразован в учреждение, не принадлежащее к нашей церкви. Е. Уайт возражала против подобного действия. Итак, некоторое время церковь оставалась без медицинского учреждения. В этот критический момент Бог послал свет относительно приобретения земельного участка и собственности в Лома-Линда. Совет церкви решил воспользоваться данным преимуществом и организовать медицинское учреждение согласно открывающемуся Провидению и наставлениям Духа Божьего. Они возрадовались, получив ясную и убедительную весть: «Мне был дан свет. Мы должны предусмотреть весьма важное мероприятие: подготовить нашу молодежь, желающую стать врачами… Они должны приготовиться, чтобы выдержать обязательный экзамен согласно государственному закону, касающемуся врачей» (Оригинальные письма, содержащие весть о Лома-Линда, 24, 27 стр. Из компиляции брата Д. А. Бурдена, включающей более 1000 страниц. Также приводится в «Медицинско-евангельской библиотеке», № 1, стр. 5).

На одинокой горе Фасги, как раз перед смертью, Моисею, как в панораме, была показана обетованная земля. Также и Е. Уайт, прежде чем она была призвана отложить свое перо, было открыто то, что произойдет во время излития Позднего дождя: «В ночном видении мне было показано великое реформаторское движение среди народа Божьего. Многие прославляли Бога. Больные исцелялись, и совершались другие чудеса. Везде ощущался дух посредничества, как он проявился прежде великого дня Пятидесятницы. Сотни и тысячи посещали семейства и открывали пред ними Слово Божие. Под влиянием Святого Духа души осознавали свое греховное состояние, и дух подлинного обращения был виден повсюду. Во всех местах открывались двери для проповеди истины. Казалось, что весь мир был освещен небесным влиянием. Истинный и смиренный народ Божий получил великие благословения. Я слышала голоса благодарности и хвалы, и казалось, что пришло время такого же преобразования, свидетелями которого мы были в 1844 г.» (СЦ, IX, 126).

Основания трехангельской вести были прочно утверждены, намерение Божье было ясно подчеркнуто, миссионерские поля, услышав вести Божьи, пробудились. Труды Е. Уайт окончились. Она успокоилась 16 июля 1915 г. Воистину благословение, описанное в Откр. 14: 13, относится и к ней: «И услышал я голос с неба, говорящий мне: напиши, отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе, ей говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними». [138]