Глава 19. Другие стороны жизни, требующие реформы

Реформация имеет дело с приоритетами — ставит на первое место то, что является первым. Она не только заменяет зло добром, но требует самого прекрасного и наилучшего и отвергает всякую посредственность. Когда душа откликается, видя во все увеличивающемся свете совершенство Христа, Дух Святой вселяет новое стремление в такой же мере подражать Господу. Духовное возрождение производит духовное преобразование. Каждый человек лично, все отделы и учреждения церкви, приготовляясь к Позднему дождю, должны подвергнуть себя тщательному духовному исследованию.

Обращаясь к редакторам, издателям и книгоношам, Е. Уайт советует: «Пусть больше времени будет посвящено изданию и распространению книг, излагающих настоящую истину. Обращайте внимание людей на книги, говорящие о практической вере и благочестии, а также разъясняющие пророческое Слово… Только Сам Бог может даровать успех , как в подготовке, так и в распространении наших изданий. Если мы с верой будем придерживаться Его принципов, Он будет сотрудничать с нами, вручая книги в руки тех, кому они принесут большую пользу. Мы должны молиться о Святом Духе, полагаться на Него и верить в Него. Смиренная, искренняя молитва сделает несравненно больше в распространении наших книг, чем любые самые дорогие в мире рекламные украшения» (СЦ, VII, 158).

Проповедники с радостью предвкушают особую силу, которую они надеются получить в Позднем дожде, но благословения Позднего дождя в такой же мере распространяются на приготовленных книгонош и посвященных рядовых членов. Во время излития Святого Духа в день Пятидесятницы «новые миссионерские поля были открыты для работы, и каждый, куда бы он ни шел во имя Христа и Его Представителя, находил в Духе Святом открытые сердца и двери для учеников. Все были единомышленны… Работа, лежавшая перед ними, заключалась в том, чтобы проповедовать Христа и Его распятие всему миру» (Р, 130-131). Дух Святой поведет разного рода работников, исполненных Духом Святым и желающих, чтобы Дух Святой наставил их на всякую истину.

Верующие должны понимать, какое важное значение занимает литература в заключительной работе евангелизации. [146] «Вряд ли есть еще более важная работа, чем та, чтобы представлять нашу литературу народу» (СЦ, VI, 390). Как уже было сказано, Бог желает, чтобы наши книги, трактаты и периодические издания приготовили путь Позднему дождю. «Пусть книгоноши-евангелисты под влиянием Святого Духа всецело предадутся делу Божьему. И подобно тому, как Бог благословляет служителей и евангелистов… так Он благословит и верных книгонош» (СЦ, VI, 340). Нам не следует забывать, что наша литература приведет так же много душ ко Христу, как и сказанное слово (См. РГ, июль 1880 г.). Нас ожидают великие перспективы в нашей издательской работе. Во время излития Позднего дождя «более тысячи людей будут обращаться в один день, и большинство из них получат свои первые убеждения от чтения нашей литературы» (Ев. 693).

Теперь нам следует перейти к другой сфере, в которой мы можем ожидать духовного возрождения и реформации,- это наши воспитательные учреждения. «В самом высоком смысле этого слова, работа воспитания и работа искупления едины» (В, 30). Адвентисты седьмого дня открыто заявляют, что их воспитательные учреждения организуются по образцу пророческих школ. Бог особым образом благословил наши образовательные учреждения, но еще большие перспективы вырисовываются впереди. Курс обучения, предлагаемый в школе пророков, в некоторой степени отличается от учебного плана их современных двойников. Он включал изучение рукописных свитков Ветхого завета, «Закон Божий… священную историю, духовную музыку и поэзию». Учителя старались развивать внутреннюю духовную жизнь, воспитывая близкую, личную и многозначительную связь с Богом. Учеников учили, «как молиться», «как проявлять веру и как понимать и повиноваться учениям Его Духа» (Восп., 46-47).

Несомненно, многие, получив такое наставление, так внимательно реагировали на побуждения Духа, как скрипач кивку маэстро… Хотя мы не можем сказать, что наши воспитательные учреждения достигли такой высокой цели, все же с уверенностью можем ожидать осуществления величественных намерений, заложенных при их основании. Е. Уайт в 1894 г. писала: «Наши учебные заведения могут постепенно сообразоваться с миром. Шаг за шагом они могут [147] приближаться к миру. Но они имеют блаженное упование, и Бог будет исправлять и просвещать их и возвратит их к верному надлежащему положению отличия от мира». Она страстно желала видеть «наши школы преисполненными духом истины и неоскверненной религии, «чтобы время, которое они тратят на развлечения, посвящалось на выполнение серьезной миссионерской работы» (ОХВ, 290).

Трудовое обучение, несомненно, в это время получило высокое преимущественное право. «Ручной труд заслуживает гораздо большего внимания, чем он вообще пользуется. Следовало бы организовать школы, которые параллельно с программой образования предоставляли бы широкие возможности для физического развития и профессионального обучения. Следовало бы ввести преподавания по вопросу земледелия, домоводства, кулинарии, кройки и шитья, уходу за больными и т. д. А для этого следовало бы позаботиться о садах, мастерских, амбулаториях, и работа в каждой отрасли должна проходить под руководством опытных преподавателей» (В, 218)… Чтобы достичь такого уровня, некоторым школам, может быть, необходимо пересмотреть свою учебную программу. «Много времени было упущено. Прогрессивной полезности учеников препятствуют учения, которые не могут быть использованы Духом Божьим» (ОХВ, 339).

Христианское воспитание подразумевает несравненно больше, чем лишь получение сведений о различных вопросах. Христианское воспитание охватывает собой всего человека: его физическую, умственную, -социальную и духовную природу. Учащийся становится человеком с «яркой жизнью» и в такой же мере «светлой книгой». Он живет для двух миров, и кроме его земных наставников Дух Св. лично наставляет его. Он получает свет о великой борьбе, которая скрывается за каждой борьбой,- это борьба между Христом и сатаной. Он рассматривает историю через совершенно другие очки, чем большинство проницательных историков, ибо рассматривает людей без Христа как заложников, используемых сатаной. Он также видит обращенных людей, наученных и руководимых Святым Духом, которые, поняв мрачные замыслы врага, живут согласно полученному свету.

Такие люди, наученные Духом Святым, знают, что истины, содержащиеся в трехангельской вести, вскоре озарят всю землю своей славой. Мы должны понять, что «религия Христа подразумевает намного больше, чем только прощение грехов. Она означает устранение наших грехов и заполнение образовавшейся пустоты Духом Святым. Она подразумевает божественное освящение» (Р, 2, 1889 г.). Бог обещал, что «Его Дух будет дарован человеческим орудиям, посылая им свет, [148] пред которым должна рассеяться духовная тьма» (П, 43, 1890 г.).

Бог призывает к реформе, которая преобразовывает естественные склонности человека и изменяет главные намерения сердца. Познавший Христа стоит выше всякого искусственного разделения людей на классы и цвет кожи. При полноте Святого Духа человечество торжествует над предрассудками и спасение душ становится всепоглощающей целью.

Если мы, подобно апостолам, испытавшим излитие Раннего дождя, желаем получить Поздний дождь, нам следует заботиться о нуждах бедных и нуждающихся. Дух Божий будет сотрудничать с каждым, кто охотно желает служить другим. «Мы переживем опыт апостольских дней, если люди будут движимы Духом Святым. Господь предоставляет Своему народу все блага мира… Его работа должна отличаться благотворительностью, и именно благотворительность должна стать знамением, которое завоюет доверие мира» (СБ, 281).

В своих трудах Е. Уайт более 150 раз ссылается на 58 гл. пророка Исайи. Эта глава выделяет работу Адвентистов седьмого дня, которую они будут выполнять во время излития Позднего дождя. Они будут давать хлеб голодным, одевать нагих и находить кров для бездомных. Работа благотворительности приносит благословение для совершающих и принимающих ее. Обращаясь через Свою избранную вестницу, Бог говорит: «Ничто не может столь хорошо дать верное направление в деле возвещения истины, помогая людям именно там, где они находятся, как работа милосердного самарянина» (СБ, 132).

Два духа борются за господство в нашем мире. Дух жертвенности, нисходящий с неба, и дух эгоизма, происходящий с земли. Говоря о ранней церкви, когда ее ученики продавали свои дома и земли, чтобы раздать вырученные средства нуждающимся, Божья вестница к церкви последнего времени добавляет, что эта щедрость явилась результатом отклика на побуждения Святого Духа. Любовь верующих к своим ближним одержала верх над их любовью к средствам и собственности. «Так бывает всегда, когда Дух Божий овладевает жизнью человека… Если в церкви настоящего времени будет видно, что посредством Святого Духа [149] члены ее победили в себе привязанность ко всему земному и что они готовы жертвовать всем, чтобы только их ближние узнали о спасении, тогда возвещаемая истина окажет свое могущественное влияние на сердца слушающих ее» (ДА, 71).

Если дух жертвенности должен увеличиться и углубиться в заключительной стадии дела Божьего, и «в будущем наша работа должна продвигаться вперед с самоотречением и самопожертвованием, которое превзойдет все виденное в прошлые годы» (Призыв медикам-миссионерам, 13), не кажется ли нам, что мы должны теперь ограничить свои желания и проявить больше экономии в личных деньгах?» Не нужно допускать никакой расточительности в строительстве роскошных домов, в покупке дорогостоящей мебели и потворстве мирской моде в одежде или в приготовлении изысканной, дорогостоящей пищи, но давайте больше помнить о душах, за которых умер Иисус Христос» (САХВ, 298). Когда мы искренно и серьезно примем… этот свет?

Подобно тому, как Иона возвысил свой голос против Ниневии, так Е. Уайт возвысила свой голос против беззакония, царящего сегодня в крупных городах мира. «Мне поручено возвестить весть о том, что исполненные беззакония города будут уничтожены землетрясениями, огнем и наводнениями». «Как можно быстрее удаляйтесь из крупных городов». «Ни одна семья из ста не может, живя в городах, возрастать физически, умственно и духовно» (Жизнь в сельской местности, 7, 12, 13).

Благая весть содействует любой реформе, способствующей развитию характера. Бог дает Свой. Дух реформаторам. Библия обещает: «Если враг придет, как река, Дух Господа поднимет против него знамя» (Ис. 59:19 — англ, перевод). Тот, кто прислушается хотя к малейшему голосу Духа, различает то, что принимает или отвергает Бог. И такая чувствительность к руководству Духа будет также руководить нами в вопросе развлечений. «Развлечения больше мешают работе Святого Духа, чем что-либо другое, и Господь опечален этим» (ВМ, 371). Но кто-нибудь спросит: «А на какие развлечения ссылается Е. Уайт?»Она перечисляет поименно полезные и вредные развлечения, но предлагает нам основной принцип для руководства. Она говорит, что любое [150] развлечение опасно, если оно делает нас неспособными помолиться и мешает нам принять участие в молитвенном богослужении» (См. ВМ, 386). Бог желает, чтобы Его народ осознал, что маленькие грехи и в такой же мере грубые преступления могут сделать нашу жизнь такой же бесплодной, как Сахара. Они препятствуют ниспаданию росы и дождя Святого Духа.

Адвентисты седьмого дня предлагают больше чем реформацию; они предусматривают путь жизни, при котором Св. Дух осуществляет контроль над всеми земными и небесными взаимоотношениями. Семья должна быть небольшим небом на земле. «Одна хорошо устроенная и воспитанная семья больше свидетельствует в пользу христианства, чем все сказанные проповеди» (ХД, 32). Если одна Адвентистская семья может представить такой неотразимый аргумент в пользу трехангельской вести, в таком случае все, создающие семейный очаг, будут делать все возможное со своей стороны, чтобы представлять такие семьи. Советы для создания таких семейств описаны в книгах «Христианский дом», «Руководство по воспитанию детей» и «Вести для молодежи». Пусть начнется призыв к возрождению и преобразованию в наших семьях — и их влияние распространится по всему миру, прославляя Того, Кто учредил семью.

Пробуждение и реформация, побуждаемые Святым Духом, должны занять свое место в наших семьях, в наших церквах и всемирной миссионерской работе. Свитки пророков говорят о страшных грядущих событиях и испытаниях, которые мы должны будем встретить с христианским мужеством и непоколебимой верой к словам: «Так говорит Господь». Только те, в ком постоянно пребывает Святой Дух, смогут встретить и успешно выдержать предстоящие испытания. Но те, в ком будет пребывать Св. Дух, должны испытать Его пребывающее присутствие еще до того, как наступит кризис. Когда мы откликнемся на призыв Духа к возрождению и реформации, Святой Дух приготовит нас к последнему великому испытанию. «Народ Божий не выдержит испытания достойным образом, если в нем не совершится возрождение и реформа» (СЦ, VII, 285). Ваша победа в этом кризисе зависит от вашего ответа на глубокие, внутренние побуждения Духа Святого теперь! [151]