Глава 20. Просеивание

Иаков и Иоанн, уверенные в своей верности Христу, просили разрешения низвести огонь на самарян, проявивших неуважение к их Господу. Христос ответил: «Не знаете, какого вы духа» (Лук. 9:55). Что такое? Злой дух управлял учениками, а они не знали этого? Многие сегодня, находящиеся в первых рядах битвы, могут извлечь урок/из их опыта. Иаков и Иоанн нуждались в возрастании во Христе. Чтобы выполнить Его работу, они должны были удалить дух мщения из своей жизни. «Ибо гнев человека не творит правды Божией» (Иак. 1:20).

Многие, движимые эгоистическими побуждениями, следовали за Господом, но затем уходили по одному, когда поняли, что ученичество включало в себя крест и не удовлетворяло их личных честолюбивых замыслов. Вестница Божья говорит, что «Христос все снова и снова просеивал Своих последователей» (ХС, 236). Те, кто отказались оставить какого-то идола и искали легкой религии, не желали возрастать и становиться зрелыми христианами, отошли и больше не ходили с Ним. Они не желали позволить Святому Духу наставить их на всякую истину, научить их всякому послушанию и служению. По этой причине церковь не получила обещанного излития Святого Духа. Члены церкви «не покорили своей души, чтобы быть руководимыми и управляемыми божественной силой1… Вот почему они не получили небесного Дара. Только тем, кто смиренно ожидали пред Богом, был дан Дух. Сила Божия ожидает нашего прошения и принятия» (ЖЕ, 672).

Мы должны постоянно переносить страдания, а не только лишь порывами, иногда. Какое-то препятствие, проступок, какое-то шумное, непобежденное требование плоти в конце концов победит нас. И «недалек тот час, когда будет испытана каждая душа… [152] Многие звезды… блеском которых мы восхищались, потухнут во мраке» (СЦ, V, 91). Человеческая натура смотрит на непосредственные события или бедствия и столь преисполнена своей немощью, тревогой и страхом, что обетование силы, сопровождающей каждое искушение, остается бездейственным. Те, кто преувеличивают свои испытания и забывают о БЙЖЬИХ мерах обеспечения, отказывают себе во внутреннем удовольствии святой ‘радости, присущей здравому религиозному опыту. Нет никакой нужды падать, ибо, «когда постигнут испытания, сила Божия посетит их,.. Бог поможет им устоять, если они будут верить и полагаться на Его Слово, и… Он будет действовать с особой силой в защиту их» (МЖС, 94 стр.).

Великие благословения, получаемые сегодня, приготовят нас к великим испытаниям и великим победам. Чем больше побед будет одержано во имя Христа, тем большей будет Его слава и наша радость. «Но дни очищения церкви очень поспешают. Бог будет иметь чистый и верный народ. В этом сильнейшем просеянии, которое скоро произойдет, мы лучше сможем измерить силу Израиля… С большой поспешностью приближаются дни, когда наступит большее смятение и замешательство. Сатана, облеченный в ангельские одежды, будет пытаться, если можно, обмануть и избранных. Появится много богов и много господ. Подуют ветры ложных учений, и те, кто дают предпочтение так называемой «ложной теории», не будут находиться в руководстве. Те, которые доверялись разуму, одаренности или таланту, не будут стоять во главе рядовых воинов. Они не шли нога в ногу со светом. Тем, кто оказались неверными, не будет доверено стадо. В последней торжественной работе будут принимать участие только немногие великие мужи. Потому что те, кто стали самодовольными, независимыми от Бога, не смогут больше использоваться Им. Господь имеет верных слуг, которые откроются во время просеивания и испытания» (СЦ, V, 80). Мы снова нуждаемся в том, чтобы услышать это «ясное Свидетельство». Его принятие приготовит путь к Позднему дождю. Отвержение этого Свидетельства вызовет просеивание. Божья вестница говорит, что Бог призывает к возрождению Свидетельств, данных в прошлые годы. «Молитвой и исповеданием грехов мы должны очистить путь перед Царем. Если мы сделаем это, тогда сила Духа сойдет на нас. Мы нуждаемся в энергии Пятидесятницы. Она придет, потому что Господь обещал послать Свой Дух как всепобеждающую силу» (СЦ, VIII, 297-298).

Некоторые, кажется, считают, что Лаодикийская весть уже выполнила свою работу, но мы не можем согласиться с этим. Ее принятие до такой степени повлияет на сердца, что они еще выше поднимут знамя, поняв ясную истину. Некоторые же, наоборот, восстанут против этого Свидетельства, и их враждебное отношение вызовет просеивание среди народа Божия. Весть к Лаодикии совершит глубокое покаяние в жизни других. Участь церкви зависит от принятия этого Свидетельства (См. РП, 270). Но, как мы знаем,* Лаодикийская весть дышит уверенной надеждой. [153]Многие, не сознавая своего критического положения, чувствуют себя самодовольно, безопасно и уверенно. К таковым пророк говорит: «Горе беспечным на Сионе» (Амос 6:1). «Сознание нашего положения, как Бог рассматривает его, кажется, сокрыто от нас. Мы видим, но не замечаем, мы слышим, но не понимаем» (СЦ, V, 84). Имея слепые глаза и глухие уши, мы не сознаем нашего положения. У современного Израиля притупилась духовная проницательность, чтобы видеть грех и избавиться от него (См. СЦ, III, 324).

Нам нет необходимости пускаться в различные предположения относительно значения слов «прямое Свидетельство». «Мы должны во всем следовать указаниям, данным через Дух пророчества. Мы должны любить и исполнять истину настоящего времени. И это спасет нас от принятия опасных заблуждений. Бог говорит к нам через Свое Слово. Он говорит к нам через Свидетельства для церкви и через книги, помогающие нам понять наш настоящий долг и-то положение, которое мы должны занять теперь. Мы должны обратить серьезное внимание на предостережения, которые были даны как правило на правило и заповедь на заповедь. И если мы только не с должным уважением отнесемся ко всему этому, какое еще оправдание мы сможем привести?» (СЦ, VIII, 298). Бог считает Свой народ ответственным. Они должны повиноваться прямому Свидетельству, содержащемуся в трудах Е. Уайт.

Сатана имеет в церкви свою «пятую колонну» — сплетников, критиков и искателей ошибок. Видя ошибки и недостатки в своих братьях, такие, кажется, переживают своего рода внутренний духовный подъем, чувство благочестивого превосходства и странное самоудовлетворение. Напыщенная гордость рукоплещет себе. Они становятся легкими жертвами любого «нового света», способствующего росту их популярности и эгоизма. Гордость своим мнением, подобно зыбучим пескам, поглощают их. Бог верно и постоянно предостерегает Свой народ, что в их среду проникнут «ереси», которые просеют их, отделяя мякину от соломы. «Бог разбудит, растревожит Свой народ, и если другие средства не помогут, Он допустит, чтобы в его среде возникли лжеучения, которые отделяют пшеницу от плевел. Бог призывает всех верующих в Его Слово пробудиться от сна. Драгоценный свет излит соответственно нуждам этого времени. Эти истины Слова Божия указывают на опасности, ожидающие нас» (СЦ, V, 707). О тех, кто небрежно относится к изучению Библии, сказано, что, «когда наступит время просеивания, ложные теории просеют, как песок, неутвержденных» (См. СП, 112).

Мы не можем преувеличить значение вопроса относительно заблуждений и ереси, ибо он содержит в себе «больше опасностей для Его учеников, чем… гонения. Те, кто имели слишком мало опыта в работе Св. Духа, легко уступят. Ложные учителя действуют так, чтобы «невозможно было отличить истину от заблуждения». К сожалению, они маскируются под истину, чтобы доказать правоту своих заблуждений, и некоторые, «которые в прошлом получили обильные благословения от Господа, настолько далеко отойдут от истины, что будут защищать теории, вводящие в заблуждение относительно многих вопросов истины, включая [154] «вопрос о святилище» (Еванг., 359-360). Пусть каждый член церкви будет на страже, чтобы не попасть в сети сатаны. Обратите внимание на следующий откровенный совет: «’Помните, что никто, кроме Бога, не сможет победить в споре с сатаной» (РГ, 6 сент. 1906 г.).

Адвентисты седьмого дня никогда не заключали свое учение в ограниченный символ веры. Они видят истину в глубоком тезисе Соломона: «Стезя праведных — как светило лучезарное, которое все более и более светлеет до полного дня» (Притч. 4:18). Постепенное откровение истины посылалось народу Божьему еще со времени, когда наши первые прародители оставили Едем. Они приняли их как неоспоримые великие евангельские истины Библии, сосредоточенные у креста и сияющие с него. Они не могут отказаться от истин, проверенных Духом Святым. Они придерживаются факта, что «сила Божия свидетельствует о том, что есть истина и что эта истина будет вечно стоять, как истина» (ИВ, I, 161). Адвентисты седьмого дня также знают, что «заблуждения не смогут устоять, но вскоре погибнут, если не присосутся, подобно паразитам, к дереву истины» (Еванг. ,589).

По весьма веской причине церковь отвергает всякое личное толкование Св. Писания, веря, что Бог имеет народ, которому Он дает жизненно важную весть для счастья души. Они придерживаются того, что новый свет прибавляет только яркий блеск уже посланному свету, но никогда не затмит и не потушит прежний свет. Высказывания делегатов и руководителей церкви внимательно изучаются на сессиях Генеральной конференции во свете Библии и советов Духа пророчества. Относительно «нового света» Е. Уайт дает прекрасный совет: «Если Бог имеет свет, нужный и необходимый для спасения Своего народа, Он даст его ему, как в свое время Он дал другой свет и важные истины. Вы должны быть спокойными в этом вопросе. Пусть это не волнует вас. Позвольте Богу работать Самому Его личным методом в исполнении Его намерений и в Его время. И пусть Господь поможет вам ходить во свете, ибо Он есть свет» (СЦ, II, 695).

Некоторые думают о просеивании как об изолированном событии. Но в 1850 г. возрастающая церковь узнала, что просеивание уже началось (См. РП, 50). С того времени и доныне, по одной или другой причине, некоторые оставляли весть. Дух Св. все же предсказывает окончательное просеивание народа Божия, когда «все, что может быть потрясено, будет потрясено» (Еванг., 363).

Избранный народ Божий может ожидать многих затруднений как раз перед окончанием времени испытания. В это краткое время скорби, [155] предшествующее излитию семи последних язв, они должны будут испытать те же гонения, которые свирепствовали в Средневековье. В это время те, на кого дух мира оказывает большее влияние, чем Дух Божий, оставят Адвентистское движение. «Как только приблизится буря, тогда многие уверовавшие в трехангельскую весть, но не посвятившие себя и не освятившиеся через послушание истиной, оставят ее и присоединятся к рядам ее врагов. Принадлежа наполовину миру и разделяя его дух, они привыкли смотреть на некоторые вопросы с той же точки зрения, и когда наступит испытание, они изберут более легкую и популярную сторону. Даровитые мужи с обаятельными манерами, которые однажды были тоже приверженцами истины, приложат все усилия и способности для того, чтобы прельстить других и ввести их в заблуждение. Такие люди станут самыми яростными врагами своих прежних братьев. Когда соблюдающие субботу будут преданы суду за свои убеждения, тогда эти отпавшие «братья» сделаются самыми активными агентами сатаны» (ВБ, 608).

Но в то время-, как некоторые отпадут, другие, некогда оставившие стадо Божие, снова вернутся в церковь. «Когда испытания окружат нас, тогда в наших рядах произойдет как отделение, так и соединение. Те, кто имели большой свет и драгоценные преимущества и не воспользовались ими, под тем или иным предлогом оставят нас. Не возлюбившие истину, они будут обмануты врагом и… отойдут от веры. Но, с другой стороны, когда буря преследования обрушится на нас, истинные овцы услышат голос истинного Пастыря. Они приложат все усилия, чтобы спасти погибающих, и многие ушедшие из стада возвратятся и последуют за великим Пастырем. Народ Божий сомкнет свои ряды и выступит единым фронтом» (СЦ, VI, 400).

В 1884 г. Е. Уайт сослалась на видение, данное ей в 1849 г., о проявлении духов, действия которых исходят от сатаны. Она пишет, что верующие должны хорошо знать истину о состоянии умерших, ибо сатанинские духи будут появляться в образе любимых друзей и говорить им, что суббота изменена. «Я видела, что святые должны хорошо усвоить истину настоящего времени, которую они могут почерпнуть из Св. Писания. Они должны знать состояние умерших, потому что к ним будут приходить бесовские духи и, выдавая себя за дорогих друзей и родственников, будут говорить им о том, что суббота отменена, а также будут стараться внушать им взгляды, которые противоречат Писанию» (РП, 87).

Мы не можем сейчас увидеть, как сатана сможет поколебать Адвентистов седьмого дня в таких фундаментальных учениях, как состояние умерших и соблюдение субботы. Все же Дух Св. предостерегает, что некоторые вступят в тайные связи с сатанинскими агентами, и, «когда закон Божий отвергнут как ненужный, церковь будет просеяна огненным испытанием, и большая часть членов, чем мы теперь предполагаем, будет внимать духам-обольстителям и учениям бесовским» (ИВ, II, 363 стр.).

Скоро жители земли почувствуют на себе руку судов Божьих. Тогда искуситель будет убеждать нечестивых, что причина их бедствий кроется в детях Божьих. Он использует чудодейственную силу спиритизма, чтобы возбудить [156] их против послушных детей Божьих. Их ярость сильно разгорится.

Последнее испытание, которое превзойдет все остальные, коснется народа Божьего при издании декрета о воскресном дне. «Образ зверя будет сформирован, прежде чем окончится время испытания; ибо это будет самое великое испытание для народа Божия» (ИВ, II, 81). Когда в США войдет в действие принудительный закон, заставляющий соблюдать папский день покоя, наша страна этим действием создаст образ зверя. Это испытание просеет церковь, и некоторые отпадут. «Суббота будет великим камнем испытания верности, потому что она является главным спорным вопросом истины. И когда люди будут подвергнуты окончательному испытанию, тогда будет проведена разграничивающая линия между теми, кто служит Богу, и теми, кто не служит Ему» (ВБ, 605)Почему Бог допустит, чтобы вопрос о субботе стал вопросом жизни и смерти? Возможно, потому, что ничто больше не может так встряхнуть наше удовлетворенное, опьянен-(Ное и нервно возбужденное поколение и привлечь внимание к Богу как к Творцу. Вестница Божья поясняет, что Бог разрешит сатане сделать определенный выпад против 4-й заповеди. Это значит, что Он намерен пробудить больший интерес к этому вопросу, который испытает всех жителей земли. Такое возбуждение откроет дверь для сильного провозглашения трехангельской вести (См. ИВ, II, 370).

Из вышеприведенной мысли кто-то может сделать такой вывод, что гонения предшествуют послушанию, но гонения испытают только искренность уже сформировавшейся верности. Гонения не создают верности или святости. Из книги «Великая борьба» мы узнаем, почему прекратились гонения: «Есть еще один важный и серьезный вопрос, на который должны обратить внимание христианские церкви наших дней. Ап. Павел говорит: «Все желающие жить благочестиво во Христе Иисусе будут гонимы» (2Тим. 3:12). Почему же тогда в такой слабой степени проявляется гонение и преследование? Единственная причина в том, что церковь настолько приспособилась к мирским нормам, что не вызывает больше никакого сопротивления… Если бы в христианской церкви возродилась вера и сила первой церкви, вновь ожил бы дух гонения и вновь зажглось бы пламя преследования» (ЕЕ, 48).

Если послушание вызывает гонение, кто-то может спросить: что же побуждает к послушанию? Ап. Павел отвечает: «Любовь Христа объемлет всех нас» (2Кор. 5:14). Но некоторые не ценят Его любовь, как она выражена в ежедневной заботе Божьей, проявленной Богом ради блага в истории Его страданий. Чтобы достичь, их Своей любовью к ним, Бог посылает исправительные и наставительные суды. Пророк Исайя писал: [157] «Когда суды Твои совершаются на земле, тогда живущие в мире научаются правде» (Ис. 26:9). Бог наказывает нераскаявшихся грешников или допускает, чтобы испытания коснулись их и привели к покаянию. Сатана же преследует грешников, чтобы заставить их отвернуться от покаяния. Гонения испытывают искренность покаяния. Иисус желает всем гонимым за истину «радоваться и веселиться», вместо того чтобы быть удрученными и подавленными (Мат. ‘5:11-12). Чтобы остаться верными в это краткое время скорби и противостоять требованиям папства, человек должен обладать божественной силой. Только пребывание Святого Духа может сделать это. «Только те, кто твердо обосновались на скале истины и чье сердце обновлено Духом Божиим, безопасны от влияния папства» (ВБ, 567).

Чтобы достичь согласия в этом вопросе, «духовенство и государство совместными усилиями, любой ценой: взятками, убеждениями и силой будут заставлять все классы общества соблюдать воскресный день. Недостаток божественного авторитета будет восполнен насильственными мерами. Политическое разложение восторжествует над принципом любви и справедливости и уважения к истине, даже в свободной Америке правители и законодатели, чтобы снискать расположение общества, пойдут на уступки требованию народа и издадут закон, повелевающий соблюдение воскресного дня: Свобода совести, приобретенная такой дорогой ценой, будет запрещена. В этой быстро надвигающейся борьбе мы увидим исполнение слов пророка: Откр. 12:17» (ВБ, 592).

Проверка в вопросе исполнения субботы имеет много общего с испытанием в Едеме. «Как дерево познания добра и зла явилось проверкой послушания Адама, так 4-я заповедь станет испытанием, которое пошлет Бог, чтобы выяснить верность всего Его народа» (КАСД, I, 1106).

Для Адвентистов седьмого дня Бог имеет благую весть: «Все наши церкви должны обновиться через новое обращение и перепосвящение на служение… Разве нет нужды бороться с Богом в молитве… умоляя Его, чтобы Он послал Св. Духа в сердца наши?.. Мы нуждаемся в том, чтобы божественное дыхание жизни оживило нас. Мы должны быть каналами, через которые Господь сможет послать миру весть и благодать. Те, которые отступили от веры, должны покаяться. Нам необходимо устранить наши грехи через исповедание и покаяние… смиряя наши сердца пред Богом. Потоки духовной силы готовы излиться на тех, кто приготовился принять ее» (СЦ, VIII, 46).

Нам нет нужды опасаться за окончательный исход борьбы. «В это время — время все преодолевающего беззакония, новая жизнь, исходящая от Источника всякой жизни, должна овладеть теми, кто имеет любовь Божию в своем сердце, и они должны выступить, [158] чтобы с силой возвестить весть о распятом и воскресшем Спасителе. Они должны со своей стороны приложить самые искренние и неутомимые старания для спасения душ» (СЦ, IX, 44).

Что будет причиной просеивания?

1. Отвержение прямого Свидетельства, данного в Даре пророчества к церкви остатка.

2. Ереси и расколы, т. е. различного рода лжеучения.

3. Вовлечение в мирские дела — социальные, экономические или светские.

4. Спиритические обольщения через оккультные науки и внимание к голосам, исходящим из Аэндора.

5. Гонения, особенно в связи с декретом о воскресном дне.

6. Нежелание принять водительство Св. Духа.

Только позволяющие, чтобы пребывающий Св. Дух использовал их по Своему усмотрению, могут надеяться, что сила Позднего дождя будет сопровождать их миссионерское свидетельство. Не принявшим полноты Духа Божьего стоит ожидать, что другой дух овладеет ими.

Небесный Отец, обращаясь к Своему Сыну после Его вознесения, сказал: «Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие» (Евр. 1:9). Тысячи, подобно Ироду, восхищались проповедью Иоанна Крестителя, они одобряли добро и истину, но не смогли настолько возненавидеть беззаконие, чтобы оставить его… Тысячи других… ненавидят беззаконие и трудятся, чтобы искоренить его, но они не любят истину. Нам дано предостережение об опасности «религии Ииуя» и «духа, проявленного Ииуем» (4Цар. 10:13-31. КАСД, II, 1038). Во время просеивания оба класса людей оставят церковь вместе со многими Исавами, Валаамами, Иезавелями, Иудами и Димасами.

В то время, как вера некоторых будет увядать на лозе и они отпадут, другие исполнятся силой и решатся с помощью благодати Божией любой ценой достичь такого очищения плоти и духа, которые выдержат испытывающую проверку суда, как народ, хранящий заповеди Божьи. Такие люди, облаченные в непорочную одежду праведности Христа, будут готовы к пришествию их Царя. «В то время, как на небе происходит следственный суд, когда грехи раскаивающихся верующих удаляются из святилища, в среде народа Божия на земле должна произойти специальная работа очищения и удаления греха… Тогда она будет «блистающая, как заря, прекрасная, как Луна, светлая, как солнце, и грозная, как полки со знаменами» (ВБ, 425). [159]Все творение страдает и мучится совместно; наш мир, подобно громадному лепрозорию для прокаженных, в страдании взывает: «Как долго?» Когда церковь Божия встанет, чтобы закончить порученное ей дело и вознесется в страну славы? Бог «поручил нам это через сотрудничество с Ним — положить конец сценам страдания» (В, 264). Пусть каждый член церкви осознает ответственность и широко откроет свое сердце, чтобы принять силу и быть способным в полноте Духа Божьего закончить данное поручение.