Глава 22. Дух дает нам способность познать истину

Цивилизованный мир стремительно несется -к своему мрачному будущему — к Армагеддону. Широко распространившийся дух анархии действует устрашающим образом, но не реформирует людей. Интеллектуальное развитие также не в состоянии создать счастливое, довольное и устойчивое общество. Социальное благовестие, своего рода Евангелие, распространяемое людьми доброй воли, не выдержало бича беззакония. Мир, исполненный философской и религиозной панацеей, пошатываясь, уходит от Бога. Повсюду царит беспокойство. В своем последнем, крайне безвыходном положении, чтобы удовлетворить внутренний духовный- голод, мир нуждается в искупительной и преобразующей силе библейской истины. Христос в таком свете, как Он жил более 1900 лет тому назад в Иудее, должен быть снова представлен в каждом обществе нашего мира.

Повествование о том, как Бог благословил таких древних, достойных библейских лиц, как Авраама, Давида, Есфирь и ап. Павла, не в состоянии заполнить моральную пустоту. Мир, измученный многообразными и быстро меняющимися назойливыми развлечениями с болезненно-нервным напряжением, жаждет увидеть и почувствовать в учениках и чрез учеников Христа работу Духа Божьего. Истина выглядит как ложь для тех, кто не видят ее преобразующей силы в жизни покорных ей людей. Истина становится истиной только тогда, когда Дух Святой займет свое место в сердце.»Истина, как она есть в Иисусе»,- это выражение часто повторяется в трудах Е. Уайт подобно припеву песни. Оно призывает к воплощению в .

жизни христиан Святого Духа, проявленного в жизни Христа. В особенном смысле мы желаем поговорить о вашем внутреннем мире — духовной части вашего характера в такой мере, чтобы новый человек во Христе Иисусе через Святого Духа радовался бы более близкому общению со своим Спасителем. Основная мысль этой главы обращает внимание не только на теоретическое, но опытное приобретение радости и преимуществ христианина. «Истина, как она явлена в Иисусе, может быть пережита, но никогда не может быть объяснена» (НУХ, 129). Это требует чего-то [169] большего, чем только умственного согласия; чего-то большего, чем просто чувственного отклика. Дух вселяет внутреннюю уверенность, что в вас и с вами обитает Другой! Все снова и снова останавливайтесь на этой мысли, оцените ее, полюбите ее и ухватитесь за нее. Пусть присутствие Святого Духа, станет для вас реальным событием. Претендуйте на Его личное присутствие и никогда не оставляйте этой мысли.

Члены церкви должны воцарить Святого Духа в своих сердцах подобно тому, как Иисус возвел на престол Своего сердца Духа Божьего, ибо, «если мы желаем видеть глубокие движения Духа Божьего, мы должны обладать истиной, как она явлена в Иисусе» (РГ, 18 июня 1889 г.). Псалмист утверждает: «И закон Твой — истина»'(77с. 118:142). Из этого следует, что тот, кто знает истину, как она явлена в законе, знает истину, как она явлена в Иисусе» (ИВ, I, 317); и наоборот: «Те, кто не знакомы с законами Божьего правления, как они изложены в Нагорной проповеди, не знают истины, как она явлена в Иисусе» (ИВ, I, 316, 317). Более того, «истина, как она явлена в Иисусе, является запахом живительным на жизнь» (ИВ, I, 317). Иисус предлагает вам жизнь — Свою жизнь теперь! Примите ее, да воплотится она в вашей жизни!

Иисус призывает всех поклоняться Отцу в Духе и истине,- не с механическим послушанием, но со святой ревностью и горячим энтузиазмом. Дух истины предусматривает познание истины и дарует вам Свое присутствие. Душа, исполненная и восхищенная Духом, может и будет свидетельствовать об «истине, как она явлена в Иисусе».

Истина перестает существовать, когда от нее остаются лишь обломки; или она находится в бездействии. Иисус заверил: «Я есмь Истина» (Иоан. 14:6). Истина в представлении христианина — это божественная Личность, не собрание моральных или философских изречений, не часть истины или полулжи, но вечно живущая божественная Личность. Все мы можем стать причастниками Его полноты, ибо в Нем пребывает вся полнота Божества телесно. Все возрожденные сыновья и дочери Бога могут разделить Его полноту. Полнота божественного присутствия в жизни ап. Павла и Иоанна свидетельствовала об этом, и мы чувствуем это, осознавая личное присутствие Духа (Ев. 615. Тал. 4:4-6, Рим. 8:14-16). «Принимающие Иисуса Христа не остаются сиротами… Господь, наш Спаситель, на-, много ближе [170] к нам, чем отец, мать, брат, друг или любимый» (ЖЕ, 327). Христос постоянно пребывает в нас посредством Утешителя (ЖВ, 277. Иоан. 14:16-18).

Подобно чаше Давида, небесное счастье переполнит наши души, и изливающаяся из нее радость благословит окружающих нас людей, ибо «в Иисусе есть истина, полная успокаивающей радости к послушанию. Это радость Св. Духа» (ИВ, I, 318). С помощью Св. Духа мы делимся с другими теми же чертами характера и добродетелями, которые Христос проявил во время Своих страданий, ибо «мы… несем определенное свидетельство об истине, как она есть в Иисусе, как Он воплотил ее в жизни… Полагаясь на действенность Св. Духа, мы должны свидетельствовать о милости, доброте и любви распятого и воскресшего Спасителя» (ИВ, I, 263). Дух Святой представляет Иисуса Христа реальным для нас, и чем более Он реален для нас, тем более реальным Он выглядит для других.

Зачем ограничивать себя редкими благословениями, столь легко удовлетворяющими нас? Сказанные проповеди в основном касаются ума, но не духовной части нашей природы. «Мы слишком легко удовлетворяемся ограниченными, особыми и редкими благословениями. Мы должны с верой положиться на Бога и трудиться, чтобы привести души ко Христу. Мы слишком скучны в наших доктринальных рассуждениях об истине, как она явлена в Иисусе. Посвящение должно созидаться на все ‘более духовном и святом основании. Пусть истина утвердится в духовной части нашей природы, и тогда поток божественной силы будет переливаться тем, к кому мы обращаемся» (П, 230, 1899 г.).

Служители должны иметь нечто большее, чем просто безжизненные факты, аксиомы и афоризмы. «Служитель должен показать людям, как Дух Святой делает их едиными со Христом», как «с божественным даром Святого Духа человек становится способным трудиться по образу Христа», как «своим духом, своими словами и поведением… они свидетельствуют… о силе Христа» (РГ, 24 мар. 1896 г.). Дух призывает к действию, не просто к умственному согласию. Своим бездействием мы огорчаем Святой Дух, и золотые возможности, чтобы проявить любовь и заботу Христа к другим, «исчезают навсегда. «Всегда, когда мы испытываем побуждение [171] сказать или сделать что-либо, чтобы помочь нашему ближнему, мы должны быть готовы сразу же откликнуться на побуждения Святого Духа» (ВНС, 322).

Ваше принятие Духа вдохновит других принять Святой Дух. Если ваша жизнь сохраняется в таком духовном состоянии, которое предоставляет возможность Богу постоянно давать вам этот Дар, другие будут стремиться к такому же благословению.

Когда я стал Адвентистом седьмого дня, мне казалось, что в каждой проповеди звучала наша нужда в Святом Духе, в силе Позднего дождя. Меня охватило сильное впечатление ожидания! Подумайте о третьей Личности Божества, живущей в человеке и делающей его способным с убедительной и преобразующей силой возвысить Иисуса! Какое преимущество! Мы предвидим быстрое окончание дела Евангелия и скорое чудесное возвращение домой. Итак, мы трудились и свидетельствовали, ожидали и осуществляли многое в прошлом, совершенно упустив из виду условия, которые предоставляли возможность Богу излить на нас Свой Поздний дождь, и, конечно, Поздний дождь задержался. Поскольку именно мы столь долго задерживаем излитие Позднего дождя, возможно, мы вообще откажемся от него. Нет, конечно! Будем ли мы допускать, чтобы незначительные вопросы жизни поглощали наше время и внимание? Нет, конечно! Давайте быть неотложными в действиях, чтобы ответить на Божий призыв. Давайте прославим Христа, сохраняя свои сердца открытыми для Его Духа!

Церковь остатка должна отличаться в настоящее время духом ожидания. «Истинный работник будет заботиться о том, чтобы его слушатели поняли основные пункты нашей веры и чтобы они ясно хранили в своем сознании старые пограничные столбы нашей истины — путь, по которому Бог вел Свой народ. Он научит их ради личного спасения взирать на Бога, ожидая излития Его Духа» (СЕ, 1892, стр. 449-450).

Дух Божий желает, чтобы мы имели зрелый христианский опыт. Прощение и очищение прошлых грехов происходит при крещении, но многие естественные черты и наклонности ко греху еще остаются, чтобы время от времени проявлять себя и испытывать нашу прочность.

Каким образом Дух Святой сотрудничает с нами, чтобы преодолеть эти [172] унаследованные черты характера? «Дух Божий в ясном свете постоянно представляет душе дела Божий. Сила Духа действует… направляя склонности воли к Иисусу Христу… уча полностью полагаться на божественную силу, чтобы желать и творить Его добрую волю. Дух Святой так скоро дарует познание истин Божиих, как быстро откликается и действует наша душа согласно открывающемуся свету» (П, 135, год 1898). Итак, мы видим, что прогресс в познании истины зависит лично от каждого человека. Все небо готово помочь. Дух Святой постоянно ободряет нас в этом, и Бог радуется каждому новому шагу по пути к истине.

Бог не желает, чтобы народ довольствовался посредственными результатами. Через Духа Святого мы должны стремиться к духовному совершенству. В книге «Свидетельства для проповедников» мы читаем: «Подобно тому, как роса и дождь даются прежде всего для того, чтобы семя проросло, а затем поспело к жатве, так и Дух Святой дается для того, чтобы шаг за шагом способствовать нашему духовному росту. Созревание зерна изображает завершение работы благодати Божьей над человеческим сердцем. Посредством силы Святого Духа в нашем характере должен быть восстановлен нравственный образ Божий. Мы должны полностью уподобиться Иисусу Христу» (СП, 506).

Кто-либо может возразить: «Невозможно!» Без помощи свыше — да! Но Божьи обетования «да и аминь». Они неизменны. Он совершит эту работу в нас, если мы будем настойчиво просить.»Дух Святой постоянно пребывает с тем, кто стремится к совершенству христианского характера. Он формирует чистые побуждения. …

Дух поддерживает верующего среди ненависти мира, враждебного отношения родственников, среди разочарований, в сознании своего несовершенства и среди ошибок жизни» (РГ, 30 нояб. 1897 г.).

Даже самые наилучшие, благоприятные возможности не приведут к возрождению, пока народ Божий не придет к единству. Как мы можем позволить, чтобы пустячные недоразумения и личные разногласия удерживали Дух Божий от наших собраний? Мы должны более ревностно стремиться к тому, чтобы быть единомышленными… Крещение Духом Святым и ничто меньшее не может привести нас к такому состоянию. Давайте с самоотречением приготовим [ 173] наши сердца к принятию Святого Духа, чтобы великая работа Божия могла быть выполнена для нас. Не станем говорить: «Смотри, что я делаю», но: «Смотри, как велика милость и любовь Божья!» (РГ, 10 июня 1902 г.).

Но некоторые желают найти более короткий путь. Единство, столь ожидаемое Христом, они не прочь заменить доктриной, лозунгом и броской рекламой. Давайте рассмотрим метод Божий: «Это наша часть работы — наладить взаимосвязь с божественным каналом. …

Великий и важный вопрос для всех нас — быть единодушными и единомысленными, оставить всякую зависть и злобу… Иисус готов сделать для нас то, что Он совершил для молящихся и бодрствующих учеников в день Пятидесятницы» (Искупление, или служение Петра и обращение Савла, стр. 9- 10). Церковь, ожидающая Позднего дождя, должна достичь единства учеников во время Пятидесятницы. Проповедники и народ должны быть едиными во взглядах.

Чуткое отношение к Святому Духу должно характеризовать церковь настоящего времени. «Все, которые посвятят свой дух, душу и тело Богу, будут непрерывно получать все новые телесные и умственные силы. Рядом с ними находятся безграничные сокровища неба. Христос дает им Духа от Своего Духа и жизнь от Своей жизни. Святой Дух употребит Свою самую выдающуюся силу в работе над сердцем и умом. Благодать Божия обогатит и увеличит их способности, и полнота божественного естества поможет им в работе спасения душ. Посредством сотрудничества со Христом они становятся- совершенными в Нем, и в своей человеческой немощи они становятся способными совершать дела Всемогущего» (ЖВ, 827).

Сознаем ли мы свою неспособность? Чувствуем ли мы свою нужду в помощи свыше, чтобы помочь нашим ближним? «Иисус Христос никогда не разочарует искренне ищущего водительства Святого Духа, ибо Он взял на Себя такое обязательство» (77, 68, 1900). Бог говорит: «Тот, кто просит хлеба в полночь, чтобы накормить голодные души, будет иметь успех. Закон Божий состоит в том, чтобы мы передавали дары по мере их получения… Во имя Господа, я умоляю вас, просите и получите Святого Духа… Но Духа Святого получат только вполне посвященные, отвергнувшие себя; те, кто взяли крест и последовали за Господом» (П, 10, 1899 г.). Обратите внимание на четыре вышеизложенных условия для получения Св. Духа: 1) посвящение; 2) самоотречение; [174] 3) взять крест; 4) следовать за Господом. Присутствие Духа Святого делает весть живой.

Пророчество ярко освещает будущее. «Пророчества 18 гл. Откр. скоро исполнятся… Дух Божий столь обильно благословит посвященные сердца людей, что мужчины, женщины и дети откроют свои уста в хвале и благодарности, наполнив всю землю познанием о Боге и Его непревзойденной славе, как воды наполняют море» (КАСД, VII, 984). Видя умножающиеся доказательства Божьего Провидения, наша вера в эту весть будет возрастать. «Работа, которая должна быть совершена сегодня, заключается в том, чтобы возвестить последнюю весть милости павшему миру. С неба нисходит новая жизнь и овладевает всем народом Божьим. К самому концу времени работа станет более содержательной и серьезной» (ИВ, II, 114). Чем более мы ценим Иисуса, тем больше духовной силы будем иметь, чтобы передать истину, как она есть в Иисусе.

Но пока мы не уделим должного внимания дару Духа пророчества, мы никогда не достигнем цели быть подобными Христу. «Перед нами опасные времена. Каждый, имеющий познание истины, должен пробудиться и поставить себя, свое тело, душу и дух под дисциплину Божию. На нашем пути стоит враг. Мы должны быть очень бдительны и стоять на страже против него. Мы должны облечься во всеоружие Божие. Мы должны во всем следовать указаниям, данным через Духа пророчества. Мы должны любить и соблюдать истину настоящего времени. И это спасет нас от принятия опасных заблуждений. Бог говорит к нам через Свое Слово. Он говорит к нам через Свидетельства для церкви и через книги, помогающие нам понять наш настоящий долг и то положение, которое мы должны теперь занять. Мы должны обратить серьезное внимание на предостережения, которые были даны как правило на правило и заповедь на заповедь. И если мы не отнесемся с должным уважением ко всему этому, какое еще оправдание мы сможем привести?» (СЦ, VIII, 298).

Члены Адвентистской церкви не лишены искушения чувствовать себя самодовольно и уверенно в познании истины, заменяя подлинное пребывание Христа в сердце познанием исторической миссии Христа. Многие посещают церковь как наблюдатели/ Они слушают и аплодируют тому, что говорят с кафедры, но при этом не знают Иисуса близко как личного Спасителя. Христос остается вне их сердец. Об этом мы читаем: «Некоторые переживут страшное падение, ибо думают, что стоят твердо, т. к. у них истина, но они не обладают ею, как она была проявлена в Иисусе» (СЦ, V, 540). [175]Подобно тому, как ученики приняли силу Раннего дождя, чтобы возвещать Евангелие, так остаток народа Божия воодушевится, чтобы довести эту работу к славному завершению. «Работа, которую совершил Христос на этой земле, должны совершать Его последователи. С силой и эффективностью, исполненные Святым Духом, они должны осуществлять Его план в деле восстановления божественного образа в человеке. Бог совершит через них великое, когда они будут трудиться под руководством Св. Духа» (РГ, 18 февр. 1904 г.).

Жизнь Иисуса Христа, прожитая под водительством Святого Духа, теряет свою спасительную силу, если мы не узнаем лежащих в ее основе принципов, побудивших Его сойти на нашу, планету, пораженную грехом. Он пришел возвеличить и прославить закон Божий. Сатана же представляет закон Как суровый и жестокий, но, явленный на примере жизни Христа, он становится откровением Божьей любви.»Истина, как она есть в Иисусе», во время краткой земной жизни нашего Спасителя выдержала всевозможное давление и стрессы, пытки и страдания, искажение и злоупотребление. Все же она победоносно восторжествовала на кресте. Христос защитил всю полноту истины Своей жизнью. Отец лжи истощил всю свою хитрость и проницательность, тщетно пытаясь ниспровергнуть истину. Псалмопевец говорит: «Закон Твой — истина» (Пс. 118:142). Иисус Своей жизнью и смертью доказал, что закон и истина нераздельны. Иисус предлагает нам Дух истины, чтобы мы могли испытать верность Его обетования: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Иоан. 8:32). Итак, мы обращаемся к нашей первоначальной предпосылке: Иисус — воплощение истины. И когда Дух истины воплотит в нас эту истину, мы также становимся причастниками Его божественного естества.

Тот, кто говорит о предвечном существовании Христа с Отцом Небесным; кто говорит, что Иисус, как Богочеловек, победил все искушения, свойственные человеку; кто возвещает, что Он, как наш Заместитель, умер на кресте; кто объясняет Его посредническую и судейскую миссию в небесном святилище и проповедует о Его славном возвращении как Царя царей и’ Господа господствующих, представляет «истину, как она есть в Иисусе». Это — Трехангельская весть в ясном, отчетливом виде» (СП, 92-93). [176] Чтобы говорить об этом, человек должен взирать на Иисуса и принять Его Дух. «Постоянно взирая на Иисуса, воспринимая Его Дух, вы сможете представить истину, как она есть в Иисусе» (Еванг., ст. 303). Следовательно, мы устанавливаем равенство между вестью Христа и Христом, Христом и вестью. Пригласить Иисуса в наше сердце — значит, принять весть истины, которую Он дает. А принимая весть настоящего времени, означает, что мы прославляем Христа, в присутствие Которого ведет нас эта весть.

Какое оправдание мы можем представить относительно недостатка в познании и отсутствии силы, когда мы могли бы иметь в сотни раз больше познания и силы, чем обладаем сегодня, если бы только оценили должным образом Святой Дух и восприняли «истину, как она явлена в Иисусе»? «Наше познание сокровенных истин… могло бы увеличиться в сотни раз, если бы наш ум и характер были уравновешены святым просвещением Духа Божьего… И если бы истина, которой мы учим, была представлена, как она есть в Иисусе, то мы обладали бы в сотни раз более великой силой» (СЕ, 82).

Наступило время, когда истина, как она есть в Иисусе, должна прозвучать громко и ясно. Доктринальные учения весьма важны на своем месте, но доктрины ценны только тогда, когда они возвеличивают Иисуса. Мы не должны полагаться на учения, даже правильные учения, могущие спасти нас. Спасение сосредоточено в Личности! Иисус утверждает: «Я есмь Путь, Истина и Жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоан. 14:6). Ап. Петр добавляет решительное свидетельство: «Ибо нет .

другого[176] 162имени под небом, данного человеком, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12). Ощущаете ли вы Его присутствие в вашей жизни? [177]