Глава 8. Как устоять во время просеивания?

Тема о праведности через веру играла важную роль в истории адвентизма седьмого дня. Принципы этого учения привлекли внимание Церкви в решающем для истории Церкви 1888 году. К тому времени центром нашего богословского мышления стали требования Закона Божьего. Такое подчеркивание привело к сухому формализму, лишенному жизненной силы. Знакомя нас с темой праведности через веру, Господь стремился переместить центр нашего мышления к более христоцентричной религии, не умаляя в то же время требований Закона.

Легко видеть, как сатана среагировал на такие усилия. Когда адвентисты седьмого дня объявили заслуги Христа как единственное средство нашего спасения, он попытался умалить значение Закона в жизни верующих. Успешен ли был сатана в своих усилиях? Умаляем ли мы роль закона в Евангелии, которое исповедуем? Отвечая на эти вопросы, нам не следует довольствоваться лишь поверхностным взглядом на современный адвентизм.

Внешне человек может выглядеть совершенно здоровым, в расцвете сил, а внутри его поедает смертельная болезнь — рак. Духовный рак разъедает точно так же. Адвентистская Церковь может считать себя находящейся в добром духовном состоянии. Благополучной она может выглядеть и в глазах окружающих. Однако факт очевиден, что Церковь «несчастна, и жалка, и нища, и слепа, и нага» в очах Божьих (см. Откр. 3:15-19).

Учение

Сатана продолжает свои попытки аннулировать требования Закона для Божьего народа, и он делает это самым хитрым способом. Сегодня, когда человек слышит типичную проповедь о праведности через веру, в большинстве случаев она выглядит как взвешенное изложение предмета. Обычно проповедь представляет два очень важных аспекта, знать которые необходимо во избежание крайностей.

Во-первых, проповедь будет подчеркивать следующий факт: ничто, совершаемое нами, не может считаться заслугой, дающей нам право на спасение. Во-вторых, в ней будет указано, что только благодаря Божьей благодати через жертву Его Сына возможно наше спасение от греховной деградации и наказания за грех. В Писании постоянно повторяются обе эти истины, к примеру, в Еф. 2:8, 9: «Ибо благодатью вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар; не отдел, чтобы никто не хвалился» (см. также Тит. 3:5-7).

Эти две истины стали в адвентистской Церкви отличительными признаками доктрины об оправдании верой. Когда и где дьявол сумел найти лазейку, чтобы обмануть нас, принизив наше послушание Божественному закону? Ответ лежит в перенесении нашей теологии в повседневный опыт.

Применение на практике учения об оправдании верой

Его можно достаточно легко понять, изучая диалог между Христом и богатым молодым правителем, записанный в Лк. 18:18-23. Однажды некий юноша пришел к Иисусу и спросил: «Учитель благий! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Может быть, он полагал, что знал ответ на свой вопрос, но чувствовал, что кое-что упустил; может быть, внутреннее чутье подсказывало юноше, что в его жизни есть какой-то изъян. Если так, то кого, как не называющего Себя Мессией, лучше всего спросить о своих сомнениях?

Иисус ответил на вопрос, указав юноше на закон: «Знаешь заповеди: „не прелюбодействуй», „не убивай’1, „не кради», „не лжесвидетельствуй», „почитай отца твоего и матерь твою»» (ст. 20). В ответ молодой человек высказал то, что можно услышать от множества адвентистов седьмого дня по всей земле: «Все это соблюл я от юности моей» (ст. 21).

В теологической сфере своего поверхностного опыта юноша видел себя человеком, который понимает праведность через веру. Но он не был готов принять следующие слова из уст Спасителя, а именно: наставление, которое должно было испытать его исповедание как человека, соблюдающего заповеди. «Еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною» (ст. 22). В Писании сказано, что юноша, «услышав сие, опечалился, потому что был очень богат» (ст. 23).

Многие ли из нас, претендующие на соблюдение заповедей Божьих и якобы имеющие веру Иисуса, готовы сегодня по просьбе Господа оставить все, что есть у нас в этом мире? Нам нужно обдумать данный вопрос серьезно и честно, ибо он является испытанием нашего исповедания праведности по вере. Готовы ли мы воистину оставить богатство, положение, а также личные мнения и амбиции, даже близкие отношения с теми, кого мы любим, если Божье дело потребует этого от нас? Возросли ли мы в нашем опыте настолько, чтобы отказаться от мыслей и планов относительно нашей жизни и смиренно просить у Господа Его руководства? Если мы не можем ответить на поставленные вопросы положительно, значит, не являемся истинными исполнителями заповедей, независимо оттого, каким является наше исповедание. Поскольку в нашей жизни еще преобладает своеволие, мы нарушаем первую великую заповедь: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею» (Мк. 12:30).

В книге Наглядные уроки Христа ясно показано состояние, которое должны испытать все, претендующие на обладание даром праведности: «В притче жемчужина не представлена как дар. Купец купил ее, отдав все, что он имел. Многие находят здесь противоречие с тем, что Сам Христос представляется в Писании как дар. Христос, конечно же, есть дар, но только для тех, кто сам отдал Ему без остатка, себя, свою душу, тело и дух… Когда мы таким образом полностью предаемся Христу, Он также отдает Себя нам со всеми сокровищами небес. Тогда мы получаем жемчужину огромной ценности. Спасение является даром, и вместе с тем оно должно покупаться и продаваться… Мы не можем заслужить спасение, но мы должны стремиться к нему с такой настойчивостью и жаждой, что готовы были бы отказаться от всего в мире ради его обретения» (с. 116, 117).

Распятые со Христом

Но полное подчинение своего «я» есть самое трудное для падших человеческих существ. Фактически мы не можем сделать его своей силой. Чтобы подобное подчинение произошло, мы должны обрести сверхъестественную силу. Но где мы найдем такую силу? Ин. 12:32 отвечает нам на этот вопрос: «И когда Я вознесен будут от земли, всех привлеку к Себе». Если мы будем взирать на жертву, принесенную нашим Спасителем на Голгофском кресте, то сверхъестественным образом получим силу, необходимую для самопожертвования.

Апостол Павел многое написал на эту тему. Распятие со Христом было источником силы в его жизни и учении. Он заявлял: «Зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха» (Рим. 6:6, 7).

Библия учит, что хотя Христос был Вечным Богом, Он оставил славу Небес и стал человеком (см. Флп. 2:6-8). Он жил среди нас жизнью труда и самопожертвования, пока не настал час, ради которого Он пришел, — час Голгофе ко го креста (см. Ин. 12:27-31). Перед тем как идти на крест, Он часть ночи провел в саду, молясь за Себя (см. Мк. 14:36). Казалось, Он боролся и умолял за Свою собственную жизнь. Что же случилось с этим Богочеловеком? Ответ должен потрясти каждого из нас своей духовной реальностью. На безгрешного Христа было возложено наказание за нашу греховность, и Он понес наши грехи.

Христос очень хорошо знал, что наказание за беззакония человека — вечное разделение с Небесным Отцом. Сатана также понимал это и с ужасающей силой давил на разум Спасителя. «Когда Христос почувствовал, что Его единство с Отцом прервалось, Он начал опасаться, что Его человеческое естество не вынесет предстоящей борьбы с силами тьмы… Когда Христос размышлял о предстоящей битве, Его душа наполнялась страхом. Его пугала мысль о разделении с Богом. Сатана внушал Ему, что, если Он станет поручителем за грешный мир, это разделение будет вечным. Его причислят к царству сатаны, и никогда не осуществится Его единение с Богом» (Желание веков, с. 686, 687).

Несмотря на столь ужасный риск, Христос решил осуществить план, который Бог принял еще до сотворения мира. Приняв на Себя греховное человеческое естество, Христос сделал самое удивительное — Он вознес эту природу на крест, приготовленный для грешников, и, умирая, предал эту природу смерти. «Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились… И Господь возложил на Него грехи всех нас» (Ис. 53:5, 6).

Здесь — таинственный Источник, из него мы можем черпать духовную силу. На кресте было распято наше греховное духовное естество, которое мы унаследовали от падшего Адама и из-за которого подверглись игу рабства. Верой мы должны принять эту истину и считать себя мертвыми. Поскольку это принятие совершается верой, мы должны верить в него, несмотря на то, что не можем этого видеть (см. Евр. 11:1).

Хотя посредством веры ветхое, эгоистичное человеческое естество распято, оно еще продолжает вести борьбу. Но чего можно ожидать от уже однажды распятого? Два разбойника, осужденные на смерть и висевшие на крестах рядом с Иисусом, символизируют реакцию греховного человеческого естества на распятие. Оба ведут борьбу.

Однако один из них нашел мир даже перед лицом смерти. Другой был оставлен страдать сам за себя. Один распял свою греховную природу, а другой был распят этой природой. Оба пошли на крест, и оба испытали смерть.

Можем ли мы ожидать для себя чего-либо меньшего? Хотя мы в состоянии принять жертву Христа ради нас, нам еще следует испытать распятие. «Павел понимал освящение как постоянную борьбу с собой. Он писал: „Я каждый день умираю». Его воля и желания каждый день вступали в противоречие с долгом и волей Божьей. Вместо того чтобы следовать своим наклонностям, он исполнял волю Божью, как бы больно это ни было для распинаемой таким образом плоти» (Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 299). Такими же должны быть наше отношение и наш опыт.

Мы обязаны спросить себя: нет ли в нашей жизни чего-либо такого, что наша греховная природа особенно любит и за что она цепляется? Какая-либо греховная мысль? Привычка или невоздержание в еде? Какая-нибудь наклонность? Все, что держит нас в узах греховного рабства? Мы имеем шанс распять это! Если мы ищем более глубоких взаимоотношений с Богом, Он даст нам силу одолеть греховность. Мы можем сказать с Павлом: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2:19, 20).

После того как мы рассказали Богу о нашем желании распять нашу ветхую природу, нам нужно трудиться вместе с Ним, чтобы претворить свое желание в жизнь. Подобно тому как Христос верой воскрес из мертвых, так и мы должны верой воскреснуть к обновленной жизни. Мы обязаны дисциплинировать свой ум, чтобы откликнуться на призыв, обращенный к христианам две тысячи лет назад: «Итак, если вы воскресли Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге» (Кол. 3:1-3). Ключевая мысль приведенного отрывка заключается в том, что нам не следует привязывать себя к ценностям этого мира.

Тогда спросим себя еще раз: «Нет ли в этой жизни чего-либо, что я не могу отдать ради Христа?» Помните, как Он Сам сказал: «Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную» (Ин. 12:25). Это значит жить праведно по вере.

Мы должны испытать этот опыт, если хотим устоять во время окончательного просеивания. Вокруг нас будет рушиться всякая земная поддержка. Поэтому нам надо быть готовыми и желать все отдать за дело нашего Христа. Во время окончательного просеивания каждый из нас встретится с подобным испытанием. Готовимся ли мы, чтобы устоять?