Глава 11. Реформа остатка

Независимые движения пополняют свои ряды за счет слабых и неосведомленных членов Церкви. Люди, недавно принявшие крещение, также являются излюбленным объектом внимания.

Вскоре после моего присоединения к Церкви адвентистов седьмого дня мы с женой познакомились с несколькими семьями, у которых были напряженные отношения с Церковью. По иронии судьбы один из этих людей фактически первый познакомил меня с произведениями Елены Уайт. Хотя мой пастор рассказывал о ее служении и я слышал, как другие цитировали ее на уроках субботней школы, но именно этот брат помогал мне и поощрял меня изучать советы Духа пророчества лично. Нет нужды говорить, что прошло совсем немного времени, и я начал замечать противоречия между тем, какой должна быть Церковь, и тем, в каком состоянии она фактически находилась.

Когда я поделился своими новыми мыслями на уроке субботней школы, к сожалению, не совсем в корректной форме, большинство членов Церкви отреагировало отрицательно. В итоге мы с женой начали испытывать напряженные отношения с Церковью, которая совсем недавно приняла нас в свои объятия.

Чувствуя наметившийся разрыв, мы начали искать Господа в молитве, чтобы получить ясность в этом вопросе. В течение нескольких месяцев произошли два важных события. Во-первых, один из моих вновь обретенных друзей начал публично осуждать адвентистскую Церковь и называть ее Вавилоном. Во-вторых, я случайно оказался на трапезе, устроенной организованным ответвлением Церкви, где на «десерт» была подана теория о том, что адвентизм — это Вавилон. По воле Провидения примерно в это время я начал читать новую книгу, появившуюся в моей библиотеке, — Свидетельства для проповедников. Первая глава под названием «Церковь — не Вавилон» убеждала меня, что ложное суждение о нашей деноминации, в конце концов, приведет к дьявольскому заключению, будто Церковь АСД действительно является Вавилоном. Тогда я начал понимать, что должен способствовать разрешению этой проблемы, а не становиться ее частью. Свидетельства для проповедников показали мне и моей жене новые возможности в сфере церковных взаимоотношений.

Подобно Павлу, мы начали смотреть на Церковь как на «Иерусалим… матерь всем нам» (Гал. 4:26). Важно, чтобы мы видели взаимоотношения с Церковью глазами Господа. Хотя мать может

быть несовершенной, хотя она часто делает ошибки, отец не хочет, чтобы его дети унижали и презирали ее. Нам необходимо понимать, что если даже мать пытается исполнять роль блудницы, любовь нашего Отца, как драматично показано нам на примере Осии, всегда готова выкупить ее обратно. Таким же образом, на тех людях, чьи взаимоотношения с их духовной матерью приведут к ее восстановлению и созиданию, покоится Дух Отца. Да, могут наступить времена, когда мы должны будем обсуждать проблемы матери, но, имея благочестивое желание исцелить ее, мы можем ее только ранить (см. Ос. 6:1).

Елена Уайт неоднократно говорила нам, что Церковь адвентистов седьмого дня очистит преобразование. Но многих смущает вопрос, каким образом Бог осуществит это преобразование. И если рассуждать детальнее, случится ли это в рамках организованной Церкви, или Господь призовет остаток, чтобы отделить его и через него совершить необходимое преобразование? Ответ на данный вопрос чреват вечными последствиями для каждого адвентиста седьмого дня, и он должен быть внимательно изучен.

Отделение?

Нам необходимо уяснить тот факт, что, совершая в прошлом необходимую реформу, Бог использовал оба метода. Отделение верного остатка от отпавшего народа Божьего исторически произошло в ходе отделения верующих христиан от иудаизма. Вновь подобное случилось во дни протестантской Реформации, когда люди, подобные Лютеру, Цвингли и Кальвину, оставили римско-католическую Церковь. Даже в час своего скромного зарождения сама Церковь адвентистов седьмого дня последовала этому образцу реформы во время миллеритского движения.

Поскольку Бог за последние два тысячелетия предпочитал совершать реформу именно таким образом, многие в настоящее время принимают как само собой разумеющееся, что и с адвентистской Церковью Он будет поступать подобным образом. Поэтому многие люди, претендующие на то, что они являются частью истинного Божьего реформационного движения в эти последние дни, начали покидать организацию адвентистов седьмого дня.

Остаток внутри

Но нам нужно учесть, что в прошлом Бог совершал реформу также и через тех, кто оставался в уже учрежденном и организованном теле народа Божьего. Он наставлял верных людей трудиться внутри Церкви, а не вовне ее. Наглядным тому примером служит реформа во времена Ездры. Этот человек Божий изучал и верно передавал Божественные советы своему народу. Елена Уайт говорит, что «это и положило начало великой преобразовательной работе». Метод, который использовал Ездра в своей работе, «может послужить уроком для тех, кто занимается преобразовательной работой» (Пророки и цари, с. 622,623).

История Божьего народа во время Исхода предлагает другой ясный пример. Хотя Его народ постоянно противился, Господь неустанно трудился изнутри, чтобы сделать их способными овладеть обетованной землей. Моисей понимал Божий план для Его народа и не стал организовывать из числа соплеменников верную группу, чтобы начать новое движение. Он знал, что такой курс действий не только не принесет славы Божьему имени, но, напротив, его опорочит (см. Чис. 14:11-20). Комментируя это событие, Елена Уайт писала: «Моисей тогда был испытан и проверен Богом. Оставить Израиль? Отделиться от евреев и оставить их в состоянии восстания и греха? Нет, никогда» (Ревью энд Геральд, 3 октября 1893 г.). Поймем ли мы, подобно Моисею, что прославление Бога среди необращенных народов зависит от того, как Бог поступает с адвентистским народом, который Он избрал называться Его именем? Последуем ли мы примеру верности Моисея, или с теми немногими, кого мы считаем верными, изберем курс отделения?

В результате решения Моисея Бог сделал самое удивительное. Он просеял неверных в пустыне и через Своих верных детей повел то же самое общество сынов Израилевых, которое оставило Египет, в землю, обещанную Им их отцам.

Но имеет ли странствование и опыт этой ранней Церкви Исхода аналогичное значение для адвентистской Церкви? «История жизни Израильского народа в пустыне записана для блага Израиля Божьего до конца времени… То, что довелось пережить евреям, явилось для них школой, в которой они готовились к жизни в обетованном Ханаане. Бог желает, чтобы Его народ, живущий в наше время, со смиренным сердцем и готовностью учиться извлек для себя определенный урок из тех испытаний, через которые прошел древний Израиль, чтобы приготовить себя для небесного Ханаана (Патриархи и пророки, с. 293).

Отвеченный вопрос

Итак, снова спросим себя: какой вид реформы Бог совершит в Церкви адвентистов седьмого дня? Покинет ли остаток организованную Церковь в результате просеивания, или Бог освятит остаток внутри адвентистской Церкви и посредством его верности просеет и очистит Церковь от зла? Разумеется, Бог не желает оставить Свой народ в неведении относительно такого важного вопроса.

Господь ясно говорит нам, каким образом Он поведет адвентистский народ и почему Он избрал именно этот курс. Каждый адвентист седьмого дня должен тщательно и с молитвой размышлять об этом Божественном наставлении. Сегодня совсем не время для поверхностного чтения.

После цитирования 14-й главы Книги Чисел вестница Господня говорит: «Обратите внимание на все содержание данной главы и усвойте имеющийся в ней урок для современного Израиля. Все это написано в наставление нам, достигшим последних веков. Мы видим неверие и упорное сопротивление тех, кто имел великий свет, и, хотя доказательств было достаточно, они продолжали сопротивляться… Но Господь никогда не говорил нам о том, что Он распустит Церковь. У нас никогда не было пророчества относительно Вавилона, примененного к Церкви адвентистов седьмого дня, не было и информации о том, что «громкий клич» заключается в призыве к народу Божьему выйти из Церкви, ибо это не Божий план относительно Израиля… Можно ли теперь назвать истинной весть о том, что народ, для которого Бог сделал так много, является Вавилоном? Ад ликовал бы, если бы подобная весть была принята, и весь мир ожесточился бы в беззаконии. Все обвинения, направленные сатаной против характера Божьего, оказались бы верными и было бы сделано заключение, будто Бог не избирал и не организовывал церкви в мире. О, как ликовал бы сатана и его греховное сборище! Бог не действует подобным образом» (Ревью энд Геральд, 3 октября 1893 г.).

«Громкий клич», упомянутый в этом высказывании, еще зазвучит в будущем. Вестница Божья ясно говорит нам, что, когда это произойдет, не прозвучит такая весть, будто наша Церковь — Вавилон и будто Божьи верные должны оставить ее.

Вот где содержится ответ! Бог не собирается избирать другой канал, чтобы трудиться через него независимо от «Своей избранной и организованной в мире Церкви» — то есть Церкви адвентистов седьмого дня. Верим ли мы в пророческий дар Елены Уайт? Многие клянутся, что верят, и даже заявляют, что придерживаются того, чему учит Дух пророчества, однако как раз в этом вопросе они спотыкаются. Отделяя себя от адвентистской Церкви, они избирают курс, следуя которым они наполняют ад ликованием. Таким образом, сомневающиеся фактически аннулируют пророческий дар, хотя на словах поддерживают его.

Бог дал нам пророческий дар, чтобы помочь в созидании Церкви (см. Еф. 4:10, 11). Однако кое-кто из нас лишает этот дар силы, используя его для разделения Церкви (см. Свидетельства для проповедников, с. 51). Они придают другой смысл таким терминам, как Церковь и просеивание. Когда люди принимают новые определения, произведения Елены Уайт становятся орудием, уводящим их прямо из Церкви. Это одно из последних обольщений сатаны, которое он использует против Церкви адвентистов седьмого дня (см. Избранные вести, кн. 1, с. 48).

Если мы не должны отделяться от адвентистской Церкви, то как нам следует относиться к ее погрешностям и недостаткам? Бог ясно наставляет нас по этому вопросу: «На примере Моисея, умолявшего за сынов Израилевых, нам показана позиция, которую мы должны занимать в отношении народа Божьего, каким бы заблуждающимся, слабым и несовершенным он ни был» (Ревью энд Геральд, 3 октября 1893 г.). Слова «каким бы» говорят о многом. Ими испытывается наше терпение, и долготерпение, чтобы увидеть, каким будет наше отношение к нуждающимся — человеческого или Божественного происхождения.

С отношением Моисея к людям созвучны следующие слова Елены Уайт: «Закваска благочестия еще не утратила своей силы. В минуту величайшей опасности и упадка Церкви небольшая группа людей, стоящих во свете, будет воздыхать и взывать к Богу о мерзостях, совершающихся на земле. Но особенно ревностно они будут молиться о Церкви, потому что ее члены поступают по обычаям мира… Люди, которые не печалятся по поводу собственного духовного упадка и не скорбят о чужих грехах, останутся без Божьей печати» (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 209-211). «Ходящие во свете увидят знамение надвигающейся опасности, но они не должны спокойно и беззаботно ожидать гибели этого мира, утешая себя верой в то, что Бог укроет Свой народ в день бедствия. Это далеко не так. Народ Божий должен осознать, что его долг — ревностно трудиться для спасения ближних и с твердой верой обращаться к Богу за помощью» (там же, с. 209).

Служение остатка

Умоляете ли вы Бога о тех, кто поступает недостойно, будучи членом адвентистской Церкви? Трудитесь ли вы прилежно ради их спасения? Или вы используете их погрешности и недостатки как причину, позволяющую оставить Церковь? На что вы больше тратите времени: чтобы исследовать и обсуждать недостатки собратьев или говорить им об Иисусе? Если на первое, то без промедления взыщите Бога, чтобы иметь правильный духовный опыт, который находится только во Христе. Он оставил совершенную славу небесных чертогов, чтобы прийти на нашу оскверненную грехом планету и спасти деградировавших и падших. Но Христос сохранял Свою чистоту среди падших. Его мысли постоянно сосредоточивались на совершенном и чистом характере Его Небесного Отца. Он также молился о том, чтобы и мы в характере были едины друг с другом, как Он един с Его Отцом.

В настоящее время Он призывает Своих верных слуг оставаться в Его ошибающейся Церкви. Не с той целью, чтобы присоединиться к ее грехам, но чтобы спасти как можно больше людей от этих грехов. Хотя мы свой выбор останавливаем на том, чтобы оставаться с Церковью, где изобилует грех, нам нет нужды питаться тем недобрым и разочаровывающим, что мы замечаем вокруг нас. Мы имеем возможность укоренять наши мысли и размышления в том, что чисто и любезно. «Мы должны освободить наши мысли от всяких жалоб и желания выискивать недостатки в ближних. Не будем же постоянно смотреть на подмеченные недостатки… Если мы желаем иметь правильные отношения с Богом, то должны взирать на непреходящие ценности — чистоту, славу, силу, доброту, нежность, любовь, которые Бог дарует нам. Если мы будем смотреть именно таким образом, наши мысли будут настолько сосредоточиваться на этих вечных ценностях, что у нас не будет желания выискивать недостатки в ближних» (Разум, характер и личность, т. 2, с. 789).

Идет борьба за наш разум. Прекратим же с неистовостью копаться в грехах братьев. Вместо этого будем лучше искать недостатки в самих себе и молиться Богу, чтобы Он избавил нас от них Своею силой. «Посмотрите на свои собственные недостатки. Лучше найти один недостаток у себя, чем десять у вашего брата» (В небесных обителях, с. 178). Будем же непрестанно стремиться к обретению праведности Христа для самих себя, постоянно взирая на Него, независимо от обстоятельств, встречающихся на нашем пути, а затем будем ревностно трудиться, чтобы привести окружающих к обретению этого опыта. Только так мы должны готовить себя и ближних к великому просеиванию, которое станет самым серьезным испытанием для нашей Церкви за всю ее историю.

Пусть Бог поможет нам приготовиться к просеиванию среди Божьего народа.