Глава 12. Адвентизм в пустыне

До сих пор мы тщательно рассматривали, какое влияние окажет просеивание на Церковь Адвентистов седьмого дня и ее членов. Мы внимательно исследовали эту тему в свете Священного Писания и трудов Елены Уайт. Теперь же хотелось бы сосредоточить внимание на Церкви и ее борьбе с силами тьмы и проанализировать этот аспект с пророческой перспективы. История Церкви Исхода в пустыне является поразительным пророчеством прошлых, настоящих и будущих опытов адвентистской Церкви в эти последние дни. Сравнивая опыты этих двух церквей, мы увидим окончательные результаты просеивания среди Божьего народа.

Апостол Павел ясно учил, что движение Исхода было прототипом или символом Божьего народа в последние дни. После обсуждения в 1Кор. 10:1-10 как благословений, так и неудач этой ранней Церкви он добавил в 11-м стихе: «Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков».

Елена Уайт также сравнивала эти два периода: «История жизни израильского народа в пустыне записана для блага Израиля Божьего до конца времени… Бог желает, чтобы Его народ, живущий в наше время, со смиренным сердцем и готовностью учиться извлек бы определенный урок из тех испытаний, через которые прошел древний Израиль, чтобы приготовить себя для небесного Ханаана» (Патриархи и пророки, с. 293). Помня об этом, будем изучать опыты Израиля и применять изученное в нашем следовании в небесный Ханаан.

Сравнения

Мы начнем с установления нескольких аналогий между движением Исхода и адвентистским цвижением, помня, что первое является прототипом последнего.

1. Бог вызвал оба движения из Египта, первое из буквального Египта, второе — из духовного Египта, или Вавилона (Исх. 2:10-12; Откр. 18:4).

2. Оба движения пережили борьбу в пустыне на пути в землю, которую Бог обещал им, первое — в буквальный Ханаан, второе — в небесный Ханаан (Втор. 8:15; Откр. 12:17).

3. Оба движения возникли во исполнение пророчеств, содержащих определенное время (Быт. 15:13-16;Дан. 8:14).

4. Суббота является знамением и испытанием верности обоих движений (Мез. 20:12, 19, 20; Откр. 14:1, 7, 12).

5. Оба движения получили наставление через служение во святилище (Евр. 8:5; Исх. 25:40; Дан. 8:14; Евр. 9:24; Откр. 14:7).

6. Господь избавил первое движение из Египта в полночь; окончательное избавление второго также произойдет в полночь (Исх. 12:29-31; Ранние произведения, с. 285).

7. Ангел смерти прошел мимо тех, кто помазал дверные косяки и перекладины кровью агнца, символизирующей праведность Христа применительно к жизни верующего остатка (Исх. 12:21-23; 1 Кор. 5:7; Патриархи и пророки, с. 277).

8. Оба получили весть о реформе (Исх. 20; Свидетельства для Церкви, т. 9, с. 158).

9. Оба пострадали изнутри от присутствия необращенных «пришельцев между ними», которые принесли им много скорбей (см. Чис. 11:4; Свидетельства для проповедников, с. 45, 46).

10. Бог вел обоих посредством дара пророчества через слуг, чье служение было больше, чем служение пророка (Чис. 12:2-8; Избранные вести, кн. 1, с. 31-36).

11. Обоим пророкам была показана обетованная земля, и оба упокоились в могиле (Втор. 34:1-5; Ранние произведения, с. 17-20; см. так же Краткие очерки жизни, с. 444, 445).

Теперь, установив основные аналогии, мы хотим обратить внимание на два особых события

Исхода, которые имеют свои аналоги в адвентистском движении. Это два отступления в Кадес-Варни и Ваал-Фегоре, представляющие главные попытки сатаны рассеять Божий народ и помешать израильтянам осуществить Божье обетование относительно овладения ими землей Ханаанской.

Отступничество в Кадес-Варни

Когда израильтяне расположились станом у горы Синай, Бог повелел им: «Полно вам жить на горе сей! Обратитесь, отправьтесь в путь… в землю Ханаанскую… Пойдите, возьмите в наследие землю, которую Господь с клятвою обещал дать отцам вашим» (Втор. 1:6-8). Господь намеревался ввести евреев прямо в обетованную землю, но, ко- гда они дошли до Кадес-Варни, расположенного на южной границе, их вера поколебалась. Евреи не доверились полностью Богу и Его обетованию. Как записал Павел, «итак, видим, что они не могли войти за неверие» (Евр. 3:19).

Их промедление было занозой, которая быстро нагноилась и переросла в открытое восстание против Господа и поставленных Им руководителей. После того как Он известил израильтян о , предстоящем 40-летнем странствовании по пус-( тыне, они пытались войти в землю, полагаясь на свои силы, но хананеи одержали над ними победу в сражении (см. Чис. 14:34, 40-45). Поражение донесло до сознания евреев тот факт, что их 40-летнее наказание действительно стало реальностью. Бог также сказал им, что никто в возрасте Ю лет и старше из оставивших Египет, за исключением Халева и Иисуса Навина, не войдет в обетованную землю (ст. 29, 30). Их мечты об обетованной земле мгновенно стали мыслями о пыльных могилах в пустыне. Осознание собственной участи сделало их более отчаянными и толкнуло к величайшему отступлению за все время их странствования.

В восстании, которое возглавили Корей, Дафан и Авирон, участвовали 250 других руководителей и много тысяч простых людей. Восстание было направлено против Моисея и Аарона — вождей, которых поставил Сам Бог. Отступление привело к гибели восставших и оправданию Богом поставленных вождей.

Аналог нашего времени

Чрезвычайно важно, чтобы мы изучили подробности восстания Корея, потому что оно имеет прямое сходство с историей Церкви адвентистов седьмого дня и со всем происходящим среди нас в наши дни. Вскоре после того, как наши пионеры подошли к их Синаю и получили свет относительно закона и святилища, Господь призвал нас как народ войти посредством веры в небесный Ханаан. На сессии Генеральной конференции в 1888 году Господь дал нам весть о праведности по вере, и эта весть принесла с собой силу Святого Духа в частичном излитии позднего дождя. Бог, по сути, сказал: «Встаньте и овладейте доброю землею „не воинством и не силою, но Духом Моим»» (Зах. 4:6).

Могло ли случиться так, чтобы встреча в Миннеаполисе привела адвентистское движение к его Кадес-Варни? Труды Духа пророчества ясно показывают, что так оно и было. В годы, предшествующие 1888 году, в наших публикациях появились вести с целью приготовить Церковь АСД к тому, что Бог хотел вскоре открыть.

1879 — «Сейчас мы находимся у самых границ вечного мира» (Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 306).

1882 — «Близок конец всему» (там же, т. 5, с. 16).

1885 — «Мы стоим на самом пороге вечного мира» (там же, с. 460).

1885 — «Перед нами простирается вечность. Скоро приподнимется занавес» (там же, с. 464).

Мы, адвентисты, как никогда прежде нуждаемся в изучении нашей прошлой истории, особенно того, что произошло на Миннеаполисской конференции. Хотя там присутствовали Халевы и Иисусы Навины — люди, принявшие эту весть, в большинстве мы как народ отвергли драгоценную весть о праведности через веру (см. Свидетельства для проповедников, с. 89-98). Мы видим, что именно поэтому мы не вошли в то время в небесный Ханаан. Несколько лет спустя Елена Уайт подробно изложила, что могло бы произойти. «Если бы народ Божий выполнял Божье намерение, возвещая миру весть милости, то Христос уже пришел бы на землю и святых радушно приняли бы в Божьем городе» (Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 450).

В письме, датированном 7 декабря 1901 года, она заявила: «Только неверие, мирская природа, неосвященность и раздоры среди людей, провозглашающих себя народом Господа, удерживают нас в этом мире греха и печали в течение столь многих лет» (Евангелизм, с. 696).

Как восстание Корея быстро последовало за разочарованием в Кадес-Варни, так вскоре после Миннеаполисской конференции адвентистское движение столкнулось с отступлением. Подобно восстанию Корея, аналогичное отступление было прямым вызовом руководству адвентистской Церкви. Это отступление, руководимое доктором Джоном Харви Келлогом, бросило открытый вызов авторитету Генеральной конференции и отстранило некоторых известных лидеров, включая А. Т. Джоунса и Е. Д. Ваггонера. Подобно тому как суды Божьи и голос Моисея наконец прекратили восстание Корея, так и суды, выразившиеся в уничтожении огнем наших учреждений в Батл-Крике и открытое обличение отступления Еленой Уайт наконец приостановило опасность, угрожающую Церкви (см. Избранные вести, кн. 1, с. 193-208).

Особые свидетельства, серия Б, № 7 показывают нам, в какой степени это противление поставленным Божьим служителям, произошедшее в начале XX столетия, применимо к нашим дням: «Вскоре станет совершенно ясно, что великое отступление будет развиваться, разрастаться, укрепляться и продолжаться до пришествия в великой славе Господа с небес» (ст. 57). В контексте это утверждение соотносится с восстанием Келлога против лидеров адвентистской Церкви. Оно говорит нам, что этот вызов будет усиливаться до Второго пришествия.

Разве мы своими глазами не видим буквальное исполнение данного пророчества? Сегодня как никогда раньше целые группы людей смело заявляют, что стоят на страже нашей веры, и одновременно бросают громы и молнии в поставленных Богом руководителей на всех уровнях. Недовольные люди говорят нашему народу, будто руководство держит неправильный курс, и это мешает адвентистскому народу войти в его вечный дом. Другими словами, они подобно Корею и его сообщникам говорят: «Все общество свято, поэтому возьмем дело в свои руки и закончим его» (см. Чис. 16:1-3).

Разве не видно, что такие внушения — лишь одно из предложенных сатаной блюд отступничества? Неужели мы как Божий избранный народ настолько разочарованы и в то же время настолько духовно надменны, что, подобно людям, присоединившимся к Корею, желаем потерять наши души из-за нашего отступничества? Упаси Боже!

«Факты, относящиеся к Корею и его сообщникам, восставшим против Моисея, Аарона и против Иеговы, записаны для предостережения Божьего народа, особенно тех, кто живет на земле близко к концу времени» (Духовные дары, т. 4 а, с. 36).

Одним из этих фактов является расцветший жезл Ааронов. Вспомните. Заставив расцвести сухую палку, Бог продемонстрировал Свою поддержку тех руководителей, которых многие считали духовно безжизненными. Бог определил, чтобы символический жезл был помещен в ковчег завета, где уже лежали каменные скрижали, дабы сохранить его для другого времени и для другого движения (см. Евр. 9:4).

Вместе с законом перед нами предстает духовный урок, связанный с жезлом Аарона. Господь желает, чтобы мы осознавали один очень важный факт: в эти последние дни избранные Им руководители на земле — несовершенные люди. Однако Он также хочет, чтобы мы осознали, что Он стоит за теми, кого избирает, даже если мы считаем их духовно мертвыми. Эти принципы Божьего правления возвышаются над несовершенными людьми, занимающими ответственное положение. Через них Господь испытывает нас, как Он испытывал Давида, чтобы увидеть, поднимем ли мы руку на помазанных Господа.

Причина восстания

Но что же все-таки служит основой таких хорошо организованных восстаний? Вновь возвратимся к первому восстанию Люцифера. Сатана стремился свергнуть Божье правление на небесах, и он продолжает бросать вызов авторитету установленного Богом, хотя и несовершенного правления на земле — Божьей Церкви.

«В восстании Корея в уменьшенном масштабе проявились действия того духа, который привел к восстанию сатаны на небе. Гордость и честолюбие привели Люцифера к недовольству правлением

Божьим и к попытке свергнуть порядок, установленный на небе. После своего падения он поставил перед собой цель — возбуждать в людях тот же дух зависти и недовольства, те же притязания на положение и славу. Таким же образом он воздействовал на Корея, Дафана и Авирона, насаждая в них честолюбие, зависть, недоверие и мятежные чувства. Сатана заставил их отвергнуть Бога как своего вождя, вынудив отвергнуть людей, назначенных Им. Ропща против Моисея и Аарона, они хулили Бога и при этом настолько заблуждались, что считали себя праведными, а тех, кто добросовестно обличал их грехи, — орудиями сатаны.

Разве и сегодня не существуют те же пороки, которые явились главной причиной гибели Корея? Гордость и честолюбие широко распространены, и когда люди вынашивают в себе эти чувства, они открывают дверь зависти, начинается борьба за превосходство, душа удаляется от Бога и бессознательно становится в ряды приближенных сатаны. Подобно Корею и его сообщникам, многие даже из так называемых «последователей Христа» строят различные планы и так усердно добиваются собственного возвышения, что, желая обрести сочувствие и поддержку, готовы извращать истину, в ложном свете выставлять слуг Божьих и даже обвинять их в низких и эгоистических стремлениях, которые руководят ими самими. Упорно настаивая на своей лжи вопреки всем доказательствам, они наконец убеждают себя, что это правда. Пытаясь разрушить доверие народа к людям, назначенным Богом, они искренно считают, что поступают правильно и совершают работу Божью» (Патриархи и пророки, с. 403, 404).

Итак, мы видим, что сатана вплотную участвует в деле отступничества. Но прежде чем атаковать, он упорно выжидает, когда среди людей созреют подходящие условия. «Евреи не желали покориться повелениям и ограничениям Господа. Они не могли покорно относиться к запретам и не хотели принимать обличение. В этом-то и была причина их ропота против Моисея» (там же, с. 404).

Такое же состояние, существовавшее сразу после 1888 года, вызвало отступничество Келлога, и такое же беспокойство таится среди нас еще сегодня. Мы устали и хотим домой. Однако, не желая привнести в нашу повседневную жизнь праведность Христа, мы, подобно евреям, пытаемся овладеть землей своими стараниями, своими усилиями. В глубине сердца мы сознаем, что действуем неправильно, но стараемся достичь своей цели любой ценой, полагаясь на ложную праведность, будто она спасет нас. Одно только теоретическое познание Христа не удовлетворит существующую в сердце нужду в Нем. Когда другие люди пытаются помочь нам, показывая наш самообман, мы становимся беспокойными, непокорными и настраиваем себя против всякого обличения. Такое состояние служит благоприятной почвой для семян зависти, ревности, злых подозрений, горделивой мстительности в отношении тех, кто находится в правильных отношениях с Господом, как было с Саулом и Давидом. Такие семена, однажды посеянные и взращенные, в конце концов принесут плод открытого восстания и приведут к непростительному греху (см. Патриархи и пророки, с. 405).

Подлинная сила и природа восстания открыла себя в реакции людей на уничтожение Корея и его последователей. После того как по воле Господа земля поглотила главных зачинщиков восстания, что указывало на Его явное неодобрение их образа действий, люди, поддерживавшие восставших, пришли на следующий день к шатру Моисея и обвинили его в уничтожении тех, кто еще казались им святыми. Комментируя это событие, Елена Уайт писала: «Я сомневаюсь, что подлинное восстание вообще излечимо» (Библейский комментарий ЛСД, Комментарии Елены Уайт, т. 1, с. 1114). Почему ее высказывание настолько пессимистично? Потому что, «братья, вы имеете дело не только с людьми, но с начальствами и властями» (там же, с. 1114, 1115). Библия провозглашает: «Ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство» (/ Цар. 15:23). Имея дело с людьми, поддавшимися мятежному духу, вы фактически сталкиваетесь с самой силой спиритизма. Вот почему много раз люди, вовлеченные в восстание, могут сознаваться в своей неправоте, а затем возвращаться туда же. Только Христос в состоянии разорвать эти чары, ибо только Он имеет власть над силами тьмы.

Потрясающей является истина о том, что все мы как падшие существа заражены смертельным вирусом, называемым мятежным духом.

«Сам воздух, которым мы дышим, насыщен мятежом и отступничеством. Они будут оказывать свое действие на нас, если мы верою не вручим нашу беспомощную душу Христу» (там же, с. 1114). Но если мы и заражены, нам нет необходимости поддаваться этому вирусу. Хотя по природе мы мятежники, сила Иисуса Христа помогает нам сдерживать таящееся в нас зло. Кроме того, когда мы пытаемся освободить людей, опутанных сетями такого восстания, мы должны с молитвой следить, чтобы самим не оказаться под их вредным влиянием (см. / Кор. 10:12). Только любовь Христа, явленная Его последователями, способна возвратить упрямое, своенравное сердце.

В пустыне

После происшествия в Кадес-Варни израильтяне двинулись в пустыню, чтобы в конце концов пострадать от змеиных укусов. Казалось, что Бог оставил их. В своих сердцах евреи тосковали по Египту.

Елена Уайт писала об адвентистском народе: «Церковь отвернулась от Христа, своего Предводителя, постоянно движется назад, в сторону Египта» (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 217). Не таково ли сегодня наше состояние? Следование за Христом требует постоянного отречения от наших наклонностей и неукоснительного исполнения нашего долга перед Богом. Но это болезненный процесс.

Египет позволяет нам потворствовать нашему аппетиту, нашим помыслам, словам и поступкам. Однако, уступая им, мы получаем только смертельный укус змея. Поэтому следует удвоить наше желание посвятить жизнь молитве, исследованию и самоотречению. Нам следует научиться через постоянное размышление о жизни нашего Спасителя сосредоточивать свой взгляд на медном змее, прикрепленном к шесту. Тогда Его праведность войдет в саму нашу жизнь, и мы обретем новую надежду в нашем безнадежном состоянии.

Хотя странствующие израильтяне повернули к Египту, они не вернулись туда, но умерли в пустыне. Это событие верно символизирует опыт всех, кто искренне принял адвентистскую весть, но затем в своем сердце пытается вернуться в Египет. Разве смогут они наслаждаться миром, как наслаждались им до встречи со Христом? Люди могут опять соскользнуть в мир, но они никогда уже не останутся теми же самыми. Совесть будет осуждать их до смерти, и они умрут в пустыне греховной жизни. Такова судьба всякого, кто хотя физически остается в Церкви и внешне соглашается с ее вестью, но сердцем не присоединяется к ее истинам.

Следовательно, пустыня становится местом испытания нашего опыта. Бог по Своей милости позволяет нам идти нашими извращенными путями. Он знает, что, только увидев гнусность своей греховности, мы сосредоточимся на Нем. Когда мы почувствуем отвращение к самим себе и начнем искать Его, тогда сможем найти Его лишь в одном месте — распростертым на кресте между небом и землей. «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12:32). Там мы увидим Его не в славе, какую представляем себе, а в унижении. Однако Его унижение в действительности является Его славой. Это Божья влекущая сила.

Если мы будем взирать на Него достаточно долго, то пожелаем стать униженными за Него перед миром. Подобно Павлу мы скажем: «За Тебя умерщвляют нас всякий день» (Рим. 8:36). Что же при этом погибнет? Наша гордость, наше надутое «я», наши надменные и честолюбивые претензии, наше желание управлять жизнью других по нашему собственному усмотрению. Когда мы мертвы и сокрыты со Христом, в нас проявится сладостное, спокойное, уступчивое состояние духа. Но для всех, кто не умер для себя, испытующая земля пустыни становится очищающей землей адвентистского движения.

Здесь нам светит луч надежды. Хотя кажется, что Бог оставил Своих детей, Он на самом деле не покинул их. «Но Ты, по великому милосердию Твоему, не оставлял их в пустыне; столп облачный не отходил от них днем, чтобы вести их по пути, и столп огненный — ночью, чтобы светить им на пути, по которому им идти» (Неем. 9:19). Несмотря на множество ложных притязаний, заявляющих о себе сегодня, тот же самый Бог милости не бросил Свой избранный адвентистский народ в его теперешнем блуждании по пустыне. Напротив, Он очищает и проверяет его, готовя тем самым к обещанному дому.

Второй призыв

После долгих лет странствования израильтяне снова двинулись к обетованной земле. Они вновь и вновь обращались к истории прошедших 40 лет и внимательно изучали наставления пророка. То, что раньше смущало их, теперь становилось ясным. Бог собирался ввести Свой народ в обетованную землю.

Точно так же после блуждания нашего народа в теологическом смущении в течение нескольких лет после 1888 года Господь использовал человека, чтобы снова переориентировать наши мысли на доктрину праведности по вере. Этим человеком был Артур Г. Даниельс, а его небольшая книга, озаглавленная Христос — наша праведность, положила во всех наших рядах начало возрождению изучения этой чрезвычайно важной темы. Цитата из предисловия к указанной книге дает особое представление об этом историческом труде: «На совещании членов Консультативного совета Пасторской ассоциации, состоявшемся в Дес Мойнес, штат Айова, 22 октября 1924 года, постановили: предложить пастору Даниельсу сделать компиляцию выдержек из произведений Елены Уайт на тему «Оправдание верой»… Было проведено тщательное исследование всех произведений Духа пророчества за 25-летний период — с 1887 по 1912 годы. Передо мной открылось грандиозное поле исследования, я увидел такие сокрытые в нем изумительные и сияющие жемчужины истины, что был поражен и склонился в благоговейном страхе перед лежащей на мне торжественной обязанностью взять эти жемчужины из их укрытия и поместить во всем блеске их сияния и красоты там, где они были бы оценены и приняты для славного окончания работы, вверенной остатку Церкви… В нашей слепоте и равнодушии сердца мы блуждали далеко от верного пути и многие годы не ценили эти торжественные истины. Но все это время Великий Вождь призывал Свой народ усвоить великую фундаментальную истину Евангелия — принимать верою вменяемую праведность Христа для покрытия прошлых грехов и наделяемую праведность Христа для откровения Божественной природы в человеческой плоти» (Христос — наша праведность, [1941], с. 5, 6).

Следовательно, как и во дни Исхода, Божий народ имел вдохновенные высказывания и исследовал их. Голос Божий обратился со вторым призывом к его адвентистскому движению, чтобы начать путь к небесному Ханаану. Теперь во второй раз Он предоставил нам ключ, который отомкнет вечную дверь небес. Ключ этот — праведная жизнь верою во Христа.

Ваал-Фегор

Хотя израильтяне вновь увидели, что Бог призывал их войти в добрую землю, сатана все больше желал их уничтожить. И, несмотря на то, что у израильтян была новая надежда и они лучше понимали, где потерпели поражение их родители, им еще предстояло пройти через великое отступничество, постигшее их как народ, — отступничество при Ваал-Фегоре. Там они научились трудному уроку, а суть его в том, что «мир является главным врагом религии; ибо сатанинские силы постоянно действуют посредством мира» (В небесных обителях, с. 309).

В 1926 году пастор Даниельс опубликовал для нас свою книгу. Хотя приверженность к миру всегда была проблемой в нашей Церкви, она значительно возросла по окончании второй мировой войны. Когда мир становится более и более вызывающим в своих обычаях, поведении и философии, пропасть между нами и миром расширяется, и это дает нам возможность приблизиться к тому положению, в котором мир находился раньше, при этом уже не боясь выглядеть уподобившимися миру. Поскольку Бог не меняет Свои идеалы, мы незаметно скатываемся к миру, а затем имеем дерзость заявлять, что Бог принимает наши новые критерии. «Гордость, любостяжание и любовь к миру живут в наших сердцах, не опасаясь изгнания и осуждения. Тяжкие и дерзкие грехи совершаются среди нас. И несмотря на это, согласно общему мнению, Церковь процветает, мир и духовное благополучие царят во всех ее пределах» (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 217).

Нам необходимо понять, что «по мере того, как мы будем приближаться к концу времени и народ Божий окажется на границах небесного Ханаана, сатана, как и в древности, удвоит свои старания, чтобы помешать ему наследовать прекрасную землю. Он раскидывает сети перед каждой душой. Поэтому не только неграмотные и некультурные люди должны быть бдительными — он приготовит искушение и тем, кто занимает высокие посты и несет святое служение; если бы только ему удалось осквернить их души, через них он смог бы погубить многих. Он использует те же приемы, что и три тысячи лет назад. Светской дружбой, чарами красоты, жаждой удовольствий, весельем, празднествами или стаканом вина он соблазняет людей нарушать седьмую заповедь» (Патриархи и пророки, с. 457, 458).

Когда мы посмотрим, что именно произошло в Ваал-Фегоре, это событие должно побудить нас подумать, что может случиться с нами. Когда Израиль расположился станом в «Долине Ситтим» на берегу Иордана, «это окружение пагубно повлияло на израильтян. Их стали посещать недостойные мысли, которые постоянно возникали сами собой. Беспечная, бездеятельная жизнь оказала разлагающее влияние, и почти бессознательно они отошли от Бога, впав в то состояние, когда люди становятся легкой добычей искушения» (там же, с. 453, 454).

После падения духовной чувствительности народа Божьего сатана послал в лагерь мадиамских культовых блудниц. Завязав дружбу с этими идолослужительницами, израильтяне в конце концов сами впали в идолопоклонство. Процесс проходил настолько скрытно, что Моисей даже не подозревал о проникновении зла, пока не разразилось открытое отступление. Господь посетил израильтян судами, пока человек по имени Финеес не взял копье и не убил одного из зачинщиков, который, опьянев, беззастенчиво привел культовую блудницу в лагерь.

Хотя может показаться, что такие сцены не имеют отношения к адвентистам седьмого дня, Ваал-Фегор служит прототипом для нас, как служило прототипом и отступничество в Кадес-Варни. Годами мы располагаемся станом в «Долине Ситтим». Разве общество нашего западного мира, быстро пропитывающее своим влиянием другие части мира, не воспитывает распущенность, самоугождение и нравственную деградацию? Разве у нас нет искушения ежедневно поглазеть на чувственные изображения на обложках журналов, послушать растлевающую популярную музыку, посмотреть телевизионные шоу и послушать сводки новостей, средств массовой информации, в которых детально представляются различного рода преступления и пороки людей? Сатана будет использовать все, абсолютно все, чтобы отвратить наш разум от небесных истин и направить к земному (см. Патриархи и пророки, с. 459). И помните, что такие явления оказывают на нас влияние незаметно, и столь же незаметно они прокладывают путь прямо в нашу Церковь! Мы окажемся под их воздействием в нашем церковном общении, во время наших лагерных собраний и в наших школьных городках.

Нам следует бодрствовать, зная о дьявольских планах уничтожить нас. «Нам самим следует сопротивляться искушению. Тот, кто не желает стать жертвой обольщений сатаны, должен бдительно защищать все подступы к душе. Нужно избегать чтения, просмотра или слушания того, что может дать пищу нечистым мыслям… Это требует серьезной работы и неусыпной бдительности» (там же, с. 460).

Нам необходимо выйти из среды их и отделиться, говорит Господь, и не прикасаться к нечистому. «Бог и сегодня требует от Своего народа такого же отделения от мирских обычаев, привычек и принципов, как Он требовал этого от древнего Израиля. Если дети Божьи будут верно соблюдать Его Слово, тогда требование Господа исполнится, и иначе быть не может» (там же, с. 458). Мы никогда не должны оставаться в мирской компании, разве только в том случае, когда наш разум сосредоточен на Боге и у нас есть цель спасать ближних.

Чаще всего наше общение с мирскими людьми не оказывает на них какого-либо влияния. «Почему так?» — спросите вы. «Причина, почему мы столь слабо влияем на наших неверующих родственников и друзей, заключается в том, что мы в наших поступках мало отличаемся от мира… Когда мы достигнем идеала, который Господь желает видеть в нас, мир будет смотреть на адвентистов седьмого дня как на странных, необычных, строгих сторонников крайностей» (Основы христианского воспитания, с. 289).

Вы верите Божьему совету? Говорил Бог через Елену Уайт или нет? Если говорил, то примите к сердцу просьбу апостола Петра: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Петр. 5:8).

Вторжение мира в Церковь — это вовсе не легкая тема для обсуждения. Легче игнорировать ее и оправдывать свое нежелание касаться этого вопроса. Однако данная тема стоит между нами и вечным миром. И в то же самое время сатана предпринимает двойную атаку против нашей Церкви. Выражаясь иначе, в адвентистской Церкви одновременно происходит два великих отступничества.

«Если сатана видит, что Господь благословляет Свой народ и учит распознавать обман и обольщение, он начинает действовать настолько ловко и искусно, чтобы вызвать, с одной стороны, фанатизм, а с другой — холодный формализм, а затем уже собрать урожай душ» (Избранные вести, кн. 2, с. 19).

Когда многие члены Церкви молча наблюдают за фанатичными, независимыми движениями, они подвергаются великой опасности, полагая, что их собственная позиция тверда и основательна, в то время как фактически они стали бесчувственными под влиянием формальной мирской религии. Пока Церковь ждет, когда фанатизм войдет через переднюю дверь, вкрадчивое влияние мира проскальзывает через заднюю. Результатом становится проявление Ваал-Фегора в адвентизме. Хотя многие погибли в Кадес-Варни потери в результате уподобления миру и духовного компромисса в Ваал-Фегоре будут вдвойне опустошительными.

Когда верные и истинные начнут понимать возникшую ситуацию, они будут умолять Бога сберечь Его Церковь от сетей мира. Результатом станет пробуждение истинного благочестия в нашей среде. Сатана будет делать все, от него зависящее, чтобы задушить Церковь, пытаясь внедрить фанатизм в ее ряды. Но мы не должны обманываться его тактикой. «Когда Господь работает через Свои человеческие орудия, когда сила свыше воздействует на людей, сатана велит своим агентам кричать: «Фанатизм!», предостерегая людей не впадать в крайности. Давайте задумаемся над тем, как рождается такой крик. Если и встречаются поддельные монеты, это никоим образом не снижает ценности настоящей. Хотя бывают неискренние возрождения и неискренние обращения, это вовсе не означает, что ко всякому возрождению следует относиться с подозрением» (Служители Евангелия, с. 170).

Господь воздвигнет новых Финеесов, но копье, которое они будут использовать для поражения существующего зла, есть истина прямого свидетельства, сказанная с любовью. Поскольку новые Финеесы любят Бога, Его истину и Его Церковь, они не смогут успокоиться до тех пор, пока не останется ни одного погибшего.

Итак, Бог будет использовать Своих людей, чтобы очистить стан, подобно тому, как Он использовал верных ангелов, дабы очистить небо от осквернения. В Библии сказано, что «Михаил и Ангелы Его воевали» (Откр. 12:7). Сатана со своим сборищем восставших последователей не хотел оставлять небесные владения — скорее, они желали владычествовать в них. Многие члены Церкви, не избравшие отделение от греха, будут вынашивать то же самое желание. В результате друзья и знакомые вынуждены будут исключать их из своих рядов ради сохранения церковной дисциплины.

«Настало время приложить серьезные ревностные усилия и очистить Церковь от грязи, порочащей ее чистоту» (Свидетельства для проповедников, с. 450). Хотя в Церкви возможны конфликты, Божий народ всегда должен помнить, что битву ведем не мы, а Господь.

Отвечая на призыв

После того как Бог второй раз повелел израильтянам овладеть обетованной землей, они сделали это. Хотя тысячи из них потеряли свою жизнь при Ваал-Фегоре, только окончательное просеивание отделило последнюю группу мятежных сердцем, оставив очищенный остаток, готовый овладеть наследием. Хотя их странствование продолжалось долго и изобиловало вероломством, оно закончилось на победной ноте — израильтяне пошли и овладели землей.

Здесь, как и в других аналогиях, прообраз исполнится в действительности. Мы готовимся идти домой! Бог не давал третьего призыва. Ничто не остановит начавшийся многие годы назад процесс возрождения праведности в нашей среде. Изучайте праведность Христову! Живите ею! Приняв ее, вы уже не сможете молчать и не проповедовать Христа, подобно тому как ничто не могло заставить умолкнуть Петра и Иоанна во дворе храма.

Второй призыв звучит для нас не напрасно. «Я была глубоко потрясена картинами, которые прошли передо мной в ночных видениях. Казалось, что во многих местах началось великое движение — работа пробуждения. Наш народ выстроился в ряды, отвечая на Божий призыв. Братья мои, Господь обращается к нам. Неужели мы не внемлем Его голосу? Неужели мы не поправим наши светильники и не уподобимся людям, ожидающим пришествия их Господа? Именно теперь настало время, зовущее к распространению света, к действию» (там же, с. 515).

Каким будет неизбежный результат такого возрождения? Оно заставит сатану и его воинство выйти вперед со своим последним оружием — преследованием.

Сегодня многие думают, будто преследование понадобится, чтобы в конце концов пробудить нашу Церковь. Но случится совершенно противоположное. Это духовное пробуждение адвентистского народа вынудит сатану развернуть последнюю кампанию преследования. «Почему же тогда гонения стихли? Единственная причина: Церковь настолько приспособилась к мирским стандартам, что не встречает больше никакого сопротивления… Если бы в христианской Церкви возродилась вера и сила ранних христиан, то ожил бы и дух гонений; огонь преследований возгорелся бы тогда с новой силой» (Великая борьба, с. 48). Жар пламени преследований поможет очистить святых от шлака и приготовит их к Позднему дождю и преобразованию.

Подобно тому, как Он действовал в древности, Бог ускоренным темпом продвигает Свое адвентистское движение к его заключительной победе. Да поможет нам Бог остаться честными по отношению к себе и откликнуться на Его призыв.