Глава 3. Кто должен быть просеян?

Вопрос о том, кто оставит Церковь, возможно, Д]_]самый болезненный из всех, с которыми нам довелось иметь дело до сих пор. Прежде чем ответить на него, необходимо признать, что все мы имеем испорченную, обманывающую себя, исполненную гордости человеческую природу. Сосредоточиваться на недостатках ближних всегда легче, чем мучительно исследовать себя. Но одно очевидно — наши претензии на религиозное благочестие не вводят в заблуждение Бога. Мы можем обманывать других и даже себя, но Господь всегда знает наше истинное состояние. Поэтому, рассматривая столь деликатный вопрос, мы будем говорить об этих истинах применительно к окружающим нас людям с Христовой любовью и милосердием а не высокомерно и осуждающе. И особым образом будем также помнить, что мы тоже можем отпасть от наших взаимоотношений с Богом (см. 1 Кор. 9:27).

В первой главе мы выяснили, что целью просеивания является очищение Церкви. Церковь не сможет принять окончательного излитая позднего дождя, пока не станет чистым сосудом. Воинствующая Церковь содержит испорченных членов, и Бог намеревается просеять их. Останется Церковь, состоящая только из истинных последователей, то есть побеждающая Церковь (см. Евангелизм, с. 707).

Но кого Бог удалит из Церкви? Елена Уайт называет несколько групп людей, которые оставят ряды честных верующих. Ниже перечислены те, кто отойдет:

1. Обманывающие себя (Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 89, 90; т. 5, с. 211, 212).

2. Беспечные и равнодушные (том же, т. 1, с. 182).

3. Алчные и эгоистичные (Ранние произведения, с. 269).

4. Отказывающиеся жертвовать (там же, с. 50).

5. Имеющие мирские наклонности (Свидетельства для Церкви, т. 1, с. 288).

6. Легко идущие на компромисс (там же, т. 5, с. 81).

7. Непослушные (там же, т. 1,с. 187).

8. Завистливые и придирчивые (там же, с. 251).

9. Сплетники, то есть обвиняющие и осуждающие (Взгляд ввысь, с. 122).

10. Поверхностные, консервативные (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 463).

11. Чревоугодники (там же, т. 4, с. 31, 32).

12. Вызывающие разногласия (Ревью энд Геральд, 18 июня 1901 г.).

13. Поверхностные исследователи Библии (Свидетельства для проповедников, с. 112).

14. Потерявшие веру в пророческий дар (Избранные вести, кн. 3, с. 84).

Как видите, приведенный перечень охватывает довольно широкий спектр людей. Однако среди них мы обнаруживаем две группы, чье влияние особым образом причиняет вред духовному состоянию Церкви сегодня. Это по-мирски настроенные, легко идущие на компромисс люди и завистливые, придирчивые сплетники, всех постоянно обвиняющие и осуждающие. Обе указанные группы можно представить двумя коленами Израиля, не названными в 7-й главе Книги Откровение, — колено Ефрема и колено Дана. В них нет Духа Христа, оба указывают на недостатки, которые видят в других, как на доказательство того, что сами они праведны. Их постоянный дух враждебности вредит Церкви, вызывая разногласия, заглушающие в Церкви Дух Божий. Обе эти группы должны прекратить господствовать, а Церковь обязана исключить их. Теперь давайте с молитвой рассмотрим каждую из этих групп.

Любовь к миру и компромиссам

Библия говорит о северном царстве Израиля: «Привязался к идолам Ефрем; оставь его!» (Ос. 4:17). Идолослужение было большим грехом Ефрема, потому что он перестал ценить святое Божье. Он тратил свои силы и способности на приобретение мирского богатства и мирской славы.

Сыны Ефрема все еще присутствуют в Церкви. Их наряды и беседы похожи на одежду и разговоры окружающего их мира. Они с удовольствием смотрят те же самые телевизионные программы, которыми наслаждаются мирские люди. Им больше радости доставляет общение с неверующими, чем со святыми Божьими. Их привлекает мирское богатство и мирская слава, хотя они отнимают у них много времени, оставляя лишь мгновения для духовного питания и участия в Божьем деле. В результате эти современные сыны Ефрема редко посещают молитвенные служения среди недели и служения в небольших группах. Несмотря на тот факт, что «те, кто действительно ищет общения с Богом, будут посещать молитвенные собрания» (Путь ко Христу, с. 98), мало членов посещают эти важные собрания, не желая посвящать им свое время.

Чем вызвано такое состояние нашего народа? Во втором томе Свидетельств для Церкви мы читаем: «Почему религия так мало привлекает наше внимание, тогда как мир владеет нашим умом, душой и телом? Лишь только потому, что все наши силы направлены в сторону мира. Мы приучили себя вкладывать все свои силы и энергию в мирские дела, в результате чего наши помыслы естественно текут в этом русле. Вот почему христиане считают религиозную жизнь такой трудной, а мирскую жизнь — легкой» (с. 264).

Все это только плод ложного представления о Боге. Мирская концепция деспотичного Божества приводит к самовозвышению, саморекламе, самослужению. Но Иисус пришел в этот мир в смирении, не ища ни высокого положения, ни славы, ни выгоды. Его целью никогда не было служение Себе, но всегда — служение людям ценой полной самоотдачи. Вот почему мир и даже Его собственный народ не узнали Его. Чем больше мы как Его последователи уподобляемся Ему, тем меньше мир будет признавать и принимать нас. «Мир потому не знает нас, что не познал Его» (Ин. 3:1).

Другой характерной чертой этих по-мирски настроенных людей является способность легко идти на компромисс. Им легче видоизменить свою веру или пренебречь ею ради приобретения одобрения мира, чем выносить поругания, критику и даже преследование за Божье дело. Они заявляют, что «времена изменились», и не сознают, что их Искупитель Иисус Христос «вчера, сегодня и вовеки Тот же» (Евр. 13:8). Такие конформисты берут именно те свидетельства из Писаний и произведений Елены Уайт, которые точно изображают их состояние, и извращают, искажают их, приспосабливая к собственным желаниям. Таким образом они приобретают ложную уверенность, которая в будущем внезапно их покинет. «Недалеко то время, когда каждая душа будет испытана. Начертание зверя будет силой навязываться нам. Люди, шаг за шагом уступавшие требованиям мира и сообразовывавшиеся с мирскими обычаями, скорее не затруднятся сделать уступку власть предержащим, нежели подвергнуть себя издевательствам, насмешкам, тюремному заключению и смерти» (там же, т. 5, с. 81).

Уход людей, подобных сынам Ефрема, станет тяжелым переживанием для Церкви, потому что они составляют большую группу верующих. Но у них не было чистой религии, так как одно из ее условий — «хранить себя неоскверненными от мира» (Иак. 1:27). К сожалению, они не останутся в торжествующей Церкви. «Среди нас есть мякина, и поэтому мы так слабы. Некоторые братья просто льнут к миру. Их взгляды и чувства намного лучше гармонируют с духом мира, чем с духом самоотверженных последователей Христа… Они имеют слишком большое влияние в народе Божьем… Эти двоедушные люди всегда будут возражать против прямого, нелицеприятного свидетельства, обличающего их личные грехи. В это время очищения эти заблудшие либо полностью обратятся и будут освещены через послушание истине, либо останутся с миром, который они избрали, чтобы вместе с ним получить воздаяние» (там лее, т. 1, с. 288).

Завистливые и придирчивые

Люди завистливые, находящие ошибки у других, обычно внешне вроде бы сопротивляются миру. Часто они идут даже на крайности, лишь бы доказать это. Они почти всегда присутствуют на религиозных собраниях и склонны заявлять о своих взглядах. Обычно проявляя активность в различных видах служения, они говорят высокопарные слова о приверженности Божьим идеалам. Но, подобно сыну Иакова Дану, такие люди лишены истинной любви к ближним.

Бог дал Дану особый дар проницательности, но тот не использовал его по предназначению Божьему. Напротив, он использовал его для поисков недостатков, отнюдь не добрых качеств в других людях. Библия точно изображает его характер: «Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад» (Быт. 49:17).

Нынче мы видим сильное проявление подобного духа в Церкви адвентистов седьмого дня. Многие из нас не доверяют организации, особенно ее руководителям. Кажется, будто каждое их слово сопровождается придирками и подозрением. Выискивая недостатки в Церкви и вынашивая недобрый дух по отношению к собратьям, они отдают себя под контроль сатаны. Тем не менее, поскольку иногда их слова справедливы, они считают, что поступают правильно. Но в своем отношении к Церкви, руководителям и собратьям они упускают существенный элемент: дух христоподобной любви. «Христоподобная любовь побуждает человека представлять побуждения и поступки других людей в самом выгодном для них свете. Такой человек не будет без надобности изобличать чужие ошибки и просчеты; он не станет благосклонно выслушивать критику в чей-то адрес, но постарается напомнить о добрых качествах других людей» (Деяния апостолов, с. 319).

Несмотря на то, что через Священные Писания и пророческое служение Елены Уайт Бог ясно предостерегал против подобного враждебного духа, многие члены Церкви вынашивают это несвятое отношение, претендуя на то, что Святой Дух руководит ими. Но они находятся на пагубном пути. «Давая место неверию в дело Божье, вынашивая сомнения, жестокую зависть и ревность, они приготавливают себя для заключительного обольщения» (Свидетельства для Церкви, т. 3, с. 328).

Проблема заключается не в порицании греха, прокравшегося в Церковь, ибо тело Христово действительно нуждается в исправлении. Дело скорее в способе, которым так называемые реформаторы решают задачу. Когда они извергают то, что сами называют «прямым свидетельством», то обычно сеют разделение, а не христианское единство. Они больше призывают к внешнему сообразованию с тем, что сами признают за эталон, чем к истинному единению сердец в духе христианской любви и смирения. Не обращающих внимания на их слова они считают заблудшими и поступают с ними, как с отступниками. «Но по мере уходящих лет выяснилось, что под видом благочестия в Церковь вкрался эгоизм… Ужасные разногласия под покровом религиозного рвения заняли место христианской любви… Вместо сочувствия и терпения появились критика и осуждение… Бог призывает покончить с этим сатанинским изобретением. Любовь Христа, пребывающая в сердце, запрещает всякое угнетение. Вспомните Его слова, обращенные к ученикам, когда они пожелали, чтобы Он позволил им свести огонь с неба на тех, кто должным образом не почтил Его. «Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа». Трудящиеся для Искупителя должны воспитывать в себе и в ближних христианскую любовь. Нов течение ряда лет даже те, кто называет себя верующими в истину для настоящего времени, действовали жестоким образом, вынашивая в сердце ненависть и зло, которые побудили их исключить собратьев из общения с ними, потому что, по их предположению, те братья были недостаточно утвержденными в вере. Они поступали так, будто Господь сделал их судьями характера ближних… Вместо того чтобы сблизиться с теми, для кого Господь предназначил свое дело, люди встали в стороне, говоря: «Я святее тебя. Я не могу трудиться вместе с тобой на духовной работе. Мы идем разными путями» (Ревью энд Геральд, 7 января 1902 г.).

Такое отношение и такое поведение похожи на действия Ииуя. В его дни царствование Ахава привело Божий народ к отступничеству. Израильтяне нуждались в порицании и предостережении. Ииуй видел проблемы, собрал вокруг себя единомышленников и принялся реформировать Израиль. Он совершал эту работу, но не Божьим путем. «Люди медленно усваивают урок, суть которого в том, что дух, проявленный Ииуем, никогда не соединит сердца… Бог ни одному из Его слуг не поручал наказывать тех, кто внял Его предостережениям и порицаниям. Когда Святой Дух пребывает в сердце, Он побуждает человека видеть недостатки своего собственного характера, милостиво относиться к слабостям ближних, прощать, как и он сам желает быть прощенным. Он будет милостивым, любезным, подобным Христу» (Библейский комментарий ЛСД, Комментарии Елены Уайт, т. 2, с. 1038).

Многих консервативных адвентистов и сегодня преследует реальная опасность усвоить тот же дух. Они видят в Церкви современных аханов, желающих сохранить в своих шатрах немного мирского и все же считаться частью Божьей Церкви. Когда они видят такую приверженность к мирскому, сатана искушает их нападать, как это делал Ииуй. Однако они слепы и не замечают того факта, что Бог считает их состояние гораздо худшим. «Есть люди, вынашивающие дух зависти и ненависти против своих братьев и называющие его Духом Божьим. Есть люди, разносящие сплетни, они обвиняют, осуждают, очерняют других, наполняя свои сердца злобой. Они передают своим ближним клеветнические измышления, а те, услышав сплетню, теряют Святого Духа… «Этот грех хуже, чем грех Ахана… Бог не может благословить Церковь, пока она не очистится от этого зла, разлагающего ум и душу» (Взгляд ввысь, о. 122).

Покаяние, а не препирательство

Мы подошли ко времени, когда борьба между двумя вышеуказанными группами чрезвычайно усилится. Если характерные черты того или иного класса применимы к нам, не будем отрицать этого. Отрицание помешает нам что-либо изменить в нашей жизни. Но именно к изменениям призывает нас Бог. Извинения и доводы, обманывающие нас самих, не имеют ценности у Господа.

Исследуем же наши сердца как никогда прежде в покаянии и смирении. Потому что, лелея либо приверженность к миру, либо недоверчивое, критическое отношение к людям, мы можем оказаться просеянными.