Библиотека soteria.ru
12 проповедей о Рождестве
Чарльз Сперджен
Дата публикации: 18.02.14 Просмотров: 8091 Все тексты автора Чарльз Сперджен
С нами Бог
…И нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог Евангелие от Матфея 1:23
«…С нами Бог» — эти слова услаждают мой слух. Зачем вообще понадобилось в Библии дать слово «Еммануил» в переводе? Разве это не говорит о том, что данное слово имеет самое непосредственное отношение к нам, язычникам? Чтобы оно стало понятно всем, его перевели на один из главных языков мира язычников того времени, на греческий. Это имя, предопределенное накануне рождения Христа, и надпись на кресте, где Он был распят, сделанная на трех языках, дают нам понять, что Христос — Спаситель не только иудеев, но и язычников.
Когда я, будучи во Франции, гулял по набережным Марселя, у которых стоят корабли из разных стран, то обратил внимание на вывески на лавках, кафе и маленьких магазинчиках. Надписи на этих вывесках сделаны на разных языках, т.е. не только французском, но и английском, итальянском, немецком и греческом, а иногда даже — на русском и шведском. Сделано это для того, чтобы люди из разных стран без особого труда могли найти то, что им надо. Магазины, в которых предлагались принадлежности для морского плавания, были увешаны надписями на всевозможных языках. Сразу было видно, что людей разных национальностей приглашали сделать покупки. Владельцы магазинов рассчитывали, что путешественники из разных уголков мира посетят их, и оттого делали все, чтобы привлечь их внимание.
Слова «что значит» означают, что имя Мессии было известно разным народам. Сначала было сказано на иврите: «Еммануил», затем его значение раскрыто в переводе на греческий: «…что значит: с нами Бог».
«…С нами Бог», — «что значит», что теперь мы среди приглашенных, что нам окажут радушный прием, что Бог увидел, в чем мы нуждаемся, и дал все необходимое. Без всякой платы даже мы, язычники и грешники, бывшие далеко от Бога, теперь можем придти к Нему. Давайте с одинаковой любовью относится к обеим формам это драгоценного имени, ожидая, когда наши друзья-иудеи объединят свое «Еммануил» с нашими словами: «…с нами Бог».
В данном отрывке говорится об имени Господа Иисуса. Написано: «…нарекут имя Ему Еммануил…». В наши дни мы даем детям разные имена, не имеющие определенного значения. Обычно это имена отца, матери или уважаемого родственника, но, как правило, в имена не вкладывается конкретный смысл. В древности было по-иному. Тогда имена обязательно имели определенный смысл. Особенно ярко это проявилось в случае с Иисусом. Ему дано много имен, и каждое из них заключает в себе определенный смысл. «…И нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис. 9:6), потому что Он действительно таков. Имя Иисус дано Ему не без причин. Ни одно другое имя не было бы настолько значительным, потому что не могло бы так хорошо передать великое дело спасения Его народа от грехов. Когда Его называют тем или иным именем, значит, Он соответствует ему. Я не встречал, чтобы позже в Новом Завете Иисуса называли Еммануилом. Ни Его апостолы, ни Его ученики не использовали это имя буквально, но по сути они делали это, ибо они говорили о Нем как о Боге, явившемся во плоти, и писали, что «…Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца». Они не называли Его Еммануилом, но передавали значение этого слова другими словами, объясняя, что означает присутствие Бога с нами в лице Господа Иисуса Христа. Важность события в том, что с момента рождения Христа в мир — с нами Бог.
Можно разделить отрывок смысловым ударением, если вам угодно, на две части: «…с нами БОГ» и «С НАМИ Бог». Оба значения для нас важны. Мы не должны сомневаться ни минуты в божественности нашего Господа Иисуса Христа, ибо Его божественность — основа основ христианской веры. Очень возможно, что мы никогда до конца не поймем, как Бог и человек могли объединиться в одном лице, ибо кто исследованием может постичь Бога? Великие тайны благочестия, «глубины Божии» находятся за пределами нашего сознания: наша маленькая шлюпка может затеряться в бесконечном океане, если мы осмелимся отчалить от берегов ясно открытой истины. Наша вера не дает нам оснований сомневаться в том, что Иисус Христос, родившийся в Вифлееме, вскормленный молоком женщины, всю жизнь страдавший и умерший на кресте со злодеями, — «сущий над всем Бог», держащий «все словом силы Своей». Он не был ангелом, и апостол убедительно доказал это в первой и второй главах Послания к Евреям: Он и не мог им быть, ибо приписываемое Ему достоинство никогда не было доступно ангелам. Он не был подчиненным Божеством, не был постепенно поднят до уровня Божества, как предполагается в иных абсурдных гипотезах. Все это пустые умствования и обман. Он настолько Бог, насколько это только возможно, единый с Отцом и вечно благословенным Духом. Если бы это было не так, то наша надежда потеряла бы силу. Суть и слава воплощения заключаются в том, что Бог был сокрыт в человеческой плоти. Если бы какое-нибудь другое существо пришло к нам в облике человека, то в этом не было бы ничего особенного, ничего, что могло бы утешить нас. Что мне пользы от того, что ангел стал бы человеком? Это не принесло бы мне особой радости и не открыло бы в душе источники утешения. Но «с нами Бог» вызывает восторг. «С нами БОГ», все, что скрывается за словом Бог, Божество, бесконечный Иегова — с нами. Это заслуживает того, чтобы пастухи, а с ними и весь мир проснулись от звуков песни: «…Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» Это достойно предсказаний пророков, достойно новой звезды на небе, достойно той тщательности, с которой божественное вдохновение сохранило сведения об этом событии. Это было также достойно мученической смерти апостолов и последователей Христа, жертвовавших жизнью ради воплотившегося Бога. И сегодня, мои братья, это достойно того, чтобы вы неустанно несли благую весть, чтобы вы жили святой жизнью, являя силу Евангелия освящать, и чтобы вы радостно встречали смерть, показывая силу Евангелия утешать.
Главная истина нашей святой веры: «И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти». Родившийся в Вифлееме есть Бог, Бог с нами. Бог — в этом заключено величие, Бог с нами — в этом открывается милость. Бог — в этом слава, Бог с нами — в этом благодать. Просто Бог вполне мог бы вызвать у нас страх, но Бог с нами вселяет надежду и уверенность.
Возьмите этот библейский текст и носите его на своей груди, словно букет ароматных цветов, освежающих ваше сердце миром и радостью. Пусть Святой Дух откроет вам истину.
Давайте восхитимся этой истиной, затем проникнем в ее глубины, и, наконец, постараемся примениить ее к себе.
I. «…С нами Бог». Это удивительная истина, заслуживающая самого большого восхищения. Давайте встанем на почтительном удалении от нее, подобно Моисею, снявшему обувь и остановившемуся поодаль от куста, когда он увидел в нем Бога и почувствовал, что земля, на которой он стоит, свята. Это удивительный факт, что бесконечный Бог однажды оказался в теле беззащитного Младенца, а затем жил и страдал, как человек. «Бог во Христе». «Но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек».
Обратите внимание на чудо смиренного воплощения. Бог, сотворивший все, воспринял природу одного из Своих творений, Бог, существующий независимо от творения, объединился с тем, кто не может существовать сам по себе. Всесильный Бог связал Себя со слабым и смертным человеком. В истории, открытой перед нами, Господь достиг глубин смирения и сделал родственной Себе природу, не входившую в высший свет бытия. Бесконечный и непостижимый Иегова проявил бы небывалое снисхождение, если бы даже воспринял природу величавого духовного существа, такого, как херувим или серафим. Единство божественного духа с сотворенным уже было бы большим унижением, но Бог пошел еще дальше и воплотился в человека. И помните, что в лице Христа человек был не только духом животворящим, но также страдающим, испытывающим голод, смертным, человеком из плоти и крови. Наш Господь соединил в Себе всю ту материю, из которой состоит наше тело, а тело всего лишь прах земной. В нем есть только то, что можно найти в составе земли, на которой мы живем. Мы питаемся тем, что вырастает на земле, и когда умираем, то возвращаемся в земной прах, из которого мы взяты. И разве не странно, что эта грубая часть творения, низшая часть, прах, была объединена с чистым, прекрасным, непостижимым, божественным существом, о котором мы так мало знаем. О, какое снисхождение по отношению к нам, людям! Оставляю эту мысль вам для размышлений в тихие часы дня. Думайте об этом с благоговением. Я убежден, что ни один человек не может себе представить, каким удивительным снисхождением со стороны Бога было это единение и пребывание «с нами».
Но вы еще более восхититесь, если вспомните, что творение, чью природу Христос воспринял, было согрешившим существом. Мне проще представить, как Господь воссоединяет Свою природу с природой творения, которое не согрешило. Мы знаем, что человечество взбунтовалось против Бога, а Христос стал человеком, чтобы спасти нас от последствий бунта и вознести до первоначальной чистоты. «Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти…» Существуют ли более точные слова в нашем языке для описания Божьей любви и нашего восхищения ей?
А далее посмотрите, какое чудо могущества открывается нам. Вы когда-нибудь задумывались над тем могуществом, которое проявил Господь, сделав возможным единения плоти с Божеством? Наш Господь вселился в тело, настоящее человеческое тело, подготовленное удивительным образом для того, чтобы принять воплощение Бога. До этого соприкосновение с Богом для человека было наполнено страхом: «Призирает на землю, и она трясется; прикасается к горам, и дымятся». Он ступает по пустыне Фаран, и она прогибается, и Синай рушится в пламени огня. Эта мысль настолько прочно закрепилась в умах святых древности, что они говорили: «Увидевший лицо Бога умрет». Но вот человек не просто увидел лицо Бога. Бог вселился в него. Что это было за тело! Оно выдержало присутствие Иеговы! «Тело уготовал Мне». Воистину тело, уготованное Богу, дивно устроено! Его творец — Дух Святой. Оно подобно нашему. В нем такая же нервная система, подверженные усталости мышцы, органы, точно прилаженные один к другому, и все же оно вмещало Бога. О человек Христос, как Ты мог носить Божество в Себе?! Мы не знаем как, но Бог знает.
Давайте будем восхищаться воплощением Всемогущего в слабом человеке, возможностью постичь Непостижимого, увидеть Невидимого, достичь границы Безграничного. Чего стоят слова, когда мы пытаемся разобраться в неописуемой истине? Скажем только, что как легко разглядеть божественное могущество в непрерывном существовании материального тела Христа, которое могло бы быть уничтожено соприкосновением с Божеством. Восхищайтесь могуществом этих слов: «с нами Бог».
И вновь, обращаясь к тайне воплощения, подумайте о добром знаке, явленном людям в этом чуде. Если Господь таким чудесным образом объединяется с человечеством, значит, это к добру. Бог не стал бы скреплять с человечеством брачные узы, если бы хотел его уничтожить. Такой брачный союз между Богом и человеком должен означать мир. Предсказания о войне и разрухе звучат совсем иначе. Воплотившийся Бог в Вифлееме, на Которого с восторгом смотрели пастухи, предвещал мир на земле. О грешник, трепещущий от гнева Божьего, подними голову с радостной надеждой, надеждой на милость и благосклонность Бога, ибо у Него достаточно благодати и милости для тех, кого Он выделил из всех других, объединив с Собой. Не унывайте, мужи, рожденные женами, и ожидайте необыкновенных благословений, ибо «Младенец родился нам — сын дан нам».
Наблюдая за рекой, вы можете определить откуда она течет, а присмотревшись к цвету ее воды, определить, по каким землям она текла. В Библии есть слова о небесной реке, которые вы без труда поймете, если рассмотрите их в свете этого примера: «И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца». Там, где на престоле восседает Бог и определенный Им Посредник, воплотившийся Бог, когда-то истекавший кровью Агнец, там должна течь река, вода в которой прозрачная, как кристалл. Это река не раскаленной лавы поглощающего гнева, а река живой воды.
Рассуждения над словами: «с нами Бог» помогают познать, что воплощение Бога несет в себе только прекрасные, полезные, спасающие плоды, служащие возвышению сынов человеческих.
А теперь я прошу взглянуть на Бога в свете этой истины, как на залог нашего избавления. Мы — падшие грешники, мы утопаем в болоте беззакония, мы в рабстве и в плену у сатаны. Но коль скоро Бог посетил нас и сделал нашу природу Своей, то мы должны изменить свое положение, и врата ада не помешают нам, ибо с нами Бог. Слуги греха и рабы закона, прислушайтесь к звуку праздничной трубы. Среди вас есть Тот, Кто родился от девы, подчинился закону, и в то же время Он — всемогущий Бог, поклявшийся дать вам свободу. Он — Спаситель, великий Спаситель: силен спасать, ибо всемогущ, и не покинет битву за наши души, ибо поклялся победить. Он — вождь Своего народа, Он не устанет, не опустит меч, пока не выйдет полным победителем из сражения. Иисус, сошедший с небес, — это залог того, что Он возьмет с Собой Свой народ на небо. Его воплощение в человека — это гарантия того, что мы будем у престола Божьего. Если бы этим делом занимался ангел, мы могли бы опасаться за результат. Тем более, мы опасались бы за успех выполнения обещания, если бы этим занимался обыкновенный человек. Но если Бог объединился с человеком, если с нами Бог, то нам нечего опасаться. Светлые и счастливые дни не могут не прийти, спасение не может не наступить для человека, Бог обязательно будет прославлен. Давайте купаться в лучах Солнца Праведности, Которое взошло над нами, чтобы осветить язычников и быть славой Его народа .
Итак, мы рассмотрели эту истину.
II. А теперь ПОСТАРАЕМСЯ ПРОНИКНУТЬ В ЕЕ ГЛУБИНЫ. В чем ее смысл? Что значит «с нами Бог»? Я не надеюсь сегодня полностью раскрыть значение короткого предложения «с нами Бог», ибо, воистину, я вижу в этих словах всю историю искупления. Они подразумевают, что человек живет без Бога, что Бог покинул человека из-за греха. Они, возвещая о приходе Христа, рассказывают мне о духовной жизни человека, о том, что у него появилась надежда на спасение. Бог вступает в общение с человеком, и человек возвращается к Богу, вновь обретая образ Божий. Сами небеса заключены в словах «с нами Бог». Этой фразы хватило бы для сотни проповедей, можно было бы говорить о глубочайшем смысле этой фразы вечно. Сейчас я лишь кратко обрисую несколько мыслей, которые вы можете обдумать в свободное время с помощью Святого Духа.
Слово «Еммануил» означает, во-первых, что Бог во Христе с нами очень тесно связан. Греческий предлог, употребленный здесь, обычно используется для выражения крайней степени близости. Похожее греческое слово можно перевести «в одной компании с нами», но этот предлог означает «с», «близко с», «разделять с». Он сливает два естества вместе, устанавливает между ними крепкую связь. Бог с нами соединен необычным образом, Он удивительно близок нам. Наша человеческая суть стала Его сутью в самом буквальном смысле. У Него появилось все, из чего состоит тело: мясо, кровь, кость. Господь имел все, что есть у человека разумного: ум, сердце, душу, память, воображение, суждение. Иисус Христос был Человеком среди людей, вторым Адамом, совершенным представителем человечества. Не думайте о Нем, как об обожествленном человеке, и тем более, не смейте думать о Нем, как об очеловечившемся Боге или полубоге. Не смешивайте две сути, а равно не разделяйте личность: Он есть одно лицо. И в то же время Он в полной мере человек, но и Бог в полной мере. Подумайте об этом и затем скажите: «Сидящий на троне такой же, как я, за исключением греха». Нет, словами этого не передать, я не стану больше говорить об этом, опасаясь произнести опрометчивые слова. А вас попрошу поразмыслить очень серьезно над данной истиной. Размышления принесут вам большое удовлетворение.
Воплотившийся Бог с нами на протяжении всего нашего жизненного пути. Едва ли можно найти привал на дороге жизни, где бы не отдыхал Иисус, или пройти утомительную версту, которой бы Он не прошел. Следы Иисуса видны у ворот жизни и у дверей, за которыми она заканчивается. Вы лежали в люльке? И Он лежал. Вы были ребенком в подчинении у родителей? Иисус тоже был сыном в доме у своих родителей. Вы жили, словно на войне? Ваш Господь жил так же, и хотя Он не дожил до преклонного возраста, тем не менее труд и страдания отложили на Его лице след. Вы одиноки? Он тоже был одинок в пустыне, на склоне холма, во мраке сада. Где бы вы ни находились — на вершине горы или в долине, на море или на суше, в ночи или в солнечном свете — я повторяю, где бы вы ни были, вы увидите, что Иисус уже был там. Он был цельным, гармоничным человеком, кажется, будто жизни всех святых заключены в Нем. Два верующих могут быть очень непохожими, и все же оба найдут в жизни Христа много схожего с их жизнью. Богатый и бедный, трудящийся в поте лица и терпеливо страдающий, каждый, кто изучает историю жизни Спасителя, обязательно скажет: «Его путь так похож на мой». Он во всем уподобился братьям. Как притягательна истина: нашего Господа зовут «С нами Бог»! Он с нами не только здесь или там, не только в данный час, а всегда и везде.
Но особая сладость ощущается в Его имени, потому что «с нами Бог» в наших бедах. Во всех муках, раздирающих сердце, во всех болях, терзающих тело, Иисус Христос с нами. Вы бедствуете в нищете? И Ему негде было приклонить голову. Вас мучает утрата близкого человека? Иисус плакал у гроба Лазаря. Вас оклеветали за правду, и вы упали духом? Он говорил: «Поношение сокрушило сердце мое». Вас предали? Не забывайте, что Его близкий друг продал Его за цену раба. Те волны, которые швыряли лодку вашей жизни из стороны в сторону, обрушивались на Него тоже. В самом мрачном, самом глубоком ущелье несчастий, из которого не видно выхода, присмотревшись, вы обнаружите следы Распятого. В огне и воде, холодной ночью и под палящим солнцем вы неизменно слышите Его: «Я с тобой. Не падай духом, ибо Я твой попутчик и твой Бог».
И каково будет наше удивление, когда, делая последний шаг, мы встретим Еммануила. Он познал муки смерти, Он в агонии истекал кровью и страдал от жажды в лихорадке. Он пережил отделение измученного духа от слабой, изнывающей от боли плоти, и возопил, как и нам еще предстоит возопить: «Отче! в руки Твои предаю Дух Мой». Да, и гроба Он не избежал. До нашего воскресения Он — Еммануил, «…с нами Бог». Когда мы воскреснем и восстанем из могил, Он тоже будет Еммануилом, что значит «с нами Бог», потому что и Он, и мы будем обладать новой жизнью. В наше воскресение воплотившийся Бог будет первым, кто предстанет перед нашими новыми глазами. «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога». «…с нами Бог». Я в моем теле увижу Его как человека и как Бога. Всю вечность я проведу рядом с Ним! Не сказал ли Он: «Я живу, и вы будете жить»? Он будет вечно жить и как человек, и как Бог, и поэтому наша жизнь будет длиться вечно. Он будет жить среди нас и вести нас к живым источникам воды. И так вечно с Господом будем!
Браться мои, если дома вы обратитесь к высказанным мною мыслям, то пищи для размышлений вам хватит надолго. Их хватит, чтобы устроить пир вашей душе. Бог во Христе настолько близок нам, насколько это только возможно.
Но, во-вторых, Бог во Христе с нами, полностью примирившись. Это, конечно, истина, коль скоро все предыдущее истина. Было время разобщенности с Богом, мы долго жили без Него, будучи отчуждены от Него своими злыми делами, и Бог тоже удалил нас от Себя в силу Своего естества, не выносящего беззакония. Его глаза слишком чисты, чтобы смотреть на беззаконие, зло не может приблизиться к Нему. Неизменная справедливость, с которой Он управляет миром, требует скрывать лицо от грешного рода. Бог, благодушно взирающий на виновных людей, не есть Бог Библии, Чье огненное негодование на грех описано во многих местах. «Нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его». Но грех, отделявший нас от Бога, был уничтожен благословенной жертвой Христа на древе. Праведность, отсутствие которой являлось непреодолимой преградой между неправедным человеком и праведным Богом, эта праведность, я говорю, была принесена за нас Иисусом Христом. Поэтому теперь в Иисусе Бог примирился с нами, ибо грех, возбуждавший в Нем гнев, навсегда отстранен от Его народа.
Есть люди, которые не соглашаются с такими объяснениями, но я не уступлю им ни на йоту. Нет ничего странного, что такие люди придираются к глупым высказываниям, которые я люблю не больше их самих. Но когда они возражают против искупления в смысле удовлетворения оскорбленной справедливости, то их доводы для меня — пустой звук. Бог есть любовь — это величайшая истина, но это не мешает Ему быть строгим и справедливым. И также совершенно истинно то, что по отношению к Своему народу Бог в самом высшем смысле всегда любовь. Искупление же является проявлением божественной любви, а не ее причиной. Как Законодатель и Судья «Бог всякий день строго» взыскивает, и без примирительной жертвы Христа даже Его люди «были по природе чадами гнева, как и прочие». В сердце Бога, праведного судьи, был гнев, направленный на нарушителей Его святого закона, и поэтому примирение касалось не только человека, но и Судьи всей земли. Я никогда не устану повторять: «О, Господь, я вечно буду славить Тебя, ибо Ты гневался на меня, но Твой гнев минул меня, и Ты утешил меня». Теперь Бог может быть с человеком, может обнимать грешников, как детей, чего Он не мог бы праведно делать, не умри Иисус за нас. Таким, и только таким смыслом, наполнены гимны д-ра Уоттса, вызвавшие такое яростное осуждение мира. Беру на себя смелость процитировать две строфы, которые прекрасно раскрывают великую истину о Господе-Судье, Которого видит человек с пробудившейся совестью. Наш поэт говорит о троне Бога:
Поэтому теперь Иегова — с нами Бог,
Он не против нас,
Мы примирились с Богом
Смертью Сына Его.
В-третьих, слова «с нами Бог» означают, что Бог во Христе с нами в благословенном общении. Другими словами, Он настолько приблизился к нам, что теперь мы можем разговаривать с Ним. Он говорит в нас, Он говорит нам в Сыне Своем и Своим божественным Духом, тихим веянием предостерегая, утешая и наставляя нас. Осознаете ли вы это? С тех пор, как ваша душа познала Христа, разве вы не наслаждались общением со Всевышним? Подобно Еноху, вы ходите пред Богом, и, словно Авраам, вы разговариваете с Ним так, как если бы человек разговаривал со своим другом. Что еще означают ваши молитвы и благодарности, как не речь, с которой вам позволено обращаться ко Всевышнему? И Он отвечает вам, Его Дух запечатлевает обещание в вашем сердце, помогает найти истину, проливает новый свет на уже известное учение и под небом, затянуты тучами, рождает надежду на лучшее. Бог с нами теперь, поэтому когда Он восклицает: «Ищите лица Моего», -наши сердца с радостью откликаются: «Ищем лица Твоего, Господь».
Что еще означают для многих из нас эти воскресные собрания, как не то, что «с нами Бог»? Что означает Вечеря, как не «с нами Бог»? О как много раз, преломляя хлеб и разливая вино в воспоминание Его искупительной смерти, мы наслаждались Его присутствием не в суеверном, а в духовном смысле и убеждались, что Господь Иисус есть «с нами Бог». Да, в каждом акте святого поклонения мы убеждаемся, что есть дверь, открывающая небеса, есть новый и живой путь, по которому мы можем придти к престолу благодати. Разве можно купить такую радость за все богатства мира?
Бог постоянно пребывает с нами в Своих могущественных деяниях. «С нами Бог» написано на наших царственных знаменах, поражающих ужасом сердце врага и вдохновляющих святую армию Божьих избранных. Наш боевой клич: «Господь сил с нами, Бог Иакова заступник наш». Относительно наших внутренних врагов, то «с нами Бог», чтобы преодолевать испорченность и слабости плоти. Что же касается окруживших нас врагов истины, то Бог рядом со Своей церковью, и Христос пообещал, что Он всегда будет с ней, «до скончания века». У нас не только есть обещания Бога, но мы также видели Его милостивые деяния по отношению к нам и в провидении, и в действиях Его благословенного Духа. «Обнажил Господь святую мышцу Свою пред глазами всех народов», «Ведом в Иудее Бог; у Израиля велико имя Его. И было в Салиме жилище Его и пребывание Его на Сионе. Там сокрушил Он стрелы лука, щит и меч и брань». «…с нами Бог!» О, братья мои, это заставляет наши сердца петь от радости, это делает нас мужественными. Как мы можем унывать, когда Господь сил на нашей стороне?!
И не только в могущественных деяниях Бог с нами. Он с нами, передающий нам Свою божественную жизнь, благодаря которой мы вначале родились свыше, а теперь сохраняем свою духовную жизнь. Святой Дух посеял в наших душах божественное семя, «живое и пребывающее вовек», и каждый день Дух укрепляет нашего внутреннего человека.
Но вершина благодати — это Господь, живущий Духом в нас. Бог не воплотился в нас, как Он воплотился в Иисуса Христа, но чудо обитания Духа в верующих лишь немногим уступает чуду воплощения. «…с нами Бог» — теперь это действительно так, ибо Бог живет в нас. «Не знаете ли, — говорит апостол, — что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа?» И еще: «Сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них…». Непостижима глубина этих кратких слов: «с нами Бог»!
И многое другое я еще должен был сказать вам, но время заставляет меня быть кратким. Господь становится Еммануилом, восстанавливая в нас утерянный образ Божий. «…с нами Бог» — это можно было заметить в Адаме, когда он был чист, но Адам умер, согрешив, а Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых. И теперь мы, вновь обретя жизнь и примирившись с Богом в Иисусе Христе, обретаем также образ Божий и обновляемся в познании и в истинной святости. «С нами Бог» означает освящение, запечатление образа Иисуса Христа на всех Его братьях.
То, что с нами Бог, проявляется в понимании нас и глубоком сочувствии нам. Братья, вы печальны? Бог во Христе сочувствует вам. Братья, есть ли у вас великая цель? Если у вас ее нет, так знайте, что самая великая цель — слава Божья. Позвольте вас спросить, научились ли вы радоваться в Господе? Является ли Бог в Иисусе Христе вашей радостью? Если это так, то и Бог радуется вместе с вами. Бог с нами всегда, когда наши цели и желания совпадают с Божьими. Мы желаем одного с Ним, мы стремимся к одной цели и радуемся одному и тому же. Когда Бог говорит: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение», — наши сердца отвечают: «Да, и наше благоволение в Нем тоже». Радость для Отца — радость для Его детей, ибо мы тоже радуемся о Христе, наша душа восторгается от одного звука Его имени.
III. Прежде чем завершить наши с вами рассуждения на эту прекрасную тему, остановимся на вопросе, касающемся ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРИМЕНЕНИЯ этой истины.
«С нами Бог». Если Иисус Христос — Еммануил, то давайте, оставив сомнения, обратимся к Нему. Кем бы вы ни были, вам не нужен священник или ходатай, чтобы представить вас Богу, ибо Бог представил Себя вам. Вы еще ребенок? Тогда придите к Богу, помня о ребенке Иисусе, спавшем в Вифлееме в яслях. И вы, седовласые, не стойте в стороне, но, подобно старцу Симеону, придите, возьмите Его на руки и скажите: » Ныне, Господи, отпускаешь раба Твоего с миром по слову Твоему, ибо я видел спасение Твое». Бог отправляет к людям Своего парламентера, который, не для того, чтобы запугать их, он не одет в доспехи, у него нет копья, в его руках белый флаг. Белый флаг в руках младенца, в руках человека из народа, в руках умершего, в руках восседающего на небесном троне в славе со следами гвоздей на теле. О человек, Бог приходит к тебе подобным тебе! Не бойся подойти к кроткому Иисусу. И не думай, что тебе необходима особая подготовка для этой встречи, что тебе нужна молитва святого или вмешательство священника или проповедника. Кто угодно мог придти к младенцу в Вифлееме. Быки ели солому, на которой Он спал, и не боялись. Иисус — друг всем нам, грешным и недостойным. Бедняки, не бойтесь придти, Он родился в конюшне и был положен в ясли. Вряд ли вы живете в худших условиях, вряд ли вы беднее. Придите и примите Князя бедняков, Спасителя крестьян. Не стойте в стороне, боясь того, что вы недостойны. Пастухи пришли к нему в той одежде, в которой пасли стада. Я нигде не читал о том, что они, придя домой, поспешили облачиться в парадные одежды. Бог смотрит не на одежду, а на сердце и принимает людей, когда они приходят к Нему с покорностью, независимо от того, богатые они или бедные. Поэтому придите, придите, ибо Бог воистину с нами.
И пусть никто не медлит сделать это. Вчера вечером, размышляя над темой нашего разговора я понял, что человек, который говорит: «Я не приду к Богу», — совершает непростительное предательство, потому что сам Бог пришел к человеку. Прежде вы грешили, не зная любви Божьей, прежде вы гнали святых, живя во тьме неверия. Но теперь Бог протягивает вам оливковую ветвь мира, протягивает удивительным образом, ибо Он сходит, чтобы Самому родиться от девы, чтобы встретиться с вами, тоже рожденными в этом мире, и спасти вас от ваших грехов. Неужели вы не примете Его слов теперь, когда Он говорит в Своем Сыне? Можно понять вас, когда вы больше не хотите слышать Бога, говорящего из огненного Синая; я не удивляюсь, что вы боитесь приблизиться к Нему, когда земля под вашими ногами трясется от Его присутствия, наводящего ужас. Но теперь Он приходит к вам в кротком ребенке, сыне плотника. Неужели вы отвернетесь от Него, когда Он вот так просто пришел к вам? Неужели вы оттолкнете Его? Могли ли вы ожидать лучшего посланника от Бога? Сын Божий пришел к вам так тихо, так кротко, так доброжелательно, так трогательно, пришел с миром. Так неужели у вас найдется смелость противиться Ему? Нет, не уходите прочь, не отвергайте слова Его благодати, но лучше скажите: «Если с нами Бог, то мы будем с Ним». Скажи это, грешник, и еще скажи: «Встану, пойду к Отцу моему и скажу Ему: «Отче! я согрешил против неба и пред тобою».
А что касается вас, потерявших всякую надежду, если вы думаете, что вы столько грешили, что у вас нет будущего, то знайте, есть еще надежда и для вас! Ибо вы люди, а человек — самое близкое к Богу существо. Тот, кто является Богом, является также и человеком, и это должно побуждать вас сказать: «Да, может быть, я еще обнаружу братское единение с Сыном человеческим, Который также и Сын Божий. Может быть, даже меня, грешника, Он еще посадит среди князей народа Своего, возродив мою человеческую природу. Я стану ближе к Христу как человеку, а значит, и ближе к Божеству». Не убегай, человек, от Христа, от своей надежды. Обратись к своему Богу всем сердцем, и ты поймешь великое предназначение жизни, данной тебе.
И теперь, мои братья, к вам последнее слово: давайте будем с Богом, поскольку с нами Бог. И я бросаю клич на весь следующий год: «Еммануил, с нами Бог». Вы, святые, искупленные кровью, обладаете полным правом на это, живите этим и будьте мужественны. Не говорите: «Мы ничего не можем». Так не может быть, потому что с вами Бог. Не говорите: «Церковь ослабела, для нее наступили тяжелые времена». Нет, с нами Бог. Нам нужно мужество древних воинов, которые смотрели на трудности, как на точильный камень для своих мечей. Мне нравится отношение Александра Македонского к трудностям. Увидев тысячи, возможно, миллионы персов, он сказал: «Замечательно, урожай хорош там, где пшеница густа. Один мясник не боится тысячи овец». Мне так же нравится ответ старого воина-француза, которого спросили: «Можете ли вы со своим отрядом пробраться в эту крепость? Она неприступна». «Проникает ли солнце в нее?» — спросил он. «Да», — ответили ему. «Что же, туда, куда проникает солнце, можем проникнуть и мы», — ответил воин. Христианам под силу сделать возможное и невозможное, когда с ними Бог. Разве вы не понимаете, что слова «с нами Бог» лишают невозможное бытия? Сердца, которые невозможно сломить, будут сокрушены, потому что с нами Бог. Ошибки, которые немыслимо исправить, будут исправлены словами «с нами Бог». Невозможное людям — возможно Богу. Джон Весли умирал со словами на устах: «Лучше всего то, что с нами Бог». Благословенный Сын Божий, мы благодарим Тебя за то, что ты дал нам эти слова.
Аминь. Утро, 26 декабря 1875 г.