Библиотека soteria.ru
12 проповедей о Рождестве
Чарльз Сперджен
Дата публикации: 18.02.14 Просмотров: 8091 Все тексты автора Чарльз Сперджен
Он будет велик
…Он будет велик… Евангелие от Луки 1:32
Строго говоря, эти слова относятся к человеческой природе нашего Господа Иисуса Христа, ибо именно как человек Христос родился от Марии. Приведенные слова читаются в следующем контексте: «И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: ИИСУС; Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего; и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца». Ангел Господень говорил о человеческой сущности того святого, который должен был родиться от благословенной девы, осененной силой Всевышнего. О Его божественной сущности мы должны говорить иначе; но как человек Он был рожден от девы, и еще доЕго рождения Марии было сказано: «…Он будет велик…».
Человек Иисус Христос весьма умалился. Он не был велик от рождения, малыш, лежащий у груди Своей матери. В последующей жизни Он тоже не стал великим. Его презирали, Его отвергали, Его распяли. Он был так беден, что Ему негде было переночевать; о Нем пренебрежительно говорили «этот», о Нем упоминали, говоря о пьяницах, обвиняли Его в том, что в Нем бес, и называли Его сумасшедшим. Сильные мира сего видели в Нем невежественного галилеянина, о котором они говорили: «Не знаем, откуда Он». Его биография больше походит на хронику из жизни нищего, чем на жизнеописание царственной особы. При Его жизни враги едва находили слова, чтобы выразить все свое презрение к Нему. Испытания, осуждение и страдания довели Его до бедственного положения. Кто считал Его великим, когда Он был покрыт кровавым потом, когда Он был продан за цену раба, когда стража окружила Его с мечами и кольями, будто Он был разбойником? Кто почитал Его за великого, когда Его связали и повели на суд как преступника? Когда Его били и плевали Ему в лицо? Когда Его бичевали, вели по улицам с крестом на плечах, и когда Его повесили между двумя злодеями? Он был унижен без меры, и меч страдания пронзил сердце матери, когда она увидела мучения своего святого Сына. Когда она узнала, что Он умер и похоронен в чужой гробнице, она с болью в сердце пыталась понять сказанные о Нем с небес слова и думала про себя: «Ангел сказал, Он будет велик, но кто так ничтожен, как Он? Он сказал, что Он будет назван Сыном Всевышнего, но вот Он мертв, Его могила запечатана и люди проклинают Его имя».
Но человек, которого презирали, в чье лицо плевали, теперь в славе восседает на престоле Отца. Как человек Он — помазанный «Царь царствующих, и Господь господствующих». Как человек Он был вознесен из темных глубин жизни и достиг величайших высот, чтобы вечно царствовать. Петр и другие апостолы засвидетельствовали: «Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели». Стефан также сказал: «Вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога». Мы верим в это и радуемся этому, понимая, что божественность Христа и Его человечность не отделимы, это две сущности одной личности. Я не могу не заметить, что Новый Завет не отстаивает четкого разделения двух сущностей нашего Господа. Они глубоко переплетены в личности Христа. Например, мы читаем в Писании о «крови Бога». Павел в Деяниях святых Апостолов пишет: «…поставил вас… пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (20:28). Строго говоря, крови Бога не бывает, и слова апостола Павла как будто смешивают две сущности Христа. Но это сделано намеренно, чтобы мы могли четко увидеть, что две сущности объединены так, что даже Святой Дух не разделяет их и не подчеркивает существующее между ними различие. Он говорит о единой личности нашего благословенного Господа то, что может, строго говоря, относится или только к Его человеческой, или только к Его божественной природе. Он назван как «Богом, нашим Спасителем», так и «человеком Иисусом Христом». Объединенные сущности человека и Бога составляют единую личность нашего Господа Иисуса Христа, и любое действие, присущее одной из них, должно быть приписано единой личности Христа. Поэтому мы не будем тратить силы на то, чтобы проследить все богословские тонкости, но свободно поговорим о нашем Господе в Его божественности и Его человечности, и, применяя слова из нашего отрывка ко всему Христу, провозгласим Божье обещание сделать Его великим.
В то время, как мой брат молился за меня, у меня появилось желание овладеть человеческими и ангельскими языками, чтобы раскрыть сегодняшнюю тему; но я отказываюсь от своего желания, потому что меня в любом случае ожидает неудача: предмет беседы невозможно раскрыть словами. Ни одна искусная речь не достигнет вершин Его славы, но самые простые слова прекрасно подойдут для такой возвышенной темы. Красивые слова выглядят мишурой, когда они касаются неописуемо славного Господа. Я не могу сказать ничего, кроме того, что Он велик.
Если бы я и мог описать Его величие, используя слова ангела, то их бы не хватило, чтобы объяснить все до конца. Но я буду рад хотя бы прикоснуться к краю одежды Его величия. Лица Иисуса в Его славе нельзя увидеть, а если и можно, то нельзя описать. Если бы мы были восхищены до третьего неба, то мы немного могли бы рассказать, вернувшись на землю, ибо об увиденном там запрещено рассказывать. Я не уроню своей чести и достоинства, если скажу вам, что добившись наивысшего успеха в проповеди, я лишь коснусь края славы Сына человеческого.
Время полного откровения еще не наступило. Грядет день явления Господа, а пока полдень Его славы еще не наступил. Второе пришествие раскроет Его более полно. Тогда и Его народ воссияет, «как солнце, в Царстве Отца», ибо Он Сам взойдет на чистом небосклоне как Солнце Праведности, благословляя сынов человеческих.
I. Итак, позвольте мне обратиться к теме, используя все свои возможности, и начать со слов о том, что наш Господь Иисус ВЕЛИК ВО МНОГИХ ОТНОШЕНИЯХ. Я мог бы сказать во всех отношениях, но за один раз нам такой объем информации рассмотреть не удастся. Наш разум не способен на это, для этого не достаточно всей жизни, да и самого времени не достаточно, только вечность и совершенство откроют путь к неограниченному познанию. Но в тех отношениях, на которых я хочу заострить ваше внимание, Господь Иисус Христос поистине велик.
Во-первых, Он велик в совершенстве Своей природы. Подумайте, мои братья, никогда не было такого существа, как наш Возлюбленный. Ему нет равных, Его не с кем сравнить. Он божественен, и поэтому уникален. Он «Свет от Света, истинный Бог от истинного Бога». Иисус истинно равен Богу, Он — одно с Отцом. О, величие Божества! Иегова бесконечен, неизмерим, непостижим, невообразим! Он наполняет все, но этим всем не ограничивается. Он воистину велик, величественнее любого величия, которое когда-либо приходило на ум человеку. Все это истинно и в отношении Единородного. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть»; «Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь». «Он есть прежде всего, и все Им стоит».
Мы уже говорили, что наш Господь Иисус Христос также человек. И в этом особенность Его личности: Он совершенный и чистый Бог и настоящий и истинный человек. Он не обожествленный человек, Он не очеловечившийся Бог. Я уже говорил о неразделении сущностей в личности Христа. Он Бог. Он человек. Он в полной мере Тот, кем является Бог, и Он в полной мере человек, каким его сотворил Бог. Он истинно Бог, как если бы Он не был человеком совсем, но все-таки он совершенный человек, как если бы Он не был Богом. Подумайте об этом удивительном соединении: совершенный человек без пятна первородного и совершенного греха и славный Бог! И неужели я не прав, когда я говорю, что Иисус уникален? Он не величайший среди великих, а великий среди ничтожного, ибо никто не обладает величием кроме Него. Он не что-то среди всего, а все среди остального, что есть ничто. С кем сравнить Его? Он не считает хищением быть равным Богу. И среди людей Он Первенец всего творения; среди воскресших Он первенец из мертвых; среди прославленных Он источник и центр славы. Я не могу объять Его природу: род Его кто изъяснит? Он один из нас, но неизмеримо выше нас. Наша природа ограничена и греховна, но Его природа неограничена, свята, божественна. Когда Иегова смотрит на нас, мы спрашиваем: «Что есть человек, что Ты помнишь о нем? и сын человеческий, что ты посещаешь его?» Но «когда вводит Первородного во вселенную, говорит: «и да поклонятся Ему все Ангелы Божии». Истинно, истинно «Он велик» в Своей сути.
Он велик также в масштабе Своих обязанностей. Помните, что ради нас Он стал Искупителем. Вы знаете свое рабство, братья. Вы знаете, ибо некоторые из вас носили кандалы до тех пор, пока железо не въелось вам в душу, и из этого рабства Он пришел нас избавить. Сион в руинах, груда обоженных камней! Он пришел перестроить и восстановить его. Его обязанность — застроить пустыни вековые, восстановить храм живого Бога, разрушенный врагами. Чтобы совершить это, Он стал нашим Первосвященником, нашим Пророком и нашим Царем; исполняя каждую обязанность, Он бесконечно славен. Он пришел быть нашим Спасителем, нашей Жертвой, нашим Заместителем, нашим Поручителем, нашим Главой, нашим Другом, нашим Господом, нашей Жизнью, нашим Всем. Обязанностей у Иисуса много, и помните, что каждая из них достойна Бога. Перечисляя их в каком угодно порядке, вы все равно не запомните их все, ибо Он, выражение славы Своего Отца, взвалил на себя все обязанности, чтобы полностью искупить Свой народ и сделать его своим навеки. Исполняя каждую обязанность, Он взошел на вершину славы. Он велик.
Доводилось ли вам быть в Вестминстерском аббатстве на похоронах какого-нибудь знатного воина и слышать, как герольд перечисляет его многочисленные титулы? Почтение королевы и всего народа, за который он самоотверженно сражался; он награжден княжеским титулом, он является графом таким-то, герцогом таким-то и бароном таким-то. У него много всевозможных титулов. И какой спектакль устраивают на похоронах! «Суета сует! Все суета!» Какая польза бесчувственному праху от того, что он похоронен столь торжественно? Но я стою перед гробом Христа и повторяю, что все Его титулы воистину величественны, кроме того, они не погребены, Его самого нет среди мертвых. Он жив и носит Свои имена во всей их красе. Он по-прежнему — все для Своего народа. Как выполнял, так и доныне выполняет Свои обязанности перед человечеством. Величие Христа в великих обязанностях, выполняемых Им! Кто уподобится Ему в вечности? «Владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира»; «Осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне!» Пусть сегодня наши сердца воздадут Ему восторженную хвалу, ибо Он велик в славных обязанностях, данных Ему Богом.
Братья мои, Господь Христос велик не только в Своем естестве и в Своих обязанностях, но и в Своих свершениях. Слова Христа уже дают пищу для долгих размышлений, но, о мои! Если Он берет на себя обязанности, то Он не может не выполнить их, ибо Его имя — Верный и Истинный. Он не занимает должность, не требующей работы; Он говорит, что совершил дело, порученное Ему Отцом. Он взялся за великое дело и, да будет Ему слава во веки, довел его до конца. Грехи Его народа были возложены на Него, и Он вознес их на крест. Затем Он сошел в могилу, но вскоре явил людям жизнь и бессмертие в воскресении. В этом заключалось Его великое призвание, и Он до конца был предан ему. Его победа абсолютна, враг разбит полностью. «Смерть! где твое жало? Ад! где твоя победа?» Восстав из гробницы в назначенный день, Он открыл врата небес для всех верующих, как написано: «Перед ними пойдет стенорушитель… и царь их пойдет перед ними, а во главе их Господь». Открыв золотые врата, Он пленил плен, дав дары людям, Он с царской щедростью наградил беднейших из Своего народа. В этом заключалась Его задача, и Он выполнил ее, ни разу не оступившись на пути к цели. Он, наш Представитель, зашел за завесу, и, овладев нашими венцами и престолами, хранит их для нас силой креста. Выкупив наше наследство, заложенное под большие проценты, Он взял в Свое владение Ханаан, чтобы в конце концов наши души могли отдохнуть в нем. Разве это не доказывает, что Он велик? Завоеватели — великие люди, и Он величайший из них. Освободители — тоже великие люди, и Он величайший из них. Спасатели — великие люди, и Он величайший из них. Поистине велик Тот, Кто умножает радость людскую, и что я могу сказать о Том, Кот дал Своему народу вечную радость и закрепил ее за ним заветом во веки веков? О, как верно ты сказал, Гавриил: «…Он будет велик…» — ибо Он воистину велик!
Он также велик в масштабе Своих заслуг. Никто не имел и не имеет таких заслуг, как Христос. Его жизнь и смерть покрывают всех верующих совершенным послушанием закону. Они облачены в царские одежды: Соломон во всей своей славе не одевался так, как любой из них. Его кровь убелила верующих подобно снегу, и Его праведность «облагодатствовала нас в Возлюбленном». Он обладает таким достоинством перед Богом, что заслуживает только положительного ответа на каждую Свою просьбу. Он просит для Своего народа благословений необходимых для вечной жизни и совершенства. Он воистину велик, мои братья, потому что Он одел нас в праведность и омыл нас кровью. И не только нас с вами: десять тысяч раз десять тысяч Им искупленных стоят ныне в брачных одеждах Его вечных заслуг, и их одежды праведности постоянно радуют Отца. О, что за милость, превратившая наш ад в небеса, заменившая наши болезни здоровьем, поднявшая нас из навозной кучи и посадившая среди князей народа! В неограниченной силе покрывать грех, одевать в праведность, давать благословения, поддерживать святых и спасать безнадежных, Господь Христос велик, превосходя всякое величие.
Эта тема неистощима, хотя я и могу исчерпаться. И я не замедлю добавить, что наш Господь Иисус Христос велик числом спасенных. Я не верю в маленького Христа, в маленькие небеса, в маленькое собрание пред престолом, в малое число спасенных. Послушайте! Я должен опровергнуть ложь, к которой часто прибегают как к последнему средству те, кто критикует учение о благодати. Они говорят, что мы верим в Бога, который оставил погибать огромное количество людей, избрав произвольно некоторых ко спасению. Нам и в голову подобная мысль не приходила. Мы верим в то, что Господь избрал многих, и мы радуемся при мысли о том, что число спасенных так огромно, что никто не может пересчитать их. «О, — говорят они, — вы считаете, что лишь те немногие, которые посещают ваш маленький Вефиль или Салем, избраны Богом». Это, милостивые государи, вы придумали такое сами для каких-то своих целей, но мы никогда ничего подобного не говорили. Мы с радостью верим в то, что искупленных Христом столько же, сколько звезд на небе, что тех, за кого Христос пролил Свою кровь, чтобы действенно искупить их, столько же, сколько песчинок на морском берегу — неисчислимое множество. Когда я смотрю на небеса, место обитания искупленных, я вижу там не две дюжины святых, собравшихся в узком кругу избранных, а бесчисленное множество солнц, сияющих с чела искупленных, я говорю солнц, потому что каждый прославленный носит венец с именем Всевышнего. Я радостно перевожу взгляд с людей, заполнивших широкий путь, на еще большее их количество, заполнившее небесные луга, на огромное число людей, празднующих искупление кровью Агнца. Не омыли ли они свои одежды и не очистили ли их в Его крови?
Наш Господь велик также и в числе Своих последователей. Его народ, словно капли утренней росы, не будет иметь числа в день Его могущества. Он будет велик в воинстве Своих последователей в славе.
Десятки тысяч душ сейчас на пути к небу, и еще больше последуют за ними. Придет день, когда народ Божий еще более умножится, и его нельзя будет сравнить ни с чем, что мы видим сейчас, он вырастет, как трава, как ивы вдоль реки. Семя Господа Иисуса Христа будет умножаться, пока арифметика не станет бессильной и исчисление потеряет смысл. Он велик, великий Спаситель великого числа великих грешников, которых Он Своей искупительной рукой, не потеряв ни одного, доведет до вечной славы. Подобно тому, как невероятно быстро стали расти колена Израилевы, будет расти духовный Израиль. Господь населит Сион людьми, и тем будет Царь Израилев велик.
Братья и сестры, Господь Иисус Христос велик в глазах Своего народа. Если бы кто-нибудь из моих братьев, последовав за мной в восхвалении Господа, превознес бы Его намного больше, чем я, то я не успокоился бы до тех пор, пока не нашел бы еще более возвышенных слов, прославляющих моего Господа и Бога. И вновь мой дорогой брат мог бы вернуться к блаженному занятию и превзойти мои похвалы. Но и тогда я бы, не колеблясь, встал на ноги еще раз и продолжил святое соревнование, провозглашая имя Иисуса и возвеличивая Его, насколько мне позволил бы разум. И если бы Господь позволил, мы бы никогда не остановились, потому что я бы не проиграл никому в своем желании прославить моего Господа Христа. Я уверен, что практически каждый из числа Его народа может рассказать, чем Он обязан Господу. Каждый мог бы сказать, что для него Христос сделал то, чего не сделал для других. И поэтому, с определенной точки зрения, Он более велик для него, чем для других. Братья, я должен признать, что во многом, Он более велик для вас, чем для меня; но все же для меня Он превыше небес, огромней вечности, восхитительней рая, блаженнее самого блаженства. Если бы я был способен говорить о Нем так, как того хочет моя душа, то я бы говорил о Нем заглавными буквами, а не маленьким курсивным шрифтом, которым я вынужден пользоваться. Если бы я мог говорить так, как хотел, я бы сделал ветер и волны своими голосовыми связками, а вселенную превратил бы в одни огромные уста, восхваляющие Еммануила. Если бы целая вечность в один большой язык, то и тогда бы она не смогла описать всю красоту Его любви и непоколебимость Его верности и истинности. Рано или поздно нам придется остановиться, но поистине мы никогда не сможем выразить, насколько Он достоин, прекрасен и велик в наших глазах. О, если бы Его прославляло каждое создание, имеющее дыхание! О, если бы каждую минуту в Его венец добавляли новую жемчужину! О, если бы каждое дышащее существо не выдыхало ничего кроме «Осанна» и «Аллилуйя», ибо Он достоин всех мыслимых и немыслимых похвал! Слышите ли вы многоголосье небесной музыки? Оно подобно шуму многих вод, оно как могучие морские волны; все это для Него. Улавливаете ли вы чарующие звуки «арфистов, играющих на своих арфах»? Каждое прикосновение к струнам — для Него. Можете ли вы постигнуть неизреченную радость прославленных? Каждая капля вечного счастья — песня в Его честь.
Кто может смотреть, не щурясь, на солнце в его полуденном сиянии? Кто может описать безграничное величие Сына Божьего? Да будет вся слава Ему, ибо Он искупил наши души Своей кровью и освободил пленников. Он сделал нас пред Богом царями и священниками, и мы будем царствовать вместе с Ним во веки веков. Воистину Он велик и будет велик вечно.
Но братья, а как велик, должно быть, Христос в славе небес! Мы никогда не видели Его там. Но некоторым из нас вскоре это величие откроется.
Ибо мы в пограничной земле,
Небеса вокруг нас, небо везде.
Шаг отделяет нас от покоя,
И уже сейчас говорим с Илиею.
Величие Христа на небе мы узрим тогда, когда попадем туда. Он пребывает там в славе, которую имел у Отца прежде бытия мира и которую Он приобрел служением Своему Отцу здесь, на земле. Не сказал ли Он: «Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою»? Какая слава и великолепие окружают нашего Князя в столице Его империи! Что за город эта столица?! Откуда взялось его сияние? Солнце погасло, луна не дает света своего. «Слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец». Весь город сияет славой Искупителя. И кем являются те, кто движутся по его золотым улицам? Сияющие, каждый подобен солнцу, горящие, каждый как утренняя звезда. Спросите их, откуда это сияние, и они ответят вам, что слава Христа взошла над ними и они отражают ее свет, подобно тому, как луна отражает свет солнца. Если вы присядете рядом с одним из них и послушаете его историю, то суть ее будет сводиться к одному: «Не нам, но Возлюбившему нас честь и слава». Суть каждого свидетельства будет в одном: «Он возлюбил меня и отдал Себя за меня». Но вот только скажут они это приблизительно так: «ОН возлюбил меня. Он, этот великий ОН». Они произнесут эти слова так, чтобы подчеркнуть Его славу: «ОН возлюбил меня — этого ничтожного меня». Они приглушат свой голос, чтобы тоном удивления и изумления выразить свое преклонение перед Тем, Кто возлюбил таких недостойных любви, как они.
Но я не должен, я не имею права пытаться описать славу Христа на престоле Его Отца. Некоторые богословы писали о славе Христа, но я уверяю вас, что когда они умерли и попали на небо, то, если бы могли, вернулись бы, чтобы исправить написанное. Что невежество может сказать о Мудрости? Что слепые совы знают о полуденном свете? Что мы, несчастные, ограниченные существа, знаем о Бесконечном, Ветхом днями, что мы знаем о красоте, пламенеющей вокруг Первенца, восседающего одесную Всевышнего? Только ангел мог бы нам это описать, но даже если бы он это сделал, то мы бы или не поняли его, или были бы ошеломлены услышанным. Небеса рассказывают о славе нашего Господа, но и половины не в состоянии рассказать за все тысячелетия.
Истинно, истинно сказано о нашем прекрасном Господе Христе: «…Он будет велик…»
II. Теперь, с вашего позволения, я хочу подойти к теме нашего разговора с другой стороны: «…Он будет велик…» — потому что ОН ИМЕЕТ ДЕЛО С ВЕЛИКИМ.
Он великий Спаситель. Как я уже сказал, Он пришел восстановить разрушенное. Буря разрушила человеческий дом, он упал и остался лежать. Бесы хохотали и торжествовали, когда смотрели на разрушенное творение Божье. Человеческая природа потонула в стыде, рай был проклят, грех победил, и огненный меч был поставлен у входа в Эдем, чтобы преградить нам туда путь. Разруха была ужасна. Но вот пришел Христос и принес великое спасение. Он пришел приготовить лучший райский сад и посадить в нем лучшее дерево жизни, дать нам его в пользование на лучших условиях, чем прежде. О, Он великий Спаситель; Он уничтожил хаос, вызванный грехопадением, и восстановил то, что разрушил Адам!
И мы, возлюбленные, были покрыты великим грехом. Великие грешники, с какой радостью вы должны думать о Его величии, о том, что Он пришел спасти таких, как вы, и помочь разобраться с бедами, которые окружают и огорчают вас. Что с того, что грех велик? Старания Господа для покрытия греха тоже велики. Посмотрите на Голгофу, и если вы в состоянии что-то рассмотреть сквозь слезы, то увидите великую жертву, принесенную однажды за всех, чтобы убрать грех.
Вспомните старую скинию и ее бессильные образы. Аарон приносит в жертву вола, дым возносится к небу, но ничего не происходит. Аарон приводит агнцев, козлов, овнов, и их кровью окропляется подножие алтаря, вся земля в скинии пропитана кровью животных, но ничего не происходит. Все это не может покрыть грех. А теперь посмотрите на более великую жертву, которую приносит Иисус. Этот великий Первосвященник на самом деле велик, ибо Он принес в жертву Богу беспорочного Себя! Вот, на великом жертвеннике возжигается не благовоние, к небу возносится не горящая плоть, а тело и душа назначенного Заместителя приносятся в жертву за грехи людей. Нам, грешникам, трудно осознать до конца величие заместительного жертвоприношения, которое раз и навсегда положило конец греху. Подумайте об этом, постарайтесь понять. Поймите, это не так просто: Тот, Кто равен Отцу, чистый и совершенный в обеих сущностях, сделался проклятием вместо нас, стал грехом ради нас и представил себя правосудию в качестве жертвы за нас. Это чудо чудес, оно также превосходит чудо, как чудо превосходит естественные события. Тот, Кто был оскорблен, Сам искупает оскорбление, совершенный несет наказание, благой становится грехом, источающий любовь лишается Божьей любви. Сколько достоинства и величия в этом славном жертвоприношении! Грех велик, но жертва превыше него. Искупление покрыло вину за грех и дало запас праведности.
Возлюбленные, это необыкновенная милость, что у нас есть такой Первосвященник. Если вы или я в этот вечер отягощены великим грехом, то мы можем получить великое прощение, настолько великое, что оно уничтожает грех. В душе начинает звучать мелодия радости и мира. Он поистине велик, давший нам такое великое спасение.
И теперь мы с вами, друзья, получив великое прощение благодаря великой жертве, держим путь в пустыне к Ханаану, и у нас много больших нужд каждый день. Мы — сама бедность, и только Вседостаточность может снабдить нас необходимым; и ее мы находим во Христе. У нас большие запросы, но у Христа большие запасы. По дороге на небеса мы, возможно, встретимся с еще большей нуждой, но по всему нашему пути на каждом привале нас ожидает подкрепление, для нас заготовлены бодрость и все остальное, что только может нам понадобиться.
Не ощущаете ли вы иногда жажду благодати, подобно бегемоту, способному выпить Иордан в засуху? Вам дано больше, чем могут вместить берега реки. Пейте вдоволь, ибо Христос приготовил для вас бездонное море благодати, чтобы наполнить вас полнотою Божьей. Не ограничивайте свои желания и не сомневайтесь в своем Спасителе. Будьте великими в познании Его вседостаточности, станьте великими в восхвалении Его изобилия, и тогда на небесах вы сможете положить у Его ног великое сокровище благодарности.
Да, Он Мессия великих приготовлений. Ныне пред престолом Он занят подготовкой великих небес для Своего народа. На них будут великое избавление, великий мир, великий покой, великая радость, великая победа, великое открытие, великое общение, великий восторг, великая слава. Он готовит для Своих избранных совсем не маленькое небо, не скудный пир и не мелкое счастье. Он великий Творец, и Он творит новый великий рай, в котором великое множество людей будет вечно счастливо. «…Он будет велик…» — велик в блаженстве несчетных избранных. Нам предстоит войти в жемчужные ворота и пройтись по золотым улицам, поэтому в этот вечер мы так искренне говорим о Его величии. Мы прославим Его перед Его святыми ангелами. Если хвала может сделать Его великим, то наша хвала будет звучать день ночь как можно громче, и десять тысяч раз десять тысяч прославленных присоединятся к нам в пении бесконечного «Аллилуйя» Тому, Кто возлюбил нас прежде бытия всех миров и Кто будет любить нас, когда все миры прекратят свое существование. «…Он будет велик…». Он должен быть великим. Пока живем, главное наше дело — петь подобно Деве: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем».
III. И в заключение скажу несколько слов о том, что ЕГО ВЕЛИЧИЕ СКОРО БУДЕТ ЯВЛЕНО. Не все, к сожалению, хотят понять это. Многие все еще принижают Его пустыми и суетными мыслями, но так будет не всегда. Для Его чести на земле сейчас ночь, хотя, если бы это была и не ночь, то это не имело бы никакого значения, потому что люди все равно слепы. Но ночь подходит к концу, и человеческий разум не будет ослеплен вечно. Я предчувствую рассвет. Вот, вы слышите звук трубы? Я и не надеюсь, что обычные уши могут уловить этот звук; но уши веры слышат его. Труба звучит протяжно и громко, и после трубы слышится крик: «Вот, жених идет, выходите навстречу ему». Не слышите ли вы клич многочисленных воинств: «Вот, Он грядет! Вот Он грядет! Вот Он грядет!»? Я с радостью прислушиваюсь к нему. Пусть мир поет песни радости. Он грядет. Труба возвещает это. Я не стану теперь говорить о том, в каком порядке произойдут предсказанные события, но я знаю, что Господь будет царствовать во веки веков. Он Царь царствующих и Господь господствующих. Аллилуйя! «…Он будет велик…». Народы преклонятся перед Ним. Воинствующие бунтовщики признают Его своим Царем. Вся вселенная будет наполнена славой Божьей. Не найдется такого уголка, который не будет освещен Его славой. «Он будет велик». Пред Его именем преклонится всякое колено, и всякий язык исповедует, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.
Братья, не волнуйтесь из-за того, что лжеучение странствует сегодня по миру. Пусть ваши сердца не мучаются, словно Христос потерпел поражение. Он облачен в сияющую броню, которую не пробьет ни одна стрела заблуждений. Он еще медлит на холмах, обозревая поле битвы. Он оставляет Своих бедных слуг без помощи, чтобы те ощутили, насколько они слабы, когда в день битвы окажутся на грани бегства с поля боя. Он хочет, чтобы земля и небеса увидели слабость плотской мышцы. Но мужайтесь, братья!
Князь Еммануил спешит к нам! Вы уже можете услышать стук копыт Его коня. Он вот-вот придет. На белых конях избранные последуют за Ним, последуют как победоносные, чтобы победить, ибо это битва Господня, и Он предаст врага в руки наши. Господь будет царствовать во веки веков. Царь царей! Аллилуйя! «Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои».
Авторитет святого Евангелия ширится по всему миру. Придет день, когда Благая весть сделает Христа великими среди людей; и когда это произойдет, то до трубного звука останется совсем немного. Она пробудит спящих. Воскресший сходит к нам. Час воскресения близится! О, как велик будет Христос, когда все восстанут из своих могил, все, что стали добычей смерти! Он будет славен среди них, Первенец воскресения, прославленный среди тех, кто воскрес силой Его воскресения. О, какой чести Он удостоится в тот день! Иисус, Тебя прославят братья, когда увидят Тебя победителем смерти в мириадах возвращенных к жизни.
Затем будет Суд. Христос в Своем величии воссядет на престоле и возьмет в руки чаши, чтобы судить людей за дела, которые они совершили в земной жизни. Я уверяю вас, что никто тогда не усомнится в его божественности. Никто не захочет объявить себя Его врагом в тот час ужаса. Земля покачнется! Небеса рухнут! Звезды падут! Солнце потухнет! Луна станет мрачной как власяница! И Иисус, восседающий на престоле! Все враги Его возопиют: «Горы, падите на нас и сокройте нас от лица Его!» Его лицо, лицо победителя, спокойное и уверенное, будет ужасно для них. В страхе они закричат: «Сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца». Но скрыться будет негде. Куда бы они ни побежали, Его взгляд будет преследовать их, взгляд, источавший любовь, будет наполнен горящим гневом. В тот день познавшие Его любовь будут восторгаться Им безмерно; но и те, кто познает Его гнев, также ощутят, что Он велик. Ад откроет им величие Христа, а Он возьмет железный жезл и сокрушит их как сосуд горшечника. Когда они приблизятся к трону Его устрашающего величия, их отчаянные крики засвидетельствуют во вселенной, что Иисус велик. «Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него».
Наконец, Он будет велик, когда соберет вокруг Себя Своих избранных, когда все души, искупленные кровью, наполнят храм, чтобы поклониться Ему. О, что за зрелище это будет, когда Он будет в центре, а с востока, севера, юга и запада устремится к нему сияющее воинство прославленных Его славой, и вокруг Него и Его престола будет все больше и больше людей, склоняющихся перед Сыном Божьим и восклицающих восторженное «Аллилуйя!». Никто не усомнится в Нем в тот час. Никто не сможет противостать Ему. Каждый будет прославлять Его изо всех сил. Из каждого сердца будет исходить любовь. Несметное воинство будет прославлять Господа, Которого оно любит! Оно вновь и вновь будет повторять «Аллилуйя!», и фимиам поклонения Ему вознесется к небесам. О, как величественен возглас: «Аллилуйя! Аллилуйя! Бог Всемогущий царствует и Его Сын превознесен на престоле Его славы во веки веков». Воистину Он будет велик.
Возвеличьте Господа в этот вечер, несчастные грешники, доверьтесь Ему! Возвеличьте Его, дети Божьи, устремясь к Нему душой. Возвеличьте Его, участвуя в Вечере, с жаждой припадите к Нему. Почитайте за великую честь пить и есть с Ним за одним столом. Приходите к Нему возжаждав и взалкавши, примите его в самих себя и скажите: «Он мой хлеб, Он мое питье, Он моя жизнь, Он мое все». Пусть ваш дух будет жив поклонением Ему, и пусть каждый удар вашего сердца прославляет Его. Пусть все в вас поет одну песню: «Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя!»
Возлюбившему нас, умершему за нас и воскресшему да будет слава во веки веков! Вечер, 2 декабря 1883 г.