Библиотека soteria.ru
12 проповедей о Святом Духе
Чарльз Сперджен
Дата публикации: 18.02.14 Просмотров: 10142 Все тексты автора Чарльз Сперджен
Излияние Святого Духа
Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово. Деяния 10:44.
Библия — это книга откровения Божьего. Бог, Которого ищут слепые язычники и ради Которого разум проникает в глубины мрака, открыто явлен на страницах божественной книги. Тот, кто хочет узнать о Божестве столько, сколько возможно для человека, может обрести познание в этой книге, если только он не станет упорно отвергать то, что читает. Учение о Троице занимает особое место в Священном Писании. Хотя само слово «Троица» не употребляется, постоянно упоминаются три божественные ипостаси единого Бога. Святое Писание говорит с нами со своих страниц таким образом, чтобы мы приняли великую истину христианской веры, гласящую, что Отец есть Бог, Сын есть Бог и Дух есть Бог. И в то же время нет трех богов, есть только один Бог. Каждая ипостась Троицы — истинный Бог. Три в едином и единый в трех — это Господь, Которому мы поклоняемся.
Нельзя не заметить, что Писание неизбежно приводит нас к мысли о том, что все три божественные ипостаси принимали участие в деле Творения . «В начале сотворил Бог небо и землю». А в другом месте мы читаем: «…сотворим человека по образу Нашему…» Ни одна личность, а все три принимают решение о сотворении человека. Мы знаем, что Отец заложил основание мироздания, и создал могучие лучи света, на которые опирается синий небосвод. Но мы так же совершенно точно знаем, что Иисус Христос, вечный Логос (Слово), был с Отцом в начале, и «без Него ничто не начало быть, что начало быть». Более того, мы также точно знаем, что Святой Дух приложил Свою руку в создании мира, ибо мы читаем, что «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою». Покрывая Своим голубоподобным крылом хаос, Он произвел из него величественное творение, прекрасный гармоничный мир.
Неоспоримые доказательства триединства Бога мы также находим в деле Спасения . Нам известно, что Бог Отец отдал Своего Сына для спасения грешников. У нас более чем достаточно доказательств тому, что Бог Отец избрал Свой народ прежде создания мира, что Он придумал план спасения и всегда желал спасения Своему народу. Что касается участия Сына в деле спасения, то оно настолько очевидно, что никто не может сомневаться в нем. Ради людей, ради нашего спасения Он сошел с небес, воплотился в смертное тело, Он был распят, умер и был погребен, на третий день Он воскрес из мертвых. Он вознесся на небеса, восседает по правую руку Отца и ходатайствует за нас. У нас также есть достаточно свидетельств того, что Святой Дух ответственен за наше обращение, ибо нам сказано, что мы рождены Святым Духом. А сколько раз сказано, что если человек не родится от Духа, он не может увидеть Царствия Божьего! Посмотрите, все добродетели христианина названы плодом Духа, ибо Он распространяет на нас от начала и до конца то спасение, которое прежде нам приобрел Своей кровью Иисус Христос, а еще раньше Бог Отец даровал нам в предопределении ко спасению.
Сегодня утром я хочу обратить ваше внимание на работу Святого Духа. У меня есть определенные причины, по которым я буду говорить с вами именно об этом. В Соединенных Штатах Америки произошло великое пробуждение. (Имеется в виду пробуждение 1858 года, которое чуть позже перекинулось в Великобританию. — Прим. пер.) Двести пятьдесят тысяч человек, т.е. четверть миллиона, засвидетельствовали о том, что они пережили возрождение, и присоединились к разным церквам Божьим. И есть одно обстоятельство, которое убеждает меня, что все это правда: враги святого Евангелия Христа в ярости. Когда дьявол рычит в ответ на что-то, вы можете быть уверены, что в этом есть нечто доброе. Дьявол не похож на собак: он никогда не лает без причины. Когда дьявол подает голос, мы можем быть уверены, что его царство в опасности. Кроме того, великие события в Америке были результатом излияния Святого Духа, потому что христианские служители, проповедники не руководили этими событиями. Они помогали друг другу, но никто из них не занимал главенствующего положения. Сам Бог был вождем Своего воинства. Все началось с желания молиться. Люди Божии начали молиться, молитвенные собрания стали посещаться лучше, чем прежде. Было предложено проводить дополнительные молитвенные встречи в такое время, в которое люди никогда раньше не собирались, и на эти собрания люди тоже единодушно приходили. К небу стала возноситься настоящая молитва. Грешники, которых невозможно и сосчитать, поднимались на молитвенных собраниях и просили людей Божьих молиться за них, открыто заявляя, что жаждут Христа. За них молились, и церковь увидела, что Бог действительно слышит молитвы и отвечает на них.
Если у нас есть желание, чтобы то же самое произошло в нашей стране, то надо молиться об излиянии Святого Духа. Поэтому сегодня я решил проповедовать о Святом Духе, чтобы исполнились слова: «И кто почтит Меня, того почтит Отец Мой». Я искренно желаю почтить Святого Духа сегодня, и если Ему будет угодно почтить Свою церковь в ответ, то да будет Ему слава во веки и веки.
«Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово».
В первую очередь я постараюсь описать действие Святого Духа; затем я покажу необходимость этого действия для обращения грешников, и, наконец, я расскажу о способах и средствах, используя которые, мы можем вызвать излияние особой благодати на наши церкви.
I. Итак, сначала, я постараюсь описать действие Святого Духа. Но прежде, чем начать, я хочу предостеречь вас от неправильного понимания моих слов. Я могу объяснить, что делает Святой Дух, но никто не знает, как Он это делает. Действие Святого Духа — это одна из тайн христианской веры. Многое другое нам понятно, но этот вопрос останется загадкой, и мы не должны пытаться разгадать ее. Кто знает, где рождается ветер? И поэтому кто может знать, как действует Святой Дух, подобный ветру? «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа». Я верю, что для обращения человека Святой Дух действует двумя различными способами. Во-первых, Он обновляет те способности, которые уже есть у человека, во-вторых, Он дает человеку новые возможности, которыми тот не обладал раньше.
Возрождая человека, Святой Дух в первую очередь пробуждает его умственные способности. Я подчеркиваю, что Святой Дух никогда никому не дает новых умственных способностей. Возьмите, к примеру, разум. Святой Дух не дает людям разум, потому что он есть у них и в не возрожденном состоянии. Но Святой Дух учит наш разум, наставляет его на правильный путь. Поэтому мы можем использовать свой наставленный разум для того, чтобы отличить добро от зла, драгоценное от ничтожного. Святой Дух не дает человеку волю, ибо она у него есть и до обращения. Но Он освобождает волю от рабства сатаны, чтобы она могла служить Богу. Святой Дух не дает способность думать или верить, ибо человек может и думать, и верить. Но способность верить Он изменяет так, чтобы человек поверил истине, и после изменения способности думать, человек склонен думать правильнее. Неправильное мышление меняется на то, которое угодно Богу, и у нас появляется желание следовать по пути открытой Богом истины.
Возможно, среди нас сегодня есть утром есть человек, обладающий выдающимися знаниями в области политики, но его разум не просвещен в отношении духовного мира: он не видит красоты Христа, не видит в святом образе жизни ничего, что бы привлекало его, он выбирает зло и предает добро. Святой Дух не даст ему новый разум, но Он очистит старый. Человек сможет познавать лучшее и открыть для себя, что потеря вечной славы ради временного греховного наслаждения — величайшая трагедия человеческой жизни. Возможно, здесь также есть человек, противник веры в любой форме, который не желает прийти к Богу, и что бы мы ни делали, мы не сможем убедить его изменить свое отношение и обратиться к Богу. Святой Дух не даст этому человеку новую волю, но Он изменит его старую волю, так что вместо желания творить зло у него появится желание делать добро. Он сделает так, что человек захочет быть спасенным Христом.
Ни одна из способностей человека не испорчена настолько, чтобы Святой Дух не мог воскресить ее. Как бы низко человек ни пал, Святой Дух может мгновенно очистить и освятить все его способности. Заблудший разум может стать на верную дорогу; упрямая, сопротивляющаяся Богу воля может подчиниться божественным заповедям; злые, испорченные стремления могут в мгновение ока быть обращены ко Христу, а на смену старым, падшим желаниям может прийти тяга к небу. Суть воздействия Святого Духа на разум человека — в изменении его. Святой Дух не добавляет в разум новые элементы, но просто приводит испорченный разум в порядок. Он поднимает упавшие колонны и восстанавливает из руин прекрасный дворец. В этом заключается первый способ воздействия Святого Духа на человека.
Но помимо этого, Святой Дух дает людям способности, которыми они не обладали прежде. Писание говорит, и я верю в это, что человек состоит из трех частей. У него есть тело; Святой Дух превращает это тело в храм Господень. У него есть душа; Святой Дух делает его подобным алтарю в храме. Это и все, что есть в обычном человеке: только тело и душа. Но когда приходит Дух Святой, Он вдыхает в человека третью сущность, которую мы так и зовем — дух. Апостол описывает человека как существо, имеющее «тело, душу и дух». Если же вы почитаете книги светских мыслителей, то убедитесь, что все они в один голос заявляют: в человеке только две части — тело и душа. Безусловно, по-своему они правы, потому что исследуют сущность не возрожденного человека. Но у возрожденного человека есть еще и третья часть, и поэтому возрожденный человек выше не возрожденного настолько, насколько обычный человек выше животного. Эта третья составная дает человеку возможность молиться, через нее он получает спасающую веру, и, более того, она побуждает душу действовать. Она управляет душой так же, как душа управляет телом. Если я хочу идти, я передвигаю ноги — моя душа заставляет их двигаться. Так же происходит и с духом. Когда я хочу молиться, дух заставляет мой разум думать о молитве и о ее содержании. Когда я хочу восхвалять Бога, дух побуждает мой разум думать о восхвалении Бога и возносит меня к Нему. Тело мертво без души, душа мертва без духа. Суть воздействия Святого Духа на человека состоит в том, что Он оживляет мертвую душу, вдыхая в нее живой дух. Как написано: «Первый человек Адам стал душою живущею; а последний Адам есть дух животворящий», а также: «…как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного». Другими словами, если мы надеемся обратиться к Богу, то в нас должен быть животворящий дух, который дается нам Богом Святым Духом.
Повторяю, что у духа есть способности, которыми душа не обладает. Он способен общаться с Богом. В какой-то мере это действие ума, но человек, не имеющий духа, не может совершить его, точно так же, как человек, лишенный души, не может ходить. Дух рождает мысли, необходимые для общения. Разум повинуется им и действует в соответствии с ними. Но я должен сказать вам, что временами дух оставляет душу. Временами мы забываем обо всем и почти прекращаем думать, рассуждать, взвешивать и желать. Наши души, как колесница Суламиты, которая стремительно, но непроизвольно несется вперед. Мы кладем голову на грудь Иисуса и под звуки божественной симфонии в небесном экстазе наслаждаемся плодами страны блаженных и срываем грозди долины Есхол при входе в землю обетованную.
Мне кажется, я довольно ясно выразил свою мысль. Действие Святого Духа состоит, во-первых, в пробуждении способностей, уже имеющихся у человека, но находящихся в непробужденном состоянии, и, во-вторых, в оснащении человека новыми способностями, которых у него не было прежде. Чтобы до конца разъяснить эту мысль даже для тугодумов, я приведу пример. Представьте себе, что человек — это машина. Колеса сломаны, шестерни не цепляются, клапаны не открываются. В первую очередь Святой Дух ставит колеса на свои места, закрепляя их на осях: каждое колесо на свою ось, приводит во взаимодействие каждую шестерню с парой других шестерен. Но на этом Его работа не заканчивается. Теперь необходимо добавить топливо, чтобы весь механизм пришел в движение. Он не добавляет новые колеса, а приводит старые в порядок, а затем Он вкладывает движущую силу, которая оживляет машину. Сначала Он приводит в порядок наш разум, а затем Он вкладывает в нас дух животворящий, и тогда мы начинаем «двигаться» в согласии со святой волей Божьей и Божьим законом.
Я также хочу добавить перед тем, как перейти к следующей мысли, что все, так пространно описанное мной, происходит мгновенно. Когда человек обращается к Богу, все это происходит в мгновение ока. Возрождение — это мгновенное событие. Обращение к Богу — результат возрождения, и всю жизнь мы обращаемся к Богу. Но само возрождение происходит мгновенно. Человек ненавидит Бога — Святой Дух делает его способным любить Бога. Человек противостоит Христу, он не понимает и не принимает Евангелие. Приходит Святой Дух, просвещает помутненный разум такого человека, снимает кандалы с его порабощенной воли, освобождает совесть, дает жизнь мертвой душе, и человек начинает прислушиваться к голосу совести и становится новым творением во Христе Иисусе. И все это, запомните, происходит благодаря мгновенному, сверхъестествен ному воздействию Бога Святого Духа, веющему, как Ему угодно, среди сынов человеческих.
II. После размышлений о действиях Святого Духа, я предлагаю перейти к мысли о необходимости действия Святого Духа для обращения человека. В нашем отрывке сказано, что «когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово». Возлюбленные, Святой Дух сначала сошел на апостола Петра, ибо иначе Он не сошел бы на его слушателей. Сам проповедник, если он надеется привести кого-нибудь к Богу, должен находиться под влиянием Святого Духа. Я всегда молюсь о том, чтобы Дух вел меня даже в самых незначительных моментах богослужения, ибо никогда неизвестно заранее, что послужит спасением какой-нибудь душе: чтение гимна перед пением или выбор подходящей главы из Библии для проповеди. Два человека присоединились к нашей церкви, заявив о своем обращении, произошедшем благодаря тому, что я просто прочитал слова гимна: «Иисус, души спаситель….» Они больше не запомнили ни одной строчки из этого гимна, но эти слова произвели такое глубокое впечатление на их душу, что они не раз мысленно повторяли их, пока однажды не спросили себя: «А спасен ли я Иисусом?» И они подумали, что ведут себя очень неразумно: Иисус может дать спасение, а они Его об этом не просят. Я уверен, что Святой Дух специально побудил меня прочитать этот гимн. И многие другие люди были обращены благодаря какому-то необычному высказыванию проповедника. Но почему проповедник произнес эти слова? Лишь потому, что его вел Святой Дух.
Будьте уверены, возлюбленные, что если какая-то часть проповеди стала благословением для вас, то, значит, Сам Господь повелел проповеднику включить ее в его речь. Я мог бы попробовать сказать сегодня проповедь, которую произнес в пятницу и которая была удачна в тот день. И может так случиться, что сегодня от нее не будет никакого толку, потому что это не та проповедь, которую бы хотел услышать Святой Дух. Но если я с искренним сердцем искал Божьего водительства при выборе темы и Он пребывает на мне во время проповеди, тогда можно быть уверенным, что мои слова затронут ваши самые насущные проблемы. На ваших проповедниках обязательно должен пребывать Святой Дух. А иначе, даже если они будут обладать знаниями самых мудрых людей и красноречием Демосфена и Цицерона, Слово не проникнет к вам в душу. И это не произойдет до тех пор, пока Святой Дух не начнет руководить проповедника ми в выборе предмета для беседы и в размышлении над ним.
И пусть Петр был под водительством Духа, его слова оказались бы бессильными до тех пор, пока Дух Божий не сошел бы на его слушателей. Я постараюсь показать необходимость в воздействия Святого Духа, без которого обращение человека невозможно.
Давайте вспомним о сути этого воздействия и попытаемся понять, что никакие другие средства не могут заменить работу Духа. Совершенно ясно, что люди не могут обратиться в результате физического воздействия. Римская церковь полагала, что она может обратить людей при помощи армии. И она начала вторгаться на территории других государств, угрожая войной и пролитием крови, если народы не покаются и не примут ее веру. Но люди были скорее готовы умереть, чем оставить свою веру. Поэтому церкви пришлось прибегнуть к помощи «более изящных» средств: эшафотам, дыбам, подземельям, топорам, мечам и кострам. Так она надеялась обратить людей. Вы, наверное, слышали о человеке, пытавшемся завести наручные часы при помощи ледоруба. И этот человек вел себя очень разумно по сравнению с теми людьми, которые пытаются коснуться души при помощи материи. Никакой прибор не сможет найти доступа к душе. С таким же успехом можно связать крылья ангела ивовыми прутьями и надеть железные кандалы на херувима. Но никто не попытается это сделать, потому что это глупо. Ни одна армия, какая бы большая она ни была и как бы хорошо ее воины ни были вооружены, не сможет завладеть душой человека. Душа — это неприступная крепость, которую нельзя взять физическими силами.
Человека также нельзя убедить обратиться, проповедуя ему мораль. «Ну почему же, — скажет кто-нибудь, — я думаю, это возможно. Пусть только проповедник не спит за кафедрой, и он сможет горячей речью убедить человека обратиться». Возлюбленные, вы так говорите от недостатка знания. Меланхтон (Филипп Меланхтон — видный богослов и деятель Реформации XVI века, правая рука Мартина Лютера. — Прим. пер.) тоже так думал, но вы, наверное, знаете, что он сказал после того, как испробовал этот метод: «Старый Адам слишком силен для юного Меланхтона». Каждый проповедник, надеющийся на силу своих доводов, рано или поздно придет к такому выводу. Позвольте проиллюстрировать эту мысль. Можно ли с помощью логики заставить эфиопа поменять цвет своей кожи? Какими доводами можно побудить леопарда сбросить свои пятна? С таким же успехом привыкший делать злое может научиться делать доброе. Если цвет кожи эфиопа изменится, то это может произойти только в результате сверхъестественного события. Леопард лишится своих пятен, если только его Творец сделает это. Так и сердце человека. Если бы грех был чем-то наносным, то мы могли бы убедить человека избавиться от него. К примеру, человека можно отучить сквернословить и убедить не пьянствовать, потому что это не является частью его природы: он добавил эти пороки к своей врожденной испорченности. Но на зло, скрытое в сердце, невозможно подействовать никакими нравоучительными беседами. Я осмелюсь утверждать, что человека можно убедить повеситься, но я уверен, что нет такого довода, который бы заставил человека повесить свои грехи, повесить свою самоправедность и в смирении прийти к подножию креста, ибо вера во Христа настолько идет вразрез с естественными склонностями человека, что уверовать — все равно, что плыть против течения, потому что поток воли и желаний человека прямо противоположен вере во Христа.
Я видел слезы человека, который пришел ко мне, чтобы присоединиться к Церкви Христовой, и он сказал мне: «Сэр, я поражаюсь тому факту, что сегодня я здесь. Если бы год назад кто-нибудь сказал мне, что я буду думать и чувствовать так, как я сейчас думаю и чувствую, я посмеялся бы над ним. Мне нравилось проводить воскресные дни в свое удовольствие, и я не понимал, почему я должен заточать себя в молитвенном доме, слушая чьи-то разглагольствования. Чтобы я молился? Да никогда, сэр! Я часто повторял, что лучшее проведение в мире — это пара моих крепких рук. Если кто-нибудь заговаривал со мной о религии, я тут же показывал ему на дверь. Но то, что я любил прежде, теперь я ненавижу, и то, что я ненавидел, теперь люблю. И я не могу выразить словами глубину той перемены, которая произошла во мне. Только Бог мог это сделать. Я точно знаю, что сам я на такое не способен. Кто-то, больший меня, обратил мое сердце». Мне кажется, эти два примера показывают, что для обращения человека надо нечто нематериальное. Более того, беседы о нравственности тоже бесполезны. Необходимо воздействие Святого Духа.
И опять, если подумать о сути этого воздействия, то станет ясно, что только Бог способен обратить человека к Себе. В Писании обращенный часто называется новым творением. Если вы утверждаете, что можете сотворить сами себя, то не могли бы для начала сотворить муху? Сотворите комара или песчинку, и только тогда начинайте говорить о сотворении нового сердца. И то, и другое вам не по силам, ибо творение — дело Бога. Но если бы вы сотворили частицу праха или даже целый мир, то это вовсе не чудо по сравнению с вещью, которая создала сама себя. Разве такое может быть? Представьте себе, что вы не существуете. Как вы можете создать себя? Ничто не может произвести нечто. А как человек может пересотворить себя? Человек не может пересотворить себя в новое состояние, ибо он не существует в этом состоянии. Его нет в духовном мире.
Кроме того, дело сотворения уподобляется воскресению: «…как ожившие из мертвых». Могут ли мертвые, лежащие в могиле, воскресить себя? Проповедник, думающий, что он может обращать души, пусть воскрешает мертвых на кладбище. Пусть он станет возле могилы и повелит ей открыться, чтобы освободить погребенного, пусть он призовет мертвеца подняться — все его усилия будут напрасны. Но даже если бы он и сделал это, то это не было бы чудом по сравнению с тем, если бы мертвец сам себя воскресил и сам зажег в своем сердце искру жизни. Коль обращение похоже на воскресение и сотворение, то неужели вам не ясно, что оно находится за пределами человеческих возможностей? Только Сам Бог может обратить человека.
Чтобы закончить эту мысль, я выскажу еще одно соображение. Возлюбленные, даже если бы человек мог спасти себя сам, то не забывайте, он не захотел бы сделать это потому, что это действие противно ему. Если бы мы могли заставить наших слушателей захотеть быть спасенными, то это было бы победой. «Хорошо, а если я хочу быть спасенным, разве я не могу спастись?» — спросит кто-нибудь. Конечно, вы можете, но проблема заключается в том, что вы не хотите и мы не можем заставить вас захотеть. Ясно, что ваша воля должна подвергнуться воздействию, которое исходит не из вас самих. И в этом слава христианской веры. Она имеет внутреннюю силу для самораспространения. Мы не просим вас захотеть. Мы рассказываем вам весть, веруя, что Святой Дух, действующий через нас, побудит вас желать спасения. Если бы проповедь Евангелия зависела от добровольно го отклика человека, то она оказалась бы безуспешной. Но Благая весть сама по себе является всемогущей силой, побуждающей людей верить, и поэтому она побеждает и распространяется.
III. Я хочу закончить свою проповедь рассуждениями по поводу того, что нужно сделать в наше время для того, чтобы излился Святой Дух. Нет никаких сомнений в том, что если бы Святой Дух захотел, то все люди, мужчины, женщины и дети, находящиеся здесь, обратились бы к Богу. Если бы Богу, Всевластному Судье всего мира, было угодно послать сейчас Духа, каждый житель нашего многотысячного города сразу же бы обратился к живому и истинному Богу. Без всяких посредников, без проповедников, без книг Бог силен обратить людей к Себе. Я знаю людей, к которым неожиданно, во время работы, когда они совсем не думали о Боге, приходила в голову мысль, рождавшая тысячи других, которые в конце концов приводили их ко Христу. Святой Дух действовал без помощи служителей, и сегодня Он по-прежнему способен на это. Святой Дух может, не спрашивая согласия, сломить сильных людей, воинствующих атеистов и открытых врагов креста Христова и привести их к поклонению Себе. Когда речь идет о Всемогущем Боге, нет ничего невозможного.
Но, возлюбленные, Богу было угодно возложить великую честь на средства и посредников. Он мог бы действовать без всего этого, если бы захотел, но Он поступает иначе. Мысль, которую я хочу высказать, следующая: если вы желаете, чтобы Святой Дух явил Свою силу среди нас, то уповать должны на Него, а не на средства и посредников. Ког да проповедовал Иисус Христос, то обратилось немного людей, и причина заключалась в том, что Святой Дух еще не был обильно излит. У Него был Святой Дух без меры, но на других людей Святой Дух еще не сходил. Иисус Христос сказал: «Верующий в Меня дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду». И вспомните, что те немногие, обратившиеся в результате служения Христа, были обращены не Им, а Святым Духом, пребывавшим на Нем в то время. Иисус из Назарета был помазан Святым Духом. Так если Иисус Христос, великий основатель нашей веры, нуждался в помазании Святым Духом, то насколько же больше в этом нуждаются наши проповедники!
И еще одно соображение. Если мы хотим видеть работу Святого Духа, тогда, возлюбленные, каждый из нас должен постараться почтить Его. Есть такие церкви, находясь в которых, вы бы никогда и не узнали о существовании Святого Духа. Мария Магдалина когда-то сказала: «Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его». Так и христианам приходится говорить, ибо они ничего не слышат о Господе, пока собрание не подходит к концу, да и тогда о существовании Троицы можно догадаться лишь по заключительному благословению: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, общение Святого Духа и любовь Бога Отца да пребудут со всеми нами. Аминь». Пока наши церкви не научатся чтить Святого Духа, можно и не надеяться на то, что Он проявит Свое могущество среди нас. Пусть проповедник всегда исповедует перед проповедью, что он полагается на Святого Духа. Пусть он сожжет текст своей проповеди (намек на то, что некоторые просто читают проповеди по бумажке) и поставит себя в зависимость от Святого Духа. Если Дух не придет и не поможет ему, то пусть он замолчит и пусть люди отправятся домой и будут молиться о том, чтобы в следующее воскресенье Дух помог ему.
Почитаете ли вы Святого Духа всегда и везде? Мы часто начинаем наши встречи без молитвы. Это неправильно. Мы должны чтить Святого Духа. Пока мы не отведем Ему центральное место в нашей жизни, Он никогда не изготовит венцы для наших голов. Он одержит много побед, и все они принесут Ему славу, но если мы не воздадим Ему славу, Он никогда не благословит нас и не пошлет успеха. Давайте будем встречаться и горячо молиться о Святом Духе, чтобы получить Его. Помните, что Святой Дух не придет к нам в церковь, пока мы не начнем искать Его. «Так говорит Господь Бог: вот, еще и в том явлю милость Мою дому Израилеву, умножу их людьми как стадо». «Испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?» Давайте встречаться и молиться, и если Господь не услышит нас, то Он впервые нарушит Свое обещание. Придите, взойдем во святилище, соберемся в доме Господнем и вознесем торжественные прошения. И я повторяю, если Господь не обнажит мышцу Свою пред всем народом, то это будет противоречить всему, что Он делал прежде, всем Его обещаниям. Это будет противоречить Ему Самому. Нам нужно лишь испытать Его, а в результате можно не сомневаться. Если мы соберемся для молитвы, уповая на Святого Духа, то Господь благословит нас и все концы земли убоятся Его. О Господи, восстань на врагов Твоих. Простри руку Свою, О Господь, наш Бог, ради Христа. Аминь.
Утро, 20 января, 1858 г.