Библиотека soteria.ru
12 проповедей о Святом Духе
Чарльз Сперджен
Дата публикации: 18.02.14 Просмотров: 10142 Все тексты автора Чарльз Сперджен
Святой Дух уподоблен ветру
Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа. Евангелие от Иоанна 3:8
Я не собираюсь сегодня углубляться в вопрос о возрождении человека. Я просто хочу, вслед за Спасителем, сравнить ветер со Святым Духом. Думаю, вам известно, что в древнееврейском и в древнегреческом языках используется одно и то же слово для описания ветра и духа, поэтому наш Спаситель, образно говоря, на крыльях ветра наставлял ищущего раввина на глубокие истины Божии. Он использовал понятие «ветер», чтобы закрепить духовную истину в разуме своего собеседника. И в этом мы видим подсказку для учителя: он должен внимательно относиться к языку, подбирая такие слова, которые помогут ученикам понять и усвоить учение. «Дух дышит…», — сказал Он. Но Он использовал бы те же самые слова, если бы Он хотел сказать «ветер дует». В языке существует тесная связь между ветром и Духом Божьим. И эта связь не случайна, иначе бы великий Управитель провидением, который невидимо для людей смешал их языки у Вавилонской башни, не допустил бы, чтобы одно и то же слово в человеческом языке означало и ветер, и Дух. Язык, как и природа, отражает мудрость Бога.
Только в Его свете мы сами видим свет: пусть Святому Духу будет угодно милостиво открыть Себя нашим умам посредством Своего божественного воздействия. Слово Божье учит нас, что Святой Дух, приходя к сынам человеческим, делает их новыми творениями. Пока Дух не войдет в человека, он «мертв по преступлениям и грехам». Он не понимает Божьих истин, потому что они духовны и понимать их нужно духовно, а не обновленный разум плотского человека не обладает способностью проницать глубины Божьи. Дух Божий заново творит детей Божьих, и тогда они, оказавшись в новом состоянии, открывают для себя духовные истины и постигают их. Поэтому, мои дорогие слушатели, пока вы не будете обладать Духом, вы не познаете Его, какие бы образы и сравнения я ни использовал. Давайте не станем употреблять имя Духа Святого без должного почтения. Да будет имя Твое во веки благословенным, славный Дух, единосущный и равный Отцу и Сыну. Да поклонятся Тебе все ангелы Божьи!
I. Давайте подумаем, в каком смысле Святой Дух подобен ветру.
Святой Дух, желая помочь духовно возрожденным людям в изучении Его природы и качеств, сравнивает Себя с росой, огнем, маслом, водой и другими явлениями и предметами. Помимо всего прочего, наш Спаситель использует образ ветра. Какая первая мысль приходит в связи с этим образом? Конечно, мысль о тайне. Никодим возражал против учения о рождении свыше из-за его таинственности, поэтому Господь постарался убрать преграды на пути учителя израильского. Никодим по сути сказал следующее: «Я не понимаю этого. Как человек может родиться свыше, будучи стар? Как он может быть сотворен заново, да еще каким-то невидимым небесным существом? Неужели это возможно?» Иисус сразу же обратил его внимание на ветер: он невидим, его происхождение таинственно, и, тем не менее, он реален и способен оказывать воздействие. Вы не знаете, откуда приходит ветер. Да, он дует с севера или с запада, но в каком конкретном месте он рождается? Он дует на восток или на север, но где конкретно он остановится? Откуда начали свое стремительное путешествие маленькие частицы воздуха? Куда они направляются? Какому закону подчиняется их движение, и где завершится их путешествие? В один сезон муссон дует с юга, а спустя несколько месяцев — с севера. Где- то ветер дует с запада, но совсем рядом несется встречный поток с востока. Наверное, вы замечали, наблюдая за небом, что облака, находящиеся на разных высотах движутся в разные стороны.
Ученые могут изучить, откуда и почему дуют пассаты, но они не могут сказать, почему флюгер на шпиле церкви повернулся сегодня утром с юго-запада прямо на восток. Они не могут сказать, почему паруса яхты, наполненные ветром, через несколько минут бессильно повисают, так что морякам надо менять галс, чтобы продолжать движение. Разные движения воздуха по-прежнему остаются тайной для всех, кроме бесконечного Иеговы.
Такой же тайной окружено действие Духа Божьего, Чья сущность недоступна человеческому пониманию. Он может находиться сегодня среди нас, но вы не видите Его. Он обращается к чьему-то сердцу, но другие не слышат этого обращения. Его не способен воспринять не возрожденный человек. Духовный человек видит, ощущает и слышит Его и наслаждается Им. Ни природная сообразительность, ни эрудиция не откроют эту тайну человеку. Случается, что христианин, недавно обремененный тяжестью какой-либо ноши, вдруг возносится на крыльях Его величия, но он не знает, как в нем возникло чувство полета. Пламя святости иногда раздувается божественным дыханием, и глубокое море духовной жизни вздымается волнами под воздействием обличения Духа, но все равно остается загадкой, каким образом вечный Бог соприкасается с ограниченным разумом человека. Каким чудом Он обитает в нашем теле как в храме и в то же время наполняет все небо? Он бесконечен, но все же Он воздействует на волю, разум маленького, ничтожного творения под названием «человек». Мы можем задавать вопросы, но кто ответит нам? Мы можем заниматься разными исследованиями, но кто введет нас в сокрытое бытие Всевышнего? Пронесшись над хаосом, Он произвел гармонию, но кто скажет, как Он действовал? Он сошел на Деву и приготовил тело для Сына Божьего, но кто способен объяснить это? Он есть и помазание, и утешение, и залог, и освящение для святых, но как Он все это дает нам? Он ходатайствует за нас в соответствии с волей Божьей, Он живет в нас и наставляет нас на всякую истину. Но кто из нас может объяснить ближнему законы, по которым действует Дух Божий? И хотя Святой Дух скрыт от нас подобно тому, как слава Божья была сокрыта между крыльями херувимов за завесой, мы верим в Него и поэтому видим Его. Но если бы нашей вере было жизненно необходимо реально видеть, то мы бы никогда не уверовали.
Но не только о тайне хотел рассказать нам Спаситель, используя образ ветра. Он также хотел научить нас, что действия Святого Духа божественны . Кто может сотворить ветер? Самые тщеславные земные правители не стали бы пытаться повернуть, а тем более послать ветер. Как дикие воздушные кони, вера не знает ни кнута, ни уздечки, она не подчиняется человеческим приказам. Чем бы ни занимались сенаторы, они не дойдут до такого безумия, чтобы придумывать законы для ветра. Северный ветер, который язычники называют Борей, нельзя приковать цепями и расплавить на наковальне жаром кузнечного горна. Ветер дует, где хочет, потому что Бог направляет его, не позволяя человеку задержать его. Так и Дух Божий. Любое действие Духа определяется только всевластной волей Бога, и человек не может внести в это никакого своего вклада. Ревайвалисты (***Чарльз Финни (Финней) — один из представителей ревайвализма.***), действуя из самых лучших побуждений, чувства людей и коснуться их сердец так, что они заплачут. Но это ни к чему не приведет без действия Святого Духа. Не говорил ли я десятки раз с этой кафедры, что все плотское рано или поздно раскроется? Все, абсолютно все, что построено плотью, окажется «деревом, сеном, соломой» и будет уничтожено огнем. Только стены из «золота, серебра и драгоценных камней», возведенные Богом, выдержат огненное испытание. «Надлежит вам родиться свыше», человеческие же методы возрождения — обман. Чтобы пробудить человеческое сердце к вечным ценностям, необходимо небесное веяние, которое может исходить лишь от Господа.
И разве наш Господь не указывает нам также на всевластие Духа? Ибо для чего еще Он сказал: «Дух дышит, где хочет»? У ветра есть воля, он поступает так, как ему угодно, и законы его движения человеку неизвестны. «Свободен, как ветер», — говорим мы. Так можно сказать и о могущественных действиях Бога. Глубокая мысль о том, что наше спасение находиться полностью в руках Бога, должна смирять нас перед Ним. Если бы у меня сейчас была в руках моль, я мог бы раздавить ее, и никаким образом она не смогла бы спастись от меня. Каждый грешник находится в руках Бога, более того, он находится в руках разгневанного Бога. И единственное утешение в такой ситуации заключается в том, что он находится в руках Бога, Который ради имени Иисуса проявляет милость к самым падшим людям.
Грешник, Бог может послать тебе Святого Духа, если Ему будет угодно. Но если Он скажет: «Оставь его», — то твоя судьба предрешена. Разве вы не трепещете от этого? Разве вам не хочется закричать: «Боже, будь милостив ко мне»? Он услышит твой крик, грешник, ибо не было еще такого, чтобы к небу возносился искренний крик, каким бы слабым он ни был, и Бог не ответил на него, послав мир и утешение. Когда один из древних святых лежал при смерти, он воскликнул: «О Господь, я доверяю Тебе со слабой верой». Это был возглас нищего духом человека, но человека, который находился в безопасности. Вы можете довериться Христу немощной верой, настолько немощной, что она не может обнять Его, а лишь прикасается к краю Его одежды, но вы будете спасены. Если вы можете посмотреть на Него, пусть даже издалека, вы будете спасены. И какое утешение знать, что вы все еще можете умолять Его о милости и не перешагнули черту, за которой надежды нет. «Всякий верующий не судится». Не играйте с днем благодати. Не ожесточайте свое сердце каждый раз, когда слышите обличение, потому что «человек, который, будучи обличаем, ожесточает выю свою, внезапно сокрушится, и не будет ему исцеления». Ибо если Он закроет дверь, то никто ее уже не откроет. Если Он опустит железный засов, вы навеки будете заперты во мраке упрямства и отчаяния, став навсегда узником своих пороков. Грешник, если Бог спасет тебя, то вся слава за это должна будет принадлежать Ему, ибо у Него есть полное право поступать во всем по Своему усмотрению. Он говорит: «Кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею».
Но мне кажется, я еще не раскрыл смысла сравнения Святого Духа с ветром. Разве оно не указывает на разнообразие методов Святого Духа, которые Он использует для обращения и возрождения людей? » Дух дышит, где хочет». Теперь подумайте о различной силе ветра. Сегодня днем, казалось, что ветер поломает все деревья, и если бы листва еще сохранилась на них, то многие лесные красавцы оказались бы поверженными на землю. Но Бог позаботился о том, чтобы в сезоны сильных ветров листва с деревьев опала, чтобы ветру не было за что ухватить и терзать деревья. Но ветер не всегда дует так, как сегодня днем. Летними вечерами веет настолько нежный ветерок, что даже комары, выплясывающие в воздухе свои комариные па, остаются на одном и том же месте. Даже осины в такие вечера перестают дрожать, хотя, как вы знаете ее листочки трепещут постоянно, потому что, как гласит старая легенда, именно на осиновых брусьях был распят Спаситель, и с тех пор это дерево не перестает дрожать, словно от возложенного на него греха. Это только легенда. Бывают времена, когда окружающая природа смолкает настолько, что мы не чувствуем ни малейшего дуновения ветра.
Также бывает и с Духом Божьим. К кому-то из нас Он пришел как «несущийся сильный ветер». О, как рвалась наша душа! Мой дух был подобен морю, вздымающемуся гигантскими волнами. Как сказал Иов: «Он кипятит пучину, как котел… бездна кажется сединою». О, с какой разрушитель ной силой Его ветер прошел через мою душу: всякая надежда во мне пригнулась к земле, как деревья во время бури. Прочитайте историю обращения Джона Буньяна — с ним было то же самое. Вспомните Мартина Лютера — его обращение было похожим. Я мог бы назвать сотни имен людей, к которым Святой Дух пришел как ураган, сметая все на Своем пути, которые встретили Бога в буре.
К другим Он приходит настолько нежно, что они не могут даже сказать, когда впервые Святой Дух коснулся их. Они вспоминают вечер, когда их мать молилась с братьями и сестрами, и после этого они не могли заснуть всю ночь, потому что из их глаз непрерывно лились слезы раскаяния. Они вспоминают воскресную школу и ее учителя. Им приходит на память ревностный проповедник. Они не могут точно сказать, когда отдали свои сердца Богу, и они не могут припомнить мучительного обличения во грехе. Они находят утешение в словах человека, исцеленного Иисусом: «Одно я знаю: я был слеп, а теперь вижу». Но дальше этого они не могут пойти. Иногда они хотели бы назвать этот день… Что же, это совсем не обязательно, ибо всевластный Дух Божий всегда выбирает Свой способ действия. Просто помните о том, что ветер Святого Духа спасает и нежностью, и ужасом, что Он способен сотворить нового человека и легким дуновением и яростным ураганом. Не предъявляй те Богу претензий в отношении избранного Им пути спасения. Если вы приведены ко Кресту, будьте благодарны за это. Христос не против того, что каждый приходит к Нему по-разному. Если вы говорите: «В Нем — все мое спасение, и все мои желания — к Нему», — то знайте, что вы никогда не пришли бы к этому без Святого Духа. Поэтому не думайте, что вы шли неверным путем, ибо это невозможно.
Ветры различны не только по силе, но и по направлению . Я уже говорил несколько раз о том, что ветер часто меняет свое направление. Возможно, никогда не было двух ветров, которые бы дули абсолютно в одном и том же направлении. Святой Дух приходит с разных сторон. Вы прекрасно знаете, дорогие друзья, что иногда Дух Божий дышит с огромной силой в одной деноминации христиан. Затем Он внезапно оставляет ее и работает с другой группой верующих, наполняя ее Собой и делая весьма плодовитой. Во времена Весли и Витфилда Святой Дух присутствовал в основном среди методистов. Но я уверен, что теперь время их безраздельного владения Духом закончилось. Божественный Дух дует из других мест. Иногда Он использует одного человека, иногда — другого. Мы слышали о пробуждении в северной Ирландии, но постепенно оно переместилось в южную Шотландию. Все определяет Бог. И вы также знаете, что в одной церкви Дух Святой действует через разных людей. Иногда Дух дует с кафедры, за которой я стою: Бог благословляет меня ради вашего спасения. Временами Он приходит через нашу дорогую сестру миссис Бартлетт. (Миссис Бартлетт несколько лет вела в церкви Сперджена класс воскресной школы для взрослых. Сотни людей обратились благодаря ее служению. — Прим. пер.) Иногда Он действует через воскресную школу, через проповеди молодых людей и через усилия отдельных верующих. Бог повелевает этому ветру дуть так, как Ему угодно.
Он также действует через разные места священного Писания. Для вас оказался благословенным один отрывок, но для моего обращения понадобился совершенно другой. Кто-то из вас был приведен ко Христу страхом, кто-то любовью, кто-то настойчивостью. Ветер дует так, как его направляет Бог. Поэтому, когда вы читаете биографию какого-либо христианина, не пытайтесь сравнивать себя с человеком, о котором вы читаете: «Посмотрим, похож ли я на него». Глупости! Бог никогда не повторяет Себя. Человек изготавливает стальные перья для ручек — десятки тысяч, и все одинаковые. Но вы не найдете два одинаковых птичьих пера: если вы присмотритесь, то заметите множество различий. Некоторые садовники придают своим деревьям и кустам самые неестественные, но одинаковые формы. Но деревья Божии растут по-другому, растут так, как получится, изгибая свои корни и переплетая ветви. Великие художники не рисуют одну и ту же картину снова и снова, и мой божественный Художник тоже никогда не касается холста для того, чтобы произвести две одинаковые картины. Каждый христианин — уникальное творение Божьей благодати, в котором есть что-то особенное, чего нет ни в ком другом. Я не верю, что история может повторяться. Говорят, что у Ричарда III был горб. Так ли это на самом деле, или наличие горба ему приписала история, я не знаю. Но говорят, что его придворные были без ума от его горба и считали его горб самым прекрасным на свете, и поэтому все начали растить себе такие же горбы. Я знаком со служителями, у которых есть настолько специфические особенности, что никак иначе, кроме как духовными горбами, их не назовешь. Но члены их церквей тоже стали приобретать себе такие горбы: они начали думать и говорить точно так же, приобретая те же сомнения и те же страхи, которые присущи их проповеднику. Так не годится! Всевышний поступает иначе в отношении ветра. Он создал четыре стороны света и использует все румбы компаса. Да будет Его имя благословенным за это!
И разве ветры не различаются по своему качеству ? Мало кому из нас по душе восточный ветер. Мы рады, когда дует ветер с юга. Растительность, похоже, больше любит юго-западный ветер. А сильные воздушные потоки с северо-востока могут привести нас к вымиранию. А если северный ветер будет дуть достаточно долго, то замерзнет вся страна. Западный же ветер несет целебные эликсиры из морских глубин, и хотя он бывает иногда слишком сильным для больных людей, все равно время западного ветра — хорошее время. У древних было свое мнение по поводу ветров: один нес засуху, другой — дождь, одни вызывали болезни, другие плохо влияли на определенных людей. Так же и Святой Дух Божий обладает разными качествами. В Песне Песней Он веет нежным дыханием любви, но обратитесь к пророкам и вы увидите, что тот же самый Дух яростно дует угрозами и обличениями. Иногда Он «обличает мир о грехе, правде и суде» — это северный ветер, в другое время Он открывает Христа грешнику и дает ему радость и покой — это южный ветер, который дует мягко и несет с собой исцеление для несчастных тоскующих сердец. «Все же сие производит один и тот же Дух».
Поистине, об этом можно было бы рассуждать бесконечно, и поэтому я должен остановиться. И если говорить о длительности, то вы знаете, что иногда ветер дует шесть недель подряд в одном направлении, а затем начинает дуть в другую сторону. Святой Дух не всегда воздействует на нас, Он поступает так, как Ему угодно. Он приходит и уходит. В одно время Он почтит нас Своим присутствием, а в другое мы кричим: «От четырех ветров приди, дух!»
II. Во-вторых, мы подумаем об аналогиях между Святым Духом и результатом действия ветра.
«…Голос его слышишь…» Да, мы слышим! Ветер иногда завывает так, словно это моряки кричат из глубин моря или их матери плачут о них. Так Святой Дух заставляет людей ощутить горечь греха и плакать, и рыдать, словно о смерти первенца. «…Голос его слышишь…» О, благословенный звук плача! Ангелы радуются «об одном грешнике кающемся». Иногда ветер приходит со звуками торжества. В окне словно стоит арфа Эола, а ветер, перебирая ее струны, извлекает из нее прекрасную мелодию торжества. Так и Святой Дух иногда дает нам веру, наполняя нас уверенностью, радостью и миром. Иногда ветер приходит с другим звуком, звуком борьбы. Вы, возможно, обратили внимание на это сегодня днем. Мы, жители городов, слышим такой ветер чаще. Как будто великаны дерутся высоко в небе. Словно два воздушных моря в ярости столкнулись друг с другом и со страшным грохотом обрушились на невидимые скалы. Святой Дух иногда наполняет душу и вступает в великую борьбу с плотью. О, какое мощное противодействие Он оказывает неверию, похоти, гордости и всякому злу!
«…Голос его слышишь…» Те из вас, кто знает, что такое жизнь с Богом, знают, когда надо выходить на сражение со своими грехами. Когда вы слышите «шум как бы идущего по вершинам тутовых дерев», тогда вы поднимаетесь на борьбу с грехом. Иногда ветер дует так, словно он никогда не прекратится. Он проносится мимо, прорывается сквозь строй деревьев, унося поломанные ветви, переваливает через Альпы, вызывая сокрушительные лавины снега, и дальше продолжает свой путь. Он уносит с собой все слабое, сломанное, неживое, стремясь вперед к какой-то неведомой цели. Так иногда и Дух Божий проносится чрез нас, словно Он хочет унести нас к нашему наследию, которое мы обязательно обретем в будущем, унести нас прочь от равнодушия, бесплодия, от всего, что стоит на нашем пути. В такие времена мы не жалуемся на холодность молитв и не мыслим свою жизнь без общения с Богом. «Все могу!» — это наш победоносный крик, когда мы несемся на крыльях ветра. «…Голос его слышишь…» Я надеюсь, каждому из вас доводилось слышать этот голос во всей его силе, великолепии и могуществе, так что ваши души уносились от вас.
Но ветер не только производит звук, как, впрочем, и Святой Дух. Он совершает и определенную работу. Только подумайте, что ветер может сделать сегодня вечером. Возможно, где-то посреди океана судно летит по волнам почти с голыми мачтами. Матросы изо всех сил стараются взять рифы, убрать паруса, но ветер рвет их и уносит в открытое море. Ломаются мачты, команда выбивается из сил, чтобы сохранить судно, но они понимают, что такой шторм им не выстоять. Корабль налетает на скалы, и происходит крушение.
О! Дух Божий — это великий сокрушитель ложных надежд и плотской уверенности. Я видел, как Дух Божий налетал на грешника, словно шторм на корабль в море, и грешник спускал флаг своей гордости, убавлял все паруса плотской самоуверенности, а затем рубил и саму мачту ложной надежды. Но корабль шел дальше, пока не налетел на скалы и не пошел ко дну. С тех пор человек больше не осмеливался надеяться на свои заслуги, ибо он видел, как они потерпели крушение под напором сильного ветра.
Не забывайте также, что ветер — великий низвергатель. Он всегда нацелен на все высокое. На улице между домов можно укрыться от сильного ветра, но взберитесь на Колонну (имеется в виду Колонна в Лондоне в память пожара, случившегося в 1666 году. — Прим. пер.) или на купол собора св. Павла и попробуйте укрыться от него там. Спуститесь в долину — ветер вам не страшен. Нижние ветви деревьев почти неподвижны, в то время как вершины раскачиваются из стороны в сторону. Ветер — великий низвергатель, и то же можно сказать о Святом Духе. Всякий раз, когда Он видит человека на возвышении, Он повергает его на землю. Каждую высокомерную мысль Он заставляет склониться перед величием Его могущества. И если у вас есть какие-то надменные мысли сегодня, то не сомневайтесь, что Дух Божий унизит их, сравняет с землей.
Но пусть это не пугает вас. Очень хорошо, когда ветер раскачивает наши надежды и таким образом испытывает их. И еще лучше, когда от ветра сотрясается наша самоуверенность. И как прекрасно, что ветер освежает воздух! Швейцарские долины наполнены тяжелым воздухом, который вызывает множество болезней у жителей этих долин. Они пьют хинин, и, встретив их, можно увидеть большие шишки на их шеях. В огромной долине в Бретани можно встретить сотни больных людей. Причина их болезни кроется в том, что воздух неподвижен. Они постоянно дышат тем же воздухом, которым до них дышали их отцы. Между двумя цепями альпийских гор нет движения воздуха, атмосфера практически не обновляется. Но когда по этим горам проходит сильная буря, она приносит с собой благословение жителям долин. Так и Дух Божий приходит и очищает от злых помыслов и бесплодных фантазий. И хотя нам не нравится ураган, он все же несет нашей душе здоровье.
Ветер — великий ревизор сущности вещей. Пронесясь по улице, он поднимает кучи мусора. Солома, бумага и прочая мелочь, не имеющая веса, не лежит на месте. Весь этот мусор не выдерживает порывов ветра. Но куски метала, камни и прочие тяжелые предметы лежат неподвижно. Крестьянин отделяет пшеницу от сора потоком воздуха, подбрасывая пшеницу в воздух: легкая шелуха улетает, а очищенное зерно падает вниз.
Так и Святой Дух обладает огромной силой, способной испытывать людей и показывать, чего они на самом деле стоят. Посмотрите на лицемера. Вот он прошел испытание, и считает себя искренним человеком, в котором нет лжи. Но порыв небесного ветра срывает с него все покровы: он оказывается легче соломинки. Он не может найти себе покоя, бежит из одного убежища в другое, но не может найти желаемого, ибо ветер гонит его. «Нет мира нечестивым», — говорит Господь Бог. Такому же испытанию подвергаются и учения людей. Божественный ветер обрушивается на них: выстоят ли они или будут унесены прочь? Можете ли вы держаться этого учения в присутствии Бога? Можете ли вы держаться за него и найти в нем тихую гавань во время бури? Или это учение — красивые выдумки для солнечных дней, когда все спокойно и ясно? Выдержит ли оно грубые нападки врага, когда Божий Святой Дух будет очищать вас Своим оздоровляющим воздействием? У настоящих христиан и здравых учений есть некий балласт, вес, их нелегко поколебать и сдвинуть с места. Но пустословы, называющие себя верующими, и неглубокие доктрины уносятся ветром, когда Господь дует на них дыханием Своего Духа. Испытывайте себя , проверяйте свои учения, от Бога ли они. «Что общего у мякины с чистым зерном? говорит Господь». Пускайте глубокие корни, и вам не будет страшна ни знойная засуха, ни разрушительный ураган.
Не похож ли Дух на ветер в способности развивать характер человека? Люди, путешествуя по знойной обочине жизни, покрываются таким слоем пыли, что их почти нельзя отличить от самой обочины. Но когда они взбираются на вершину голгофского холма, тогда с небес сходит ветер, который сдувает всю осевшую на них пыль. О, ничто не сравнится с общением со Святым Духом, когда заходит речь о противодействии суете деловой жизни. Некоторые люди покрываются золотой пылью, и их почти не видно за ней: ни о чем, кроме денег, они не могут говорить. Золото, золото, золото… Мысли заняты только этим. Я ничего не имею против денег, когда они занимают правильное место в жизни, но мне не нравится, когда люди живут только ими и только ради них. Я всегда стараюсь гнать прочь низменный дух, стремящийся лишь к накоплению денег, но не всегда я побеждаю. Дух Божий заставляет человека увидеть свое безумие, отвести деньгам должное место и научиться превыше всего ценить христианские добродетели, прославляя ими Бога. Пусть никогда ваша деловая хватка или профессионализм не затемняют и не прячут ваше христианство. Если вы позволите этому произойти, тогда Божий Дух придет к вам, чтобы сделать вас чище, и в этом деле Он не проявит никакой милости, но из любви к вашей душе очистит ее и придаст блеск благодати Божьей, производящей свою работу в вас.
Я также вижу мысль о взаимодействии человека и Святого Духа в христианском служении. Богу было угодно сделать нас своими сотрудниками и даже помощниками как в деле нашего собственного спасения, так и в деле спасения других людей. Представьте себе величественный корабль. Не паруса ведут его по морю, хотя без них он не смог бы достичь желанной цели. Ветер гонит его вперед, но ветер не смог бы этого делать, если бы корабль не был оснащен мачтами и реями, на которых крепятся паруса. Однако и это не все. Матросы искусно оснащают судно, и оно буквально летит по волнам! С таким ветром оно вскоре достигнет небес. Остановитесь и посмотрите, как ветер несет его вперед, словно оно живое.
Так бывает и с человеческим сердцем. Когда Дух находит душу, готовую принять Его поддержку, тогда Он помогает расти в христианских добродетелях и добиваться успеха в христианском служении. Он дает силы выдержать любое противостояние, и вы достигаете спокойной бухты, в которой бросаете свой якорь. Без Него мы не можем делать ничего, без нас Он не станет делать ничего. Мы должны проповедовать Евангелие всякой твари, и в то время как один сеет, а другой поливает, Бог дает рост. Мы должны совершать свое спасение, но Бог производит в нас и желание, и действие по Своему благоволению. Мы должны пойти и завладеть землей при помощи меча и копья, но пред нами посланы шершни, которые изгоняют врага. Иерихон падет благодаря божественному чудесному вмешательству, но в этом деле найдется работа даже для бараньих рогов. Армия мадианитян будет уничтожена, но от нас требуется крик: «Меч Господа и Гедеона!» Всю славу мы воздаем Богу, но все же прибегаем к помощи каких-то средств. Каждый, кто, подобно Нееману, хочет исцелиться, должен найти иорданскую воду. Для исцеления Езекии необходим был пласт смокв. Но в конечном итоге только Дух является великим Целителем и Обновителем Своего народа Израиля. Урок предельно ясен: ветер вращает мельницы, сделанные людьми, а Дух благословляет усилия людей, венчает успехом их труд, утверждает дела рук наших, и постоянно напоминает нам, что «рука прилежных обогащает» и что «кто не работает, тот пусть и не ест».
Еще одна мысль приходит мне в голову в связи с ветром и человеческими усилиями. Она заключается в следующем. Люди полностью зависят от той работы, которую ветер совершает для них. Человек отдан на милость времени, силы и направления ветра. Мы уже рассуждали с вами о независимости ветра, но сейчас мы подойдем к этой мысли с более практической стороны. Пароход благодаря работе двигателя может плыть куда угодно, но парусник выбирает время и курс плавания в зависимости от ветра, а когда его паруса безвольно повисают, он вынужден ждать очередного порыва ветра. Моряк, путешествие которого зависит от ветра, бросает беспокойные взгляды на топ мачты, где находится флюгер, он следит за небом, чтобы знать, чего ждать от погоды. Ему не надо было бы так беспокоиться, если бы у него был паровой двигатель, при помощи которого он мог бы плыть к цели наперекор ветру. Бог, делая нас полностью зависимыми от времени и способа проявления Своего могущества, вынуждает постоянно обращать взор к небесам. Блаженно ожидать Бога, не отрывая взгляда от Его руки и спокойно полагаясь во всем на Его волю. Братья, станем выполнять свое дело верно, поставим все паруса, будем делать все на пределе человеческих способностей и человеческой мудрости, и, терпеливо пребывая в совершении добрых дел, будем ждать щедрого порыва Духа, не ропща на то, что Он медлит и не забывая ждать Его каждое мгновение, чтобы Он не застал нас врасплох, придя к нам в угодный Ему час делать то, что Он посчитает нужным делать.
Мой дорогой слушатель, часто ли слышащий мой голос, переступивший ли порог этого дома впервые, я бы хотел чтобы в твоих ушах зазвенел один вопрос: «Знаешь ли ты Духа Божьего? Если ты не имеешь Духа, то ты — не Его». «Должно вам родиться свыше». «Господи, что значит «должно»? Не имеешь ли Ты в виду «можно»?» Нет, вам должно родиться свыше. «Разве это не означает «вам разрешено»?» Нет, вам должно. Когда человек говорит «должен», то смысл этого слова зависит от человека, который его произносит. Когда Бог говорит «должен», это всегда означает одно и тоже. Впереди адское пламя: не хотел бы ты избежать его? Тебе должно родиться свыше. Небеса сверкают славой: не хотел бы ты наслаждаться ею? Тебе должно родиться свыше. Верующий обладает удивительным миром и невыразимой радостью: хочешь ли и ты обладать ими? Тебе должно родиться свыше. «Неужели я не получу ни крошки с того стола без рождения свыше?» Нет не получишь. Не получишь, ни капли воды охладить мучительную жажду, если ты не рожден свыше. Это обязательное условие. Бог никогда не изменял его и не изменит. Тебе должно, должно, должно. Но что будет на самом деле? Чья воля превозможет: твоя или Божья? О, пусть Божье «должно» потрясет тебя до глубины души, и ты склонишься и скажешь: «Господи, если мне должно, тогда я готов. Я готов до такой степени, что мне должно родиться этим вечером.
Или я Христов, или умереть…
Я стучу в дверь Твоей милости, и мне должно войти в открытую дверь, я хочу войти в открытую дверь. Не отпущу Тебя, если не благословишь меня. Ты, Господи, говоришь «должно», и я тоже говорю «должно».
«Должно вам родиться свыше». Да совершит Господь это «должное» в каждом из вас во имя Иисуса Христа. Аминь.
Вечер, май, 1865 г.