Библиотека soteria.ru
12 проповедей об избрании
Чарльз Сперджен
Дата публикации: 18.02.14 Просмотров: 5093 Все тексты автора Чарльз Сперджен
Кто избран?
И сказал Господь: встань, помажь его; ибо это он. Первая книга Царств 16:12.
Самуил был послан в Вифлеем, чтобы отыскать человека, избранного Богом. Найти этого человека было бы чрезвычайно трудно, если бы Господь не сопровождал Самуила и не указал ясно на избранного, когда тот предстал перед пророком. Братья, не мое и не ваше это дело выискивать, кто избран Богом, если мы не видим ясных свидетельств избрания. Решения, принятые Богом в вечности, сокрыты в разуме Бога, и нам не следует с излишним любопытством вторгаться туда, куда мудрость закрыла путь. Тем не менее проповедь Слова раскрывает тайну Божьего избрания. Мы проповедуем Евангелие всякой твари под небом, мы возвещаем обещания и угрозы Бога каждому грешнику и взываем: «Обратитесь ко Христу и будете спасены все концы земли». Евангелие само, наполняемое силой Святого Духа, обнаруживает избранных Богом, когда те ощущают живительную силу в своих душах и восстают из духовно мертвых. Евангелие подобно веялке, которая отделяет зерно от шелухи. Евангелие, как печь плавильщика, удаляет все лишнее и ненужное, выявляя ценное и чистое. И мы, проповедники, не можем разглядеть святых Божиих и отделить драгоценное от ничтожного, кроме как открытым провозглашением истины, которая нам явлена во Христе, и наблюдением за результатами проповеди. Что касается нас самих, то мы можем узнать о своем призвании и избрании и начать делать их твердыми. Павел говорил, что знает об избрании фессалоникийцев, так и мы с большой долей вероятности можем судить об избрании других людей, наблюдая за их поведением и образом жизни. Кроме того, у нас есть непоколебимая уверенность в своем избрании, благодаря свидетельству Духа. Если наше сердце изменено Святым Духом, если мы стали новым творением во Христе Иисусе, если мы примирились с Богом и искуплены от мертвых дел, тогда мы можем быть уверены, что наши имена были записаны в книге жизни Агнца прежде создания мира.
Этим утром я намереваюсь говорить о том, как мы можем различить избранных, и пример Давида будет для нас в определенной мере путеводной звездой.
I. В первую очередь я хотел бы обратить ваше внимание на удивление , вызванное тем, что Бог избрал Давида, младшего среди всех братьев, царем израильским.
Братья Давида даже не догадывались, что Давид будет избран. Такая мысль просто не приходила им в голову. Если бы им задали вопрос: «Кто из вас может претендовать на престол?», — то они назвали бы любого из семи, но даже не вспомнили бы о Давиде. Все старшие братья ни во что его не ставили. Когда Елиав увидел Давида в долине у дуба, он с презрением сказал ему: «Я знаю высокомерие твое и дурное сердце твое, ты пришел посмотреть на сражение». Несомненно, он всегда разговаривал со своим младшим братом в таком тоне. Наверное, Давид жил сам по себе. Он не мог принимать участия в развлечениях братьев: он не годился им в товарищи. Если они все вместе участвовали в каком-нибудь неправедном деле, если они предавались греховному веселью, а скорее всего, компания семи молодых людей занималась именно этим, то Давид вел себя, подобно Иосифу, укоряя их своей чистотой за их поведение, и поэтому неудивительно, что он не пользовался особой популярностью. Он пас овец на склоне горы, в то время как его братья осушали чашу за чашей. Книга и псалтирь были его утешением, удовольствие он находил в размышлениях, а лучшим его другом был Бог, а его братьям не было никакого дела до Бога. Давид, подобно нашему Господу, мог сказать: «…Ради Тебя несу я поношение, и бесчестием покрывают лице мое. Чужим стал я для братьев моих и посторонним для сынов матери моей» (Пс. 68:8, 9). Как и Иосиф, в глазах своих братьев он был мечтателем-сновидцем. Они считали его помешанным, когда он взирал на небеса, и называли странным, когда он день и ночь размышлял о законе Божьем. Возлюбленные друзья, возможно, на кого-то из вас Бог с любовью посмотрел еще прежде создания мира, но в вашей семье с вами не считаются и не обращают на вас никакого внимания, как будто вас вовсе нет. Ваши родные братья невысоко ценят ваши способности и с презрением высмеивают слабость вашего характера. Вы — белая ворона среди своих: вам не нравится то, что нравится им, вы жаждете совсем не того, чего желают другие члены вашей семьи. Но пусть их презрение не приводит вас в уныние. Помните о том, что Давид когда-то находился в похожем положении; Иосифа гнали собственные братья, однако он получил благословения, которые превышают благословения гор древних. Так и на вас еще может пасть благосклонный выбор неба, ибо Господь смотрит не так, как человек. Отвергнутые людьми нередко оказываются возлюбленными Господа.
С еще большим сожалением мы вынуждены признать, что отец Давида также не видел в нем никаких достоинств. Обычно любовь отца к сыну сильнее любви брата к брату. Как правило, младший ребенок — самый любимый. Но не похоже, что бы Давид был любимчиком своего отца. Иессей называет его наименьшим, и, если я правильно понял смысл этого еврейского слова, это означает, что отец имел в виду не только о его возраст, но также и отсутствие в нем достоинств. Разве не удивительно, что его не позвали на праздничный обед, который был приготовлен для всей семьи? Я не нахожу оправдания Иессею, не пригласившему своего сына принять участие в трапезе, которая была особым религиозным действом. Все должны присутствовать во время принесения жертвы; когда приходит пророк, никто не может отсутствовать, и все-таки посчитали, что Давид не стоит того, чтобы его звать с пастбища, хотя можно было бы послать слугу вместо него пасти овец. У всей семьи появилась возможность собраться для поклонения Богу, но Давида все же оставили в поле. Иногда случается так (о, как это трагично!), что какому-то члену семьи не уделяется внимание, даже его родители перестают молиться за него. Иногда отец думает так: «Возможно, Богу будет угодно обратить Вильяма, Он может призвать Мэри, я верю, что провидение поможет вырастить Джона достойным сыном, но из Ричарда и Сары никогда не получатся приличные люди». Как часто родителям приходиться признавать, что они ошибались в оценке своих детей и что те, кого они заносили в черный список, позже становились радостью и светом их жизни и приносили им больше счастья, чем все остальные, вместе взятые. Не находитесь ли вы, молодой человек, в таком положении? Ощущаете ли боль в сердце от того, что вам нет места в сердце родителей? Не унывайте, не отчаивайтесь, не поддавайтесь горю. Вы также прекрасны, как был прекрасен Давид прежде вас, и если он, благословенный служитель Божий, муж по сердцу Господа, смирился со своим положением, то не будьте настолько горды, чтобы вам не смириться со своей ситуацией, ибо даже если отец и мать оставят вас, то Господь примет вас, и будет к вам внимательнее самых лучших родителей.
Более того, Самуил, человек Божий, поначалу тоже ничего не знал об избрании Давида. Он знакомился со всеми братьями по очереди и, руководствуясь человеческой логикой, готов был выбрать любого из них, кроме Давида. Служитель Божий, если он действительно призван и послан Богом, горит желанием определить избранных Богом людей. Он сразу же замечает первые признаки благодати в обновленной душе. Но иногда он ошибается: советуется с плотью и кровью и выбирает Елиава, благородного человека, чья внешность говорит о том, что он лучше других, чей вид привлекателен и располагает к себе. Поистине не к быстроте ног человеческих благоволит Господь! Привлекательная внешность часто становится ловушкой, а не благословением. «Миловидность обманчива и красота суетна». Господь не избрал Елиава. Затем перед служителем Божьим предстает человек, занимающий высокое общественное положение. И когда он видит, что тот с интересом слушает Евангелие, то проповедник готов сказать: «Верно, Господь избрал его». Но как часто такие люди — лишь перелетные птицы, не задерживающиеся надолго в нашем собрании и не вьющие гнезда в святилище. Они все делают из любопытства, и когда им любопытно что-то другое, они покидают нас. Поистине, Господь не часто избирает Аминадавов! Другие люди настолько хорошо образованы, что, прослушав проповедь Слова, могут по достоинству оценить ораторское мастерство проповедника, метко и точно описать его слабые и сильные стороны, так что проповедник склонен сказать: «Верно, Господь избрал их!» Но нередко образованные люди оказываются слишком гордыми для того, чтобы поверить в простое Евангелие Христа, интеллектуалы отвергают его потому, что оно недостаточно утонченно для их вкуса. Иногда нам кажется, что мы не можем ошибаться в каком-то человеке, настолько мы очарованы его неподдельным дружелюбием и восхищены религиозной восприимчивостью и податливостью его ума. Но и этот человек разочаровывает нас. Многие прекрасные цветы не приносят плода, и молодая поросль, оказывается, не была посажена Господом и поэтому вырывается с корнем. Иногда мы слышим такие искренние беседы о Боге, что не можем не прийти к выводу: «Наконец-то мы нашли избранных Богом людей». Попадая в компанию молодых людей, мы обнаруживаем, что они обсуждают духовные вопросы, проявляют прекрасное знание Писания; мы слышали, как они молятся, и восхищаемся их даром молиться; эти люди выступали на религиозных собраниях с завидным красноречием, и мы говорили в сердце: «Верно, Господь избрал этих людей!» И все же мои братья-служители могут рассказать вам о том, как часто люди, подававшие надежды, разбивали их сердца своим неверием и не обращались по-настоящему к Богу. И в то же время незаметный человек в нашем собрании, на которого никто не обращал внимания, как раз и оказывался Давидом, которого благословил Господь. О, некоторые из вас слушают наши проповеди уже десять лет и даже больше, многие из проповедей не оставляли вас равнодушными, но тем не менее вы все еще не обратились. Нам часто казалось, когда мы видели ваши слезы и переживания, что вы избраны Богом, но до сих пор нет верных признаков того, что вы действительно избраны. Но бывает забредет на наше собрание какой-нибудь пьяница или спрячется в темном углу галереи какая-нибудь блудница, и Божья благодать обращает их ко Христу. И сейчас они радуются тому, что получили прощение своих грехов, в то время как вы по-прежнему «исполнены горькой желчи и в узах неправды». Как истинны слова Христа: «…мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие». О, несравненное всевластие Бога! Его пути неисследимы! Самые бедные, необразованные, ничтожные, незнатные, немудрые, уничиженные, ничего не значащие люди — это люди, которых избирает Бог, чтобы посрамить значащее, чтобы никакая плоть не хвалилась перед Ним. Меня поражает тот факт, что когда Давид был помазан на царство, то больше всех были удивлены не пророк Самуил, не его отец и не его братья, а сам Давид. Все свидетели помазания смотрели на Давида как на чудо, да и он сам именно так смотрел на себя. Он в одиночестве общался с Богом в тени ветвистых деревьев, воспевал хвалу Иегове в уединенном месте, где пас скот, у водопоя он играл на своей псалтири, и скалы отзывались эхом на его хвалебные песни. Но ему и в голову не приходило, что он будет царем. Если бы пророк сказал ему: «Господь возьмет тебя от стада твоего и сделает правителем над своим народом Израилем, и Он пребудет с тобой, куда бы ты ни пошел, и поразит всех твоих врагов, и сделает твое имя великим среди великих людей земли», — то он бы ответил: «Кто я, Господи Боже? И что есть мой дом, что Ты так поступаешь со мною? Так ли поступает человек, Господи Боже мой?» Так что, дорогой друг, вы можете истинно быть дитем Божьим, но еще оставаться в неведении о высоком звании, которое Бог определил вам. Ваша вера возложила дрожащую руку на голову Иисуса, и вы верите, что прощены, но вам еще неведомы честь и величие, которыми вера наделяет каждого наследника небес.
А теперь позвольте рассказать вам о величии и славе, которым еще предстоит открыться в вас. «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть». Вы оправданы верой, и вы в мире с Богом. Н не знаете ли вы, что «кого оправдал, тех и прославил»? Вы, несомненно, будете прославлены. И, знаете, почему вы можете быть уверены в этом? Потому, что вы избраны «по предведению Бога Отца, при освящении от Духа». Да, трепещущий человек, Бог думал о тебе еще тогда, когда звезды не начали излучать свой свет в бесконечной тьме. Господь Иисус записал твое имя в Своем сердце и на Своих ладонях, прежде чем были распростер ты небеса. Мужайся, тебя ждет царство! Милости, верно обещанные Давиду, предназначили тебе победить и воссесть на престол Иисуса Христа так же, как Он одержал победу и воссел на престоле Своего Отца. Возрадуйся отныне, ибо Отец благоволил подарить тебе царство! Я словно вижу, как вы в удивлении говорите: «Не может быть! Я? Избран Богом?! Множество моих грехов, мои недостатки, мои сомнения, моя бесплодность в служении, холодное сердце заставляют меня рыдать о самом себе. Неужели Бог решил подарить мне царство?» Да, это так. Пусть ваша вера примет эту истину, а вы продолжайте путь радуясь.
Помни, дорогой друг, что независимо от того, кто ты по профессии, тебе уготовано царство. Давид был простым пастухом, но все же он был возвышен до царского престола. Так произойдет с каждым верующим. Вы можете быть никому неизвестным человеком, вы можете быть наименьшим в доме своего отца, но в Божьем сердце живет любовь к вам. Возможно, возможно, ваше имя никто никогда не назовет за исключением тех, кто делает всеобщую перепись населения. Вам может показаться, что у вас и одного-то таланта нет, что вы червь, а не человек, и, как Давид, вы говорите: «Как скот, был я пред Тобою». Но знайте, что удивительное избрание Божие может снизойти с превознесенного престола славы, чтобы из праха поднять бедного, из брения возвысить нищего и посадить его с вельможами.
II. А теперь мы обратимся к признаку избрания, к тайному знаку, который Господь в свое время ставит на избранных.
Каждый избранный человек получает печать благодати. Эта печать — новое сердце и правый дух. Пусть каждый поймет, что новое сердце является гербовой печатью Бога, символом частной собственности Царя царей. Люди смотрят на внешность как на признак благодати, но Бог смотрит на сердце как на знак Своего избрания. Мы не должны думать, что Давид был избран ко спасению благодаря врожденной доброте своего сердца, ибо он сам сообщает нам о себе: «…в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя». С другой стороны, мы, конечно, признаем, помня, что Бог по Своему благоволению изменил его сердце, что добродетельность сердца была необходимым качеством для будущего царя, так же, как чистота сердца необходима для того, чтобы узреть Бога. Но праведное сердце есть следствие благодати и является результатом, а не причиной избрания Давида к царствованию и спасению. Мы не станем обсуждать причины избрания Божьего, ибо о них нам ничего неизвестно. Мы верим, что Бог поступает мудро, но человеку не дано узнать, чем Бог руководствуется в Своем выборе, и, возможно, человек не способен понять этого. Все, что мы знаем, это слова Христа: «Ей, Отче, ибо таково было Твое благоволение». Сейчас мы ведем речь совсем о другом, о том, каким образом Бог запечатлевает Своих избранных и делает их иными по сравнению с прочими людьми, после того как Его благодать проникает в их сердце. Избранные отличаются от других людей своим сердцем. Да будем мы способны определить, принадлежим мы к ним или нет! Какое сердце было у Давида? Мы можем узнать об этом из псалмов. Иногда бывает трудно определить, когда были написаны те или иные псалмы, но совершенно очевидно, что двадцать второй псалом был написан в молодости. Это своеобразное окно, помогающее нам заглянуть в душу Давида. Мы обнаруживаем, что у него было верующее сердце. Как сладостны слова: «Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться…»! Вот великий признак Божьего избрания. Дорогие друзья, уповаете ли вы на Бога во всем и всегда? Перестало ли ваше сердце надеяться на себя? «Кто надеется на себя, тот глуп». Перестало ли ваше сердце надеяться на других людей? Ибо «проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою». Видели ли вы тщетность своих дел, желаний, стремлений, и приняли ли вы Господа таким, каким Он открывается нам на страницах Писания, как Отца, Сына и Духа? Является ли Бог для вас всем во всем? Если у вас есть такая вера, то вы не должны бояться за свое избрание, ибо, когда Бог смотрит на ваше сердце, Он видит символ и знак Своей благодати. Ни в одном сердце не было бы истинной веры Бога, если Сам Бог не потрудился над этим.
Читая псалом, мы видим, что Давид был склонен к размышлениям. Обратите внимание не слова: «…Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим…» И в другом псалме он говорит: «Войду в размышление о силах Господа Бога…» Псалтирь поэтическим языком описывает жизнь Давида, свидетельствует о том, что Давид много времени проводил в размышлениях о небесном. В уединении на склонах холмов, в долинах возле звонких ручьев — везде, куда бы он ни вел свое стадо, он воздвигал жертвенник своему Богу и возносил на нем жертву хвалы устами своими. Давид часто пребывал в сладком общении с Богом, которое неведомо было его брату Елиаву и к которому не мог присоединиться Аминадав. Прочитайте сто восемнадцатый псалом, и вы увидите, что Давид обладал всеми благословениями, о которых по вдохновению говорил в первом псалме. Он размышлял о законе Бога своего день и ночь. Дорогие друзья, так ли поступаете вы? Когда ваши мысли освобождаются от мирской суеты, воспаряют ли они сразу же к Богу, подобно тому, как голубь летит к своей голубятне? Можете ли вы вместе с Давидом сказать, что слова Бога сладки для вас? Дорого ли вам имя Божие? Любите ли вы Его? Часто ли вы размышляете об Иисусе Христе? Знайте, что по своим мыслям вы можете судить о состоянии своего сердца. Если вы не размышляете о Божьих заповедях, то вам явно недостает одного из признаков Божьего избрания, ибо в избранных душах в свое время обязательно просыпается любовь к путям и словам Божьим.
Давайте еще раз вернемся к двадцать второму псалму. Обратим внимание на то, что у Давида было смиренное сердце, ибо он никогда не восхваляет себя. «…Водит меня к водам тихим, подкрепляет душу мою…» Посмотрите, он не одевает венец на свою голову, вся слава принадлежит всемогущему Богу, являющемуся Его Пастырем. Он вложил всю душу свою в слова: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу…» Он совсем не похож на павлина, который не успокоится, пока все не обратят свои взоры на него. Давид пел хвалу Богу подобно соловью, поющему в темное время суток, когда его не мог увидеть восхищенный им человек. Он без сожаления распускался, подобно цветку, даже когда его никто не видел, ибо знал, что аромат чистого сердца не напрасно изливается в воздух. Давид был вполне удовлетворен единственным слушателем — Богом и не жаждал аплодисментов людей. Как высоко он восходил и как низко склонялся перед своим Богом! Он ощущал себя глубоко обязанным Тому, Кто дал ему все: и спасение, и славу, и силу — своему Помощнику. Ему бы понравились слова Асафа, в которых тот говорит о своем незнатном происхождении: «И избрал Давида, раба Своего, и взял его от дворов овчих и от доящих привел его пасти народ Свой, Иакова, и наследие Свое, Израиля». О, да даст нам Бог сердце, свободное от всякого высокомерия.
У нас бы сложилось совершенно неверное мнение о Давиде, если бы мы не обратили внимания на некоторые другие его качества. У него было святое сердце. В том же двадцать втором псалме он говорит: «…направляет меня на стези правды ради имени Своего…» Давид не любил беззаконие, идолопоклонство было чуждо ему. «…Говорящий ложь не останется пред глазами моими», — утверждал он. Он любил людей Божьих и говорил о них так: «К святым, которые на земле, и к дивным Твоим — к ним все желание мое». Душе Давида была приятна святость, которую Бог хотел видеть в людях. Он любил заповеди Божьи, потому что они святы. «Слово Твое весьма чисто, и раб Твой возлюбил его» (Пс. 118:40). Однажды Давид совершил тяжкий грех, но это было исключением из правил. А его главным правилом была святость. Лучшие люди — все равно люди, и поэтому они спотыкаются. Но как горько Давид оплакивал свой грех до самой смерти!
Посмотрите также, какое храброе сердце билось в его груди. Найдете ли вы более мужественного человека, чем Давид? «И льва и медведя убивал раб твой, и с этим Филистимлянином необрезанным будет то же, что с ними…» Именно этот Давид, когда дрожащее от страха воинство израильское не решалось начинать бой, вступает в единоборство с самоуверенным филистимлянином и избавляет от врага весь народ. Прислушайтесь к голосу доблестного подростка: «ты идешь против меня с мечом и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств Израильских, которые ты поносил». Таким смелым Давид был почти всегда! Бывало, что, подобно сынам ефремовым, он бежал с поля битвы. Вспомните, например, как он притворился безумным перед Анхусом. Но в других ситуациях его душа восставала против врагов Господа, и, хотя вражеское воинство окружало его, он не трусил. Даже если битва усиливалась против него, он оставался непоколебим, ибо носил броню безупречной храбрости. Он прямо говорит об в псалме: «…если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со этом мною; Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня».
Я также хочу напомнить вам, что у него было благодарное сердце, довольное тем, что посылал Господь. Вот как сам Давид выражает эту: «Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих, умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена». У него было все, что только могло желать его сердце. Я уверен, дорогие друзья, что многие из вас могут смиренно сказать о том, что у вас такое же сердце. О, если бы я мог без тени лицемерия сказать: «Да, Господь, я вполне доволен тем, как ты устраиваешь мою жизнь. Какова бы ни была Твоя воля, она будет моей волей»!
Далее, вы должны обратить внимание на постоянство сердца Давида. Он говорит: «Так, благость и милость да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни». Он был не их тех, кто, выйдя в путь, поворачивал назад перед первым же препятствием. Он не был похож на Димаса, который с готовностью оставил веру ради приобретения благ этого мира. Все дни жизни своей Давид ходил путем Божьим и до конца остался Божьим слугой.
Благодаря таким признакам, о которых я говорил, мы можем узнать о своем избрании. Я бы хотел, чтобы Бог побудил тех, кто не сомневается в своем избрании, смиренно проверить, если в их сердце признаки избрания, о которых говорит Писание. Некоторые богословы утверждают, что мы никогда не должны подвергать сомнению свое спасение. Возлюбленные, мы никогда не должны подвергать сомнению Бога, но я склонен думать, что ни один человек, свято бодрствующий и горячо желающий быть принятым Богом в последний день, не может избежать сомнений в своем спасении, которые время от времени проникают в его душу. Я редко сомневаюсь в собственном спасении, но я часто задаю себе вопрос: «Есть ли в моей уверенности в спасении твердое основание?» Если бы я боялся задавать себе этот вопрос, если бы я боялся возвращаться к основам и проверять себя от и до, если бы я всегда шел только вперед в слепой уверенности и никогда не испытывал себя, в вере я или нет, то, скорее всего, это было бы знаком того, что я обманываюсь и иду на поводу у заблуждения. Я потрудился проповедовать вам преимущества сильной веры, я призывал вас стремиться к полной уверенности в спасении, но да не скажут мои уста никогда и слова против святого исследования себя, которое как раз и отличает самоуверенность от уверенности в своем спасении. Будьте уверены, что проповедь одних только обещаний без заповедей приведет людей Божьих к насыщению и послеобеденному сну. Временами нам нужны не обещания, а проникновенный, горячий призыв к самоисследованию; и хотя он может прийтись нам не по нраву, он, тем не менее, принесет духовное благо нашим душам, которым не помогли успокоительные и утешительные слова. Испытывайте себя, дорогие друзья! Я не призываю вас проверять, совершенны ли ваши сердца, так как ясно, что это не так. Я не спрашиваю вас, сбиваетесь ли вы иногда с пути, потому что все склонны к этому. Я задаю вам другие вопросы: положились ли вы полностью на Иисуса Христа? Верующее ли у вас сердце? Размышляет ли ваше сердце о небесном? Приятны ли ему подобные размышления? Смиренное ли у вас сердце? Охотно ли вы воздаете за все славу Божьей благодати? Святое ли у вас сердце? Жаждете ли вы святости? Любите ли вы святость? Храброе ли ваше сердце ради Бога? Возносит ли ваше сердце хвалу Богу? Благодарное ли у вас сердце? Сосредоточено ли оно на Боге, не желая покидать Его? Если все это так, то у вас есть верные признаки избрания. Исследуйте себя и почаще повторяйте молитву: «Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои; и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный».
И позвольте мне призвать вас попросить Бога о том, чтобы Он разорвал в клочья вашу уверенность, если эта уверенность — ложная. Я часто прошу Бога, склонившись на колени, открыть мне мое истинное положение и, если я заблуждаюсь, обманываю себя и других, молю Его сорвать повязку с моих глаз, не давать мне никакого бальзама для раненого сердца, если это не бальзам Галаада, и не давать мне покоя, пока я по-настоящему не положусь на Иисуса Христа. Не пожалейте сил для исследования своего сердца.
III. Обратимся к третьей, на мой взгляд, очень интересной мысли: мы поговорим о проявлении , или о том, как избрание становится очевидным для нас и для окружающих.
Мы не можем увидеть сердце своих ближних, и поэтому сердце не поможет нам отличить избранных Божьих; избрание проявляется в словах и делах. Первым явным свидетельством избрания для Давида и других людей стало помазание. Самуил взял рог с елеем и вылил его на Давида. Не думаю, что Иессей до конца понимал значение этого действия. Я также считаю, что его семеро братьев тоже не понимали, что происходит, а иначе кто-нибудь обязательно рассказал бы об этом Саулу. Джон Трапп говорит, что семеро могут сохранить секрет, когда шестеро не знают, что это секрет. Мне кажется, что, хотя все семеро видели помазание Давида, они просто не могли поверить, что такой никчемный человек, как Давид, действительно будет царем. Они смотрели на символ, не понимая его подлинной сути. Но Давид понимал, он знал, что должен будет стать царем, хотя и пальцем не пошевелил, чтобы приобрести престол. Возлюбленные, есть время, когда Господь помазывает Своих людей. Человек уверовал, но, возможно, пройдет какое-то время между уверованием и осознанным помазанием. И вот Господь вдруг просвещает его сердце, и он начинает более отчетливо понимать Божьи истины, Святой Дух нисходит на него, запечатлевая Своей силой, и с этого дня он радуется, зная, что в них живет Давид и что они отделены для Бога. Я молюсь о том, чтобы те из вас, кто недавно обратился, могли быть запечатлены отныне и во веки. Уже спасенные благодатью, вы начнете с этого момента ощущать ее силу, которая делает верующего человека господином этого мира. Если вы помазаны, значит, можете почувствовать, как королевская кровь течет в ваших жилах. Вы еще не знаете о своем царском достоинстве, но если, Дух Божий снизойдет на вас в полной мере, вы узнаете о нем и будете вести себя, подобно царям, властвуя над врожденными грехами и пользуясь царственным священством, которым вас наделил Господь. Это внутреннее запечатление может быть узнано верующим; однако немногие могут заметить его в вас, поэтому не думайте, что оно будет очевидным для всех, ибо только для вас помазание является неопровержимым доказательством того, что вы избраны Богом.
Однако избрание проявляется и в другом. Вспомним Давида. Он стал доблестным человеком, способным на подвиги. Слуга Саула похвалил его такими словами: «Я видел… человека храброго и воинственного…» Ваше избрание станет явным благодаря тому, что вы будете делать то, на что не способны другие люди. Избранная душа, исполненная Духом Святым, на вопрос: «Что ты можешь, чего не могут другие?» — отвечает без гордости: «Многое из того, что другие не делают и не могут сделать, я могу сделать с легкостью в укрепляющем меня Христе». Теперь, дорогие друзья, вы можете пройти сквозь все ловушки традиций, победить льва мирской суеты, проявить невиданное терпение во время испытаний, без колебаний простить своего злейшего врага, служить Богу делами веры, отдать свое доброе имя на поругание, если это возвысит Христа. Вы сможете броситься в жаркое сражение с уверенностью в победе, зная, что с вами Бог, или с готовностью пойти на страдания, потому что Господь дает вам силы ради Него перенести все скорби и мучения. Лучше всего ближние могут узнать о вашем избрании, увидев ваши доблестные дела.
Кроме того, Давид был рассудителен. Слуга Саула сказал, что он видел человека, «разумного в речах». Такими будете и вы, когда мудрость Духа Божьего почиет на вас как на избранных. Вы не станете спешить, потому что ничего этим не приобретете, вы не будете беспокоиться, потому что вам нечего терять. У вас есть Бог, а значит, у вас есть все. Вы не можете потерять Бога, поэтому вы не можете ничего потерять. А поскольку вы никуда не спешите, у вас есть время все взвесить и обдумать, ваша жизнь не будет беспорядочным блужданием. Вы не будете впадать то в одно заблуждение, то в другое, потому что вы будете все приносить в молитве Богу. Вы обратитесь за советом к Слову, и Господь будет направлять ваше сердце. Если вы живете рядом с Богом, то в момент выбора вы будете знать, на какую дорогу свернуть. Вы услышите голос: «Вот путь, иди по нему». Вы узнаете, что значит, столкнувшись с неразрешимыми с человеческой точки зрения проблемами, пасть ниц и ожидать, пока всемогущая рука Бога придет вам на выручку. Вы будете научены Божественным истинам, и вам будет дана смелость учить им других, и таким образом ваше избрание каждый день будет становиться очевидным для ваших ближних.
Запомните также, что одно из свидетельств, которое сделает для окружающих явным ваше избрание, если вы действительно помазаны, как Давид, состоит в том, что вы обязательно вступите в конфликт с Саулом. Невозможно, чтобы избранные Богом всегда жили в мире с наследника ми ада. Положивший вражду между семенем жены и семенем змея проследит за тем, чтобы эта вражда никогда не угасла. Первые два человека, рожденные от женщины, были врагами друг другу именно по этой причине, и пока Христос не вернется, эта вражда будет существовать. Вы можете нравиться Саулу некоторое время, если вы хорошо играете и можете прогнать его тоску, но как только он узнает, что вы были помазаны на царство, он сразу же бросит в вас свое копье. Миру нравятся некоторые проповедники и некоторые христиане, потому что они очень похожи на мирских людей, но как только мир обнаруживает, что эти люди другие, не такие, как все, «не от мира сего», то он не может сдержать свою ненависть и он ненавидит их. Неужели вы рассчитываете на доброе отношение мира? Тогда вам придется льстить ему, преклоняться и пресмыкаться перед ним, прислуживать ему, а в награду вы получите вечную смерть. Но если вы готовы разделить жребий с Иисусом и выйти вместе с Ним за стан, показать, что вы не от мира сего, потому что Бог избрал вас из этого мира, тогда ждите жестокого обращения, клеветы, насмешек, презрения. Ваша награда будет вам дана, когда вернется Господь, и эта награда будет больше, чем все то, что пришлось претерпеть в земной жизни.
Я думаю, что никогда не было так ясно, что Давид является избранником Божьим, как в то время, когда он стал изгоем. Он никогда не выглядел более великим человеком, чем в то время, когда ходил тропами диких коз в пустыне Ен-гадди, когда он уходил от Саула в пустыню и, стоя ночью над спящим врагом, говорил: «Я не трону его, потому что он помазанник Божий». И совсем немного мы узнаем о грехах и проступках Давида в этот период. Весь народ израильский видел в гонимом Давиде избранного Богом, ибо избранный людьми не мог с ним справиться. Я уверен, что самые счастливые и радостные дни для людей Божьих наступают тогда, когда они становятся изгоями общества, когда их изгоняют из синагог, когда убивающий их думает, что тем служит Богу. Самые лучшие примеры христианского благочестия мы находим во времена преследований и мученической гибели верующих. В Шотландии много святых, но никогда в этой стране не жили такие великие святые, как во времена ковенанторов (шотландские пресвитериане XVII века, отстаивавшие права своей церкви. — Прим. пер.). В Англии было много мудрых христиан, учивших Слову, но век пуритан стал золотым веком английской христианской литературы. Будьте уверены, что в вашей жизни будет много дней, когда вам покажется, что небо опускается на землю, но время преследований и отверженности будет тем временем, когда Иисус Христос больше всего будет открывать вам Себя. Приняли ли вы твердое решение не уподобляться этому миру? Готовы ли вы вместе с Христом быть в самом жарком месте сражения и плыть, подобно форели, против течения? Будете ли вы стоять прямо, подобно святым юношам времен Навуходоносора? Повторите ли вы вслед за апостолами: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам»? Отбросили ли вы страх перед человеком? Взяли ли вы свой крест, чтобы нести его, как свое самое лучшее и драгоценное украшение? Если да, то в вашей жизни появились самые убедительные доказательства того, что вы избраны из мира, потому что вы живете, как люди не от мира сего.
И в заключение вспомним о том, что после окончания всех сражений Давид был коронован. Весь Израиль и вся Иудея послали за Давидом, чтобы сделать его царем. Под звуки труб, возгласы почтения и песни радости Давид, избранный Богом, был признан всем израильским обществом. На его голову был возложен венец, царская мантия легла на его плечи. Он подписывал указы, и его слово было законом от Дана до Вирсавии. Грядет день, когда так произойдет и с самыми незаметными и уничиженными избранными Богом людьми. Верно сказал апостол: «…еще не открылось…», — мы еще не видим, только вера помогает нам чувствовать приближение этого дня. На нашу голову еще будет возложен венец, ибо мы будем царствовать вместе с Иисусом Христом. Даже эта земля, презирающая нас, еще увидит нас царями, властвующими рядом с Ним. Мы еще облачимся в царственную багряницу, от реки и до края земли святые будут править в новом Царстве. Когда Господь придет судить людей, мы будем судить ангелов, будем выносить вердикты и будем подтверждать возгласом «аминь!» все Его решения. Даже на небе ангелы будут нашими слугами, ибо они служащие духи, посылаемые для тех, кто наследует спасение. Мы будем восседать на престолах. О, христианин, ты даже не представляешь, какая роскошь будет окружать тебя! У тебя есть какое-то неясное представление о славе и достоинстве Спасителя, но не забыл ли ты, что все это принадлежит тебе? Мы станем подобными Ему, когда увидим Его, каков Он есть. «Отче, молю, чтобы те, которых Ты дал Мне, были там, где и Я». Вы будете обитать там, где обитает ваш Спаситель, вы будете взирать на Его славу, и вы разделите ее с Ним. Чего же нам тогда бояться? Отчего же нам унывать, даже встречаясь с трудностями в этой жизни? Мужайтесь! Один час, проведенный с Богом, восполнит все страдания. Один взгляд на Него — и что тогда будут значить преследования и гонения? Вас называют обидными именами, злые слова бросают в ваш адрес. Но вспомните ли вы о них, когда услышите: «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира»? Тогда мирской шум покажется писком среди славных громовых раскатов радостных ангельских возгласов, и свист врага потонет в приветственных словах Спасителя. Ободренные напоминанием о награде стремитесь вперед! Каждый, кто отречется от всего ради Христа, будет обладать большим богатством, чем все египетские сокровища вместе взятые! Будьте верны Ему до смерти, и Он даст вам венец жизни! Да даст Бог, чтобы все мы оказались среди избранных по благодати, чтобы никто не был изгнан вон. И да будет Ему слава и хвала во веки веков. Аминь.
Утро, 9 июля 1865 г.