Предопределение

…Ибо, кого Он предузнал, тем и предопределил (быть) подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братьями… Послание к Римлянам 8:29.

В восьмой главе Послания к Римлянам главе апостол Павел описывает внутренний духовный опыт христиан. Он пишет о духе рабства и о духе усыновления, о немощах плоти и помощи Духа, об ожидании искупления тела и о неизреченных воздыханиях. Неудивительно, что глубокий духовный опыт привел апостола к четкому представлению о благодати, ибо такие внутренние переживания — единственная школа, в которой можно постичь учение о благодати. Поверхностность духовной жизни является одной из причин многих заблуждений в церкви. Осознание греха, смирение, вызываемое им, и чувства бессилия и недостоинства естественным образом ведут человека к принятию учения о благодати, в то время как недоразвитость в этом отношении позволяет человеку довольствоваться неглубокими богословскими убеждениями. Учение, которое принято называть кальвинистским, как правило, принимают и любят те люди, которые пережили немалые борения в своей душе и узнали силу своей греховной натуры и необходимость благодати.

Заметьте также, что в этой главе Павел обращается к нынешним страданиям. Имея крепкую веру, он говорит о них как о чем-то незначительном в сравнении с будущей славой, хотя знаем, что его скорби были весьма значительными. На его долю выпало много испытаний, ради Христа ему приходилось часто находиться в бедственном положении. Он ходил по морям страданий ради служения церкви. Я поэтому не удивляюсь тому, что в своих посланиях апостол очень часто говорит о предузнании, предопределении, вечной любви Бога, ибо эти темы являются хорошим лекарством для удрученного духа. Чтобы быть бодрым среди обстоятельств, угнетающих душу, верующий может обратиться к удивительным тайнам благодати Божией, которые подобны лозам, выращенным на плодородной почве. Укрепившись учением о благодати, человек способен радоваться среди скорбей, узнав об избирающей любви Бога, он пренебрегает ненавистью мира и торжествует среди испытаний. Страдания — колледж, где изучают здравое учение. Многие Ионы, отвергающие сейчас учение о благодати, еще воскликнут, попав во чрево кита, подобно человеку, твердо держащемуся учения об избрании: «У Господа спасение!»

Пусть эти краткие размышления послужат нам вступлением. Все это я говорил не для того, что разжечь спор, а, наоборот, для того, чтобы предотвратить его.

Прочитанный нами стих начинается так: «…ибо, кого Он предузнал, тем и предопределил…». Слово «предузнал» почему-то разными людьми понимается по-разному, хотя в этом случае его смысл совершенно очевиден. Некоторые думают, будто здесь говорится о том, что Бог предопределил людей, чье будущее Он предузнал. Но это неправильное толкование данного стиха, потому что Господь предвидит будущее всех людей, ангелов и бесов. Если говорить о простом предузнании фактов, то в этом смысле Бог предузнал всех людей, однако никто не станет утверждать, что все люди предопределены быть подобными образу Господа Иисуса Христа. Другие считают, что Бог предузнал тех, кто покается и уверует во Христа, кто будет следовать за Ним до конца жизни. Конечно, Бог предузнал это, однако читающему этот стих придется надеть сильно увеличивающие очки, чтобы разглядеть в этом стихе такой смысл. Внимательно перечитывая его, я не нахожу в нем ничего подобного. Где слова, которые вы обычно добавляете: «В ком Он предузнал покаяние, веру и следование за Христом…»? Как я ни пытался, я не обнаружил этих слов ни в английском переводе, ни в греческом оригинале. Если бы они были, то я довольно основательно изменил бы свои богословские убеждения. Но коль скоро я не вижу этих слов, то с вашего позволения, я не буду верить, что Павел имел их в виду. Какими бы умными и порой необходимыми ни казались логические выводы, выходящие за пределы Писания, они не авторитетны для нас. Мы подчиняемся Священному Писанию, а не комментариям богословов. Павел даже не намекает на какие-либо предвиденные добродетели, поэтому мы вынуждены давать другое объяснение его словам. Читая Писание, мы замечаем, что слово «знать» часто используется не в смысле знания фактов, а в значении благосклонности, любви, отношений. Наш Господь Иисус Христос во время суда скажет такие слова некоторым людям: «Я никогда не знал вас». Однако в определенном смысле Он знал их, ибо Он знает каждого человека. Он знает и праведных, и нечестивых. Конечно, эти слова означают примерно следующее: «Я никогда не знал вас так, чтобы чувствовать какое-то расположение и благосклонность по отношению к вам». Смотрите, что написано в Евангелии от Иоанна 10:14-15: «…знаю Моих, и Мои знают Меня: как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца…»; во Втором послании к Тимофею 2:19: «Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: познал Господь Своих…» В Послании к Римлянам 11:2 читаем: «Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал». Здесь явно идет речь о предсуществующей любви. Так же надо понимать Римлянам 8:29. Тем, на кого Господь посмотрел благосклонно, предузнав их, Он предопределил быть подобными образу Своего Сына. Апостол Павел в Послании к Ефесянам говорит, что некоторые люди спасены, «быв предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей».

Я не хочу задерживаться на спорных вопросах и перейду к теме моей сегодняшней беседы. Во-первых, в приведенном стихе говорится о том, что уподобление Христу является целью предопределения; во-вторых, предопределение является движущей силой уподобления Христу; в-третьих, Сам первенец является целью предопределения и уподобления избранных Ему: «…дабы Он был первородным между многими братиями».

I. Итак, обратите внимание на то, что уподобление Христу является священной целью предопределения. Я не буду пытаться проникнуть в само предопределение. Тайное пусть принадлежит Богу. Епископ Иосиф Холл однажды сказал: «Я благодарю Бога за то, что, находясь при Его дворе, я не являюсь Его советником». Так и я, то, чего не понимаю, не буду подвергать сомнению, ибо я не советник Бога, а просто приму это и поклонюсь Ему, ибо я Его слуга. И сегодня, видя, в чем состоит цель предопределения, мы должны двигаться в направлении этой цели, благословлять Бога за то, что Он поставил перед нами такую цель, и просить о том, чтобы мы достигли ее.

Первоначально человек был создан по образу и подобию Бога, но грехом он исказил этот образ, и все мы, рождающиеся в этот мир, подобны не на Бога, сущего на небесах, а на падшего земного Адама. «Мы носили, — говорит апостол в Первом послании к Коринфянам, — образ перстного». Однако Господь по безграничной милости решил, что неисчислимое количество людей, названных здесь «многими братьями», будут вновь обладать образом Божьим в том виде, в каком Бог был явлен в вечном Сыне. С этой целью Иисус Христос пришел в мир, принял наш образ, чтобы и мы по благодати могли принять Его образ. Он стал причастником наших немощей и болезней, чтобы мы могли стать причастниками Его Божественной природы во всей ее красоте и чистоте. Таким образом, Дух Божий, используя провидение и благодать, ведет нас всех к одной цели — уподоблению Господу небес. Он постоянно изменяет избранных, удаляя грех и придавая им все большую схожесть с Богом Сыном, Иисусом Христом, вторым Адамом, который есть первенец среди «многих братьев».

Теперь обратим внимание на то, в чем нам предстоит уподобиться Христу. Во-первых, наша природа должна уподобиться Его природе. В чем сущность Божественности Христа? Мы не можем постигнуть это, однако мы знаем, что Он обладает истинной природой Бога. «Рожден, не сотворен, единосущный Отцу», — говорится в афанасьевском символе веры. И мы тоже, хотя и названы новым творением, рождены к упованию живому. Быть рожденным — больше, чем быть сотворенным; для этого требуется более личное участие Бога, рожденный Богом намного ближе к Богу, чем сотворенный Им. Христос, будучи единородным Сыном Отца, превосходит все сотворенное, так и мы, будучи рождены от Бога, превосходим даже первое, непорочное творение. Что касается человечности нашего благословенного Господа, то, придя в этот мир, Он пережил рождение, которое чем-то напоминает наше второе рождение. Он родился в этот мир в очень простом месте, среди волов, в пещере. Однако ангелы воспели Его рождение, и все небесное воинство поклонилось Ему. Так и мы рождаемся от Духа незаметно для человеческого глаза: люди этого мира не видят никакой славы в нашем рождении свыше, ибо оно совершается не в результате мистических обрядов и не в пышной церемониальной обстановке. Дух Божий нашел нас в бедственном положении и возродил к жизни без внешней помпы. Но в то же самое время, когда люди ничего не заметили, серафимы узрели чудо благодати, и ангелы на небесах возрадовались об одном покаявшемся грешнике, воспев «…слава в вышних Богу…» Когда родился Господь, лишь немногие приветствовали Его приход в мир. Анна и Симеон взяли Его на руки и благословили Бога за этот дар. Так и при нашем духовном рождении были люди, которые возблагодарили Бога. Друзья, которые ожидали нашего спасения, обрадовались, когда увидели в нас подлинную небесную жизнь, и с готовностью взяли нас на руки христианского воспитания. Возможно, кто-то мучился в муках рождения, доколе в нас не изобразился Христос. И с какой радостью он увидел, что мы от Бога родились, как внимательно ловил наш духовный родитель каждое христианское слово, сказанное нами, как он был благодарен Богу за свидетельства благодати в нашей жизни. Кроме того, еще худшая личность, чем Ирод, пыталась убить нас. Сатана желал, чтобы новорожденное дитя благодати было предано смерти, и поэтому посылал огненные искушения, чтобы погубить нас. Но Господь укрыл нас, сохранил нашу младенческую духовную жизнь, не дал мальчику погибнуть. В нас пребывает и растет живое и нетленное семя. Каждый из вас, рожденный свыше, уподобился Христу в Его рождении, и отныне вы причастники Его естества. Мы не можем обладать Божествен ной природой, однако о нас сказано, что мы «соделались причастниками Божеского естества». Мы не можем быть в точности такими, как Бог, однако как мы носили образ перстного, так будем носить образ небесного, каковым бы ни был этот образ. Новое рождение делает нас похожими на Христа, также как плотское рождение дает нам схожесть со своими родителями. Наше первое рождение дало нам человечность, второе сблизило с Божеством. Будучи рождены в грехе и зачаты в беззаконии первый раз, при рождении свыше мы преобразуемся обновлением нашего ума, уподобляясь Сотворившему нас, ибо и освящающий, и освящаемые, от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братьями.

Во-вторых, подобие Христу состоит не только в естестве, но и в отношениях. Наш Господь — Сын Всевышнего, Сын Божий. И мы отныне тоже сыны Божии, и еще не открылось, какими мы будем, но знаем, что когда откроется, то будем подобны Ему, ибо увидим Его, как Он есть. Господь Бог объявил, что Он будет нам Отцом, а мы будем Ему сынами и дочерями. Мы — дети, и это так же верно, как и то, что Иисус — Сын, ибо Дух свидетельствует нашему духу, как написано: «А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: Авва, Отче!» Когда Иисус пришел в мир как Божий Сын, то не был оставлен без доказательств Своего сыновства. Его первое открытое появление на людях во время принятия крещения в реке было отмечено славным голосом с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный», — и сошествием на Него Духа в образе голубя. Так бывает и с нами. Голос Бога, звучащий в Его Слове, свидетельствует о любви небесного Отца к нам, а Святой Дух свидетельствует нашему духу, что мы дети Божии. Когда мы впервые сделали шаг вперед и заявили о том, что мы — Господни, некоторые из нас получили священные свидетельства нашего сыновства, о которых мы никогда не забудем; с тех пор мы также неоднократно получали новые подтверждения своего усыновления от великого Отца нашего духа. «Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом», так что вместе со своими братьями он может сказать: «Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь». Бог дал полную уверенность и неоспоримое свидетельство, и поэтому мы радуемся. Мы уверовали в Иисуса и знаем, что о нас написано: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими».

Наш Господь заявил о том, что Он — Сын Божий Своими делами, совершенными и для Отца, и для людей. В том, как Он служил Отцу, понимал Бога и во всем поступал, как Бог, мы видим проявление Его Божественной природы. Иисус всегда во всех ситуациях поступал так, как поступил бы Бог. По Его поступкам можно сразу же увидеть Его Божественность. Его дела свидетельствовали о Нем. Было совершенно ясно, что Он ведет Себя по отношению к Богу так, как сын по отношению к отцу. И в той мере, в какой Бог уже осуществил Свою цель в нас, мы тоже ведем себя с Богом, как дети с любящим отцом. Дети тьмы говорят о своем; подобно своему отцу-дьяволу они говорят ложь, подобно своему отцу-убийце они делают многое в гневе и со злобой. Дети Божии говорят истину, ибо Бог есть истина, они преисполнены любви, ибо Бог есть любовь, они живут во свете, ибо их Бог есть свет. Они чувствуют побуждение во всех обстоятельствах поступать так, как поступил бы Иисус Христос, Сын вечно благословенного Отца. Кроме того, Иисус совершал дела милосердия по отношению к людям, что также доказывало Его Божественное сыновство. Конечно, мы не можем творить чудес, но, несмотря на это, мы можем совершать дела, которые будут говорить о том, что мы дети Божии. Мы не можем, преломив хлеб, размножить его. Однако мы можем щедро раздавать то, что имеем, и, подавая хлеб голодному, докажем, что мы — дети Отца, сущего на небесах. Мы не можем прикосновением исцелять от болезней, но можем заботиться о больных, тем самым проявляя себя как дети милостивого и сострадающего Бога. Наш Господь сказал нам, что мы сотворим дела большие тех, чем сотворил Он, потому что Он ушел к Отцу. И мы творим эти большие дела. Мы можем творить духовные чудеса. Разве не можем мы сегодня встать у могилы духовно мертвого Лазаря и сказать: «Лазарь, иди вон!»? Разве Бог не делал так, что мертвые воскресали по нашему слову силой Духа?! И сегодня, когда мы проповедуем Евангелие и облачаемся в благовестие как в одежду, разве не может прикосновение к краю нашей одежды исцелить человека в то мгновение, как бывало во дни Сына Божьего на земле? Сегодня, даже не имея способности раздавать рыбу и хлеб, мы можем дать вам намного лучшую пищу. Если мы и не можем делать слепых зрячими, а глухих слышащими, тем не менее учением Иисуса, Его Евангелием, силой Святого Духа мы открываем духовные глаза людей и возвращаем слух ушам их души. И, таким образом, в той мере, в какой христианин трудится в силе Духа Христова, его дела говорят о том, что он является дитем Божиим. Его усердие доказывает, что в нем живет дух чада Божьего, а плоды его усердия свидетельствуют о том, что Бог действует в его жизни. Итак, мы уподобляемся Христу и в естестве, и в отношениях к Богу и людям.

В-третьих, мы уподобляемся Христу в наших переживаниях. Нас пугает эта мысль, потому что мы малодушны, но если бы были мудрее, то не боялись бы. Каковы были переживания Христа в этом мире? Такие же предстоят и нам. Они связаны с Богом, людьми, дьяволом и злом в целом.

Каковы были Его переживания в связи с Богом? «Хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию». Хотя Он был без греха, но не избежал страданий. Первенец в Божьей семье пострадал, как никакой другой член семьи. Он был поражаем Богом и уничижен, пока в завершение всего наконец не воскликнул: «Элои, Элои! ламма сафахвани?» О, сколько горечи было в этом крике: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил!» Отец поразил Своего первородного Сына, и если нам с вами надлежит уподобиться Первенцу, то мы не только испытаем отцовскую любовь, но также и родительскую строгость. Если вы остаетесь без наказания, которое никого не обходит стороной, значит, вы незаконные дети. Но если вы истинные дети, как Первенец, то жезл Божий заставит вас страдать, и иногда вам придется восклицать: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты меня оставил?» Вы должны помнить: «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?» Если мы предопределены быть подобными образу Сына Божьего, значит, Господь предопределил нас ко многим скорбям, и многими скорбями нам надлежит войти в Царство и наследовать его.

Давайте задумаемся о переживаниях нашего Спасителя, связанных с людьми. «Пришел к Своим и Свои Его не приняли». «Он был презрен и отвержен людьми». Он сказал: «Поношение сокрушило сердце мое, и я изнемог». Братья, в той мере, в какой мы уподобились Христу, мы должны выйти «к Нему за стан, нося Его поругание», ибо настоящий ученик не выше своего Учителя, слуга не выше своего Господина. Если они называли Главу семьи Веельзеву лом, то тем более они будут давать не менее оскорбительные имена прочим членам семьи. Святые Божии не могут рассчитывать найти венец там, где Христос нашел крест, они не могут надеяться с триумфом пройтись по тем улицам, по которым вели их Господа как преступника. Мы должны страдать вместе с Ним, если будем прославлены с Ним. Участие в Его страданиях — необходимая прелюдия к участию в Его славе.

А теперь подумайте о переживаниях Господа в связи с князем, господствующим в воздухе. Сатана не был Христу другом, поэтому пришел к Нему в пустыню с проклятым «если»: «Если Ты Сын Божий…». Атакой на Его сыновство противник начал сражение. «Если Ты Сын Божий…». Вы прекрасно знаете, как трижды он подступал к Нему с искушениями, которые были весьма сильны для человеческого естества, но Иисус одержал победу над всеми тремя. Главный враг, древний дракон постоянно увивался за нашим великим Михаилом, который навеки размозжил ему голову. Мы предопределены уподобиться Христу и в этом отношении тоже. Нам придется испытать хитрость и жестокость змея. Если Глава была искушаема, тем более искушаемы будут члены. Сатана желает сеять нас как пшеницу. Он нападал на Пастыря, и он ни на минуту не прекратит беспокоить овец. Являясь семенем жены, мы не можем избежать вражды между нами и семенем змея.

Что касается зла в целом, то жизнь нашего Господа была постоянной борьбой с ними. Он сражался со злом в верхах и в низах, среди священников и среди простых людей, со злом, одетым в религиозность, с фарисейством, и со злом, облаченным в философию, с саддукейством. Он вел с ними непрерывную войну. Он был врагом всего неверного, лживого, эгоистичного, не святого и нечистого. И мы с вами должны уподобиться Христу также и в этом. Мы должны быть святыми, не оскверненными, отделенными от грешников. Вы — от Бога, маленькие дети, а весь мир лежит во зле. Мы избраны из мира, чтобы быть особым народом, врагами всякого зла, чтобы не влагать меч в ножны до окончательной победы и до тех пор, пока не войдем в покой. Мы должны уподобиться Христу в естестве, отношениях к Богу и людям, в переживаниях.

В-четвертых, мы должны быть подобными образу Иисуса Христа характером. Нам не хватает времени и способностей, чтобы рассуждать об этом. Я лишь молю Бога, чтобы жизнь сама рассказала об этом. Он был посвящен Богу, значит, мы тоже должны быть посвящены. Его съедала ревность о доме Божьем, она должна тревожить и нас. Он исполнял волю Отца Своего, тем же должны быть заняты и мы. К людям Он всегда проявлял любовь, мы должны следовать Его примеру. Он был мягок, снисходителен и сострадателен, мы должны уподобиться Ему. Он не сокрушил трости надломленной, не угасил льна курящегося, так должны поступать и мы. Но Он не мирился ни с каким злом. Чистота, святость, самоотверженность, все добродетели должны сиять в нас так же ярко, как они сияли в Нем. И да будет благословен Бог, потому что силой Духа мы засияем подобно Ему! Павел говорит не только о том, какими мы должны быть, но также о том, какими мы обязательно будем, ибо мы предопределены быть подобными образу Сына Его. Братья мои, какой славный пример для подражания! Взирайте на Него, восхищайтесь Им и благословляйте за Него Бога. Вам надлежит уподобиться не великим апостолам, однажды вы станете чище Павла и Иоанна, какими они были на земле. Вы уподобитесь не величайшему пророку, а его Господу. Вы не должны довольствоваться своим представлением о том, что хорошо и прекрасно. Совершенное Божье представление о прекрасном, воплотившееся в Его Сыне, станет реальностью вашей жизни благодаря предопределению.

Буквально еще два слова по этому поводу. В-пятых, мы должны уподобиться Христу в обладании наследством, ибо Он наследник всего, значит, и мы должны унаследовать все. Он наследник этого мира: «Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями». Ныне же еще не видим, чтобы все было покорено человеку, но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус. В лице Иисуса Христа мы, люди, сотворенные по Его подобию и образу, уже сейчас господствуем над всем, соделавшись царями и священниками Богу, и будем царствовать вместе с Ним вечно. «А если дети, то и наследники», — говорит апостол. Тем, чем обладает Христос, обладаем и мы, и, хотя мы можем быть очень бедными и никому неизвестными, тем не менее обладаем всем тем, чем обладает Христос. «Лучшее из всей земли Египетской дам вам», — сказал Иосиф братьям. Иисус говорит всем Своим людям: «Все ваше; вы же — Христовы, а Христос — Божий».

Я вынужден оставить эту мысль, потому что сегодня утром время бежит очень быстро, ибо мы беседуем на такую прекрасную тему. Только добавлю, что мы должны уподобиться Христу в Его славе. Давайте подумаем о своих телах, это принесет нам утешение, потому что Он изменит наши тленные тела и сделает их такими, каким обладает Он Сам. Сейчас мы похожи на Адама: слабы и больны, вскоре умрем, как он, и вернемся в прах, из которого были взяты. Но мы воскреснем для лучшей жизни и облечемся в славный и нетленный образ второго Адама, Господа небес. Только представьте себе, как прекрасен воскресший Искупитель. Пусть ваша вера и ваше воображение помогут вам нарисовать портрет славного Еммануила, Бога с нами, сидящего по правую руку Отца. Такой же славой будем обладать и мы в день искупления наших тел. Мы увидим Его славу, мы будем там, где и Он, и сами будем славными Его славой. Превознесен ли Он? Вы тоже будете превознесены. Он Царь? Вы не останетесь без венца. Он Победитель? И вы будете держать в руках пальмовую ветвь. Он преисполнен радостью и весельем? И вы будете наполнены блаженством до самых краев. Где Он, там и каждый святой вскоре будет.

Итак, мы вели речь о священной цели предопределения.

II. А теперь обратите внимание на то, что предопределение является движущей силой уподобления Христу. Истина заключается в том, что не наша, а Божья воля делает нас подобными образу Христа. Сейчас наша воля тоже имеет значение. Сам Бог желал, чтобы мы были подобны Христу, когда мы еще не могли этого желать. И у нас появилось желание уподобиться образу Христа только после обращения, когда божья благодать вселила это желание в наше сердце. Мы не можем быть уподоблены Христу против своей воли. Согласие необходимо для уподобления Христу, ибо послушание против воли есть непослушание. В своем естественном греховном состоянии мы не способны желать добра без помощи Бога, Бог производит в нас и желание, и действие. Бог обращается с нами как с разумными и несущими ответственность существами, а не как с камнем или металлом. Он дал нам свободу и относится к нам как к свободным. Мы не просто желаем быть подобными образу Иисуса Христа, мы страстно жаждем этого. И все же главной движущей силой является не наша слабая воля, а неизменная и всемогущая воля Бога. Сила, уподобляющая нас Христу, _воля Бога, явленная в предопределении.

По данной причине это больше дело Бога, чем наше дело. Мы должны действовать вместе с Богом в деле уподобления Христу. Мы не можем оставаться пассивными, как дерево или мрамор, мы должны молиться, бодрствовать, верить, гореть, быть усердными и послушными, но в то же время все это является делом Бога. Освящение — это действие Господа в нас. «…Все дела наши Ты устрояешь для нас». С самого начала и до самого конца Бог спасает нас от греха. Мы не сами создаем свою святость, мы не сами творим в себе нечто доброе: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше…»; «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу…» И, несмотря на то, что мы свободны, мы все равно глина в руках Господа-горшечника, и не мы, а Он делает нас подобными образу Христа. Если бы мы хотя бы раз прикоснулись к тому сосуду, который лепит Бог, то мы бы только испортили, а не улучшили его. Только от прикосновения руки Бога глина приобретает нужную форму.

Поэтому, возлюбленные, вся слава должна быть отдана Богу, а не нам. Для любого человека — великая честь быть подобным Христу. Бог не намеревается лишить нас чести и достоинства, Он прославляет Своих людей, но все же это — Его слава, а не наша, поскольку Он сотворил нас, а не мы сами себя. Не можем ли мы сегодня с благодарными сердцами сказать: «Благодатью Божьей я есмь то, что я есмь»? — и не ощущаем ли мы, что нам следует все наши достоинства, какими бы они ни были, положить к ногам Того, Кто по Своей богатой милости предопределил нас быть подобными образу Сына Его?

III. А теперь перейдем к третьей части нашей беседы и очень кратко остановимся на мысли о том, что конечной целью предопределения является Христос. «…Предопределил (быть) подобными образу Сына Своего, дабы ОН…» — «…дабы ОН…» — Бог всегда все делает ради Него, Своего возлюбленного Сына. Прославляя Себя, Он прославляет Своего дорогого Сына. Если Он благословляет нас, то мы — не конечная цель, Он делает это не ради нас самих, а ради Того, Кто лучше и достойнее нас, ради того, чтобы Он был «первородным между братиями». Если я правильно понимаю слова апостола Павла, они означают следующее. Во-первых, Бог предопределил нас быть подобными образу Христа, чтобы Его дорогой Сын был первым в новом творении, чтобы Он был превознесен над всеми прочими созданиями и был ближе к Богу, чем любое другое существо. Он был Господом ангелов, серафимов и херувимов, беспрекословно повиновавшимся Ему. Но Сын также захотел стать во главе человеческого рода, чтобы приблизить к Себе людей больше прочего творения. Между Господом Христом и ангелами нет родственной связи, ибо кому из ангелов Отец когда-либо говорил: «Ты Сын Мой»? Они по природе — слуги, а Он — Сын. Вечный Сын возжелал единства с существами, которые, как Он, были бы сыновьями, с которыми Он мог бы быть в очень близких отношениях, уподобляясь им в естестве и сыновстве. И поэтому Отец решил, что семя избранных им должно уподобиться образу Его Сына, чтобы Сын стал во главе рода более подобного на Бога, чем какая-либо иная раса сотворенных существ. Змей сказал Еве: «…знает Бог <…> что вы будете, как боги, знающие добро и зло». Эта ложь содержала крупицу истины, ибо по свободной благодати Бога мы стали именно такими. Во времена едемского благоденствия не было в мире послушных Богу существ, знавших добро и зло. Ангелы на небесах знали добро и только добро, и по благодати были сохранены и не пали. Злые духи пали и знали зло, но забыли добро и потеряли способность выбирать доброе, они навеки лишены надежды на возвращение. Но вот мы, знающие и добро, и зло, мы понимаем и то, и другое; и вот в нас родился новый человек, любящий святость и неспособный грешить, потому что рожден от Бога. Мы по-прежнему свободны, мы даже свободнее, чем прежде, однако наш путь в этой жизни и жизни будущей похож на путь праведного, чей свет сияет ярче с каждым днем, пока он не достигнет совершенства. Ангелы не знают зла, им не приходилось сражаться с ним и ощущать его внутри себя. Они никогда не становились на путь греховных наслаждений. По благодати они были отвращены от греха, чтобы всем сердцем вечно держаться святости. Иисус Христос сейчас возглавляет род, который терпел поражения, но победил, был искушаем, но превозмог искушение. Мы вечно радостно и искренно будем исполнять волю нашего Отца. Имея Христа нашим Главой, мы ближе всех будем к Божьему престолу, мы будем самыми любящими Господа слугами Божьими, потому что мы — дети, мы ревностней других будем стремиться к добру, потому что мы познали горечь зла. Христу пришлось пить из чаши страданий, мы же сделали из нее несколько глотков. Мы познали ужас, вызванный чувством вины, и поэтому в будущем всю вечность человеческий род будет благороднее всех живых существ, люди будут добровольнее и лучше всех служить Богу, чем любое другое создание во вселенной.

Итак, слова апостола Павла означают, что Господь захотел, чтобы Христос был первым среди новых благородных существ. Во-вторых, благодать была дана людям для того, чтобы на небесах оказались существа, с которыми Христос мог бы разговаривать, как брат с братом. Обратите внимание на слова «многими братьями». Не просто первородный среди многих, а среди многих братьев, которые подобны Ему Самому. Наш благословенный Господь любит общение. У Него настолько большое сердце, что Он не желает быть одним в славе, но хочет разделить Свое счастье с другими. Все это я говорю не без трепета. Бог может все, но я не представляю себе, как иначе Бог мог дать Своему Сыну существ, так похожих на Него, если не так, как Он сделал, явив людям благодать. Вот существа, знающие добро и зло, бесконечно обязанные любви Бога, обладающие обновленной природой, благодаря которой они могут быть святыми и только святыми. Эти существа могут так близко общаться с воплотившимся Богом, как не могут ангелы. Они, в отличие от ангелов, могут разговаривать о наказании за грех, о сердечных муках, о столкновениях со злом, о поношении людей, о сокрушении сердца; и им Господь Иисус Христос может открыть славу святости, блаженство победы над грехом и любовь Бога настолько глубоко, насколько только люди, и никто другой, способны понять. Возрожденные люди — достойные собеседники Сына Божьего. Он с большей радостью будет наслаждаться брачным пиром, зная, что они вкушают хлеб в Его Царстве вместе с Ним. Он возрадуется, когда объявит имя Господа Своим братьям. Он будет радоваться их радости и веселиться их веселью.

Нет сомнений, что эти люди будут вечно любить и почитать Господа Иисуса Христа. Дети подчиняются первенцу. На Востоке первенец всегда обладает властью над всеми остальными в доме. Мы любим Иисуса сейчас и почитаем Его как нашего Главу и Господина. И мы, оказавшись на небесах, будем любить и почитать нашего старшего брата! Мы будем с Ним в самых близких отношениях, и в то же время мы будем с благоговением повиноваться Ему во всем.

С какой радостью мы будем служить Ему, с каким восторгом поклоняться Ему! Не возникнет ли у нас желания петь все громче, пока наши голоса не превратятся в гром или шум многих вод? Или, возможно, мы не сможем воспеть Ему хвалу так, как нам хотелось бы? Если в будущем можно будет выполнить какую-то работу для Него, мы первыми вызовемся ее сделать. Если в будущем нам предстоит вести войны с существами, враждующими с Богом, если понадобятся слуги, которые могли бы облететь бескрайние просторы бесконечности, провозглашая послание Иеговы, то мы, знающие, что живем во дворах Его не как простые слуги, а как члены Его королевской семьи, причастившиеся Божественного естества, будем рады выполнить любое Его поручение. Какое блаженство знать, что «истинный Бог от истинного Бога», восседающий на вечном престоле, обладает одной природой с нами, наш родственник, который не стыдится называть нас братьями даже среди великолепия царственной славы! О братья, какая честь оказана нам! Кто из нас согласится поменяться местами с Гавриилом? Нам не придется завидовать ангелам, ибо они всего лишь служащие духи при дворе нашего Отца, а мы — Его дети, самые настоящие сыновья, мы не дети Авраама от Хетуры или служанки Агари, мы — Исааки Божии, рожденные по обетованию, наследники всего, что есть у Господа, возлюбленное навеки Господом семя. О, какая радость должна наполнить наши души сегодня, когда мы видим, какие горизонты перед нами открывает предопределение Божие!

Наверное, самая глубокая мысль, содержащаяся в словах Павла, заключается в следующем. Бог так благоволил к Своему Сыну, видел в Нем такую красоту, что решил размножить Его образ. «Мой Возлюбленный, — сказал Бог, — Ты будешь образцом, по которому Я буду творить самых прекрасных существ, и ради Тебя Я сделаю людей способными разговаривать с Тобою, любить Тебя; они будут похожи на Тебя и во всем уподобятся Тебе». На небесном монетном дворе чеканятся бесценные золотые слитки, на каждом из которых запечатлен образ Сына и начертана Его подпись. Лицо Иисуса прекраснее в глазах Бога, чем все миры, Его глаза сияют ярче звезд, Его голос более сладок, чем само блаженство. И поэтому Отец захотел, чтобы образ Его Сына десятки тысяч раз, как в зеркалах, отразился в святых, уподобленных Ему, и чтобы Ему воспевали хвалу миллионы голосов, любящих Того, Кто спас их Своей кровью. Отец знал, как будет рад Сын общаться с избранными, ибо уже давно у Него было стремление к святым, которые на земле. Как пастух любит овец, как король любит подданных, так Иисус любит людей, собравшихся вокруг Него. И есть великая тайна в том, что человек должен оставить отца и мать и прилепиться к жене и быть с нею одной плотью, так и Христос с Церковью есть одно. Он уподобился ей, чтобы спасти ее, а теперь она уподоблена Ему, чтобы прославить Его. Как еще лучше мог Отец прославить Своего Сына, как не создав существ, подобных Ему, которые есть братья Ему, среди которых Он — первородный?

Братья, еще немного, и я заканчиваю. Не спускайте глаз с этого образа. Вот вы узнали, к чему в конечном итоге придете, поэтому всегда взирайте на Христа. Вы знаете, к чему вы предопределены, стремитесь к этому каждый день. Бог действует и производит в вас не сон, а желание и действие по Своему благоволению. Братья, плачьте о своих неудачах, если вы видите в себе несхожесть с Христом, рыдайте об этом, ибо вы должны быть очищены, как золото от примесей. Просите усиленно Святого Духа, чтобы Он продолжал в вас освящение, умоляйте Его не огорчаться и не оскорбляться, а являть Свое могущество. Воскликните: «Господь, переплавь меня, вылей меня как воск, поставь на мне Свою печать, чтобы ясно был виден во мне образ Христа». А самое главное, много и часто общайтесь с Христом. Общение — причина уподобления. Живите со Христом, и вы вскоре будете такими, как Христос. Про Ахиллеса говорят, что, когда он был маленьким, его кормили львиным мясом, поэтому он вырос храбрым. Питайтесь Христом и будете, как Он. Говорят также, что Нерон стал кровожадным, потому что был вскормлен дикой женщиной из варварских племен. Если мы будем находить свое питие в миру, мы будем мирскими, но если мы живем Христом и со Христом, то мы добьемся успеха в уподоблении Ему, и будет явно видно, что мы — братья из благословенной семьи, в которой первенец — Христос. Как бы я хотел, чтобы эти слова апостола Павла относились ко всем нам! Я с горечью думаю о том, что к кому-то эти слова не имеют отношения, потому что не верующий в Сына не имеет жизни и поэтому не может уподобиться живому Христу. Да даст Бог, чтобы все вы стали верующими в Иисуса Христа отныне и во веки. Аминь и аминь.

Утро, 24 марта 1872 г.