Библиотека soteria.ru
12 проповедей об избрании
Чарльз Сперджен
Дата публикации: 18.02.14 Просмотров: 5093 Все тексты автора Чарльз Сперджен
Отношение к учению об избрании
Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она подошедши кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Евангелие от Матфея 15:24-25.
Мы знаем, что у нашего Господа Иисуса Христа любящее сердце, поэтому совершенно уверены, что без необходимости Он не ставит препятствия на пути души, идущей к Нему. Но в данном случае мы видим, что Он «не отвечал ей ни слова». Неужели Иисус не слышит, когда несчастный человек просит Его откликнуться? Лучший Друг людей всегда дружелюбен и открыт, а тут женщина молит Его о больной дочери, а Он «не отвечал ей ни слова»! Но не спешите с выводами. Мы слишком хорошо знаем своего Господа, чтобы заподозрить Его в отсутствии милосердия. Он не играет с раненой птицей. Он сделал это не со злости. Он не стал бы приводить в отчаяние чье-либо сердце, если бы в этом не было необходимости, если бы у Него не было важной цели. Никто никогда не сможет обвинить Господа в излишней строгости к душе, которая искала Его помощи. Мир может подозревать в жестокосердии и равнодушии служителей Христа, но не Его Самого. Миру может казаться, что в некоторых из нас больше раздражительности, чем мягкости, ибо разве не похожи некоторые из нас на каменных великанов, у которых нет чувств и к которым нелегко подойти? Возможно, нас можно обвинить в недостатке чувств, внимательности к людям, возможно, мы иногда слишком любим ортодоксальность, мы недоверчивы к ближнему и поэтому испытываем его, держа на расстоянии от себя при помощи резких слов. Я знаю, что нас считают суровыми «падре», готовыми скорее взяться за розгу, чем сострадать. И разве, к великому сожалению, нет оснований думать о нас так? Вы имеете право думать плохо о нас, Его слугах: критика может быть оправданной, а может оказаться и безосновательной. Но никогда нельзя допустить плохой мысли об Иисусе Христе. В Нем столько явной любви и милости, что подозревать Его в жестокости невозможно. Если Иисус принял вас, то вы прекрасно знаете, как Он заботлив и внимателен, поэтому вы уверены и всегда будете уверены в Его любви и сострадании. Вы не можете подвергнуть сомнению, что Он «льна курящегося не угасит и трости надломленной не переломит», ибо Он не угасил и не преломил вас. И все же мы видим, что Он не отвечал женщине на отчаянный крик о помощи. Не только ученики так поступали, но и их Учитель. Поэтому, я утверждаю, что должна была быть тайная причина для такого поступка, Господь непременно руководствовался желанием сделать ей добро, несмотря на то, что сказал такие, на первый взгляд, суровые и безжалостные слова.
Я верю, дорогие друзья, что мы, смиренные подражатели Господа Иисуса Христа, обязаны поддерживать всякого человека, если видим хотя бы какую-нибудь надежду для него. Когда мы видим блудного сына, обращающего взор к отчему дому, мы должны сразу же предложить ему помощь, чтобы направить его неуверенные шаги на правильный путь. Однако, подражая Господу, мы иногда будем вынуждены говорить суровые слова, наносить дружеские раны, настолько же болезненные, насколько и необходимые. Уста любви не всегда источают мед. Лесть очаровывает людей сладкозвучием, но мудрая любовь нередко может быть и обличительна. Некоторые доброжелательные люди слишком много утешают, умалчивая о важных истинах, боясь, что их неправильно поймут. Славные учения, которые делали сильными наших отцов, такие люди прячут в тень, опасаясь, как бы они не стали камнем преткновения для неутвержденных. Наступило время перепроизводства детского духовного питания. Евангелие просеивается через столько сит, что в конечном итоге не остается ни одного грамма пищи, необходимой для наращивания духовных костей и мышц. Если бы можно было всегда только утешать и поддерживать, Господь всегда бы так и делал. Но если он поступал иначе, я делаю вывод (не думаю, что кто-то станет возражать мне), что людям надо не только утешение. Не написано ли: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен»? Если некоторые истины не могут утешить людей, это не значит, что их надо скрывать, потому что они именно для того и предназначены, чтобы обличать и исправлять. Есть такие истины, которые в определенное время следует возвестить, хотя непосредственным результатом может оказаться угасание надежды грешника быть принятым Христом. Подобно нашему Господу, мы всегда должны желать спасения грешников, но также, подобно Ему, мы должны мудро стремиться к осуществлению своего желания. Мы должны проявлять отцовскую мягкость к грешникам и быть нежными, как пастух с овцами, но в то же время та самая любовь и забота вынудят опытного наставника говорить много такого, что ученики слышать не захотят. Быть пастухом — значит водить овец не только на зеленые пастбища, но и к воде, чтобы мыть, и на место стрижки. Мы должны не только утешать, но и исправлять. Нам, мудрым строителям, следует устранять ветхие части старых стен, чтобы все здание было прочнее, поэтому мы иногда выглядим разрушителями, хотя на самом деле мы созидаем вместе с Богом. Господь знал, когда открытость по каким-то вопросам поможет Ему вырвать сорняки из Своих учеников. Поэтому неудивительно, что Он не всегда хранил молчание, когда речь заходила о сложных истинах. Когда однажды Он открыл Свои мысли, тогда «многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним». Давайте теперь подумаем, почему Спаситель говорил с этой женщиной именно так. Почему Он сказал ей, что не может поддержать или укрепить ее веру? Шаг за шагом мы дадим ответ на этот вопрос.
Наш Господь Иисус Христос по сути оттолкнул женщину хананеянку учением об избрании. Конечно, надо признать, что между избранием целого израильского народа и избранием отдельных людей есть разница. Но сегодня мы не будем останавливаться на этом вопросе. Суть в другом: именно учение об избрании Спаситель поставил как препятствие на пути несчастной женщины. Он сказал ей: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева». Этого было достаточно, чтобы охладить весь ее пыл, но тем не менее Спаситель говорит именно эти слова. Почему? Я думаю, что, во-первых, Он сказал эти слова именно в тот момент для того, чтобы они прозвучали из Его уст, а не из уст Его учеников . Если вы чувствуете, что человек заслужил строгого порицания, то стараетесь сами сделать это. Вы рассуждаете примерно так: «Если я передам свои слова через моего лучшего друга, он не сможет найти нужный тон, и нанесет более глубокую рану, чем я рассчитывал, вместе с тем так и не добившись цели. Он причинит больше боли, чем надо, поэтому лучше я сам выскажу все неприятные вещи этому человеку». И разве иногда вы не ощущали потребность сделать это немедленно? Вы знаете этого человека, знаете, какой результат вызовут подобные слова, поэтому страстно желаете, чтобы какое-то время он не разговаривал ни с кем, кроме вас. Спаситель знал, что женщина так или иначе услышит о том, что Мессия пришел для Израиля, и она могла услышать это в такой форме, что пришла бы в еще большее отчаяние, чем в то, в котором она оказалась после слов Иисуса. Поэтому Он Сам обращается к ней: «Я не послан в Тир и Сидон. Я не послан ни к кому, кроме потерянных овец дома Израилева». Другими словами, служение Христа-пророка, пришедшего во плоти на землю, предназначалось для израильтян, и в течение всей жизни Он, как правило, ограничивал свою деятельность Израилем. Я думаю, Он сказал об этом Сам, чтобы ей не пришлось услышать об этом от других.
Если мы хотим поступить мудро, то, встречая людей, приближающихся ко Христу, нам следует познакомить их серьезно с глубокими богословскими учениями, потому что они услышат о них в любом случае. И пусть лучше они услышат о них от любящих и внимательных христиан, чем от жестких, равнодушных, бессердечных людей, для которых важны лишь слова и точные формулировки. Невозможно постоянно держать этих молодых людей в инкубаторе, да и зачем делать это? Просто глупо пытаться скрыть от них истину. Это похоже на иезуитство. Почему мы должны замалчивать учение об избрании? Неужели мы стыдимся его? Если да, тогда давайте наново перепишем свое вероисповедание. Но ради элементарной честности, давайте не будем скрывать то, во что мы верим. Чем больше света, тем лучше. Чем лучше и глубже человек понимает истину, тем больше будет от этого пользы. Я благодарен Богу за то, что знал учение о благодати с детства, оно было мне опорой в зрелые годы, и, думаю, оно будут славой моей старости. Избрание не только не побуждает меня стыдиться его, но наполняет восторгом все мое существо.
Я также думаю, что Он открыл ей эту истину именно в тот момент, потому что она могла услышать о ней в другой раз, когда была бы менее подготовлена для ее принятия . Эта женщина решила, во чтобы то ни стало получить благословение Христа. Ее дух пробудился ото сна, ее сердце горело, вся ее внутренность жаждала только одного — благословения Христа. Если она и могла преодолеть барьер, который поставил перед ней Христос, то это было возможно только в тот момент. «Откуда вы знаете?» — спросите вы. Я понимаю это инстинктивно. История с женщиной открывает мне окно в ее душу. Я убежден, что Господь не открыл бы ей такую, на первый взгляд, обескураживающую истину, если бы не видел, что она способна принять ее и что, возможно, в будущем она не будет на это способна. Есть особая мудрость рассказывать людям истину в нужное время. Не сказал ли Сам Господь: «Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить»? В тот момент ученики были не готовы принять многие истины, поэтому Иисус сомкнул Свои уста на время. В другое время Спаситель открыто говорил с ними, как сейчас с нами; проявляя мудрость и благоразумие, открыл им тайну Своей воли в более полной мере. Господь не преподносит нам всю истину сразу, а постепенно вводит нас в потаенную сокровищницу. Хирург обычно предупреждает человека, которому была сделана операция по восстановлению зрения: «Ваше зрение полностью восстановлено, но я прошу вас в течение следующих нескольких дней находиться в затемненном помещении. Это необходимо для того, чтобы вы постепенно привыкали к свету, чтобы ваши глаза окрепли».
Велика мудрость Святого Духа в постепенном просвещении души. Господь не сразу дает грешнику познать всю меру своего греха и наказания за него. Я также думаю, что Господь не открывает ему вначале всю истину о полном прощении грехов, к познанию которого он придет позже, и не рассказывает ему о всех радостях жизни прощенного грешника со Христом. Шаг за шагом, постепенно, мы открываем заповедь за заповедью, правило за правилом, тут немного и там немного. Спаситель видел, что эта женщина должна будет узнать о том, что Он пришел только к Израилю, поэтому Он сказал ей об этом в тот момент, когда у нее было достаточно веры, чтобы преодолеть все препятствия, не отчаяться и получить благословение, которого она так страстно желала.
Эти мысли полезны для нас. А теперь я хотел бы порассуждать вместе с людьми, находящимися в положении, похожем на то, в котором очутилась женщина хананеянка. Сначала мы поговорим о тех обескураживающих словах, которые им довелось услышать , подобно этой женщине. А затем я попрошу вас последовать примеру этой женщины, когда, казалось бы, отвергнутая, она все равно пришла ко Христу и поклонилась Ему. И в заключение я хотел бы высказать несколько полезных советов тем, кто озадачен великими учением, о котором мы ведем речь. Приди, Святой Утешитель, и наполни отныне наши сердца небесной радостью!
I. Итак, во-первых, обратимся к обескураживающим словам, которые услышала женщина. Как я уже сказал, она услышала об избрании, о бесспорной истине, о том, что Бог намеревался благословить Израиль делами и словами Своего Сына, и что в тот момент благословение не было предназначено в для Тира и Сидона.
Беззастенчивые противники учения об избрании и его недалекие друзья сделали из него самое настоящее пугало. Я читал несколько проповедей, сказанных против учения об избрании, и первое, что бросалось в глаза, — это то, что авторы не имели никакого представления о предмете своей беседы. Элементарные познания в этой области вынудили бы их поколебаться и проявить неуверенность в своих суждениях, поэтому они предпочел руководствоваться исключительно своим невежеством. Обычно проповедь против учения об избрании составляют так: сначала его превратно излагают, а затем опровергают. Если бы объясняли возвышенную истину об избрании так, как о ней говорит Библия, то не смогли бы выдвинуть против нее никаких возражений. Поэтому противники избрания поступают иначе: собирают необдуманные высказывания крайних сторонников избрания и тогда уже без труда показывают их несостоятельность. Они наряжают это учение как пугало, а затем выносят ему смертный приговор! И сколько уже казнили учений об избрании, придуманных ими самими! Никто не верит в такое избрание, каким его представляют спорщики-арминиане. Я думаю, что даже в сумасшедшем доме никто не верит в такое учение об избрании, в которое, по словам арминиан, якобы верим мы. И разве удивительно, что мы изо всех сил отвергаем учения, приписываемые нам нашими оппонентами? Для чего они опровергают то, во что никто и так не верит? Они впустую тратят свои силы. Наши друзья ненавидят учение об избрании, сформулированное ими самими, и в данном случае мы поддерживаем их чувства. Само же учение об избрании, представленное в Библии, мы любим, как собственную жизнь. Они утверждают, что мы не проповедуем Благую весть всем грешникам, хотя на самом деле едва ли кто-нибудь превзошел нас в возвещении Евангелия каждому человеку. Может быть они посоветуют нам — мы будем рады внять их наставлению, как мы должны изменить проповедь Евангелия? Они говорят, что если мы проповедуем Евангелие всем грешникам без исключения, то мы непоследовательны. Мы не будем тратить силы, чтобы отвергнуть данное обвинение. Для нас важно последовательно придерживаться Писания, а не собственных умозаключений. Мы страстно желаем придерживаться всех открытых нам истин, но мы не рассчитываем втиснуть всю истину в законченную богословскую систему. Мы настолько умственно недоразвитые создания, что если бы попытались создать систему, в которой не осталось бы неразрешенных вопросов, то, добившись цели, почувствовали бы, что добавили слишком много собственных гипотез и догадок, не основанных на Писании. Мы подходим к богословию с верой, а не с логикой. Мы верим утверждениям Писания, поэтому чувствуем себя в безопасности. Но как только мы начинаем заниматься измышлениями, то начинаем тонуть, как начал тонуть Петр, шедший по волнам. Если мы будем придерживаться того, что сказано в Слове Божьем, иной раз может показаться, что некоторые истины противоречат одна другой. Но такие мысли у нас возникают от невозможности понять до конца сказанное Богом. На самом деле все в Святом Писании согласуется и истины между собой соотносятся. По любому вопросу в Писании есть утверждения, которые противопоставляются друг другу, однако оба утверждения всегда истинны: они не лишают другу друга права на существование и не подвергают друг друга сомнению. Они всегда сосуществуют рядом. Две взаимосвязанные истины составляют одну практическую истину и служат дорогой нашему Господу, идя по которой, Он благословляет людей. Кому-то, возможно, нравится ездить по однорельсовой дороге. Однако, я должен признать, что пи таю слабость к обычным двухрельсовым путям, и мне бы совсем не хотелось завтра ехать на поезде по путям, которые лишены одного из рельсов.
К сожалению, необходимо добавить, что учение об избрании иногда приводит в уныние людей, ищущих Спасителя, но истина заключается в том, что так не должно быть. Если учение об избрании понимается правильно, тогда оно подобно королевскому герольду, одетому в парчу и золото, который всем недостойным подданным короля объявляет, что король готов принять грешников по своему благоволению. Какое ободрение получили некоторые из нас благодаря этому! Какая богатая духовная пища заключается в этом для тех из нас, кто нашел Господа! Мы насыщаемся учением об избрании как Божественным хлебом, и оно укрепляет, удовлетворяет нас и утоляет жажду нашей души. Когда я только обратился ко Христу, я был вполне доволен положением пса под столом, но теперь я уже не могу этим довольствоваться, поскольку Господь пригласил меня занять более почетное место. Став одним из Его детей, я уподобился Лазарю, про которого сказано, что «и Лазарь был одним из возлежавших с Ним». Благословенное учение об избрании для меня подобно виноградным лозам, выросшим на плодородных склонах. Это проявление Божьей любви оказалось лучшим, более глубоким и славным, чем я мог надеяться.
Испросил он воды, чтобы напиться,
Она принесла молоко и масло на блюде роскошном…
Мы просили о прощении, а получили оправдание, мы просили о небольшой милости, а Господь дал нам безграничную благодать, даже благодать, умноженную на благодать, говоря: «Любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение». Если бы грешник понял подлинную суть учения об избрании благодати, он бы не бежал от него, а наоборот, бросился бы в ее объятия.
Но тем не менее для многих это учение подобно темной стороне облачного столпа, которую Господь обратил к египтянам. Я постараюсь объяснить, почему слова Христа обескуражили женщину. Когда ученики попросили Иисуса отпустить ее, Он сказал им: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева». Он имел в виду, что если Он послан к евреям, значит, Он не послан к ней. Рано или поздно она столкнулась бы с этой истиной, и если бы это случилось позже, она могла бы подумать, что дочь потеряет исцеление, потому что оно было получено вопреки миссии Христа на земле. Иисус сразу же сообщает ей об этом, чтобы позже она не беспокоилась. Иисус хотел, чтобы она знала, что получит исцеление дочери даром, по Его щедрости, а не по ошибке или недосмотру. Она должны была понять, что Иисус не забыл о Своем предназначении, что Он прекрасно осознавал ограничения Своей земной миссии и знал, что делает, когда перешагнул через эти ограничения.
Избрание Божие действительно существует. У Господа есть люди, искупленные из всех народов. Господу Иисусу Христу принадлежат люди, о которых Он сказал: «Они были Твои, и Ты дал их Мне». Некоторые люди предназначены к вечной жизни, поэтому веруют в Господа Иисуса Христа. Неужели это обескураживает вас? Но я не понимаю, почему? Почему бы вам не оказаться в числе избранных? «Но допустим, что я не избран», — скажет кто-то. Почему вы не допускаете обратное, что вы избраны? Вы ничего не знаете об избрании, поэтому зачем вообще делать какие бы то ни было допущения и предположения? Отбросить предположения намного разумнее, чем повергать себя в бездну отчаяния из-за никому не нужных предположений. Я едва справляюсь с явными фактами, поэтому какие-то предположения мне ни к чему. Что Бог не открыл, то мы не обязаны знать. Лучше признать, что мы ничего не знаем о том, чего Господь нам не открыл. Господь избрал людей ко спасению, и я с радостью думаю о том, что Он сделал это, потому что никто не может доказать, что я не из числа избранных. Если есть люди, которых Бог спасет, то я знаю, кто они, ибо Он Сам говорит мне, что это те, кто покается в грехах, исповедует их, оставит их и уверует в Иисуса Христа, чтобы иметь жизнь вечную. Я желаю раскаяться и уверовать, и, когда делаю это, то знаю, что я — один из избранных и буду спасен. Что здесь обескураживающего, вызывающего отчаяние? Да, конечно, некоторых это повергает в уныние: когда люди находятся в тяжелом положении, то они боятся чего угодно и могут прийти в отчаянии при виде солнечного света. «Там убоятся они страха, где нет страха…» Стоит только хорошенько напугать человека и взвинтить его нервы, как падение листочка с дерева покажется ему камнепадом, маленькая тучка на небе — предвестником скорого угасания солнца, а капля грибного дождика — началом второго потопа! «Это уж слишком», — скажете вы. Но на самом деле упрямое отчаяние способно делать еще более нелепые и дикие выводы из самых простых и безобидных фактов. Увы, эти беспокойные люди думают, что не могут быть спасены, потому что есть израильский народ, который Богу было угодно избрать ко спасению.
Наш Господь сказал даже нечто худшее, чем то, что Он послан к Израилю. Он сказал: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева». Мы с вами, проповедники Евангелия, никогда не должны проповедовать о том, что Христос не послан делать. Боюсь, что здесь невозрожденные умы, вооруженные безжалостной логикой, совершают большой грех против любви Божьей. Истина, поданная так, как ее подает Писание, — святое лекарство, но представленная так, как ее представляют некоторые мыслители, превращается в смертоносный яд. Бедные сокрушенные сердца, в Божьих вечных решениях нет ничего, что могло бы лишить вас надежды. «Не тайно Я говорил, не в темном месте земли; не говорил Я племени Иакова: напрасно ищете Меня». Тем не менее Спаситель, имея в виду избрание, сказал: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева».
Ситуация ухудшалась еще тем, что женщина знала, что в данном случае избрание исключает ее, потому что Иисус, по Его словам был послан к дому Израилеву, а она к нему не принадлежала. Она была язычницей, родом из Тира и Сидона, поэтому избрание на включало ее. Ей об этом сказал Сам Иисус. Его слова прозвучали как похоронный звон. Если подобные слова нам говорят слуги, то об этом можно забыть, но когда Господин говорит: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева», — то не остается ничего, кроме как отчаяться. Несчастная хананеянка могла бы очень логично закончить свое прошение такими словами: «Что можно сделать в такой ситуации? Я не могу идти против сказанного Самим Христом». Но она не сказала ничего подобного, а мужественно продолжала идти вперед к счастливому концу. Как видите, у нее было несравненно больше причин для отчаяния и уныния, чем у любого из вас, ибо вы не можете знать наверняка, что не избраны: в вас и вашем происхождении нет ничего, что не позволило бы вам быть избранными. Кроме того, Христос никогда не говорил вам, что вы не избраны. Я уверен, что ни один проповедник также не сказал вам ничего подобного. И если вам показалось после какой-то проповеди , что для вас нет надежды, значит, вы что-то не так поняли. От всего сердца говорю, что никогда у меня не было намерения оттолкнуть хотя бы одну душу от Христа. Я сам готов умереть, лишь бы вы жили. Но если вы не можете избавиться от чувства, что вы лишены надежды, тогда я призываю вас поступить столь же разумно и мужественно, как поступила эта женщина: «…подошедши кланялась Ему и говорила: Господи, помоги мне».
Кто-то может сказать: «Но зачем вообще говорить об этих трудностях?» Я отвечаю: потому, что они существуют. Многие души испуганы и приведены в смятение. Служители Божии должны помогать тем, кто оказался в трудном положении. Я бы с радостью оставил в покое эти страхи, если бы они оставили в покое моих людей. Суровая правда о предопределении так или иначе находит людей, ее невозможно избежать даже в философии. И когда эта истина подобно туче закрывает небо над головой спасенной души, то большая часть ее отрицательного воздействия объясняется непониманием и непросвещенностью человека, столкнувшегося с ней. Если бы мы были лучше научены, то, возможно, мы бы не видели никакой тайны в том, что сейчас для нас полностью является тайной. Люди забывают, что предопределение Божие охватывает всю нашу жизнь, не только ее духовную сферу. Однако никто не беспокоит себя мыслями о предопределении, когда зарабатывает на кусок хлеба, борется за материальную прибыль или ищет славы. Почему же, когда заходит речь о спасении, люди начинают думать совершенно иначе. Почему во всех сферах жизни они поступают в соответствии со здравым смыслом, а в данном случае раздувают из мухи слона? Они думают, что воля Бога определяет в этом мире только несколько событий, а остальные происходят сами себе; им кажется, что из-за избрания они лишаются свободы выбора и ответственности и превращаются в роботов. Они не могут понять, как заранее продуманный план действий Бога не лишает человека воли и в то же время гарантирует исполнение замыслов Бога. Они также не понимают, как все может происходить в результате свободных действий человека, словно Бога нет вовсе, и в то же время Бог управляет абсолютно всем. Я желал бы, чтобы этот предмет не мучил людей, но мои пожелания — тщетны. Изначально этот вопрос будоражил умы, и будет делать это до конца. А коль скоро мы не можем изменить факты, мы должны разобраться в них. Дорогие смятенные души, Иисус очень желает, чтобы вы пришли к Нему без всякого страха. Он приглашает вас довериться Ему, более того, Он повелевает вам уверовать в Его имя. В том, что Он думал, решал, планировал, предопределял, нет ничего, что могло бы помешать вам прийти к Нему. Как бы ни объяснялась тайна предопределения, в одном можно быть совершенно уверенным: «Христос Иисус пришел в мир спасать грешников». Все, в том числе Он Сам, указывают вам на крест. Придите к Нему, и пусть вас ничто не задержит даже на одну минуту.
II. А теперь обратите внимание на заслуживающие похвалы действия женщины. Размышляя над тем, что сделала женщина, мы перейдем к практической части нашей беседы. Первое, она не отрицала сказанное Иисусом. Он сказал: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева», и она не сказала: «Господи, это не правда». Она не подвергла сомнению ничего из сказанного Им. Она приняла слова Христа без спора, не говорила, что Бог поступил несправедливо, когда послал Мессию только дому Израилеву. Она не требовала, как некоторые бесстыдно делают, чтобы Бог поступал со всеми одинаково, а иначе Он будет лицеприятным. Все это, что нам так часто приходится слышать, даже не пришло ей в голову. Она молча приняла сказанное Спасителем. Она даже не пыталась доказать, что в ее ситуации один-единственный раз можно нарушить правило. Она вообще ничего не пыталась доказывать. Она оставила истину, которая была для нее подобно мраку бездны, в руках Того, Чье имя есть свет. Она видит перед собой черную тучу, но проходит сквозь нее, чувствуя, что это всего лишь туча, а не стена, и, падая у ног Спасителя, взывает: «Господи! помоги мне. Я не понимаю всего этого. Я как в тумане, словно в болото провалилась. Господи! помоги мне. Господи, я не прошу понимания, я молю о помощи. Дай мне сил уверовать и принять благослове ние, каковой бы мрачной ни была бы истина».
Некоторые люди лишены способности глубоко рассуждать, поэтому, если бы им для спасения, надо было решить сложную богословскую проблему, они бы погибли, решая ее. О, несчастное сердце, даже не вступай в сражение с ней! Оставь ее в покое. Эта истина предназначена для мужей, и пока ты еще младенец , а может быть, даже еще и не младенец, не давись пищей взрослых людей. Если великая тайна не дает тебе покоя, беги к Иисусу Христу, чтобы Он дал тебе облегчение, обратись к Нему с молитвой: «Господь, помоги мне. Я попал в трудное положение, помоги моему разуму. Я в отчаянии, помоги моему сердцу. Но хуже всего то, что я исполнен беззакониями, помоги и сделай для меня то, что я сам сделать не способен. Спаси душу мою и избавь меня».
Итак, мы увидели, что эта женщина не сделала, и за это она заслуживает похвалы. Давайте же посмотрим, что он сделала. Она пришла к Иисусу. Прочитайте еще раз: «А она подошедши, кланялась Ему и говорила……»
Во-первых, она пришла прямо к Иисусу. Она не пошла к Петру, Иакову или Иоанну, она пришла к Иисусу. Она не осталась стоять на месте и кричать на некотором расстоянии от Него, как делала до этого. Она подошла к Иисусу, приблизилась к Нему, буквально ухватилась за Него, я не сомневаюсь, она упала у Его ног и обхватила их руками, как бы не желая отпускать Его. Она пришла к Иисусу. Несчастная душа, от всего, что есть под небом, лети к живому Христу. Иисус Христос жив и сейчас, Он Спаситель грешников, Он с радостью исцеляет людей от болезней и немощей. Я прошу вас, не останавливайтесь на доктринах, на вероисповеданиях, на проповедниках, на богослужениях, идите прямо ко Христу — живому Спасителю, помазанному Господу. В Нем заключается ваша надежда. «В какую сторону мне идти?», — спрашиваете вы. Если бы речь шла о физическом путешествии и вас впереди ждала длинная и утомительная дорога, то вы бы отправились в путь без промедления прямо сегодня вечером. Но в данном случае я говорю о другом путешествии. Вы должны прийти к Иисусу сердцем и душой. Помните о том, что Он существует. Думайте о Нем. Размышляйте о Нем. Веруйте в Него. Почитайте Его, ибо Он Сын Всевышнего. Доверьтесь Ему, ибо Он «сильный, чтобы спасать». Это и означает прийти к Нему. Поскольку Он — Спаситель, пусть Он покажет вам это на деле. Вы нуждаетесь в спасении, предоставьте Ему возможность показать, что Он может спасать. Скажите в сердце: «Я первый из грешников, потерян, погублен и проклят. Но вот я прихожу к Нему. Если я и погибну, то погибну, доверившись Ему». Но такого просто не может быть, чтобы душа погибла, положившись на Иисуса. Скорее небо и земля прейдут, нежели Христос не спасет душу, которая надеется на Него.
Женщина пришла к Иисусу сразу после того, как услышала от Него обескураживающие слова. Мы читаем в Евангелии: «А она, подойдя…» «А она, подойдя, кланялась Ему…» Как? неужели именно в этот момент? Когда Он, казалось бы, отверг ее? В тот момент? Но Он ведь только что сказал ей, что Он послан не для нее! «А она подойдя…» Он только что сообщил ей самую мрачную и обескураживающую истину, но она подошла к Нему. Та вера, которая приближает человека ко Христу только теплым летним днем стоит немного. Цветы и бабочки, которые появляются в погожие дни, исчезают, когда наступают ненастные дни. Нам нужна надежда, способная выдержать мороз. Только та вера, которая может выдержать суровую зиму, которая способна выжить под завывание ледяного ветра среди снежных сугробов, приведет нас ко Христу. Только такая вера может спасти нас — вера, которая ведет к Спасителю в любую погоду. Спасающая вера умеет принять кажущиеся противоречия, она улыбается перед лицом невозможного и говорит: «Это невозможно, но это произойдет».
Несчастная женщина, услышавшая холодные слова Иисуса, получила тайное ободрение, посмотрев на Самого Иисуса. Наверное, она сказала сама себе: «Послан Он или нет, но сейчас Он здесь. Он пришел к тирянам и сидонянам, и я пришла к Нему, и ограниченность Его миссии не помешала нам встретиться. Я не понимаю Его слов, но я очень хорошо понимаю Его взгляд, полный сострадания. Его облик зовет обратиться к Нему за помощью. Я вижу, что сострадание живет в Сыне Давидовом. Я уверена, что у Него есть сила, чтобы исцелить мою дочь. И, самое главное, Он — здесь. Я ничего не знаю о Его миссии, но я знаю Его Самого, поэтому я продолжу умолять Его». Итак, она подошла к Иисусу там и тогда, и почему бы вам не сделать то же самое?
Скажите, может быть, для вас наступил сегодня самый мрачный день в вашей жизни? Придите ко Христу сегодня. Вы абсолютно уверены, что у вас нет никакой надежды? Вы убеждены, что ваша судьба решена? Вы вынесли себе смертный приговор? Вы заключили договор со смертью и вступили в союз с адом? Вами овладело чувство, что еще до наступления утра вы будете окончательно прокляты? Если это так, придите к Иисусу Христу сейчас. «А она подошедши…». Вот что вам необходимо: прийти ко Христу, несмотря на то, что Он обнажил меч, несмотря на то, что Он хмурится. Придите ко Христу, несмотря на все препятствия. «А она подошедши…». Отважная женщина! Хотел бы я быть таким же!
А теперь обратите внимание на то, что «она, подошедши, кланялась Ему». Мое сердце радуется. Как бы я хотел нарисовать эту сцену красками! Женщина ни на минуту не остановилась, чтобы решить поставленную перед собой задачу. Она подошла к Нему и сделала самое лучшее в ее положении — поклонилась. Она опустила свои глаза перед Ним, а когда она вновь посмотрела вверх, то на ее лице отразились благоговейное почтение и детская вера. Да будет благословенно Его имя, ибо когда мы не можем понять Его, мы можем поклониться Ему.
Все это время вы думали о себе, и чем больше вы будете делать это, тем в большее уныние и отчаяние вы будете впадать. И таким способом вы не обретете никакого утешения. Если бы я был на вашем месте, я бы сдался и начал думать об Иисусе, Сыне Божьем, Спасителе людей. «Но ведь я такой грешник!» Да, но Он — такой Спаситель. «Я весь выпачкался в грехе!» Но Он может сделать вас белее снега. «Увы, я заслуживаю только лишь Его проклятия!» Да, это так, но Он искупил нас, «сделавшись за нас клятвою (проклятием), ибо написано: проклят всяк, висящий на древе». Своей смертью Господь устранил проклятие. Посмотрите на Него, висящего на кресте и проливающего кровь за наши грехи. Разве после этого вы не можете последовать примеру женщины: «А она подошедши кланялась Ему…»? Попробуй, безутешная душа, попробуй сейчас поклониться Ему. Именно так смиренное сердце может отдать должное Господу. Самоуверенно тщеславное сердце пойдет на что угодно, кроме поклонения. Гордость, эгоизм, бунтарский дух не способны поклоняться, а смиренные сердца делают это с радостью. О, если бы вы теперь вместе со мной склонились перед Агнцем Божьим! Поклонитесь Ему сейчас! «Благословен, Сын Божий! Благословен, Сын Божий! Благословен за то, что ты стал человеком ради людей и умер вместо грешников! О, Твоя любовь! О, Твоя чудная любовь! И ныне Ты обитаешь во славе. Ты по правую руку от Бога, поэтому я поклоняюсь Тебе, как моему Господу и моему Богу. Если я не могу назвать Тебя своим Спасителем, то по крайней мере я назову Тебя своим Богом. Если я не могу возрадоваться о Тебе, я по крайней мере поклонюсь Тебе». Это святые слова. Они благоухают именно тем ароматом, который нравится Господу. Именно так приходит к вам вера. Именно так к вам приходят жизнь, мир и покой. Эта женщина-хананеянка в трепете «подошедши кланялась Ему». Последуйте ее примеру и разделите с ней ее блаженство.
А теперь обратите внимание на ее молитву. Один человек мудро заметил, что если вы оказались на тонком льду посреди реки и не можете добраться до берега или вам кажется, что это невозможно сделать, то самое лучше в этом случае лечь и как можно осторожнее ползти к берегу, пытаясь таким образом спастись. Именно так поступила эта женщина. Она словно распласталась на истине, которую не понимала. Она поклоняется Тому, от Кого услышала странные слова, и из последних сил опирается на то, на что ей кажется можно опереться, и таким образом она безопасно добирается до берега. «Господи! — говорит она. — Помоги мне. О, не прогоняй меня, а помоги мне. Господи, не оставляй меня, а помоги мне. Если Ты должен что-то сказать мне, говори, и я поклонюсь Тебе, но, Господи, помоги мне». Мои дорогие слушатели сделайте то же самое и сделайте сейчас. Ни одно учение не будет вас мучить вечно. Напротив, я уверен, что вы еще будете удивляться, почему оно вообще вызывало у вас затруднение. Разве мы вы мучаете себя вопросом о предопределении в своих повседневных делах? Завтра вы рассчитываете заработать несколько шиллингов своей торговлей; но, возможно, вы окажетесь в убытке и потеряете фунт. Но ведь вы не говорите: «Может быть, провидение Божие завтра не позволит мне заработать ни пенса, поэтому я останусь дома и ничего не буду делать»! Вы обязательно придете в свою лавку, откроете ставни, выставите товары на витрину и постараетесь все делать, как можно лучше. А возможно, вы трудитесь где-то наемным рабочим и получаете условленную плату. Как бы провидение Божье ни действовало в вашей жизни, ваше дело — заниматься делом. Тот же принцип применим и к человеку, ищущему Христа. Этот человек должен позволить Господу действовать, как Ему угодно, а самому в это время взывать: «Господи! Помоги мне». В покорности, в искреннем поклонении склонитесь у ног Иисуса и поверьте, что этот Божественный Спаситель может спасти и спасет всякую душу, которая надеется на Него. Это путь мудрости, идите по нему. Да поможет вам Бог, отправляйтесь в дорогу прямо сейчас.
Думаю, что вам не надо больше слов утешения, надеюсь, сказанного вполне достаточно. Помните, однако, о том, что не было еще ни одной души, которая бы пришла ко Христу и была бы Христом отвергнута. Такой души просто не может быть, потому что Он сказал: «…приходящего ко Мне не изгоню вон…» Помните также о том, что каждая душа, пришедшая ко Христу, пришла к Нему, потому что Отец привлек ее, и что каждая спасенная душа позже обнаружила, что она была милостиво избрана ко спасению. Даже эта несчастная женщина оказалась одной из тех, к кому был послан Христос, хотя в принципе Он пришел только к дому Израилеву, ведь и пророки были посылаемы только к евреям, но как во времена пророков, так и во времена Христа были исключения. Много вдов было в Израиле во дни Илии. Но ни к одной из них не был послан он, а только к той, которая жила в Сарепте, языческом городе. Много прокаженных было во дни Елисея, но ни один не был исцелен, за исключением Неемана сириянина. Нееман не принадлежал к избранному народу, он был чуждым Израилю, но он все же получил исцеление от Господа Бога израильтян. Казалось, избрание Божие в те времена лишило особых благословений всех людей, кроме евреев, но так только казалось. Среди избранных всегда были люди из других народов. И то избрание, которое ограничивало земное служение Иисуса Христа еврейским народом, не исключало это бедную верующую женщину. Для нее было очевидно, что Иисус в тот момент пришел к Своим избранным, потому что Он был здесь! Он пересек границу Своей родной страны! Он пришел к ней! И чтобы вы ни думали об этом учении или каком-то другом учении, но факт остается фактом: Иисус Христос пришел к вам . Я все это время проповедовал вам Его истину, и вы слушали ее. Надеюсь, вы даже почувствовали ее силу! Покоритесь ей, я прошу вас. Если вы покоритесь и придете к Нему и доверитесь Ему, тогда возрадуйтесь, ибо Его избирающая любовь объемлет и вас. Вы принадлежите Ему. Вы бы не смогли и не захотели прийти к Нему с молитвой и простой верой, если бы это было не так. Тот факт, что вы обратились, говорит о том, что Его любовь давно уже следовала за вами. Иди с миром, женщина, скорбящая духом, и больше не печалься. Да благословит вас Господь ради Христа. Аминь.
Вечер, 31 июля 1884 г.