Пастырская молитва Христа о Его народе

«Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои. И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них» (Ин. 17:9,10).

Для начала я замечу, что наш Господь Иисус взывает о Своем народе. Когда Он одевает Свой первосвященнический наперсник, то делает это ради тех колен, чьи имена там значатся. Когда Он приносит очистительную жертву, то это — ради Израиля, которого избрал Бог. При этом Он изрекает ту великую истину, которую по своему охвату многие считают узкой, но которая весьма нравится нам: «Я о них молю: не о всем мире молю». Это то, к чему я хочу сегодня привлечь ваше внимание — к причине того, что Христос молится не о всем мире, но о Своем народе. Он говорит: ‘потому что они Твои», как если бы они были намного дороже Ему из-за того, что они Отцовы: «Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои». Мы с полным основанием могли бы полагать, что Иисус сказал: «Они — Мои, и потому Я молю о них». Это было бы правильным, но в этом случае истина не имела бы той красоты, которую мы усматриваем в действительных словах Иисуса. Он любит нас еще больше и молится о нас еще усерднее, потому что мы Отцовы. Так велика Его любовь к Отцу, что наша принадлежность к Нему проливает на нас изумительнейшее сияние красоты. Из-за того, что мы принадлежим Отцу, Спаситель взывает о нас у престола небесной благодати со все более возрастающей ревностностью.

Но это заставляет нас вспомнить, что наш Господь принял на себя обязанности поручительства о Своем народе, Он взялся сохранить Отцов дар: «Тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб». Он смотрел на овецсвоей паствы как на принадлежащих Своему Отцу, и Отец вручил их Ему под Его ответственность, говоря: «С Тебя взыщу». Когда Иаков пас скот у своего дяди, он томился днем от жара, а -ночью от стужи, но так как животные принадлежали Лавану, то Иаков заботился о них более, чем если бы они было его собственными. Он должен был отчитываться о всех овцах, порученных ему, и он так и делал, и не потерял ни одну из овец Лавановых. Но его забота о них частично объяснялась тем, что они принадлежали не ему, но его дяде Лавану.

Осознайте же теперь это двоякое основание и в случае пастырской молитвы Христа о Его людях. Прежде всего Он молится о них, потому что они принадлежат Отцу и потому имеют в Его глазах особую ценность. И далее, так как они принадлежат Отцу, то Иисус находится под обязательством поручительства за них, чтобы вручить их всех Отцу в тот последний великий день, когда овцы соберутся под жезлом Призывающего их. Теперь вы видите, куда я приглашаю вас в этот вечер. Я не собираюсь сегодня проповедовать всему миру — не в большей степени, чем Христос в нашем случае молился о всем мире — но я буду проповедовать Его собственному народу, так же как Он в Своей предстательной молитве взывал о нем. Я верю, что каждый из Его народа последует за мной шаг за шагом через эту великую тему, и я молю Господа, чтобы в этих центральных истинах Евангелия мы нашли сегодня подлинную пишу для душ наших.

1. Привлекая ваше внимание к сегодняшнему стиху, я хочу, чтобы вы отметили, во-первых, СИЛУ ЧУВСТВА СОБСТВЕННОСТИ, С КОТОРЫМ ХРИСТОС ОТНОСИТСЯ К СВОЕМУ НАРОДУ.

В нашем стихе есть шесть мест, выражающих идею Христовой собственности в отношении тех, кто спасен: «Которых Ты дал Мне» — (это одно); «потому что они Твои. И все Мое Твое, и все Твое Мое; и Я прославился в них». Некоторые из людей настолько дороги Иисусу, что все они помечены особыми знаками, говорящими о их принадлежности Ему — наподобие известного мне случая, когда один человек

описывал свое имя в книге, которую очень высоко ценил: он все время перелистывал еще несколько страниц и снова вписывал туда свое имя; и наподобие тому, как мы иногда встречаем людей, которые, имея нечто весьма ценное, ставят на нем — здесь, там и практически везде — свою метку, свою печать, свой штемпель. Так же и Господь: обратите внимание, что Он как бы держит в Своей руке печать, ставя ее на каждом, кто находится в Его особом владении: «Они Твои. И все Мое Твое, и все Твое Мое». Все эти местоимения — притяжательные, и они показывают, что Бог рассматривает Свой народ как Свой удел, Свое владение, Свою собственность. «Они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день, который Я соделаю». У каждого человека есть некая вещь, которую он ценит более всех остальных из всего его достояния, и сходным образом Господь — столь частым повторением слов, выражающих отношение собственности — доказывает, что Он ценит народ Свой превыше всего. Давайте же продемонстрируем, что мы высоко ценим эту привилегию нашей отделенности Богу, и пусть каждый из нас скажет Ему:

«Возьми мое сердце, Иисусе, и не отпускай никогда! О, только об этом молюсь я -владей им во веки, всегда!»

Я обращаю далее ваше внимание на тот факт, что в то время как наш стих содержит шесть выражений, заключающих в себе идею собственности, все они относятся к народу Господнему. «Мое» (т.е. святые) Твое (т.е. святые), и «Твое» (т.е. святые) Мое (т.е. святые). Эти широкие стрелы Царя царей четко обозначены на Его людях. В то время как знаки собственности многочисленны, все они нанесены на один объект. Так что же, выходит Бога ничто другое не заботит? Я отвечаю: да. В сравнении с заботой, оказываемой Им Его собственному народу, Его больше ничего не заботит. «Часть Господа народ Его, Иаков наследственный удел Его». Но разве у Бога нет ничегодругого? И есть ли в мире вообще хоть что-нибудь, что не было бы Его собственностью? Серебро и золото — Его, так же как и скот, пасущийся на тысяче гор. Все — Господне; все от Него, Им, через Него и к Нему; и однако Он совершенно не принимает все это в расчет в сравнении со Своим народом. Вы ведь сами знаете, дорогие возлюбленные, как высоко цените вы своих детей — намного более, чем все остальное. Случись в вашем доме в этот вечер пожар — и если бы вы могли вынести из него только одну вещь, о матери, колебались бы вы хоть на мгновение, решая, что это будет за вещь? Вы бы вынесли вашего ребенка, и пусть все остальное сгинуло бы в этом пламени. Но так же и с Богом. Он заботится о Своих людях превыше всего остального. Он Господь Бог Израиля, и в Израиле Он сотворил Себе имя, и благоволит к нему. Здесь Он покоится в Своей любви, и благодаря ей пребывает в радости, воспевая.

Я хочу обратить ваше внимание на эти различные моменты не потому, что я в состоянии полностью объяснить вам их смысл. Но если я всего лишь покажу вам некоторые из этих великих истин для того, чтобы вы размышляли о них, и для того, чтобы помочь вам достичь в этот вечер единения со Христом, я уже сделаю много. Итак, сосредоточившись на этих выражениях идеи собственности, заметьте далее, что все они имеют место в личном разговоре между Отцом и Сыном. Именно в молитве нашего Господа — когда Он находится во внутреннем святилище, разговаривая с Отцом, — слышим мы эти слова: «Все Мое Твое, и Твое Мое». Не с вами и не со мной разговаривает Он сейчас; Сын Божий говорит со Своим Отцом, и Они пребывают в это время в весьма тесном единении друг с другом. И о чем все это говорит мне, как не о том, что Отец и Сын высоко ценят верующих? То, что люди говорят наедине, это не то, что они говорят на базаре, не то, о чем они говорят среди мятущейся толпы; но то, что они говорят, когда находятся одни, обнажает их собственное сердце. Здесь же мы видим Сына, разговаривающего с Отцом — не о престолах и началах, не о херувимах и серафимах, но о бедных мужчинах и женщинах — в те дни это были преимущественно рыбаки и

крестьяне, — верующих в Него. Они разговаривают об этих людях, и в этом уединенном разговоре рядом с заботой Отца Сын проявляет о них Свою собственную заботу, говоря об этих драгоценных камнях, этих бесценных, являющихся Их особым сокровищем. У вас нет никакого представления о том, как сильно вас любит Бог. Дорогой брат, дорогая сестра, у вас никогда не было и половины мысли, или даже одной десятой части мысли, как драгоценны вы для Христа. Из-за того, что вы так несовершенны и упали так низко в сравнении с вашим собственным идеалом, вы думаете, что следовательно Он не испытывает к вам большой любви, вы думаете, что Он не может иначе. Вы измерили хоть когда-нибудь глубину Христовой муки в Гефсимании и Его смерти на Голгофе? Если бы вы попытались сделать это, вы были бы совершенно уверены, что — несмотря на что-либо в вас или возле вас — Он любит вас любовью, превосходящей разумение. Верьте в это. «Но я не люблю Его так, как я должен Его любить» — мне кажется, я слышу эти слова от вас. Да, это так, и вы никогда не полюбите Его, прежде чем не узнаете о Его любви к вам. Верьте в это. В самой наивысшей степени верьте, что Он так любит вас, что даже в те моменты, когда никто не общается с Ним кроме Отца, даже тогда Их совместная беседа посвящена Их взаимной заботе о вас, посвящена тому, как Они любят вас: «Все Мое Твое, и Твое Мое».

И еще одна мысль по этой теме, и я всего лишь выскажу ее и оставлю вам, потому что не могу объяснять ее вам сегодня. Все, что говорит Иисус, относится ко всем Его людям, потому что Он говорит: «Все Мое Твое, и Твое Мое». Этот высокий тайный разговор ведется не о нескольких святых, достигших «высшей жизни», но обо всех, кто принадлежит Ему. Иисус всех нас носит в Своем сердце и обо всех нас говорит Своему отцу: «Все Мое Твое». «Вот эта бедная женщина, которая никогда ничем не служила ее Господу кроме как своим смиренным долготерпением, она Моя, -говорит Иисус, — она и Твоя, великий Отец». «Вот эта бедная девушка, недавно обратившаяся к Богу, вся духовная жизнь которой совсем недолго протекала на ее больничном ложе,пока душа ее не вознеслась на небеса подобно капле утренней росы, она Моя, и она Твоя. И вот это Мое бедное дитя, часто претыкающееся и никогда не проявлявшее большого доверия к священному имени, оно Мое и оно Твое. Все Мое Твое». Мне кажется, как будто я слышу звон серебряного колокольчика. Само звучание этих слов подобно музыке, издаваемой ангельскими арфами: «Мое — Твое, Твое — Мое». О, пусть же эти сладостные подъемы и падения небесных звуков очаруют всякое ухо!

Я думаю, что сказал достаточно, чтобы показать вам силу чувства собственности, с которым Христос относится к Своему народу: «Все Мое Твое, и Твое Мое».

2. Следующая тема нашей беседы — ГЛУБИНА ОБЩЕГО ИНТЕРЕСА ОТЦА И СЫНА В ОТНОШЕНИИ ВЕРУЮЩИХ.

Прежде всего позвольте мне заметить, что Иисус любит нас, потому что мы принадлежим Отцу. «Отец Мой избрал их, Отец Мой любит их, и поэтому, — говорит Иисус, — Я люблю их и кладу жизнь Свою за них. И Я снова обрету Свою жизнь ради них и буду жить на протяжении всей вечности ради них. Они дороги Мне, потому что дороги Моему Отцу». Разве вам не случалось любить кого-нибудь только ради кого-то третьего, которому безраздельно принадлежало ваше сердце? Есть старая пословица, и я не могу не процитировать ее прямо сейчас: «любишь меня -люби и моего пса». Это как если бы Господь Иисус так возлюбил Отца, что даже такие бедные псы, как мы, также были возлюблены Им ради Отца. В глазах Иисуса мы блистаем красотой, потому что Бог возлюбил нас.

А теперь поверните эту мысль наоборот: Отец любит нас, потому что мы принадлежим Христу. Поначалу любовь Отца, проявившаяся в избрании, была суверенна и самодостаточна, но теперь, в наши дни, поскольку Он отдал нас Христу, Он благоволит к нам в еще большей степени. «Это овцы Сына Моего, — говорит Бог, — Он купил их Своей кровью». Или еще лучше: «Это невеста Сына Моего, и Я люблю ее из-за Сына». Тогда это была та первая любовь, только что исшедшая из сердца Отца, но теперь — по руслу Его любви к Иисусу — Отец изливает на нас ради Сына удвоенный

поток любви. Он видит, что мы окроплены Кровью Иисуса, Он помнит, что это значит, и ради Своего возлюбленного Сына Он ценит нас превыше всего. Иисус любит нас, потому что мы принадлежим Отцу, а Отец любит нас, потому что мы принадлежим Иисусу.

А теперь подойдем ближе к центральной мысли стиха: «Все Мое Твое, и Твое Мое». Все, что принадлежит Сыну, принадлежит и Отцу. Принадлежим ли мы Иисусу? Тогда мы принадлежим и Отцу. Омыт ли я в драгоценной Крови? Могу ли я петь в этот вечер:

«Я — как разбойник на кресте -ожил, узрев Любовь! Мои грехи? — Их нет нигде, их смыла Его Кровь!»?

Тогда, по искуплению я принадлежу Христу. Но в тоже самое время я могу быть уверенным, что принадлежу и Отцу: «Все Мое Твое». Веруете ли вы во Христа? Тогда вы -один из избранных Божиих. Эта высокая и глубокая тайна предопределения не доставляет беспокойства ни одному из сердец человеческих, если оно верует во Христа. Если ты веруешь во Христа, то Он искупил тебя, а Отец избрал тебя прежде основания мира. Покойся же, блаженствуя, в этой прочной вере: «Все Мое Твое». Как часто мне приходилось встречать людей, озадаченных проблемой своего избрания! Они хотели знать, избраны ли они. Никто не приходит к Отцу, как только через Христа; никто не приходит к избранию, как только через искупление. Если вы пришли ко Христу и искуплены Им, то воистину нет никаких сомнений в том, что вы избраны Богом и представляете собой избранных Отца. «Все Мое Твое».

Итак, если я куплен драгоценной Кровью Христа, я не могу просто сидеть и говорить, как я благодарен Христу, как будто Он действовал отдельно от Отца и в Нем больше любви и нежности, чем в Отце. Нет и еще раз нет. Я принадлежу Отцу, если я принадлежу Христу. И я отношусь к Отцу с такой же благодарностью и такой же любовью, и намеренпосвятить Ему такое же служение как Иисусу, потому что Иисус сказал: «Все Мое Твое».

Если сегодня таким образом я — раб Христов, если, поскольку Он купил меня, я пытаюсь служить Ему, тогда я раб и Отца, если являюсь рабом Сына. «Все Мое, чем бы и каким бы оно ни было, принадлежит Тебе, великий Отец», и оно имеет все те права и привилегии, которые даются тому, кто принадлежит Отцу. Надеюсь, я не утомляю вас. Я не могу развлекать подобными разговорами беззаботных, я даже никогда и не пытаюсь этого делать. Но вы, которые любите моего Господа и Его истину, вы должны в этот вечер радоваться, осознавая, что, будучи собственностью Христа, вы несомненно являетесь и собственностью Отца. «Все Мое Твое».

«Мы — в сердце нашего Христа; ведь Он нас возлюбил любовью вечной. Царь креста, чтоб каждый из нас жил!»

Но теперь вы должны посмотреть на другую часть выражения: «И Твое Мое». Все Отцово является также и Сыновним. Если вы принадлежите Отцу, вы принадлежите и Сыну. Если вы избраны и таким образом Отцовы, то вы искуплены и таким образом Сыновни. Если вы усыновлены и таким образом Отцовы, то вы оправданы во Христе и таким образом Сыновни. Если вы возрождены и таким образом рождены Отцом, то все же жизнь ваша зависит от Сына. Вспомните, что в то время как один библейский образ рисует нас в виде детей, каждый из которых имеет в себе жизнь, другой в равной степени правдивый образ представляет нас в качестве ветвей виноградной лозы, которые погибают, если утрачивают связь со стволом. «Все Твое мое». Если вы Отцовы, вы должны быть и Христовы. Если ваша жизнь дарована вам Отцом, то все же она всецело зависит от Сына.

О, как изумительно здесь все переплетено! Отец и Сын -одно, а мы — одно с Отцом и Сыном. Таинственное единство устанавливается между нами и Отцом благодаря нашему

единству с Сыном и единству Сына с Отцом. Посмотрите, на какую высоту поднята благодаря Христу наша человеческая природа. Божией милостью вы, которые были подобны камням в ручье, соделаны сынами Божиими. Извлеченные из вашей мертвой материи, вы вводитесь в жизнь духовную и делаетесь равными Богу. Вы в этот вечер не имеете совершенно никакого представления о том, что Бог уже совершил для вас; и подлинно — вам еще не начало открываться, чем вы будете. Христианин — это самое благородное творение Божие. Соделав нас едиными с Его дорогим Сыном и таким образом приведя нас в единство и общение с Самим Собой, Бог достиг полноты Своего могущества и благодати. О, если бы слова, которые я говорю, смогли передать вам полноту своего смысла, вы бы тотчас вскочили, наэлектризованные святой радостью от мысли, что мы Христовы и что мы Отцовы, и что мы достойны того, чтобы быть главным предметом непростых и таинственных отношений самого сокровенного рода между Отцом и Сыном! Мы, именно мы, являющиеся в лучшем случае всего лишь прахом и пеплом, облагодатствованы так, как никогда не были облагодатствованы ангелы. Пусть же поэтому вся наша хвала устремится к всевластной благодати!

3. А теперь я задержу вас всего лишь на несколько минут, пока буду говорить о третьей части нашей беседы, т. е. о СЛАВЕ ХРИСТА: «И Я прославился в них». Я должен признаться, что в то время как предыдущая часть беседы была очень глубокой, эта третья часть кажется мне еще более глубокой — «И Я прославился в них».

Если бы Христос сказал: «Я прославлю их», я мог бы Его понять. Если бы Он сказал: «Я удовлетворен ими», я мог бы свести это к Его великой благости по отношению к ним. Но когда Он говорит: «Я прославился в них», то это весьма удивляет. Солнце можно отразить, но требуются соответствующие объекты, которые можно было бы использовать в качестве отражателей; и чем они ярче (т.е. чем выше их отражающая способность — П. п.), тем лучше будут отражать. Ни вы, ни я — по всей видимости — не имеем силы, не располагаем способностью отражать славуХристову; мы преломляем лучи этой славы, которые светят на нас, мы искажаем, мы уничтожаем так много добра, которое падает на нас. И однако Христос говорит, что Он прославился в нас. Возьми же эти слова домой, дорогой друг, и представь, что Господь Иисус встретил тебя в этот вечер и, когда ты выходил из Скинии (имеется в виду церковь Метрополитен-табернакл, в которой проповедовал Ч. Сперджен — П. п.), сказал тебе: «Ты — Мой, ты — Моего Отца, и Я прославился в тебе». Я не дерзну сказать, что этот миг вселил бы в тебя много гордости, но я осмелюсь сказать, что твой восторг, вызванный словами: «Я прославился в тебе», был бы намного больше, чем в случае, если бы ты имел все почести, которые все цари в состоянии оказать всем людям мира сего. Я думаю, что мог бы сказать: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром», если бы Он всего лишь сказал мне: «Я прославился в твоем служении». Я надеюсь, что Он действительно прославился; я верю, что Он прославился; но

— о! — как благословенно это заверяющее слово — если не высказанное нам лично, то все же высказанное о нас Его Отцу — так, как в нашем стихе: «Я прославился в них»!

Но как это возможно? Что ж, это весьма обширная тема. Христос прославился в Своих людях многими способами. Он прославился спасением грешников, привлечением к Себе этих столь грешных, столь заблудших, столь недостойных людей. Когда Господь хватает пьяницу, вора, прелюбодея, когда Он задерживает виновного в богохульстве, того, чье сердце пропитано злыми помыслами, когда Он выбирает самых дальних, покинутых, рассеянных, падших — как Он это часто делает — и когда Он говорит: «Они будут Моими. Я омою их в Своей крови. Я сделаю их благовестниками»,

— о! — тогда Он прославляется в них! Прочтите жизнеописания многих великих грешников, которые впоследствии стали великими святыми, и вы увидите, как они пытались прославлять Его — не только та, которая омыла Его ноги своими волосами, но и многие другие подобные ей. О, как им нравилось восхвалять Его! Глаза источали слезы, уста изрекали слова, но сердца чувствовали то, что не могли

благодарность к Нему. «Я прославился в них». Великие грешники, Христос прославился в вас. Многие из вас, фарисеи, — если вам суждено обратиться, — не принесут Христу такой славы, какую Он получает, спасая мытарей и блудниц. Даже если бы вы и попали на небо, то дорога туда исторгла бы у вас весьма незначительную песнь, прославляющую Его имя, и определенно — ни слез, ни помазаний для Его ног, равно как и никаких обтираний их волосами голов ваших. Вы слишком респектабельны, чтобы так делать. Но когда Он спасает великих грешников, Он воистину может сказать: «Я прославился в них», и каждый из них в состоянии спеть:

«Она превыше всех похвал

и славословий уст —

любовь — о, драгоценный дар! —

что нам явил Иисус.

И сердце не устанет петь

и снова повторять,

как Он разрушил зло и смерть,

как греху приказал: «Не сметь!»,

чтоб нам святыми стать!»

Христос прославился также и неотступностью, которую Он проявляет в деле их спасения. Посмотрите, как Он начинает спасать, а человек противится. Он повторяет Свою благую попытку, но человек бунтует. Он охотится за ним, выслеживает его, беря след подобно ищейке. Он хочет человека, но человек не хочет Его. Но Господь, не нарушая свободной воли человека — что Он никогда и не делает, -все же в конце концов обретает именно того, кто более всех других противился тому, чтобы лежать у Его ног. И тот, кто более всех ненавидел, теперь начинает любить, а тот, кто был самым отважным и мужественным, преклоняет свои колени в самом неподдельном смирении. Удивительно, как настойчив Господь в деле спасения грешника, более того — в спасении Своих, ибо вы давно бы уже разбежались, если бы ваш великий Пастырь не согнал вас в стадо. Многие из вас отбились бы в сторону и заблудились, если бы не стесняющеедействие всевластной благодати, которая сохранила вас до сего дня, не дав вам уйти. Христос прославился в вас. О, когда вы наконец попадете на небо, когда ангелы узнают о вас все — чем вы были и чем вы пытались быть, — когда будет рассказано обо всем, что соделала для вас всемогущая бесконечная благодать, тогда Христос прославится в вас!

Возлюбленные, мы действенно прославляем Христа, когда проявляем наши христианские добродетели. Вы, которые любите, прощаете, которые чистосердечны, кротки, смиренны, жертвенны, — вы прославляете Его, и Он прославлен в вас. Вы, которые правдивы, честность которых не может быть поколеблена, вы, которые в состоянии презреть грешное злато, и никогда не продадите за него свою совесть, вы, которые смелы и храбры ради Христа, вы, которые в состоянии терпеть и переносить страдания ради Его имени, — все ваши благодати происходят от Него. Подобно тому, как все цветы земли порождаются и взращиваются солнцем, так и все, что есть хорошего в вас, происходит от Христа, Солнца правды, и потому Он прославлен в вас.

Но, возлюбленные, люди Божий прославляют Христа и многими другими способами. Когда они делают Его объектом всего их упования, они прославляют Его; когда они говорят: «Хотя я и первый из грешников, все же я уповаю на Него. Хотя душа моя мрачна, а искушения многочисленны, я верю, что Он может спасать всегда, я действительно уповаю на Него». Смиренной верой грешника Христос более прославлен, чем самой громкой песнью серафима. Если ты веруешь, ты прославляешь Его. Дитя Божие, в этот вечер у тебя на сердце тяжело, пусто и мрачно? Ты чувствуешь себя наполовину мертвым духовно? Припади же к ногам твоего Господа, поцелуй их и верь, что Он может спасти — нет, что Он спас тебя, именно тебя; и таким образом ты прославишь Его святое имя. «О! — сказал как-то один верующий, — я знаю, в Кого уверовал. Христос — мой!» «Ха! — ответили ему, — это самонадеянность». Возлюбленные, — ни в коем случае! Для ребенка не будет самонадеянностью считать, что у него есть его собственный отец. Стыдиться своего собственного отца было бы позором для ребенка; без

сомнения, между ними великое отчуждение, если ребенок стыдится признать, что у него есть отец.

«Я знаю, в Кого уверовал». Блаженное состояние сердца — быть абсолютно уверенным, что ты покоишься во Христе, что он твой Спаситель, что ты веришь в Него, потому что Он сказал: «Верующий в Меня имеет жизнь вечную». Я верую в Него и имею жизнь вечную. «Верующий в него не судится». Я верую в Него и я не судим. Убедитесь же во всем этом не только знамениями и свидетельствами, но более того -сделайте одним знамением и одним свидетельством вот это: «Иисус Христос пришел в мир спасти грешников. Я, грешник, принимаю Его великую жертву и я спасен».

В особенности же я считаю, что народ Божий прославляет Христа бодрым и исполненным воодушевления образом жизни. Если вы пребываете в стенаниях и печалях, в унынии и жалобах, то вы не доставляете чести Его имени, но если, когда поститесь, вы не показываетесь людям постящимися, если вы в состоянии принимать на себя бодрые и исполненные воодушевления лица, даже когда у вас тяжело на душе, и если — сверх всего этого — вы в состоянии собраться с силами всем вашим духом, даже опустившись до самой глубины, и начать благословлять Бога, когда чаша пуста, а друзей немного, тогда вы воистину прославите Христа.

Есть много способов, которыми можно совершать это доброе дело; попытаемся же совершить его. «Я прославился в них» — говорит Христос; это значит — их смелым исповеданием Христа. Обращаюсь ли я к тем из сидящих здесь, которые любят Христа, но которые никогда не имели Его? Выйдите же сюда и выйдите поскорее. Он заслуживает того, чтобы иметь всю славу, которую вы в состоянии Ему дать. Если Он исцелил вас, то не уподобляйтесь тем девяти, которые забыли, что Христос исцелил их от проказы. Придите и восславьте имя великого Исцелителя, и пусть другие узнают, что может совершить Христос. Я боюсь, что сегодня здесь присутствует великое множество тех, кто надеются, что они христиане, но которые никогда не называли себя так. Чего же вы стыдитесь? Стыдитесь вашего Господа?Боюсь, что вы — в конце концов — не любите Его. Да, именно в это время, именно на данном особом этапе истории Церкви и мира — если мы публично не примем сторону Христа, то мы на деле окажемся против Него. Сейчас настало такое время, когда мы не можем позволить себе иметь среди нас посредников. Вы должны быть за Него или за Его врагов, и сегодня Он просит вас, если вы действительно Его, сказать об этом. Выйдите вперед, присоединитесь к Его народу, и пусть по вашей жизни и благочестии будет видно, что вы все-таки принадлежите Христу. А если нет, то как могут быть истинными слова: «Я прославился в них» ? Прославился ли Христос в людях, которые не в состоянии исповедовать свою веру, в людях, которые надеются прокрасться на небо окольными путями или нехожеными полями, но не смеют ступить на Царский путь, чтобы шествовать по нему вместе с Царскими подданными и владеть всем, что принадлежит Ему? И наконец, я считаю, что Христос прославился в Своих людях благодаря их усилиям по распространению Его Царства. А какие усилия предпринимаете вы? В одной церкви подобной нашей обретается значительная сила, но я боюсь, что здесь есть и значительное количество пустого пара, пустой мощи. Так часто наблюдается склонность взваливать все дела на плечи служителя или же на одного-двух лидеров, но я молю вас, возлюбленные, если вы Христовы, и если вы принадлежите Отцу, если — хотя бы вы были и недостойны — вы находитесь в двойной собственности у Отца и Сына, пытайтесь же быть Им полезными. Пусть по вашему обращению других ко Христу будет видно, что Он прославился в вас. Я верю, что усердным посещением даже самого малочисленного класса Субботней школы Христос прославился в вас. Вот этим частным разговором в вашей комнате, вот эти письмом, которое вы опустили в почтовый ящик, вознося при этом молитву, всем, что вы совершили, имея чистое побуждение, уповая на Бога, чтобы прославить Христа, — Он прославился в вас. Не смешивайте смысл моих слов с отношением к служению Господу. Я нахожу это крайне пагубным, когда слышу призывы в адрес молодых людей: «Уходите с вашей службы, ибо она есть ваше личное

дело, и приступайте к духовному труду. Ремесленники, оставляйте ваши мастерские. Рабочие, прекращайте вашу работу. Вы не сможете служить Христу в вашем звании. Полностью отделите себя от него». Хочу сказать, что никакой совет не будет таким вредным, как этот. Есть люди, которые милостью Божией призваны на то, чтобы отделить себя от всяких земных занятий, и они имеют особые дары для посвящения себя всецело делу служения. Но воображать, что основная масса христиан не может служить Богу, занимаясь своими повседневными делами, это значит мыслить совершенно противное разуму Духа Божия. Если ты раб, оставайся рабом. Если ты слуга, продолжай выполнять твои обязанности слуги. Если ты ремесленник, занимайся своим ремеслом. Каждый оставайся в том звании, в котором призван, пока от Бога не придет особый призыв полностью посвятить себя служению. Продолжайте же трудиться там, где вы трудитесь, дорогие христиане, и не выдумывайте, что вы должны идти в отшельники, в монахи или монахини. Вы не прославили бы Христа, если бы поступили так. Воины Христовы должны сражаться там, где они находятся. Уйти с поля и затвориться в одиночестве означало бы невозможность одержать победу. Дело Божие, совершаемое в домашних условиях или на работе, так же свято и благоугодно, как и любое служение, исполняемое за кафедрой или даже где-нибудь в иностранной миссии. Мы благодарим Бога за тех, кто особо призван и отделен для Его собственного дела, но мы знаем, что они не сделали бы ничего, если бы соль нашей святой веры не проникла в повседневную жизнь других христиан. Вы, благочестивые матери, вы — слава Церкви Христовой. Вы, выполняющие тяжкую работу, мужчины и женщины, терпеливо переносящие все, «как бы видя Невидимого», вы — венец и слава Церкви Божией. Вы, которые не увиливаете от ваших повседневных трудов и обязанностей, но мужественно приступаете к ним, покоряясь в них Христу, вы доказываете этим то, что значит христианская вера и что она призвана означать на деле. Мы можем — если мы подлинно священники Богу -претворить наши повседневные одежды в облачения, нашупищу — в таинства, а наши дома — в храмы для богослужения. Сами наши кровати окажутся за завесой, а наши самые сокровенные мысли станут благоухающим фимиамом, непрестанно восходящим к Всевышнему.

Не воображайте, что в каком бы то ни было честном звании есть хоть что-нибудь, оскверняющее человека или препятствующее ему прославлять Бога. Но наоборот -освящайте каждое из них, пока бубенцы на конской сбруе не начнут звенеть: «Святыня Господу», а все котлы в домах ваших не станут святыми как сосуды святилища.

Итак я хочу, чтобы в этот вечер мы так приступили к Вечере Господней, чтобы даже здесь Христос прославился в нас. О, вы можете сидеть за столом Господним одетыми в прекрасное платье или с бриллиантовым перстнем на пальце, и вы можете думать, что вы весьма важная персона, но на самом деле это не так! О, вы можете подойти к столу Господнему и сказать: «Перед вами опытный христианин, познавший то или это». Вы не прославляете этим Христа. Вы — всего лишь никто. Но если вы приступите, говоря: «Господи, я голоден. Ты можешь накормить меня», то это прославляет Его. Если вы приступите, говоря: «Господи, у меня нет заслуг и достоинств. Я иду к Тебе, потому что Ты умер за меня, и я уповаю на Тебя», то этим вы прославляете Его. Более всех прославляет Христа тот, кто более всех берет от Него и потом более всех возвращает Ему. Иди же, пустой кувшин, иди и наполняйся. А когда наполнишься, излей все к дорогим ногам Того, Кто наполнил тебя. Иди, трепещущий, иди и дай Ему коснуться тебя Своей укрепляющей рукой, а потом выйди, чтобы трудиться, используя силу, которую Он дал тебе. Боюсь, что я не привел вас туда, куда хотел привести — поближе к моему Господу и к Отцу, хотя я и сделал все, что в моих силах. Пусть же Господь простит мне мою слабость и мои блуждания и все же благословит вас ради Его дорогого имени! Аминь.

22 10 1893