Библиотека soteria.ru
Стучите
Чарльз Сперджен
Дата публикации: 18.02.14 Просмотров: 6456 Все тексты автора Чарльз Сперджен
Вселенское царство Христа и каким будет его приход
«Проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе; Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника» (Пс. 2:8-9).
Заметьте, дорогие друзья, какой удивительный контраст между огромным возбуждением врагов Господа и величественным спокойствием самого Бога. Он нисколько не потревожен, хотя народы так яростно неистовствуют, а их цари и князья облачаются в военные доспехи, готовясь к битве. Он улыбается им, Он насмехается над ними. Все мы часто бываем удручены и подавлены, имея мрачные и гнетущие предчувствия, но Бог пребывает в Своем извечном мире и спокойствии и безмятежно устраняет всякую смуту и всякий бунт. Господь царствует, престол Его не поколеблен, покой — не нарушен, несмотря ни на какой шум, ни на какую сумятицу там внизу.
Обратите внимание на величественность этого божественного покоя. В то время как народы и их князья составляют свой заговор, замышляя расторгнуть Его узы и свергнуть с себя Его оковы, Он уже расстроил их планы и теперь говорит им: «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею». «Вы не желаете, чтобы Мой Сын царствовал над вами, но, однако, Он царствует. Несмотря на ваше неистовство, Я короновал Его. Ваши намерения воистину тщетны, ибо Я опередил вас и возвел Его на Его престол. Слушайте же, как Он возвещает Мое определение, утверждая Свою Сыновнюю власть». Бог всегда опережает Своих противников: их планы сорваны, а их хитрость расстроена еще до того, как они приступили к их исполнению. Божиим определением присноблаженный Сын Всевышнего облекается властью и возносится на Свой
престол. Ни один правитель не в состоянии вырвать скипетр из Его рук, сбросить венец с Его головы. Иисус царствует и должен царствовать, пока все враги не будут положены к Его ногам. Бог прочно помазал Его над священной горой Сиона, и беснующимся народам не свергнуть Его. Сама мысль об этом вызывает насмешку у Иеговы, Его великая душа ничуть не обеспокоена их угрозами. Как будто на пиру, а не во время противостояния, Господь Бог, будучи Царем, разговаривает с Царским Сыном, Своим Помазанником, сидящим одесную Его, и, используя Свое Царское положение, одаривает Его наивысшими почестями. На великих празднествах многие монархи говорили своим любимцам: «Проси, чего хочешь: сегодня я ни в чем не откажу тебе». Точно также Великий Отец говорит Своему славному Сыну, Князю Мира: «Проси у Меня, и Я дам народы в наследие Тебе, и пределы земли во владение Тебе». Он предлагает Ему не церемониться и просить безграничной власти, безграничного владычества. Он даст Ему отдаленные племена и народы, и — более того! — всю землю в царство! На всем этом лежат царственная торжественность и безмятежная радость, странным образом контрастируя с буйством их противников. Братья, я хочу, чтобы мы в какой-то степени прониклись этим величественным покоем. Мы можем ничуть не сомневаться в том, в чем не сомневается Сам Бог. Если вождь полностью уверен в победе, это делает его воинов храбрыми и отважными. Битва выиграна Господом: Господь Бог всемогущ, и любой страх по этому поводу безрассуден и нечестив. Все — в Его руках; в руках, которые могут стереть в порошок целые миры или же сотворить их, если Ему так будет угодно. Что может противостать всемогущей Воле? Кто скажет Иегове: «Что Ты делаешь?» этой вечной вседостаточности — наш покой, и поэтому мы можем отбросить все наши тревоги. Будь же спокоен, мой утомленный брат, и узри спасение Божие. Не протягивай свою робкую и несмелую руку, дабы поддержать трепещущий ковчег, но узнай, что Иегова защитит Свое. Оставь свою Марту заботиться в стороне, сядь у ног Спасителя и внимай Его голосу. Он скажет тебе, что Бог, нисмотря ни на что, царствует и что Помазанник Его тоже будет царствовать. Все в этом мире не таково, каким оно кажется. И когда все выглядит плохо, на самом деле все хорошо. Если тучи заволокли небо, то солнце не погасло; если мрак сгустился и вечер сменила ночь, то утро все же в пути; и рассвет его придет в назначенное ему время, и никакие силы тьмы не помешают зародиться дню. Планы Иеговы пребывают как бы запечатленными в долговечной меди, и никаким проискам ада не стереть хотя бы одной строки, не помешать исполнению хотя бы одного замысла. Несмотря на все сопротивление священный замысел расцветет, претворившись в действительный Промысел, а Промысел вызреет в спасение. Воля Божия будет исполнена точно и неукоснительно, и нет никаких оснований для беспокойства. Если бы мы были спокойнее и умиротвореннее, мы бы делали нашу работу лучше, ибо разве не сопутствуют нам мудрость и отвага, когда мы пребываем в покое и уверены в себе? Радость Господа есть сила Его Церкви, Его народа. Непоколебимость веры, будь мы исполнены ею, гнала бы нас вперед, «прекрасных, как луна, светлых, как солнце и грозных, как полки со знаменами». Увы, наше близорукое недовольство, наше полное беспокойства недоверие, наше трусливое опасение причиняют нам ненужные страдания, делают нас слабыми для служения и уязвимыми для нападения врагов. Без готовности благовествовать мир наши ноги разуты, и мы не готовы к небесному паломничеству. Ползающие по земле, погрязшие в насущных заботах, многие христиане представляют собой жалкий народ, напоминающий племя Рувимово в день Вараковой битвы, которому Девора крикнула: «Что сидишь ты между овчарнями, слушая блеяние стад? « О вы, застрявшие среди ваших горшков, делающие рабскую работу в презренном страхе, воспряньте, соберитесь с духом! Взойдите на бессмертные горы и вдохните их чистый воздух! Опояшитесь поясом упования на Бога и вы будете «сильны в Господе и в силе Его могущества». Дай Бог, чтобы сегодняшняя наша беседа оградила нас от угнетающего влияния того, что нас окружает, и возвысила до обретения покоя, в котором
пребывает, улыбаясь, Иегова и из которого Он возвещает: «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею».
Из текста сегодняшнего нашего псалма следует, во-первых, что царства земные и сама земля суть наследие Христово: «Я дам Тебе народы в наследие Тебе». Выбросьте эти маленькие предлоги, вставленные переводчиками скорее для связности, ибо едва ли они добавляют что-то к главному смыслу. «Я дам народы, Твое наследие, и пределы земли, Твое владение». Уяснив это, далее мы заметим, что все вышеперечисленное должно быть обретено в результате просьбы: «Проси у Меня, и Я дам». В-третьих, мы видим, что власть, которой все это будет обретено, есть всецело власть Бога: «Я дам». И в-четвертых, в довершение к господству Христа над миром все ныне существующие союзы против Бога и против Его Христа, равно как и те, что еще возникнут, будут повержены в пух и прах: «Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника».
1. Для удобства рассмотрим сначала строки, говорящие, что ГОСПОДЬ ДАСТ ХРИСТУ НАРОДЫ В ЕГО НАСЛЕДИЕ И ПРЕДЕЛЫ ЗЕМЛИ В ЕГО ВЛАДЕНИЕ. Смысл этих строк я отношу к нашему Господу как человеку. Ибо что касается Бога, то Царство Его, Царство Божественного Сына объемлет собой все и простирается надо всем. И никогда не было пределов этому царствованию Иисуса как Бога, даже когда Он висел на кресте; Он был предвечным Отцом, даже когда был «рожденным младенцем, посланным Сыном».
Слова эти могут быть поняты только как говорящие о чудесной природе Богочеловека, Посредника, ибо именно так истолковывал их апостол Павел. Таинственное изречение «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя» может относиться к глубокой и тайной истине о предвечном сыновстве нашего Господа, каким бы оно ни было, но Павел цитирует его (в 13 гл. Деяний) как относящееся к Его воскресению. Вот его слова: «И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса, как и во втором псалме написано: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя». Именно облеченный властью воскресения грядет Христос, и Бог дарует Ему владычество над землей и над всем, чтона ней. Он живой, хотя Он был мертвым, и потому у Него ключи ада и смерти. Благодаря тому, что Он был унижен, Он царствует. За то, что перенес муки смерти, Он увенчан славой и почестями. Воинство небесное провозглашает Его достоинство взять книгу и снять семь печатей ее, воспевая: «Ибо заклан ты был, и кровию Своею искупил нас Богу». Он низошел, чтобы вознестись надо всем и чтобы наполнить Собой все. Он оставил славу Свою, чтобы быть увенчанным новой славой и новыми почестями, и чтобы мир весь был положен у Его ног, у ног Сына Человеческого. Мы говорим таким образом об Иисусе Христе воскресшем, о Том, Который умер, но теперь восстал из мертвых и покинул эту землю ради великолепия Нового Иерусалима.
И мы убеждены в том, что именно этот самый Иисус будет царствовать над целым миром. Я не задаюсь вопросом, совершится ли это до Его второго пришествия или же наоборот — будет результатом Его явления в славе. Я не хотел бы утверждать, что цель эта будет достигнута до Его пришествия, ибо это говорило бы против нашей обязанности ожидать Его приход, который может случиться в любое время. С другой стороны, я не рискнул бы утверждать, что Евангелие не в состоянии победить мир до Его прихода, ибо ясно, что такое утверждение было бы удобной подушкой для многих ленивых голов, равно как и губительным для полного упования и надежд духа нашего миссионерского служения. Для меня достаточно того, что обширная власть будет дарована нашему Господу в то или иное время и что Царство Его, без сомнения, охватит собой все народы и все племена. Вся земля еще исполнится Его славы; семя жены сокрушит главу змия и очистит мир от его скользкого следа.
А теперь на несколько минут обратимся к Библии, ибо я буду ссылаться на слова самого Бога. Мой вывод что царство Христа охватит собой все человечество, основан, во-первых, на чрезвычайной широте пророчества об этом, данного Аврааму в Быт. 12:3. Это — ветхозаветное обетование, относящееся к Аврааму как к отцу верующих и к его великому семени, именно — к Иисусу, Мессии обетованному. Вот эти многообещающие слова: «В тебе благословятся все
народы». Нет сомнения, что они еще не благословлены в нем до такой степени, чтобы божественный смысл обетования был исчерпан. Когда Бог в обетовании обещает дать благословение, это далеко не пустяк, и поэтому я уверен, что великое обетованное благословение народов есть нечто большее, чем просто слова. Хотя я не сомневаюсь, что вся земля в какой-то степени стала лучше, ибо приходил Христос и была Его мироутверждающая смерть и распространяется Его чистая и истинная вера, все же я не верю, что многие, кто живут и умирают в густом мраке невежества и идолопоклонства, действительно благословлены во Христе так, чтобы в этом можно было видеть обетованное благословение. Много ли благословлены Евангелием Монголия, Китай, Тибет? Ведь должно же быть еще нечто лучшее для всех народов земных, чем то, что они уже получили. Все племена земные еще узнают, что обетованное семя жило и умерло за них, и многие из каждого рода и каждого языка обретут в Нем спасение.
Также и Иаков, имея в виду Силома в Быт. 49:10 (в данном стихе русск. синод. Библии слово «Силом» переведено как «Примиритель» — П. п.), сказал: «и Ему покорность народов». Народы — это не племя Израилево, но земные народы, или язычники. Так понимают это Септуагинта и Сирийская школа, и так оно есть на самом деле. Иисус, наш великий Силом, водружает знамя, и избранные Им собираются вокруг Него во все возрастающем количестве, пока наконец те, кто был рассеян в Вавилоне, не обретут в Нем новый центр притяжения, и пока им не будет дарован в Нем чистый, совершенный язык. Слова Иакова подразумевают не только «покорность», но и добровольное послушание, которое есть плод веры и выражение благочестия. Сходное место есть у Павла (Рим. 15:12): «Исайя также говорит: «будет корень Иессеев, и восстанет владеть народами; на Него язычники надеяться будут». Ясно, следовательно, что народы уверуют в Мессию и таким образом обретут жизнь вечную.
Моисей также во Втор. 32:21 (на эти слова особенно ссылается Павел в Послании к Римлянам) имеет в виду языческие народы, когда говорит: «и я раздражу их ненародом, народом бессмысленным огорчу их». Воистину, это исполняется в наши дни, когда нить Евангелия опоясала всю землю, а слова его достигли концов земли. И это наш собственный бессмысленный народ, наше когда-то варварское племя, которое, казалось, было отторгнуто от Бога, поклоняясь идолам со всеми их жестокими обрядами друидов, смогло заключить завет с Богом и обрести в Нем радость. Униженные язычники во всех странах стали верующими, и так в вере все народы соберутся у ног Христа, чтобы Израиль оставался огорченным и раздраженным, пока не придет его время, когда он воззрит на Того, Кого он пронзил, и возрыдает по Нем, и обратится к Нему с чистым сердцем.
В Книге псалмов мы соприкасаемся с чистым и ясным светом пророчества о Царстве нашего благословенного Учителя. Псалом, о котором мы говорим сегодня, первый из их числа, и он достаточен сам по себе: народы будут Его наследием, а пределы земли — Его владением. Обратимся теперь к знаменитому Страстному псалму 22. Глубок и трогателен его пафос, взирающий на страдания Распятого. Вы видите Его висящим на древе, превратившимся в зрелище для насмешников. Язык Его прилип к гортани, а сердце Его сделалось как воск, тая посреди внутренности Его. Но псалом еще не окончен, а скорбный плач уже уступает место торжествующему ликованию, и Умирающий восклицает: «Вспомнят и обратятся к Господу все концы земли, и поклонятся пред Тобою все племена язычников, ибо Господне есть царство, и Он — Владыка над народами. Будут есть и поклоняться все тучные земли; преклоняться пред Ним все нисходящие в персть и не могущие сохранить жизни своей». Сердце нашего умирающего на кресте Учителя ободрила именно эта мысль: что царство — Господне, и что все племена язычников придут и поклонятся пред Ним. Пусть же это ободрит и нас. Или вы думаете, что распятый Господь должен разочароваться в том, за что Он умер? Рискнете сказать, что хоть одна капля Его крови пролита напрасно? Будьте же уверены: Он еще увидит облегчение и усладу души Своей, пока, наконец, Его огромное полное любви сердце окончательно не удовлетворится. Бог сказал: «Я дам
Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть». Оставайтесь же спокойными, уповая на то, что Слово Господне пребудет верным.
Теперь откройте псалом 66, стих 4. Здесь мы найдем еще одно слово утешения и отрады: «Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе, да поет имени Твоему». И это не просто страстное чаяние-надежда восторженного почитателя, но голос Духа Святого, исходящий и ясно возвещающий, что все народы склонятся перед своим Творцом, радостно воспевая Ему хвалу в искреннем славословии.
Как пылок язык 72 псалма! Можно ли ожидать для нашего Царя чего-то большего, когда вспоминаются благодатные слова, начинающиеся с восьмого стиха: «Он будет обладать от моря до моря и от реки до концов земли. Падут пред Ним жители пустынь, и враги его будут лизать прах. Цари Фарсиса и островов поднесут Ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары. И поклонятся Ему все цари; все народы будут служить Ему». Далее, в стихе 17: «Будет имя Его вовек; доколе пребывает солнце, будет передаваться имя Его. И благословятся в Нем племена; все народы ублажат Его». Здесь подразумеваются и самые варварские племена, какие только могут существовать, и особенно — народы, хвалящиеся тем, что они никогда не были кем-то побеждены, такие, например, как необузданные скитальцы пустынь, те, что века назад потешались над Римской мощью. Легионы, покорившие всех остальных, не смогли победить сыновей Измаила. Быстроногие как олени, проворные как молодые косули, ускользали они от своих преследователей в песках пустыни. И все же и они склонятся пред нашим Господом, радостно оказывая Ему почтение и честь. Его скипетр будет править там, где до этого не знали вообще никакого скипетра. И Он воссядет на престол там, где всякая власть всегда была презренна.
Думаю, не утомлю вас, если попрошу прочесть стих 9 из псалма 86. Вы найдете там: «Все народы, Тобою сотворенные, придут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое». Это будет не просто внешним поклонением, ибонароды прославят имя Его, что само по себе есть одна из самых высоких форм прославления. Все народы должны прославить Господа и пока что они этого не сделали.
Мы надеялись — и не обманулись в нашей надежде -найти что-нибудь об этом у Исайи. Думаю, вам лучше послушать слова Бога, чем мои, поэтому продолжим чтение Библии. То, что говорили пророки в древние времена, когда свет сиял над одним только Израилем, поддержит и ободрит вас. Пророки не считали, что свет будет изливаться только на один особый народ, но пребывали в надежде, что он воссияет и над теми, кто сидел во тьме, и что они тоже обратятся к Господу. А теперь посмотрим, что говорит Исайя во второй главе. «И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы. И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне — от Иерусалима. И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать». Могу привести еще примеры. Вся книга Исайи изобилует местами, указывающими на всеобщее распространение царства Спасителя. Прочтите Ис. 49:6,7: «мало того, что Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля, Святым Его, презираемому всеми, поносимому народом, рабу властелинов: цари увидят, и восстанут; князья поклонятся ради Господа, Который верен, ради Святого Израилева, Который избрал Тебя». Ст. 12: «Вот, одни придут издалека; и вот, одни от севера и моря, а другие из земли Синим». Ст. 18: «Возведи очи твои и посмотри вокруг, — все они собираются, идут к тебе».
Не у одного Исайи такие пророчества. Не могу задерживать вас чтением того места из Иезекииля, где он говорит о все углубляющихся водах, которые понесут жизнь во все страны. Упомяну только одно место из Иеремии, потому что оно особо свидетельствует о том, что почтение,
которое языческие народы окажут нашему Господу, будет исходить из самого сердца, и что царство Христа, каким бы оно еще не было, определенно будет духовным царством. Итак, Иер. 3:17: «В то время назовут Иерусалим престолом Господа; и все народы ради имени Господа соберутся В Иерусалим и не будут более поступать по упорству злого сердца своего». Сердца людей будут изменены Христом, когда Он примет все народы в Свое подданство, и это явным образом изменит всю их жизнь — «и не будут более поступать по упорству злого сердца своего».
Даниил, этот Иоанн Ветхого Завета, конечно же яснее других видел грядущее царство Помазанника. И что же он говорит нам в гл. 7, ст. 18? Вот его слова: «Потом примут царство святые Всевышнего и будут владеть царством вовек и вовеки веков». Ст. 22: «доколе не пришел Ветхий днями, и суд дан был святым Всевышнего, и наступило время, чтобы царством овладели святые». Ст. 27: «Царство же и власть и величие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего, Которого царство — царство вечное, и все властители будут служить и повиноваться Ему». Можно ли найти более определенные и конкретные слова, чем эти последние?
Посмотрите, как согласно пророку Софонии (2:11) будут разрушены идолы: «Страшен будет для них Господь, ибо истребит всех богов земли, и Ему будут поклоняться, каждый со стоего места, все острова народов». Захария говорит так же эффектно (9:10): «Он возвестит мир народам, и владычество Его будет от моря до моря и от реки до концов земли». (14:92): «И Господь будет царем над всею землею; в тот день будет Господь един, и имя Его едино».
Чтобы не утомить вас, я больше не буду приводить цитаты. Для меня ясно и несомненно, что, согласно всему духу Писания, царство Христа распространится на все пределы земли, на все народы и все человеческие сословия, и поэтому я обязываю вас никогда не отчаиваться в великом деле. Существует языческое мнение, что все эти разнообразные религии, зародившиеся в разные времена, суть результат развития религиозного инстинкта, и что все они могут спользой для себя существовать бок о бок с нашей религией. Признается, что религия Христа превосходит все, и что она заслуживает большого признания, но что в то же время другие религии имеют свои преимущества и не должны быть презираемы, и более того, — может быть еще отыщется нечто лучшее, чем Евангелие Христа. Для некоторых это обычные разговоры, и мы сразу же выразим наше отвращение в их адрес. Иисус не будет делить с кем-то Свой престол. Выбросьте с отвращением из ваших голов всякую подобную этой богохульную мысль. Иисус должен царствовать, пока все враги Его не будут положены у ног Его, а для Него все соперники — враги. Если Иисус царь, то Он -единовластный Властитель. Христиане стоят под знаменем, которое не терпит рядом с собой других флагов, они служат Князю, Который не будет делить власть с другими, Который не допустит, чтобы хоть одна область была отторгнута из-под Его управления. Он будет царствовать во веки веков, Царь царей и Бог богов. Аллилуйя! Подобно раскату грома пусть скажут все любящие Его: аминь!
2. Из нашего псалма видно, что ВСЕЛЕНСКАЯ ВЛАСТЬ ДОЛЖНА БЫТЬ ИСПРОШЕНА. Так, Отец говорит Своему славному Сыну: «Проси у Меня, и Я дам Тебе». Возлюбленные, конечно же Иисус просит Себе Свое наследие. Таким образом псалом касается священнической стороны образа Христа как сочетающейся с Его царственным званием. Вся Его жизнь — это заступничество, предстательство, молитва. И это, возлюбленные, урок для всех нас. Мы принадлежим Христу, мы — члены одного тела, а Он — его мистическая Голова. И поэтому мы все обязаны содействовать Ему во всем, что Он делает. Если Он просит, то и мы должны просить с Ним. Как Иисус страдает в Своем народе, так Он и молится в нем. Давайте же денно и нощно взывать к Богу, прося о пришествии царства нашего Господа. Пусть Престол Всевышнего окружают наши нескончаемые молитвы. Настоим же ради Господа Иисуса на скором рассмотрении Его дела в Небесном суде, чтобы народы стали Его наследием, а пределы земли — Его владением. Воистину, мы так едины с Ним, что Его чаяния и надежды — это и
наши чаяния и надежды, Его слава — это наша слава, Его победа — наша победа, и поэтому наши молитвы искренне и естественно должны возноситься за Него в каждый из дней нашей жизни. Наш союз с Ним даровал нам царство
— такое же царство, на которое претендует Он. И Он сам сказал об этом: «Ибо Отец ваш благоволил даровать Царство». И как несомненно, что Он помазал Сына Своего над Сионом, святою горою Своею, так же несомненно и то, что Господь всех нас возьмет туда. Молитвы наши поэтому должны непрестанно возноситься вместе с мольбами и призывами Самого великого Заступника и Ходатая. О Господи, Твое есть Царство и сила и слава; да будет воля Твоя на земле, как и на небе!
Это — молитва, заповеданная нам Самим Богом. И в ее пользе, следовательно, не может быть никаких сомнений. Спаситель учит нас просить: «да приидет Царствие Твое». Как следует из текста, с молитвой этой следует обращаться к Всевозлюбленному, — «Проси у Меня»; и поэтому для нас это — весьма уместная молитва, и мы можем пользоваться ею без всякого сомнения. То, что нам позволено возносить такую молитву, есть высокая честь для нас. Ведь дарованное право молиться за себя есть милость, право молиться за ближнего — благодать, но позволение молиться за Иисуса
— честь. Написано: «и будут молиться о Нем непрестанно», и, таким образом, это — особая честь, оказанная тем, кто молится. Молитва Моего Господа обо мне спасает меня, но когда Он предлагает мне молиться за Него, это возвеличивает меня, и я говорю вместе с Давидом: «Милость Твоя возвеличивает меня». И в числе наших прочих молитв давайте же никогда не забудем возносить молитву о грядущем прославлении Христа всеми народами.
Радостно сознавать, что эта молитва действенна в самом абсолютном смысле. И это не пустое пожелание, не плод воспаленного ума — нет, бесконечная мудрость Самого Бога подразумевает это, ибо Он говорит: «Проси, и Я дам Тебе». Этот союз, это единство предложения и обещания можно найти в каждом обетованном благословении, но здесь это явно и отчетливо выражено сразу несколькими словами:»Проси, и Я дам Тебе». Принимая все это во внимание, обещание Бога — вполне определенно, поэтому мы можем молиться с полной уверенностью. Будем же пользоваться этим простым указанием в каждый час нашей жизни. О Божия церковь, проси от имени Христа и Господь дарует Ему царство. Наследница небес, проси от имени Старшего Брата, ибо Старший Брат молится в тебе, и Бог услышит вас обоих, и исполнит вашу общую просьбу. Призывая вас к этому, сердце мое исполнено упования и надежды: «Проси, и Я дам Тебе». — какую еще гарантию мы хотим?
Да будет наша молитва широкой и необъятной! Пусть чаяния наши охватят собой весь мир. Молитесь не только за вашу собственную страну, хотя она нуждается в этом, и один Бог знает, насколько, — но молитесь за другие страны, за континенты, за самые отдаленные места. Просите, чтобы все народы стали христианами. Взывайте, чтобы весь земной шар стал Господним, чтобы от всех концов и пределов неслись песнопения в Его честь. На этой земле пролилась Его кровь; и поскольку невозможно собрать ее драгоценные капли, земной шар остается помеченным кровью — единственное небесное тело, единственная звезда, на которой Сын Божий отдал Свою жизнь. И земля эта должна принадлежать Господу: жертва, принесенная на Голгофе, соделала ее, эту землю, священной для Сына Божиего. Так же как наше правительство помечает «широкой стрелой» все принадлежащее ему, так помечал и Христос всю нашу землю, на которой Он истекал кровью, вися на древе, когда кровь эта лилась из Его рук, ног, из Его бока, помечал знаком, полным глубочайшего смысла, намного превосходящим смысл «широкой стрелы» — и земля эта на веки вечные должна стать Его землей, принадлежа Ему по праву выкупа и искупления. Она была отдана под власть суеты на некоторое время, но будет избавлена от нее. И когда в день Явления Сына Божия земля станет чистой и прекрасной, вы не узнаете ее, ибо придет «новое небо и новая земля, на которых обитает правда». Звезды, сестры ее, долгое время удивлялись ее молчанию или же ее разноголосому шуму. Теперь же, увидев преображение ее в хоры праведности, они сами воспоют в
глубоком восторге и будут петь новую песнь Господу. С каким восхищением будут созерцать они поднимающиеся с этого когда-то затянутого тучами шара неугасимое пламя славословий вместе с благоухающими столпами дыма от фимиама вечной благодарности. И дар, приношение от этого некогда падшего мира будет сладостнее приношений от иных сфер, ибо этот мир был искуплен и познал чудеса, которые не знали более нигде, — чудеса даруемой благодати и умирающей на кресте любви. О, пусть же это скоро случится; пусть молитва будет услышана и Бог наш прославлен! Но это достижимо только способом, определенным Им Самим, — просьбами Христа, молитвами церкви. О, восстань же, церковь, и проси! Пробудись от своей нечестивой летаргии и денно и нощно взывай к Богу! Непрестанно стеная, как роженица, исходи в вопле и не щади себя, пока Он не дарует воскресшему Господу народы в наследие, вознеся Престол Его выше царей земных!
3. В-третьих, ВЛАСТЬ ЭТА БУДЕТ ОБРЕТЕНА СИЛОЙ БОЖИЕЙ. Об этом очень определенно сказано: «Проси у Меня, и Я дам Тебе». Сила и милость Божий четко проявятся в подчинении этого мира Христу. Каждый узнает, что сделано это силой Божией в ответ на молитву Христа и Его Церкви. Я полагаю, братья, что из всего времени, затраченного на реализацию Божественного замысла, большая часть ушла на устранение всевозможных форм человеческой власти, занявшей место Духа. Если бы нам с вами случилось жить в дни нашего Господа и располагать всем необходимым, мы немедленно обратили бы в нашу веру Цезаря, аргументами ли, риторикой ли, а потом и все его легионы, используя все средства, которые были бы у нас в распоряжении. А имея на нашей стороне Цезаря с его легионами, гарантирую вам, мы мигом обратили бы в христианство весь мир, разве не так? Да, но это ни в коей мере не есть Божий путь, и он неправилен и непригоден для созидания духовного царства. Подкуп и угрозы — равным образом незаконны, красноречие и апелляция к плотским интересам — неуместны. Сила божественной любви — вот единственное оружие для этой кампании. В давние времена пророк написал: «не воинствоми не силою, но Духом Моим, говорит Господь». Дело в том, что такие обращения, произведенные физической силой или просто силой разума и его аргументов, или же вызванные действием чьего-то авторитета, высокого звания или какого-то внешнего великолепия, не могут считаться обращениями. Царство Христа не есть царство мира сего, в противном случае Его слуги сражались бы за это Царство. Оно зиждется на духовном основании и должно быть воздвигнуто духовными средствами. Но Христовы слуги постепенно опустились до мысли, что Царство Его принадлежит этому миру и что человеческая власть может стать его опорой. Римский император открыто заявил о своем обращении, укрепляя таким образом свое положение на троне. После этого христианство стало религией, покровительствуемой государством: казалось, мир принял христианство, тогда как в действительности церковь приняла язычество. С тех пор берет свое начало чудовище «Государство-Церковь», дурно составленный союз, чреватый неописуемыми несчастьями. Это нелепое создание наполовину человеческое, наполовину божественное: оно очаровывает в теории, на деле же предает. Оно обещает истину, хотя само оно есть ее отрицание. Под его влиянием оформилась религиозная система, ставшая самым большим препятствием для истинного Евангелия Иисуса Христа, превосходя в этом все ложные религии и даже сам атеизм. Под его влиянием тьма средневековья окутала мир. Людям запрещено было думать, Библию едва ли можно было найти, а каждому проповеднику Евангелия грозила смерть. Таков был итог, плод человеческой власти, выступающей с мечом в одной руке и с Евангелием в другой, и претворяющей свою церковную спесь в трехконечную тиару, в инквизицию, в непогрешимого папу. Этот паразит, эта раковая опухоль, этот инкуб церкви будет устранен милостью Божией согласно Его промыслу в надлежащее время. Цари земные, возлюбившие эту порочную систему, устанут от нее и сами уничтожат ее. Прочитайте Откровение 17:16 и вы увидите, каким ужасным будет ее конец. Она примет смерть от тех,
кто дал ей жизнь. Власти земные породили эту систему и они же в свое время разрушат ее.
Часто можно слышать мысль, что распространение цивилизации обратит мир ко Христу. В наши дни цивилизация уже следует за Евангелием и в значительной мере есть его результат, но многие ставят телегу впереди лошади, называя цивилизацию первопричиной. По их мнению, торговля призвана возродить народы, искусства -облагородить их, а образование — очистить. Создаются Общества мира, против которых я не могу сказать ничего плохого, наоборот — только хорошее. Но я все-таки считаю, что единственное продуктивное общество мира — это Церковь Божия, а лучшее учение о мире — Божия любовь во Христе Иисусе. Милость Божия есть великое орудие для поднятия мира с гибельных пучин и облечения его в счастье и праведность. Крест Христов — Фарос этого бушующего моря, как Эддистоунский маяк, сквозь полночь невежества посылающий лучи над беснующимися водами человеческой греховности, предохраняющий людей от подводных скал, от кораблекрушений, направляющий их в порт мира. Заявите же среди язычников, что Господь правит миром с древа, а заявив так, веруйте: то, что заставляет людей верить в это, есть сила, исходящая от Бога Отца, а то, что заставляет их склониться перед Христом, есть сила Бога Духа Святого. Спасающая энергия заключена не в учености, не в уме, не в красноречии — ни в чем ином, кроме как в верной руке Бога, Которого прославят язычники, ибо Он поклялся, что истинно всякая плоть узрит спасение Божие. Сила и мощь Всемогущего реализуют Его благодатные замыслы. Что же касается нас, то мы воспользуемся тем простым, что у нас есть: молитвой и верой. «Проси у Меня, и Я дам Тебе». О, если бы механизм молитвы двигался вечно! Молитесь, молитесь, молитесь, и Бог воздаст, воздаст, воздаст — с божественным изобилием, больше всего, чего мы просим или даже о чем помышляем. Ему надлежит совершить все в победоносном деле Господа Иисуса. Сами мы не в состоянии сделать верующим и простое дитя, не можем обратить ко Христу самого смиренного крестьянина, не в нашей властипривести к миру Евангелия самую многообещающую юность, — все это должно быть соделано только Духом Божиим. И если когда-нибудь народам предстоит родиться в один день, а толпам — смиренно припасть к ногам Иисуса, то это Твое, Предвечный Дух, всецело Твое действие. Бог должен даровать власть, или же бунтовщики останутся непокоренными.
4. Таким образом, Сила Божия осуществляет и осуществит приход Царства Христа. ЭТО ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ КРУШЕНИЕ ВСЕХ СОЮЗОВ, СУЩЕСТВУЮЩИХ НЫНЕ, И ТЕХ, ЧТО ЕЩЕ ВОЗНИКНУТ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИХ СОБОЙ ПРЕПЯТСТВИЕ ДЛЯ ЦАРСТВА ИСКУПИТЕЛЯ. В нашем псалме есть одна весьма многозначительная фраза: «Он поразит их жезлом железным». Он поражает не подчиненные Ему народы, не язычников, полученных в Свое наследие, но царей земли, что в сговоре поднялись против Господа и против Его Помазанника. Это на них Он поднимет Свой железный жезл сурового правосудия и неодолимой силы. Над Его собственным наследием Он распрострет серебряный скипетр Своей любви, в Его собственном владении будут править Его кротость и милость, но что до Его врагов — Он жестоко и строго обойдется с ними и выкажет на них всю Свою силу. И как смогут они устоять против Него? Заботливо и умело составили они свой заговор: как готовят глину, размачивая ее в воде, размешивая, превращая в податливую массу, чтобы сделать из нее сосуд, так и они сделали все готовым. Они установили свой замысел на колесо, раскрутили его в своих мыслях и с большим умением тщательно изготовили то, что хотели. И вот изделие уже готово и довольно красиво на вид. И, тем не менее, это всего лишь сосуд горшечника. Он может быть сделан из чистейшей глины и с таким мастерством, что восхитит любого ценителя, но это — глиняный сосуд, и горе, если железный жезл падет на него. Горе всем человеческим сообществам и братствам, образованным для противления Господу. Заметьте, как быстро с ними будет покончено! Только один удар! И на что они только надеялись? -Валяются несколько глиняных черепков, и все, совершенно
все кончено! Вот он — сокрушительный удар по отступничеству Рима! Вот — железный жезл падает на самозванство Магомета! Вот — удар по буддизму, и еще один обратный — по суеверию брахманизма и вообще по всем языческим идолам! Горе в тот день богам страны Синимской: от них останутся одни черепки. Так чего нам тогда бояться, если они и лелеют еще свои замыслы, вынашивают свои планы? Если священный конклав кардиналов продолжает собираться для заседаний, а папа -издавать свои буллы; если султан грозит смертью каждому, кто обратится ко Христу; если насмешники издеваются над христианством, говоря, что оно зашло в тупик и более не распространяется, как это было с ним раньше? Скорый удар поразит их всех, а если не скорый, то в любом случае верный. Наш Царь еще ждет. У Него еще есть время. Поспешность
— знак слабости, Его же сила пребывает в Его спокойствии. Но дайте Ему только подняться, и вы увидите, как быстры Его шаги. За несколько часов на древе Он избавил от греха целый мир, и я гарантирую, Ему хватит нескольких дней, чтобы с жезлом в руке избавиться от своих противников и
— раз и навсегда — покончить со всеми, кто противостал Ему. Если вы хотите увидеть, как это будет, прочтите, умоляю вас, Даниила 2:31 (и далее): «Тебе, царь, было такое видение: вот, какой-то большой истукан; огромный был этот истукан, в чрезвычайном блеске стоял он пред тобою, и страшен был вид его. У этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки его — из серебра, чрево его и бедра его медные, голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные». Это было странное образование: все блиставшие когда-то империи предстали как бы соединенными в единый образ, олицетворяющий идею монаршей власти, идею, которая будет очаровывать людей вплоть до того дня. Пророк продолжает: «Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их. Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень, разбившийистукана, сделался великою горою и наполнил всю землю». И так это и будет. Каждый наш день есть исполнение этого пророчества. Камень Евангелия, ничем не обязанный человеческой силе или мудрости, разбивает образ и рассеивает все, противящееся ему. Никакая система, ни одно общество, союз или собрание не устоят, если они противны истине и праведности. Мне, прожившему еще так мало, и практически еще ничего не познавшему, даже мне довелось увидеть, как растаяла одна из самых могущественных империй нашего времени, растаяла вдруг, как утренний иней на солнцепеке. Я видел монархов, которых лишил трона один-единственный человек, и свободную нацию, появившуюся на свет как будто в одночасье. Я видел, как государства, боровшиеся за то, чтобы удержать негров в вечной неволе, были покорены теми, кого они презирали, а рабы стали свободными. Я видел, как народы наказывались злыми правительствами и как потом возрождались, когда иго было сброшено, и снова возвращались на путь правды и мира. Кто проживет дольше всех, тот многое из этого еще увидит. У зла короткий век. Истина еще взойдет над всем миром. Господь говорит, что Он низложит, низложит, доколе не придет Тот, Кому принадлежит Он, и Бог даст Ему. Горе поднявшимся против Господа и Его Помазанника, ибо они не преуспеют. «Итак, вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли! Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем; ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него».
25 04 1880
Зачем мятутся народы, тасуя царьков своих?
Зачем замышляет кто-то: «расторгнем оковы Их
(Помазанника и Бога!)»? Зачем они так далеки,
Господь, от Тебя? Как много падет от Твоей руки!
Ведь Ты посмеешься в небе и скажешь:
«Я благодать явил вам, а вы — о хлебе, о суетном; вы — роптать!
О люди! Я дал вам в Сыне единственного Царя
-родил перед вами, ныне! -Ему одному даря
в наследие все пределы, народы — владей, паси!
Благого счастливым делай, неправедного рази!»
Он их сокрушит железным -как глиняный сей сосуд!
-Своим величавым жезлом! Куда они убегут?!
Опомнитесь же, земные царьки и судилища!
Согните пред Богом выи! И радуйтесь, трепеща!
Почтите, несовершенны, чей суд недалек уже,
Того, перед Кем все тленны. Всяк верующий блажен/