Библиотека soteria.ru
Стучите
Чарльз Сперджен
Дата публикации: 18.02.14 Просмотров: 6456 Все тексты автора Чарльз Сперджен
Нищий воззвал, и что из этого вышло
«Сей нищий воззвал, — и Господь услышал и спас его от всех бед его» (Пс. 33:7).
В утро последнего воскресенья мы трудились с тем, чтобы привести грешников к их Богу; и Господь благословенным образом соделал Свое Слово действенным. Мы открыто призывали заблудших вернуться, умоляя каждого поверить в Слово и обратиться к Господу. Для народа Божиего то было блаженное время. И весьма странен, хотя и несомненен, факт, что простое Евангелие, спасающее грешников, также питает и святых. Никогда не испытывают они большей радости, чем когда слышат те первые истины, которые наставляют грешников на их пути к Богу. Да будет благословен Господь, что это так!
По этому случаю я хочу поговорить о том, что же происходит с теми, кто возвращается к Богу; и именно потому, что многие из присутствующих здесь были обращены -благодаря могущественной благодати — совсем недавно. С некоторыми из них я разговаривал лично и радовался за них чрезвычайно великой радостью. Они говорили мне, что в последний субботний день явственно обрели жизнь вечную и что они ясно осознают, что это значит. Они вышли из мрака на Его изумительный свет; они познали его и не смогли противостоять порыву, заставившему их тотчас же рассказать тем, с кем они сидели на скамьях, что Бог извлек их из ужасного рва и утвердил их ноги на камне спасения. По этой радостной причине, мне думается, мы сделаем еще один шаг дальше и расскажем о блаженствах тех, кто вернулся к своему Отцу, исповедовался в грехах своих, принял великую Жертву и обрел мир с Богом. Мое сердце искренне желает, чтобы те овцы, которые уже пришли в стадо, стали бы средством привлечения других. Вы знаете, как одна овцаиногда ведет другую; и может быть, когда некоторые приходят ко Христу, за ними последует множество других. Когда один из наших профессиональных нищих, постучавшись в чью-то дверь, получает добрый прием, то он весьма расположен прислать после себя другого. Я слышал, что бродяги делают особые знаки, стоя у двери благосклонного к ним дома, или же говорят другим о любезности, с которой они были приняты. Если вы хотите иметь в вашем доме множество нищих, то хорошо накормите одного-другого из них, и птицы одного пера слетятся к вам. Возможно, что, пока я рассказываю о том, как Христос принимает несчастных страждущих, другие могут собраться с духом и сказать: «Мы тоже придем». И если они попытаются это сделать, то, без сомнения, получат тот же щедрый прием, что и другие, потому что наш Господь держит Свой дом открытым для всех приходящих к Нему грешников. Он ясно сказал: «Приходящего ко Мне не изгоню вон». Это относится не только к тем, кто пришел, но и к тем, кто уже идет, а также и к вам, дорогие слушатели, к тем, кто еще придет в течении этого часа. Иисус приглашает каждую алчущую и жаждущую душу немедленно придти к Нему и получить удовлетворение от Его полноты. Наш стих рассказывает о том, как преуспели те, кто воззвал к Богу. «Сей нищий возвал, — и Господь услышал и спас его от всех бед его».
1. Первый урок, который мы разучим в это утро, посвящен ПРИРОДЕ И ВЫСОКОМУ ДОСТОИНСТВУ МОЛИТВЫ. «Сей нищий возвал, — и Господь услышал и спас его от всех бед его».
«Молитва — это небесный транспортер, несущий то, что нам Господь дает».
Бог дарует нам молитву как корзину, чтобы затем изливать в нее дары Своей благодати. Из нашего сегодняшнего стиха мы узнаем о молитве побольше.
Как явствует, молитва — это общение с Господом. «Сей нищий возвал, — и Господь услышал его». Он воззвал к Господу, чтобы Он услышал его. Его молитва не предназначалась для людей, так же как и не была она по большей части облегчением для его разума; она была предназначена для уха Божиего и ушла туда, куда была направлена. Стрела желания была выпущена в небо. И она достигла той отметки, которой должна была достичь. Сей нищий воззвал к Господу, а Господь есть истинно Тот, к Кому следует обращаться в молитве. Я боюсь, что многие общественные молитвы остаются неким представлением, разыгрываемым для того, чтобы доставить удовольствие обществу, и когда они сопровождаются музыкой, появляется надежда, что они окажут влияние на людей с утонченным вкусом. Даже уединенная молитва не всегда направлена к Богу так, как следует. Я слышал, как невежественные люди выражаются иногда следующим образом: «Служитель пришел и помолился мне». Это — большая ошибка. Мы молимся не вам, мы молимся Богу. Мы молимся о вас, но не вам. И все же я боюсь, что это заблуждение свидетельствует о прискорбно темном состоянии ума относительно того, что есть молитва и что она совершает. Я боюсь, что многие наши молитвы предназначены лишь для человеческих ушей или же вообще не имеют никакого смысла, кроме того, что их считают неким заклинанием, могущим таинственным образом доставить благо тому, с чьих уст оно слетает. Поверьте мне: мало повторять хорошие слова, бесполезно проговаривать самые лучшие формы молитвословий, если сердце не возвысится до подлинного общения с Богом. Вы должны говорить с Богом, взывать к Нему, состязаться с Ним. Я часто спрашиваю тех, кто собирается стать членом нашей церкви: «Вы говорите, что в вас произошла большая перемена, а произошла ли перемена в ваших молитвах? « И весьма часто слышу в ответ: «Да, сэр. Теперь я молюсь Богу и надеюсь, что Он слышит меня. Я знаю, что Он близко, и я обращаюсь к Нему, тогда как раньше меня просто не заботило, рядом Он или нет. Я проговаривал свою молитву механически, и она совсем не была похожа на разговор с кем-то».
Молитва — это общение с Богом. Лучшая молитва — та, которая теснейшим образом схватывается в борении смилосердным Богом. Молиться — это значит просить у Бога, подобно тому как ребенок просит у своего отца или друг обращается с просьбой к своему другу. О мой слушатель, ты забыл Бога, ты живешь, ни разу не обратившись к Нему с разговором, и так продолжается уже несколько лет. Разве это правильно? Теперь ты познал нужду: приди же и изложи твои проблемы перед твоим Богом, попроси Его помочь тебе. Ты нуждаешься в спасении, проси же Его спасти тебя. Пусть молитва, изойдя из твоего сердца, достигнет престола Божия, а иначе, какой бы продолжительной она ни была, она не сумеет хоть сколько-нибудь действенно благословить тебя. Из нашего сегодняшнего псалма мы узнаПм, что молитва может принимать различные формы. Обратите внимание, как в четвертом стихе Давид пишет: «Я взыскал Господа, и Он услышал меня». Взыскание, разыскивание, поиск — это молитва. Когда вы не можете приблизиться к Богу, когда вы чувствуете, что потеряли Его из виду и не можете найти Его, тогда ваш поиск Его есть молитва. «Я взыскал Господа, и Он услышал меня»: Он услышал, как я разыскивал Его; как я возжаждал Его, оказавшись во тьме; как я бегал туда и сюда в попытках найти Его. Поиск Господа — это такая молитва, которую Бог обязательно услышит. Если вся ваша молитва исчерпывается вашими поисками Того, Кого вы пока никак не можете найти, то Господь услышит ее. В следующем стихе Давид выражается так: «Кто обращал взор к Нему». Таким образом, обращение взора к Богу тоже является молитвой. Часто самой лучшей молитвой оказывается взгляд на Бога, взгляд, говорящий: «Господи, я верую в Тебя, я уповаю на Тебя, благоволи же явить Себя мне». Если «во взирании жизнь», то во взирании — дыхание жизни, а молитва и есть это дыхание. Если вы не в состоянии найти слова, то часто весьма блаженным будет просто сидеть молча, глядя на горы, с которых к нам приходит помощь. Я сам иногда чувствую, что не могу выразить словами мои желания, а в другое время я просто не осознаю ни одного из них, кроме того, что я жажду Бога. В таких случаях я просто сижу и молча смотрю ввысь. «Рано предстану пред Тобою, и буду ожидать». Взирание — это превосходная молитва,
если это взирание глаз, полных слез, на Спасителя, истекающего кровью.
Мы можем охарактеризовать молитву многими другими способами; например, вот этим: «Вкусите, и увидите, как благ Господь!», о чем мы читаем в восьмом стихе. Вкушение -это высший вид молитвы, потому что оно осмеливается взять то, о чем оно просит. Когда мы с дерзновением приступаем к престолу благодати, то в самом приступании мы имеем вкус благодати. Это весьма благоугодная молитва, смело отваживающаяся поверить, что она имеет исполненным то, о чем она просила у Бога. Верьте, что Бог услышал вас и продолжает вас слушать. Возьмите то благо, которое Бог дает вам, возьмите его себе смело и без боязни. Приступите к престолу небесной благодати со смелостью, дабы найти и обрести. Ухватитесь за то, в чем вы более всего нуждаетесь, и это не будет ни грабежом, ни самонадеянностью.
Но часто, согласно нашему псалму, молитва лучше всего описывается как крик (в оригинале: «a cry», что можно перевести также как «вопль, возглас, призыв, воззвание» и т.п. — Я. п.) Что это значит? «Сей нищий возвал (в англ, версии: «cried», что можно перевести и как «вскричал, возопил, возгласил, восплакал» и т.п. — П. л.)». Сей нищий не делал великого возглашения, он просто воззвал. Он был краток: это был только вскрик, возглас. Чувствуя сильную боль, человек обязательно вскрикнет, он не может не сделать этого, даже если бы и хотел. Вскрик или вопль краток, но неприятен. Он исходит из глубины души, он проникнут болью, и его невозможно сдержать. Мы кричим, потому что должны кричать. Сей нищий возвал: «Боже! милостив будь ко мне грешнику». Этот возглас не длинен и не многословен, но в немногочисленные слова здесь вложено довольно много смысла. Возглас: «Господи, спаси, я погибаю!» тоже был кратким, так же как и другой: «Господи, помоги мне!». А «спаси, Господи!» — это довольно хорошо известный вскрик, так же как и «помяни меня, Господи». Многие превозмогающие молитвы похожи на крик, потому что они кратки, пронзительны и непроизвольны. Крик не только краток, но и горек. Крик переполнен страданием, это — языкболи. Мне было бы трудно, стоя здесь на моем месте, попробовать сымитировать крик или вопль. Ведь вопль -это не искусственный, а естественный продукт; он исторгается не из уст, а из души человеческой. Вопль, сопровождающийся потоком слез, горький плач, вздох, исходящий из глубины души — все это молитвы, которые входят прямо в уши Всевышнего. О кающийся грешник, чем больше скорби в твоей молитве, тем больше у нее крыльев, несущих ее к Богу! Вопль краток и горек. Он заключает в себе множество смысла, но совершенно никакой музыки. Невозможно положить вопль на музыку. Его звучание раздражает ухо, раздирает сердце, он вселяет страх и омрачает разум того, кто его слышит.
Вы можете истолковать крик ребенка? О чем он кричит? В его крике слышится переживаемая им боль, естественным образом выраженное желание избавиться от этой боли, томление, с силой заявляющее о себе в звуке; это — взывание, молитва, жалоба, требование. Он не может ждать, он не выносит отсрочки, он никогда не откладывает свою просьбу на завтра. Кажется, что крик взывает: «Помогите мне сейчас! Я больше не могу это переносить! Придите, придите мне на помощь!» Когда человек кричит, он не думает о тоне своего голоса, но выкрикивает себя так, как только может, из самых глубин своей души. О, побольше бы таких молитв!
Крик или вопль — это простое действие. Первое, что делает новорожденный, это — кричит; и он обычно весьма усердно занимается этим на протяжении еще нескольких лет. Нет нужды учить детей кричать, их крик — это крик самого их естества, которое попало в беду. Я никогда не слыхал о каком-нибудь особом классе в Борд Скул (школа в Лондоне — П. п.), который был бы сформирован для того, чтобы обучать детей крику. Кричать умеют все дети; даже те, кто не располагают присущими их возрасту интеллектуальными способностями, тем не менее умеют кричать. Более того, даже звери и птицы могут кричать. Если молитва — это крик, то ясно, что она есть один из самых простейших актов нашей психики. О мой слушатель, в чем бы ты ни нуждался, молись об этом тем способом, который подсказывает тебе
твое пробужденное сердце. Бог любит естественный способ выражения, когда мы приходим к Нему с просьбой. Не то, что прекрасно и изящно, но то, что пылает огнем, нравится Ему. Не то, что облачено в красивый наряд, но то, что выпрыгивает из нашей души таким, каким было рождено в нашем сердце, — вот что доставляет Ему радость, когда Он принимает его. Сей нищий не сделал ничего великого, но просто воззвал из глубины души своей.
Крик (в оригинале: «a cry», в данном абзаце уместен перевод и как «плач» — П. п.) искренен в той же мере, в какой он прост. Молитва не есть имитация крика, она представляет собой нечто настоящее, реальное. У нас нет нужды спрашивать кричащего, будь то мужчина или женщина: «Ты серьезно?» Разве в противном случае могли бы они кричать? Подлинный крик — это порождение реальной боли и выражение реальной нужды; и поэтому он есть нечто реальное. Дорогие души, если вы не знаете, как молиться, то кричите. Кричите, потому что вы не умеете молиться. Кричите, потому что вы есть погибшие по природе и по делам вашим и скоро погибнете навеки, если не вмешается благодать. Кричите с сильным желанием получить спасение от греха, омывшись в драгоценной Крови Иисуса. Излейте сердца ваши как потоки вод перед Господом. Как человек, который берет кувшин и, переворачивая его вверх дном, выливает оттуда всю воду, так и вы переверните вверх дном сердца ваши, давая им опорожниться, пока из них не вытечет последняя капля. «Народ!… изливайте пред Ним сердце ваше». Такое излияние сердца будет криком и молитвой.
А теперь, далее, принимая во внимание природу и достоинство молитвы, заметьте, что молитва слышна на небесах. «Сей нищий возвал, и Господь услышал его». Он был совершенно один, так что, казалось бы, никто не мог его услыхать, но Господь услыхал его — да, именно Господь, Сам Иегова, Всеславный, приклонил ухо Свое к нему. В ушах Божиих непрестанно раздаются песнопения ангелов; более того, Он слышит все голоса всех сотворенных Им тварей, и тем не менее Он наклонился с высоты Своей предвечной славы и обратил внимание на зов нищего. Никогда несчитайте, что молящееся сердце взывает к глухому Богу или что Бог настолько далек от человека, что не замечает его просьб. Бог слышит молитвы: Он исполняет желания и просьбы смиренных и кротких. Я не думаю, что мы сможем молиться всерьез, пока не поверим, что Бог нас слышит. Мне иногда говорят, что молитва — это превосходное девоциональное упражнение, в высшей степени полезное и удовлетворяющее нас, но что этим ее ценность исчерпывается, так как нельзя себе представить, что Бесконечный Разум могут тронуть человеческие слезы и плач. Не верьте этой огромной лжи, иначе вы скоро перестанете молиться. Ни один человек не станет молиться просто из-за любви к молитве, если он пришел к осознанию того, что в ней нет иной ценности, кроме той, что она (т.е. молитва — П. п.) обращена к Богу. Братья, среди всех неисчислимых проявлений божественной силы Господь никогда не перестает слушать крик, зов или плач тех, кто ищет лица Его. Всегда истинно, что «взывают праведные, и Господь слышит». Это воистину изумительный факт! Подлинно чудесный факт! Это могло бы превосходить нашу веру, если бы не было записано в Его Слове и не было бы пережито нами самими. Многие из нас знают, что Господь услышал нас. Сомнения на этот счет давно уже погребены под пирамидами наших личных свидетельств. Мы часто возвращаемся от престола благодати, будучи уверенными в том, что Бог нас услышал, так же, как мы уверены в том, что молились. И действительно, когда мы молимся, все наши сомнения лежат вокруг нас, не затрагивая нашей уверенности, что Бог слышит подлинную молитву. Многочисленные ответы на наши моления являются убедительными доказательствами того, что молитва восходит выше сферы земли и времени, достигая Бога и Его бесконечности. Да, это все еще истинно, что Господь слушает голос человека. Это все еще особый титул Иеговы — Бог, слышащий молитвы. Господь услышит вашу молитву, мой слушатель, даже если вы не сможете выразить ее в словах: у Него есть ухо для мыслей, вздохов и скрытых чаяний. Молитва без слов не безмолвна для Него. Бог читает намерения сердца, и
они заботят Его более, чем звуки, слетающие с уст. Сей нищий не мог говорить; его сердце было так переполнено, что он мог только вскрикнуть, но Иегова услыхал его.
Кроме того, молитва имеет достоинство, состоящее в том, что она в состоянии добиться ответа от Бога. «Господь услышал и спас его от всех бед его». Бог практически всегда проявляет Свое могущество в ответ на молитву. Мне известны трудности, порожденные осознанием этого факта. Существует строго определенный Замысел Божий, от реализации которого Бог не уклоняется, но это никоим образом не входит в противоречие с превозмогающей молитвой, потому что Бог, определяющий даровать нам благословения, определяет также, чтобы мы молились о них. Молитва и Промысел равным образом установлены предопределением Божиим. Наши молитвы — это тень Божиих даяний. Когда Он собирается даровать нам какое-нибудь благо, то прежде всего пробуждает в нас ревностную молитву о нем. Бог понуждает нас молиться, мы молимся, Бог слышит и отвечает — это и есть процесс действия благодати. Господь в самом что ни на есть подлинном смысле отвечает на молитву. Вчера я прочел некоторые записи, предоставленные мне одним репортером, бравшим у меня интервью несколько лет назад. Он пишет, что он задал мне вопрос: «Так, значит, вы никак не изменили ваши взгляды относительно действенности молитвы?» В своих записях он пометил: «Мистер Сперджен рассмеялся и ответил: «Только в рамках моей веры, которая становится сильнее и крепче, чем раньше. В моем случае это не вопрос веры, а вопрос знания и каждодневного опыта. Я постоянно оказываюсь свидетелем самых что ни на есть безошибочных примеров ответа на молитву. Вся моя жизнь состоит из них. Для меня они настолько обычны, что давно не вызывают никакого удивления, но для многих они показались бы, без сомнения, изумительными. И я мог бы сомневаться в действенности молитвы не более, чем в действии закона тяготения. Первая — это такой же несомненный факт, как и второе, и истинность обоих постоянно подтверждается каждым днем моей жизни». Репортер записал мои слова правильно, и ямог бы повторить мое тогдашнее свидетельство. Но сегодня я мог бы выразиться даже с еще более глубокой уверенностью. Больше сорока лет я испытываю у очистилища обетование моего Господа, и я еще никогда не встречал от Него отказа. Во имя Иисуса я просил и получал, кроме разве что случаев, когда просил некстати. Это правда, что мне приходилось и ждать, потому что мое время было рассчитано неверно, а Божие время — намного совершеннее, но промедления не есть отказы. Никогда Господь не говорил мне — как и любому из семени Иакова — слова: «Ищите лица Моего» напрасно. Если бы я должен был дать свидетельские показания и знал бы, что буду подвергнут перекрестному допросу самыми опытными следователями, то я бы не поколебался засвидетельствовать о том, что посредством множества неоспоримых доказательств Господь доказал мне, что Он слышит молитвы. Но, мои слушатели, если вам нужны свидетельства на этот счет, испытайте самих себя. Вспомните, что Господь сказал: «Призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня». Вот вам благородный тест. Проведите же честный эксперимент по этому вопросу. Я не сомневаюсь, что обратись я прямо сейчас к сотням из присутствующих здесь, многие не отказались бы подняться и сказать, что Господь слышит молитвы. «Сей нищий возвал, и Господь услышал». Я мог бы обратиться ко многим из присутствующих здесь мужчинам и женщинам, которые торжественно возвестили бы, что они воззвали и Господь услышал их. Присутствуешь ли ты на сегодняшнем собрании, Анна? В прошлое утро ты была здесь со страждущим духом, а теперь я вижу по твоему лицу, что Господь улыбнулся тебе и душа твоя величит Его имя. Молитва сделала это для тебя. Разве не так? Бог отвечает на мольбы Его верующего народа, и все мы свидетели этого. Вот таким образом я разъяснил вам существо этого вопроса, и хотел бы еще напомнить слова Господа Иисуса: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят». Вот чему наставляет нас сегодняшний стих в том, что касается природы и достоинства молитвы.
2. Пойдем теперь дальше и отметим, во-вторых, что стих наш подводит нас к мысли о БОГАТСТВЕ И БЕЗВОЗМЕЗДНОСТИ БОЖЕСТВЕННОЙ БЛАГОДАТИ. Великая благодать явлена в этом утверждении: «Сей нищий воззвал, и Господь услышал и спас его от всех бед его».
Богатство и безвозмездность благодати можно увидеть, обратив внимание на то, кем был человек, который молился: «сей нищий возвал». Кто он был? Он был нищий; в какой ужасной степени нищий — этого я не могу сказать. Вокруг нас мы видим множество нищих. Если бы вы вознамерились найти нищего в Лондоне, то скоро бы нашли их больше, чем смогли бы сосчитать за целых двенадцать месяцев. Их множество, хотя статуса нищего никоим образом не домогаются. Никто не хочет быть нищим.
Давид, судя по тому состоянию, которое подразумевается нашим псалмом, был настолько нищ, что был вынужден просить хлеб у священников Господних, и хотя он был воином, он был принужден позаимствовать меч из их сокровищницы. У него не было дома, не было пристанища, не было должности, дохода, страны, не было безопасности для его жизни. Воистину нищим был тот, кто написал эти слова: «Сей нищий возвал». С какой стати люди воображают, что бедность наносит ущерб молитве? Разве Господь будет озабочен ветхостью вашего пальто? Что Ему до того, что карман ваш пуст, а стол скуден? «Сей нищий возвал». Слышит ли Бог нищих? Да, и еще раз да — самых нищих из нищих, нищих духом. Он слышит тех, кто настолько нищ, что даже надежда выпала из их шкатулки, представляя собой последнее, что у них еще осталось.
Сей нищий был также человеком, обремененным бедствиями, так как стих говорит о «всех бедах его»; это -великое «всех», я уверяю вас. Он не знал, что ему делать; он не видел своего пути в этой буре постигших его бедствий; он был окружен трудностями как железной сетью, и он даже не был в состоянии надеяться на избавителя. Он был обременен бедствиями; и так как он был обременен бедствиями, то он воззвал (или возопил, вскричал, восплакал и т.п. — П. п.). Людей удивляет то, что он взывал, но они быне удивлялись, если бы знали о его внутреннем страдании. Его старые товарищи думали, что он сошел с ума; они говорили, что религия помрачила его рассудок, и держались подальше от него. Сей нищий возвал, и никто не заметил его, потому что он был так нищ и несчастен, но «Господь услыхал его». Он не отворачивается от скорбящих и одиноких, Ему приятно приходить к ним и перевязывать их раны.
Сей нищий был скорбящим человеком: всецело сокрушенным, человеком, который не мог даже держать свою голову прямо. Он переживал стыд и позор — и перед Богом и перед человеком. Все, что он мог делать, оказываясь наедине, это кричать, взывать; и если бы кто-нибудь взглянул на него вблизи в каком-нибудь обществе, то увидел бы, как слезы текли по его щекам, прокладывая свой путь из его сердца к глазам. Сей нищий возвал, так как он был настолько слаб, немощен, покинут, что просто не мог иначе; но «Господь услышал его». Господь услышал его, чтобы соделать этого нищего богатым в благодати.
Мне кажется несомненным также, что «сей нищий» был странным субъектом. Что он хотел добиться своим криком, когда все остальные смеялись? Неприятно и необычно видеть, как сильный человек плачет. Некоторые плачут, потому что они слишком нежны и чувствительны, но многие другие -я убежден — делают это из-за пристрастия к выпивке. Сей человек предавался внутреннему плачу, взыванию, крику, он день и ночь взывал к Господу из-за тайной раны, которая никогда не переставала кровоточить. Люди не могли понять его и стали презирать или же в конце концов сторониться его, но «Господь услышал его».
Он был также изменившимся человеком. И действительно, обычно он заходил к кому-нибудь по вечерам и был весьма интересным собеседником; но теперь он выглядит несчастным, как сова, и никто не жаждет его компании, ведь он воистину убийца всякой радости. «Бедное несчастное создание!» — так говорят о нем люди. Даже его жена вздыхает: «Что случилось с моим бедным любимым мужем? « Он был нищ, и в той же мере печален и странен. Он искал
уединенные места и там вздыхал, взывая к Господу. Но тем не менее он был человеком, исполненным надежды. Какая-то надежда должна была жить в нем, хотя он сам не мог этого заметить; ведь люди взывают о помощи, пока еще надеются, что их кто-то услышит. Отчаяние немо; где есть крик молитвы, там есть хоть крупица надежды. Крик — это сигнал бедствия, и человек не водрузит обрывок материи на мачту, если не будет иметь надежду, что проходящее судно заметит его и придет на помощь. Пока человек может молиться — более того, пока он может кричать, — существует надежда не только о человеке, но и в человеке. Если вы всего лишь тоскуете, смотрите, ищете и вздыхаете по Богу, то вы — один из тех нищих, которых я пытаюсь описать, и благо придет к вам. Я вижу сейчас такого нищего. Я знаю его, потому что он родился в моем родном городке и ходил в ту же школу, в которой учился я. Его едва можно было назвать мужчиной, он был скорее юношей. Мне иногда доводилось спать с ним, или скорее бодрствовать с ним по ночам, слушая его стоны. Он много раз молился при мне, и это были весьма нищие, скудные молитвы, но он был в них серьезен. Мне случалось быть с ним за городом, и он рассказывал мне, что он настолько порочная тварь, что, боится, должен будет ввергнуться в ад навеки. Его страшило то, что он не относится к избранному и искупленному народу Божию и что он никогда не сможет поверить в Иисуса. Я знал его, когда он считал себя погибшим. И я знаю его теперь. Я вижу его всегда, когда смотрю в зеркало, и я должен в это утро сказать от его имени: «Сей нищий возвал, и Господь услышал и спас его от всех бед его». О, безвозмездность и богатство благодати, заключающейся в том, что Бог обязательно услышит тех, кого считают никем; что Бог обязательно призрит на того, кто меньше малейшего из всех святых, и даже на первого из грешников!
Если вы и дальше желаете рассматривать богатство и безвозмездность благодати — с помощью Духа Святого, -то прошу вас вспомнить о существе Бога, к Которому возвал сей нищий. Тот, кто молился, был нищ; и молитва его тоже была нищей, но молился он не нищему Богу. Сей нищийбыл бессильным, но он взывал не к слабому Богу. Сей нищий был опустошенным, но он приступал к полноте Божией. Он был недостойным, но взывал к милости Божией. Наш Бог черпает радость в милосердии; Он ждет случая, чтобы оказать благодеяние; Ему приятно благословлять нуждающихся сынов человеческих. Сей нищий возвал к Спасителю, Который может всегда спасать. О мой друг, не обращай внимания, насколько ты нищ, ведь ты взываешь не к своему нищему «я». Вспомни, тебе ведь не нужно вытягивать воду из твоей собственной пустоты; ты приступаешь к Богу, Который есть источник благодати. Твое достоинство — это сама твоя нищета; но милости Божий -это неслыханные богатства. Сила, которой ты будешь спасен, обретается не в твоем духе, но в Духе Святом. Поэтому взывай с великой надеждой и веруй, что Бог так же велик в Своей благодати, как в Своем могуществе и премудрости.
Поскольку мы размышляем о безвозмездности и богатстве этой благодати, я предлагаю вам обратить ваше внимание на характер благословения. «Господь услыхал и спас его от всех бед его». Он даровал ему спасение от всех его бед. Его грехи были большими бедами для него; Господь спас его от всех их посредством искупительной Жертвы. Последствия и проявления греха были для него другой серией мучительных бед; Господь спас его от всех их, даровав ему возрождение Духом Святым. Он впал в гибельное состояние из-за своих собственных преткновений, и беды плотно и неумолимо обступили его; но в Своем ответе на молитву Господь проложил ему путь выхода и привел его в мир. У него были беды снаружи и внутри, беды в семье и в окружающем его мире, он был уже готов погибнуть из-за них, но Господь избавил его от всех их. Обратите внимание на слово «всех»; оно большое и всеобъемлющее. Если вы внимательно всмотритесь в наш псалом, вы увидите целый ряд этих восхитительных избавлений. В стихе 4 сказано: «и от всех страхов (в русск. синод, переводе: «опасностей» — П. п.) моих избавил меня». Наши страхи иногда болезненнее наших бед. Мы больше страдаем, страшась беды, чем перенося ее; но молитва изгоняет такие страхи. Мы
видим, что таким же образом был удален и всякий стыд: «Кто обращал взор к Нему, те просвещались, и лица их не постыдятся». Счастливые люди, ибо стыд от их греха исчез! Их стыд и их страхи исчезли, когда их молитвы были услышаны. Они больше не расстраивались по поводу прошлого, и их больше не тяготил гнев будущего: Он спас их от всех их страхов. Если вы посмотрите дальше, то увидите, что Господь спас их от всех их нужд (ст. 9-10). «Ибо нет скудости у боящихся Его», «ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе». О, быть спасенным от щипков ужасающей нужды внутри самой души — спастись от всех страхов, всего стыда, всех бед и наконец — от всех нужд! Это — великое освобождение! Но это еще не все, потому что сей нищий был спасен от всех опасностей (ст. 20): «Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится». Он спас его от всякого реального зла. И наконец Он спас его от опасности погибели: «И никто из уповающих на Него не погибнет». Спасение, которое Бог дает в ответ на молитву — это совершенное спасение, и Он дает его безвозмездно, дает его в ответ на крик или вопль нищего, не спрашивая денег или заслуг. Как совершенно избавление Божие!
Вы когда-нибудь обращали внимание, как совершенен был ответ, который Бог дал на молитву Моисея, когда тот воззвал к Нему ради фараона в один из дней казней Египетских? Когда саранча покрыла землю, Моисей помолился, и мы читаем: «Не осталось ни одной саранчи во всей земле Египетской» (Исх. 10:19). Точно так же было и в случае с жабами, и точно так же с мухами: «И удалил песьих мух от фараона, от рабов его и от народа его: не осталось ни одной». После этого фараон не смог найти во всем Египте ни одной саранчи или мухи. Так же и вас могут пожирать беды, как саранча — землю, и квакать вам в уши, как жабы в спальнях египетских; но когда Господь прикажет им уйти, они покинут вас, и вы окажетесь в покое. Тот, Кто изглаживает беззакония ваши, как туман, и грехи ваши, как облако, скоро прогонит ваши беды, как жужжащий рой мух. «Господь услыхал и спас его от всех бед его». Разве это не дарованная благодать? Разве это не изобилующая милость? И — ещераз — подумайте, что все это пришло благодаря воплю. Вопль, или крик, — это все, что издал этот нищий. Он не предавался какому-нибудь долгому упражнению, он не выполнял некую утомительную последовательность обрядов — «сей нищий возвал, — и Господь услыхал его». Что может быть проще? Но вы полагаете, что вам нужен священник, не правда ли? священник, на которого епископ возложил свои руки? Или же вы воображаете, что должны пойти к святилищу — к куче камней, сложенных в некую архитектурную форму? А возможно вы даже считаете, что должны чахнуть во все дни Великого поста, не надеясь увидеть ни единой радости, пока не дождетесь Пасхи? Какое все это безрассудство! Вам нужно только воззвать, и Господь вас услышит. Есть только один священник, это — Сам Господь Иисус. Есть только одно святилище — Его славная Личность. Есть только одно святое время — это сегодняшний день. Когда Святой Дух производит в сердце нищего вопль, то этот вопль поднимается к небу посредством лестницы Иакова, и в тот же миг по этой же лестнице сходит вниз милость. Наш Господь Иисус Христос и есть эта лестница, соединяющая небо и землю, так что наши молитвы восходят к небесам, а Божия милость спускается вниз, к нам на землю. О, если бы люди удовлетворились этим благословенно простым механизмом благодати: «Сей нищий возвал, — и Господь услышал и спас его от всех бед его»!
3. Теперь я должен кратко изложить мою последнюю тему, которая впрочем весьма важна. Мы рассмотрим НЕОБХОДИМОСТЬ И ПОЛЬЗУ ЛИЧНОГО СВИДЕТЕЛЬСТВА Ведь именно Давид говорит эти слова: «Сей нищий возвал». Это он нам рассказывает; он записывает эти слова в книгу, чтобы мы читали; он вплетает их в псалом, чтобы мы пели.
Свидетельство — весьма весомая вещь в деле убеждения и наставления людей; но оно должно быть истинным. Оно должно быть личным, т.е. относящимся к тому, что вы сами знаете: «Сей нищий возвал, — и Господь услышал его». Не обращайте внимания, если вас будут обвинять в эгоизме. Блажен эгоизм, который осмеливается встать и, опираясь на самого себя, смело засвидетельствовать о Боге. «Сей нищий
возвал» (а не кто-нибудь у реки) — «и Господь услышал его» (а не кто-нибудь в конце соседней улицы). Чем определеннее и своеобразнее ваше свидетельство, тем оно лучше и убедительнее. Один из наших миссионеров пишет мне, что когда он молился вместе с одним из взыскующих спасение, пытаясь привести его к Иисусу, ему очень помог в этом один рабочий, который, войдя и опустившись рядом с ними на колени, сказал: «Господи, спаси эту несчастную душу так же, как Ты спас сегодня в два часа и меня!» Впоследствии миссионер спросил его, почему он так выразился. Тот ответил: «Тогда я получил спасение. В тот момент, когда часы пробили два, я обрел Спасителя, и мне всегда нравится упоминать, когда это произошло». Так или иначе, но эти «сегодня в два часа» значительно помогли тому ищущему, внеся чувство реальности в происходящее. Он подумал: «Этот человек знает, что получил спасение в два часа дня, так почему я не смогу получить спасение сейчас, в восемь вечера?» Я не говорю, что мы все в состоянии назвать дату нашего обращения, многие из нас не знают ее. Но если мы можем привести эти подробности, давайте же сделаем это, потому что они сделают наше свидетельство выразительным.
Наше свидетельство должно быть исполнено уверенности. Мы должны верить и потому говорить. Не говорите: «Я надеюсь, что я молился. И я… я… верю, что Господь слышал меня». Говорите так: «Я молился, и Господь услышал меня». Если вы начинаете запинаться, свидетельствуя о Господе Иисусе, люди мира сего не поверят вам. Вы уверены в том, что говорите? Если вы не уверены в себе, вы не сможете уверить других. Сила убеждения абсолютно необходима, если вы желаете убеждать. Будьте же уверены в том, что вы воззвали; и будьте уверены в том, что Бог вас услышал; и тогда ваше свидетельство будет основано на том, что вы сами испытали и в чем вы удостоверились.
Произносите ваше свидетельство радостно и воодушевленно. «Сей нищий возвал, — и Господь услышал его». Не говорите ваши слова так, как будто вы читаете список соболезнований, но выговаривайте их как стих какого-нибудь псалма, такого, например, как вот этот,начинающийся словами: «Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих».
Ваше свидетельство должно иметь своей единственной целью славу Божию. Не пытайтесь выставить себя как интересную личность или как человека с богатым опытом. Мы не можем позволить, чтобы благодать Божия была погребена в неблагодарном молчании. Когда Он сотворил мир, ангелы пели от радости; а когда Он спасает душу, мы не останемся равнодушными. Давайте же созовем наших друзей и близких, заставляя их радоваться с нами, ибо наш Господь нашел нас, хотя мы были заблудшими. Вспомните, как отец блудного сына — когда тот вернулся — сказал домашним: «Станем есть и веселиться». Так что, дорогие друзья, радуйтесь от всего сердца, что Господь спас вас, и расскажите другим о том, что Он сделал; говорите им: «Сей нищий возвал, — и Господь услышал его».
Свидетельства, основанные на фактах, имеют большой вес среди людей. Те, чья жизнь посвящена обретению душ, познали на собственном опыте, что факты — великое дело в их священном служении. Когда вы излагаете людям доктрины вероучения, они часто остаются невнимательными к вашим словам и незатронутыми разговором. Но когда вы переходите к фактам, они слушают вас, чувствуя на себе их силу. Не так давно я беседовал с одним из тех, кого мне хотелось обратить к моему Господу, и я рассказал ему некоторые факты, свидетельствующие о том, что Господь слышал молитвы о Колледже и Сиротском приюте (имеются в виду благотворительные проекты Сперджена, успешно реализованные с помощью Божией — П. п.), а также о других моих проектах и начинаниях, предпринятых ради Господа. Я заметил, что эти факты вызвали у него глубокий интерес. Он поверил, что я честный человек, и тогда он не смог удержаться от вывода, что Господь — это Бог, слышащий молитвы. И для себя и для других один факт лучше дюжины умозаключений. Даже самый твердолобый из Градгринд может всего лишь сказать: «То, что мне нужно, это факты». Испытайте молитву на себе и затем смело констатируйте ее результат; и слова ваши будут иметь силу перед людьми.
Личный опыт намного более убедителен, чем простое наблюдение. Говорите о фактах, которые вы сами испытали. «Сей нищий возвал, — и Господь услышал и спас его от всех бед его».
Наше свидетельство будет иметь наибольший вес в разговоре с людьми нашего же круга, т. е. подобными нам. Когда нищий рассказывает о том, что сделал для него Господь, он привлекает к себе внимание и других нищих, вызывая с их стороны доверие. Когда какое-нибудь событие происходит с человеком, подобным мне, меня это заинтересовывает. Нищий рассуждает так: «Я вижу, что этот человек такой же нищий, как и я. И если Бог слышит его, то почему Он не услышит меня?» Разве спасение, обретенное вашим братом, не воодушевляет вас, пробуждая в вас желание также воззвать к Богу? Каким чудесным образом слышал Бог молитвы тех, кто оказывался в неординарных ситуациях! Он слышал Иакова, когда его разгневанный брат Исав приближался к нему с вооруженными людьми. У Иавока Господь услышал его ночью — и утром он встретил своего брата с улыбкой на лице. В Египте Израиль находился в жестоком рабстве, но Господь услышал вопли Своего народа и послал им Моисея, разделил Чермное море и вывел своих избранных. Господь услышал Самсона, когда тот умирал от жажды. Он услышал людей Рувима, воззвавших к Богу во время сражения с Агарянами, «и молитвы их тронули Его, ибо они уповали на Него». Он услыхал Езекию и Исаию, когда Рабсак написал свое богохульное и злое письмо. Мы читаем, что «они молились, взывая к небу. И Господь послал ангела, который поразил могущественных людей Ассирии». Давид молился в пещере, Илия — на Кармиле, а Иеремия -в темнице, и Господь услышал их. А однажды человек попал во чрево кита и чудесным образом остался жив. Огромная рыбина почувствовала себя плохо, ощутив, что внутри ее живой человек, и потому она нырнула на глубину, пока пленник не догадался, что он у самого дна, у самого основания горы. Затем, в поисках целебных водорослей, рыба прошла через морской луг, и Иона воскликнул: «Морскою травою обвита была голова моя». Он находился в странном, мрачном,ужасном месте, и выразился так: «Из чрева преисподней я возопил». Принес ли ему вопль хоть какую-то пользу? Да; мы читаем далее: «Из чрева преисподней я воззвал, и Ты услышал голос мой… молитва моя дошла до Тебя, до храма святаго Твоего». Где бы вы ни были и в какой бы переплет ни попали, Господь услышит ваш вопль и придет к вам на помощь. Если чья-нибудь душа из присутствующих здесь чувствует, что находится, подобно Ионе, в самом чреве преисподней или же имеет опасения попасть туда, то тем не менее вопль ее превозможет небеса, и тогда она узнает, что «у Господа спасение». По телефону Христова посредничества вопль нищего прозвучит в ухо Бога, и Он ответит на него.
Далее, это свидетельство, дорогие друзья, поскольку оно весьма сильно действует на тех, кто подобен нам, значительно увеличит свою силу, если к нам присоединится кто-нибудь еще. Один говорит: «Я воззвал к Богу, и Он услышал меня». «Но, — возражает его оппонент, — это особый случай». Тогда встает другой свидетель, говоря: «Сей нищий во впал, — и Господь услышал его». «Да, но это всего лишь два случая, а два примера не доказывают правило». Тогда встает третий, четвертый, пятый, шестой, седьмой, и в каждом случае с одними и теми же словами: «Сей нищий возвал, — и Господь услышал его». Поистине, тот, кто отказывается поверить стольким свидетелям, в буквальном смысле закоренел в неверии. Я вспоминаю историю с одним судьей, скептиком, который как-то присутствовал на собрании, посвященном теме, подобной нашей. Он послушал, как целая дюжина людей рассказала о том, что Господь совершил для них, и сказал со своего места: «Если бы это было судебное заседание, то я хотел бы иметь этих добрых людей в качестве свидетелей. Я знаю их всех, это мои соседи, люди простодушные, прямые и честные, и я знаю, что выиграл бы любое дело, если бы имел их на моей стороне». Таким образом тогда он весьма искренне доказал, что то, относительно чего все они проявили согласие, было истинным. Он верил им в другом, но он не мог не доверять им и в этом — в том, что было для них самым важным. Он
проверил истинность религии на себе, и Господь услышал ого; и очень скоро он снова присутствовал на собрании, добавляя уже свое свидетельство к свидетельствам других. Если бы я сейчас задал этот вопрос моей теперешней аудитории, то каким был бы ответ? Наш друг мистер Стотт только что сказал в молитве, что в это мрачное утро мы представляем собой весьма разнородное общество. Я согласен с ним. Тем не менее я хочу проверить это. Пусть те, кто имел ответ на свои молитвы, скажут сейчас: «Да». (Зал отозвался подобно громовому раскату). Я уверен, что здесь нет никого когда-либо испытывавшего силу молитвы, кто сказал бы: «Нет». Если бы я задал противоположный вопрос, ответа бы не было. Все, кто привык к молитве, проголосуют: «Да». В таком случае мы можем разойтись по домам со словами из нашего псалма в наших сердцах и на наших языках: «Сей нищий возвал, — и Господь услышал и спас его от всех бед его». Слава Богу! Аминь.
08 03 1891