30. Опасность, таящаяся в процветании

На протяжении столетий стяжание богатства и славы совершалось в ущерб человеколюбию и духовности. Порой человек благоденствует, окружающие высокого мнения о нем, но он тем не менее подвержен немалой опасности. Человек по природе своей — существо слабое, смертное. Духовное благополучие может стать прочным только в том случае, если человек полностью уповает на Бога, ища у Него мудрости и совершенства характера. И обычно те люди, которые чувствуют свою нужду в Господе и зависимость от Него, не обладают большими богатствами и не пользуются большим почетом в мире.

Людская похвала

Немалая опасность таится в том случае, когда людям возносят большие почести или выражают неумеренную похвалу. Тот, кто пользуется Божьим расположением, должен постоянно быть настороже, чтобы в сердце его не прокралась гордость и не восторжествовало чувство превосходства. Те, кто имеет многочисленных последователей, кто слышит в свой адрес от вестников Божьих много добрых и лестных слов, нуждаются в особенно горячих молитвах, прося Бога дать верного стража, который мог бы предостеречь их от самовлюбленных мечтаний и гордыни.

Такой человек не должен выделяться и важничать, проявлять диктаторский дух в руководстве. Пусть он бодрствует и молится, устремляя свой взор к славе Божьей. Если его мысли будут поглощены небесами, если предметом его размышлений будет радостная надежда на великий дар вечной жизни, тогда людская похвала не сможет возбудить в нем горделивые помыслы. И когда враг станет прилагать особые усилия, чтобы погубить его лестью или мирской славой, братья по вере должны вовремя деликатно предостеречь его о грозящей опасности, потому что,

[148]

предоставленный самому себе, он может совершить ошибку, дав волю страстям…

В долине смирения

Не пустую чашу нам приходится нести в скорби; чаша, которую необходимо бережно держать, дабы не пролить, наполнена до краев. Скорби и несчастья могут причинить нам много горестей и стать причиной больших разочарований; однако серьезная опасность для духовной жизни таится в процветании. Если человек полностью не подчинит себя воле Божьей, если не будет освещен истиной и возрастать в вере, проявляющейся в делах любви и очищающей душу, процветание непременно пробудит природную склонность к самонадеянности.

Мы должны возносить молитвы за людей, занимающих высокие посты. Они нуждаются в молитвах всей Церкви, так как им доверено благосостояние и дана возможность оказывать влияние на окружающих.

В долине смирения, где человек полностью зависит от Бога, Который наставляет его и руководит каждым его шагом, он чувствует себя в безопасности. Но пусть каждый, кто имеет живую связь с Господом, молится за людей, занимающих самые высокие посты, от которых, в силу их положения, ожидается особая мудрость. И если эти люди не осознают, что им необходимо опереться на Руку, Которая сильнее любой человеческой поддержки, если они не станут уповать на одного только всемогущего Бога, они будут видеть все в искаженном свете и окончательно падут (Ревью энд Геральд, 14 декабря, 1905).

Искажение человеческих способностей

Стремление накопить богатство — естественное свойство человеческой натуры, заложенное в нас Богом для воспитания возвышенных целей. Если вы спросите капиталиста, который посвятил всю свою энергию накоплению богатств, усердно и

[149]

настойчиво умножая свое состояние, какое желание руководит им в этой работе, он не сможет указать вам на причину, определенную цель, ради которой он стремится к обогащению. Он вряд ли сможет дать определение какой-либо великой цели, которую бы он видел перед собой, или какого-либо источника счастья, который он надеется отыскать. Он занимается накопительством ради него самого, потому что посвятил этому все свои способности и отдал все силы.

Человек, далекий от Бога, испытывает постоянное желание добыть то, чего он еще не имеет. В силу привычки он упорно стремится обеспечить себя всем необходимым на будущее, и чем старше становится, тем более рьяно пытается приобрести все, что только возможно. И вполне естественно, что алчность в человеке возрастает все больше по мере приближения к тому моменту, когда ему придется навечно расстаться со всеми земными сокровищами.

Все эти качества — напористость, категоричность, стремление к власти — есть результат искажения человеческих способностей. Данные Господом способности следует развивать для достижения возвышенных целей, для небесной, вечной жизни, для затмевающей все вечной славы. Укоренившиеся обычаи людей мира сего, проявляющиеся в стремлении приложить максимум сил, использовать любую возможность для обогащения, должны послужить уроком для тех, кто считает себя детьми Божьими, ищущими вечной славы, чести и бессмертия. Дети мира сего в определенном отношении мудрее, нежели дети света. Но в чем же их мудрость? Их цель — земные богатства, этому они посвящают все свои силы. Так не следует ли еще более ревностно трудиться ради обретения вечных богатств?! (Ревью энд Геральд, 1 марта, 1887)

Испытание богатством

[150]

Далеко не все сознают силу своего пристрастия к деньгам, пока не подвергнутся испытанию богатством. Многие из считающих себя последователями Христа позже обнаружат свою неготовность к жизни на небе. Их жизнь свидетельствует о том, что они любят деньги больше, чем своих ближних и Бога. Подобно богатому юноше, они ищут истинный путь, но когда указана цена, которую им необходимо заплатить, когда они осознают, что от них ожидается принесение в жертву земных богатств, тогда им кажется, что спасение стоит слишком дорого. Чем значительней состояние, тем тяжелее владельцу его понять, что оно не является его собственностью, но доверено ему для того, чтобы использовать его во славу Божью.

Иисус воспользовался случаем, чтобы преподать Своим ученикам впечатляющий урок: «Иисус же сказал Своим ученикам: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное». «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие».

Бедные богачи и богатые бедняки

Сила и власть богатства очевидны. Любовь к деньгам парализует разум человека. Богатство увлекает его, и действия человека подчас граничат с безумством. Чем больше имеют богатые люди, тем больше они хотят иметь. Страх перед возможным разорением растет по мере увеличения их капиталов. Они стремятся накопить как можно больше, чтобы обеспечить свое будущее. Они замкнуты и эгоистичны, полагаются только на себя, не доверяя Богу. Вряд ли такие люди сознают, что они нищие в глазах Божьих. Чем стремительнее растет их богатство, тем сильнее они надеются на него, теряя веру в Господа и Его обетования.

Верный, уповающий на Бога бедный человек становится в

[151]

очах Божьих богатым, если мудро использует то малое, что имеет, для благословения других. Он видит, что его ближний нуждается в нем, и не может остаться равнодушным, ибо твердо помнит Божью заповедь: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Он знает, что спасение ближних важнее, чем все золото мира.

Христос указал путь, идя которым, люди, имеющие достаток, но не являющиеся богатыми перед Богом, могли бы обрести истинные ценности. Он говорит: «Продай, что имеешь, и раздай нищим», и собирай сокровища па небесах. Суть его наставления заключается в том, чтобы отвергнуть погоню за земными благами и все свои устремления направить к небесным обителям. Люди, использующие свои деньги в деле Божьем ради спасения душ и помогающие нуждающимся, станут богатыми в добрых делах, «собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни». Это самое лучшее использование вверенных Богом средств.

Но поступки многих людей свидетельствуют о том, что они не доверяют небесному хранилищу. Они предпочитают сберегать свои сокровища на земле, вместо того чтобы доверить их в руки истинного Владельца. Им предстоит огромная внутренняя работа, чтобы преодолеть алчность и тягу к мирским благам. Таковые люди, служащие лишь на словах Богу, достойны сожаления. Хотя они и считают, что преданы Богу, но делами своими они отрекаются от Него. Как же беспросветен мрак, окружающий их! Они твердят о своей приверженности истине, но дела их свидетельствуют об обратном. Стремление к богатству делает людей эгоистичными, нетерпимыми, жаждущими превосходства (Ревью энд Геральд, 15 января, 1880).

Следовать ли за Христом

Иисус повелел богатому юноше следовать за Ним.

[152]

Тернистый путь обязанностей станет легче, если мы невзирая на шины будем идти по Его небесным следам. Христос с такой же готовностью принял бы этого одаренного и благородного юношу, если бы тот прислушался к Его совету, как он принял бедных рыбаков, которых тоже призвал следовать за Собой.

Способность молодого человека приумножать состояние не свидетельствовала бы против него, если бы он любил своих ближних, как самого себя, и не ущемлял интересы других в погоне за богатством. Эта способность была бы вполне приемлемой для Небесного Владыки, будь она употреблена в служении Богу ради спасения людских душ, и он мог бы стать для Христа прилежным и успешным работником. Но он отверг прекрасную возможность помогать Христу в деле спасения душ, он отвернулся от обещанных ему славных сокровищ в Царстве Божьем, не найдя в себе силы расстаться с тленными земными сокровищами…

Молодой человек представляет собой тот тип людей, которые готовы были бы стать истинными христианами, если бы не нужно было нести тяжкий крест, если б не бремя смирения, если б не требовалось отречение от земных благ, если бы не необходимость принести в жертву богатство и власть. Христос доверил им капитал талантов и средств и ожидает от них соответствующей отдачи. То, чем мы обладаем, не принадлежит нам, но должно быть употреблено в служении Тому, от Кого мы все это получили (Ревью энд Геральд, 21 марта, 1878).

Вера — редкое достояние среди богатых

Твердая вера нечасто встречается среди богатых людей. Подлинная вера, подтверждаемая делами, — столь же редкое явление. Но тем, кто обладает такой верой, дано большое влияние. Они являют небесный характер Христа своим бескорыстием и искренней заинтересованностью в спасении душ. Последователи Христа должны стремиться любить людей так, как любил их Он. Все их интересы должны быть подчинены делу избавления душ

[153]

от тяжкого бремени греха, и, жертвуя всем, они должны трудиться для спасения искупленных Кровью Христа. Какую ценность имеют деньги, дома и земли в сравнении с одной человеческой душой? (Ревью энд Геральд, 23 февраля, 1888)

Богатство не может искупить грехи

Все богатство самых обеспеченных людей не в состоянии искупить даже самый малый грех перед Богом. Ни сокровища, ни таланты не будут приняты в качестве выкупа за грешника. Только покаяние, глубокое смирение, сокрушенные дух и сердце могут быть приняты Богом.

В наших общинах многие из тех, кто в состоянии жертвовать большие суммы, не расположены пожертвовать даже малым для Того, Кто так много сделал для них. На них изливаются обильные благословения, но как мало они возвращают Подателю всех благ. Пусть те, кто считает себя пилигримами и странниками на земле, направят свои сокровища в небесную страну впереди себя, — это то, в чем так нуждается Господня сокровищница (Ревью энд Геральд, 18 декабря, 1886).

Самая большая опасность

Мне было показано, что у многих адвентистов, соблюдающих Субботу, нет недостатка в средствах. Но величайшая опасность для них кроется в накопительстве. Некоторые взваливают на себя непосильное бремя все новых забот и дел; они постоянно перегружены. В результате Бог и нужды Его дела почти забыты ими; они духовно мертвы. От них требуется принести Богу дары и жертву, однако жертвенность их не увеличивается, а, напротив, все уменьшается и скоро сойдет па нет… Большие деньги причиняют лишь вред тем, кто ими обладает (Свидетельства для Церкви, т. 1, с. 492),

[154]