IX. Погоня за земными богатствами

42. Опасность, которую таит в себе алчность

Многие дети Божьи прельщены мирским духом и своими делами отрекаются от своей веры. Страсть к накопительству занимает в их жизни главное место, поглощая всю их энергию, вытесняя собой любовь к Спасителю и к тем, за кого Он умер. Идол, которому поклоняется мир, завладел ими. Интересы вечности стали для них второстепенными; все подчинено накоплению земных богатств. Их жизнь, полная забот и тягот, оказывается в прямом противоречии с повелением Христа: «Не собирайте себе сокровища на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут».

Они забыли, что Иисус сказал вслед за этим: «Но собирайте себе сокровища на небе»; и эти слова имеют для них особое значение. Сокровища, собранные на небесах, — в полной безопасности: ни вор не доберется до них, ни ржа не истребит. Но поскольку сокровища богачей — на земле, к ним и обращено все их внимание.

Победа Христа

В пустыне Христос встретился с величайшими искушениями, с которыми могут столкнуться и люди. Лишенный всякой поддержки, Он очутился лицом к лицу с коварным и хитрым врагом и победил его. Поначалу сатана пытался соблазнить Христа пищей, потом — самонадеянностью, желанием совершить для Себя чудо, под конец — земной властью и богатством. Он показал престолы и царства мира и всю славу их.

«Все это дам Тебе, — сказал он Христу, — если падши поклонишься мне».

[210]

Иисус посрамил коварного врага и победил его.

Человек никогда не будет подвержен таким сильным искушениям, с какими столкнулся Христос; однако сатана достигает больших успехов в отношениях с людьми. «Все эти деньги, прибыль, землю, власть, почести и богатства — все это я дам Тебе». На каких условиях? Эти условия часто не столь ясны, как в случае со Христом, — «если падши поклонишься мне». Сатана стремится к тому, чтобы заставить человека забыть о чести и заглушить голос совести. Он добивается своего, побуждая подчинить все интересы достижению мирских благ. Тогда уже для него не существует преград, и он действует беспрепятственно, пробуждая в душах людей самые низменные чувства — нетерпимость, самолюбие, высокомерие, лживость и алчность. Человек побежден и неуклонно катится к погибели.

Пример Иисуса Христа, одолевшего сатану, дает нам уверенность в том, что и мы можем одержать победу. Христос противостоял сатане с помощью Писания. Он мог прибегнуть к помощи Своей Божественной власти и использовать силу Своего Слова; но Он сказал: «Написано, не хлебом одним будет жить человек, но всяким Словом, исходящим из уст Божиих». Если христиане будут изучать Священное Писание и следовать ему, они будут подготовлены к встрече с коварным врагом; но Слово Божье находится в пренебрежении, а в результате люди терпят бедствия и поражения.

Богатый юноша

Молодой человек подошел ко Христу и спросил: «Учитель Благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» Иисус посоветовал ему соблюдать заповеди. Юноша ответил: «Все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?» Иисус благожелательно, но твердо указал ему на недостаточное

[211]

соблюдение им небесного закона. Юноша не любил своего ближнего, как самого себя; его пристрастие к богатству было тем пороком, который не допустит его в Царствие Небесное, если он не преодолеет его. «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною».

Христос хотел, чтобы юноша понял, что Он не требует от него ничего иного, кроме как последовать Его примеру, который Он, Владыка небес, подал людям. Он оставил богатства и славу и стал бедным для того, чтобы человек мог обогатиться Его нищетою; во имя этих богатств Он призывает всех людей отринуть земные ценности, славу и удовольствия. Он знает, что если их интересы будут подчинены миру, они удалятся от Бога; поэтому Он и сказал молодому человеку: «Пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною». Как воспринял юноша слова Христа? Обрадовался ли возможности приобрести небесные сокровища? Увы, нет! «Юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение». Деньги давали ему силу и власть; а поскольку состояние его было весьма значительным, то расстаться с ним для него, по-видимому, не представлялось возможным.

Этот человек стремился к небесам; но ему хотелось сохранить свое богатство, и он отрекся от вечной жизни из-за пристрастия к деньгам и власти. Какой самообман! Однако многие люди, формально соблюдающие заповеди Божьи, совершают ту же ошибку.

Для алчного человека богатство таит большую опасность; чем больше он приобретает, тем труднее ему быть щедрым. Для него утратить благополучие равносильно тому, чтоб распрощаться с жизнью; он отвергает преимущество духовной награды, для того чтобы сохранить и умножить свои земные сокровища. Если бы он соблюдал заповеди Божьи, то не стремился бы лишь к одному — накоплению и приумножению состояния. Может ли

[212]

он, строя планы и стараясь лишь для собственного блага, любить Бога всем сердцем и душой и ближнего своего, как самого себя? Если бы он восполнял нужды бедных, он испытал бы гораздо большее счастье и его сердце было бы привязано скорее к небесным, нежели к земным сокровищам…

Подотчетность Богу

Апостол Павел говорил: «Я должен и Еллинам, и варварам, мудрецам и невеждам». Господь открыл Павлу свет истины и, таким образом, сделал его должником перед людьми, пребывающими во мраке, возложив на него обязанность просвещать их. Но очень многие не сознают того, что они подотчетны Богу. Им даны Божьи таланты; они обладают недюжинными способностями, развивая которые, они могут стать соработпиками Христа и Его ангелов. Сколько гибнущих душ могло бы обрести спасение благодаря их усилиям, сияя звездами в венце их радости. Но они безразличны ко всему. Сатана старается мирскими соблазнами отвлечь их помыслы от неба и парализовать их духовные силы, и весьма в этом преуспевает.

Вечные ценности поставлены на карту

Как можно сравнивать материальные ценности с несравненной ценностью людей, за которых умер Христос? Благодаря вам, дорогие братья и сестры, эти люди могут быть спасены и вместе с вами войти в царство славы; но никто не сможет взять с собой туда ни малейшей крупицы земных сокровищ. Вы можете, накапливая все новые богатства и ревниво их оберегая, укреплять и развивать свое дело; но если от Господа выйдет повеление, то за короткое время огонь уничтожит то, что копилось всю жизнь,

[213]

и превратит богатства в горстку тлеющего пепла. Вы можете использовать все свои таланты и энергию, приобретая богатство на земле; но какие преимущества оно вам даст, когда жизнь ваша окончится или когда явится Иисус? Чем выше вы превознеслись в славе и богатстве на земле, пренебрегши духовной жизнью, тем ниже будет ваша моральная оценка перед небесным судом Всевышнего. «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?»

Гнев Божий изольется на тех, кто служит мамоне, а не своему Творцу. Но тот, кто живет для Бога и для неба, указывая другим путь жизни, увидит, что стезя праведных подобна лучезарному светилу, которое, восходя, разгорается все более и более до полного дня. Они услышат вскоре приглашение: «Хорошо, добрый и верный раб; войди в радость господина твоего». Для Христа великая радость будет увидеть спасенных в Своем славном Царстве; ради этой радости Он «претерпел крест, пренебрегши посрамление». Но вскоре «на подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством». Как будут счастливы те, кто участвовал с Ним в Его работе, — они разделят Его радость! (Ревью энд Геральд, 23 июня, 1885).

Пленяющая власть сатаны

Цель сатаны — сделать этот мир притягательным для людей. Он обладает очаровывающей силой, которую использует для того, чтобы привлечь внимание многих, даже последователей Христа. Немало христиан, формально соблюдающих заповеди Божьи, готовы пойти на любые жертвы ради приобретения богатства, и чем успешнее они в достижении желаемого, тем меньше будут

[214]

заботиться о распространении истины в мире. Они утратили любовь к Богу и потому поступают столь безрассудно. Чем значительнее их финансовые успехи, тем меньше они жертвуют на дело Божье.

Образ жизни тех, кто движим безумной страстью к обогащению, ясно показывает, что невозможно служить двум господам — Богу и мамоне. Для всех очевидно: их божество — это деньги. Власть богатства для них важнее всего, все свои побуждения и силы они посвятили служению этому миру. Ими движет страсть к деньгам, и ради них они нарушают Закон Божий. Они могут на словах исповедовать веру в Христа, но на самом деле им чужды принципы христианства и они не прислушиваются к предостережениям. Свои лучшие силы они отдали служению миру и поклонению мамоне.

Тревожит то, что так много людей поддаются обману сатаны. Он пленяет воображение блестящими перспективами земных приобретений, от которых у них кружится голова, и они думают, что это и есть совершенное счастье. Они соблазнились возможностью иметь богатство, славу и власть. Сатана говорит человеку: «Все это я дам тебе — и власть, и богатство, с помощью которых ты сможешь творить добро ближним». Но когда люди достигнут всего, к чему так стремились, то обнаружат, что их ничто не связывает с самоотверженным Спасителем, ибо они так и не обрели Христовых черт характера. Они привязаны к земным сокровищам и отклоняют призыв к жертвенности, самоотречению и смирению ради истины. У них нет желания поделиться с близкими сокровищами, которым они отдали свое сердце. Они избрали себе другого господина и решили служить мамоне, а не Христу. Сатана добился власти над их душами, обольстив их любовью к мирским богатствам.

Часто переход от христианского благочестия к мирским принципам происходит настолько незаметно — благодаря коварным искушениям лукавого, что обольщенная душа и не

[215]

подозревает, что принадлежит она не Христу, а врагу рода человеческого (Ревью энд Геральд, 23 сентября, 1890).

Утрата духа самопожертвования, присущего пионерам христианства

Давно миновало время, когда тех, кто услышал и принял истину, насчитывались единицы. Они не владели большим богатством; но некоторые из них продавали дома и земли, чтобы, обустроившись поскромнее, добровольно посвятить свои деньги Господу на издательское дело и другие нужды Божьей работы. Эти самоотверженные люди испытали немалые лишения; но если бы они претерпели до конца, их награда была бы великой.

Бог оказывал влияние на многие души. Истина, ради которой немало людей жертвовали всем, триумфально завоевывала сердца, многие принимали ее. Согласно Божьему провидению многие люди, обладавшие значительными средствами, принимали истину и старались содействовать продвижению работы Божьей. Сегодня Бог не требует, чтобы люди продавали свои дома; но если те, кто живет в изобилии, услышав Его призыв, не захотят порвать с миром и принести Богу свои пожертвования, Он пройдет мимо них и призовет других, тех, кто хочет трудиться для Иисуса, кто готов продать даже жилище свое, чтобы помочь делу. Бог не будет иметь недостатка в добровольных приношениях. Пусть всякий жертвующий видит в этом огромную привилегию (Ревью энд Геральд, 16 сентября, 1884).

Божий народ подвергнут испытанию перед лицом всей Вселенной, и скудость даров и приношений, ничтожность усилий в Божьем служении расценивается на небе как неверность. Если бы

[216]

то малое, что они сегодня делают, было самым лучшим, что они могут совершить, они не подпали бы под осуждение, — но наш народ способен на большее. Божий народ знает и мир знает, что люди в значительной мере утратили дух самоотверженности и не хотят нести свой крест (Свидетельство для Церкви, т. 6, с. 445,446).

Каждый подвергается испытанию

И Матфей со своим неправедным богатством, и Андрей с Петром, учитывая их положение, были подвергнуты одинаковому испытанию, и каждый из них проявил равное посвящение. В минуту удачи, когда сети рыбаков были полны рыбы и жизнь была наполнена радостью, Иисус призвал их не раздумывая оставить все ради евангельской работы. Каждая душа будет испытана таким образом; и что возобладает — тяга к временным благам или любовь ко Христу?

Принцип строг: ни один человек не достигнет успеха в служении Богу, если его сердце не будет всецело отдано работе и если он не признает суетность всего мирского в сравнении с возможностью познания Христа. Никто не может быть учеником Христа, а тем более Его соработником, и в то же время стремиться к обогащению. Когда человек высоко ценит важность спасения, в его жизни проявится такая же самоотверженность, какая была присуща Христу. Куда бы Он ни пошел, они будут рады последовать за Ним (Христос — надежда мира, с. 273).

[217]