Вавилонская империя

«И другой ангел следовал за ним, говоря: пал, пал Вавилон, город великий, потому что он яростным вином блуда своего напоил все народы» (Откровение 14:8)

В пророчествах о последнем времени Вавилон олицетворяет союз богоотступнических сил, а вино олицетворяет собой лжеучения, противоречащие Библии, которые исходят из него. Так почему же именно древний Вавилон, уже не существующий во времена апостола Иоанна (автора книги Откровение), стал символом богоотступничества?

Хронологическая схема истории Вавилона

Основатель государства — Нимрод

Первая династия Иссина (2017-1794) правила 223 года

1. Ишби-Эрра (2017-1985)

2. Шуилишу (1985-1975)

3. Иддин-Даган (1975-1954)

4. Ишме-Даган (1954-1935)

5. Липит-Иштар (1935-1924)

6. Ур-Нинурта (1924-1896)

7. Бур-Син (1896-1874)

8. Липит-Эллиль (1874-1869)

9. Эрра-имитти (1869-1861)

10. Эллиль-бани (1861-1837)

11. Замбия (1837-1834)

12. Итерпиша (1834-1831)

13. Урдулькуга (1831-1828)

14. Син-Магир (1828-1817)

15. Дамикилишу (1817-1794)

Династия Ларсы (2025-1763) правила 262 года

1. Напланум (2025-2005)

2. Эмициум (2005-1977)

3. Самиум (1977-1942)

4. Забайя (1942-1933)

5. Гунгунум (1933-1906)

6. Абисарихи (1906-1895)

7. Сумуэль (1895-1866)

8. Нур-Адад (1866-1850)

9. Син-иддинам (1850-1843)

10. Син-эрибам (1843-1841)

11. Син-икишам (1841-1836)

12. Цилли-Адад (1836-1835)

13. Варад-Син (1835-1823)

14. Рим-Син (1823-1763)

Первая Вавилонская династия (1894-1595) правила 299 лет

1. Сумуабум (1894-1881)

2. Сумула-Эль (1881-1845)

3. Сабиум (1845-1831)

4. Апиль-Син (1831-1813)

5. Син-мубаллит (1813-1793)

6. Хаммурапи (1793-1750)

7. Самсу-илуна (1750-1712)

8. Абиешу (1712-1684)

9. Амми-дитана (1684-1647)

10. Амми-цадука (1647-1626)

11. Самсу-дитана (1626-1595)

Касситская династия (1595-1155) правила 440 лет

1. Агум (1595-1571)

2. Бурна-Бураш Первый

3. Каштилиаш Второй

4. Улам-Бураш

5. Агум Третий

7. Караиндаш Первый

8. Кадашман-Харбе Первый

9. Куригальзу Первый

10. Кадашман-Эллиль

11. Бурна-Бураш Второй (1363-1335)

12. Караиндаш Второй (1335-1334)

13. Куригальзу Второй (1334-1312)

14. Назимарутташ (1312-1286)

15. Кадашман-Тургу (1286-1268)

16. Кадашман-Эллиль (1268-1253)

17. Кудур-Эллиль (1253-1243)

18. Шагаракти-Шуриаш (1243-1231)

19. Каштилиаш Третий (1231-1223)

20. Эллиль-надин-шуми

21. Кадашман-Харбе Второй

22. Адад-шум-иддин

23. Адад-шум-уцур

24. Мели-Шиху (1187-1172)

25. Мардук-аила-иддин Первый (1172-1158)

26. Забаба-шум-иддин (1158-1157)

27. Эллиль-надин-аххе (1157-1155)

Вторая династия Иссина (1155-1027) правила 128 лет

1. Мардук-кабит-аххешу (1155-1140)

2. Итти-Мардук-балати (1140-1132)

3. Нинурта-надин-шуми (1132-1127)

4. Навуходоносор Первый (1127-1105)

5. Эллиль-надин-аххе (1105-1101)

6. Мардук-надин-аххе (1101-1083)

7. Мардук-шапик-зери (1083-1070)

8. Адад-апла-иддин (1070-1048)

9. Мардук-аххе-эриба (1048-1047)

10. Мардук-зер (1047-1036)

11. Набу-шуму-либур (1036-1027)

Династия Приморья (1026-1006) правила 20 лет

Династия Бази (1004-986) правила 19 лет

Эламская династия (985-980) правила 5 лет

Династия Э (980-732) правила 248 лет

1. Набу-мукин (980-944)

2. Нинурта-кудурри-уцур

3. Мар-бити-аххе-иддин

4. Шамаш-мудаммик

5. Набу-шум-укин Первый

6. Нибу-апла-иддин

7. Мардук-закир-шуми Первый

8. Мардук-балассу-икби

9. Баба-ах-иддин

10. Мардук-бел-зери

11. Мардук-апла-уцур

12. Эриба-Мардук

13. Набу-шум-ишкун

14. Набонасар (747-734)

15. Набу-надир-зери (733-732)

16. Набу-шум-укин Второй (732-732)

Девятая Вавилонская династия (731-627) правила 104 года

1. Набу-мукин-зери (731-729)

2. Тиглатпалассар Третий (728-727)

3. Салманассар Пятый (726-722)

4. Мардук-апла-иддин Второй (721-710)

5. Саргон Второй (709-705)

6. Сеннахериб (704-703)

7. Мардук-закир-шуми Второй (703-703)

8. Мардук-апла-иддин Второй (703-703)

9. Бел-ибни (702-700)

10. Ашшур-надин-шуми (699-694)

11. Нергал-ушезиб (693-693)

12. Мушезиб-Мардук (692-689)

13. Сеннахериб (688-681)

14. Асархаддон (680-669)

15. Шамаш-шум-укин (668-648)

16. Кандалану (647-627)

Нововавилонская династия (626-538) правила 88 лет

1. Набополассар (626-605)

2. Навуходоносор Второй (605-562)

3. Амель-Мардук (562-560)

4. Нериглассар (560-556)

5. Лабаши-Мардук (556-556)

7. Набонид (556-538)

8. Валтасар (538-538)

Некоторые места в Библии, повествующие о Вавилоне: 4 Царств 24, 25; 2 Паралипоменон 36; Даниил 1, 2, 3, 4, 5.

Коротко о религии древних вавилонян

В отличие от великих городов Древнего мира Вавилон кроме крупнейшего политического центра представлял собой на протяжении всей своей истории мировой духовный центр. И если политическое господство, как это видно из хронологии, Вавилон часто и на долгие сроки утрачивал, то господство религиозное он сохранял всегда. Этот город являлся столицей мирового жречества, куда съезжались жрецы Египта, Сирии, Элама, Ассирии, Тира, Персии, Сидона, Аравии, Мидии, Эфиопии, Ливии, Малой Азии и т. д., где они обучались жреческой науке, докладывали главному жрецу тайны своих стран, получали от него приказы.

В центре Вавилона высился огромный храмовый комплекс Эсагила — местопребывание главного жреца и тайный центр всей тогдашней политики Древнего мира. Центральным сооружением Эсагилы была огромная храмовая башня Этеменанка, заложенная на месте знаменитой вавилонской башни и бросавшая вызов всем и вся, говоря о вечности Вавилона [23]. Кроме Эсагилы в городе располагалось бесчисленное количество храмов, посвященных богам всего тогдашнего мира. Однако особо почитаемыми богами Вавилона были: Мардук, Иштар, Энлиль, Ан, Уту, Наина, Таммуз [23]. С именем последнего связана следующая история. У основателя Вавилона Нимрода была жена Семирамус, которая вела крайне разгульный образ жизни, усилившийся особенно после смерти Нимрода. Одним из ее незаконных детей был Таммуз. Его рождение царица объявила от бога и поэтому, когда молодой Таммуз случайно погиб, Семирамус возвела его в ранг богов и приказала праздновать его день 25 декабря. Именно поэтому и сегодняшнее рождество приходится на этот день. Ибо день появления на свет Спасителя мира неизвестен, но чтобы удовлетворить многочисленную часть общества, император Константин, принимая христианство, приказал праздновать рождество в день, в который ранее праздновали праздник Таммуза-Митры, т. е. день Солнца. В Вавилоне были также составлены первые книги по астрологии, гаданиям, разработаны приемы вызывания духов, т. е. заложены основы спиритизма. Учение древнего Вавилона быстро распространялось в разных странах, напояя их народы сатанинской философией. И сегодня вновь обрели огромную популярность гороскопы, астрологические прогнозы, колдуны, предсказатели, хилеры. Тезис вавилонских жрецов о том, что для счастливой жизни как на земле, так и после смерти достаточно жертвовать большие деньги, сегодня тоже имеет большое распространение, не говоря уже о пышных церковных обрядах, весь принцип которых взят из Вавилона вместо скромного богослужения, которое проводил Христос и главный смысл которого сводился к проповеди [11, 16, 17, 20, 23, 61, 56, 58, 46, 74].

Пророчества о Вавилоне, записанные в Библии

Книга пророка Исайи

13 глава

17 стих: «Вот Я подниму против них мидян, которые не ценят серебра и не пристрастны к золоту».

20 стих: «Не заселится никогда, и в роды родов не будет жителей в нём. Не раскинет Аравитянин шатра своего, и пастухи со стадами не будут отдыхать там».

21 стих: «Но будут обитать в нем звери пустыни, и домы наполнятся филинами, и страусы поселятся, и косматые будут скакать там».

14 глава

23 стих: «И сделаю его владением ежей и болотом».

Книга пророка Иеремии

50 глава

3 стих: «Ибо от севера поднялся против него народ, который сделает землю его пустынею, и никто не будет жить там, от человека до скота, все двинутся и уйдут».

43 стих: «Услышал царь Вавилонский весть о них, и руки у него опустились, скорбь объяла его, муки — как женщину в родах».

51 глава

8 стих: «Внезапно пал Вавилон и разбился».

9 стих: «Врачевали мы Вавилон, но он не исцелился, оставьте его и пойдем каждый в свою землю, потому что приговор о нем достиг до небес и поднялся до облаков».

31 стих: «Гонец бежит навстречу гонцу, и вестник — навстречу вестнику, чтобы возвестить царю Вавилонскому, что город его взят со всех концов».

37 стих: «И Вавилон будет грудою развалин».

39 стих: «Во время разгорячения их сделаю им пир, и упою их, чтоб они повеселились и заснули вечным сном, и не пробуждались, говорит Господь».

43 стих: «Города его сделаю пустыми, землею сухою, степью, землёю, где не живёт ни один человек и не проходит сын человеческий».

57 стих: «И напою допьяна князей и мудрецов его, облаете начальников его и градоправителей его, и воинов его, и заснут сном вечным и не пробудятся».

Выводы из пророчеств

1. Против Вавилона пойдут мидяне (Ис. 13:17).

2. Город никогда более не заселится (Ис. 13:20), люди покинут его (Иер. 50:3).

3. Аравитянин не будет там пасти своих стад (Ис. 13:20).

4. На месте города будут обитать звери пустыни (Ис. 13:21).

5. Город станет болотом (Ис. 14:23).

6. Народ с севера пойдет на город войной (Иер. 50:3).

7. На месте города будет пустыня (Иер. 50:3).

8. Ужас и беспомощность вавилонского царя в день нашествия (Иер. 50:43, 51:31).

9. Город падет внезапно (Иер. 51:8).

10. Будут делаться попытки восстановить Вавилон, но они окончатся провалом (Иер. 51:9).

11. От города останутся развалины (Иер. 51:37).

12. Город будет взят в состоянии опьянения (Иер 51:39, 51:57).

13. После разрушения город практически не будет посещаем (Иер. 51:43).

Миновало всего тридцать лет после смерти Навуходоносора. И если бы мы сравнили положение страны, которое было при этом царе, с тем, которое стало теперь при его ближайших преемниках, то мы бы поразились произошедшей перемене. Раздираемая дворцовыми переворотами, многочисленными восстаниями в провинциях, вторжениями соседних племен, империя шла к своей гибели [16]. А центральное правительство вместо того, чтобы предпринять адекватные меры, по примеру ассирийских владык, предавалось грабежу казны, пьянству и разврату. И в этот критический для страны момент ее границы пересекает мощная мидо-персидская армия, ведомая Киром II (550-529) (пророчества 1, 6) [15, 16, 17, 26]. Подойдя к Вавилону, Кир приготовился к длительной осаде, понимая, что быстро взять такой город будет очень тяжело. Ибо стены города достигали 25 метров в ширину, 100 в высоту, опоясывая город на 22 километра и включая в себя 100 ворот и 250 башен. Но вновь, как и в случае с Ниневией, произошло чудо. В один из дней к Киру прибегают из Вавилона два знатных перебежчика — Гобрий и Гадат, которые открывают ему план укреплений города с его слабыми местами [*1]. Будучи отличным стратегом, Кир при их помощи разрабатывает план нападения, в основе которого лежало отведение русла реки Евфрат путем прорытия каналов. В образовавшееся пространство под стеной города и должна была войти мидо-персидская армия. Последующие события развивались с небывалой быстротой. В одну из ночей, когда река была отведена, войско Кира внезапно ворвалось в город и практически без боя овладело им (пророчество 9) [11, 16, 17, 15, 58, 39, 42] [*1]. Этому способствовало всеобщее опьянение, не только в залах дворца, но и в войске (пророчество 12) [39, 11, 20, 23, 58, 70]. События, происходящие в это время во дворце, так ярко описанные Даниилом, представляли собой «пир во время чумы», когда люди, потеряв всяческий человеческий облик, предавались животным страстям. И в этот момент таинственная рука на стене пишет весть о гибели царя и города. А еще через некоторое время становится известно о взятии города. Ужас и беспомощность так сковали Валтасара, что он даже не попытался бежать из города, и погиб тут же, в главной зале дворца (пророчество 8) [11, 20, 58] [*1]. Взяв Вавилон, Кир не стал разрушать его, и все подумали, что Вавилон, центр мира, будет жить вечно. Однако, несмотря на выгодное географическое положение и более чем 1500-летнюю историю, город менее чем за 350 лет совершенно вымер (пророчество 2). При Александре Македонском и ряде других правителей предпринимались деятельные и усиленные попытки восстановить его. Однако все они, по разным причинам, не удавались (пророчество 10) [16, 11, 30]. Более того, к началу нашей эры местные жители не могли указать точно место, где находился город, ибо его захватила пустыня (пророчество 7) [74, 46, 50, 16, 39, 42, 58]. Древняя же часть города, основанная еще Хаммурапи (1792-1750), оказалась полностью погребена под болотами и разлившимися реками (пророчество 5) [74, 46, 50, 16, 39, 58]. Даже жители этих мест, несмотря на давность лет, обходят за многие километры эту пустыню с остатками холмов, считая, что в них живут духи его старых обитателей (пророчество 3) [74, 46, 58]. «Мене, мене, текел упарсин», — исчислил Бог царство твое и положил ему конец; ты взвешен на весах и найден слишком легким; разделено царство твое и дано мидянам и персам». Эта надпись на стене обращена не только к Валтасару, но и к нам, людям сегодняшнего времени. И, дай Бог, чтобы на последнем Божьем суде над нами не был произнесен такой же приговор [10, 11, 13, 14, 15, 16, 20, 23, 35, 39, 42, 53, 69, 74, 46, 50, 58, 61].

Примечания

[*1] См. Дукан Ж. «Стенание земли». — Заокский, 1995.