11. Возникновение Адвентистского движения

Когда адвентистское пробуждение происходило в Европе и на других континентах, параллельное пробуждение имело место и в Соединенных Штатах. В конце восемнадцатого и начале девятнадцатого веков наблюдался повсеместный интерес к библейскому пророчеству, вследствие которого было издано большое число книг, памфлетов и статей в периодических изданиях. На эту тему говорилось много проповедей, и особое внимание уделялось пророческим периодам времени: 1260 дней, 2300 дней и тысячелетнее царство. Исследователей также привлекала Османская империя и папство. Такие люди как Тимоти Дуайт, президент Йельского колледжа, Лайман Бичер, президент Теологической семинарии Лейна, и Илия Будино, первый президент Континентального конгресса, истолковывали пророчества в проповедях и в письменном виде. Проповедники, учителя, юристы, президенты колледжей и другие провозглашали и распространяли свои взгляды. Хотя большинство из них не имели в виду скорое возвращение Христа, было и много таких, кто в это верил.

Как уже ранее указывалось, духовное состояние нации сразу после Американской революции было ужасающим. Его точно обобщил Бэкон: “В последние годы восемнадцатого столетия духовная жизнь достигла самой низкой отметки во время самого сильного отлива в истории Американской Церкви. Деморализация армии, ярость политических фракций, продажная, материалистическая философия Франклина, философский деизм таких людей как Джефферсон, и популярное сквернословие Тома Пейна, а также другие неблагоприятные веяния стали причиной такого положения вещей, которое маловерным людям казалось почти отчаянным”. — Леонард Вулси Бэкон, “История Американского христианства из цикла по истории Американской Церкви”, том 13, с. 230.

Но несмотря на такую на первый взгляд безнадежную ситуацию, начался период возрождения, который достиг такого размаха, что его стали повсеместно называть Великим Возрождением. Результатом этого движения стало то, что люди стали уделять больше внимания изучению Библии и распространению Писаний. Стали создаваться новые организации, ставившие перед собой цель распространение Библий в зарубежных странах и поддержку миссионерской работы. В 1804 году было образовано Британское и зарубежное библейское общество, а в 1916 году было учреждено Американское библейское общество, а также Внутриамериканское миссионерское общество. В 1824 году разбросанные повсюду воскресные школы объединились и создали Американский союз воскресных школ. В 1810 году конгрегационалисты образовали Американский совет уполномоченных по зарубежным миссиям. Другие вероисповедания также включились в миссионерское движение.

Уильям Миллер

Из всех людей, проповедовавших о Втором пришествии в начале девятнадцатого столетия, Уильям Миллер приобрел наибольшую известность. Миллер родился в городе Питсфилд, штат Массачусетс, 19 февраля 1782 года. Когда он был еще маленьким мальчиком, его семья переехала в Лоухэмптон, штат Нью-Йорк. Этот город стал постоянным домом Миллера, за исключением его тринадцатилетнего проживания в городе Поултни, штат Вермонт. Миллер вырос в религиозной семье. Он был старшим из шестнадцати детей, и его мать, которая была дочерью баптистского служителя, воспитывала его в строгой морали. Двое ее братьев стали служителями в баптистских церквах. В то время не хватало школьных зданий, но страсть Миллера к чтению и его обыкновение читать по ночам при свете камина или у костра, позволило ему считаться вполне образованным человеком. Доступ к библиотекам состоятельных соседей, дружески настроенных по отношению к семье Миллеров еще больше расширило его кругозор.

Когда Миллеру пошел третий десяток, он познакомился с несколькими деистами. Ему нравилось дискутировать с ними и, в конце концов, он стал мыслить так же, как и они, — отчасти потому, что видел непоследовательность в жизни христиан, а отчасти по причине разноречивых мнений тех служителей, которым он задавал вопросы по поводу Библии. Его изменившееся отношение к Библии и Церкви не изменило общего течения его жизни. Он был честным, правдивым и чистым в своих помыслах и пользовался уважением своих соотечественников. Он совершал приемлемую службу в должности констебля, мирового судьи и шерифа. Война 1912 года привела к тому, что Миллера призвали на военную службу, и он провел два года в пехоте в чине капитана. В армии он разочаровался в своих деистических убеждениях, хотя он не присоединился к церкви, он стал регулярно посещать богослужения в Баптистской церкви города Лоухэмптон, служителем которой был его дядя.

В некоторых случаях, когда было известно, что служителя в церкви не будет, Миллер не посещал богослужения под предлогом того, что помощник пастора был никудышным проповедником, и он ничего не мог вынести из его проповеди. Он намекал на то, что если бы в такое время ему могли доверить чтение библейских текстов, то он бы приходил бы в церковь. Администраторы церкви направили ему такое приглашение. Спустя некоторое время, читая проповедь по 53-й главе книги пророка Исаии, Миллер испытал такой сильный прилив чувств, что вынужден был сесть. Вследствие глубокого убеждения он принял Христа как своего спасителя и обрел то удовлетворение, к которому так долго стремился.

В течение двух лет, с 1816 по 1818 г.г. внимание Миллера было приковано к Библии. Он отложил в сторону все комментарии и, по возможности, все предвзятые идеи, и начал свое исследование библейского учения, пользуясь только своей Библией и Симфонией Крудена. Чем дольше он изучал Библию, тем сильнее становилось его доверие Св. Писанию; но тем больше он удалялся от некоторых популярных богословских учений своего времени. Следует внимательно изучить заявление самого Миллера, которое он назвал “Итог моих исследований”. Оно было опубликовано в виде небольшого памфлета.

“Исследуя таким образом Писания, я пришел к выводу, что если пророчества, исполнившиеся в прошлом, должны служить критерием, по которому мы можем судить о том, как исполнятся пророчества в будущем, то популярные воззрения о духовном царствовании Христа, о земном тысячелетнем царстве, которое начнется прежде кончины века, и о возвращении иудеев — не подтверждаются словом Божьим. Ибо, я обнаружил, что все те тексты Писания, на которых основаны эти излюбленные теории, содержат такие же ясные изречения, как и те, которые буквально исполнились при Первом пришествии или в любую другую прошлую эпоху. Я обнаружил в Писаниях ясные учения о том. что Иисус Христос снова сойдет на нашу землю на облаках небесных, во всей славе Отца Своего; что во время Его пришествия царство и владычество во всей поднебесной будет передано Ему и святым Всевышнего, и что Он будет царствовать во веки веков. Далее я узнал, что как старый мир погиб от потопа, так нынешняя земля сберегается огню и расплавится от небесного огня во время пришествия Христа, после чего, согласно обетованию, ей суждено стать новой землей, на которой во веки обитает правда. Я также узнал, что при Его пришествии тела всех умерших праведников воскреснут, а все живые праведники изменятся и перейдут из тления в нетление, из смертного состояния в бессмертное и будут все вместе восхищены навстречу Господу на воздухе, и будут царствовать с Ним во веки веков на обновленной земле. Я прочитал о том, что тогда закончится великое противостояние Сиона; его дети будут избавлены от рабства и от власти искусителя, и все святые предстанут перед Богом непорочными, без пятна или порока в любви, а тела всех нечестивых будут уничтожены, и их духи будут заключены в темницу до времени их воскресения и осуждения. Когда земля, таким образом обновится, праведники воскреснут, а нечестивые погибнут, наступит Царство Божье, когда Его воля будет совершаться на земле, как она совершается на небе; кроткие наследуют землю и Царство будет отдано святым. Я обнаружил, что единственное тысячелетнее царствие, о котором говорится в слове Божьем, — это тысяча лет, которые разделят первое воскресение и воскресение остальных умерших, как об этом говорится в 20-й главе книги Откровение; и что оно должно наступить после личного пришествия Христа и обновления земли.

Я узнал, что до пришествия Христа и конца света праведники и нечестивые будут жить на этой земле, и что рог папства будет воевать против святых до самого явления Христа и установления Его Царствия, когда он будет уничтожен славой пришествия Христа; таким образом, не может быть и речи об обращении всего мира перед пришествием; и что поскольку новая земля, на которой обитает правда, помещена Петром во время, которое наступит после вселенского пожарища, и поскольку он говорит, что эта та самая земля, которую мы ожидаем по обетованию из 65:17, и та самая, которую Иоанн видел в видении после того, как исчезли прежние небо и земля, должно быть ясно, что различные тексты Писания, относящиеся к событиям тысячелетнего царствия, должны исполниться после воскресения всех святых, спящих в Иисусе. Я также обнаружил, что обетования относительно восстановления Израиля, применяются апостолом ко всем Христовым. Все, облекшиеся во Христа, становятся семенем Авраама и по обетованию наследниками” — Уильям Миллер, “Апология и защита”, страницы 7—9 (В этом памфлете тридцать шесть страниц, и он был написан в 1845 году).

В следующих двух разделах своего памфлета Миллер объясняет, почему он пришел к выводу, что живет в конце исполнения таких пророчеств как Даниил 2. Он утверждал, что все пророческие периоды должны рассчитываться по принципу день за год. В следующем разделе говорится о его заключении, что 2300 дней из Дан. 8:14 начинаются с периода в семьдесят седьмин из Дан. 9:24, и что они закончатся “примерно в 1843 году г. н.э.”. “Таким образом, в 1818 году, после двух лет интенсивного исследования Писаний, я пришел к торжественному выводу, что примерно через двадцать пять лет (в 1843 году) все дела нынешнего века свернутся” — Там же, сс. 11, 12.

Для Миллера этот вопрос казался ясным, а выводы — вполне здравыми; но они так сильно отличались от общепринятых взглядов, что он счел своим долгом еще раз внимательно исследовать весь вопрос. Он ничего не знал о том, что некоторые выдающиеся богословы в Европе и Америке пришли, по сути дела, к тем же самым выводам по многим позициям. Чтобы удостовериться в своих выводах, Миллер провел следующие четыре года, с 1818 по 1822 г.г., в скрупулезных исследованиях, снова обращая внимание на Библию и только Библию, и не прибегая к помощи других книг за исключением своей Симфонии. В результате своего исследования он утвердился в основных положениях своих ранее сделанных открытий и еще больше углубил свое понимание пророчеств, которые он считал только частью всей евангельской вести. Он подготовил список из двадцати пунктов, в котором изложил свою веру. Этот перечень был шире, чем его заявление в “Апологии и защите”; однако главные его выводы остались без изменений.*

*Эти двадцать статей можно найти в книге Сильвестра Блисса “Мемуары Уильяма Миллера”, с.с. 77—80, или в книге Лероя Эдвина Фрума “Пророческая вера наших отцов”, т. 4, с.с. 466, 467. Правила истолкования пророчеств, разработанные Миллером, вы найдете в книге Блисса, с.с. 70, 71.

В течение следующих девяти лет Миллер, в приватных разговорах и в своей переписке, сообщал другим о своем ожидании Второго пришествия. Иногда он писал статьи для разных газет. Мало кто проявлял интерес к его взглядам, и Миллеру это было трудно понять. Шли годы, и у него крепло убеждение, что близость конца требует от него решительных действий: он должен предупредить об этом весь мир. Конечно, для этого ему придется публично заявить о своих открытиях, что он считал совершенно невозможным делом. Внутренняя борьба между чувством долга и сознанием собственной несостоятельности достигла кульминации в середине августа 1831 года.

В субботу утром 13 августа Миллер провел некоторое время в своем кабинете после завтрака. Когда он встал из-за стола и уже собирался приступить к какой-то работе, внезапно у него появилась навязчивая, неотступная мысль; внутренний голос сказал ему настойчивее, чем прежде: “Иди и расскажи об этом миру”. Впечатление было такое, что к нему обратился Сам Бог. Это потрясло его так сильно, что он снова сел за стол и сказал: “Я не могу идти, Господи”. Ему показалось, что он услышал вопрос: “Почему нет?” У него были самые разные отговорки: он был слишком стар; он не был профессиональным проповедником, у него не было специального богословского образования; он говорил медленно и некрасноречиво. Но все эти аргументы, вместе взятые или каждый из них в отдельности, не могли заглушить голос внутреннего убеждения и совести.

Его смятение было настолько сильным, что он там же и тогда же пообещал Господу, что если Он определенно откроет перед ним путь, то Уильям Миллер отзовется и выполнит свой долг. “Что ты имеешь в виду, говоря об открытом пути? — спросил у него все тот же голос. “Вот что, — ответил Он: — если я получу приглашение публично выступить в каком-либо городе, я пойду и расскажу им о своих открытиях”. Заключив эту сделку, он немного успокоился. Он был уверен в том, что не получит никакого приглашения.

Но в тот момент, когда бремя отлегло от сердца Миллера, Ирвинг Гилфорд был уже на полпути из близлежащего Дрездена в Лоухэмптон. Он намеревался пригласить своего дядю Уильяма приехать к ним и рассказать членам Баптистской церкви города Дрезден о своих взглядах на Второе пришествие. Их пастор должен был отсутствовать в тот день. Сестра Миллера Сильвия и ее муж Сила Гилфорд знали о его воззрениях и предложили пригласить Миллера приехать в их город в ближайшее воскресенье и рассказать о своих убеждениях. Когда юноша доставил Миллеру это приглашение, исследователя Библии, занимавшегося земледелием, как будто поразило громом. Теперь он злился на самого себя, что всего полчаса тому назад заключил такой нелепый договор с Богом. “Я тут же восстал против Господа и твердо решил не ехать”. Не говоря ни слова он вышел из дома и пошел в липовую рощу, чтобы помолиться.

Чем дольше он молился, тем сильнее становилось его убеждение. Единственный ответ, который он получил на свою мольбу об освобождении от своего обещания, были слова: “Иди и расскажи об этом всему миру”. Его совесть взывала к нему: “Неужели ты так быстро откажешься от своего договора с Богом?” Тогда было принято решение — единственно возможное решение для человека с таким складом характера, как у Миллера: “Господи, с пойду”. На следующее утро соседи заполнили дом Гилфорда, в котором проводилась воскресная служба, чтобы услышать первую проповедь Уильяма Миллера. Когда он закончил, слушатели настаивали на том, чтобы он продолжил свои лекции в течение всей последующей недели.

Когда Миллер вернулся домой в понедельник на следующей неделе, его уже ожидало письмо с приглашением проповедовать в Поултни, в нескольких милях от его родного города. После этого он, в течение непродолжительного времени, сказал сотни проповедей в баптистский, методистских, конгрегационалистских и других церквах по всей Новой Англии, в восточной Канаде, а немного позже также на западе, в штате Огайо и на юге, в штате Мериленд.

Миллеровское движение, как его впоследствии стали называть, было уже в полном разгаре. В 1834 году он стал посвящать все свое время проповеди. За девять лет он сказал четыре тысячи проповедей в пятистах городах и селах.

Начав в 1831 году, Уильям Миллер проработал семь лет, не имея помощников, которые могли бы консультировать его или разделять с ним бремя его миссии. Но в 1838 году Иосия Лич, методистский служитель, принял его весть и стал трудиться бок о бок с ним. Как проповедник, писатель и редактор, Лич вносил творческий вклад в распространение пророческих истолкований Миллера. Он поддерживал связь с Методистской церковью до 1841 года, когда он посчитал за лучшее разорвать эту связь и полностью посвятить себя делу Второго пришествия. Он служил редактором или помощником редактора различных миллеровских изданий, много путешествовал, читая лекции по пророчествам и сопровождал Миллера в его многочисленных миссионерских поездках. Наверно, Лич лучше всего запомнился своим истолкованием семи труб Откровения 8, 9, 11 и своим уверенным предсказанием о том, что падение Османской империи произойдет в августе 1840 года.

Лич привел в миллеровское движение Чарльза Фича, который до этого служил пастором Конгрегационалистской церкви на улице Мальборо в Бостоне и в церкви свободных пресвитериан в г. Ньюарк, штат Нью-Джерси. После продолжительного проповеднического турне по ряду штатов Фич вернулся в 1841 году в Гаверхилл, штат Массачусетс, где он снова начал изучать вопрос о Втором пришествии. Несколько лет тому назад он был склонен принять миллеровское истолкование пророчеств, но затем отвернулся от него. Иосия Лич, зная о прежнем опыте Фича, зашел к нему домой, чтобы убедить его изучить и принять адвентистские учения. После суровой внутренней борьбы Фич принял решение и занял место рядом с Миллером и Личем. Вскоре он стал одним из наиболее любимых и успешных проповедников адвентистского движения.

Фич разработал хорошо известную пророческую схему с акцентом на 1843 год, которой так широко пользовались адвентистские проповедники, и которая стала предтечей многочисленных пророческих схем, разработанных с того времени.

Помимо Миллера наибольший вклад в успех миллеровского движения внес Джошуа В. Хаймс. Он был пастором Второй христианской церкви г. Бостон, когда впервые услышал адвентистскую весть в 1839 году. Вскоре Хаймс посвятил все свои многочисленные таланты и силы делу распространения адвентистской вести. Хаймс был сильным проповедником, отличавшимся глубокой набожностью и неподкупной честностью. Он был обаятельным человеком и имел дар популярно и привлекательно излагать свою весть. Его проповеднические таланты затмевались только его незаурядными способностями редактора и организатора. Вскоре лучшие издательские мощности страны были задействованы для печатания многочисленных газет, брошюр, книг, памфлетов, песенников, схем, плакатов и рекламных проспектов, выходивших в свет под его руководством. После проведения евангельской кампании в Нью-Йорке Хаймс начал издавать ежедневную газету “Полночный крик”, с целью распространения адвентистского учения. Какое-то время десять тысяч экземпляров этой газеты ежедневно продавались или распространялись на улицах.

Именно Джошуа Хаймс перевел Миллера из маленьких городов и сел в крупные города. Благодаря его организационным способностям, известные адвентистские проповедники получали больше просьб проповедовать, чем они могли удовлетворить. Десятки тысяч людей посещали лагерные собрания, организованные Хаймсом, и еще несколько тысяч присоединились к движению, когда оно распространилось за пределы его руководящей деятельности. “На 130 лагерных собраниях, проведенных в 1843 и 1844 годах побывало от 500 000 до 1 000 000 человек, тогда как население Соединенных Штатов на тот момент составляло всего 17 000 000”. — Там же, с. 554.

Нельзя также пройти мимо Джозефа Бейтса, отставного морского капитана. Бейтс услышал лекцию о Втором пришествии Христа примерно в то же самое время, когда Джошуа Хаймс заинтересовался работой Уильяма Миллера. Он чистосердечно откликнулся на эту весть.

Бейтс проповедовал, посещал многочисленные лагерные собрания и входил в многочисленные комитеты, изучавшие и планировавшие расширение движения. Будучи довольно состоятельным человеком до своего знакомства с адвентистским движением, Бейтс вскоре вложил в него все свои средства. Он был решительным и мудрым руководителем, твердым в своих намерениях и неустанным в своих поисках истины. Его влияние ощущалось повсюду и высоко ценилось.

Вопрос времени

По мере разрастания и ускорения адвентистского движения, верующие во Второе пришествие все чаще проводили общие и местные конференции. Христос должен был вернуться, по их мнению, в 1843 году, так что времени оставалось немного. Все просили Миллера точно указать на 1843 год, как на год Второго пришествия, и в журнале “Знамения времени” от 25 января 1843 года Миллер заявил: “Я абсолютно убежден в том, что в промежутке между 21 мартом 1843 года и 21 марта 1844 года по иудейскому летоисчислению придет Христос”. Когда истекали последние месяцы 1843 года и наступили первые месяцы 1844 года, верующие в пришествие ожидали это событие с возрастающим нетерпением. Многие неверующие наблюдатели следили за их приготовлениями, и скептицизм, предубеждение и насмешки усиливались.

Миллер намеревался создать новую Церковь. Он и его сообщники хотели облагодетельствовать все церкви, открывая им новый свет о пророчествах Библии и убеждая их начать духовное возрождение и приготовление к пришествию. Поначалу пасторы многих церквей из разных вероисповеданий радушно принимали их, но их упорное отстаивание 1843 года как времени пришествия и вера в то, что тысячелетнее царство начнется после Второго пришествия, привели к тому, что их весть была отвергнута теми, кто до этого охотно слушал их. Двери, когда-то открытые для миллеровских проповедников, начали закрываться. К лету 1843 года стало ясно, что происходит размежевание. Были приняты соответствующие резолюции, адвентистское учение было запрещено, членов исключали из церквей, служителей лишали их пасторских удостоверений и увольняли с работы.

Подобная реакция была вполне естественной. Дело в том, что адвентистские проповедники стали призывать тех, кто был верен адвентистскому учению, выходить из своих церквей и создавать адвентистские общины. Миллер не принимал участия в призыве к разделению и считал, что некоторые его братья зашли слишком далеко. Однако призыв “Выйди из нее, народ мой”, возвещаемый сначала в полголоса, вскоре усилился и разросся.

Люди не перестали изучать Библию даже несмотря на то, что в целом верующие в пришествие доверяли выводам Миллера. Летом 1843 года некоторые соратники Миллера начали понимать, что раввинское исчисление начала и конца еврейского года, которого придерживался Миллер, отличалось от истинного еврейского года. Иудейский год обычно рассчитывался, начиная с весеннего равноденствия, и именно по этой причине Миллер пришел к выводу, что конкретный иудейский год, наступивший спустя две тысячи триста лет после выхода в свет указа царя Артаксеркса о восстановлении и строительстве Иерусалима (457 год до н.э.), должен продлиться с 21 марта 1843 года до 21 марта 1844 года. Фактически, согласно истинному иудейскому летоисчислению, этот год закончился примерно в середине апреля.

Еще один факт стал оказывать влияние на их мышление. Они приняли 457 год до н.э., седьмой год царя Артаксеркса, как начало двух тысяч трехсот лет. Расчеты Миллера свидетельствовали о том, что две тысячи триста лет простираются от начала 457 года до н.э. до весны 1844 года. Однако указ Артаксеркса вступил в силу не в начале года, а осенью. Таким образом, если две тысячи триста лет являются полными годами, то они должны закончиться не весной 1844 года, а осенью того же года. Затем исследователей поразила мысль о том, что День очищения в служении древнего святилища приходился на десятый день седьмого месяца еврейского, религиозного года. В силу этого обстоятельства реальный День очищения также отодвигался на осень 1844 года. Все нюансы времени, связанные с отношением образного Дня очищения к истинному Дню очищения начали вырисовываться яснее.*

_________

*Мы не включили все детали этих расчетов, потому что они весьма утомительны. Полное объяснение можно найти в упомянутой нами книге Фрума, на сс. 784—809.

Вот почему некоторые прилежные исследователи пророчеств не были удивлены или смущены, когда Христос не вернулся весной 1844 года.

“Начав со статьи, написанной в феврале 1843 года, и на протяжении всего 1844 года Сэмюэл С. Сноу подчеркивал, что 2300 лет должны закончиться осенью, в седьмой еврейский месяц Тишри, если вести счет с осени 457 года до н.э. — там же, с. 799. Сноу постепенно добился поддержки в адвентистских кругах, но не все принимали его точку зрения, пока он не выступил на лагерном собрании в Эксетере, Нью Гемпшир, которое началось 12 августа 1844 года. Сноу представил ясные и логичные доказательства того, что Христос вернется осенью того года. На следующий день он подробнее изложил свои факты, и собравшимся стало ясно, что 2300 лет закончатся 22 октября 1844 года, и тогда же наступит истинный День очищения. Они верили, что это будет тот день, когда Христос вернется в силе и славе великой. Август уже подходил к концу, и оставалось всего несколько недель для того, чтобы возвестить миру последнее предупреждение.

Предвкушение и разочарование

Вскоре после окончания этого собрания Джозеф Бейтс подытожил результат нового понимания пророчества: “Когда собрание закончилось, по гранитным скалам штата Нью Гемпшир зазвучал мощный клич: Жених идет, выходите навстречу Ему! Когда экипажи и железнодорожные вагоны разъезжались по разным штатам, городам и селам Новой Англии, все еще были отчетливо слышны отголоски этого клича: Вот, Жених идет! Христос придет в десятый день седьмого месяца! Времени осталось мало, готовьтесь, готовьтесь! — Всеобщее волнение и благоговейное ожидание конкретного дня с беспрецедентным интересом. Какое поразительное и полное исполнение пророчества!

Кто не помнит по сей день, как быстро разносилась эта весть — как бы на крыльях ветра? Мужчины и женщины двигались во всех направлениях со скоростью локомотивов, пароходов и железнодорожных вагонов, нагруженные кипами книг и газет и разбрасывая их всюду, куда они могли доехать, в таком изобилии, которое можно сравнить разве что с падающими осенними листьями”. — Джозеф Бейтс, “Дорожные знаки и многочисленные свидетельства Второго пришествия”, с. 31. Им казалось, что это и есть тот “полночный крик”, о котором говорится в притче о десяти девах: “И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: ‘вот, жених идет, выходите навстречу ему’” Мф. 25: 5, 6.

Имущество продавалось, и вырученные деньги вкладывались в адвентистское дело. Оплачивались счета, исправлялись ошибки, урожай не собирали, потому что считали, что он не понадобится, люди прощались со своими близкими. Затем типографии остановили свою работу, и адвентисты вместе со всем остальным миром замерли в ожидании рассвета 22 октября. Долгие дневные часы проходили в томительном ожидании, и с каждым часом надежда людей возрастала. Но день закончился, и сгустились сумерки, а потом наступила ночь. Наступил тот момент, о котором ангел сказал: “Возьми и съешь ее; она будет горька во чреве твоем, но в устах твоих будет сладка, как мед” Откр. 10:9, 10.

Чувства Хирама Эдсона, описанные в одном из фрагментов рукописи с описанием его жизни, были достаточно типичны для всех адвентистов: “Самые радужные наши надежды и ожидания рухнули, и нами овладел такой дух плача и рыдания, какой до этого мне был совершенно незнаком. Похоже, что потеря всех земных друзей не идет ни в какое сравнение с тем переживанием. Мы рыдали, не в силах сдерживать себя до рассвета следующего дня. Я размышлял в сердце своем и говорил: мой адвентистский опыт был самым благословенным и ярким переживанием во всей моей христианской жизни. Если он оказался ложным, то чего тогда стоит вся моя остальная христианская жизнь? Неужели Библия говорит ложь? Неужели нет Бога, вечности, золотого града, в котором будут жить искупленные, рая? Неужели все это хитросплетенные басни? Неужели за нашими радужными надеждами и ожиданиями ничего не стоит? Таким образом, нам было о чем горевать и плакать, — ведь все наши самые сокровенные надежды рухнули! И, как я уже сказал, мы плакали до рассвета следующего дня”.

Подавляющее большинство тех, кто придерживался адвентистского учения, отвернулись от него сразу после разочарования 22 октября 1844 года. Многие люди считали, что все движение было основано на ложном истолковании Писаний, и что нет никакого смысла и дальше хранить ему верность. С другой стороны, были и такие, кто после разочарования все еще верил, что хотя была допущена какая-то ошибка, фундаментальное понимание пророчеств правильно, и в положенное время Христос вернется. Из числа последних выделились три группы: (1) экстремисты, все время назначавшие новые даты возвращения Спасителя; через несколько лет их организация распалась; (2) люди, по-прежнему державшиеся за адвентистскую надежду, но немного отличались от других протестантов. Они стали адвентистами первого дня или христианами пришествия; (2) те, которые впоследствии стали адвентистами седьмого дня, и которых сегодня насчитывается свыше десяти миллионов человек. В чем заключалась разница между этой последней группой и первыми двумя? В принятии нового света, который Господь послал вскоре после разочарования 22 октября.

Три конкретных учения, которые добавились к вести о Втором пришествии, отделили эту группу от остальных. Бог начал вести их к пониманию этих истин вскоре после разочарования. 23 октября миллерит Хирам Эдсон пришел к правильному пониманию служения Христа в небесном святилище. Вот как Эдсон описывает случившееся:

“После завтрака я сказал одному из моих братьев: ‘Пойдем навестим и ободрим некоторых наших братьев’. Мы отправились в путь, но, проходя через большое поле, я внезапно остановился посередине. Казалось, что передо мной отверзлось небо, и я отчетливо и ясно увидел, что наш Первосвященник не вышел из Святого святых Небесного святилища, чтобы прийти на нашу землю в десятый день седьмого месяца, по окончании 2300 дней. В тот день Он впервые вошел во второе отделение святилища, где Ему надлежит выполнить определенную работу. Поэтому Он еще пробудет какое-то время во Святом святых и только после этого придет на землю”. — Цитируется по книге Фрэнсиса Д. Никола, “Полночный крик”, с. 458.

Заключительный вывод, к которому пришли верующие, состоял в том, что они верно рассчитали время окончания 2300 лет, но неправильно определили событие, которое должно было произойти в конце этого периода. Имея правильный взгляд на служение Христа, они теперь понимали причину своего разочарования. Вместе с тем, они не отказались от своих прежних взглядов на другие пророчества и доктрины. Они осознали, что трудности у них возникли не потому, что Бог не выполнил Свое обетование, а по причине их собственного неправильного понимания истинного служения Христа в небесном святилище.

Через несколько недель вторая отличительная особенность, тесно связанная с главной темой данной книги, стала присуща мышлению верующих адвентистов. В декабрьский день 1844 года небольшая группа из пяти женщин преклонила колени в молитве в доме Хейнсов в Южном Портленде, штат Мэн. Среди них находилась девушка по имени Елена Гульда Гармон. Во время той памятной молитвы она пережила опыт, которому суждено было оказать глубокое влияние на адвентистов. Впоследствии она так описала случившееся:

“Когда мы молились, на меня сошла сила Божья, как она еще никогда до этого не сходила.

Мне казалось, что я окружена светом, и что я поднимаюсь все выше и выше от земли. Я обернулась, ища глазами адвентистский народ в этом мире, но не нашла его. Тогда голос сказал мне: ‘Взгляни еще раз, но смотри выше’. Тогда я возвела свои глаза вверх и увидела прямой и узкий путь, пролегающий высоко над миром. По этому пути адвентистский народ странствовал в направлении города, который виднелся в дальнем конце пути. Позади них, в самом начале пути горел яркий свет. Ангел сказал мне, что это ‘полночный крик’. Этот освещал весь путь и помогал им двигаться вперед, не спотыкаясь.

Если они не отрывали свой взгляд от Иисуса, Который находился прямо перед ними, то находились в полной безопасности. Но вскоре некоторые утомились и сказали, что город еще далеко, а они надеялись войти в него раньше. Тогда Иисус ободрил их, подняв Свою славную десницу. От нее изливался свет, озаривший группу адвентистов, так что те радостно закричали: ‘Аллилуйя!’ Другие поспешили отвергнуть сиявший позади них свет и сказали, что это не Бог до сих пор вел их. Свет позади них погас, они остались в кромешной тьме, стали спотыкаться, потеряли из виду указательные знаки и Иисуса и спали с тропы вниз, в темный и нечестивый мир” — “Жизненные очерки”, сс. 64, 65.

Далее в этом откровении было описано Второе пришествие Иисуса Христа, воскресение умерших праведников и некоторые вещи, которые увидят искупленные, когда войдут в Новый Иерусалим. Вскоре об этом откровении было рассказано адвентистам в городе Портленд. Зная характер Елены Гармон, обстоятельства, при которых было дано видение, а также суть самой вести, верующие не сомневались в том, что данное видение было вестью от Бога, призванной укрепить и ободрить их. В откровении не объяснялась причина разочарования. Понимание этой причины пришло позже, когда свет, данный Хираму Эдсону, был опубликован и тиражирован. Однако видение заверило верующих, что Бог был с ними в их разочаровании. У них укрепилась уверенность в том, что если они продолжат ходить во свете, как они делали в прошлые месяцы, то Господь откроет перед ними путь, и они будут препровождены в Град Божий.

Второе видение было дано Елене Гармон примерно через неделю после первого. Ей были даны наставления относительно возвещения вестей. Вскоре она начала путешествовать по мере возможности, встречаться с верующими и рассказывать им о своих видениях. Хотя ей приходилось сталкиваться с сопротивлением в своей работе, своим влиянием она стала сразу же объединять, сплачивать и укреплять разрозненные группы верующих.

С течением времени все больше и больше верующих в пришествие стали соглашаться с тем, что откровения Елены Гармон исходят от Бога, и принимать ее как вестницу Господню.

Третьей отличительной доктриной, которая сплотила эту небольшую группу адвентистов, и которая более чем когда-либо отделила их от окружающих, была суббота седьмого дня. Незадолго до великого разочарования несколько верующих адвентистов приняли субботу в Вашингтоне, Нью Гемпшир. В начале 1845 года Джозеф Бейтс прочитал статью Т.М. Пребла из Нашуа, штат Нью Гемпшир, опубликованную в журнале “Надежда Израиля”, которая помогла ему принять требования четвертой заповеди. В свою очередь, Бейтс преподал истину о субботе другим и написал брошюры, объясняющие ее значение и требующие ее соблюдение. В августе 1846 года Бейтс напечатал брошюру под названием “Суббота седьмого дня — вечное знамение”, экземпляр которой попал в руки Джеймса Уайт и Елены Гармон Уайт в тот месяц, когда они стали мужем и женой. Они тоже начали соблюдать и преподавать четвертую заповедь. Учение о субботе быстро распространилось среди рассеянных адвентистов, которые уже приняли свет о святилище, данный через Эдсона и откровения Елены Уайт.

Сами того не сознавая, верующие во Второе пришествие, принявшие эти три доктрины, закладывали основание для строительства прочного каркаса библейских учений, который впоследствии помог им устоять против нападок врагов, пытавшихся своими насмешками или критикой уничтожить весть, возвещенную ими всему миру. В нашем нынешнем исследовании мы обратим внимание только на одну из трех отличительных особенностей: откровения, данные Елене Уайт.

Заключение

1. Европейское адвентистское пробуждение затем перекинулось и на Америку.

2. Уильям Миллер стал ведущим представителем учения о Втором пришествии в Америке.

3. Миллер и его сподвижники широко распространили учение о пришествии и верили, что Христос вернется в 1843 или 1844 году.

4. Когда закончился период времени, установленные Миллером, внимание адвентистов было обращено на 22 октября 1844 года как дату возвращения Христа.

5. Поскольку верующие не понимали, какое событие произойдет по окончании пророческого периода в 2300 дней, 22 октября адвентисты были горько разочарованы.

6. Вскоре после разочарования им стал открываться новый свет, и они поняли, что Бог был с ними во время разочарования, и будет и дальше вести их.

7. Откровения, данные Елене Гармон, были приняты группой адвентистов как небесный свет.

Для изучения и обсуждения

1. Как вы думаете, играет ли существенное значение тот факт, что ведущий адвентистский проповедник в Америке был нерукоположенным проповедником-фермером, который занимался самообразованием, а не видным исследователем Библии?

2. Правильный ли метод изучения Библии избрал Миллер?

3. Если Бог вел людей к пониманию доктрины о Втором пришествии, как вы думаете, почему Он допустил недопонимание, которое вылилось в разочарование 1844 года?

4. Какие факторы способствовали расколу среди большой массы верующих в пришествие вскоре после разочарования? Представляются ли вам их доводы достаточным основанием для того, чтобы отказаться от своих прежних взглядов?

5. Как вы думаете, почему группе адвентистов так рано был дан новый свет о святилище и о том, что суббота — это седьмой день, освященный Богом? По какой причине Елене Гармон были даны откровения?

Избранные ссылки

Дж. Н. Лафборо, “Великое движение Второго пришествия”, сс. 148—201, “Наше твердое основание”, том 2, сс. 79—182.

У. А. Спайсер, “Несомненные факты адвентистского движения”, сс. 114—145, 155—160. Вашингтон, Издательская Ассоциация Ревю энд Геральд, 1929 г.

История возникновения движения в Америке

Л. Е. Фрум, “Пророческая вера наших отцов”, том 4, сс. 82—442.

Миллер и движение миллеритов

Сильвестер Блисс, “Воспоминания об Уильяме Миллере”, Бостон, Джошуа Хаймс, 1853 г.

Л. Е. Фрум, “Пророческая вера наших отцов”, том 4, сс. 443—809.

Ф. Д. Никол, “Полночный крик”, сс. 17—227. Вашингтон, Издательская Ассоциация Ревю энд Геральд, 1944 г.

Джеймс Уайт, “Христианская жизнь и общественный труд Уильяма Миллера”, Баттл-Крик, Издательская Ассоциация АСД, 1875 г.

Джеймс Уайт, “Молодость и зрелые годы и труды пастора Джозефа Бейтса”, Баттл-Крик, Издательская Ассоциация АСД, 1878 г.

Джеймс Уайт, “Жизненные очерки. Происхождение, молодость, христианская жизнь и обширные труды пастора Джеймса Уайта и его жены г-жи Елены Г. Уайт”, сс. 24—124. Баттл-Крик, Издательская Ассоциация АСД, 1880 г.

Разочарование

Л. Е. Фрум, “Пророческая вера наших отцов”, том 4, сс. 810—876.

Ф. Д. Никол, “Полночный крик”, сс. 228—260.

А. У. Сполдинг, “Вожди воинства”, сс. 77—90. Вашингтон, Издательская Ассоциация Ревю энд Геральд, 1947 г.

Елена Г. Уайт, “Христианский опыт и учения”, сс. 45—56.

Елена Г. Уайт, “Свидетельства для Церкви”, том 1, сс. 48—58.

После разочарования

Л. Е. Фрум, “Пророческая вера наших отцов”, том 4, сс. 827—905.

Ф. Д. Никол, “Полночный крик”, сс. 261—287.

А. У. Сполдинг, “Вожди воинства”, сс. 91—105.