15. Пророчица и ее вести

“Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне”. Евр. 1:1, 2. Поскольку Бог приспосабливал Свой подход к нуждам каждого человека в отдельности, пытаясь всех привлечь к Себе, Он разнообразил Свои методы работы с пророками. При этом Он исходил из особенностей пророка, людских потребностей и обстоятельств. Не все вести передавались пророкам одинаково, и разные пророки по-разному передавали их людям. Изучение опыта Елены Уайт, получавшей и передававшей вести, открывает такое же разнообразие методов, как и исследование работы библейских пророков.

Получение видений

Как Елена Уайт чувствовала себя во время видений. Описывая свои ощущения во время первого видения, г-жа Уайт писала: “Когда мы молились, сила Божья сошла на меня, и это произошло иначе, чем прежде. Мне показалось, что я окружена светом и поднимаюсь все выше и выше над землей. Я обернулась, ища на земле адвентистский народ, но никого не могла найти. Тогда голос сказал мне: ‘Посмотри снова и ищи немного выше’”. – “Свидетельства”, том 1, с. 58.

Продолжая описывать то, что было показано ей в видении, она рассказала о тропе, простиравшейся перед адвентистами, о пришествии Христа, о вечности и новой земле. Далее она писала: “Тогда ангел осторожно опустил меня обратно в этот мрачный мир. Иногда мне кажется, что оставаться здесь просто невыносимо, – настолько мрачным и удручающим кажется все земное. Я чувствую себя здесь очень одиноко, потому что я видела лучшую страну. О, если бы у меня были крылья, как у горлицы, чтобы я могла улететь прочь и обрести покой!

Когда видение закончилось, все вокруг стало для меня совершенно иным; все, что я видела, было окутано мраком. О, каким темным показался мне этот мир! Я заплакала, когда снова очутилась здесь, и затосковала по небесному дому. Я видела лучший мир, и его красота затмила в моих глазах мир здешний”. – “Ранние произведения”, с. 20.

Во время видения вестница совершенно не сознавала, в какой земной обстановке она находится, и ей казалось, что она телесно перенеслась к тому месту, которое видела в видении, как это происходило в случае с Иезекиилем и Павлом. Иез. 8:3; 2 Кор. 12:2-4. Ей казалось, что она на самом деле видит или принимает участие в показанных ей действиях. Казалось, что у нее работали все обычные органы чувств, но все они выполняли необычную, не свойственную им функцию. Тот факт, что она полностью отключалась от земной обстановки во время видения, делало все увиденное ею еще более ярким и впечатляющим. Ее слова во Вступлении к книге “Великая борьба” позволяют нам мельком взглянуть на то, что происходило во время откровения:

“Посредством Святого Духа автору этих строк были открыты подробности непрекращающегося противостояния между добром и злом. Время от времени мне позволялось следить за фрагментами великой борьбы между Христом, Князем жизни, Источником нашего спасения, и сатаной, князем зла, породившим грех…

Когда Дух Божий открыл мне великие истины Своего Слова и картины прошлого и будущего прошли передо мной, мне было велено сообщить другим то, что я узнала, то есть, написать историю борьбы прошлых веков так, чтобы яркие лучи света осветили во всей полноте предстоящую борьбу, беспрецедентную по своему накалу”. – Страницы x, xi.

Это было чрезвычайно яркое переживание для пророка; настолько реальное, что ей было на самом деле мучительно возвращаться к земным предметам после того, как ей было показано небо. Однако на самом деле она не присутствовала в райских обителях в теле, но Господь только лишь просвещал ее ум. Вот почему пророк мог видеть как то, что происходило в прошлом, так и настоящие и будущие события.

Наблюдения других людей. Джеймс Уайт наблюдал за своей женой во время видений чаще, чем кто-либо другой. Много раз она видела видения во время общественных собраний. То, как он описывает ее состояние, полностью совпадает с описанием других людей.

“1. Она совершенно не сознает того, что происходит вокруг нее. Это было доказано с помощью самых строгих проверок; она видит себя удаленной от этого мира, в присутствии небесных существ.

2. Она не дышит. В течение всего времени ее пребывания в видении, которое в разное время длилось от пятнадцати минут до трех часов, у нее отсутствует дыхание, что неоднократно доказывалось нажимом на ее грудную клетку и зажатием ее рта и ноздрей.

3. Сразу после вхождения в видение ее мышцы теряют эластичность, а

суставы становятся неподвижными, что касается воздействия на них со стороны внешних сил. В то же время ее частые движения и жесты становятся непринужденными и грациозными, и даже очень сильные люди не могут воспрепятствовать им.

4. Выходя из видения, будь то в дневное время или в хорошо освещенной комнате в вечернее время, она ничего не видит вокруг себя, кроме кромешной тьмы. Ее способность различать даже самые яркие предметы, которые подносят к самому ее носу, возвращается к ней постепенно. Иногда на полное восстановление зрения уходит почти три часа. Это продолжается вот уже двадцать лет; вместе с тем, ее зрение при этом ничуть не ухудшается. Мало кто может похвастаться более зоркими глазами, чем у нее”. – Джеймс Уайт, “Случаи из жизни, связанные с великим Адвентистским движением”, с. 272.

Имеется и множество других описаний ее состояния во время видений. Дж.Н. Лафборо свел воедино несколько таких описаний в своей книге “Великое движение Второго пришествия”, с. 204-210. Не занимая место повторением этих описаний, мы обобщим их свидетельство.

1. Очень часто непосредственно перед видением Елену Уайт и других присутствующих в комнате охватывало глубокое сознание Божественного присутствия.

2. После начала видения Елена Уайт произносила “Слава” или “Слава Богу”, иногда по несколько раз.

3. Физические силы покидали ее.

4. Затем у нее появлялась сверхъестественная сила.

5. Дыхание у нее не было, хотя пульс был в норме, и цвет лица был вполне естественным. В системе кровообращения не наблюдалось сколько-нибудь заметных сбоев.

6. Иногда произносились короткие предложения или восклицания в качестве комментария к увиденному. В нескольких случаях Елена Уайт произносила развернутые фразы.

7. Ее глаза были открыты, и, казалось, она что-то наблюдает вдали.

8. При этом она принимала разные позы: сидела, полулежала или ходила по комнате.

9. Она не отдавала себе отчета в том, где она находится, и что или кто ее окружает.

10. Когда Елена Уайт делала глубокий вдох, наблюдателям становилось понятно, что видение окончилось. Через минуту или две начиналось следующее видение; при этом возобновлялось нормальное дыхание.

11. Какое-то время после того как она выходила из видения, все казалось ей мрачным.

12. Через какое-то непродолжительное время к ней возвращалось нормальное зрение и естественные силы и способности. Видения не истощали ее физические силы. В некоторых случаях она даже исцелялась от болезни после видения.

Это было отличительной особенностью многих видений, но не все они проходили одинаково.

Во многих случаях Елена Уайт получала видения во время молитвы или письменного труда. В такое время она казалась оторванной от своего непосредственного окружения, хотя отсутствовали другие указания на то, что она находится в видении. Подобные видения были короткими и часто касались текущих ситуаций и проблем, которые требовали немедленного разрешения. Типичный случай, произошедший на лагерном собрании в Минесоте в 1870 году, был описан У.К. Уайтом:

“Отец и мать сильно переживали о служителях, трудившихся в этом штате. В воскресенье утром они решили организовать служение возрождения. Отец проповедовал несколько минут, но в стесненном духе. Затем мать сказала несколько слов, и они попросили собрание склонить колени в молитве. Отец помолился с большим трудом и скорбью, затем мама начала просить Бога о свете и свободе. Помолившись примерно две минуты, она остановилась. Молчание длилось достаточно долго, чтобы можно было сосчитать до сорока или пятидесяти; оно длилось примерно полминуты.

Я преклонил колени вместе с собранием, и когда воцарилась тишина, я повернул голову и открыл глаза, чтобы посмотреть, что случилось. И как раз в это время она буквально разразилась молитвой. Ее голос был мелодичным и торжествующим, и конец ее молитвы сильно тронул всех присутствующих.

Во время молчания ей было дано откровение относительно условий работы в Конференции штата Миннесота, а также о том, в каких условиях совершается работа в Баттл-Крик и о других вопросах, представляющих общий интерес. После лагерного собрания отец и мать остановились в доме одного из наших братьев. Мать усердно писала примерно две недели, описывая то, что ей было показано во время полуминутной паузы во время молитвы”. – А.Л. Уайт, “Елена Г. Уайт, Вестница для Остатка”, с. 8.

Комментируя следующий случай, г-жа Уайт писала: “Ревностно молясь, я потеряла из виду все, что меня окружало; комната наполнилась светом, и я возвещала весть собранию, которое казалось мне Генеральной Конференцией.

Дух Божий побуждал меня обратиться к собранию с самым серьезным призывом, ибо мне было показано, что в самом сердце дела Божьего нам угрожает серьезная опасность”. – “Свидетельства для служителей”, с. 461.

Эти откровения были даны вестнице, когда она находилась в видении, и они имели ту же природу, что и те, которые отличались особыми физическими проявлениями. Они служат примером “многообразности”, с которой Бог говорил в пророках.

Виды откровений в видениях. В уже процитированных предложениях из книги “Великая борьба” раскрывается одна из разновидностей картин, показанных в видениях – панорамная картина, когда перед глазами пророка быстро проводились события прошлого и будущего. Но Елене Уайт также подробно открывались условия, существовавшие в домах, учреждениях и конференциях. Иногда ей казалось, что ее водят из одного места в данном учреждении в другое, и что она видит слова и дела работников. Вот как она описала один из таких визитов:

“Казалось, что ангел Божий ведет меня из одной комнаты в другую в разных отделах. Разговоры между помощниками, которые я слышала, находясь в этих в этих комнатах, не облагораживают и не укрепляют разум или нравы. Легкомысленная болтовня, глупые шутки, бессмысленный смех – все это мне было больно слышать…

Меня проводили в некоторые комнаты, в которых был слышен голос молитвы. О, как приятны были эти звуки! Яркий свет озарил лицо моего проводника, когда он записывал каждое слово вознесенной мольбы”. – “Советы о здоровье”, с. 412. Вам будет интересно и полезно полностью прочить это описание на страницах 412 и 413.

Летом 1893 года, совершая служение на Австралийском поле, г-жа Уайт провела некоторое время в Новой Зеландии. Задержавшись во время одного из путешествий по причине непогоды, из-за которой дороги стали непроходимыми, она провела несколько дней в доме одной семьи, где только одна дочь была адвентистской седьмого дня.

В первую ночь своего пребывания в этом доме, еще до того как она познакомилась со всеми членами семьи, она встала в четыре часа утра, чтобы написать некоторые вещи, открытые ей ночью.

“Ангел Божий сказал: ‘Следуй за мной’. Мне казалось, что я нахожусь в комнате одного неприветливого дома, где несколько молодых людей играют в карты. Они казались настолько увлеченными и поглощенными своей игрой, что не обращали никакого внимания на тех, кто входил в комнату. В комнате присутствовали и молодые девушки, наблюдавшие за игроками. Произносились не самые хорошие слова. В той комнате явственно царил тот дух и влияние, которые не были рассчитаны на то, чтобы очищать и возвышать разум и облагораживать характер…

Я спросила: ‘Кто это, и кого символизирует эта сцена?’

В ответ мне было сказано: ‘Жди’.

Мне было показано еще нечто. Люди впитывали жидкий яд. Слова и поступки под его воздействием никак не способствовали серьезным размышлениям, четкому восприятию в бизнесе, чистой морали и благородству тех, кто питался ядом…

Я снова спросила: ‘Кто это?’

В ответ мне было сказано: ‘Часть той семьи, у которой ты гостишь’”. – Елена Г. Уайт, Письмо 1, 1893 г.

Чтобы гарантировать составление мудрых планов, Господь временами открывал Свою волю относительно будущего. “После того как мы начали медицинское служение в Баттл-Крик, мне были показаны в видении больничные корпуса, готовые к эксплуатации. Господь наставил меня относительно того, как должна вестись работа в этих зданиях, чтобы она оказывала спасительное влияние на больных.

Все это казалось мне очень реальным, но когда я проснулась, то обнаружила, что эту работу только предстояло осуществить, что никаких зданий еще не было построено”. – Елена Г. Уайт, Письмо 135, 1903.

В других случаях Господь указывал Елене Уайт, какими будут последствия осуществления того или иного плана или курса. Показывая конец от начала, Бог давал возможность избрать мудрую линию поведения. Такой случай записан в девятом томе “Свидетельств”, сс. 28, 29. Елене Уайт были показаны две освещенные карты, которые иллюстрировали последствия избрания разных линий поведения.

Господь также показывал ей нечто вроде притч наподобие тех, которые можно найти в Библии. Наиболее яркий пример описывается в книге “Служители Евангелия”, на страницах 136-139, где она видела во сне людей, собирающих ягоды. Это была иллюстрация того, как некоторые люди выполняют работу по завоеванию душ.

Разные подходы, которые встречаются в произведениях Елены Уайт, делают ее наставления интересными и разнообразными, все время напоминая нам одно из библейских учений. Одни и те же общие наставления часто повторяются, чтобы разные люди или группы людей могли извлечь из них пользу, но каждый раз они излагаются немного иначе, так чтобы это соответствовало конкретным нуждам тех людей, к которым вестница обращается. В конце концов, это приводит к созданию солидного учения, которое способно просветить и наставить всех читателей. Какими бы ни были эти записанные откровения, и при каких бы обстоятельствах они ни излагались, все они исходили из одного и того же источника, и этот факт не вызывал у вестницы ни малейших сомнений. Это справедливо как в отношении того света, который давался в ночных сновидениях, так и в отношении тех видений, которые вестница видела в дневные часы. Никакого разграничения между двумя этими типами откровений не проводится ни в Библии, ни в трудах Елены Уайт.

Однажды У.К. Уайт поинтересовался: “’Мама, ты часто говоришь о том, что было открыто тебе в ночные часы. Ты говоришь о снах, в которых тебе дается свет. Нам всем снятся сны. Откуда ты знаешь, что именно Бог говорит с тобой в снах, о которых ты так часто говоришь?’”

Вот что она ответила сыну: “’В этих ночных видениях рядом со мной стоит тот же самый ангел, который наставляет меня и во время дневных видений’”. – А.Л. Уайт, “Елена Уайт, вестница для Остатка”, с. 7.

Значение вести ни в коем случае не зависит от того, каким образом она передается вестнику. В трудах Елены Уайт нет никакого разграничения или классификации видений. Все наставления, которые ей давались, она считала одинаково важными и законными.

Передача вестей

Через неделю после получения своего первого видения Елена Гармон получила еще одно видение, в котором ей объяснили ее долг. “Во втором видении, последовавшим вскоре за первым, мне были показаны испытания, через которые я должна пройти, и мне было сказано, что мой долг – идти и передавать другим то, что Бог открывал мне… Второе видение сильно встревожило меня, ибо мне было велено идти к народу Божьему и говорить правду”. – “Свидетельства”, том 1, с. 62. Несколько дней она молилась о том, чтобы с нее сняли это бремя, ибо она сомневалась в своей способности подобающим образом излагать весть. “Но свет относительно моего долга не менялся, а слова ангела: ‘Поведай другим то, что я открыл тебе’ – постоянно звучали во мне”. – Там же.

Спустя некоторое время Елене Гармон было сказано: “Запиши наставления, которые Я даю тебе для народа”. Она описала свой отклик и реакцию следующим образом: “Я ответила: ‘я не могу писать, Господи’. Из-за несчастного случая, который едва не стоил мне жизни, у меня было слабое здоровье, и я не могла писать, ибо моя рука дрожала, так что я была вынуждена после титанических усилий отказаться от всяких попыток писать. Но однажды ночью ангел Господень пришел к моей постели и сказал мне: ‘Ты должна записывать то, что я передаю тебе’. Я сказала: ‘Я не могу писать’. Снова было дано повеление: ‘Записывай то, что я передаю тебе’. Я решила попробовать и, взяв доску со стола, я начала писать и обнаружила, что могу легко выводить слова. Господь сотворил со мной чудо”. – Елена Г. Уайт, в “Бюллетени Генеральной Конференции”, 27 мая, 1909 г., с. 225.

В последующие годы Елена Уайт передавала немало устных наставлений и свидетельств как отдельным людям, так и группам. В этом смысле типичен случай, имевший место на одной из “субботних конференций” в 1848 году. Там высказывались разные мнения по поводу исследуемых истин. “Тогда на меня сошел небесный свет, и вскоре земные вещи перестали для меня существовать. Сопровождавший меня ангел показал мне некоторые ошибки присутствующих, а также истину в противовес их заблуждениям. Эти противоречащие друг другу взгляды, которые по их мнению были в согласии с Писаниями, были всего лишь их субъективной точкой зрения на учение Библии; и мне было велено сказать им, чтобы они отказались от своих заблуждений и приняли истины вести третьего ангела.

Наше собрание завершилось победоносно. Истина одержала победу. Наши собратья отказались от своих заблуждений и объединились с вестью третьего ангела. И Бог обильно благословил их и многие присоединились к ним”. “Жизненные очерки”, с. 111.

В проповедях и личных наставлениях Елена Уайт, на протяжении всего своего служения, возвещала эти устные свидетельства. Некоторые из них записывались и читались тем, для кого они были предназначены. Другие она записывала после того, как передавала их лично тем, кому они предназначались. Какие-то свидетельства вообще не записывались.

Основная работа Елены Уайт по передаче свидетельств сводилась к тому, что она записывала их в виде писем, которые затем издавались. Многие свидетельства, содержавшиеся в письмах, впоследствии издавались. Эти письменные вести составляют более 4500 статей в периодических изданиях, вышедших из-под ее пера, и сорок пять томов ее сочинений, которые имеются в настоящее время. Под водительством Святого Духа она написала сто тысяч рукописных страниц в виде обычных писем. Необходимость писать большое количество писем и других рукописей часто изнуряла вестницу до крайней степени. В ранние утренние часы и поздно ночью, в общественных местах и оставаясь наедине, она упорно выполняла стоящую перед ней задачу. “Писать, писать, писать, я чувствую, что должна это делать без промедления”. – Письмо 11 за 1884 год Елены Г. Уайт.

Елена Уайт испытывала глубокое чувство ответственности за то, чтобы письма, содержавшие свидетельства для конкретных людей были написаны наиболее призывно и трогательно, ибо только так они могли выполнить свое предназначение. Цель этих тактичных свидетельств заключалась в том, чтобы помочь людям, которым они были адресованы, принять мудрые решения или, по возможности, показать им, что они должны покаяться и обратиться к Богу. Обычно она сразу же передавала полученную весть, но иногда ангел велел ей повременить с передачей слова, пока она не получит дальнейшие наставления. В других случаях весть передавалась не прямо тому человеку, для которого она была предназначена, а другому, который должен был прочитать ее вслух адресату. Таким образом, появлялась возможность для обсуждения, наставления и молитвы, и это помогало найти лучшее взаимопонимание, а также увеличивало вероятность принятия вести. Объясняя причины применения подобного метода, Елена Уайт писала:

“Иногда вместе со свидетельством, которое я получаю для того, кому грозит опасность, и кто прельщен врагом, мне также дается наставление о том, что я не должна передавать его непосредственно в его руки. Вместо этого я должна передать свидетельство другому человеку, чтобы он прочел эту весть вслух конечному адресату, поскольку в противном случае, этот человек, обманутый нашептываниями сатаны, поймет это свидетельство превратно, как ему это хочется, и его смысл будет для него искажен”. – Елена Г. Уайт, Рукопись 71, 1903.

Эта работа выполнялась не механически. Вестница вкладывала в свои письма всю душу, всю свою энергию. Это требовало от нее величайшей тактичности и самого тщательного планирования. В 1903 году г-жа Уайт писала: “Я боялась, что у меня не достанет сил написать тебе обо всем так прямо, потому что мне пришлось вложить в это письмо все фибры моей души. Это все равно, как если бы я писала данное свидетельство своему сыну… Брат мой, я всей душой стремлюсь написать тебе слова, которые я прошлой ночью говорила тебе в ночном видении”. – Елена Г. Уайт, Письмо 180, 1903. То, что было справедливо в отношении писем, также справедливо в отношении статей и книг. Им уделялось самое скрупулезное внимание, чтобы они правильно представляли библейские истины, и чтобы неукоснительно соблюдались указания относительно применения библейских принципов.

Читателю очевидно, что эти произведения вестница писала не только пером, но и сердцем.

Как в устной, так и в письменной речи, а также в словах наставления всегда присутствовало руководящее влияние Святого Духа. Но только в редких случаях это Дух Святой подсказывал конкретные слова, которыми нужно было выразить мысль. “Хотя я нахожусь в зависимости от Духа Господня, когда записываю свои видения и получаю их, тем не менее, слова, которыми я описываю виденное мною, я подбираю сама, если только они не были изречены сопровождавшим меня ангелом. В этом случае я всегда беру их в кавычки”. – Елена Г. Уайт в “Ревю энд Геральд”, от 8 окт. 1867 г. “Обращаясь к людям, я порой говорю то, что заранее не обдумывала. Часто на меня нисходит Дух Господень. У меня создается такое впечатление, словно я нахожусь вне себя самой. Перед моим взором отчетливо предстает жизнь и характер разных людей. Я вижу их заблуждения и грозящие им опасности и вынуждена говорить о том, что вижу. Я не осмеливаюсь противиться Духу Божьему”. – “Свидетельства”, том 5, с. 678.

Это ощущение святого принуждения также подчеркивается в следующем объяснении, написанном в 1890 году. “Перед тем как я встаю со своего места, я не предполагаю, что буду говорить так ясно и прямо. Но Дух Божий сходит на меня с большой силой, и я не могу не говорить того, что Он вкладывает в мои уста. Я не осмеливаюсь замалчивать ни единого слова свидетельства… Я говорю слова, даруемые мне силой, превосходящей человеческую силу, и я не могу потом вспомнить ни одного предложения, даже если изо всех сил стараюсь.

В ночном видении Господь наставляет меня с помощью символов, которые затем объясняет. Он дает мне слово, и я не решаюсь отказаться передать его людям. Любовь к Христу и, я осмелюсь добавить, любовь к душам, объемлет меня, и я не могу молчать”. – Елена Г. Уайт, Рукопись 22, 1890 г.

Елена Уайт всегда чувствовала груз ответственности за подобающее изложение вестей. “Теперь я должна оставить эту тему, которую изложила столь несовершенно, что боюсь, вы превратно истолкуете ее, хотя мне не терпится донести до вас как можно понятнее. О, если Бог обострил мое восприятие, ибо я никудышная писательница и не могу своим пером или голосом достойно излагать великие и глубокие тайны Божьи.

О, молитесь о себе и молитесь обо мне”. – Елена Г. Уайт, Письмо 67, 1894.

Все вышеупомянутые факторы в совокупности способствовали появлению практичной, назидающей, сочувственной и привлекательной литературы, которая сыграла существенную роль в укреплении адвентистов седьмого дня как отдельных христиан и в созидании всей церкви в целом.

Заключение

1. Для пророка видение было реальным опытом, как если бы все увиденное происходило с ним наяву. На самом же деле это было особое просвещение разума.

2. Во время многих видений у Елены Уайт было особое физическое состояние сродни тому, которое описывается в Библии.

3. Не все видения были одинаковыми. Одни представляли собой панорамные картины прошлого, настоящего и будущего. В других давались интересные детали, притчи и противопоставления.

4. Вести передавались самыми разными способами – в проповедях, беседах, письмах, статьях, личных заявлениях.

5. Вести записывались не механически, но при сотрудничестве Святого Духа; при этом вестница вкладывала в них всю душу и личный опыт, делясь своими размышлениями.

Для изучения и обсуждения

1. Приготовьтесь обсудить преимущества разных методов, которые Бог использовал для передачи Своих вестей пророкам.

2. Что достигалось применением разных методов передачи вестей народу?

3. Можете ли вы вспомнить причины, по которым Бог допускал, чтобы пророк, при устной или письменной передаче Его вести, использовал свой личный опыт и мысли, вместо того чтобы диктовать Свои вести слово в слово?

4. По возможности сравните физическое состояние Елены Уайт во время видений с библейским описанием того состояния, в котором находились другие пророки. В чем сходство и отличие?

5. Найдите в Библии несколько случаев, которые напоминают опыт Елены Уайт в том, что касается получения и передачи Божьих вестей.

Избранные ссылки

Получение видений.

1. Как Елене Уайт давались видения

Артур Л. Уайт, “Елена Уайт: вестница для Остатка”, сс. 5-11, Вашингтон, 1954 г.

Елена Г. Уайт, “Ранние произведения”, сс. 13-20, 36-38.

______ , “Духовные дары”, том 2, сс. 292, 293.

2. Наблюдения сторонних наблюдателей

Джеймс Уайт, “Случаи из жизни, связанные с великим Адвентистским движением”, сс. 272-274. Баттл-Крик, 1868 г.

Артур Л. Уайт, “Елена Уайт: вестница к Остатку”, сс. 22-25.

Дж.Н. Лафборо, “Великое движение Второго пришествия”, сс. 204-210.

Передача вестей.

Л.Х. Кристиан, “Плод духовных даров”, сс. 207-218 (еженедельные вести).

А.Г. Даниэлс, “Пребывающий дар пророчества”, сс. 330-342 (Кризис, связанный с пантеизмом).

А.У. Сполдинг, “Вожди воинства”, сс. 128-130 (Преодоление фанатизма).

Артур Л. Уайт, “Елена Уайт: вестница для Остатка”, сс. 12-14.

Елена Г. Уайт, “Духовные дары”, том 2, сс. 292, 293.