19. Произведения Елены Г. Уайт и Библия

“И создал Бог два светила великие: светило большее для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью”. Быт. 1:16. Иногда мы видим луну днем, но лишь тусклые ее очертания; не она правит днем. В дневное время она лишь оттеняет яркость солнца. Подобно тому как Бог дал два светила на небе для управления днем и ночью, Он поместил два светила в духовном мире в эти последние дни. Эти два светила описываются в следующих словах: “Господь послал Своему народу большие наставления: заповедь на заповедь, правило на правило, тут немного и там немного. Библии мало внимают, и Господь дал меньшее светило, чтобы вести людей к большему светилу. О, как много добра было совершено, если бы книги, содержащие этот свет, читались с решимостью следовать тем принципам, которые в них сформулированы!” – Елена Г. Уайт в “Ревю энд Геральд”, 20 янв. 1903 г., цитируется в книге “Служение книгонош”, с. 125. Здесь Елена Уайт называет свои сочинения “меньшим светом”, который Бог дал, чтобы вести людей к “большему свету” Библии. Чтобы правильно пользоваться этими двумя светилами, мы должны понимать, как они соотносятся друг с другом – место и употребление каждого из них.

Библия недвусмысленно говорит о своем предназначении быть мерилом истины и основным путеводителем в жизни. Никакая другая весть или произведения никогда не смогут занять место Слова Божьего. Это мерило, которым должны проверяться все, претендующие на обладание истиной. Ис. 8:20. Оно пребывает вовек. 1 Петр. 1:25. Это истина. Ин. 17:17. Оно указывает путь спасения. Ин. 5:39, последняя часть. Это средство освящения или христианского роста. Ин. 17:17. Это оружие христианина – меч Святого Духа. Еф. 6:17.

Во всех своих сочинениях Елена Уайт полностью признает и подчеркивает эту первичность Писаний. Два коротких, всеобъемлющих предложения из вступления к книге “Великая борьба” в сжатом виде излагают ее точку зрения: “Священное Писание должно быть принято как авторитетное и безошибочное откровение Его воли. С ним следует соизмерять наши поступки, оно должно служить путеводителем к истине и эталоном нашей жизни”. – Страница vii.

Место произведений Елены Уайт

Дару Пророчества отводится видное место среди прочих опознавательных признаков Церкви Остатка. Он является одним из двух главных отличительных особенностей Остатка. “И рассвирепел дракон на жену и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божьи и имеющими свидетельство Иисуса Христа”. Откр. 12:17. Отношение Церкви Остатка к заповедям свидетельствует о ее отношении ко всей Библии, и дар пророчества призван помочь в достижении правильного понимания Библии и в развитии правильных отношений с ней. “Богу было угодно именно таким образом привлечь внимание Своего народа к Слову истины и дать ему более ясное понимание этого Слова”. – “Свидетельства для Церкви”, том 5, с. 663. Библия и произведения Духа Пророчества служат разным целям, но они выступают как единое целое, передавая Божью волю Его народу. “Бог выводит Свой народ и ставит его на великое основание веры: заповедей Божьих и свидетельства Иисуса” – Там же, том 3, с. 447.

“По мере приближения конца и в связи с расширением работы по возвещению последнего предостережения миру, принимающим истину для настоящего времени все важнее ясно понимать природу и влияние Свидетельств, которые Бог в Своем провидении с самого начала связал с делом возвещения вести третьего ангела”. – Там же, том 5, с. 654.

Только те люди, которые знают, почему эти произведения были даны Церкви, и что Бог намерен осуществить через них, смогут в полной мере получить благословение от их изучения.

Отношение произведений Духа Пророчества к Библии

Одно из самых ярких описаний связи, существующей между Библией и этими специальными вестями, посланными Церкви адвентистов седьмого дня, находится в “Свидетельствах”, том 5, сс. 664, 665. “Я взяла драгоценную Библию и окружила ее несколькими Свидетельствами для Церкви, которые были даны народу Божьему. Здесь, сказала я, рассмотрены дела почти всех людей и указаны грехи, которых им необходимо избегать. Здесь они могут найти нужный совет, данный другим людям, прежде находившимся в похожих обстоятельствах. Богу было угодно давать вам заповедь на заповедь и правило на правило. Но немногие из вас знакомы с содержанием Свидетельств. Вы плохо знаете Писания. Если бы задались целью изучить Слово Божье, захотели бы соответствовать библейским нормам и устремились к христианскому совершенству, то вам не понадобились бы свидетельства. Но именно потому, что вы пренебрегали богодухновенной Книгой, Господь попытался достичь ваших сердец простыми, прямыми свидетельствами, направляющими ваше внимание на вдохновенные слова, которым вы не желали повиноваться, и призывающими вас строить свою жизнь сообразно Его чистым и возвышенным учениям”.

Елена Уайт признавала, что ее произведения нужно проверять Библией. “Дух дан не для того, чтобы заменить собой Библию, ибо Писание ясно говорит о том, что Слово Божье является мерилом всякого учения и опыта”. – “Великая борьба”, с. vii.

Иногда задается вопрос: “Если мы уделяем достаточно внимания Библии, нужны ли нам тогда произведения Елены Уайт?” Лучше всего можно ответить на этот вопрос, если обратить более пристальное внимание на причины, по которым были даны вести Елены Уайт. Следующие мысли взяты из тех, которые упомянуты в разделе “Природа и влияние ‘Свидетельств’” в “Свидетельствах для Церкви”, том 5, сс. 654-691.

1. Возвышать Библию. Свидетельства призваны не принижать Слово Божье, но возвышать его” – страница 665.

Во всех местах этих сочинений Библия всегда почитается, и предпринимаются все попытки для того, чтобы поставить эту Книгу на первое место в мыслях. В конце первой книги Елены Уайт “Опыт и видения”, с. 64 содержится следующий призыв: “Я рекомендую тебе, дорогой читатель, Слово Божье, как правило твоей веры и жизни. Этим Словом мы будем судимы”. Тот же мотив звучит во всех книгах, статьях и письмах. Комментируя отношение г-жи Уайт к Библии, У.А. Спайсер рассказал о таком случае:

“Это возвеличивание Святого Духа было главным лейтмотивом, который звучал посредством этого дара Духа Пророчества до самого конца. На Генеральной Конференции в городе Вашингтон в 1909 году, на которой присутствовали делегаты со всех континентов и островов морских, г-жа Уайт в своем преклонном возрасте в последний раз встретилась с представителями нашего движения. Когда конференция подходила к концу, она поднялась на сцену, чтобы попрощаться со служителями, с которыми трудилась бок о бок долгие годы. Она была твердо убеждена, что встречается с основным ядром руководителей церкви в последний раз на Генеральной Конференции. Именно так и получилось. После нескольких прощальных слов г-жа Уайт повернулась к кафедре и подняла лежащую на ней Библию. Открыв книгу, она держала ее на вытянутых руках, которые уже дрожали от старости, и сказала присутствующим:

‘Братья и сестры! Я рекомендую Вам эту Книгу’.

Положив Книгу книг на кафедру, она вышла из зала. В своем последнем, личном обращении к делегатам из разных стран мира, она повторила ключевую мысль всей своей жизни и свидетельства”. – У.А. Спайсер, “Несомненные факты Адвентистского движения”, с. 202.

Говоря о месте Библии в системе христианского образования, Елена Уайт писала: “Какая книга может сравниться с Библией?” И сама же отвечала на свой вопрос: “Каждому ребенку, юноше и человеку зрелого возраста важно понимать ее учение, ибо это Слово Божье, данное для того, чтобы вести человеческую семью к небу. В современном мире много богов и учений. Не понимания Писаний, молодые люди не смогут понять, что есть истина или отличить святое от обыденного.

Слово Божье должно стать главным учебником нашего мира, и к нему следует относиться с почтением и благоговением. Его нужно передать детям и молодежи как величайшее достояние, чтобы они правильно познали Того, Кто есть жизнь вечная…

Можно ли приобрести более важное знание, чем то, которое указывает на причины грехопадения человека и на последствия этого греха, обрушившего потоки горя и несчастья на наш мир, а также рассказывает о Первом пришествии Христа? Перевоплощение Христа, Его Божественность, искупление, Его чудесная жизнь на небе в качестве нашего Заступника, служение Святого Духа – все эти важные для христианства темы открыты от Бытия до Откровения. Каждая книга – это золотое звено в совершенной цепочке истины. Разве не следует нам тогда возвышать Писания во всех учебных заведениях нашей страны?” – “Советы родителям, учителям и учащимся”, с. 427.

2. Привлекать умы людей к Библии. Свидетельства призваны не принижать Слово Божье, но возвышать его и привлекать к нему умы людей”. – “Свидетельства”, том 5, с. 665.

В этих произведениях библейские истины изложены так просто и прекрасно, что чем внимательнее человек исследует их, тем больше его тянет к Библии.

В “Библейском Комментарии адвентистов седьмого дня”, в конце каждой главы с комментариями приводятся ссылки на произведения Елены Уайт, в которых она рассуждает о какой-либо части библейской главы. В семи томах комментария содержится примерно пятьдесят тысяч таких ссылок. Все книги Елены Уайт настолько переполнены библейскими цитатами и библейским языком, что они невольно направляют наши мысли к источнику изложенных в этих книгах идей.

3. Привлекать внимание к пренебрегаемым истинам. “Но именно потому, что вы пренебрегали богодухновенной Книгой, Господь попытался достичь ваших сердец простыми, прямыми свидетельствами, направляющими ваше внимание на вдохновенные слова, которым вы не желали повиноваться, и призывающими вас строить свою жизнь сообразно Его чистым и возвышенным учениям”. – “Свидетельства”, том 5, с. 665.

4. Запечатлевать в разуме уже открытые истины. “Письменные свидетельства предназначены не для того, чтобы дать новый свет, но наиболее ярко запечатлеть в сознании уже открытые вдохновенные истины”. – Там же.

Недостаточно просто направлять внимание на истины, находящиеся в пренебрежении, но чтобы зафиксировать истину в сознании, нужно часто повторять ее. Обращаетесь всякий раз к “Указателю к произведениям Елены Г. Уайт”, вы заметите, как часто ее вести касаются знакомых истин, поскольку она пытается все время напоминать их людям.

5. Пробуждать разум. Через Свидетельства Бог открывает великие истины “перед людьми, пробудить разум и запечатлеть в нем эти истины, чтобы никто не имел извинения”. – Там же.

Некоторые люди не могут без посторонней помощи усвоить великие духовные истины. Эти люди нуждаются в пробуждении. До некоторых не доходила истина о том, что субботу нужно начинать вовремя, пока они не прочитали: “Нам следует ревностно оберегать границы субботы. Помните, что каждое ее мгновение является освященным, святым временем”. – “Свидетельства”, том 6, с. 356.

Другие не понимали, почему нужно так ревностно оберегать свое здоровье до тех пор, пока они не прочитали следующее высказывание: “Нарушение законов нашего естества – это такой же грех, как и нарушение одной из Десяти Заповедей, ибо мы не можем нарушать законы природы, не нарушая при этом и Закон Божий. Мы не можем возлюбить Господа всем сердцем своим, всей душой, всем разумением и крепостью, если любим свой аппетит и свои вкусы намного больше, чем Господа”. – Там же, том 2, с. 70. Третьи не сознавали своей истинной ценности для Бога, пока не прочитали: “Спаситель перенес бы муки Голгофы и ради одного человека, чтобы спасти его для Своего царства”. – “Желание веков”, с. 483.

6. Упрощать истины. “Новая истина не открывается, но Бог через Свидетельства упрощает ранее данные великие истины и излагает их людям, как Ему угодно, чтобы пробудить сознание людей”. – “Свидетельства”, том 5, с. 665.

Упрощенное изложение великих истин или граней духовного опыта – это практический и полезный вклад трудов Елены Уайт.

“Молитва – это раскрытие сердца Богу как другу”. – “Путь ко Христу”, с. 97.

“Вера – это доверие Богу, уверенность в том, что Он любит нас и знает лучше, что служит нашему благу”. – “Воспитание”, с. 253.

Освящение – это “ежедневное умирание для себя и ежедневное подчинение воле Божьей”. – “Жизненные очерки”, с. 237.

7. Формулировать принципы и помогать следовать им. “Тогда мне было велено формулировать общие принципы как устно, так и письменно”. – “Свидетельства”, том 2, с. 687; также том 5, с. 660.

Формулировка общих принципов важнее, чем подробные инструкции по поводу того, как должен вести себя человек в разных обстоятельствах. Принцип – это фундаментальная, неизменяемая истина или определенное правило жизни. Он действует во все времена и в любых ситуациях. Подробные наставления могут меняться в зависимости от условий жизни в той или иной части мира, или в зависимости от эпохи, в которую мы живем; но принципы, правильно понятые и применяемые в жизни, имеют непреходящую ценность.

8. Давать подробные наставления. “Твое свидетельство… должно доходить до мелочей жизни, оживлять умирающую веру и доводить до сознания верующих, что они обязаны сиять, как светильники в этом мире”. – Там же, том 2, с. 608; также том 5, с. 667.

Хотя общие принципы весьма полезны, необходимо также подробно наставлять всех членов церкви, чтобы они видели примеры применения принципов. Такое наставление особенно полезно в качестве руководства для недавно уверовавших, и как напоминание тем, кто уже давно является христианином. Две книги Елены Уайт, изданные в последние годы, содержат много подробных наставлений: “Христианский дом” и “Воспитание детей”. В них разбираются такие вопросы, как мудрый выбор спутника (спутницы) жизни, где и как устраивать свой дом, какую обстановку лучше избрать; место и обязанности отца и матери в семье, как воспитывать детей, финансовые дела семьи, отдых и досуг.

Иногда люди задают такой вопрос: “Ставят ли адвентисты седьмого дня труды Елены Уайт выше Библии, наравне с Библией или ниже ее?” На самом деле ни одна из этих классификаций не отражает истинной взаимосвязи между этими двумя богодухновенными источниками. Их нельзя сравнивать таким образом. Библия и произведения Елены Уайт были даны для двух тесно связанных между собой целей. Каждый из них уникален в своей сфере. Ссылаясь на предыдущие восемь пунктов и заключительную схему, мы можем сказать, что Библия стоит особняком, как правило веры и жизни для христиан. Обобщая задачи произведений Елены Уайт, мы видим, что они призваны служить трем главным целям: (1) направлять внимание к Библии, (2) помогать в понимании Библии и (3) помогать применять библейские принципы в нашей жизни. В тот момент, когда мы признаем законное место каждого комплекта книг, мы устраняем саму возможность путаницы, которая неизбежно возникает при попытке сравнивать Библию с трудами Елены Уайт.

Зная наши нужды, Бог даровал нам конкретное водительство, которое сделает наше исследование Библии более полезным для нас в нашем христианском возрастании.

В наши дни, когда великий обманщик ревностно трудится, ни один христианин не может позволить себе пренебречь той помощью, которую Бог предлагает ему, или отказаться от нее. Вся наша духовная жизнь обогатится, и наша подготовка к будущим соблазнам будет более основательной, если мы воспользуемся наставлениями, которые Бог вверил нам. Но если мы этого не сделаем, весь наш опыт будет поставлен под угрозу.

Добавлено ли что-либо?

Каков смысл таких выражений как: “Новая истина не открыта” и “Письменные свидетельства не содержат нового света”? Разве в книгах Елены Уайт не даются описания и не перечисляются подробности, которых нет в Библии? Конечно, иначе не было бы смысла давать эти вести. Но разве это не “новая истина” и не “новый свет”? Ни в коем случае. В этих произведениях не вводятся новые темы, не затрагиваются новые откровения и не преподаются новые доктрины. Они просто дают дополнительные подробности и завершают темы, которые уже являются частью библейской летописи. В Библии нам дана вся духовная истина, и нет никакой необходимости добавлять что-то еще. Но дополнительные подробности, случаи и способы применения того или иного текста, которые приводятся в этих современных трудах, ведут к более острому и глубокому пониманию истины. “Господь дал меньший свет, чтобы вести людей к большему свету”.

Заключение

1. Каждому адвентисту седьмого дня важно понимать связь, которая существует между Библией и трудами Елены Уайт.

2. Библия – это мерило истины и путеводитель христианской жизни.

3. Заповеди Божьи и Дух Пророчества являются важными опознавательными признаками Церкви Остатка.

4. Труды Елены Уайт претендуют, как минимум, на выполнение следующих функций:

а. Возвышать Библию.

б. Привлекать умы людей к Библии.

в. Привлекать внимание к пренебрегаемым истинам.

г. Запечатлевать в сознании уже открытые истины.

д. Пробуждать умы.

е. Упрощать истины.

ж. Формулировать принципы и помогать соблюдать их.

з. Давать подробные наставления.

5. В этих трудах последних дней не вводится ничего нового, но библейская истина применяется к повседневной жизни, и подробно рассказывается об опытах, не полностью описанных в Библии.

Для изучения и обсуждения

1. Соберите из нескольких книг Елены Уайт ряд высказываний, показывающих ее отношение к Библии. Находите ли вы нечто, что может хоть в малейшей степени принизить Книгу или уменьшить ваше уважение к ней как к правилу веры и жизни?

2. В “Указателе” к трудам г-жи Уайт просмотрите места, перечисленные в разделе “Свидетельства” и родственные темы. Обратите внимание, что она говорит о своих собственных произведениях. Есть ли хоть малейшие указания на то, что она считала, будто ее сочинения могут заменить или подменить какую-либо часть Св. Писания?

3. По возможности, сформулируйте в одной четкой фразе свое понимание места, которое труды Елены Уайт должны занимать в современной церкви.

4. В каком смысле “заповеди Божьи и… свидетельство Иисусово” составляют “один великий фундамент веры”, на который “Бог выводит и на котором Он утверждает Свой народ”? (См. раздел “Место трудов Елены Уайт”).

5. Помимо восьми уже перечисленных пунктов, укажите, что еще общего есть между “Свидетельствами” и Библией.

6. Найдите иллюстрации каждой из восьми целей “Свидетельств”, указанных в данной главе.

7. Сложилось ли у вас впечатление, что труды Елены Уайт выполнили ту цель в отношении Библии, во имя которой они писались?

8. Найдите высказывания Елены Уайт, указывающие на то, что людям нужно изучать ее труды наряду с Библией.

9. Выберите несколько отрывков, в которых Елена Уайт описывает подробности, не раскрытые в Библии. Проанализируйте тот материал, который был добавлен. Хотя он просвещает читателя, является ли он новым светом, добавляющим новые фундаментальные истины, не преподанные в Библии? После того как вы изучите эти подробности, скажите, можете ли вы кое-что увидеть в фактической библейской летописи, чего вы прежде не замечали?

Избранные ссылки

“Наше твердое основание”, том 1, сс. 243-251.

У.Е. Рид, “Библия, Дух Пророчества и Церковь”, сс. 114-126.

Елена Г. Уайт, “Великая борьба”, Вступление автора, сс. v-xiii.

______ , “Свидетельства для Церкви”, том 5, сс. 657-667.

Ф.М. Уилкокс, “Свидетельство Иисуса”, сс. 67-73.