2. Потребность в пророческом даре

Когда Адам и Ева вышли из рук Бога, оба они были совершенными. Они были созданы по образу Божьему, и им было дано владычество “над рыбами морскими и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле”. Быт. 1:26. Земля и все, что было на ней, должно было находиться во власти человека. Что касается его управления, то он никому не подчинялся, кроме Бога.

Человеку было поручено не только осуществлять общий надзор за всем творением, но и нести конкретную ответственность за ту территорию, которая была отделена от остальной земли, как его дом. “И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке; и поместил там человека, которого создал . . , чтобы возделывать его и хранить его”. Быт. 2:8—15. Бог не пожалел усилий, чтобы сделать первый дом человека на нашей земле всем тем, чего только может пожелать сердце. Особое внимание и заинтересованность Бога в этой обители, видны в словах: “И насадил Господь Бог сад”.

Божий план состоял в том, чтобы Адам и Ева воспроизводили себе подобных, и чтобы их дети населяли всю землю. Как родители были созданы по образу Божьему, так и их дети должны были отражать Божественное подобие. Ева была специально создана для того, чтобы быть идеальной спутницей своего мужа. Бог решил дать Адаму помощницу, соответственную ему; то есть, чтобы она во всем соответствовала и подходила ему. Совершенный муж, совершенная жена, совершенный дом, совершенное окружение — таким был Божественный проект совершенного мира.

Первая чета имела свободный доступ ко всему Божьему творению, за исключением одного дерева, которое Творец назвал “древом познания добра и зла”. Быт. 2:9. Им было дано ясное указание, что ни при каких обстоятельствах они не должны вкушать плодов этого дерева или даже дотрагиваться до него. Быт. 3:3. Бог объявил, что все творение “хорошо весьма”. Быт. 1:31. В самом дереве не было никаких вредных веществ, но Бог знал, что необходимо испытать любовь и послушание этой вновь сотворенной пары, чтобы таким образом развивался характер первых людей.

Адам и Ева не имели намерения нарушать повеления своего Творца, у них не было склонности ко злу. С другой стороны Творцом были предприняты все усилия, чтобы сделать человека способным никогда не уступать искушениям сатаны, который был низвергнут с неба в результате войны между его силами и силами Христа. Откровение 12:7—9. Все черты их характера были благородными, все желания святыми. Человек был немного умален “перед ангелами” и был увенчан “славой и честью”. Пс. 8:6. Он был “сын Божий” Лк. 3:38. Было предусмотрено все необходимое для удовлетворения всех его потребностей и желаний, и у него были все основания никогда не восставать против воли Бога.

Но Библия повествует о том, что первая же серьезная проверка верности Адама и Евы закончилась тем, что они поддались своему влечению вместо того, чтобы исполнять повеление Бога. Сатана, говоря устами змея, убедил Еву, что Бог утаивает от нее и ее мужа какое-то великое благо. Хотя искушение было вполне тривиальным, сатана продумал каждую мелочь, чтобы обрушить на ничего не подозревающую Еву совокупность всех искушений. Использовав, по меткому выражению апостола Иоанна “все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую” (сравните 1 Ин. 2:16 с Быт. 3:6), дьявол обольстил Еву (1 Тим. 2:14) и убедил ее вкусить плод с дерева познания добра и зла. Когда она предложила плод своему мужу, он также съел его и, тем самым, совершил умышленный грех.

Изменения в мышлении и поведении человека

После вторжения греха в наш мир, началась цепочка событий и изменений в человеке и в окружающей его природе, вследствие которой отношения человека с Богом уже не могли остаться на том уровне, на котором они были со дня его сотворения. Хотя Бог снова пришел в сад, чтобы поговорить с преступниками, были воздвигнуты барьеры, которые изменили все взаимоотношения. Исаия сжато излагает суть дела: “Беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать”. Исаия 59:2. Были воздвигнуты барьеры не только между творениями и Творцом; в разуме человека произошли фундаментальные изменения, из-за которых Бог уже не мог обращаться с ним, как раньше. Чтобы понять место пророческого дара во взаимоотношениях между Богом и человеком, важно понимать условия, которые сделали этот дар необходимым. Что грех сделал с разумом человека?

Он уже не мог видеть Бога лицом к лицу. Исход 33:20. Из Быт. 3:8 становится ясно, что приход Господа в сад был обычным явлением. Очевидно, что Адам и Ева с удовольствием общались с Творцом по самым разным случаям, но природа Бога такова, что грех не может существовать перед Его лицом. Чтобы оградить наших прародителей от сияния Своей славы, которая могла стать причиной их мгновенной смерти, Бог закрыл Свое лицо, как Он это сделал впоследствии, когда говорил с Моисеем. Исход 33:20—23. Поскольку Адам и Ева не могли уже видеть Бога таким, какой Он есть, их отношения с Ним изменились. Двое людей не могут на расстоянии поддерживать те же отношения, которые возникают между ними, когда они вместе. Беззаконие Адама положило начало разделению, которое продолжается шесть тысяч лет. Неудивительно, что люди, которые сегодня находятся в разлуке со Своим Творцом, так мало знают о Нем.

Он познал не только добро, но и зло. Бытие 3:22. План Бога состоял в том, чтобы человек не знал ничего, кроме добра. Чтобы развивать характер, вовсе необязательно было познавать зло. Все, что было необходимо, так это сопротивляться злу и дорожить добром. Однако человек всячески поощрял в себе те порывы, которые привели Адама и Еву к познанию зла, и вскоре ему легче стало уступать злу, нежели придерживаться добра. Божий план означал бы постоянный рост добра в жизни каждого человека. Человек не только преступил Божественный закон, но и стал мыслить совершенно иначе. Его разум уже никогда больше не был таким, как в начале.

Он стал бояться. Бытие 3:8—10. Адам и Ева не знали страха; ничто не могло заставиться их испугаться. Их жизнь протекала в полном согласии с волей Бога, и всякое творение на земле подчинялась им. Они видели откровение Божьего характера во всем сотворенном. До тех пор, пока они держались подальше от древа познания добра и зла, ничто не могло причинить им вреда. Но когда они восстали против Бога, и Он пришел поговорить с ними, они испугались. Что случилось? “В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх”. 1 Ин. 4:18. Они потерпели крушение в любви. Если раньше они были все время преданны Творцу и радовались Его присутствию, то теперь, услышав Его голос, они побежали прятаться. У них не было больше той совершенной любви, которая изгоняет страх. Проросшие семена страха заглушили постоянно возраставшую привязанность. Страх неуклонно усиливается на протяжении многих веков, вследствие чего в последние дни настанет невиданно тяжкое время, когда сердца людей будут “изнывать от страха” Лк. 21:26. Это признак приближающегося конца.

Человек стал подвержен смерти. Бытие 2:17; Еккл. 9:5. Работа Христа состояла в том, чтобы “избавить тех, которые от страха смерти чрез всю жизнь были подвержены рабству”. Евр. 2:15. Из всех врагов человека смерть будет истреблена в последнюю очередь. 1 Кор. 15:26. Сознание надвигающейся смерти во многом предопределяет мышление и поступки человека. Старение, физические немощи, слабоумие — это те факторы, с которыми приходится считаться каждому, и о которых не надо было вести речь, если бы не акт неповиновения в Едеме.

Отвечая Богу, человек стал защищать и оправдывать себя. Бытие 3:12. Мало кто из людей готов принять на себя ответственность за грехи делания или неделания. Хитрость и лукавство стали неотъемлемой частью человеческого мышления. Человек стал пытаться переложить вину с себя на другого. Результатом стали лжесвидетельство и открытая ложь, и сегодня многие люди стремятся снять с себя ответственность за неправду, пытаясь улучшить свое положение за счет других. Адам не хотел отвечать за свое непослушание, и его мышление изменилось настолько, что он попытался возложить вину за свои действия на ту, которую Бог дал ему, как возлюбленную спутницу жизни.

Его ум повредился, уклонившись от простоты во Христе. 2 Кор. 11:3. “Простота” в данном случае используется в значении “чистота”. До этого разум человека не был заражен внешними воздействиями. Теперь же, вместо того чтобы мыслить просто и прямо, Адам пребывал в смятении и замешательстве. Нарушился привычный ход его мыслей. Это напоминало мертвых мух в драгоценной мази мироварника. Соломон использует эту яркую иллюстрацию, говоря о глупости человека.

Он помрачился в разуме и стал отчужденным от Бога. Еф. 4:18. Шли века, и человек опускался все ниже и ниже. Апостол Павел точно описывает ужасающее духовное состояние язычников. Их ум помрачился не потому, что Бог этого хочет, а потому, что человек не сосредоточился на глубоких духовных истинах. Он остается в неведении в отношении любви и милости Бога и не разумеет план спасения. Он подобен ребенку, которому ничего не известно о любви и заботе родителя. Такой ребенок не может понять значение истинной семьи, в которой интересы каждого члена неразрывно связаны с интересами других ее членов. Мышление такого человека суживается, и он остается отчужденным от своих родных. Грех вызвал отчуждение не только в семье, но также между Богом и человеком. Многим трудно понять, что Бог хочет установить с людьми такие взаимоотношения, которые принесут человеку вечную жизнь и счастье.

Его помышления стали плотскими. Рим. 8:6, 7. В каком-то смысле все изменения, которые претерпел разум человека в результате грехопадения, можно обобщить в одном слове “плотские помышления”. Слово “плотское” указывает на плоть или тело человека. Павел употребляет этот термин, чтобы обозначить все то, что относится к материальному, а не к духовному миру. Обычная человеческая природа противостоит единству человеческой и Божественной природы, которое угодно Богу. Все другие упомянутые качества способствуют плотскому состоянию, в котором мысли сосредоточены на земном и телесном, а не на горнем. Как уже ранее говорилось, “все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего”. 1 Ин. 2:16.

Все эти изменения не произошли сразу после того, как Адам и Ева согрешили. Но когда Ева протянула руку и вкусила плод с дерева познания добра и зла, началась цепочка событий и изменений, которые привели человечество к его нынешнему, жалкому состоянию.

Бог в затруднении

Бог мог бы избрать одну из нескольких линий поведения после того, как грех вошел в мир. Он мог бы стереть человека с лица земли. Если бы Он этого захотел, то мог бы просто оставить человека во власти его замыслов и предоставить ему возможность идти по выбранному пути. Или Он мог бы решить, что, поскольку человек сделал неправильный выбор, как свободное существо, его надо в дальнейшем лишить самой возможности избирать грех, чтобы Вселенная не испытывала на себе последствий восстания на земле.

Но подобные решения, конечно же, не устраивали Бога с Его безграничной любовью. Единственно приемлемый для Творца вариант заключался в том, чтобы сделать все возможное для восстановления первоначального совершенного состояния людей, чтобы они снова были готовы общаться с небесными существами. Но этот вариант мог осуществиться только при условии добровольного согласия человека. Творец не мог навязать ему это решение Своей верховной властью.

Чтобы это было возможным, человек должен был принять наставление о том, что его Творец любит его и может искупить всех, кто хочет спастись. Поскольку грех лишил Бога возможности говорить с людьми лицом к лицу и учить их, как Он делал это раньше, надо было предусмотреть какие-то другие средства общения. На протяжении многих веков Господь использовал самые разные методы, чтобы поддерживать контакты с людьми и учить их Своей воле. Мы вкратце рассмотрим несколько таких методов.

1. Ангелы. “Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?” Евр. 1:14. “Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их”. Пс. 33:8.

Два ангела возвестили Лоту такую весть: “Встань, возьми жену твою и двух дочерей твоих, которые у тебя, чтобы не погибнуть тебе за беззакония города”. Бытие 19:15. Ангел Господень сообщил Валааму весть, которая переубедила его, и заставила признать: “Согрешил я”. Числа 22:31—35.

Именно ангел решительно повелел Израилю не вступать в союз с народами, живущими в земле Ханаанской, чтобы их боги не стали для них сетью. Ангел призвал Гедеона избавить Израиль от его врагов. Ему было велено: “Иди с этой силой твоей, и спаси Израиля от руки мадианитян; Я посылаю тебя”. Суд. 6:11—14. Ангел объявил Иосифу о том, какой младенец родится у Марии. Мф. 1:18—25. Гавриил возвестил Захарии о грядущем рождении Иоанна Крестителя. На протяжении всей Библии говорится о появлении ангелов, которые возвещали вести от Бога.

2. Творение. “Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны”. Рим. 1:20. “Хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищей и весельем сердца наши”. Деян. 14:17. “Небеса проповедуют славу Божью, и о делах рук Его вещает твердь. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание”. Пс. 18:1, 2. Природа, своим молчаливым свидетельством, открывает человеку мудрость и силу Творца.

3. Урим и туммим. В наперснике израильского первосвященника находились два драгоценных камня, с помощью которых Господь руководил духовным вождем народа при принятии важных решений. Когда Иисус Навин приступал к этим обязанностям, Бог передал через Моисея такие наставления новому руководителю: “И будет он обращаться к Елеазару священнику, и спрашивать его о решении, посредством урима перед Господом; и по его слову должны выходить, и по его слову должны входить он и все сыны Израилевы с ним, и все общество”. Чис. 27:21.

Очевидно, урим и туммим становились важным фактором в общении Бога со Своим народом, когда первосвященник излагал перед Господом особые вопросы, на которые надо было получить либо утвердительный, либо отрицательный ответ.

4. Сны. Помимо урима и пророков, часто использовался еще один метод общения. “И вопросил Саул Господа; но Господь не отвечал ему ни во сне, ни через урим, ни через пророков”. 1 Цар. 28:6. Сны использовались для того, чтобы открыть весть пророкам; об этом мы еще поговорим в дальнейшем. Однако с их помощью получали важные откровения и те люди, которые не были призваны на пророческое служение.

Похоже, юный Иосиф не был призван на пророческое служение, но посланные ему Богом сны имели важное пророческое значение для его семьи. Бытие 37. Иосиф успешно истолковал сны виночерпия и хлебодара, которые впали в немилость у фараона. Бытие 40. Эти сны подготовили почву для последующего истолкования сна фараона. Бытие 41. Сон Мадиамского воина, истолкованный его товарищем, ободрил Гедеона верно исполнить Божье повеление. Сны Навуходоносора (Дан. 2:1 и 4:5) подготовили путь для назначения Даниила на высокий руководящий пост и, в конце концов, содействовали обращению царя. Многочисленные примеры важных сообщений через сны показывают, какое глубокое впечатление они производили на разум, и какое значение им придавалось.

5. Глас с небес. Как следует из библейской летописи, Бог не так уж часто обращался к людям посредством небесного гласа. Большей частью это происходило во время короткого земного служения Иисуса. “Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение”. Мф. 3:17. Эти слова Всемогущий произнес с неба в тот момент, когда Иисус из Назарета принимал крещение в Иордане. На горе преображения были повторены одобрительные слова: “Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте”. Мф. 17:5. И наконец, во время последней недели земной жизни Спасителя, незадолго до Его распятия, когда Он комментировал новость о том, что некие греки хотят увидеть Его, снова принесся глас от Отца.

В ответ на просьбу Христа: “Отче! Прославь имя Твое”, Отец ответил: “И прославил и еще прославлю”. Ин. 12:28.

Много веков тому назад Бог сошел на гору Синай и говорил с Моисеем громоподобным голосом, который слышали все люди. Исход 19:9, 19. Хотя этот случай отличался от тех, которые происходили в жизни Иисуса, цель Божьего откровения была той же, и это событие вполне можно рассматривать вкупе с другими. В других случаях Бог явно говорил Моисею и Аарону из столпа облачного. Числа 12:5, 6.

1. Святой Дух и человек. Одно из самых воодушевляющих Божьих обетований заключается в том, что Он будет постоянно направлять человека, который решает предать свои пути Творцу. “Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои”. Притч. 3:6. Посылая человеку нужные мысли, Святой Дух лично привлекает каждое Божье дитя в сферу Божественного влияния. “И уши твои будут слышать слово, говорящее позади тебя: “вот путь, идите по нему”, если бы вы уклонились направо, и если бы вы уклонились налево”. Ис. 30:21. “Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать; ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас” Мф. 10:19, 20.

2. Христос лично. Наиболее впечатляющий и влиятельный из всех Божьих методов общения с человеком — это тот, который упоминает Павел во вступлении к своему Посланию к Евреям. “Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, через Которого и веки сотворил”. Евр. 1:1, 2.

Христос пришел, чтобы открыть человечеству характер Отца таким способом, которым это не смог бы сделать ни один грешный человек. Только Он мог открыть людям глаза на то, что Он “Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный”. Исх. 34:6. “Видевший Меня видел и Отца Моего”. Ин. 14:9. Эти слова Христос сказал в ответ на просьбу Филиппа: “Господи, покажи нам Отца”. Стих 8. В Иисусе вся воля Неба была передана земле.

3. Пророки. Мы упомянули семь методов общения, которые использовал Бог. Каждый из них имел свое место в Божественном плане обращения павших людей. Каждый входил в Божий план поддержания общения с человеком с целью вернуть его в такое состояние, в котором ему можно будет даровать бессмертие. Грех заградил прямой путь, поэтому пришлось идти в обход. Господь предпочел прибегать к этому методу, используя пророков, которых Он избрал в качестве Своих представителей среди людей.

“Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам”. Ам. 3:7. Основные откровения о воле Божьей для наставления Церкви во все века давались через пророков. Господь периодически посылал Своих вестников к Израилю, чтобы обучать израильтян Своей воле, обличать их отступления, утешать их в скорбях, воодушевлять их на добрые дела и призывать их к покаянию. Господь считал работу пророков настолько важной, что если люди упорно отвергали вести этих посредников, Бог говорил, что Он не может сделать для них ничего большего. “Но они издевались над посланными от Бога, и пренебрегали словами Его, и ругались над пророками Его, доколе не сошел гнев Господа на народ Его, так что не было ему спасения”. 2 Пар. 36:16.

Пророки получали вести, как правило, в видениях или снах. “Если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним”. Чис. 12:6.

Бог открывал Своим избранникам события прошлого, настоящего и будущего и велел им высказывать их вслух, записывать в свиток или хранить до поры до времени в зависимости от того, как того требовали обстоятельства. Характер этих откровений и сопровождающие их явления будут более подробно рассмотрены в последующих главах. Сейчас перед нами стоит задача понять, почему Бог использовал этот метод передачи Своих вестей человечеству.

Почему Бог использовал пророков

1. Дар пророчества использовался для того, что приготовить путь для Первого пришествия Христа. “Посему Он должен был во всем уподобиться братьям, чтобы быть милостивым и верным Первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа”. Евр. 2:17. Для осуществления плана спасения Богу было необходимо стать человеком, полностью воспринять его естество, жить среди людей, во всем быть искушаемым, как прочие люди, и в человеческой плоти одержать полную победу над грехом. Чтобы человек снова мыслил и жил в согласии с Божьей волей, он должен был получать откровение в виде наглядного примера святой жизни. По-видимому, самый успешный метод, который только мог использовать Бог, заключался в том, чтобы избирать людей, и поручать им трудиться для своих соотечественников, передавая особые вести от Бога. Таким образом, через пророков Творец осуществлял подготовку, необходимую для того, чтобы Иисус смог прийти на землю.

2. Пророки выступали перед людьми, как представители Господа. Само их присутствие показывало людям, что Бог достаточно заинтересован в них и достаточно близок к ним, чтобы из их среды выбирать Себе тех, которые бы представляли Его интересы. Они были подвержены таким же страстям, как и их ближние; это были не пришельцы из других миров, а люди, жившие в человеческом обществе. Хотя этот план таил в себе ряд опасностей в силу слабости человеческой природы, которая была присуща и избранным личностям, все же он открывал такие пути к достижению успеха, которые были бы закрыты в случае использования других методов.

В каком-то смысле все пророки Ветхого Завета были предтечами Христа, образом грядущего Мессии. Петр, обратившись к народу в притворе Соломонова храма, засвидетельствовал, что в Иисусе исполнились все предсказания Моисея. Он сказал: “Господь Бог наш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня; слушайтесь Его во всем”. Деян. 3:22. Сравните с Втор. 18:15. Иисус причислен к пророкам, потому что Он представлял Бога перед народом, изрекал небесные вести, проникал в будущее и раскрывал грядущие события посредством Божественного откровения, призывая людей хранить верность Отцу. Любой верный и преданный Богу пророк либо был прообразом Господа, величайшего из пророков, либо воздвигал Ему памятник. Они выполняли ту же работу, что и Он. Они были Его людьми и делали то, что вряд ли мог бы с таким успехом проделать ангел или глас с небес. Как жизнь Христа открыла человечеству личную заинтересованность и любовь Бога, так и пророки своей жизнью показывали, что Господь готов на все — лишь бы только открыть Себя Своему народу. Присутствие пророка постоянно напоминало о присутствии Бога.

3. Пророки постоянно доводили до сознания людей наставления Бога. У людей никогда не должна возникать мысль о том, что они не имеют доступа к Божественным советам. Пророк, находящийся в их среде, все время напоминал им о близости и доступности всех необходимых наставлений. Господь особо подчеркнул это во Втор. 30:11—14: “Ибо заповедь сия, которую я заповедую тебе сегодня, не недоступна для тебя и не далека; она не на небе, чтобы можно было говорить: ‘кто взошел бы для нас на небо, и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?’ И не за морем она, чтобы можно было говорить: ‘кто сходил бы для нас за море, и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?’ Но весьма близко к тебе слово сие; оно в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнять его”.

Люди, имеющие доступ к письменному свидетельству библейских пророков, обладают теми же преимуществами, что и современники пророков, которые слышали слово из их уст. И сегодня Божественный совет доступен нам; он недалеко от нас.

4. Через пророков Бог мог поддерживать прямой контакт с людьми, не разговаривая с ними лицом к лицу. Видения и сны служили тем же целям, что и общение лицом к лицу. В видении пророк иногда оказывался в присутствии Господа и своими глазами видел Царя во всей Его славе, сидящего на престоле, тогда как в реальности глаз смертного не мог бы этого выдержать. Он по-человечески реагировал на то, что видел, и описывал это человеческим языком. Дух Божий руководил передачей этих откровений народу, чтобы предотвратить возможное искажение фактов. Пророк описывал их наилучшим образом, в меру своих способностей. Вести через избранного пророка были призваны осуществлять те же цели, что и личное сообщение от Самого Творца.

5. Важно, чтобы люди наглядно видели, как общение с Богом может изменить жизнь человека. Хотя пророки были подвержены таким же страстям, как мы, они ходили с Богом и могли засвидетельствовать о преобразующей благодати Святого Духа и о Его силе в повседневной жизни, которая формирует характер. Хотя факты не всегда были столь поразительны, как в тот памятный день, когда Моисей сошел с горы со светящимся лицом, тем не менее, нельзя было усомниться в том, что личное общение пророка с Богом коренным образом меняло его жизнь. Для отзывчивых и восприимчивых людей это было приглашением к более тесному взаимодействию с Богом. Только человек мог возвестить подобное свидетельство другому человеку.

6. Присутствие пророков проверяло отношение людей к Богу. Господь знал, что как они относятся к Его пророкам, так отнеслись бы и к Нему, если бы Он был среди них. Его мнение имело под собой веские основания, если вспомнить, как принимали Христа.

7. Пророки помогали осуществлять план спасения, поскольку Бог последовательно использовал сочетание человеческих и Божественных средств, в качестве самого действенного способа обращения людей. Ной и его семья могли бы спастись и без помощи ковчега, но Бог хотел, чтобы усилия людей объединились с Его усилиями.

Каменные скрижали, хранившиеся в земном святилище, были вытесаны руками Моисея, но закон на них был начертан перстом Бога. Человек подносил дрова и хворост, а Бог зажигал огонь, поглощавший жертвы в святилище. Сам Иисус представлял Собой таинственное соединение Божественного и человеческого начала. Человек, как главное орудие передачи Божьих вестей, хорошо вписывается в рамки самого действенного метода общения между Богом и человеческим родом.

8. Действуя через пророков, Бог имел в виду более обширные планы, включавшие в себя подготовку письменной летописи, которую Он собирался дать в руки всем людям. В ней раскрывались великие принципы Его правления и были даны иллюстрации того, как эти принципы действовали в жизни людей. Последовательная, суммарная летопись, продукт направляемых Богом человеческих усилий, должна была постоянно оказывать влияние и давать представление о преемственности и единстве в выработке плана спасения. Во все века этот план оставался неизменным, но преподносился он так, чтобы это соответствовало потребностям людей, живших в ту или иную эпоху. Из жизни людей разных поколений были отобраны такие случаи и эпизоды, которые лучше всего могли преподать последующим поколениям те уроки, в которых они больше всего нуждались. “Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков”. 1 Кор. 10:11.

Конечно, ничто не было оставлено исключительно в руках людей. Божий план состоял и по-прежнему состоит в том, чтобы соединить Божественную силу с вестями, передаваемыми через пророков, и чтобы они приносили плод в жизни тех, кто охотно принимал их. Само наставление производило необходимые преобразования; работа Святого Духа в том и состояла, чтобы сделать Слово Божье “живым и действенным”.

Хотя существуют очевидные и понятные предпосылки широкого привлечения пророков для передачи Божественной воли человечеству, тем не менее, и другим методам, открытым в Писании, отводилось свое определенное место. Каждый из них использовался в конкретных случаях, если он лучше достигал намеченной цели, чем дар пророчества.

Полезно проанализировать те ситуации, в которых использовался каждый метод передачи откровения. Поскольку Бог всегда использует наиболее действенные средства в данных обстоятельствах, понятно, что ни один из методов не смог бы служить Его целям, если бы не использовался вкупе с другими. Он старался обратить людей от греха к праведности, чтобы затем полностью преобразить их умы и восстановить в них образ Христа. Служение пророков в целом было наиболее действенным средством, которое Бог мог предложить для того, чтобы помочь человеку принять план спасения.

Выдающимся плодом служения пророков является Библия. Как Христос явил Бога в Своей жизни, так и Библия есть наивысшее письменное откровение характера и воли Бога. Даже если бы пророки не совершали никакого другого служения, а только бы писали Книгу, то и тогда Слово указало бы человеку путь, идя которым он сможет восстановить единство с Богом. В начале этой главы мы отмечали восемь последствий грехопадения для человеческой души. Через дар пророчества — служение отдельных пророков и написание Св. Писания — Бог открыл пути исправления всех пороков и недостатков, чтобы человек мог вернуться на прямую дорогу. Мы еще раз рассмотрим изменения, которые произошли в мышлении и поведении человека в результате грехопадения, но на этот раз предложим библейское средство исцеления от каждого духовного недуга. Обратим особое внимание на тесную связь между откровениями, которые были даны через пророков, и предлагаемыми средствами восстановления.

Последствия греха и избавление от каждого из этих духовных недугов

Человек не мог теперь видеть Бога лицом к лицу. “Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего; и отныне знаете Его и видели Его. Филипп сказал Ему: Господи! Покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: “покажи нам Отца”? Ин. 14:7—9.

Христос открывает Отца, а Писания открывают Христа, ибо “они свидетельствуют обо Мне”. Ин. 5:39.

Человек познал не только добро, но и зло. К несчастью, нельзя избежать знакомства с тем злом, которое существует в окружающем мире. Пока мы находимся в этом мире, мы не можем не соприкасаться со злом и его последствиями. Но никому не надо думать о зле. Через пророков нам дано достаточно много духовной пищи, чтобы постоянно питать свой ум чем-то хорошим. “Что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте”. Флп. 4:8.

Человек стал бояться. В жизни можно избавиться от всякого страха. “В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх…Боящийся не совершен в любви”. 1 Ин. 4:18. “А кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божья совершилась”. 1 Ин. 2:5.

Он стал смертным. Хотя человек подвержен смерти, Христос дал ему надежду, сказав: “Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь”. Ин. 6:63.

Человек начал оправдываться. Через прямое свидетельство пророков Господь вынуждал людей признавать свои грехи и каяться в них. Опыт Давида — всего лишь один из многих примеров. Пророк Нафан обвинил царя: “Ты тот человек”. Давид признал: “Согрешил я”. 2 Цар. 12:7, 13. Слово, подобно мечу, глубоко проникает в сознание, выявляя внутренние помышления и намерения сердечные. Оно обличает человека и убеждает его, что невозможно скрыть от Бога свои поступки или помыслы.

Человеческий ум развратился. Для избавления от развращенного ума требуется творческая сила. Она также дается через Слово. “Отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины” Еф. 4:22—24.

Человек стал слепым, невежественным и отчужденным от Бога. Будучи величайшим из всех пророков, Иисус сослался на другого пророка, когда описывал Свою работу на земле. “Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу”. Лк. 4:18. Нам дано заверение, что “Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его”. Еф. 1:17, 18.

У человека появились плотские помышления. Бог позаботился о том, чтобы разум не был направлен на плотские вожделения. “И не сообразуйтесь с миром сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего”. Рим. 12:2. Определен и способ очищения: “Чтобы освятить ее, очистив баней водной, посредством слова”. Еф. 5:26.

План этого преобразования можно обобщить в нескольких словах:

“Христос в вас, упование славы”. Кол. 1:27. Это великая цель.

“Верой вселиться Христу в сердца ваши”. Еф. 3:17. Это способ пребывания Христа в сердце человека.

“Вера от слышания, а слышание от Слова Божьего”. Рим. 10:17. Это тот путь, по которому Христос получает доступ к человеческой жизни.

Христос и Библия так тесно связаны в выработке плана спасения, что оба они названы “Словом”. Благодать Божья, изливаемая посредством Слова, производит изменения и восстанавливает в человеке первозданный ум и преданность Богу. Дар пророчества — это средство раскрытия плана спасения человечеству.

Заключение

1. Человек был сотворен совершенным, но его характер не был развит в полной мере.

2. Первая серьезная проверка, которой подверглись Адам и Ева, привела к тому, что они уступили искушению сатаны.

3. Грех не только воздвиг стену разделения между человеком и Богом, но и изменил мышление человека и его отношение к Богу. Богу необходимо было определить методы общения с человеком, чтобы взыскать и вернуть его.

4. Использовалось несколько методов общения, однако наиболее распространенный из них состоял в передаче Божественных наставлений через пророков.

5. Открывая Свою волю через пророков, Бог предлагает человеку способ восстановления первоначальных взаимоотношений с Ним.

Для изучения и обсуждения

1. Что дало Богу возможность говорить с человеком лицом к лицу после того, как грех вошел в мир?

2. Внимательно изучите каждый из перечисленных методов общения. Найдите как можно больше дополнительных примеров применения этих методов. Просмотрев несколько эпизодов под каждым заголовком, к какому выводу вы можете прийти относительно тех обстоятельств, в которых обычно использовался тот или иной вид передачи вести? Как вам кажется, что Бог пытался осуществить в каждом случае?

3. Сравните дар пророчества с каждым из других обсуждаемых методов. В каком отношении это более действенный способ передачи вести, чем другие методы? Сравните его отдельно с каждым методом. Не обобщайте.

4. Найдите дополнительные примеры того, как Бог сочетал человеческое и Божественное при разработке плана спасения.

5. Как далеко может пойти Бог в Своем стремлении полностью изменить разум человека во время его земной жизни?

6. Как по-вашему, справлялись ли пророки с выполнением тех целей, которые Господь ставил перед ними, когда призывал к особому служению?

Избранные ссылки

Даниэлс, А. Г., “Пребывающий дар пророчества”, сс. 15—21. Mountain View, Pacific Press Publishing Assn., 1936.

Хейнс, Карлайл Б., “Книга всех народов”, сс. 128—152.

________ , “Дар пророчества”, сс. 7—20. Nashville, Southern Publishing Assn., 1946.