3. Пророки и их предназначение

Трудно представить себе более разных людей, чем древние пророки. Они не только отличались друг от друга по характеру. Их служение растянулось на долгие века и охватывало более длительный период времени, чем тот, который отделяет нас сегодня от распада Римской империи. Они трудились в разные исторические эпохи, в разных условиях, что тоже не способствовало их единению. Что может быть общего между человеком, который был выведен из общества идолопоклонников, и тем, кто с ранних лет воспитывался во дворе скинии Господней? Представьте себе, какие разные чувства, должно быть, владели человеком, который двадцать восемь лет готовился к тому, чтобы наследовать престол самого могущественного государства своего времени, с одной стороны, и простым пастухом, призванным возвещать весть мятежной соседней стране, с другой? Нет никаких указаний на то, что Бог избирал людей определенного происхождения, характера, талантов или образования. Он избирал человека, которого лучше всего мог использовать в данный момент, или того, которого лучше всего мог приготовить к будущему служению. Совершенно очевидно, что Он не руководствовался никаким определенным стереотипом и принимал во внимание только пригодность человека для выполнения конкретной задачи. С одной стороны это кажется понятным и объяснимым, с другой — не очень понятным.

Павел говорит о том, с какими проблемами он столкнулся, стремясь обратить к Богу как можно больше людей в своем поколении. “Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был, как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона перед Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона. Для немощных был, как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых”. 1 Кор. 9:19—22.

Весть, которой суждено облететь все страны, языки и народы, не должна основываться на каких-либо ограничениях. Многие умы, таланты, типы характеров, разновидности культурной и социальной среды и разные направления деятельности должны внести свой вклад в распространение вести на таком огромном поле.

Люди, которых использовал Бог

В стане Божьих работников есть место для любых личностей, которые хотят использовать свои таланты во славу Божью. Раса, национальность или окружающая среда не могут быть препятствием. Поскольку в настоящее время наше внимание сосредоточено на Библии, то вполне естественно, что большинство людей, о которых мы будем рассуждать, принадлежат к еврейскому народу. Однако Бог не ограничивает Свой выбор одной нацией. Исключением являются люди, которые сами делают себя непригодными для Его служения.

Пророки не очень отличались от других людей. Даже об Илие другой пророк говорит, как о человеке, подобном нам. Иак. 5:17. А ведь согласно Библии, он был одним из двух людей, взятых на небо живыми и не вкусившими смерти. Павел и Варнава отнесли себя к той же категории, когда жители Ликаонии провозгласили: “Боги в образе человеческом сошли к нам”. Деян. 14:11. См. стих 15. Пророки были не только подвержены таким же страстям, как и мы, но и, подобно Моисею в Кадисе и Давиду в его взаимоотношениях с Урией Хеттеянином, они становились жертвами искушения и согрешали против Бога. Илия унывал и просил себе смерти; Иона был в отчаянии, когда его предсказание не исполнилось. Авраам дважды в ложном свете представлял свои взаимоотношения с Саррой, потому что боялся расправы. Этот список можно продолжить, но не с целью оправдать подобные грехи у себя, а с тем, чтобы доказать, что Бог не творит людей особого рода, которых потом делает пророками. Пророки были такими же людьми, как и прочие, но Господь использовал их наилучшим образом.

Одна из самых примечательных особенностей Библии состоит в том, что она отвечает нуждам любого человека, когда бы он ни жил. Никто не имеет достаточных оснований, чтобы заявить, что Библия не затрагивает его нужды или проблемы, потому что написана совсем с других позиций. Именно такой она и должна была быть по замыслу ее истинного Автора. Каждая книга несет на себе отпечаток эпохи, культуры, образования, личностных особенностей и жизненного опыта автора. Каждая часть летописи дает нам обильный урожай духовной истины, когда мы узнаем о жизни писавшего ее человека. Не пытаясь в данный момент сравнивать или сопоставлять их жизнь, мы обсудим происхождение, деятельность и личностные особенности некоторых библейских пророков, чтобы понять, каких разных людей Бог использовал для осуществления Своих намерений.

Авраам. Хотя Авраам не написал ни одной книги Библии, он занимает видное место среди мыслителей Ветхого и Нового Заветов. Когда Господь говорил с Авимилехом, царем Герарским во время его сна, то назвал Авраама пророком. Быт. 20:7. Его имя постоянно упоминается в обетованиях о наследии в земле Ханаанской (Втор. 1:8), об увековечении поклонения истинному Богу (Исх. 3:15) и о том, что праведники, в конце концов, наследуют весь мир (Рим. 4:13). Многое из того, что было открыто Аврааму через этот пророческий дар, похоже, связано с этими тремя мыслями.

Недавние раскопки показали, что родной город Авраама Ур Халдейский был богатым городом с развитой культурой. Сам Авраам, возможно, был высокообразованным человеком, и из библейского повествования следует, что он происходил из богатой семьи. К сожалению, некоторые члены его семьи впали в идолопоклонство, распространенное в этом городе, и даже Фарра, отец Авраама, служил другим богам в Уре. Ис. Нав. 24:2. В преклонном возрасте Авраам был призван оставить культурную среду Ура и сравнительно легкую жизнь и идти в землю, о которой ничего не знал. Он не знал о том, какая цель перед ним поставлена, но готов был выполнять указания Бога.

Последующие события открывают нам характер и личность этого человека, который стал “Другом Божьим”. Иак. 2:23. Он был духовным вождем своего большого дома. Его бескорыстный нрав проявился в его взаимоотношениях с Лотом. В Евреям 11 отмечается его твердая вера, несмотря на неудачи, которые были у него в жизни, как это видно из книги Бытие. Бог использовал его и его сына для того, чтобы дать одну из самых ярких наглядных иллюстраций того, что жертва Сына Божьего значит как для Отца, так и для Сына Божьего. Авраама хорошо знали с самой лучшей стороны окрестные племена в Ханаане. Он был видным и влиятельным человеком.

Моисей. Родившись в доме рабов в то время, когда все израильские дети мужского пола были осуждены на смерть, Моисей уцелел только благодаря покровительству дочери Египетского фараона. Первые годы жизни ребенок провел в своей семье, но его родители все это время знали, что вскоре он уйдет от них в царский дворец. Были предприняты все усилия для того, чтобы приготовить его быть верным Богу в то время, когда он будет жить в окружении языческих обычаев, общества и религии. Затем он стал жить при Египетском дворе и получил широкое гражданское и военное образование. Молодому усыновленному принцу были предложены все самые заманчивые перспективы, но он сделал свой выбор, руководствуясь вечными ценностями, а не мимолетными “греховными наслаждениями”.

Принципы истины так прочно утвердились в жизни молодого Моисея, что последующие воздействия не могли отвратить его от них. Несмотря на заманчивые предложения Египта, Моисей твердо держался веры в Бога. Он был готов рискнуть всем, — лишь бы исполнить волю Божью, которая, как он верил, заключалась в освобождении Израиля из Египетского рабства. Его удивительная способность приспосабливаться к любым условиям описана в Исх. 2:21, где рассказывается об отношении Моисея к жизни в пустыне после его бегства из Египта: “Моисею понравилось жить у сего человека”. Переход от деятельной жизни при царском дворе и армейском штабе к тихой и уединенной жизни в пустыне едва ли могло понравиться подавляющему большинству таких энергичных и способных людей, каким был Моисей. Мало кто из принцев могущественного царского дома согласился бы жить среди пастухов.

Теперь у него не было слуг, которые бы удовлетворяли каждое его желание, но он сам заботился о нуждах овец. Вместо дворца его местом жительства теперь был шатер. В этих условиях Моисей прожил сорок лет, и все это время Бог наставлял его и готовил к тому, чтобы он стал вождем народа. Все эти обстоятельства способствовали развитию его незаурядной личности и характера. Благодаря такой школе, Моисей стал добрым, участливым, сострадательным мужем с редким набором способностей организатора, администратора, законодателя и судьи. Он во всем полагался на Бога, и вера была неотъемлемой чертой его жизни.

Самуил. В детские годы Самуил оставил свой дом и родителей, как и Моисей. Однако этот мальчик стал жить не при дворе языческого царя, а с первосвященником в Божьем святилище. Хотя подобное окружение считается наилучшим, необходимо помнить, что первосвященник Илий потерпел полную неудачу в воспитании собственных сыновей. Господь обвинил Илия в том, что он не обуздывал их и ставил выше Бога. Но Самуил, еще будучи ребенком, рос в благоволении у Господа и людей. Со временем “узнал весь Израиль от Дана до Вирсавии, что Самуил удостоен быть пророком Господним”. 1 Цар. 3:20. Хотя многие священники, окружавшие его, были испорченными и растленными людьми, Самуил отличался неподкупной честностью и чистотой характера. Ему не хватало твердой воли в воспитании своих детей, но сам он был сильным мужем, который в преклонном возрасте мог смело сказать народу: “Свидетельствуйте на меня пред Господом и пред помазанником Его, у кого взял я вола, у кого взял осла, кого обидел и кого притеснил, у кого взял дар и закрыл в деле его глаза мои, — и я возвращу вам. И отвечали: ты не обижал нас и не притеснял нас, и ничего ни у кого не взял”. 1 Цар. 12:3, 4.

Как пророк, священник и судья, Самуил справедливо, честно и сострадательно обращался с людьми и руководил ими. Тем не менее, ему пришлось выполнить их требование дать им царя, и он помазал им царя в соответствии с Божьим указанием. Пророк не только не испытывал раздражения по поводу ограничения своей власти, но и стал другом и советником нового царя. Он полюбил Саула, как родного сына. Самуил занимает почетное и высокое место среди великих людей, жизнь которых описана на страницах Св. Писания.

Давид. Если бы в Библии не было других характеристик Давида, кроме слов Самуила, можно и на их основании составить вполне достоверный портрет этого человека. “Господь найдет Себе мужа по сердцу Своему, и повелит ему Господь быть вождем народа Своего”. 1 Цар. 13:14. Будучи молодым человеком, Давид выходит на арену библейской истории, когда Бог велит Самуилу помазать его в цари над Израилем. Хорошо известны рассказы о его отваге, проявившейся в схватках с дикими животными и воинами. На пути от пастушеской жизни к царскому престолу его поджидало множество опасностей, и это дало ему прекрасные возможности развить сильный характер и постоянное упование на Бога. Хотя в нем было много юношеского задора и стремления во что бы то ни стало идти вперед, Давид терпеливо ждал того времени, когда по воле Бога он сможет занять престол Израильского царства. Он не пожелал взять все в свои руки и убить Саула. Его последующий грех показывает, что даже самого искреннего христианина постоянно подстерегают опасности. Его исправление свидетельствует о долготерпении Бога и силе Божьей благодати.

Мало кто имел такое количество дарований, как Давид. Как музыкант, поэт, певец, военачальник, занимавший разные посты, законодатель, советник, царь, зодчий, организатор и исполнитель, он демонстрировал большие природные способности, развитые, благодаря образованию и опыту. Его псалмы указывают на его глубокое понимание тонких струн человеческой души, практическое знание духовных законов и личное знакомство с Богом.

Амос. Благодаря вдохновению Духа Божьего, малограмотный пастух из Фекои стал героическим посланником Господа. Амос, должно быть, пас своих овец на тех же горах, где Давид провел свои молодые годы, и где он скрывался от Саула. Амос был человеком полей; у него не было возможности получить образование в школах пророков. Но он был крепким и бесстрашным. Амос являет собой поразительный пример того, как Бог может взять малограмотного и необученного человека и сделать из него успешного работника. Мало что сказано о самом пророке, но его слова позволяют нам проникнуть в его мышление и внутренний мир.

Когда Амасия, священник из Вефиля, попытался отправить Амоса на его родину в Иудею, чтобы он там пророчествовал, пророк-пастух сказал в свое оправдание лишь то, что Бог призвал его от стад и сказал ему: “Иди, пророчествуй к народу моему Израилю”. Пророк, очевидно, имел в виду, что он находится в Израиле не по своему выбору и останется там до тех пор, пока не выполнит свою работу, поскольку его послал Сам Бог. См. Ам. 7:10—17. Его прекрасное знание природы находит выражение в тех образах и иллюстрациях, которые он использует в своей книге. Буря и вихрь (1:14), высота кедра и крепость дуба (2:9), тележка, нагруженная снопами (2:13), лев, рыкающий в лесу (3:4), птица в силках (3:5), останки овцы, исторгаемой из львиной пасти (3:12), телицы Васанские (4:1), гусеницы и засуха (4:7-10) — эти образы свидетельствуют о своеобразном мышлении пророка, о его наблюдательности и духовной проницательности. Большая часть этих образов была навеяна его детскими переживаниями и его окружением. Отклик этого человека на призыв Божий и блестящее выполнение возложенных на него обязанностей ставят его на высокое место среди прочих именитых мужей Божьих.

Даниил. “И сказал царь Асфеназу, начальнику евнухов своих, чтобы он из сынов Израилевых, из рода царского и княжеского, привел отроков, у которых нет никакого телесного недостатка, красивых видом и понятливых для всякой науки, и разумеющих науки и смышленых и годных служить в чертогах царских, и чтобы научил их книгам и языку Халдейскому”. Дан. 1:3, 4.

Вряд ли можно добавить что-то существенное к этой вдохновенной характеристике, дающей нам представление о личности Даниила. Юноша приятной наружности, крепкого телосложения, с выдающимися умственными способностями, он получил лучшее образование, какое только было доступно еврейскому подростку из царского рода. Его разум был наполнен изречениями из Писания, и его характер развивался в согласии с его принципами.

В Вавилоне Даниил, будучи военнопленным, постепенно поднялся до звания до премьер-министра и сохранил за собой этот высокий пост при двух царях из двух соперничавших между собой империй. Его принципиальность стала притчей во языцех; его мудрость и такт внушали уважение. С нашей точки зрения кажется почти невероятным, что человек, который в ночь падения Вавилонского Царства был его “третьим властелином” (Дан. 5:29), вскоре после этого был назначен главным помощником завоевателя Вавилона. “Угодно было Дарию поставить над царством сто двадцать сатрапов, чтобы они были во всем царстве, а над ними трех князей, из которых один был Даниил… Даниил превосходил прочих князей и сатрапов, потому что в нем был высокий дух, и царь помышлял уже поставить его над всем царством”. Дан. 6:1—3. Общаясь с Даниилом, могущественные правители были вынуждены признать силу Даниилова Бога. “И сказал царь Даниилу: “истинно Бог ваш есть Бог богов и Владыка царей, открывающий тайны” Дан. 2:47. “После того царь Дарий написал всем народам, племенам и языкам… Мною дается повеление, чтобы во всякой области царства моего трепетали и благоговели перед Богом Данииловым, потому что Он есть Бог живый и присносущий, и царство Его несокрушимо, и владычество Его бесконечно”. Дан. 6:25, 26.

Через этого человека, который неизменно доверял Богу, невзирая ни на каких монархов, голодных львов или высокопоставленных врагов, Господу угодно было открыть пророчества о будущем, охватывающие огромный промежуток времени от дней Даниила и до того дня, когда “царство… и власть и величие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего”. Дан. 7:27. Его характер ставит его в один ряд с самыми благородными представителями царского рода в Царстве Божьем. Его откровения делают его непревзойденным среди всех пророков по важности переданной вести. Его стойкость и постоянство в деле Божьем, его умственные и физические способности, его достоинство и любезность делают его образцом для всех людей и эталоном Божьего пророка.

Павел. “Еврей из евреев”, “фарисей, сын фарисея” — вот как сам Павел описывал свое происхождение и религию. Он не знал другого метода работы, как только бросить все имеющиеся у него силы на выполнение поставленной задачи. Учеба в школе Гамалиила, преследование ненавистных христиан, проповедь Христа в ранге апостола язычников — все, что он делал по мере того, как менялось его мировоззрение, он делал с большим пылом и усердием. Его блестящий ум, превосходное образование, чисто еврейское происхождение, римское гражданство, глубокое обращение и неослабевающее рвение сделало Павла тем человеком, которого Бог смог использовать для выполнения одной из самых трудных задач, когда-либо доверенных смертным: распространение христианства среди язычников.

Из всех христианских проповедников, если не считать Самого Спасителя, Павел внушает наибольшее уважение. Его ясное понимание принципов праведности по вере, которую он противопоставлял попыткам получить спасение в награду за добрые дела, стало следствием двух этапов в его жизни, — фарисейского и христианского. Его выдающиеся способности проповедника, учителя и апологета выделяют его из множества других проповедников. Можно сказать, что за всю историю ему практически не было равных. Его бесстрашное и убедительное противодействие ересям почти не оставляло законникам и противникам закона аргументов для защиты своей позиции. Павел вполне мог бы претендовать на звание “проповедника проповедников” и “учителя учителей”.

Эти скупые и неполные биографические сведения призваны заставить серьезного исследователя задуматься над тем, каких людей Бог избирал Себе в пророки. Призывая людей на это священное служение, Бог не ориентировался на их происхождение, образование или род занятий. Фактически складывается впечатление, что план Божий состоял в том, чтобы избирать людей самого разного звания, происхождения и характера, которые смогли бы донести весть Евангелия до самых разных умов. Характер и личность человека никак не отражались на важности его вести или факте ее Богодухновенности.

Предназначение пророков

Как Бог использовал этих людей с разнообразными талантами, жизненным опытом, образованием и подготовкой? Какой деятельностью занимались пророки, стремясь выполнить свое пророческое предназначение? При исследовании пророческого дара так много внимания уделялось способности пророков предсказывать события будущего, что зачастую другие виды их деятельности либо принижались, либо полностью терялись из виду. На самом же деле у пророков было широкое поле деятельности, которое ни в коем случае не ограничивалось предсказанием будущего. Эти люди занимали важное место в истории народа Божьего не только потому, что выполняли многочисленные обязанности в обществе или государстве, но и в силу характера тех вестей, которые они возвещали народу. Они использовались Господом не только для того, чтобы донести истину до умов тех, кто называл себя детьми Божьими, но и отправлялись со словом Божьим в другие страны.

Говорили от имени Бога. Главная причина призвания пророка заключалась в том, чтобы он был устами Бога. Он должен был говорить людям то, что сказал бы им Бог, если бы Он скрыл Свою славу и лично сошел на землю. Людские потребности были многочисленными и разнообразными, и в пророческих вестях нуждались отдельные личности, семьи, города и страны. Будучи личным представителем Бога, пророк должен был доносить до людей Божьи послания.

Открывали намерения Бога. “Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам”. Ам. 3:7. По замыслу Бога Его планы должны быть открыты Его народу, чтобы Его дети знали, как их выполнять. Христиане могли давным-давно предаться отчаянию, если бы им не было дано заверения: “Приду опять”. Ин. 14:3. Для верующего времен Ветхого Завета обетование грядущего Мессии было большим подспорьем, когда он видел, что в его народе процветает грех, а вожди народа испорчены и растленны. Для горько разочарованных израильтян, оказавшихся в вавилонском плену, предсказание Иеремии об избавлении после семидесятилетнего рабства было звездой надежды. Проникновение в Божьи планы на будущее укрепляло и ободряло, вдохновляло и готовило мужчин и женщин к предстоящему кризису. Наступали такие времена, когда самые мужественные сердца могли бы дрогнуть, если бы Господь не заверял многократно о Своем намерении избавить Свой народ.

Поскольку Бог знает будущее, а человеку оно не открыто, Господь использует Свое знание, чтобы доказать, что Он единый истинный Бог. Поразительная сущность предсказаний привлекала к ним столь пристальное внимание, что другие, не менее важные стороны деятельности пророков, зачастую оставались незамеченными. Для многих слово “пророк” — синоним слова “предсказатель”. Когда человек понимает более широкую природу деятельности пророков, он начинает лучше понимать Божий план и больше доверять ему.

Укрепляли и направляли правителей. Ассирийская армия, над которой царь Сеннахирим поставил Рабсака (Ис. 36:2), окружила город Иерусалим. Рабсак насмехался над Езекией и издевался над Богом Израиля. Езекия, охваченный страхом и печалью, направил группу людей поговорить с Исаией, чтобы он посоветовался с Господом, как лучше поступить.

“И сказал им Исаия: так скажите господину вашему: так говорит Господь: не бойся слов, которые слышал ты, которыми поносили Меня слуги царя Ассирийского. Вот, Я пошлю в него дух, и он услышит весть, и возвратится в землю свою, и Я поражу его мечем в земле его”. Ис. 37:6, 7.

Как, должно быть, ободрился и укрепился Езекия, когда его слуги поспешили возвестить ему слово: “Так говорит Господь: не бойся”. Даже если бы в вести Господней не содержалось конкретного плана избавления, Езекия все равно бы укрепился, потому что Господь обещал ему быть с ним в трудное время.

Когда Давид решил, что хочет построить дом для Господа, он обговорил свой план с пророком Нафаном. Нафан тотчас согласился с тем, что это мудрый план, и ободрил Давида. Но это не входило в планы Божьи, и ночью Господь обратился к Нафану, велев ему возвестить Давиду, что дом Господень построит его сын. 2 Царств 7. Слово пророка было принято, как слово Господне, и царь отказался от того плана, который он вынашивал. Давид утешился, по крайней мере, отчасти, тем обстоятельством, что ему было разрешено собрать материалы для храма, хотя и не позволено начинать строительство. 1 Пар. 22:14.

Руководители, которые хотели этого, могли получить совет через пророка во время войны или мира, благополучия или бедствия. К сожалению, многие не обращались за помощью, а те, кому она посылалась, отвергали ее. Бог особенно беспокоился о тех, кто занимал ответственные посты. Он всячески пытался найти к ним подход и оказать им помощь, в которой они, по Его мнению, нуждались. Он делал это даже тогда, когда они сами не признавали своей нужды. Он хотел, чтобы они были непоколебимы в своей преданности Ему и в отстаивании высоких принципов теократического правления. Он желал направлять их, чтобы они не совершали ошибок на своих руководящих постах. При такой поддержке и советах, все цари в древнем Израиле могли бы добиться выдающихся успехов в своем правлении, и люди получили бы огромные благословения.

Призывали народ хранить верность. Незадолго до своей смерти Иисус Навин предупреждал народ: “Если вы оставите Господа, и будете служить чужим богам, то Он наведет на вас зло и истребит вас, после того, как благотворил вам… Итак, отвергните чужих богов, которые у вас, и обратите сердце свое к Господу, Богу Израилеву”. Ис. Нав. 24:20—23.

“Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни”. Откр. 2:10. Это была ободряющая весть Господа к Его верным детям, записанная Иоанном Богословом.

“Верный в малом и во многом верен”. Лк. 16:10. “Хорошо, добрый и верный раб” — вот слова величайших из пророков. Мф. 25:21.

Очень часто слова ободрения переплетаются с упреками и обличениями и редко встречаются отдельно. Дети Божьи должны всегда делать несколько шагов вперед. Одна из главных задач пророков сводилась к тому, чтобы вдохновить людей закрепиться на достигнутом уровне и устремиться вперед – к новым достижениям. Каждый шаг вперед означал необходимость изжить какой-то недостаток, укрепить слабые места, подавить какое-то греховное вожделение. Ободрение никак нельзя было отделить от наставления и обличения, которое также возвещалось вестниками.

Обличали пороки. В чем бы ни заключалась их задача – сопротивляться социальной несправедливости, искоренять идолопоклонство или заявлять протест против безнравственности — пророки всегда действовали энергично. Порой пророку казалось, что кроме него никто больше не заявляет протеста, но в этом случае его ответственность не уменьшалась, а возрастала. Протесты пророков были Божьими протестами, и они возвещали их, невзирая на последствия.

“Горе замышляющим беззаконие и на ложах своих придумывающих злодеяния, которые совершают утром на рассвете, потому что есть в руке их сила! Пожелают полей, и берут их силой, домов — и отнимают их; обирают человека и его дом, мужа и его наследие. Посему так говорит Господь: вот, я помышляю навести на этот род такое бедствие, которого вы не свергните с шеи вашей, и не будете ходить выпрямившись”. Мих. 2:1—3.

“Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: ‘чем обкрадываем мы Тебя?’ десятиной и приношением… Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища”. Мал. 3:8—10.

“Слушайте слово Господне, сыны Израилевы; ибо суд у Господа с жителями сей земли, потому что нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле. Клятва и обман, убийство и воровство, и прелюбодеяние крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием”. Ос. 4:1, 2.

В своем воображении мы можем увидеть пророков, стоящих в одиночестве подобно Иисусу во дворе храма, и возвещающих: “Возьмите это отсюда, и дома Отца Моего не делайте домом торговли”. Ин. 2:16. Обычно слова протеста принадлежали не им, потому что, как правило, они предваряли их фразой: “Так говорит Господь”. Возможно, у них не хватило бы мужества, чтобы высказать такие суровые порицания по собственной инициативе, но как представители Бога, они не могли удерживаться. Однажды Иеремия решил, что не будет больше говорить. “И подумал я: не буду я напоминать о Нем и не буду более говорить во имя Его; но было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и не мог”. Иер. 20:9. Зло процветало в Израиле и Иуде при жизни большинства пророков, и через этих мужей Господь неустанно протестовал против нечестивых обычаев и тайных грехов.

Руководили деятельностью. Разрушение и созидание были двумя важными частями работы пророка. Эта двойная ответственность хорошо выражена в поручении Господа Иеремии: “Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать”. Иер. 1:10. Власти многих современных городов занимаются расчисткой трущоб. На месте ветхих многоквартирных домов они возводят красивые здания. Прежде чем построить что-то новое, землю надо очистить от старого. Снос старых домов так же необходим, как и строительство новых. Хотя может показаться, что пророки своими словами больше разрушали, чем созидали, необходимо помнить о том, что эту работу им приходилось делать постоянно. Легче дать возможность зданию окончательно сгнить, чем все время ремонтировать его и обновлять фасад. Каждый раз приходится убирать и заменять старые доски, чтобы затем на их месте построить новые секции дома. При каждом продвижении дела Божьего вперед пророки либо руководили этой работой, либо непосредственно консультировали вождей нации.

Моисей, будучи пророком, руководил строительством скинии. Святой Дух, направлявший пророков, раскрыл Давиду подробные планы строительства дома Божьего, который стал Соломоновым храмом. 1 Пар. 28:11, 12. Во дни восстановления храма после Вавилонского плена “встали Зоровавель, сын Салафиилов, и Иисус, сын Иоседеков, и начали строить дом Божий в Иерусалиме, и с ними пророки Божьи, подкреплявшие их”. Езд. 5:2. В день Пятидесятницы дух пророчества овладел апостолами и дал им указания относительно создания Ранней Христианской Церкви. Павел был призван вступить на новую территорию и открыть новые местности для проповеди Евангелия. Он шел вперед или останавливался в соответствии с указаниями Духа.

Нетрудно проследить по Ветхому и Новому Завету прямое влияние пророков на созидательную деятельность народа Божьего. Трагедия заключалась в том, что к их совету редко прислушивались. Если бы указания Господа, данные через пророков, принимались, то соседи Израиля сказали бы: “Только этот великий народ есть народ мудрый и разумный”. Втор. 4:6.

Учили. Пророки не были школьными учителями, хотя некоторые из них преподавали людям истину по методу школьного урока. Однако именно через них люди узнавали принципы Небесного Царства. Они разъясняли высокие нормы, которым должны были соответствовать все дети Божьи. В своих проповедях они учили и давали полезные практические наставления. Библия, переданная через пророков, настолько полно раскрывает жизнь и характер Христа, что она, как и Он Сам, называется “Словом”. Заповедь накладывается на заповедь и правило на правило, с целью сформировать у людей понятие о благочестивой жизни. Как и подобает настоящим учителям, пророки постоянно рассматривают одни и те же проблемы с разных сторон и под разными углами, чтобы все хорошо поняли, как применять Божественные принципы в своей жизни. Чтобы наставить все последующие поколения, “святые Божьи человеки” говорили, “будучи движимы Духом Святым” 2 Петр. 1:21.

Другие обязанности. Можно также доказать, что мужи Божьи, избранные пророками, служили своему народу в качестве консультантов и советников в любых личных и государственных делах. Кроме того, они предупреждали, к чему могут привести те или иные действия. Они порицали грех в отдельных людях и во всем народе. Они произносили Божьи суды против греховных обычаев и нечестивых поступков. Не было такого малого или большого дела, на которое Бог не обращал бы внимание через Своих пророков. Не было такого темного угла, в который не мог бы проникнуть свет, и где нельзя было бы оказать помощи. Иногда важное место в служении пророка занимали чудеса, как, например, во дни Елисея. Другие пророки, такие как Самуил и Иеремия, были выдающимися проповедниками. Под руководством Святого Духа эти мужи делали все то, что надо было сделать. Они служили и говорили от имени Бога и были Его полномочными представителями перед своими ближними.

Пророки совершали служение не только в еврейских государствах. Через некоторых пророчествующих вестников Господь пытался привлечь к истине языческие народы. Авраам был послан свидетельствовать об истинном Боге в Египте, где поклонялись множеству богов. Отчасти именно из-за того, что миссия Авраама оказалась безрезультатной, Господь был вынужден послать в Египет Иосифа, а затем воздвигнуть там же Моисея, чтобы дать египтянам возможность узнать об истинном Боге. Кульминацией рассказа об Ионе стало покаяние жителей Ниневии в ответ на вынужденную проповедь пророка. Пророческое служение позволило Даниилу занять один из самых высоких постов в Вавилоне и, в конце концов, привело к обращению величайшего из монархов. Находясь на свободе и под арестом, Павел проповедовал в Малой Асии, Греции, на некоторых островах Средиземноморья и в Риме. Все эти и, несомненно, многие другие люди, не упомянутые в Библии, затрагивали жизнь народов словом Господним. “Идите по всему миру” — эта заповедь касается не только последнего времени; Бог ставил эту задачу перед всеми поколениями Своих детей.

Пророки не слишком отличались от других людей. Они нуждались в преобразующей силе Святого Духа, боролись с искушениями, свойственными всем людям и иногда терпели духовные поражения в своей жизни. Личные скорби и переживания влияли на них так же сильно, как и на нас. Они женились, содержали семьи, учили детей и учились у них, радовались их победам и огорчались их неудачам. Они знали, как горько видеть любимых детей, поворачивающихся спиной к Господу. По крайне мере, одному пророку пришлось жить с неверной женой. Другому пророку не было позволено скорбеть по поводу смерти жены. Они утомлялись и падали духом, как и другие люди, и порой раздражались, когда Господь ставил перед ними трудные задачи.

Если бы вы жили в древней Палестине, то пророком мог бы быть ваш отец. В этом случае он сажал бы вас к себе на колени, улыбался вам, разговаривал с вами, играл с вами, как это делают другие отцы. Или он мог быть вашим ближайшим соседом, к которому вы заходите, когда он копает и полет огород. Или вы могли вместе с ним лазить по деревьям в детстве.

В то же время Господь очень доверял пророкам. Они чувствовали на себе тяжелое бремя ответственности. Независимо от того, откуда они были призваны: из царского дворца, от сохи, от овечьих отар или от служения при храме – внутренний огонь и побуждение не позволяли им забывать о своем высоком призвании. Эти пророки тщательно выбирались с учетом их талантов, слабостей и причуд. Это были люди, которых, согласно современной классификации, можно было бы отнести либо к интровертам, либо к экстравертам. Иногда им очень не нравились те задачи, которые им приходилось выполнять, но Бог знал Своих людей и использовал их по мере их способностей, порой даже давая им силу совершать невозможное с их или нашей точки зрения.

Эти небольшие откровения разбросаны по всей Библии. Когда мы их находим, то библейские герои, равно как и сама Библия, как бы оживают и становятся нам ближе. Они помогают нам отождествлять себя с библейскими персонажами, представлять себя на их месте. Подобные детали не только не умаляют достоинства этих мужей или торжественности их вестей, но и открывают перед нами двери разумения, которые в противном случае были бы наглухо закрыты. Если мы поразмышляем над служением Иисуса, а затем постараемся понять, как Бог призывал людей в разных поколениях, представителей самых разных профессий, и пытался совершать через них служение, максимально напоминавшее то, которое совершал Иисус, то лучше представим себе важность и предназначение библейских пророков.

Заключение

1. Бог использовал самых разных людей для достижения Своей цели обращения народов и отдельных людей.

2. Пророки были людьми разных профессий и видов деятельности.

3. Господь использовал в Своих целях их разное воспитание и образование, чтобы все они вместе принесли больше пользы.

4. Хотя предсказание грядущих событий занимало важное место в работе пророка, его предназначение было гораздо более широким и разнообразным.

5. Человечность пророков помогает нам лучше понять их самих, их работу и их вести.

Для изучения и обсуждения

1. Имеются ли среди библейских пророков преобладающие типы или сословия людей?

2. Выберите библейского пророка и напишите его характеристику исключительно на основании того, что вы прочли о нем в Библии.

3. Какие пророки на ваш взгляд больше всего выделяются среди других по характеру, происхождению, воспитанию и образованию? Заметны ли эти отличия в их произведениях?

4. Какой человек кажется вам наименее пригодным для качественного пророческого служения? А кто из них на ваш взгляд был лучше всего подготовлен и имел наилучшие возможности?

5. Перечислите несколько других способов, помимо тех, которые упомянуты в подразделе “Предназначение пророков”, с помощью которых Бог использовал пророков для общения с другими народами. Проиллюстрируйте на примере каждый из этих способов.

6. Какие пророки выполняли самую обширную работу, а какие возвещали самые разные, непохожие друг на друга вести?

7. Какие качества пророков делают их живыми и близкими вам людьми?

Избранные ссылки

Даниэлс, А.Г., “Пребывающий дар пророчества”, сс. 36—172.

Хейнс, Карлайл Б., “Книга всех народов”, сс. 63—72.

Вон Орелли, К., статья “Пророчество” в “Международной Нормативной Библейской Энциклопедии”, том 4, сс. 2459—2466 (См. также статьи по именам пророков).