4. Пророк и его весть

Что такое пророк?

Одной из последних фраз Давида, государственного деятеля и пророка, были слова: “Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня”. 2 Цар. 23:2. Он был одним из святых Божьих человеков, которые говорили, “будучи движимы Духом Святым”. 2 Петр. 1:21. Когда Святой Дух побуждал этих мужей говорить, они возвещали свои вести, как слова Божьи. В Библии пророк — это официальный представитель и глашатай Господа.

Почти во всех случаях слово “пророк” в Ветхом Завете — это перевод древнееврейского слова “наби”. Употребление этого слова в Ветхом Завете позволяет лучше понять его смысл, чем филология. В Исх. 7:1, 2 высказывается очевидная мысль: “Но Господь сказал Моисею: смотри, Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком. Ты будешь говорить все, что Я повелю тебе; а Аарон, брат твой, будет говорить фараону, чтобы он отпустил сынов Израилевых из земли своей”. Моисей должен был выполнять по отношению к фараону те же функции, что и Бог — по отношению к Своему народу. Аарону надлежало быть устами Моисея, а Бог намеревался открывать Моисею Свою волю. Моисей должен был передавать это слово Аарону, а Аарон должен был возвещать Божественную весть фараону. Хотя Господь далеко не всегда избирал такой метод передачи Своих вестей, Он ярко показывает нам предназначение пророка, как глашатая той вести, которую он получает из более возвышенного источника, нежели его собственные помыслы.

Во Второзаконии 18 дано пророчество, которое полностью исполнилось только во время служения Иисуса. Оно является основным текстом, помогающим понять работу пророка.

Суть дела выражена в следующих словах: “Вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему”. Втор. 18:18. “Пророк”, о котором идет речь в этом стихе, назван еврейским словом “наби”. Это человек, который возвещает весть от Бога.

Обратите внимание на развитие беседы между Богом и Иеремией, когда Господь призвал Иеремию быть одним из Своих пророков. “Прежде нежели Я образовал тебя… пророком для народов поставил тебя”. Иер. 1:5. “А я сказал: о, Господи Боже! Я не умею говорить, ибо я еще молод”. Стих 6. Как только Господь сказал ему, что ему надлежит стать пророком, Иеремия начал рассуждать с самим собой. Ему казалось, что он не может взять на себя эту ответственность, потому что он не умеет возвещать Божью весть. Господь подтвердил важность призыва на пророческое служение: “Не говори: “я молод”; . . все, что повелю тебе, скажешь…И простер Господь руку Свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Господь: вот, Я вложил слова Мои в уста твои”. Стихи 7—9. Еще более конкретными были последующие слова Господа Иеремии: “Будешь, как Мои уста”. Иер. 15:19. Бог исполнял пророчество Втор. 18:18, что Он вложит Свои слова в уста пророка, и что вестник будет говорить все, что ему велено.

Амос, пастух из Фекои, и не думал о пророческом служении. Но, как он объяснил Амасии, когда этот священник попытался запретить ему пророчествовать, Господь взял его от стад и сказал: “’Иди, пророчествуй к народу Моему Израилю’. Теперь, — обратился он к Амасии, —- выслушай слово Господне”. Ам. 7:15, 16. Затем, не обращая внимания на протесты Амасии, Амос изрек “так говорит Господь” относительно будущего этого священника и его семьи. Это была весть не Амоса, но Бога. Амос, говоря от имени Господа, просто передал ту информацию, которую возвестил бы Сам Господь, если бы лично обратился к священнику из Вефиля.

Та же мысль передается и в Новом Завете. Там пророк назван греческим словом “профетес”, что значит “говорящий” или “высказывающийся”. В большинстве случаев употребления этого слова в Новом Завете речь идет о пророках Ветхозаветного времени. Слово “профетес” употребляется как эквивалент еврейского “наби”. В обоих словах признается роль пророка, как оратора или представителя Бога. Говоря о явлении ангела Иосифу до рождения Иисуса, Матфей писал: “А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка”. Мф. 1:22. Петр, обращаясь к народу, собравшемуся у Красных ворот храма, рассказал ему о смерти и воскресении Князя жизни. Затем он продолжил: “Бог же, как предвозвестил устами всех Своих пророков пострадать Христу, так и исполнил”. Деян. 3:18. Мгновение спустя он рассказал им об обещанных временах отрады, вслед за которыми Иисус должен будет вернуться. Он объявил, что свершится все то, “что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века”. Деян. 3:21. Бог, вкладывающий Свои вести в уста людей, уполномоченных говорить от Его имени — это тот способ, который избрало Небо, чтобы открыть человечеству намерения и волю Господа.

Еще один термин, который используется параллельно с еврейским словом “наби” для обозначения пророка, вводится в 1 Цар. 9:9. “Прежде у Израиля, когда кто-нибудь шел вопрошать Бога, говорили так: “пойдем к прозорливцу”; ибо тот, кого называют ныне пророком (наби), прежде назывался прозорливцем (роэх)”. Прозорливец — это человек, воспринимающий вещи, неуловимые для естественного зрения или слуха. Хотя эти два слова являются взаимозаменяемыми и обозначают человека, имеющего пророческий дар, они иллюстрируют разные аспекты пророческого опыта. “Прозорливец” — это пророк, принимающий весть от Бога. Бог открывает зрению и слуху пророка то, что не видит и не слышит человек, у которого нет пророческого дара. В Ветхом Завете есть еще одно слово, которое переводится, как “провидец”. Еврейское слово “Чозех” образовано от слова, означающего “видеть” или “взирать”.

От того же слова образовано существительное “видение” в значение богодухновенного видения. Это еще одно указание на тот факт, что пророк видит сверхъестественные вещи. Эти два слова используются, как синонимы в Ис. 30:10: “Которые провидящим (роэх) говорят: ‘перестаньте провидеть’; и пророкам (чозех): ‘не пророчествуйте нам правды, говорите нам лестное, предсказывайте приятное’”. Оба термина скорее подчеркивают принятие, чем передачу вести, хотя временами бывает трудно отделить одно от другого.

Если коротко обобщить все термины, используемые для обозначения пророков, то можно сказать, что “наби” является основным словом в Ветхом Завете, которое употребляется в этом значении. В Новом Завете его эквивалентом является слово “профетес”. Главное значение обоих слов — это человек, объявляющий весть, которую он получил от Бога через Божественное вдохновение. Другие два слова “роэх” и “чозех” подчеркивают принятие откровения через Божественное видение и просвещение. Даже когда используются два последних слова, очевидный смысл этих терминов в том, что возвещается весть, полученная посредством вдохновения. Таким образом мы видим, что хотя эти слова дают нам разные представления о взаимоотношении пророка с Божьей вестью, все они обозначают пророка, выполняющего свое предназначение быть оратором и представителем Бога.

Отношение пророка к Богу

Как личность, пророк ничем не отличался от любого другого преданного последователя Бога. Однако кое-что выделяло его из толпы, а именно его необычные взаимоотношения с Богом. Ни один человек, когда-либо видевший в видении Божий престол, имевший преимущество беседовать с ангелами или слышать, как Божественный голос называет его по имени, призывая на пророческое служение, не мог оставаться таким, как раньше. В нем происходили необратимые изменения. Будучи молодым человеком, Исаия видел в видении “Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном”. Ис. 6:1. Это дало ему самые ясные представления о его духовном состоянии.

Почти сразу он воскликнул, будучи обличаем Святым Духом: “Горе мне! погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами… и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа”. Стих 5. Его желание очиститься было удовлетворено, и ему было сказано: “грех твой очищен”. Затем следует вопрос Господа: “Кого Мне послать? И кто пойдет для нас?”. Исаия мгновенно отвечает: “Вот я, пошли меня”. Стих 8. Мог ли он дать другой ответ после такого видения? Призыв не решил всех проблем молодого пророка; он не получил заверение в том, что любое его предприятие будет успешно. Но с того самого времени Исаия ни на минуту не забывал о том, что он — человек Божий.

Тщательное изучение письменных и устных слов пророков выявляет утонченное соединение благоговения и близости в их отношении к Богу. Видение могущества и славы Господа, которого удостоился один Исаия и никто другой, вдохновило его на такое благоговение и почтительность, которые были неведомы другим людям. Неудивительно, что Писания являют собой образец самой возвышенной литературы, известной человечеству. Исаия восклицает: “Господи! Ты – Бог мой; превознесу Тебя, восхвалю имя Твое, ибо Ты совершил дивное; предопределения древние истинны, аминь”. Ис. 25:1. Но любовь Бога была открыта примечательным образом, равно как и Его готовность отвечать на вопросы и рассуждать. Вот почему пророк чувствует себя вправе спросить: “Где ревность Твоя и могущество Твое? — благоутробие Твое и милости Твои ко мне удержаны”. Ис. 63:15. Большую пользу можно извлечь из чтения книг Иеремии и Аввакума, в которых авторы задают Богу смелые вопросы.

Какой святой радостью, должно быть, наполнились сердца этих мужей Божьих, когда они поняли, что избраны из миллионов жителей земли, чтобы принять Божественное слово и быть личными представителями Бога для распространения этого слова! Как это партнерство, должно быть, заставило их пересмотреть свою жизнь и удалить из нее все недостойное! Как, должно быть, изменилось их отношение к своим ближним, когда они начали смотреть на них Божьими глазами и впервые увидели то, что раньше было сокрыто от их глаз.

Пророки становились близкими друзьями Всевышнего Бога. Что означали для Господа эти взаимоотношения? Они означали, что Он имел общение с людьми, которое очень напоминало ту близость, которая существовала между Богом и первой четой в саду Едемском. Они также означали, что у Него был личный представитель, чтобы наставлять людей. Похоже, между Богом и Его пророками существовала особо близкая связь. Мы можем ощутить теплоту слов: “А ты, Израиль, раб Мой, Иаков, которого Я избрал, семя Авраама, друга Моего”. Ис. 41:8. “Нашел Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева, который исполнит все хотения Мои” Деян. 13:22. В этих словах Господь выражает свое восхищение псалмопевцем. Ангел поведал Даниилу о причине столь быстрого ответа на его просьбу растолковать ему видение. “Я пришел возвестить его тебе, потому что ты — муж желаний” Дан. 9:23. О Енохе сказано, что он ходил перед Богом “и не стало его, потому что Бог взял его”. Быт. 5:24. Господь явно находил удовольствие в общении с теми, кого Он избрал для Своего особого служения.

Как Бог общался с пророками

Нигде в Библии нет точного описания того, как именно Бог давал пророку то откровение, которое хотел передать народу. Мы можем составить какое-то приблизительное представление об этом из разных эпизодов и описаний, показывающих, как Бог действовал в большинстве случаев.

Образец передачи пророчества мы находим в первых стихах книги Откровение. Здесь указана последовательность передачи откровения от Бога пророку и от пророка к народу. “Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное через ангела Своего рабу Своему Иоанну, который свидетельствовал слово Божье и свидетельство Иисуса Христа, и что он видел…. Иоанн семи церквям, находящимся в Асии”. Откр. 1:1—4.

Это откровение было дано Богом Отцом Иисусу Христу. Христос передал его Своему ангелу. Ангел Христа передал его Иоанну, а Иоанн — семи церквям.

Описания, данные в других местах Писания, хорошо вписываются в эту схему, за исключением одной детали. Сразу можно задать вопрос: а какую роль в этом процессе играет Святой Дух? Не говорит ли Петр о том, что святые Божьи человеки изрекали пророческое слово, “будучи движимы Духом Святым?” 2 Петр. 1:21. Работа Духа не упоминается в тексте Откровения. Может быть, оно передавалось иначе, чем Божьи вести через других пророков? Может показаться, что роль Святого Духа в передаче пророчества настолько полно раскрыта в других частях Библии, что не было никакой необходимости снова останавливаться на этом во вступлении к Откровению. Но чтобы не возникало никаких сомнений по поводу источника передаваемой вести, Иоанн сразу начинает приветствовать христиан (Откр. 1:4, 5) от имени Отца (“Который есть и был и грядет”), Святого Духа (“от семи духов, находящихся перед престолом Его”) и от Сына (“Иисуса Христа, Который есть свидетель верный”). Таким образом, складывается впечатление, что Дух должен быть тесно связан с каждым этапом передачи пророчества.

Из трех личностей Божества именно Христос несет ответственность за то, чтобы запланированные сообщения дошли до человека. С самого вторжения греха на землю все общение Неба с человеком осуществлялось через Христа. Он — связующее звено между небом и землей, лестница, по которой ангелы восходили и нисходили. Ин. 1:51. Совершенно очевидно, что весть не надо охранять, пока она находилась в руках у Христа. Но как только она переходит от Божественного Существа к сотворенному, даже если этим сотворенным существом является ангел, ее надо оберегать. Похоже, что при передаче вести от ангела к пророку Святой Дух бдительно наблюдал за тем, как происходила эта передача.

“И Он показал, послав оное через ангела Своего”. Похоже эта фраза говорит о том, что существовал конкретный ангел, через которого Христос совершал Свое служение. Интересно, что единственный ангел, названный в Библии по имени, упомянут в связи с передачей и объяснением пророчества. Фактически он назван по имени исключительно в связи с передачей пророчеств. Однако только в двух таких случаях он передает информацию человеку, признанному пророком. В Дан. 8:16 ангелу было велено: “Гавриил! Объясни ему это видение”. Позже, после того как пророк помолился о просвещении, он сказал: “Когда я еще продолжал молитву, муж Гавриил, которого я видел прежде в видении, быстро прилетев, коснулся меня около времени вечерней жертвы”. Дан. 9:21. Другие вести, переданные Гавриилом, записаны в Лк. 1:19, 26. Похоже, что Гавриил совершал особое служение посланника. Вполне логично предположить, что именно он подразумевается под выражением “через ангела Своего”.

Служение Святого Духа в момент передачи пророчества и Его тесная связь с Христом становится очевидной при передаче информации пророку. Многочисленные высказывания описывают действие Святого Духа, готовившего пророка к принятию вести. Пророки ясно признавали действие Духа в своей жизни. Они больше обращают внимание на то, как они передают весть Духа, а не как Дух передавал им весть. Сошествие Духа описывается редко. Одним из немногих примеров является опыт Саула, зафиксированный библейским летописцем. “Когда пришли они к холму, вот встречается им сонм пророков, и сошел на него Дух Божий, и он пророчествовал среди них”. 1 Цар. 10:10. “Тогда на Азарию, сына Одедова, сошел Дух Божий. И он вышел навстречу Асе”. 2 Пар. 15:1, 2. Иезекииль говорит об этом опыте чаще, чем другие пророки.

“И когда Он говорил мне, вошел в меня дух и поставил меня на ноги мои, и я слышал Говорящего мне”. Иез. 2:2. “И поднял меня Дух”. Иез. 3:12. “И Дух поднял меня и взял меня”. Иез. 3:14. “И вошел в меня Дух… и Он говорил со мною”. Иез. 3:24. “И поднял меня Дух между землей и небом и принес меня в видениях Божьих в Иерусалим”. Иез. 8:3. “И нисшел на меня Дух Господень, и сказал мне: скажи, так говорит Господь”. Иез. 11:5. “Было на мне рука Господа, и Господь вывел меня Духом, и поставил меня среди поля”. Иез. 37:1. Говоря о последних днях, Иоиль цитирует слова Господа: “Изолью от Духа Моего на всякую плоть”. Иоил. 2:28. Иоанн рассказывает, как к нему пришло Откровение. “Я был в Духе в день Господень и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный”. Откр. 1:10.

Несколько позже мы изучим некоторые физические и умственные последствия сошествия Духа на пророка. Пророки ясно признавали силу, которая управляла ими во время получения Божественного откровения. Их опыт был для них реален — не менее реален, чем их обычная, повседневная деятельность. У них не возникало вопросов относительно источника их откровений.

Что происходило, когда Дух Божий сходил на пророка и передавал ему сообщение с неба? “Слушайте слова Мои: если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним”. Чис. 12:6. Опыт Даниила во время получения одного из своих последних видений, дает нам представление о том, что испытывал пророк, получавший видение. В третий год царя Кира Даниил находился на берегу реки Хиддекель. Дан. 10:4. Находясь в этом месте, пророк видел в видении славное существо, которое явилось, чтобы поговорить с ним. Описание этого существа сходно с описанием Христа в других текстах. Даниила сопровождала группа людей, которые не видели видение, хотя и понимали, что происходит нечто необычное, и решили спрятаться. Затем Даниил подробно описывает свою реакцию на появление небесного существа.

“И остался я один и смотрел на это великое видение, но во мне не осталось крепости и вид лица моего чрезвычайно изменился, не стало во мне бодрости. И услышал я глас слов его; и как только услышал глас слов его, в оцепенении пал я на лице мое и лежал лицом к земле. Но вот коснулась меня рука и поставила меня на колени мои и на длани рук моих. И сказал он мне: ‘Даниил, муж желаний! Вникни в слова, которые я скажу тебе, и стань прямо на ноги твои; ибо я к тебе послан ныне’. Когда он сказал мне эти слова, я встал с трепетом… Когда он говорил мне такие слова, я припал лицом моим к земле и онемел. Но вот, некто по виду похожий на сынов человеческих, коснулся уст моих, и я открыл уста мои, стал говорить и сказал стоящему предо мной: ‘господин мой! От этого видения внутренности мои повернулись во мне, и не стало во мне силы. И как может говорить раб такого господина моего с таким господином моим? Ибо во мне нет силы, и дыхание замерло во мне’. Тогда снова прикоснулся ко мне тот человеческий облик и укрепил меня и сказал: ‘не бойся, муж желаний! Мир тебе; мужайся, мужайся!’. И когда он говорил со мной, я укрепился и сказал: ‘говори, господин мой; ибо ты укрепил меня’. Дан. 10:8—19.

Если вкратце обобщить этот опыт, то он выглядит следующим образом:

1. Славное существо явилось Даниилу.

2. Пророк лишился сил и упал на землю в глубоком сне.

3. Несмотря на сон, он слышал голос ангелоподобного существа.

4. В видении, а возможно и в действительности, пророк встал сначала на четвереньки, а потом и на ноги, когда это существо прикоснулось к нему.

5. Сначала он не мог говорить; но когда коснулись его уст, он заговорил.

6. Он не дышал.

7. Ему была дана сила.

Чтобы дополнить рассказ о видении Даниила, мы можем воспользоваться интересным моментом из истории жизни Валаама, который описан в 24-й главе книги Числа. Валаам в то время не был истинным Божьим пророком, но Бог использовал его для того, чтобы он изрекал пророчества, и его физическое состояние, по-видимому, напоминало состояние Даниила. Когда он передавал весть, которую Бог дал ему, то говорил о себе как о том, “который видит видения Всемогущего; падает, но открыты глаза его”. Чис. 24:4. Дважды летописец упоминает о том, что глаза его были открыты во время “транса” или видения. Возможно, Даниил прошел через такой же опыт, хотя он и не говорит об этом конкретно. Если это так, то очевидно, что хотя глаза его были открыты, он всего лишь видел видение.

Павел говорит, что ему казалось, будто он был “восхищен в рай” и слышал “неизреченные слова”. Он не мог определить, был ли он “в теле” или “вне тела”. 2 Кор. 12:2—4.

В Библии нет доказательств того, что видения любого пророка всегда сопровождались подобными явлениями. Фактически это не так, поэтому их нельзя использовать в качестве основного мерила истинности опыта того или иного пророка. Однако одновременное наличие нескольких признаков пророческого призвания служат сильным доказательством того, что он или она получали вести сверхъестественного происхождения. Неразумно уделять слишком большое внимание физическим проявлениям и с их помощью пытаться доказать, что тот или иной человек является истинным пророком. Ведь их намного легче подделать, чем другие доказательства, о которых говорится в Библии. Господь не сделал эти физические проявления признаком истинного пророка, но их необходимо принимать во внимание.

Видения и сны. Возвращаясь к исследованию Чис. 12:6, заметим, что Господь говорит о том, как Он открывается пророкам в обычных обстоятельствах. “Если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним”. Здесь не проводится четкого разграничения между пророческим видением и сном. Признается, что существуют ложные видения и сны, но слова, которыми описывается истинное пророческое видение, иногда используются взаимозаменяемо.

Хотя не существует четкого отличия между тем, что пророк видит в видении, и тем, что он видит в пророческом сне, слова Даниила в главах 7 и 8 его книги заслуживают особого внимания. В Дан. 7:1 он говорит, что “видел сон и пророческие видения головы своей на ложе своем”. Затем в этой главе он еще три раза говорит об этом ночном видении следующим образом: “Видел я в ночном видении моем”; “видел я в ночных видениях”. Стихи 2, 7, 13. В главе 8 Даниил говорит иначе: “Явилось мне, Даниилу, видение” (стих 1); “И видел я в видении” (стих 2); “когда я…увидел это видение” (стих 15); “объясни ему это видение” (стих 16); “видение относится к концу времени” (стих 17). Пророк не объясняет, почему он делает различие между ночным видением, которое было дано ему во сне, и другим видением. В обоих ему открываются одни и те же истины, но с разных точек зрения. Очевидно, однако, что для него оба видения имеют одинаковое значение и ценность. Пророческий сон и видение, сопровождаемое физическими проявлениями, были откровением Божественной воли пророку, и одно нельзя ставить выше другого, как метод общения Господа с пророком.

Даниил в своем видении, записанном в 10-й главе его книги, говорит о том, что он пребывал в глубоком сне, однако, слышал обращенные к нему слова. Он не сознавал окружающего мира, но вполне понимал то, что ему было показано и сообщено в видении.

Конечно, Господу надо было каким-то образом оградить откровение, чтобы оно не смешалось с другими мыслями в сознании пророка. Святой Дух сходил на пророка и готовил его к принятию видения, закрывая его разум для любого воздействия, за исключением того, которое происходило сверхъестественным образом. В каком-то смысле он был изолирован от окружающего мира, чтобы Дух имел беспрепятственный доступ к его сознанию. Все внимание пророка было сосредоточено на том, что ему показывали. Присутствие рядом с ним других людей, напряжение и тяготы повседневной жизни и свидетельства о Боге, войне, замешательстве, сопротивлении, гонении, физических страданиях — ничто не могло повлиять на мировоззрение пророка или смазать картину. Провидец должен знать, что все увиденное было открыто ему сверхъестественным образом без всякой примеси естественных впечатлений и наклонностей. И в планы Господа входило, чтобы эта весть была принята неискаженной.

Иногда пророк уносился в видении из той местности, где он находился, в какие-то удаленные места. Физически его тело не переносилось по воздуху, но то, что он видел, было так же реально, живо и достоверно, как если бы он присутствовал там в теле и видел все происходящее своим природным зрением. Иезекииль описывает несколько подобных случаев. “И простер Он как бы руку и взял меня за волоса головы моей, и поднял меня дух между землей и небом и принес меня в видениях Божьих в Иерусалим ко входу внутренних врат, обращенных к северу, где поставлен был идол ревности, возбуждающий ревнование. И вот, там была слава Бога Израилева, подобная той, какую я видел на поле”. Иез. 8:3, 4. Далее в этой главе наглядно описываются гнусные дела, совершаемые в храме, и нравственное разложение многих священников. Что касается Иезекииля, то он находился в Иерусалиме, ходя по двору храма, выкапывая отверстие в стене, проходя через двери или содрогаясь при виде тех мерзостей, которые он описывает.

В главах 9—11 Иезекииль продолжает описывать события, показанные ему в видении. Затем он говорит: “И дух поднял меня и перенес меня в Халдею к переселенцам, в видении, Духом Божьим. И отошло от меня видение, которое я видел”. Иез. 11:24. Книга Иезекииля проливает больше света, чем какая-либо другая, на то, как видения влияли на пророка.

Отношение пророка к своей вести

Поскольку весть исходила не от самого пророка, не он решал, что ему делать с этой вестью после того, как он получал ее. Вне всякого сомнения, пророк часто не понимал значение вверенной ему вести. Это особенно верно в тех случаях, когда весть содержала предсказания будущих событий. Например, в Ветхом Завете есть сотни пророчеств, указывающих на Первое и Второе пришествие Христа. Мы еще не видели исполнения всех их и не можем до конца их понять до тех пор, пока они не исполнятся. Возможно, картина, вспыхивавшая перед глазами пророка, позволяла ему полнее понять смысл некоторых пророчеств, чем это доступно нам, но вот что Петр говорит о спасении наших душ: “К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследуя, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу” 1 Петр. 1:10, 11. Пророки исследовали собственные пророчества, чтобы уразуметь все то, что они могли понять в то время; однако неспособность понять весть не оправдывала их отказ или нежелание передать ее так, как Бог им велел.

Бывали случаи, когда пророк был уверен сам в себе, что люди отвергнут то слово, которое он должен был передать им. Однако его не должно было беспокоить принятие или отвержение его вести. Его долг состоял в том, чтобы точно передать весть, а все последствия он должен был предоставить Господу. Когда Господь поручил Иезекиилю определенную работу, Он объяснил одну из причин, по которой Он посылает пророка в Израиль: “И эти сыны с огрубелым лицом и с жестоким сердцем, — к ним Я посылаю тебя, и ты скажешь им: так говорит Господь Бог! Будут ли они слушать или не будут… но пусть знают, что был пророк среди них. А ты, сын человеческий, не бойся их и не бойся речей их… И говори им слова Мои, будут ли они слушать или не будут, ибо они упрямы. Ты же, сын человеческий, слушай, что Я буду говорить тебе: не будь упрям, как этот мятежный дом”. Иез. 2:4—8. Пророк не должен был оправдывать свое нежелание возвещать весть отношением к ней со стороны народа.

Однажды пророку было точно указано на то место, где он должен был передать свою весть. “Так говорит Господь: стань на дворе дома Господня и скажи ко всем городам Иудеи, приходящим на поклонение в дом Господень, все те слова, какие повелю тебе сказать им; не убавь ни слова”. Иер. 26:2. Обратите внимание на то, что пророку велено передать всю весть целиком. Ионе было сказано: “Встань, иди в Ниневию — город великий и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до меня”. Иона 1:2. Исаие было велено: “Выйди… навстречу Ахазу; …и скажи ему: наблюдай и будь спокоен; не страшись и да не унывает сердце твое” Ис. 7:3, 4.

Господь знал, что хотел сделать с теми вестями, которые посылал. Пророки не могли видеть последствия передачи этих вестей, за исключением тех случаев, когда Господь открывал им это.

Не понимая во многих случаях подлинного значения слов, которые им предстояло передать, они, вместе с тем, неоднократно демонстрировали абсолютное доверие Тому, Кто призвал их на пророческое служение. Они занимали видное место в государстве, потому что тысячи людей знали об их словах. Только ясное понимание того факта, что они возвещают не свои слова, и безграничная уверенность в их Авторе могли дать этим людям мужество, чтобы стоять перед своими царями и перед иноземными правителями и провозглашать слово Господа. Многие сообщения были отнюдь не лицеприятны и могли настроить слушателя против пророка. В вести ободрения, которая прозвучала во дни восстановления Иерусалима после вавилонского Плена, хорошо обобщается отношение пророка к своей вести: “Тогда Аггей, вестник Господень, посланный от Господа, сказал к народу: ‘Я с вами! Говорит Господь’”. Агг. 1:13.

Как вести передавались людям

Подобно тому, как Господь призывал разных людей на пророческое служение и посылал через них разные вести, Он также использовал разные методы передачи пророчеств людям. То, что нам известно о пророческих вестях, дошло до нас через Библию. Однако не все вести передавались изначально в письменном виде. Многие из них, должно быть, представляли собой проповеди или дискуссии, которые записывались позднее. Некоторые были написаны как письма друзьям или церковным группам, или как официальные сообщения царей их подданным. Некоторые сообщения, записанные пророками, не принадлежали их перу. Господь сохранял в письменном виде особенно полезные для нас вести, которые Он посылал в древние времена. 1 Кор. 10:11. Они передавались тремя основными методами:

1. Устно.

2. Письменно.

3. В виде инсценировки.

Устная передача. Наверно, наиболее запоминающейся формой устной передачи является обычная проповедь. Не всегда это были формальные проповеди, но, по крайней мере, это было устное изложение информации группе людей с целью наставить, предупредить или обличить их. Среди таких проповедей выделяются Нагорная проповедь Иисуса Христа (Матфея 5—7); проповедь Петра в день Пятидесятницы (Деяния 2); выступление Павла перед Агриппой (Деяния 26); обзор истории Израиля, сделанный Моисеем (Второзаконие); осуждение разных народов Амосом (Амос 1, 2); проповедь Ионы ниневитянам (Иона 3:4). Не всегда можно узнать наверняка, передавалась та или иная весть изначально в устной форме или нет, но в большинстве пророческих вестей на это имеются явные указания.

Помимо этих более формальных устных выступлений, существовали еще беседы с пророками, в которых люди хотели получить от Господа ответы на конкретные вопросы и проблемы. Мы уже упоминали запрос Езекии к Исаии и ответ пророка. Исаия 37. Во время видения Иезекииля, записанного в главах 8—11, он говорит: “Сидел я в доме моем, и старейшины Иудейские сидели перед лицом моим”. Иез. 8:1. Далее он сообщает еще об одном видении и его предназначении в следующих словах: “В седьмом году, в пятом месяце, в десятый день месяца, пришли мужи из старейшин Израилевых вопросить Господа, и сели перед лицом моим”. Иез. 20:1. Ученики Иисуса “приступили к Нему… наедине и спросили: скажи нам, когда это будет?” Мф. 24:3. Его ответ включает в себя хорошо известную серию предсказаний о разрушении Иерусалима и о событиях, которые будут предшествовать Его возвращению.

Помимо этих совместных обсуждений, в жизни пророков были важные личные беседы. Иисус открыл глаза Никодиму на духовную истину (Иоанна 3); Нафан рассказал Давиду в притче о его преступлении, и царь сам определил себе заслуженное наказание (2 Цар. 12:1—7); Иеремия повторил Седекии совет Господа, что ему следует сдаться вавилонянам (Иер. 38:14—19) — это были весомые дела, в которых участвовали конкретные личности, и в которых многое зависело от личных решений.

Пророки были не настолько заняты возвещением вестей для общества, чтобы не передавать Божественный свет одному человеку, который в этом особо нуждался.

Письменная передача. Самое ясное описание в Библии процесса подготовки рукописи, содержащей слово Господа, дано в 36-й главе книги пророка Иеремии. В царствование Иоакима Господь обратился к Иеремии со словами: “Возьми себе книжный свиток и напиши в нем все слова, которые Я говорил тебе об Израиле и об Иуде и о всех народах с того дня, как Я начал говорить тебе, от дней Иосии — до сего дня”. Стих 2. “И призвал Иеремия Варуха…, и написал Варух в книжный свиток из уст Иеремии все слова Господа, которые Он говорил ему”. Стих 4. В Стихе 3 Господь доверительно сообщает, что причина написания этой летописи в том, чтобы представить народу полное описание его грехов и грозящего наказания в надежде привести его к покаянию. Книгу можно перечитывать снова и снова; весть же повторяется людям устно во многих местах. При письменном изложении в весть не сможет проникнуть так много ошибок, как в том случае, когда она передается устно.

Немного позднее Даниил рассказывает, как он изучал слово Господне, которое было записано в вестях Иеремии. Из него он узнал об обещанном избавлении по окончании семидесяти лет Плена. Дан. 9:2. Он также приводит наставление, которое было дано ему относительно его собственных писаний. Вот что ему сказал его Наставник: “Сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени”. Дан. 12:4. Исаие также было велено взять большой свиток и вписать в него некоторые Божьи откровения. Ис. 8:1. По указанию Господа были приготовлены рукописи, и некоторые из них стали частью священной летописи, которой мы сегодня владеем.

Письма также весьма часто встречаются в библейской летописи, особенно в Новом Завете. Мы находим, что четырнадцать книг Павла первоначально были составлены как письма.

“Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви; а то, которое в Лаодикии, прочитайте и вы” — писал Павел христианам в Колоссах. Кол. 4:16. Христианам в Коринфе он объяснял: “Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих”. 1 Кор. 4:14.

Павел был не единственным автором Нового Завета, писавшим письма. Петр писал христианам, находящимся в рассеянии: “Сие кратко написал я вам…, утешая и свидетельствуя”. 1 Петр. 5:12. Некоторое время спустя он писал: “Это уже второе послание пишу я к вам, возлюбленные”. 2 Петр. 3:1. “Сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна” – обращается возлюбленный Иоанн к своим читателям. 1 Ин. 1:4. Его второе послание начинается со слов: “Старец – избранной госпоже и детям ее”. 2 Ин. 1.

В Ветхом Завете есть, как минимум, два примера вестей, которые были первоначально адресованы людям или группам людей, как письма от пророков. Письмо Иеремии иудейским пленникам в Вавилоне содержит весть, в высшей степени полезную не только пленным иудеям, но и современной Церкви. См. Иеремия 29. Илия написал письмо иудейскому царю Иораму, в котором обличал его за греховное поведение и предсказывал, что правитель заболеет смертельной болезнью. 2 Пар. 21:12—15.

Письма, написанные пророками как вести от Бога к конкретным людям, должны считаться не менее важными источниками откровения, чем любые другие вести, переданные через пророка. В каком-то смысле именно потому, что эти вести были посланы в виде писем, они оказываются особенно полезными. Они были написаны, чтобы помочь людям, которые сталкивались с конкретными проблемами, или сражались с конкретными искушениями. В них вечные принципы применяются к различным ситуациям, которые возникают в повседневной жизни. Неудивительно, что послания Павла, Иоанна и Петра стали сегодня популярными среди тех, кто стремиться вести христианский образ жизни. Пророк не был обязан лично доносить все вести до слуха тех, кому они предназначались. Таким образом, написанные ими письма стали жизненно важной частью священного канона.

Инсценированные сообщения. Притчи занимают видное место в библейском учении – как в Ветхом, так и в Новом Завете. Они использовались для того, чтобы пробудить любопытство, изложить истины, которые люди были не готовы принять, или принимали неохотно; преподать урок таким образом, чтобы не настроить народ против пророка, или для того, чтобы особенно живо и ярко преподнести важную истину или предсказание. Некоторые пророки вообще не прибегали к притчам, тогда как другие использовали их как один из самых действенных приемов.

После того, как Саул отказался выполнить повеление Господа уничтожить амаликитян, Самуил сказал царю, что поскольку он отверг слово Господне, Господь также отверг его. Когда Самуил повернулся, чтобы уйти, Саул ухватился за одежду пророка, и как только Самуил двинулся с места, его одежда порвалась. Самуил использовал этот случай в качестве притчи, предсказав, что царство будет отнято от семьи Саула. “Ныне отторг Господь царство Израильское от тебя, и отдал его ближнему твоему, лучшему тебя”. 1 Цар. 15:28. Господь запретил Иеремии жениться и воспитывать семью, чтобы таким образом постоянно напоминать иудеям о жестоких страданиях, которые будут уделом матерей, отцов и детей во время разрушения Иерусалима. Иер. 16:1—6.

Самым ярким примером применения притч-инсценировок в Ветхом Завете был пророк Иезекииль. Он сам становится знамением для народа. Иезекииль с радостью женится на той, которую Господь называет “утехой очей твоих”. Но однажды вечером Господь открыл ему, что его жена должна будет умереть от внезапной болезни, и на следующий день ее не стало. Иезекиилю не было позволено оплакивать ее или рыдать по ней, потому что он должен был своими действиями предвозвещать то время, когда Иерусалим будет уничтожен и не будет оплакан. “И будет для вас Иезекииль знамением: все, что он делал, и вы будете делать; и когда это сбудется, узнаете, что Я — Господь Бог”. Иез. 24:24.

Следует также отметить, что вся система жертвоприношений в древности была притчей, иллюстрирующей План спасения.

Инсценированные притчи, преследующие цель наставления или предсказания, более распространены в Ветхом Завете, нежели в Новом. Однако пример Агава, который “взял пояс Павлов и, связав себе руки и ноги, сказал: так говорит Дух Святый: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме иудеи и предадут в руки язычников” — свидетельствует о том, что этот метод не был утерян.

К чему такое многообразие? Одна из самых примечательных особенностей Библии состоит в том, как ее истины удовлетворяют потребности любого человека в каждом поколении. Она постоянно и убедительно взывает к молодым и старым, независимо от их образования и положения в обществе. В значительной мере ее привлекательность и широкое применение объясняется тем, что ее материалы первоначально предназначались для удовлетворения потребностей мужчин и женщин, чей жизненный опыт и проблемы характерны для людей любого другого поколения. Они были изложены таким образом, чтобы произвести наибольшее впечатление и принести наибольшую пользу. Необходимо все время помнить о том, что эти пророческие вести были взяты из одного общего источника, и пророки постоянно подчеркивали это словами: “Так говорит Господь”. Метод передачи вестей не отражался на сути Божественного вдохновения. Письмо Иеремии, инсценированная притча Иезекииля, проповедь Петра, рукопись Исаии, беседа Иисуса — все это было внушено Духом Божьим. Используя все эти методы, “святые Божьи человеки” изрекали пророчество, “будучи движимы Духом Святым”. Мы не можем считать один способ передачи откровения более ценным, а другой менее ценным, потому что Библия не дает нам на это права. “Все Писание богодухновенно и полезно для научения, обличения, исправления, наставления в праведности”. 2 Тим. 3:16.

Некоторые вести не сохраняются. Очевидно, что Библия не содержит полного описания всего того, чему пророки учили народ Божий. В жизнеописании Господа мы имеем лишь краткий конспект или набросок Его многочисленных проповедей и бесед. См. Ин. 21:25.

Пророков можно разделить на четыре группы по характеру их вестей:

1. Пророки, написавшие какую-то часть Св. Писаний, такие как Моисей, Исаия, Иеремия и Павел.

2. Пророки, не принимавшие участия в написании Библии, хотя их жизнь и учение описываются в Св. Писании. К этой группе относятся Илия, Елисей, Енох и др.

3. Пророки, возвещавшие только устное свидетельство, которое не сохранилось. К этой группе относится множество безымянных пророков, таких как семьдесят старейшин, на которых сошел Святой Дух, и которые пророчествовали во времена Моисея (Чис. 11:24, 25), а также группа, к которой примкнул Саул после того, как был помазан в цари над Израилем (1 Цар. 10:5, 6, 10). См. также 1 Цар. 19:18—24. Нам известны благочестивые мужи, которых Авдий укрывал в пещерах во время засухи и голода. 3 Цар. 18:4, 13.

4. Пророки, которые написали книги, не сохранившиеся до нашего времени. Вот некоторые примеры: книга Нафана пророка (1 Пар. 29:29), книга Гада прозорливца (1 Пар. 29:29), книга Самея пророка (2 Пар. 12:15), книга Праведного (Ис. Нав. 10:13; 2 Цар. 1:18), книга Адды прозорливца (2 Пар. 12:15; 9:29), пророчество Одеда пророка (2 Пар. 15:8), пророчество Ахии Силомлянина (2 Пар. 9:29), книга Ииуя, сына Ананиева (2 Пар. 20:34), послание Павла к лаодикийцам (Кол. 4:16).

Как относиться к устным вестям пророков из третьей группы? Если нам ничего не известно о том, что эти люди говорили, находясь под вдохновением свыше, то следует ли из этого, что их слова не имели большого значения? Ни в коем случае. Просто это свидетельствует о том, что их вести были ценны для определенной местности и сравнительно непродолжительное время; поэтому не было смысла сохранять их для будущих поколений.

А как быть с вестями, записанными в несохранившихся книгах? Были ли эти записи маловажными? Бог никогда не дает Своим пророкам маловажные вести.

Однако их произведения не представляли большой ценности для последующих поколений народа Божьего, а потому Господь не счел нужным сохранять их. Они выполнили свое предназначение и сослужили добрую службу тем людям, которым были адресованы.

Каким образом эти письменные вести связаны с пророческими писаниями, включенными в библейский канон? Противоречили ли они друг другу? Конечно, нет, потому что все пророчества были движимы одним и тем же Духом. 2 Петр. 1:21. Были ли эти произведения дополнением к канону? Не были. В определенное время они сообщали о намерениях Бога тем, кто нуждался в этих вестях. Вдохновленные тем же Духом, который двигал авторами библейских книг, эти произведения побудили людей быть более верными в послушании Божественной истине.

Заключение

1. Пророк в Библии считается оратором или представителем Бога.

2. Изучение Ветхого и Нового Заветов позволяет лучше понять, каким образом пророк принимал и передавал весть.

3. Между Богом и пророком существовало более тесное общение, чем между теми, кто не получал столь сокровенных представлений об истине.

4. Все лица Божества и, как минимум, один представитель ангельского сонма принимали участие в передаче пророческих откровений.

5. В некоторых случаях, во время получения видений имели место уникальные физические явления.

6. Видение было так же реально для пророка, как если бы его физическое тело участвовало в нем.

7. Задача пророка состояла в том, чтобы передать весть именно так, как повелел ему Бог, даже если он не понимал ее содержания или испытывал противодействие со стороны народа.

8. Одни сообщения передавались народу устно, другие — письменно, а третьи наглядно изображались или инсценировались пророком.

9. Личность пророка или метод передачи откровения никак не отражались на самом факте вдохновения.

Для изучения и обсуждения

1. Изучите жизнь Иоанна Крестителя, чтобы понять, в каком смысле он был устами Бога. Обратите внимание на его слова, на высказывания других людей относительно этой личности и особенно на слова Иисуса. В каком смысле его весть была новой? До какой степени она высвечивала и проясняла вести более древних пророков? То же исследование можно проделать в отношении Иисуса, Павла и Иоанна Богослова.

2. Как пророк мог точно передать и правильно представить весть, которую он не понимал?

3. Можете ли вы найти подтверждения тому, что Святой Дух поступал с другими пророками так же, как с Иезекиилем, хотя они и не описывали полностью эти события?

4. Внимательно прочитайте всю книгу пророка Иезекииля. Сведите в таблицу все пункты, показывающие, как Бог строил Свои взаимоотношения с пророком Иезекиилем. Какое влияние его призвание оказало на его род занятий, его семейную жизнь и его отношение к другим иудейским руководителям?

5. Как вам кажется, что является самым сильным доказательством, помимо часто повторяемых слов “так говорит Господь”, — что пророки не считали передаваемые вести своими и не распоряжались ими, как им вздумается?

6. Какой способ первоначального изложения пророческой вести вам представляется наиболее действенным? Какой метод, по вашему мнению, обеспечивает самые долговечные последствия? Если метод, который вы считаете самым действенным, отличается от того, который обеспечивает самые долговечные последствия, можете ли вы привести примеры, когда оба метода применялись в отношении одной и той же вести?

Избранные ссылки

Даниэлс, А.Г., “Пребывающий дар пророчества”, сс. 22—35.

Гауссен, Л., “Теопневстия, безоговорочная Богодухновенность Св. Писания”.

Хейнс, Карлайл Б., “Книга всех народов”, сс. 213—230.

——— , “Дар пророчества”, сс. 93—100.

Уорфилд, Бенджамин Б., “Вдохновение”, Международная Нормативная Библейская энциклопедия, том 3, сс. 1473—1483.

Янг, Эдвард Дж., “Рабы Мои пророки”, сс. 13—37, 56—75. Grand Rapids, Wm. B. Eerdmans Publishing Co., 1952.