5. Наставление, которое давали пророки

Среди разных видов пророческих вестей, записанных в Библии, самыми важными являются те, которые были даны как наставление относительно воли Бога для Его народа. Предсказания важны, потому что они подтверждают способность Бога проникать в будущее так, как это не могут делать люди или идолы, и потому что они помогают христианам правильно воспринимать план спасения. Обличение необходимо в силу природной испорченности грешного человека и его врожденной склонности уходить от эталона христианской жизни. История позволяет нам понять, как Бог обращался со Своим народом в прошлом, и в каком-то смысле она выполняет двоякую цель: дает информацию и наставляет верных Богу людей на примере конкретных исторических личностей. Каждый вид пророческих вестей выполняет определенное предназначение, а все вместе они создают всеобъемлющую картину взаимоотношений между Богом и человеком — в прошлом, настоящем и будущем. Но для детей Божьих самым важным в Писаниях является наставление о том, что Бог ожидает от них, и как они смогут оправдать Его надежды.

Например, библейская летопись о происхождении греха, жертве Иисуса Христа как искуплении за грех и предсказания о Его Втором пришествии для уничтожения греха — сами по себе мало что могут сделать — разве что дать информацию и, возможно, посеять страх в человеческих сердцах. Обличения, записанные в 23-й главе Евангелия от Матфея, если вырвать их из контекста, едва ли смогли бы просветить людей в отношении того, что им делать, чтобы избежать подобного осуждения. Наблюдение за исполнением предсказаний было бы интересным занятием и, при определенных обстоятельствах, могло бы внушить благоговение. Однако это не дало бы человеку понятия о том, что ему следует делать, чтобы избежать грядущей погибели.

Эти и другие части библейского повествования имеют значение и ценность для человека, только если рассматривать их в свете Божьих наставлений. В наставлениях Господь разъясняет Свои великие цели для людей и для земли и ясно и просто указывает, каким путем можно достичь этих целей.

Краткий обзор некоторых перемен, произошедших в мышлении человека в результате грехопадения (см. гл. 2), напомнит нам одну из проблем, с которыми столкнулся Бог, пытаясь вернуть людей в первоначальное, безгрешное состояние. План спасения — это своего рода инструктаж, призванный вести человека шаг за шагом к выполнению Божьих требований. Поскольку искупление жертвой Христа — единственное средство обретения вечной жизни, а преобразование человеческого сердца есть чудо, производимое Духом Святым, — то знакомство человека с этим планом, с условиями его принятия и с принципами христианского возрастания являются важными частями программы духовного образования. В этом смысле задачи плана спасения совпадают с задачами христианского образования.

Незадолго до Своего распятия Иисус сформулировал цель плана спасения следующим образом: “Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино”. Ин. 17:21. Единство людей друг с другом и с Богом — это цель, к которой надо стремиться; но человечество может достичь этого единства только в Боге и Христе. Запланировав открыть нам Свою волю через Библию, Господь учел все, что необходимо для осуществления Своих намерений. Частичное восстановление согласия между Богом и человеком не сможет подготовить последнего к тому, чтобы всю вечность жить с небесными существами. План Бога состоит в том, чтобы привести Свой народ к совершенному согласию с Самим Собой. Это согласие должно проявляться во всех аспектах человеческой жизни и деятельности. Оно заключается не просто в том, чтобы подготовить свой разум к пониманию небесных истин, но и подразумевает все способности человека, его взаимоотношения и внутренние ориентиры.

Чтобы процесс восстановления протекал успешно, человеку нужны были основные принципы духовного роста, уравновешенное развитие разума, правильное отношение к своему телу и забота о нем, а также социальные контакты со всеми вытекающими отсюда последствиями. Все это Господь предусмотрел в Писаниях. В них открыт образ жизни. Там открываются не только великие пророчества и исторические события, но и мельчайшие подробности нашей повседневной жизни, которые тоже интересуют Господа. Пророки описывали все это в контексте повседневной жизни мужчин и женщин прошлых столетий, что делает это повествование крайне полезным.

Конечно, данные наставления не относились только к тем людям или группам людей, к которым они первоначально были посланы. “Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков”. 1 Кор. 10:11. “Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен”. 2 Тим. 3:16, 17. Господь использовал случаи из жизни детей Божьих для иллюстрации принципов жизни. Если вся Библия полезна для изучения, как говорит Павел, то очевидно, что эти принципы применимы к людям, живущим в любую эпоху. Основополагающие принципы правды и истины некогда не изменяются.

В Библии большое значение придается двум вещам: во что мы верим, и как мы ведем себя. Праведные поступки являются следствием правильной веры и понимания всех вопросов. Как вера, так и поведение должны основываться на принципе. Что касается веры, то принцип — это фундаментальная истина, из которой вытекают все другие; по самой своей природе она неизменна. Однако отсюда не следует, что применение и понимание принципа одинаково для каждого человека в любую эпоху.

Если мы возьмем библейское утверждение “Бог есть любовь” (1 Ин. 4:8), то сразу же становится понятно, что у этого фундаментального положения есть множество значений и применений. Понимание каждым человеком Божьей любви зависит от его знаний Библии и личного опыта в духовных вопросах. Для человека, бросившего пить, Божья любовь означает избавление от рабства, удовлетворение ненасытного аппетита, восстановление чувства собственного достоинства и общественного признания. Она означает, что есть Некто, Кто не только заинтересован в его благополучии, но и в силах преобразовать его ум и тело. Она дает гарантию постоянной победы и тесного общения. Но для молодого человека, воспитанного в христианской семье, ежедневно возрастающего в познании Бога и в личной духовной жизни, любовь Божья означает нечто другое. На протяжении своей жизни он все отчетливее сознавал присутствие Господа и все теснее общался с Ним. Если бы этим двум людям пришлось написать о том, что значит для них любовь Божья, то в их сочинениях было бы мало общего. Однако эта разница ни в коем случае не опровергает сам принцип: Бог есть любовь.

Можно привести аналогичные иллюстрации относительно понимания великих библейских принципов. Вот некоторые из них:

“Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись”. Деян. 4:12.

“Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет”. Авв. 2:4.

“Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше”. Мф. 6:21.

“Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии”. Рим. 8:14.

“Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают”. Еккл. 9:5.

Это основополагающие, непреложные истины, принадлежащие не только тем, для кого они были первоначально написаны, но и всем грядущим поколениям. Мы уделим внимание только первому принципу в этом перечне — спасение только во Христе. Это было справедливо как до, так и после Первого пришествия Христа.

Это было справедливо как для Адама и Евы, так и для Иоанна Богослова. Не может быть предложено других способов спасения язычникам или высокообразованным и цивилизованным людям. Если и спасутся некоторые люди, некогда не слышавшие об имени Христа — а такие по всей видимости будут — то это будет исключительно благодаря спасению совершенному Иисусом Христом, о Котором они ничего не знали. Своей жертвой Он примирил человека с Богом. Цена, которую Он заплатил Своей Собственной жизнью, — это выкуп за каждого изо всех кто позволит Ему искупить такой ценой. Возмездие за грех — смерть. Если бы не жертва Иисуса Христа, то всем грешникам пришлось бы умереть во второй раз. Все, кому будет даровано бессмертие, получат его только потому, что Христос сделал его возможным Своей смертью. От этого принципа не может быть никаких отклонений, хотя люди призываются по разному. Их понимание этого плана может меняться, однако Божественный принцип остается неизменным.

То, что можно сказать о принципах веры, относится также и к принципам поведения. В данном случае принцип следует понимать, как определенное правило или основополагающий закон поведения. Но мы, опять-таки, должны признать, что принцип может не вести каждого человека одним и тем же путем. Золотое правило непреложно, но не каждый выполняет его абсолютно одинаково. “Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в это закон и пророки”. Мф. 7:12. Богатый человек, любящий Бога и желающий служить Ему и своим ближним, может построить на свои деньги больницу, помочь молодым людям получить экономическое образование, одеть и приютить обездоленных и совершать великие дела во исполнение заповедей Христа. Бедный человек, возможно получивший какие-то блага от богача, не может повторить подвиги своего благодетеля. Однако его доброе слово, доброжелательная улыбка, благодарственные слова могут быть не менее сильным средством в руках Бога, чтобы помочь сомневающимся принять Христа, чем добродетельные поступки богатого человека. Сегодня так же важно поступать в согласии с эти принципом, как и в те дни, когда Каин убил Авеля. Не один человек не может быть освобожден от его требований.

В Библии можно найти примеры, иллюстрирующие намерения Бога в отношении Его детей.

“Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха”. 1 Ин. 1:7.

“Если же у кого недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков”. Иак. 1:5

“Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины”. 2 Тим. 2:15

“Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам”. Мф. 6:33

“Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои”. Притч. 3:6.

Давайте еще раз прочитаем в 1 Ин. 1:7, что значит ходить во свете. Невозможно найти двух человек, которые бы были просвещены абсолютно одинаково. Наследственность человека, его окружающая среда и возможности в значительной степени определяют, какой свет он или она могут получить. Вот почему разные люди по-разному ходят во свете. Люди не в состоянии оценить, какой свет получил их ближний, и как Господь оценивает его или ее отклик на этот свет. Вот почему Иисус советовал: “Не судите, да не судимы будете”. Мф. 7:1. Природный житель Африки или австралийский абориген точно так же должны ходить в полученном свете, как и человек, имевший возможность на протяжении всей жизни получать христианское образование и возрастать в познании Бога. Количество света у них не одно и то же, но обязанность “ходить во свете” остается неизменной. Это неизменный принцип, одинаково обязательный для всех.

Правильное применение пророческих вестей зависит от правильного понимания этого факта. Истину можно применить в жизни любого человека, независимо от его возраста, местонахождения или эпохи, в которую он живет.

На каждой странице Св. Писания можно найти уроки, которые просвещают добросовестного искателя светом истины. Ни одну страницу нельзя считать устаревшей или не назидательной для христианина двадцатого века. Теперь мы обратим внимание на некоторые закономерности библейских наставлений. Мы видим из них, что Господь заинтересован в нашей повседневной жизни, и наставления, которые Он дал нам, основаны на вечных принципах.

Духовная жизнь

В каком-то смысле все библейские наставления имеют отношение к духовной жизни, но мы обратим внимание на некоторые учения, оказывающие непосредственное влияние на так называемую духовную жизнь. В каждом случае обратите внимание на конкретную природу наставлений, а также на общее применение этих шагов в процессе духовного рождения и возрастания христианина.

Прийти Мф. 11:28, 29. “Придите ко Мне… Возьмите иго Мое… и

найдете покой”.

Исповедовать 1 Ин. 1:9. “Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи

верен и праведен, простит нам грехи наши”.

Покаяться Деян. 2:38. “Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя

Иисуса Христа”.

Родиться свыше Ин. 3:5. “Если кто не родится от воды и Духа, не может

Войти в Царствие Божие”.

Стараться 2 Тим. 2:15. “Старайся представить себя Богу достойным,

делателем неукоризненным”. (Надо прилагать ревностные,

разумные усилия к тому, чтобы заслужить Божественное

одобрение. (Необходимо изучать Божьи наставления).

Развивать Рим. 10:17. “Итак вера от слышания, а слышание от

веру слова Божия”.

Молиться 1 Фес. 5:17. “Непрестанно молитесь”. Мф. 6:9. “Молитесь

же так”.

Встречайтесь Евр. 10:25. “Не будем оставлять собрания своего,.. но

с людьми будем увещавать друг друга, и тем более, чем более

усматриваете приближение дня оного”.

Побеждайте 1 Ин. 5:4. “И сия есть победа, победившая мир, вера

верой ваша”.

Ожидайте Евр. 9:28. “Во второй раз явится… для ожидающих Его

пришествия во спасение”.

Идите к другим Мф. 28:19. “Итак идите, научите все народы”.

Терпите Мф. 24:13. “Претерпевший же до конца спасется”.

Можно привести тысячи стихов, чтобы составить полное представление о том, какой Бог хочет видеть духовную жизнь христианина. Во многих текстах, например в тех, которые мы привели, можно обнаружить принцип истины, который делает ее применимой во всякое время. Наставления настолько подробны и понятны, что никто не сможет ошибиться в выборе пути.

Умственное развитие

В Библии нет учебных планов. Она не преподает тех предметов, которые сегодня считаются обязательными для начального образования. Но это ни в коем случае не означает, что у древних израильтян в библейское время не было образования. Просто все дело в том, что в Св. Писании проблема образования решается неформально. Исаия говорит о том, что ребенок умеет писать (Ис. 10:19). Он понимает разницу между “умеющим читать” (дословно “знающим буквы”) и не владеющим этим навыком (Ис. 29:11, 12).

Иисус не учился в иудейских школах, поэтому, когда оказалось, что Он образован лучше иудеев, они изумлялись и вопрошали: “Как Он знает Писания, не учившись?” Ин. 7:15. Тот факт, что Даниила и его спутников отобрали для получения образования в вавилонских школах, говорит о том, что они уже получили хорошее образование в своей стране. “Сыны пророков” собирались в группы с целью получения образования. 4 Цар. 2:3—5; 4:38. В Библии эти специальные группы не названы “школами пророков”, но совершенно понятно, что они служили именно этой цели. Если бы у нас не было никаких доказательств высокого уровня иудейского образования в древности, то качество пророческих сочинений — это более, чем исчерпывающее свидетельство. Даже если не принимать во внимание их духовную ценность, они по сей день считаются литературными шедеврами. Понятно, что необразованные люди не могли бы написать ничего подобного.

В древнем Израиле Церковь не была отделена от гражданского правительства, а религия была неразрывно связана с образованием. В Библии религия считается не дополнением к жизни, а самой жизнью. С этим принципом согласуется и наставление Павла: “И все, что вы делаете словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса”. Кол. 3:17. В жизни истинного христианина религия неотделима от его образование и рода занятий. Таким образом, Библия признает только такое образование, автором которого является Бог. Основа такого образования — Божественные наставления. Заинтересованность Бога в таком образовании и некоторые принципы, на которых оно строится. Ясно описываются в ряде библейских мест.

Цели. Цели библейского образования хорошо обобщаются в словах Соломона, который объясняет предназначение книги Притчи. “Чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума; усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и полноты; простым дать смышленость, юноше — знание и рассудительность; послушает мудрый, и умножит познание, и разумный найдет мудрые советы”. Притч. 1:2—5.

Источник Притч. 1:7. “Начало мудрости — страх Господень”.

Учитель Ис. 54:13. “И все сыновья твои будут научены Господом, и

великий мир будет у сыновей твоих”.

Характер Иак. 3:17. “Но мудрость, сходящая свыше, во-первых

чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна

милосердия и добрых плодов”.

Духовное Втор. 6:6, 7. “И да будут слова сии… в сердце твоем.

качество И внушай их детям твоим”.

Повторение Втор. 6:7. “И внушай их детям твоим и говори о них,

сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая”.

Равновесие Лк. 2:52. “Иисус же преуспевал в премудрости и в

возрасте у Бога и человеков”.

В Библии не описываются подробности того, как эта программа образования выполнялась в разных возрастных группах и обстоятельствах. Однако принципы понятны, и Бог Духом Своим наставлял людей, как применять эти принципы на практике в нужное время и в нужном месте.

Физическое тело

Согласно Божьему плану люди не могут существовать вне тела. Когда тело гибнет, разум также перестает работать. Никакого разумного начала после смерти физического тела не остается.

Но при жизни у человека остается тесная связь между телом и умом. По причине этой связи и поскольку Бог есть Творец и владелец всего человека, Он крайне заинтересован в том, что человек делает со своим телом. Библия, прежде всего, говорит о принципах, а не о подробностях в этом вопросе, хотя в ней немного конкретных повелений и запретов.

Храм 1 Кор. 6:19, 20. “Не знаете ли, что тела ваши суть храм

живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и

вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему

прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые

суть Божии”.

Подчинено 1 Кор. 9:27. “Но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы,

разуму проповедуя другим, самому не остаться недостойным”.

Разум Притч. 17:22. “Веселое сердце благотворно, как врачевство, а

влияет унылый дух сушит кости”.

на тело

Забота Еда. 1 Кор. 10:31. “Итак, едите ли, пьете ли, или что иное

о теле делаете, все делайте в славу Божью”.

Втор. 14:3. “Не ешь никакой мерзости”.

Питье. 1 Кор. 10:31. “Все делайте в славу Божью”.

Притч. 20:1. “Вино глумливо, сикера буйна”.

Одежда. 1 Петр. 3:3, 4. “Да будет украшением вашим не

внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в

одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте

кроткого и молчаливого духа”.

Медицинский уход и санитария. Втор. 24:8. Левиты давали

наставление.

Левит 13—15. Наставление о том, как диагностировать

некоторые заболевания и лечить больного.

Лев. 13:54, 57. Омовение или сжигание в целях очищения.

Лев. 15:13. Проточная вода для очищения.

Ис. 38:21. Компресс из смокв был предложен в качестве

целебного средства, чтобы вылечить царя Езекию от нарыва.

Лев. 15:5, 6, 9—12. Профилактика заражения.

Лев. 13:46. Изоляция.

В Библии указано немного конкретных лекарств от болезней. В ней мало говорится о правильном питании и одежде для тела. Однако в ней даны фундаментальные принципы, применимы к людям любого возраста и социального положения, где бы они ни жили. С помощью Святого Духа, Который наставляет людей “на всякую истину”, нетрудно применить библейские принципы к жизни отдельного человека или церкви.

Общественные связи

Бог никогда не предлагал людям вести отшельническую жизнь или стремиться усовершенствовать характер, живя в уединении, вдали от общества с его бурной деятельностью. Хотя Енох триста лет ходил с Богом, он, вместе с тем, поддерживал нормальные отношения в семье. Быт. 5:21—24. Общественные связи — один из способов развития характера и благословения других людей. Люди не смогут в полной мере осуществить Божьи намерения, если будут жить только для себя.

Семья. Из всех социальных групп семья — самая сплоченная, а семейные узы — самые сокровенные. Две из Десяти Заповедей нацелены на сохранение целостности семьи (“Почитай отца твоего и мать твою” и “Не прелюбодействуй”). В другой заповеди признается могущественное влияние родителей на детей (“Наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода ненавидящих Меня и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои”). Заинтересованность Господа в семье и в основных принципах ее поведения поясняются в следующих текстах:

Отдельная Быт. 2:24 “Потому оставит человек отца своего и мать

Ячейка свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть”.

Подобно Еф. 5:22—26. “Жены, повинуйтесь… Потому что муж

Христу и есть глава жены, как и Христос глава Церкви… Мужья,

Церкви любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и

Себя за нее”. См. также Кол. 3:18.

Оказывать Еф. 5:28—33. “Так должны мужья любить своих жен, как

уважение свои тела… как и Господь Церковь… а жена да боится

своего мужа”.

Чистота Мф. 5:27, 28. “Вы слышали, что сказано древним: “не

прелюбодействуй”. А Я говорю вам, что всякий, кто

только смотрит на женщину с вожделением, уже

прелюбодействовал с ней в сердце своем”.

Уважение Исх. 20:12. “Почитай отца твоего и мать твою”. См. также

К родителям Кол. 3:20.

Внимательное Кол. 3:21. “Отцы, не раздражайте детей ваших”.

отношение

к детям

Быть 1 Тим. 5:8. “Если же кто о своих и особенно о домашних

ответственным не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного”.

человеком

Семейные взаимоотношения были использованы Отцом, чтобы проиллюстрировать наши взаимоотношения с Ним, Его взаимоотношения с Христом и взаимоотношения Христа с нами. Находясь под вдохновением свыше, Павел рисует небожителей и детей Божьих на земле как одну семью. “Для сего преклоняю колена пред Отцом Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле”. Еф. 3:14, 15. Своими многочисленными наставлениями пророки помогали земной Божьей семье правильно представлять небесную часть семьи и готовиться к тому, чтобы стать частью единой семьи.

Взаимоотношения с другими

Семья представляет собой лишь малую часть круга знакомых и товарищей христианина. Для одних этот круг расширяется ежедневно, тогда как для других он может быть более ограниченным. Тем не менее, взаимоотношения с другими людьми за пределами семьи — важная часть повседневной жизни. Бог доказал Свою заинтересованность в подобных сообществах, определив фундаментальные принципы, на которых должны строиться эти взаимоотношения. Как и во многих других случаях, эти принципы большей частью изложены в связи с конкретным наставлением, хотя нетрудно понять их общее применение.

Любовь к Лев. 19:18. “Не мсти и не имей злобы на сынов народа

ближнему твоего; но люби ближнего твоего, как самого себя”.

Служение Мф. 25:40. “Так как вы сделали это одному из сих братьев

Моих меньших, то сделали Мне”.

Золотое Мф. 7:12. “Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали

правило люди, так поступайте и вы с ними”.

Прощение Лк. 23:34. “Иисус же говорил: Отче! Прости им, ибо не

знают, что делают”.

Терпение и 1 Фес. 5:13—15. “И почитать их (духовных руководителей)

доброта преимущественно с любовью… будьте в мире…

вразумляйте,.. утешайте,.. поддерживайте,.. будьте

долготерпеливы… всегда ищите добра”.

Любите врагов Мф. 5:44 “Любите врагов ваших, благословляйте

проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и

молитесь за обижающих вас и гонящих вас”.

Деловые отношения

О духовной жизни христианина часто судят по его деловым отношениям. Даже не совсем честные люди надеются увидеть у христиан безупречную честность и справедливость в делах. Воля Господа в том, чтобы в делах, как и во всем другом, мы проявляли безукоризненную честность и справедливость. Обратим внимание на несколько библейских принципов.

Честная мера Лев. 19:35, 36. “Не делайте неправды в суде, в мере, в весе и

в измерении. Да будут у вас весы верные, гири верные, ефа

верная и гин верный”.

Не ленивые Рим. 12:11. “В усердии не ослабевайте”.

Прилежные Притч. 22:29. “Видел ли ты человека проворного

(прилежного) в своем деле? Он будет стоять перед царями”.

Справедливые Втор. 24:14, 15. “Не обижай наемника”. См. также

со слугами Иак. 5:1—6.

Оказывайте Еф. 6:5—7. “Рабы, повинуйтесь… не с видимой только

добрые услуги услужливостью,.. но как рабы Христовы,.. служа с

усердием, как Господу, а не как человекам”.

Избегайте 1 Кор. 6:7. “И то уже весьма унизительно для вас, что вы

Судебных тяжб имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не

Оставаться обиженными?”

Диапазон наставлений

Ни одна область христианской жизни не была упущена из виду. Бог дал нам руководящие принципы для принятия решений. И большинство из них были сформулированы не теоретически, а в связи с конкретными проблемами, чтобы была понятна их практическая направленность. Что касается формулирования четких принципов, которые должны осуществляться в жизни Его народа, Господь мог бы спросить, как Он это делал, когда заботился о сынах Израилевых: “Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему?” Ис. 5:4.

Важно следовать наставлениям пророков

Поскольку действие дара пророчества в избранных людях — назначенный Богом метод передачи Его воли миру, — из этого следует, что отношение человека или нации к пророку и его наставлениям ясно показывает отношение этого человека или нации к Богу, посылающему эти вести. Пророки говорили от имени Господа, и Бог считал вполне оправданным взыскивать со Своих детей за их отношения к Его избранным людям. О важности этих вестей и о последствиях их принятия или отвержения можно судить по тому противопоставлению, которое содержится в двух стихах Второй книги Паралипоменон.

(стр. 93)

Положительный пример содержится в словах Иосафата: “Верьте Господу, Богу вашему, и будьте тверды; верьте пророкам Его, и будет успех вам” 2 Пар. 20:20. Отрицательный пример содержится в словах вестника относительно участи людей, пренебрегших работой пророков: “И посылал к ним Господь, Бог отцов их, посланников Своих от раннего утра, потому что Он жалел Свой народ и Свое жилище. Но они издевались над посланными от Бога, и пренебрегали словами Его, и ругались над пророками Его, доколе не сошел гнев Господа на народ Его, так что не было ему спасения 2 Пар: 36:15, 16.

Безопасность и, как следствие, материальное процветание было обещано тем, которые верили Господу и слову Его пророков. Порой они проявляли слабость, ошибались или шли не в том направлении; но когда они возлагали упование на Господа и Его работу, Бог в нужное время менял их, что вызывало восхищение всего мира. С другой стороны, что мог бы Он сделать для человека, отвергающего единственное средство, которым Бог мог ему помочь? На примере разных людей и народов можно увидеть последствия разного отношения к пророкам. И надо иметь в виду, что “Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков” 1 Кор. 10:11. Каждый пример будет рассмотрен отдельно, чтобы выявить разное отношение к пророкам и последствия такого отношения.

Фараон. Когда Моисей и Аарон возвестили фараону Божью весть “отпусти народ мой, — последовал ответ: “Кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его и отпустил Израиля? Я не знаю Господа, и Израиля не отпущу”. Исх. 5:2. Его вопрос: “Кто такой Господь?” — был задан не для того, чтобы получить информацию. Это было дерзкое отрицание всех знаний о Господе, которые помогли бы царю с уважением отнестись к Его пожеланиям, переданным через двух вестников.

(Стр. 94)

Невозможно сказать, насколько правдивым были его слова о том, что он не знает Господа. Очевидно, что он не был лично знаком с Богом, однако, летопись о делах Иосифа и присутствие сынов Израилевых среди египтян должно было дать ему какое-то знание о Боге, которому они служили. С другой стороны, нельзя забывать, что Израиль, в основном, прекратил соблюдать субботу и во многих других отношениях отступил от Бога. Затем, сорок лет тому назад, Моисей, коронованный принц, убил египтянина и вынужден был бежать из страны. Со времени Иосифа свидетельство народа Божьего было слабым. Противоречивое влияние и его нежелание лишиться дешевой рабочей силы в виде израильтян заставили его отвергнуть неоднократные просьбы Моисея позволить Израилю покинуть Египет.

Но Бог не оставил фараона без познания о Себе и яркой демонстрации Своей силы. Одна язва за другой дала ему возможность признать Господа и выполнить Его повеление. Когда саранча опустошила все посевы египтян, “фараон поспешно призвал Моисея и Аарона и сказал: согрешил я пред Господом, Богом вашим, и пред вами; теперь простите грех мой еще раз, и помолитесь Господу Богу вашему, чтобы Он только отвратил от меня сию смерть”. Исх. 10:16, 17. Однако вскоре он забыл о своем благом намерении, и только когда смерть поразила всех первенцев Египта, монарх согласился отпустить Израиль. Но это было сделано не в ответ на Божье повеление, а из страха, что вся земля египетская погибнет. Когда фараон в своей дерзости отверг просьбу Моисея, Господь больше ничего не мог для него сделать.

Корей, Дафан и Авирон. Восстание также произошло в рядах Израиля. Ревность заставила Корея, Дафана и Авирона отвергнуть лидерство Моисея и утверждать, что любой из них имеет такое же право вести народ, как и Моисей. Чис. 16:1—3.

Моисей обратился к левиту Корею с особым призывом, но, видимо, ничего не добился. Стихи 8—11. Тогда он послал за Дафаном и Авироном, но они не пожелали признать его полномочия или придти и поговорить с ним. Стихи 12—14. Их восстание и оскорбительное высокомерие поставило Бога в такое положение, в котором Он ничего больше не мог для них сделать. Они погибли, когда земля разверзлась и поглотила их. Стихи 24—33.

Ахан. Через Иисуса Навина Господь запретил сынам Израилевым брать себе сокровища Иерихона, чтобы все заслуги в завоевании города принадлежали Богу. Непослушание Ахана привело к болезненному поражению народа в Гае, и, в конце концов, он был наказан за свой грех смертью через избиение камнями. Ис. Нав. 6:18, 19; 7:1—26.

Саул. Через Самуила Господь повелел Саулу уничтожить амаликитян. Израильский царь выполнил часть повеления, но не довел дело до конца. Когда пророк обличил его, он сказал в ответ: “Я послушал гласа Господа, и пошел в путь, куда послал меня Господь, и привел Агага, царя Амаликитского, а Амалика истребил”. 1 Цар. 15:20. Царь Израильский переложил вину на воинов, которые захотели привести с собой овец и волов, но сам Саул, видимо, был твердо убежден в том, что выполнил свою миссию. Частичное исполнение повеления было неприемлемым, и оправдания были отклонены. В тот день пророк объявил Саулу, что царство отнимется у него и будет отдано другому.

Давид. Несмотря на то, что Бог особо благословлял его от юности, Давид совершил отвратительный грех. Нафан пророк сначала рассказал царю притчу, чтобы пробудить в нем сознание греховности его поступка, а затем прямо высказал обвинение: “Ты тот человек”. 2 Цар. 12:7. Давид исповедал свою вину, обратился к Господу и был прощен. Бог использовал Своего представителя на земле, что привести царя к покаянию и последующему преобразованию.

Навуходоносор. В Писаниях немного сведений об обращении языческих царей. Это случалось во дни Ионы, и в книге Даниила мы находим еще один пример. Шаг за шагом Бог вел Навуходоносора к истине, посылая ему свои откровения, истолковываемые пророком Даниилом. Он также посылал ему вести непосредственно через Даниила. Его мышление изменилось, и в своем обращении к нации он заявил о своем покаянии и новых убеждениях. “Ныне я, Навуходоносор, славлю, превозношу и величаю Царя Небесного, Которого все дела истинны и пути праведны, и Который силен смирить ходящих гордо” Дан. 4:34. На раннем этапе общения с Даниилом Навуходоносор признал Божью силу, однако, прошло еще много лет, прежде чем он позволил этой силе произвести полную перемену в его жизни. В конце концов, труд пророка в сочетании с Божественным вмешательством смирили гордость царя, и Божественное намерение было выполнено.

Ниневитяне. Иона менее охотно проповедовал Божью весть жителям Ниневии, чем они ее приняли. Проповедь о надвигающемся разрушении города привела его жителей к вере в Бога и покаянию в грехе. “И поверили Ниневитяне Богу: и объявили пост и оделись во вретища, от большого из них до малого” Иона 3:5.

Израиль. Господь постоянно напоминал сынам Израилевым об их высоком призвании в случае послушания тем наставлениям, которые Он посылал им через Своих пророков. Они будут возвеличены в глазах всех окрестных народов, которые будут восклицать: “Только этот великий народ есть народ мудрый и разумный” Втор. 4:6. И еще Он обещал: “Сделает тебя Господь главою, а не хвостом, и будешь только на высоте, и не будешь внизу”. Втор. 28:13. Но избранный народ отказался принять совет пророков.

В некоторых Своих притчах Спаситель показал, что отвержение пророков — это только первый шаг, ведущий к отвержению Самого Сына Божьего. Он рассказал о хозяине дома, который отправился в дальнюю страну, оставив имущество в руках управляющих. Во время жатвы он послал своих рабов забрать урожай, но их избили и побили камнями. После многократных попыток забрать свою собственность он решил послать к распорядителям своего сына, сказав: “Постыдятся сына моего” Мф. 21:37. Но с сыном они обошлись не лучше: “Схвативши его, вывели вон из виноградника и убили”. Стих 39. В другом месте Иисус следующим образом обобщил сложившееся положение: “Если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят” Лк. 16:31. Учитывая совокупную реакцию Израиля на вести пророков, можно согласиться с мнением Господа, что нет ему спасения. 2 Пар. 36:16.

Не имело большого значения, как именно и в каком объеме Израиль или другие люди отвергали весть пророков. Одни дерзко отвергали все, другие выборочно принимали только часто наставления, а третьи медлили претворять эти наставления в свою практическую жизнь. В любом случае результат один: отвержение вести. Бог расценивал их отношение к наставлениям, посылаемым через пророков, как отношение лично к Нему.

Заключение

1. Наставление Бога людям образуют самую важную часть библейской летописи.

2. Библия является основой для принятия правильного решения в любой ситуации, с которой может столкнуться человек.

3. Библия дает принципы правильного мышления и поведения.

4. Наставления предназначались не только для тех, кому они первоначально возвещались, но и для всех последующих поколений

5. Поскольку пророческие вести — это Божьи наставления человеческой семье, неуважение к ним равноценно неуважению к Богу.

6. В Библии хорошо показаны последствия определенного отношения к пророкам. Эти последствия описываются методом контраста во 2 Пар. 20:20; 36:15, 16.

Для изучения и обсуждения

1. Назовите несколько общих видов наставлений, данных в Библии, за исключением тех, которые упоминаются в данной главе.

2. Выберите два или три библейских принципа поведения и покажите, как они могут применяться в современном обществе. Приведите несколько конкретных примеров.

3. Что вытекает из слов Павла о том, что все Писание полезно.

4. Проведите четкую грань между принципом и его применением в разные эпохи.

5. Оправданно ли поступает Бог, когда судит о нашем отношении к Нему по нашему отношению к Его пророкам и их вестям?

6. Найдите другие примеры принципов в области веры и поведения.

7. Существуют ли причины, по которым Библия, как древняя Книга, может представлять для нас большую ценность, чем если бы она была написана в наши дни?

8. Подумайте о том, по каким причинам Богу помогает нам адаптировать сформулированные в древности библейские принципы к нуждам нашего времени?

Избранные ссылки

Янг, Эдвард Дж., “Рабы Мои пророки”, сс. 95—124.