Так что же такое Израиль?

Ответ на этот вопрос не может быть простым. Сложный образ Израиля и его теологическое определение в пророческих документах, нестабильность и сюрпризы истории, а также различные богословские теории крайне усложнили попытки четко сформулировать, что же такое Израиль. Однако все эти факты однозначно свидетельствуют о том, что многоликий Израиль был и остается богоизбранным народом.

Многоликий – потому, что, во-первых, «библейский Израиль» ведет начало не только от потомков патриарха Иакова/Израиля, но и от других народов, присоединившихся к племени Иакова через брачные узы или духовное усыновление. Это египтяне (Исх. 12:38, 39), мадианитяне (Исх. 18:1), ефиопляне (Чис. 12:1), хананеи (Иис. Нав. 2:1), моавитяне (Руфь 1:16, 17), персы (Есф. 9:27), арамеи (Иов 1:1) и т. д. Как видим, евреи не имеют «чистой», то есть, этнически однородной, несмешанной, родословной. Само понятие «чистая родословная» появилось гораздо позже, в XIX в. как плод расистской теории. Именно этой теорией питалась идеология нацизма. «Библейский Израиль» свидетельствовал о Боге, плане и истории спасения, «Израилем» этот народ стал называть через Своих пророков именно Бог, возлюбивший Свой народ «любовью вечною» (Иер. 31:2, 3). Статус Израиля оставался тем же и в новозаветные времена, когда к обществу Израиля присоединилось много прозелитов, откликнувшихся на свидетельства фарисеев (Мф. 23:15), когда образовывались первые общины христиан (Деян. 13:43)

Во-вторых, современный «еврейский Израиль» – это общество, состоящее из евреев, переживших Вавилонское изгнание, когда многие израильтяне поселись в Восточной и Западной Европе (вероятно, они и являются предками евреев-ашкеназов), а также из тех, кто бежали из Палестины после разрушения Иерусалима и поселились в странах Средиземноморья (предков евреев-сефардов). Эти евреи не «чище», чем библейская версия Израиля. Многие народы из европейских и средиземноморских стран также присоединились к этому обществу верующих (переход в иудаизм во Франции в Средние века, в России во время Хазарского каганата и в арабских странах доисламского периода). Этот «Израиль» выжил, чтобы свидетельствовать во плоти, преподавать Божью Тору, выражать Божью волю и характер.

Этот «Израиль» вырос из культурных и духовных корней «библейского Израиля», сохранил живым свой древний язык – иврит и Еврейские Писания благодаря регулярным исследованиям и литургическому служению, сберег физическую взаимосвязь с «библейским Израилем» через соблюдение обряда обрезания, традицию ношения талита, древние молитвы, ритуалы в приеме пищи и питье, соблюдение древних праздников. Помимо своей культурной сущности этот Израиль развил психологическую устойчивость как результат частых страданий и притеснений. Антисемитизм также повлиял на созидание еврейского характера.[147] Однако из-за «несостоятельности» христианского свидетеля еврейский свидетель не смог узнать о другом важном аспекте своего законного наследия, а именно – о личности, учении и служении спасения Иисуса Мессии. И все же Бог не отверг еврейский народ. Павел четко говорит об этом (Рим. 11:1), и Е. Уайт подчеркивает: «Даже несмотря на то, что Израиль отверг Его Сына, Бог не отверг его».[148] Со времени пришествия Христа этот Израиль остается без царя, пророка, теократии, но все еще является Божьем свидетелем Торы. Важно отметить, что Е. Уайт продолжает описывать еврейский народ того времени по отношению к Богу как «народ, хранящий Его заповеди».[149]

Этот культурный и исторический контекст принадлежит политическому Израилю, созданному в 1948 году на пепелище Холокоста. Этот Израиль может рассматриваться как политическая и культурная сущность без каких-либо теократических или пророческих претензий. Однако он причастен к той же миссии, что и «еврейский Израиль», исторически свидетельствуя о Торе, субботе, Еврейских Писаниях, культуре, истории спасения, как это происходит в Эрец Исраэль (земле Израиля). Политический Израиль также включает представителей самых разных культур, этнических групп и географических мест: европейских, арабских, эфиопских, индийских, йеменских, русско-монгольских, африканских, даже китайских евреев, и к ним присоединяются все больше и больше новообращенных различного происхождения.

В-третьих, «христианский Израиль» является по происхождению потомком ранних еврейских христиан, но, что более важно, состоит из людей, обращенных в веру благодаря интенсивной евангельской и политической активности христиан во всем мире. Он свидетельствовал об Иисусе Христе, Его учении и примере. Кроме того, благодаря свидетельству об Иисусе, Его рождению в Израиле и Евангелию христианский Израиль оказался культурно и исторически связан с «библейским Израилем», так как оба Израиля воспитаны на общей истории и учениях. По этой причине христианский Израиль также может претендовать на место в доме Израилевом, – эта идея преподается в еврейской традиции.[150] Как отмечает ортодоксальный еврейский теолог Ирвинг Гринберг: «Только христиане… могут считаться членами народа Израильского, даже если они практикуют отличную от еврейства религию».[151] Однако привитое пережило отсечение, так как церковь сознательно отказалась от своей связи с еврейской сущностью, также как и от Торы, и создала собственную культуру, отличную от «еврейской». Но есть парадокс, даже ирония в том, что, несмотря на предательство церковью своих корней, народ Израиля, евреи, стали известны во всем мире именно благодаря «вселенскому» свидетельству «христианского Израиля». Если бы не было христианского свидетельства, иудаизм остался бы небольшой и непонятной сектой, которая вполне могла исчезнуть. «Христианский Израиль» также представляет собой смешения представителей разных культур и наций, за исключением одного – еврейского народа, который был отвержен.[152]

В-четвертых, «эсхатологический Израиль» развился из движения возвращения (Тшувы) к идеалу, представленному «библейским Израилем», и отделил себя от традиционного «христианского Израиля», поскольку восстановил свидетельство о Торе в сочетании со свидетельством об Иисусе. Таким образом, этот Израиль открыт не только для христиан, но и для евреев, и выходит за пределы обеих культурных общин. Это движение вызвано к жизни в конце времени, чтобы нести «свет истины для настоящего времени» и приготовить мир к наступлению Царства Божьего.[153]