13.

И не только это удивительно, но и то, что эти люди, простые, бедные, немногочисленные, незнатные, неученые, уничиженные, говорившие на чуждом языке и презираемые, избранные для исправления всей вселенной и получившие повеление обращать ее к труднейшим делам, совершили это не во время мира, но при воздвигаемых против них отвсюду безчисленных нападениях. В каждом народе и городе, — что я говорю: в народе и городе? — в каждом доме предстояла им борьба. Проповедуемое ими учение часто разлучало сына с отцем, невестку с свекровью, брата с братом, раба с господином, подчиненнаго с начальником, мужа с женою, жену с мужем, отца с детьми; потому что не все вдруг принимали его; это подвергало их ежедневной вражде, непрерывной борьбе, тысячи смертей, и располагало людей обращаться с ними, как общими врагами и неприятелями. Все гнали их: цари, правители, простолюдины, свободные, рабы, народы и города; а не их только, но и тех, которые приняли их учение, но еще не были крепки в вере. Была общая война и против учеников и против учителей, так как это учение казалось противным и царским постановлениям, и привычке, и отеческим обычаям. Они увещевали отвергнуть идолов, презреть жертвенники, которые чтимы были всеми отцами и предками, отказаться от нечистых верований, гнушаться празднеств и отвращаться от обрядов, к которым люди питали благоговение и страх, и за которые они готовы были скорее отдать свою душу, нежели принять проповедуемое апостолами и веровать в Рожденнаго от Марии, осужденнаго игемоном, поруганнаго, претерпевшаго безчисленныя страдания и поносную смерть, погребеннаго и воскресшаго. И то производило недоверчивость, что страдания Его были явны для всех, бичевания, удары по ланитам, оплевания по лицу, заушения, распятие на кресте, великое осмеяние, поругание от всех, погребение, дарованное в виде милости; а обстоятельства воскресения еще не были известны, так как Он по воскресении Своем явился одним ученикам. И однако такою проповедию они убедили и устроили церковь. Как и каким образом? Силою Того, Кто им повелел это; Он сам был их руководителем: Сам делал все трудное легким. Если бы божественная сила не содействовала, то это дело не получило бы ни вступления, ни начала. И как бы оно могло сделаться? Но Тот, Кто изрек: да будет небо, — и совершил это на деле; Кто сказал: да созиждется земля, — и даровал ей бытие; Кто повелел: да возсияет солнце, — и явил светило; Кто сотворил все Своим словом, Тот насадил и эти церкви; и Его слово: созижду церковь Мою, совершило все это. Таковы слова Божия; они совершают дела, дивныя и чудныя. Некогда Он сказал: да прорастит земля былие травное (Быт. I, 11), — и вдруг все стало садом, все — лугами, и земля, вняв повелению, покрылась безчисленными растениями. Так и ныне Он изрек: созижду церковь Мою, — и это совершилось с великою легкостию; и тогда как против нее вооружались властители, потрясали оружием воины, свирепствовали сильнее огня целые народы, противостояла привычка, возставали риторы, софисты, богатые, простые люди и начальники, слово Его, действуя сильнее огня, истребило терния, очистило нивы, посеяло евангельское учение. И между тем, как из уверовавших одни были заключаемы в темницы, другие отправляемы в ссылку, иные лишаемы имущества, иные умерщвляемы и разсекаемы, сожигаемы, потопляемы и подвергаемы всякому роду мучений, поругаемы и изгоняемы отовсюду, как бы общие враги, являлись новые исповедники в большем числе, которые, смотря на страдания других, не только не охладели к вере, но еще охотнее и лучше стремились к этой прекрасной ловитве, и были уловляемы не принуждением, не насилием, но прибегая сами и изъявляя благодарность приведшим их ко Христу; взирая на потоки крови верующих, они становились более пламенными к вере и более смелыми; и тогда как не ученики только, но и учители, иные были заключаемы в узы, другие изгоняемы, иные бичуемы, и претерпевали другия безчисленныя мучения, число верующих умножалось и ревность их увеличивалось. Об этом Павел говорит так: и множайшия братия о Господе, надеявшиися о узах моих, паче дерзают без страха Слово Божие глаголати (Филип. I, 14); и в другом месте: вы бо подобницы бысте, братие, церквам Божиим, сущим во Иудеи, зане таяжде и вы пострадасте от своих сплеменник, якоже и тии от иудей, убивших и Господа, и нам возбраняющих глаголати языком, да спасутся (1 Сол. II, 14, 15). И еще в послании к другим он говорит: воспоминайте первыя дни, в нихже просветившеся, мног подвиг подъясте страданий, ведяще имети себе имение на небесех пребывающее (Евр. X, 32, 34). Видишь ли превосходную силу Совершившаго все это? Мученики, подвергаясь страданиям, не только не малодушествовали, не только не скорбели, но радовались, торжествовали, ликовали. И об этом Павел говорит, что разграбление имений с радостию принимали (Евр. X, 33); а об учителях Лука в книге Деяний повествует, что они с радостию возвратились из синедриона, удостоившись принять безчестие за имя Христово (Деян. V, 41). И о самом себе также Павел говорит: радуюся во страданиях моих, яко исполняю лишение скорбей Христовых во плоти моей (Кол. I, 24). И что удивительнаго, если он среди страданий радовался, когда он, готовясь претерпеть смерть, не только радовался, но и учеников своих призывал к участию в своей радости, что свойственно чрезвычайно радующейся душе. Радуюся, говорит он, и сорадуюся всем вам: также и вы радуйтеся и сорадуйтеся мне (Фил. II, 17,18). Что сделалось, скажи мне, что ты исполнился такой радости? Аз бо, говорит он, уже жрен бываю, и время моего отшествия наста (2 Тим. IV, 6).