3.

И не только то, что Господь соделается человеком, но и самый образ пришествия Его предсказали пророки. Он имел придти, не посылая грома и молнии свыше, не колебля землю, не потрясая неба, и не производя какия-либо страшныя явления, но родившись без шума и в неизвестности, в доме древодела, бедном и незнатном; о чем, послушай, как не умолчал Давид: снидет, говорит он, яко дождь на руно (Псал. LXXI, 6), выражая этими словами тишину, спокойствие. И не только об этом, но и о том, как милостиво и кротко Он будет обращаться со всеми, посмотри, как ясно говорит другой пророк. Подвергаясь оскорблению, оплеванию, злословию, безчестию, бичеванию и наконец крестной смерти, Христос не мстил делавшим это, но великодушно и кротко переносил все: поношения, козни, бешенство и безумную ярость народа и другия нападения; все это пророк выразил словами: трости сокрушены не сотрет, и льна курящася не угасит, дондеже во истину изнесет суд. И на имя Его языцы уповати будут (Иса. XLII, 3, 4). А другой пророк означил и место, где Господь имел родиться: И ты, говорит он, Вифлееме, земле Иудова, ничимже меньши еси во владыках Иудовых: из тебе бо изыдет вождь, иже упасет люди Моя, Израиля. Исходи же Его из начала от дней века (Мих. V, 2; Матф. II, 6). Он указывает и на Божество и на человечество (Христа); ибо словами: исходи же Его из начала от дней века, изображает предвечное существование Господа; а словами: изыдет вождь, иже упасет люди Моя, Израиля, — рождение Его по плоти. Заметь здесь еще другое ясное предсказание. Пророк сказал не только то, что Господь родится, но что и место Его рождения, прежде незнатное и маловажное, сделается славным: ничимже меньши еси во владыках Иудовых. Действительно, вся вселенная теперь стекается в Вифлеем, чтобы видеть место, где родившийся Господь был положен, и стекается не для чего другого, а только для этого. Другой пророк предсказал и время, в которое Господь имел явиться: Не оскудеет, сказал он, князь от Иуды, и вождь от чресл его, дондеже приидут отложенная ему: и той чаяние языков. Привязуяй к лозе жребя свое, и к винничию жребца осляте своего: исперет вином одежду свою, и кровию гроздия одеяние свое. Радостотворны очи его паче вина, и белы зубы его паче млека (Быт, XLIX, 10-12). Заметь соответствие этого предсказания с самым событием. Господь действительно пришел тогда, когда иудейские правители уже потеряли самовластвие и были подчинены скипетру римскому; так исполнились слова пророчества: не оскудеет князь от Иуды, и вождь от чресл его, дондеже приидут отложенная ему, — сказанныя о Христе. В одно время с рождением Его сделана и первая перепись народа, когда римляне стали господствовать над иудеями и подчинили их игу своей власти. Еще и другое нечто означается словами: и той чаяние языков — то, что Господь пришедши привлек к Себе все народы. Ирод, преследуя родившагося Иисуса, повелел умерщвлять бывших в том месте младенцев. И об этом не умолчали пророки, но задолго предсказали так: глас в Раме слышан бысть, плач, и рыдание, вопль мног: Рахиль плачущися чад своих, и не хотяше утешитися, яко не суть (Иерем. XXXI, 15; Матф. II, 18). Также и о возвращении Его из Египта ими было предсказано в словах: из Египта воззвах Сына Моего (Ос. XI, 1). Предсказано было и то, что Христос вскоре по явлении Своем в открытых местах будет совершать знамения и учить. Послушай, что говорит Исаия: страно Завулоня, и земле Неффалимля, людие седящии во тме видеша свет велий, и седящим во тме и сени смертней, свет возсия им (Иса. IX, 1, 2; Матф. VI, 15, 16); этим он указывает на явление и учение Господа в тех местах, и на исповедание, произведенное в людях чудесами Его. Далее изображает пророк и другия чудеса и говорит, как Он будет исцелять хромых, врачевать слепых, делать говорящими немых: тогда отверзутся очи слепых, и уши глухих услышат. Тогда скочит хромый яко елень, и ясен будет язык гугнивых (Иса. XXXV, 5, 6). Таких чудес никогда не было до пришествия Христова. О некоторых знамениях в частности пророки также предсказали. Например, когда Иисус входил в храм, дети, еще молоком питавшияся и неумевшия членораздельно говорить, воспели Ему священныя песни, восклицая: осанна в вышних, благославен грядый во имя Господне (Матф. XXI, 9). Это пророк задолго предсказал в словах: из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу, еже разрушити врага и местника (Пс. VIII, 8). Видишь ли, как дети невинныя и не имеющия членораздельнаго голоса, вопреки своей природе, прославляют Создателя и возглашают апостольское благовестие?