6.

Что Господь во всю вселенную пошлет проповедников, и что никто не останется не слышавшим проповеди, это также предсказано. Послушай пророческия об этом слова Давида: во всю землю изъиде вещание их и в концы вселенныя глаголы их (Пс. XVIII, 5). Тот же пророк в другом месте предсказывает, что они будут проповедывать со властию, и будут могущественнее облеченных диадимами: поставиши я князи по всей земли (Пс. XLIV, 17). Действительно самыя дела показывают, что Петр и Павел превзошли царей и властителей. Законы царей отменяются даже при жизни их; а законы этих рыбарей и по смерти их пребывают твердыми и непоколебимыми, хотя и демоны, и долговременная привычка, и нечестие, и сладострастие и другия безчисленныя силы старались ниспровергнуть их. Далее, желая показать, что эти постановленные князи будут для всех вожделенны и возлюбленны, пророк присовокупил: сего ради людие исповедятся Тебе в век (ст. 18), то есть, будут благодарить Тебя, будут питать великую благодарность за то, что Ты даровал им таких князей. Предсказано было и то, что проповедь (евангельская) повсюду одержит победу. Посмотри, как Давид представляет тебе это в следующих словах: проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли (Пс. II, 8). То же самое другой пророк предвозвещает, выражаясь так: наполнится вся земля ведения Господня, аки вода многа покры море (Иса. XI, 9). И заметь, как легко совершится эта покорность: не научит кийждо ближняго своего, и кийждо брата своего, глаголя: познай Господа: яко вси познают я от мала даже и до великаго их (Иерем. XXXI, 34); и какова непоколебимость церкви: будет в последняя дни явлена гора Господня, и дом Божий на версе гор, и возвысится превыше холмов и приидут к ней люди мнози и языцы мнози (Иса. II, 2, 4). А что церковь будет не только тверда, непреклонна и непоколебима, но и распространит по вселенной обильный мир, что после того, как многия царства и державы падут, возвысится над всеми единое царство, в котором, не как в прежних, будет господствовать обильный мир; — так как в древности даже художники всякаго рода и риторы брались за оружие и становились в ряды войска, по пришествии же Христа все это прекратилось, и война сделалась занятием только известных людей; — и об этом один пророк ясно сказал так: раскуют мечи своя на орала, и копия своя на серпы, и не возмет язык на язык меча, и не навыкнут к тому ратоватися (Иса. II, 4). Действительно прежде все люди занимались войною: а ныне забыли о воинском искусстве; или вернее, — большая часть людей вовсе не прикасалась к нему; а если есть некоторые (занимающиеся им), то немногие, редко и в малом числе, между тем как прежде во всяком народе были безпрестанныя возмущения. Далее пророк предсказывает и то, из кого составится церковь. Так как не только скромные, кроткие и добрые люди, но и свирепые и безчеловечные и нравами своими подобные волкам, львам и волам, имели присоединиться к тем, и все составить одну церковь, то послушай, как пророк сказал о разнообразии этого стада: и пастися будут вкупе волк со агнцем (Иса. XI, 6), выражая этим простоту жизни царей. А что речь идет не о зверях, пусть скажет иудей, когда это бывало? Волк и ягненок никогда не паслись вместе; а если бы когда и стали вместе пастись, то какая от того была бы польза для рода человеческаго? Нет, он говорит о свирепых нравами людях, о скифах, фракийцах, маврах, индийцах, савроматах, персах. Что все эти народы подчинятся под одно иго, о том и другой пророк ясно говорил: поработают Ему под игом единем, и поклонятся Ему кийждо от места своего (Софон. III, 9), не в одном Иерусалиме, но по всей вселенной; потому что не будет повеления людям ходить в Иерусалим, но каждый, оставаясь дома, будет совершать это богослужение.