7.

Не умолчали пророки и о том, что иудеи будут отвержены; посмотри как об этом предсказал пророк: и в вас затворятся двери, и не возгнетите огня олтареви Моему туне (Малах. I, 10). Предсказано и то, кто будет служить Богу: от восток солнца до запад, говорит пророк, имя Мое прославися во языцех, и на всяком месте фимиам приносится имени Моему, и жертва чиста (ст. 11). Видишь ли, как он изобразил достоинство этого богослужения, его превосходство и установление вместо прежняго, — и то, что это богопочтение будет зависеть не от места, но от внутренняго расположения, и будет состоять не в курении и дыме, но в некотором другом богослужении. Как же, скажут, апостолы привлекли к себе все народы? Как владеющий только одним языком иудейским мог убедить скифа, индийца, савромата и фракийца? Получив от Духа Святаго благодатный дар многих языков для убеждения язычников; а для убеждения Израиля — дарование языков. Но иудеи не вняли убеждению, о чем, послушай, как говорит пророк: яко худостию устен, языком иным возглаголю людем сим, и не восхотят слышати, глаголет Господь (Иса. XXVIII, 11, 12). — Что может быть, яснее этого? Иудеи не уверовали, а язычники обратились; и это было предсказано. Послушай пророка Исаию, который ясно говорит: явлен бых не ищущим Мене, обретохся не вопрошающим о Мне: рекох, се есмь, языку, иже не призваша имене Моего (Иса. LXV, 1); а об израильтянах: прострох руце Мои весь день к людем непокаряющимся и противоглаголющим (ст. 2); и еще: возвестихом яко отроча пред ним, яко корень в земли жаждущей (Иса, LIII, 2); и еще: Господи, кто верова слуху нашему, и мышца Господня кому открыся (ст. 1)? Пророк не сказал: учению нашему, желая этим показать, что апостолы не от себя говорили, но возвещали то, что слышали от Бога. Что наше богослужение превосходнее иудейскаго, о том предвозвестил Моисей, сказав: и Аз раздражу вас не о языце, о языце же неразумлив прогневаю вас (Второз. XXXII, 21); выражением: не о языце, он означил прежнее уничиженное состояние народа языческаго, который и не считался народом по своей презренности, по невежеству, по безумию; но вера произвела в язычниках такую перемену, что они сделались гораздо досточтимее бывших в чести иудеев. Здесь же открыто, что это сильно тронет иудеев и они от того сделаются лучшими; ибо пророк не сказал просто: предпочту, но указал и то, что исправление их произойдет от завистливаго раздражения. Аз раздражу вас не о языце, говорит он, как бы так говоря: Я дам им столько благ, что вы будете завидовать, что вы будете раздражаться. Это и сделало их лучшими. Те, которые видели разступившееся море, раздавшиеся камни, воздушныя необыкновенныя перемены и другия чудеса, или вернее — те, которые закалали своих детей и служили Веельфегору и предавались многим волхвованиям, после того, как явилась наша вера, которая гораздо предпочтительнее содержимой ими, так были раздражены завистию, что исправившись и смирившись, из зависти нам стали совершать то, чего не совершали, слушая пророков и созерцая чудеса. Теперь никто из них уже не закалает детей своих, не обращается к идолам, не покланяется тельцу. Красота девства в Ветхом Завете не была известна даже и по названию, а в Новом надлежало возсиять, о чем вот как предсказывает Давид: приведутся Царю девы в след ея, приведутся в храм царев (Пс. XLIV, 15, 16). Не умолчали пророки и о священниках, т. е. о епископах: и вдам князи твоя в мир, и надзиратели твои в правду, говорит Исаия (Иса. LX, 17).