8.

Христос опять придет и потребует отчета от рода человеческаго, между прочим и от иудеев; об этом, посмотри, как предсказывает Давид и Малахия; последний говорит: се грядет, и кто стерпит день пришествия Его, и кто постоит в видении Его? зане той входит яко огнь горнила. И сядет разваряя и очищая яко сребро, и яко злато (Малах. III, 1-3), согласно с словами Павла, который пишет так: день явит, зане огнем открывается (1 Кор. III, 13). И Давид словами: Бог яве приидет (Пс. XLIX, 3), указывает также на второе пришествие Его. Первое пришествие Христа было весьма смиренное; но не таково будет второе, страх и ужас будут сопутствовать ему, ангелы — предшествовать, и самое явление будет озарять все подобно молнии: якоже молния исходит от восток и является до запад, тако будет пришествие Сына человеческаго (Матф. XXIV, 27), говорит Господь, выражая этим блеск, возвещающий сам о себе, так как он не нуждается в провозвестнике, но являет сам себя. Тоже и Давид выражает словами: Бог яве приидет. Потом, изображая будущий суд, пророк присовокупляет: огнь пред Ним возгорится, и окрест Его буря зелна (ст. 2). Сказав о наказаниях, он изображает и торжественность суда: призовет небо свыше, и землю, разсудити люди Своя (ст. 4), разумея под землею род человеческий. Далее, вместе со всем родом человеческим упомянув и об иудеях (к которым особенно обращается), пророк продолжает так: соберите Ему преподобныя Его, завещающия завет Его о жертвах. И возвестят небеса правду Его: яко Бог судия есть (ст. 5, 6). Об отмене пришедшим Христом жертвеннаго богослужения и о введении вместо его нашего богослужения, послушай, как предсказано: жертвы и приношения не восхотел еси, тело же свершил Ми еси (Пс. XXXIX, 7); на то же указывает пророк и в другом месте: людие, ихже не видех, работаша Ми; в слух уха послушаша Мя (Пс. XVII, 44, 45), т. е. не созерцая море разступившееся и камни раздавшиеся, но выслушав моих апостолов. Сказав: тело же свершил Ми еси, пророк еще присовокупляет: тогда рех: се прииду; в главизне книжне писано есть о Мне (Пс. XXXIX, 8). Здесь указывается на два обстоятельства: на то, что Господь придет, и на то, что Он придет тогда, когда будут отменены жертвоприношения; это произошло тогда, как власть над иудеями перешла к римлянам. О пришествии Господа мы находим предсказание у Варуха, который говорит: на земли явися и с человеки поживе (Вар. III, 38). Также Моисей говорит: Пророка от братии твоея, якоже мене, возставит тебе Господь Бог твой, того слушайте по всему. И человек той, иже не послушает словес его, елика возглаголет Пророк оный во имя Мое, потребится от народа своего (Втор. XVIII, 12-19). На ком другом сбылось это, как не на одном Христе? Хотя многие возстали пророки, и хотя всех их иудеи не послушали, но за это ничего не потерпели; а за не послушание Христу, они теперь повсюду влачат жизнь, как блуждающие и безприютные, как беглецы и изгнанники. Посмотри, как они, лишившись гражданства, отеческих законов и обычаев, всюду подвергаются безчестию и посрамлению, наказанию и мучению. А сколько они пострадали при Веспасиане и Тите, этого и сказать невозможно: так бедственная участь их превысила всякое несчастие; так исполнились пророческие слова: и человек той, иже не послушает пророка того, потребится. За то у них превратилось все в пустыню, что они не послушались того Пророка. Что Господь воскресит всех, это предсказал Исаия в следующих словах: воскреснут мертвии, и возстанут, иже во гробех: роса бо, яже от Тебе, исцеление им есть (Иса. XXVI, 19). И не только это он предсказал, но и то, что после крестной смерти Господа деяния Его будут блистательнее, и что по воскресении Его проповедь (евангельская) наиболее распространится. Он был предан своим учеником, связан, оскорблен, поруган, мучен и распят, и не получил бы погребения, если бы это зависело от иудеев; а одежды Его были разделены воинами, и окончил жизнь с подозрением в домогательстве власти, с именем богохульника и возмутителя; — ибо о нем говорили: всяк, иже царя себе творит, противится кесарю (Иоан. XIX, 12), и еще: се ныне слышасте хулу Его (Матф. XXVI, 65); так как все это имело совершиться, то пророк, желая возбудить и ободрить слушателя, говорит: не бойся этого; Тот, Который был распят, подвергаем бичеванию, поносим разбойниками, умерщвлен по подозрению в богохульстве, по смерти и воскресении совершит такия дела, о которых никто не скажет, что они не исполнены великой чести. Это и сбылось, как о том задолго предсказывал пророк: будет корень Иессеов, и возстаяй владети языки, на Того языцы уповати будут: и будет покой Его честь (Иса. XI, 10). Он как бы так сказал: „такая смерть досточтимее диадимы; цари, слагая диадимы берут крест — знак Его смерти; на порфирах крест, на диадиме, крест, при молитвах крест, на оружии крест, на священной трапезе крест, и во всей вселенной крест сияет светлее солнца» — И будет покой Его честь.