Библиотека soteria.ru
Духовное возрастание в христианской жизни
Дональд Уитни
Дата публикации: 24.06.14 Просмотров: 7334 Все тексты автора Дональд Уитни
1. Духовные упражнения для достижения благочестия
Мы сейчас живем в веке, когда старые дисциплины рушатся, а новых не появляется… Прежде всего высмеивается дисциплина божественной благодати, на которую смотрят как на законничество и которая абсолютно неизвестна нынешнему поколению, совершенно несведущему в Писаниях. Нашему христианскому характеру необходима большая сила, которую могут дать только дисциплина и упражнения.
В. Раймонд Идман, «Упражнения жизни»
Дисциплина без определенной цели — это тяжелая и нудная работа. Представьте себе шестилетнего Кэвина, которого родители записали на музыкальные занятия. Каждый день после школы он сидит в гостиной и неохотно бренчит на гитаре «Дом на горе», наблюдая за своими приятелями, которые играют в баскетбол в парке напротив. Вот это как раз и есть дисциплинирование без определенной цели или направления. Это тяжелая и нудная работа.
А теперь представьте себе, что однажды во время репетиции Кэвина посетил ангел и перенес его в видении в Карнеги-холл. Там он увидел виртуозного гитариста, дающего концерт. Обычно скучающий от классической музыки, Кэвин поражен тем, что он видит и слышит. Пальцы музыканта плавно и грациозно перебирают струны, и Кэвин думает о том, как глупо и неуклюже его руки сбиваются и ошибаются в аккордах. Виртуоз берет аккорды чисто, ноты парят и сливаются в музыкальном аромате, который исходит от его гитары-. Кэвин вспоминает всю ту фальшь и неумение, которые исходят от его игры. Но Кэвин буквально очарован. Заслушавшись, его голова медленно склоняется на бок. Все вокруг настолько упоительно. Он никогда даже не мог себе представить, что на гитаре можно так играть.
— Ну что ты скажешь, Кэвин? — спрашивает ангел. И шестилетний мальчик медленно отвечает:
— Ух ты!
Видение исчезает, но ангел все еще стоит перед Кэвином в его гостиной.
— Кэвин, — говорит ангел, — тот прекрасный музыкант, которого ты видел — это ты через несколько лет. Затем, указывая на гитару, ангел провозглашает:
— Но тебе нужно тренироваться!
Внезапно ангел исчезает, и Кэвин видит, что остался наедине со своей гитарой. Как вы думаете, изменится ли теперь его отношение к репетициям? До тех пор пока Кэвин будет помнить, кем он станет, его упражнения будут иметь направление, цель, которая ему обещана в будущем. Конечно же, потребуются усилия, но нудной работой это уже вряд ли назовешь. Говоря о дисциплине в христианской жизни, нужно заметить, что у многих христиан к ним такое же отношение, как у Кэвина к репетициям. Это упражнения без целенаправленности. Молитва становится изнурительной. Практическая ценность размышления над Писаниями кажется неопределенной. Неясной становится цель такого упражнения, как пост. Прежде всего мы должны понять, кем мы станем. В Римлянам 8:29 сказано о Божьем избрании так: «Ибо, кого Он предузнал, тем и предопределил (быть)’ подобными образу Сына Своего». Вечный Божий план заверяет нас, что каждый христианин в конечном счете станет подобным образу Христа. Мы изменимся, когда Он придет, и будем подобны Ему (1 Иоанна 3:2).
Это не видение, это ты, христианин, через несколько лет. Итак, зачем же говорить о дисциплинах? Если Бог уже предопределил наше преображение в Христа, то причем же здесь упражнения? Хотя Бог и сделает нас подобными Христу, когда Он вернется, Он все-таки хочет, чтобы мы возрастали и становились более похожими на Христа. Мы не должны просто ожидать святости, мы должны стремиться к ней. «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа», — говорит нам Евреям 12:14. Что и вызывает у нас вопрос, который должен возникнуть у каждого христианина: «Как же нам искать святости? Как мы можем быть подобны Иисусу Христу, Сыну Божьему?»
И мы находим ясный ответ в 1 Тимофею 4:7: «Упражняй себя в благочестии». Этот стих является темой целой книги. В этой главе я постараюсь раскрыть его значение; остальная часть книги посвящена тому, как применять его на практике. Я буду опираться на места Писания, в которых говорится, как христиане должны дисциплинировать себя и быть в повиновении этому библейскому принципу. Я утверждаю, что единственный путь к христианской зрелости и благочестию (этот библейский термин является синонимом святости и подобия Христу) лежит через духовные дисциплины. Я хочу еще раз сказать, благочестие — это цель духовных дисциплин. И если мы помним это, то духовные дисциплины будут приятными, а не изнурительными.
Духовные дисциплины — путь к благочестию
Духовные дисциплины — это дисциплины личного и общего характера, способствующие духовному росту. Они являются неотъемлемой частью посвящения и практического христианства. Им следовали многие люди Божьи еще с библейских времен.
В этой книге рассматриваются духовные дисциплины, связанные с насыщением Словом Божьим, молитвой, поклонением, благовествованием, служением ближним, управлением, постом, тишиной и уединением, ведением дневника и изучением. Это, конечно же, никоим образом не является исчерпывающим .списком дисциплин для христианской жизни. Просмотрев другую литературу, вы обнаружите, что исповедание, ответственность, простота, покорность, духовное устремление, прославление, утверждение, жертва, «бодрствование» и многое другое также определяются как духовные упражнения или дисциплины.
Каким бы ни было упражнение, его самой главной особенностью всегда является его цель. Если вы постоянно репетируете игру на гитаре или на фортепьяно, но при этом у вас нет цели играть музыку, то в этом мало пользы. Точно так же мало пользы в том, чтобы практиковать духовные дисциплины, если вашей конечной целью не является благочестие. Ибо именно благочестие объединяет в себе все эти дисциплины и упражнения. (Колоссянам 2:20-23, 1 Тимофею 4:8) Поэтому нам и сказано в 1 Тимофею 4:7 упражнять «себя в благочестии».
Духовные дисциплины — это данные Богом способы, применяя которые, мы достигаем благочестивой жизни, исполненной Духом Святым. Божьи люди — это дисциплинированные люди. Так всегда было.
Вспомните некоторых героев истории церкви — Августина, Мартина Лютера, Джона Кальвина, Джона Буньяна, Сюзанну Уэсли, Джорджа Уайтфилда, Лэйди Хантингтон, Джонатана и Сару Эдварде, Чарльза Сперджена, Джорджа Мюллера — все они были дисциплинированными людьми. Из моего пасторского и христианского опыта я могу сказать, что никогда не слышал о человеке, который достиг духовной зрелости кроме как через духовные дисциплины. Благочестие приходит от дисциплины. Вообще-то, Бог применяет три основных катализатора, которыми он изменяет нас и преображает в образ Христа, но только один из них находится в значительной степени под нашим влиянием. Одним из этих катализаторов являются люди. «Железо железо острит, и человек изощряет взгляд друга своего», — сказано в Притчах 27:17. Иногда Бог использует наших друзей, чтобы более преобразить нас во Христа, и иногда Он использует наших врагов, чтобы отшлифовать наши грубые, нечестивые грани.
Родители, дети, супруги, коллеги, клиенты, учителя, соседи, пастора — Бог изменяет нас через всех этих людей. Еще один способ, которым Бог меняет наши жизни — это обстоятельства. Классический стих на эту тему записан в Послании к римлянам 8:28: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу». Финансовые давления, физические и даже погодные условия используются руками Божьего провидения, чтобы направлять Его избранных к святости.
И еще один катализатор — это духовные дисциплины. Он отличается от первых двух тем, что когда Бог работает через дисциплины, Он действует изнутри. Когда Он изменяет нас через людей и обстоятельства, процесс происходит снаружи. Духовные дисциплины также отличаются от двух других методов тем, что Бог дает нам некоторое право выбора относительно участия в них. Зачастую у нас есть небольшой выбор в отношении людей и обстоятельств, которые Бог вносит в нашу жизнь, но мы свободно можем решать, к примеру, поститься ли нам сегодня или читать ли Библию.
Итак, с одной стороны, мы осознаем, что даже сегодня железная самодисциплина не сделает нас более святыми, потому что возрастание в святости — это дар Божий (Иоанна 17:17; 1 фессалоникийцам 5:23; Евреям 2:11). Но, с другой стороны, мы видим, что нам необходимо делать что-то для продления процесса. Бог дал нам духовное дисциплинирование как методы принятия Его благодати и возрастания в благочестии. Благодаря им мы предоставляем Богу место в нас для Его работы.
Новый Завет сначала был написан на греческом языке. Слово «дисциплина», которое употребляется в новой американской стандартной Библии, на греческом языке означает «гимназия». Это слово переводится как «упражняться или дисциплинирования». Поэтому в Библии короля Иакова 1 Тимофея 4:7 переведено как: «Упражняй себя в благочестии».
Духовные дисциплины следует рассматривать как духовные упражнения. Пойти в ваше любимое место, чтобы молиться или вести дневник, это все равно, что пойти в спортзал и заниматься на тренажере. И как физические упражнения такого рода дают силу, так и духовные упражнения производят благочестие.
В Библии есть два рассказа, показывающие, как по-другому можно рассматривать роль духовных упражнений. В Евангелии от Луки 18:35-43 нам рассказывается о слепом нищем, по имени Вартимей, который неожиданно встретился с Иисусом. Сидя у дороги возле Иерихона, он услышал, как приблизилось множество народа с ликованием. Когда он спросил, что происходит, ему ответили, что мимо проходил Иисус из Назарета. Даже такой изгнанник общества, как Вартимей, слышал невероятные рассказы об Иисусе, который ходил по всему Израилю последние 2-3 года. И он тут же начал кричать: «Иисус, сын Давидов! Помилуй меня!» Некоторым из местных знатных сановников стало стыдно из-за возмутительного поведения нищего, и они строго приказывали ему замолчать. Но он еще сильнее кричал: «Иисус, сын Давидов, помилуй меня!» На удивление всех, Иисус остановился и подозвал к Себе того, кто взывал к Нему. В ответ на веру бедняка Иисус сделал чудо и исцелил Вартимея от слепоты.
Вторая библейская история дана нам в следующей, 19-й, главе Евангелия от Луки, с 1-го по 10-й стихи. Это знаменитый рассказ об обращении мытаря Закхея. Возможно, это произошло через считанные минуты после исцеления Вартимея. Из-за своего очень маленького роста Закхей не мог увидеть Иисуса в толпе. Поэтому он забежал вперед и влез на смоковницу, чтобы увидеть Иисуса, Который будет проходить мимо нее. Когда Ийсус пришел на это место, Он взглянул, позвал Закхея по имени и сказал ему спуститься. Затем они оба пошли в дом этого мытаря, где он уверовал во Христа для спасения души и решил отдать половину своего имения нищим, а также вернуть с возмещением все незаконно приобретенные деньги.
О духовных упражнениях следует думать как о способах, которыми мы ставим себя на путь Божьей благодати и стремимся к Нему, как Вартимей и Закхей, вышедшие на путь Иисуса и искавшие Его. Как и эти два искателя, мы обнаружим Его желающим помиловать нас и иметь общение с нами. И со временем .Он будет увеличивать нашу степень подобия Христу (2 Крринфянам 3:18).
Духовные дисциплины также подобны каналам Божьей преобразовывающей благодати. Когда мы входим в них и ищем общения со Христом, Его благодать течет и изменяет нас. Поэтому дисциплины должны стать приоритетом для нас, если мы желаем стать благочестивыми. Великий британский баптистский проповедник девятнадцатого века Чарльз Сперджен выразил важность этого так: «Превыше всего я должен заботиться о развитии моих взаимоотношений со Христом, потому что хотя это и не может быть основой моего покоя, тем не менее это является каналами, через который он приходит». Каналом покоя, свобод и всего, что исходит от Христа и ведет нас к святости, являются духовные упражнения.
Том Лэндри, тренировавший футбольную команду «Даллас Каубойс» около 30 лет, сказал: «Работа футбольного тренера заключается в том, чтобы побуждать их делать то, чего они не хотят, для того чтобы достигнуть того, кем они хотят быть». Подобно этому христиане также призваны заставить себя делать то, чего они обычно не хотят: упражняться в духовных дисциплинах, чтобы стать такими, какими они всегда хотят быть: подобными Иисусу Христу. «Упражняй себя, — говорит Писание, — в благочестии».
Духовные упражнения — Господь ожидает их
Если посмотреть на первоначальный язык, на котором были написаны слова «упражняй себя в благочестии», то сразу становится ясно, что это Божья заповедь, а не просто предложение. Для тех, кто называют себя детьми Святого, святость не является чем-то таким, что можно выбирать по своему усмотрению (1 Петра 1:15-16), поэтому и духовные упражнения в святости являются обязательным условием.
В Притчах 23:12 есть вдохновенный совет Соломона: «Приложи сердце твое к учению». (Хотя учение в Притчах обычно относится к наказанию от Господа, в этом стихе речь идет о духовных дисциплинах, которым Господь учит нас, чтобы побудить упражняться самостоятельно.) Когда я читаю, в моем уме возникает картина, как будто я приклеиваю наклейку на ветровое стекло или бампер моей машины. Другими словами, Господь ожидает, чтобы мы навсегда приложились с преданностью к этим упражнениям, которые производят благочестие.
Ожидание дисциплинированной духовности подразумевается в предложении Иисуса, содержащемся в Евангелии от Матфея 11:29: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня». Точно так же и в отношении ученичества: «Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Луки 9:23). Эти стихи учат нас, что быть последователем Иисуса означает, по крайней мере, научиться от Него и следовать за Ним. Учение и следование требуют дисциплины, ибо те люди, которые учатся всего лишь иногда и следуют непостоянно, время от времени, не являются истинными последователями. Такая дисциплина, стоящая в сердце ученичества, подтверждается в Послании к галатам 5:22-23, где сказано, что умение владеть собой (т.е. самоконтроль) является одним из самых явных доказательств водимого Духом человека.
Господь Иисус не только ожидает от нас этих упражнений, Он их Сам для нас разработал. Он приложил Свое сердце к учению и к упражнению. Он упражнял Себя в благочестии. И если мы хотим быть подобными Христу, мы должны жить так, как жил Христос. Это есть тема книги Далласа Виллардса «Дух дисциплин»:
«Я прямо заявляю, что мы можем стать подобными Христу только через одно — через следование исключительно тому образу жизни, который Он избрал для Себя. Если у нас есть вера во Христа, мы должны верить, что Он знал, как нужно жить. Через веру и благодать мы можем уподобиться Христу, упражняясь в том, в чем упражнялся Он, устраивая всю свою жизнь вокруг тех дел, которыми занимался Он, чтобы постоянно оставаться в доме Своего Отца и в общении с Ним».
Так, много людей, называющих себя христианами, настолько духовно недисциплинированны, что в их жизни, кажется, присутствует очень мало силы и плода. Я видел мужчин и женщин, которые упражняют себя в повышении квалификации в своей профессии, при этом придавая очень маленькое значение «упражнению себя в благочестии». Я видел христиан, верных Церкви Божьей, которые часто с искренним энтузиазмом берутся за дела Божьи, которые очень любят Слово Божье, но при этом снижают свою эффективность для Царства Божьего недостатком дисциплинированности. Их духовность имеет следующие размеры: ширина — 1 км, глубина — 1 см. У них нет глубокого общения с Богом. Они хватаются за все подряд, но ни в чем себя толком не упражняют.
Вы только подумайте: люди тяжело занимаются, чтобы научиться игре на инструменте, зная, что требуются годы, чтобы достичь навыков, они очень напрягаются, чтобы приобрести хорошую форму, зная, что для этого требуется огромное количество времени, они серьезно сосредотачиваются на своей карьере, зная, что требуются жертвы, чтобы преуспеть в ней. И в то же самое время эти же люди сдаются очень быстро, когда видят, что-духовные упражнения требуют усилий, как будто преображение в Христа должно происходить легко, без каких-либо усилий.
Недисциплинированные христиане напоминают мне одного драматурга, Джорджа Кофмана, который во время падения цен встретился с продавцом золотой шахты. Продавец начал расхваливать производительность шахты, убеждая Кофмана купить ее. «Она так богата золотом, что вы можете поднимать самородки прямо с земли!» «Вы хотите сказать, — спросил Кофман, — что мне нужно будет нагибаться?»
Золото благочестия не найдешь на поверхности христианства. Его нужно выкапывать из глубин орудиями дисциплины. Но для настойчивых найденное сокровище более чем достойно всех бед, пережитых при его поисках.
Дополнительное применение
В пренебрежении духовными упражнениями существует опасность. Уильям Баркли написал хорошо известный сборник работ, где он иллюстрирует эту опасность. Комментируя разницу между дисциплинированностью и недисциплинированностью, он пишет:
«Без дисциплины не достигалось ничто и никогда; многие атлеты теряли форму, потому что отвергали дисциплину. Один английский поэт, Колеридж, является трагическим примером недисциплинированности. Такого еще никогда не- было, чтобы такой великий ум производил так мало. Он ушел из Кембриджского университета, чтобы пойти в армию; но и в армии он недолго продержался, потому что не смотря на всю его эрудицию, он не мог почистить лошадь. Он вернулся в Оксфорд, но закончил его, не достигнув никакой степени. Он начал издавать газету под названием «Наблюдатель «, вышло всего 10 номеров, и она закрылась. О нем говорили:
«Он потерялся в видениях работы, которую необходимо было сделать и которая навсегда осталась незавершенной». Колеридж имел все поэтические дары, кроме одного: дара настойчивого и сосредоточенного стремления. В его голове и в его уме содержались все виды книг, у него, как он сам сказал «достаточный багаж для написания чего угодно «. «Я вот-вот собираюсь послать в печать два тома «, — говорил он. Но эти тома навсегда остались только в его уме, потому что у него не было усидчивости для того, чтобы изложить их на бумаге. Никто никогда не достигал какой-нибудь высоты без дисциплины, а если и достигал, то удержаться на ней не мог».
Пренебрегая духовными упражнениями, мы сталкиваемся с опасностью принести мало духовного плода. Немногие из нас могут иметь поэтические и интеллектуальные дары, какие были и у Колериджа, но всем христианам были даны духовные дары (1 Коринфянам 12:4-7). Однако простое наличие духовных даров не гарантирует обильное приношение плода, так же как и умственные дары Колериджа не гарантировали написание поэзии. Как и природные, духовные дары также должны развиваться через упражнения, чтобы принести духовный плод.
Духовные упражнения ведут к свободе. Книга Ричарда Фостера «Значительность упражнений» была самой популярной книгой второй половины XX века на тему духовных дисциплин. Эта прекрасная работа напоминает, что духовные упражнения, на которые многие смотрят, как на ограничения и узы, на самом деле являются путями к духовной свободе. Он по праву называет дисциплину «дверью к освобождению».
Этот принцип мы можем проиллюстрировать, рассматривая свободу, которая приходит от мастерства в других упражнениях. Наблюдая за игрой Кристофера Паркенинга или Чета Аткинса на гитаре, создается впечатление, что они родились с гитарой в руках. Они так близки к этим инструментам и так свободно играют, что игра на гитаре кажется легкой. Все, кто когда-нибудь пробовали играть, осознают, что эта музыкальная свобода и мастерство приходят после десятилетий упорных тренировок. Свобода, приходящая через упражнения, видна не только у первоклассных музыкантов, ню также у звезд спорта, опытных плотников, прилежных студентов, а также у матерей, которые каждый день прекрасно справляются с домом и семьей.
Энтон Трублад выразил отношение дисциплины к свободе, сказав:
«Мы недалеко продвинулись в нашей духовной жизни, если мы не сталкивались с основным парадоксом свободы, который заключается в том, что мы свободнее всего тогда, когда мы ограничены. Но мало быть просто ограниченными, важен характер этого ограничения. Атлет, не желающий дисциплинировать свое тело регулярными тренировками и воздержаниями, не будет свободен на поле. Его нежелание усердно тренироваться лишает его свободы бежать с желаемой скоростью и выносливостью. Этот же принцип в один голос применяют ко всей жизни гиганты посвященной жизни: дисциплина — это цена свободы».
Трублад по праву называет дисциплину «ценой» свободы, но Элизабет Элиот напоминает нам, что «свободу и дисциплину считают чем-то таким, что исключает одно другое и что якобы не может сосуществовать, однако в действительности свобода является не противоположностью, а конечной наградой дисциплины». Подчеркивая, что дисциплина является ценой свободы, не станем забывать также, что свобода является наградой за дисциплину.
В чем же заключается свобода благочестия? Подумайте еще раз о наших иллюстрациях. Например, виртуозный гитарист «свободен» играть сложные партии фламенко, а я нет. Почему? Потому что он усердно тренировался годами. Точно так же и те, кто упражняли себя и запоминали Божье Слово, сейчас «свободны» цитировать Писание. Через упражнения в посте мы можем чувствовать меру освобождения от духовной бесчувственности. Через упражнение в поклонении, служении другим, благовествовании мы находим освобождение от сосредоточенности на себе. Свобода благочестия — это свобода делать то, к чему Бог призывает нас через Писание, и свобода выразить качества характера Христа в наших жизнях. Такая свобода — это «награда», или результат Божьего благословения нашей преданности духовным упражнениям.
Но мы должны помнить, что полная свобода благочестия, воспитанного через упражнения, не приходит за одну ночь или в течение двухдневных семинаров. Библия учит нас, что воздержание, приходящее через духовные упражнения, должно терпеливо достигаться, прежде чем созреет плод благочестия. Заметьте последовательность во 2 Петра 1:6 «…в воздержании терпение, в терпении благочестие». Благочестие должно быть стремлением всей жизни.
Все христиане приглашены насладиться духовными упражнениями. Все, в ком живет Дух Божий, приглашающий вкусить радость жизни, состоящей из духовных упражнений.
Помните Кэвина с его гитарой? Его ежедневные репетиции пошли совершенно в другом духе, когда он осознал, к чему они его приведут. Упражнения и репетиции постепенно станут для него одним из самых больших удовольствий в жизни.
Упражнения без определенной цели — это ужасно нудно. Но духовные упражнения никогда не будут нудными, пока мы делаем их с целью достичь благочестия. Если вы представляете себе дисциплинированного христианина мрачным, бесчувственным, не испытывающим радости полуроботом, значит вы ничего не поняли. Иисус был самым дисциплинированным человеком, который когда-либо жил, и при этом Он был радостным и имел страстное желание жить. Он является нашим примером дисциплинированности. Давайте следовать за Ним к радости через духовные упражнения.