Библиотека soteria.ru
На пути к водительству
Питер Мастерс
Дата публикации: 25.06.14 Просмотров: 3107 Все тексты автора Питер Мастерс
3. Водительство для различных видов деятельности, владения имуществом и проведения досуга
Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает. (Первое послание Коринфянам 6:12; 10:23).
Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте. (Послание к Филипйцам. 4:8).
Эти знаменитые стихи традиционно используются для определения Божьего водительства в вопросах хобби, имущества и досуга. Мы всегда должны помнить о том, что в них сказано, когда планируем, как распорядиться временем, деньгами и своими физическими силами. Апостол говорит, что в этих вопросах мы не можем поступать, как нам захочется. Он отнюдь не имеет в виду, что безнравственность, воровство или любое другое нарушение десяти заповедей позволительно для верующего. Павел хочет сказать, что в христианскую эпоху в отличие от ветхозаветно го иудейского времени ничего не запрещается по церемониальным причинам. Если что-то законно и не безнравственно, то, строго говоря, для верующих это позволительно. Но это еще не все. Другие причины могут не позволять нам какие-то действия, и Павел сообщает, что это за причины. В этой главе мы вначале рассмотрим правила, или тесты, которые апостол предлагает для оценки хобби, различной деятельности и имущества. Затем мы боле подробно рассмотрим вопрос досуга.
Правила, или тесты, предлагаемые апостолом
Первое, на что мы обращаем внимание, когда читаем слова апостола Павла о разных занятиях и имуществе, это то, что он не составляет длинного списка «можно» и «нельзя». Вместо этого он дает принципы, которыми должны руководствоваться верующие в этих вопросах. И это очень хорошо для нас, потому что сейчас мы обладаем таким имуществом и занимаемся такой деятельностью, о которой было неизвестно в первом веке. Как же определить, можем ли мы заниматься определенной деятельностью или владеть каким-либо имуществом? Некоторые факторы могут наложить запрет на что-то, хотя само по себе это не является плохим. Проверочные вопросы, предлагаемые нам Павлом, — это тот золотой ключик, которым мы открываем дверь к правильным решениям тогда, когда нужно сделать выбор. Итак, обратимся конкретно к тому, что говорит Павел:
Вопрос 1. Полезно ли определенное занятие или владение каким-то имуществом? Поможет ли мне это в чем-нибудь, придаст ли новые силы? Отделение от греха, мира и духовной лжи, посвящение всей жизни Господу — это контекст обоих отрывков (1Кор. 6:12 и 10:23). Поэтому вопрос, к которому приводят слова Павла, для большей ясности можно развить и перефразировать. Приносит ли мне пользу какое-то имущество или занятие в моей личной борьбе с грехом и стремлении служить Господу? Ведет ли это к святой жизни и более живому свидетельству о Христе? Или это будет отбирать у меня силы, мешать свидетельствовать о Господе? А также, будет ли мне это помогать в служении или отвлекать от него? В этом смысл вопроса: полезно ли? дает ли преимущества? приносит ли прибыль?
Вопрос 2. Может ли это имущество или занятие завладеть мной? Не станет ли оно для меня наркотиком, и не стану ли я поклоняться ему, как идолу? Не может ли оно настолько поглотить мои чувства и внимание, что я стану отдаляться от Христа? Не придется ли на это потратить слишком много денег, сил и времени? Не приведет ли меня это ко греху?
Вопрос 3. Назидает ли это? В буквальном переводе — помогает ли оно строить? В посланиях слово «назидание» обычно используется в смысле понимания, поэтому оно касается характера человека. Может ли данное занятие или имущество улучшить мое знание Бога или жизни, что, в свою очередь, может способствовать совершенствованию моего духовного состояния? (К примеру, отдых может приводить к полезным духовным разговорам).
Например, если применить принципы апостола Павла к курению, можно придти к следующим рассуждениям. Вопрос 1. Полезно ли курение? Помогает ли оно и дает ли какие-либо преимущества в освящении, отделении от греха, в свидетель стве? Скорее, курение отрицательно сказывается на воздержании и терпении, притупляется ясность ума, а все это — важные качества, необходимые для сохранения святой жизни. На курение уходит немало денежных средств, которые могли бы использоваться в поддержку распространения Евангелия. Существует реальная опасность, что человек, попавший в зависимость от этого искусственного стимулятора, «костыля» для своих нервов, не сможет удержаться от использования более сильного наркотика.
Затем мы задаем вопрос 2: может ли курение завладеть мной? Никто не станет отрицать, что курение порабощает, Один шутник сказал: «Бросить курить — проще простого. Я, например, уже тридцать раз бросал». Наконец, мы задаем вопрос 3: назидает ли курение? Если ценность и польза от курения для нашего духовного роста? Ответ предельно ясен. Курение ослабляет людей в напряженные жизненные моменты, и ставит их в зависимость от того, как оно воздействует на их настроение. Эти принципы, изложенные в Первом послания к Коринфянам позволяют нам дать истинную оценку тем предметам, которыми мы хотим владеть или той деятель
ности, которой мы хотим заняться. Это настоящее водительство Господа.
«Черный список» — старый, но неправильный подход
В прошлом у верующих был не писаный перечень, который показывал, что можно делать и что нельзя. Предметы и занятия делились в нем на две категории. Все возможные развлечения и предметы имущества были включены или в одну или в другую категорию: первая была озаглавлена «Мирское», вторая — «Духовное». В отдел «Мирское» попали танцы, посещение кинотеатров и употребление алкоголя, вместе с дорогой привлекающей внимание одеждой и телевизором.
Этот черный список был очень популярен, потому что верующие точно знали как нельзя поступать. Тут и думать не надо было. И поскольку большинство знало список наизусть, то каждый мог немедленно решить, что хорошо и что плохо. Однако в таком подходе к христианской жизни — жизни по списку — есть большие изъяны. Один из них состоит в том, что список поощряет слишком упрощенный и не реалистичный подход к развлечениям и имуществу. Предметы и занятия были в этом списке или мирскими или духовными, и на этом все кончалось. Система не оставляла места тому факту, что предметы могут использоваться по-разному и одним и тем же делом можно заниматься тоже совершенно по-разному. Например, занятие атлетикой или чтение серьезной литературы может быть настолько же недопустимым, как и посещение дискотек, если оно вызвано исключительно гордостью или требует от человека настолько большой отдачи, что на служение Господу не остается времени.
Кроме того, списочная система имела тенденцию полностью вычеркивать из жизни какие-то предметы — были для того основания или нет — для того, чтобы все было как можно проще. Например, телевизор находился во главе черного списка. Верующим не предоставлялась возможность определять, какие программы хорошие и полезные, какие плохие и просто отнимают время. Им вообще не надо было задумы
ваться, выключать телевизор или нет. В какой-то мере именно отказ взвешивать все «за» и «против» в отношении определенных занятий, отказ от личного участия в своей жизни подорвал авторитет списочной системы и многие стали считать ее неразумной и необоснованной. Но самый серьезный недостаток заключался в том, что не давалось (за редким исключением) объяснений, почему осужденные предметы были плохими. Христиане уважали список, зачастую сами не зная почему.
Вплоть до начала 60-х список имел влияние среди евангельских христиан. Танцы и кино были вне закона. Поп-музыка была осуждена как мирская и греховная; сексуальная, вызывающая одежда — запрещена. Но люди, которым еще не было сорока, не понимали причин этого. В течение ряда лет считалось необязательным давать пояснения, почему то или иное занятие было разрешено или запрещено. Вследствие этого внезапно в течение десяти лет вся структура рухнула. Поначалу нерешительно, а потом все с большей смелостью старые нормы попали под критику и были напрочь отвергнуты практически без всякого сопротивления. Люди, которые раньше верно держались старых правил, быстро встали на дорогу «мирского христианства».
Конечно, в оставлении библейских норм благочестия повинно не только невежество. Поколение, которое отказалось от этих стандартов, при первой же возможности поспешило ввести в свою жизнь то, что считалось мирским. Списочная система не способна поддерживать христианское поведение, и из этого мы должны извлечь важный урок. Гениальность того подхода, который Бог дал нам через Павла, состоит в том, что он силен там, где списочный подход был слаб. Правила, предложенные апостолом, помогают разобраться с каждым вопросом отдельно и глубоко. Нет никакого всеобъемлющего списка плохого и хорошего. Апостол не снимает ни с кого ответственности думать самостоятельно, каждый верующий должен сам себе задавать эти три вопроса. Каждый человек должен в свете своих обстоятельств, и особенно слабостей, определять, что приемлемо для него, а что нет.
Применение правил
Допустим, нам надо принять решение, будем ли мы смотреть что-то, ходить куда-то, принимать в чем-то участие или покупать новые вещи. Даже если речь не идет о безнравствен ных занятиях или покупках, мы все равно должны задать вопрос: но приемлемо ли это для христианина? Правила, предложенные апостолом, помогут нам правильно ответить на этот вопрос. Полезно ли для меня заниматься той деятельно стью, которая отнимает у меня столько времени, что я с трудом могу следить за своим духовным ростом? Мы должны дорожить временем так же, как и деньгами, и не тратить его впустую на бесполезные занятия. Нам нужна физическая разрядка, но нам не следует выбирать способ высвобождения своей энергии, который поглощает много времени, если мы можем достигать того же эффекта, занимаясь чем-то другим и при этом затрачивая в два раза меньше времени.
Приобретая высококлассную аппаратуру, надо обратить особое внимание на цену. Верующие иногда затрачивают значительные суммы на технику, уровень воспроизведения которой намного выше необходимого, выше того, который можно практически использовать. Это касается и других, поэтому надо задавать вопрос: может ли приобретенная обновка окупить себя той пользой, которую она принесет? Подам ли я этой покупкой достойный пример молодым верующим? Даст ли она мне преимущества в моем свидетельстве коллегам по работе, друзьям, членам семьи? Делаю ли я этой покупкой шаг в направлении, которое все больше будет затягивать меня? Не создам ли я для себя излишние искушения и ловушки, связанные с ней? Не поглотит ли это приобретение все мое воображение и все мои мечты? Не похитит ли оно мою любовь и верность к Господу и Его труду?
Есть ли реальная польза от этого занятия или имущества? Улучшает ли это мой характер, помогает ли в христианском служении, умножает ли мои знания и мудрость? Что больше всего привлекает мой читательский интерес? Возможно кто-то считает, что чтение на досуге должно выходить за рамки христианства, потому что нам необходимо расширять свой кру
гозор. Но где грань? Проверочные вопросы, предложенные Павлом, помогут нам самим найти правильный ответ.
Как мы уже замечали, мы должны взвешивать все «за» и «против» лично для себя, потому что на одни и те же вопросы разные люди дают разные ответы. Продолжая наш пример, нужно отметить, что спорт, который стал для одного человека идолом, для другого человека, который чувствует грань и не переходит ее, он может быть прекрасным занятием. Кто-то отдыхает душой и телом за игрой на пианино, а кому-то приходится затрачивать на упражнения слишком много времени и нервов для того, чтобы научиться сносно играть. Сад или дача — прекрасный отдых для одних и рабский труд для других. Каждый человек должен внимательно выбирать способ проведения свободного времени.
Еще семь правил
Еще один набор проверочных правил дается апостолом в хорошо известном отрывке Филип. 4:8. В первую очередь эти правила касаются нашей мыслительной деятельности, но они также применимы к различным занятиям и владению имуществом. Можем ли мы безбоязненно посмотреть на то, как мы проводим свободное время, в свете этих правил? Можем ли мы оценить свое имущество по этим параметрам?
«… Что только истинно …». В первую очередь это призыв к нам быть преданными во всех наших действиях Истине Божьей, призыв не увлекаться чрезмерно ложными представле ниями о жизни. Нам не следует загрязнять наши мысли атеистическими и другими безбожными взглядами на жизнь и поведение человека.
Это не означает, что мы не должны иметь никаких дел с выдумкой. Само Писание иногда использует не буквальные, а аллегорические истории для описания реальности и передачи истины. Художественное произведение может истинно отражать жизнь, отстаивать благородные принципы и поднимать важные вопросы. В нем может содержаться истина с маленькой буквы «и». Тем не мене слова апостола направлены на то, чтобы исключить из нашей жизни те произведения, которые посвящены пропаганде безбожной жизни и безбожной нравственности. Они призывают нас отвергнуть то, что влечет людей прочь от Господа.
Мы должны знать, какова нравственная подоплека той или иной книги, музыки, того или иного фильма, общества. Не является ли это частью сатанинского плана по обольщению человечества? Может это форпост тьмы, инструмент в руках противника Бога и врага человеческой души? Нет ли в этом скрытого стремления навязать нам ложное представле ние о реальности? Наносит ли это урон Истине?
«… Что честно …». Можно ли заниматься этим открыто и не скрывать сделанную покупку? Вынуждает ли это действовать за спинами других? Буду ли я чувствовать стыд, если другие люди узнают, чем я занимался или что я купил?
Слово «честно» можно также перевести словом «достойно». Достойны ли христианина наши стремления? Мы — дети Царя царствующих и Господа господствующих; мы — царственное священство, посланники Бога. Подстать ли нашему высокому положению наши развлечения и хобби? Или наши занятия мелочны и позорны?
Выражение «что справедливо» представляет новую категорию оценки. Справедливость в поступках и словах — высочайшее состояние души. Бог абсолютно справедлив, и Он с любовью наблюдает за тем, как Его дети приобретают то же качество. Нашего внимания и участия достойны те виды спорта и те хобби, которые утверждают принцип справедли вости, а не нарушают его.
Принцип справедливости не позволяет нам забывать о ближних, когда мы составляем свои планы. Справедливо ли мы относимся к своей семье? Не избираем ли мы досуг эгоиста, не обращая внимания на других членов семьи? Наше конкретное положение иногда не позволяет заниматься хорошими и интересными делами ради сохранения принципа справедливос ти. Мне знакомы христиане, которые покупали для себя вещи не по средствам, что заметно отражалось на их детях. Наши капризы и прихоти иногда становятся выше справедливости.
«… Что чисто …». Эта заповедь требует проверки наших дел и помышлений на чистоту и целомудренность. Какую одежду должны носить верующие? Очевидно, не того покроя,
который ставит своей целью вызвать в других людях сексуальный отклик? На что ставят многие телевизионные программы? На страсть и чувственность, а также на издевку над чистотой. Едва ли это приемлемо для верующего.
«… Что любезно …». Павел, конечно, не имеет в виду любезность светских дам; он говорит о том, что поощряет любовь и превращает ее в поступки. Свободное время мы должны проводить так, чтобы из каждого нашего действия исключался эгоизм и преобладало уважение к другим. Я планирую то или иное занятие, но будет ли у меня возможность сделать кому-нибудь добро? Смогу ли я поддерживать дружбу с другими верующими и помогать им в нужное время? Будет ли у меня возможность, чтобы засвидетельствовать о Боге? Любой мудро спланированный отдых оставляет место всему этому. Жестокость, насилие и эгоизм вычеркиваются из всех развлечений принципом любви.
Можно ли оценивать покупки и имущество по тому же принципу любви? Можно ли предметами, не считая тех, которые мы дарим своим близким, поощрять любовь, превращать ее в дело? Поскольку предметами можно причинять боль и заставлять других людей испытывать дополнительные искушения, то, значит, предметами можно выражать любовь. Например, состоятельные верующие, в которых богатство не полностью атрофировало любовь к ближнему, избегают покупать роскошные вещи не только для того, чтобы деньги можно было потратить на дело Божие, но и для того, чтобы не создавать искушения для не столь богатых христиан и не вызывать у них чувства зависти.
«… Что достославно …» (в английском переводе — «что имеет хороший отзыв». — Прим. пер.). Апостол имеет в виду, что некоторые мысли, занятия и имущество сами по себе вызывают у окружающих, особенно неспасенных, хорошее, здоровое впечатление. Здесь Павел предлагает задать вопрос: «Что об этом говорят?» Верующие отличаются не только критическим отношением к развлечениям падшего мира, но и сами являют собой достойный пример того, как надо отдыхать. В этом — один из тестов наших будущих занятий и покупок, которые мы хотим совершить. Вне упрека ли? Проявится ли христианская добродетель быть всем довольным? Увидят ли окружающие вновь, что является главной духовной ценностью?
«… Что только добродетель и похвала, о том помышляйте», — говорит апостол Павел. Добродетель — это наличие добра, а не отсутствие порока. Есть ли в том или ином занятии или имуществе ценность, которая принадлежит ему по сути, которая характеризует его как явление? Ведь что-то существует специально для того, чтобы формировать наш характер и учить нас помогать другим. Этот факт направляет наш поиск прочь от пустой траты времени, от развлечений, в которых нам нет никакого толку. Он помогает ценить одни человеческие возможности и ситуации в человеческом обществе выше других; он проводит грань между пустым и достойным.
Досуг христианина
В этой главе мы постоянно упоминали о проведении досуга. Какое же место досуг занимает в жизни христиан, посвященных Богу? Можно ли говорить об особом христианском подходе к проблеме досуга? В наши дни эти вопросы особенно актуальны, ибо никогда прежде человеку не предоставлял ся такой широчайший выбор развлечений и никогда у человека не было столько свободных денег и свободного времени для отдыха. Более того, отвлечение от обыденной работы сейчас необходимо больше, чем прежде. В течение всей истории жизнь заставляла человека затрачивать много физической энергии. Большинство людей всегда работало руками, и сейчас мы поражаемся тому объему труда, который приходилось вкладывать ежедневно в домашнее хозяйство.
Физическая нагрузка в прошлом не сравнима с сегодняшними нашими трудовыми усилиями: постоянной работой заняты лишь наши ноги и пальцы. Дома кнопки и переключа тели защищают нас от использования физической силы в хозяйстве. Очевидно, такое положение необходимо компенсиро вать дополнительными занятиями, ради избежания преждевременного старения. И это, конечно, касается христиан, которые желают, как можно лучше служить Господу. Недоиспользование физических возможностей нашего тела приводит к тому, что мы быстро устаем, теряем энергичность и интерес к жизни, что начинает проявляться уже к тридцати годам.
Определим христианский досуг следующим образом. Христианский досуг — это наука о противодействии явлению, характеризующему XX век, которое состоит в неестественном недоиспользовании физических способностей человека и в создании современными условиями жизни очень больших нервных и эмоциональных нагрузок. Но это определение необходимо дополнить христианской составляющей. Этот мир — творение Бога. Правда, это также падший мир, находящийся под проклятием, и поэтому наш высший долг проповедовать Евангелие Христа. Но руку Творца все еще можно без труда увидеть в каждой травинке, и дети Божии должны научиться ценить это больше, чем неверующие.
В вечности мы будем наслаждаться прекрасными небом и землей, поэтому и на земле наше сердце и разум не могут оставаться равнодушными в окружении сотворенной для нас Богом природы. Мы не можем себе позволить, чтобы греховное понимание отдыха и развлечений этого мира заставило нас относиться с подозрением и недоверием к любому способу проведения досуга.
Некоторые верующие отвергают всю культуру, направленную на отдых и восстановление сил: музыку, искусство, литературу и даже спорт. Конечно, это лучше, чем бездумное принятие любой музыки и литературы и участие в любом виде спорта. Но мы должны помнить, что мы не бестелесные души и никогда ими не будем. Мы созданы Богом в определенной среде, в которой нам нужно жить и прославлять Его. Люди, отгораживающие себя от всего, что их окружает, обычно становятся мелочными и ограниченными.
Физическая жизнеспособность, сохранение устойчивой нервной системы, в конце концов, формирование целостной личности требуют внимательного отношения к проведению свободного времени. Нам нужно иметь в виду, что многие занятия, оказывающие на нас освящающее действие, также приносят пользу нашему физическому и эмоциональному состоянию. Хотя Павел и пишет Тимофею, что «телесное упражнение мало полезно» по сравнению с духовным, тем не менее, сам апостол довольно часто использует разные виды спорта в качестве примера духовной жизни и духовного роста. Павел ставит в пример дисциплинированность спортсменов, их продуманный подход к затрате физических сил, борцовский и целенаправленный дух. Очевидно, что Писание таким косвенным образом поощряет спорт как способ развития этих качеств.
Кроме того, досуг служит возможностью для общения с другими верующими. Конечно, в первую очередь мы ищем общение в христианском служении. Во время работы в винограднике Господа, будь то посещение больных, проведение уроков в воскресной школе или совместное свидетельство, нам приходится сотрудничать с другими людьми, и это приводит к появлению крепких дружеских связей. Но время отдыха и развлечений мы также можем использовать для взаимной поддержки и ободрения в Господе.
Все это было сказано в поддержку досуга и отдыха. Но сегодня верующие иногда развлекаются больше, чем надо. Ниже приведены два отрывка из Писания, которые призывают к воздержанности и осторожности. Первый говорит о разумном использовании времени, а второй осуждает эгоистичную занятость собой. «Итак смотрите, поступайте осторожно, … дорожа временем, потому что дни лукавы» (Ефес. 5:15-16). «… Потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу» (Филип. 2:21).
Когда активный отдых уводит верующих от духовного служения Господу, тогда этот отдых превращается в идолопоклонство. Христиане призваны не для неги и не для того, чтобы становиться профессиональными игроками. Активный отдых интересует их в той степени, насколько он помогает им достигать христианских целей и укрепляет и продлевает их эффективное служение Господу.
Активный отдых может служить хорошим противодей ствием физическому угасанию и нервному переутомлению. Он может расширить область, где мы прославляем Бога, если мы наслаждаемся произведением рук великого Творца. Отдых может быть сбалансированным: не отвлекающим нас от служения, но придающим нам сил для него. Он может стать частью нашего свидетельства. Он может обогащать наших
ближних во время общения с ними. Активный отдых может принести в нашу жизнь все это. А может и ничего из этого не дать. Оценивайте, взвешивайте, обдумывайте.
Водительство Бога — это благословение, которое верующие ищут не только в экстренных ситуациях, когда, например, решается вопрос карьеры. Апостол Павел оставил нам эти принципы для того, чтобы мы с искренним сердцем находили им применение во всем, что мы собираемся делать, начиная от проведения досуга и заканчивая планированием покупок.
[Дальнейшее обсуждение христианского подхода к досугу вы можете найти в конце книги в приложении, озаглавленном «Проверка развлечений и способов отдыха». Текст взят из работ выдающегося пуританина Ричарда Бакстера]